Научная статья на тему 'Государственная поддержка устойчивого развития энергетического комплекса в инновационной сфере'

Государственная поддержка устойчивого развития энергетического комплекса в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ДОМИНИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ / КОММЕРЧЕСКИЙ ОБОРОТ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / FUEL AND ENERGY COMPLEX / THE DOMINANCE OF THE MARKET / MARKET OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камчатова Е.Ю.

В статье рассмотрены приоритетные цели и задачи государственного регулирования инновационного развития ТЭК. Построена карта основных направлений инновационных решений по отраслям ТЭК. Сформулированы наиболее важные системные проблемы коммерческого оборота инноваций и возможные меры по созданию условий для их коммерческого оборота. Систематизированы экономические методы государственного регулирования инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT SUPPORT FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENERGY COMPLEX IN THE SPHERE OF INNOVATION

The article describes the main goals and objectives of state regulation of innovative development of the national energy and fuel complex. Built a map of the main directions of innovative solutions for the energy sector. Formulated the most important system problems business, innovation and measures to create conditions for their commercial sale. Systemized economic methods of state regulation of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка устойчивого развития энергетического комплекса в инновационной сфере»

УДК 338

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Камчатова Е.Ю., доцент кафедры корпоративного управления, НП «Корпоративный образовательный и научный центр Единой

энергетической системы», e-mail: kuzkat@mail.ru

В статье рассмотрены приоритетные цели и задачи государственного регулирования инновационного развития ТЭК. Построена карта основных направлений инновационных решений по отраслям ТЭК. Сформулированы наиболее важные системные проблемы коммерческого оборота инноваций и возможные меры по созданию условий для их коммерческого оборота. Систематизированы экономические методыгосударственного регулирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, топливно-энергетический комплекс, доминирование на рынке, коммерческий оборот инноваций.

GOVERNMENT SUPPORT FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENERGY COMPLEX IN THE SPHERE OF INNOVATION

Kamchatova E., Associate Professor of the Corporate management chair, Noncommercial Partnership «Corporate educational and scientific

center of Unified energy system», e-mail: kuzkat@mail.ru

The article describes the main goals and objectives of state regulation of innovative development of the national energy and fuel complex. Built a map of the main directions of innovative solutions for the energy sector. Formulated the most important system problems business, innovation and measures to create conditions for their commercial sale.Systemized economic methods of state regulation of innovative activity.

Keywords: innovation, fuel and energy complex, the dominance of the market, the market of innovations.

Проблема формирования механизма устойчивого развития компаний, доминирующих на рынке, на основе повышения их инновационной активности актуальна в настоящее время по нескольким причинам. Вусловиях макроэкономической турбулентности важно использовать специальные инструменты выбора модели инновационного развития компании на разных этапах цепочки создания инноваций, в том числе, с учетом дефицита наличных ресурсов, а также значимости инновационных полуфабрикатов для развития конкретного вида экономической деятельности. В этой связи актуализируется значение инновационной деятельности компании для выпуска инновационной продукции и внедрения инновационных подходов к процессу производства и управления. Не в последнюю очередь это относится к монополистам, которые стабильно функционируют на рынке и заботятся в большей степени о географическом расширении, а не качественном улучшении деятельности.

Энергетические компании, как правило, доминирующие на рынке, должны использовать соответствующие методы выбора инновационных проектов, а также сочетать результаты реализуемых проектов в единой системе координат, поэтому необходим обоснованный инструментарий формирования портфеля инноваций доминирующей компании. Однако внедрение подобного инструментария осуществляется в условиях сопротивления внутренней среды, поэтому руководители компании должны оценивать готовность компании к осуществлению изменений в организации инновационной деятельности.

Таким образом, необходимость непрерывного развития инновационной деятельности компании для поддержания ее конкурентоспособности и конкурентного преимущества на рынке определило актуальность разработки теоретико-методологических и методических принципов стратегического развития компании на основе развития инноваций, способствующих достижению лидирующего положения на рынкедля отечественных субъектов национальной экономикиЛроблемы развития инноваций в РФ высветили целый комплекс вопросов законодательного регулирования инновационной деятельности. Во многом, основным стимулирующим фактором развития инноваций в ТЭК является законодательное и нормативно-техническое «понуждение» к инновациям в сфере энергосбережения, энергоэффективности и надежности (безопасности) работы компаний ТЭК[1].

Развитие инноваций без создания соответствующих условий как внутри компаний, так и на уровне отрасли вряд ли возможно. В настоящее время работа по инновационному развитию в компаниях носит фрагментарный и несистематический характер. Востребованность инноваций как товара, и, соответственно, использование рыночных механизмов для прорывного инновационного развития экономики РФ возможно только при условии наличия устойчивого спроса на инновации [2].По нашему мнению, инновационное развитие российской экономики в 2015-2030 гг. должно проходить в 3 этапа (рисунок 1), различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития, и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2015-2020 гг.) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).Второй этап (2020-2025 гг.) - предполагает рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нано-технологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.На третьем этапе (после 2025 г.) развитие будет направлено на закрепление лидирующих позиций России на мировом рынке и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

ТЭК России является одной из самых привлекательных и ресур-сообеспеченных сфер применения инноваций, в том числе базисных. Это связано, с одной стороны, с его значимым положением в экономике страны

(вт.ч. высокой долей в доходной части федерального бюджета и экспортных доходах страны), с другой - его ролью основного «моста», связывающего Россию с мировой экономикой и развивающимися в ней процессами глобализации. Даже последние кризисные явления не повлияли на устойчивость развития электроэнергетики.

Предстоящая технологическая ступень развития связана с преобразованием простого энергетического ресурса в альтернативный высокотехнологичный энергетический продукт. Этот энергетический продукт будет требовать иных, отличных от действующих в настоящее время способов его доставки для потребителей.На рисунке 2 приведены основные направления инновационного развития отраслей ТЭК до 2030 г.

Перечень системных проблем коммерческого оборота инноваций и меры по созданию условий для их коммерческого оборота приведены на рисунке 3. Основной системной причиной слабого прогресса в инновационном развитии является отсутствие спроса у бизнеса и населения на инновационные товары и услуги. В этой связи первоочередные действия государства должны быть направлены на разработку мер повышения спроса на инновации у бизнеса и населения [3].

Учитывая, что вопросы нового законодательного обеспечения инновационной деятельности, а также построения инновационной инфраструктуры требуют определенного времени целесообразно весь комплекс выше приведенных мер по интенсификации коммерческого оборота инновациями реализовать в два этапа.На первом этапе (до 3 лет) должны быть задействованы в основном меры прямого государственного воздействия с использованием потенциала субъектов естественных моно-полийи предприятий с высокой долей государственной собственности.

В рамках первого этапа должны быть реализованы:

• административные меры;

• меры воздействия на рынок государственных закупок и закупок естественных монополий;

Цель регулирования:

Определение путей и способов технологического развития отраслей ТЭК, обеспечивающих реализацию инновационного варианта долгосрочного развития экономики страны

I

С учетом

Реализация цели предусматривает в сфере ТЭК

Концентрацию ресурсов государства и бизнеса на прорывных инновационных технологиях, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции, освоение новых рыночных ниш

1-й этап (до 2020 г)

1. Тенденций мирового технологического развития и основных направлений развития мировой и отечественной энергетики.

2. Международного опыта коммерческого оборота инновациями.

3. Необходимости совершенствования системы государственного управления инновационной деятельностью, в т.ч. за счет развития частно - государственного партнерства

Инновационное обновление основных фондов, поворот к базисным и улучшающим инновациям путем инвестиций в основной капитал

Реализацию научно-технических достижений и изобретений, улучшение использования интеллектуальной собственности, возрождение и реструктуризация научно - технического потенциала

Этапы регулирования

2-й этап (до 2025 г)

Содействие формированию инновационного партнерства предпринимателей, государства и бизнеса

3-й этап (до 2030 г)

Содержание этапа

Базируется на реализации и расширении глобальных конкурентных преимуществ России в сфере энергетики, транспорта, переработки природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологичесие заделы для перевода на следующем этапе экономики в ре_жим инновационного развития._

Базовые ориентиры к 2020 г (относительно 2015 г):

1. Производительность труда - 14(Н 141%

2. Инвестиции в основной капитал - 180-И 85

3. Снижение энергоемкости ВВП - 8Н83 %

4. Расходы на НИОКР - 1,4-4,6 % от ВВП

Содержание этапа

Предполагается рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики, переход на новую технологическую базу, улучшение качества человеческого капитала

Базовые ориентиры к 2025 г (относительно 2015 г):

1. Производительность труда - 225+229 %

2. Инвестиции в основной капитал - 387+413 °

3. Снижение энергоемкости ВВП - 57+62 %

4. Расходы на НИОКР - 3 % от ВВП

Содержание этапа

Закрепление лидирующих позиций России на мировом рынке, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста

Базовые ориентиры к 2030 г (относительно 2015 г):

1. Производительность труда - более 400 %

2. Инвестиции в основной капитал - более 500 %

3. Снижение энергоемкости ВВП — более 50+55 Ч

4. Расходы на НИОКР - 3+4 % от ВВП

Рисунок 1. Цели и задачи государственного регулирования инновационного развития ТЭК

• меры по совершенствованию государственного управления;

• меры взаимной ответственности бизнеса и государства.

На втором этапе:

• должно быть окончено законодательное оформление рынка инноваций;

• введены в действия методы экономического регулирования инновационной деятельности;

• сформировано единое электронное информационное пространство (возможно на основе реализации проекта В2В-Интехно) спроса и предложения на инновации;

• разработаны для реализации меры поповышению спроса на инновационные продукты у населения.

Административные меры включают:

• использование методов технического регулирования, обеспечивающих приоритет использования инновационных товаров и услуг;

• государственный запрет на использование устаревших технологий;

• корпоративные регламенты для субъектов естественных монополий и предприятий с долей госсобственности, предусматривающие использование инновационных товаров и технологий;

• разработку и утверждение для субъектов естественных монополий и предприятий с долей государственной собственности программ инновационного развития.

Меры воздействия на рынок государственных закупок и закупок у естественных монополий включают:

• установление на федеральном, региональном и муниципальном рынках государственных закупок квот на закупку инновационных товаров и услуг;

• распространение такого же правила на закупки субъектов естественных монополий и предприятий с долей госсобственности;

• предоставление бонусов потребителям при покупке инновационных товаров.

Вышеприведенный комплекс мер призван задействовать весь потен-

Нефтегазовый комплекс

Основные направления инновационного развития отраслей ТЭК до 2030 г. + i , , + +

Технологии переработки сырья

Транспортировка нефтегазового сырья

Воспроизводство запасов

I _kl

Угольная промышленность Традиционная электроэнергетика

Альтернативная и малая энергетика

Геологоразведка

Процессы добычи угля

Переработка угля

Безопасность ведения горных работ

. I и + ,

¡Тепловая энергетика|| Гидроэнергетика |~

Генерация

На суше На море

Сейсморазведка

Электроразведка

Геофизические исследования

Бурение скважин

Морская сейсморазведка

Морское бурение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Освоение акваторий северных, восточных и южных морей

Освоение технологий чистого сжигания низкосортных топлив

Производство ПГУ больших мощностей

Производство типовых модульных одновальных когенерационных ПГУ

Производство экологически чистых угольных конденсационных энергоблоков

Производство экологически чистых энергоблоков на суперкритических параметрах пара

Создание гибридных ПГУ

Производство экологически чистых ПГУ с газификацией твердого топлива

Теплоснабжение

Использование тепловых насосов

Производство модульного технологического оборудования

Серийное производство автоматизированных систем контроля (управления) теплоснабжением

Освоение технологий н изкотем пературного теплоснабжения

Создание типового гидрооборудования для приливных электростанций

Производство силового оборудования для обратимых гидроагрегатов ГАЭС

Создание централизиро-ванной системы контроля безопасности ГЭС

Создание самых крупных высокоэффективных экологически чистых гидроагрегатов

Водородная энергетика

Создание универсальных высокотемпературных водородных парогенераторов и парогенераторов тепловой мощностью до 100 МВт

Освоение технологий производства водорода из воды и реализация высокочистого водорода высокотехнологичным потребителям

Производство фотоэлектрических преобразователей энергии

Производство сетевых ветроустановок

Производство малых, мини, и микро ГЭС

Строительство

приливных электростанций

Производство типоразмерного ряда автономных ветроустановок

1

Возобновляемая энергетика

Производство солнечных коллекторов для теплоснабжения

Введение в эксплуатацию геотермальных установок

Производство новых видов топлива из

биомассы с применением их в энергоустановках

Производство волновых утановок мощностью до 100 кВт

Освоение технологий производства водорода из природных топлив и нетрадиционного сырья (биомасса, алюминий).

Использование водородных систем для аккумулирования покрытия пиков мощности на АЭС, ТЭС, ВИЭ и др.

Рисунок 2. Карта основных направлений инновационных решений по отраслям ТЭК

Л

Семь системных проблем коммерческого оборота инновациями:

1. отсутствие у бизнеса спроса на инновации;

2. низкий спрос населения на инновационные товары;

3. отсутствие инфраструктуры коммерческого оборота инноваций;

4. недостаточный объем ■инструментов коммерческого

оборота инновациями;

5. неопределенность портфеля инноваций, поддерживаемых государством;

6. недостаточный уровень образования для реализации коммерческого оборота инновациями;

7. недостаточный объем законодательной базы.

Меры по созданию условий для коммерческого оборота инновациями

>

Прямое ^кономическо

государственное е воздействие

воздействие

1 1

Взаимная ответственность государства и

Лдшшистратик 1ное воздействие

^Воздействие на1

рынок государственны х закупок и

закупок естественных .

Бюджетные меры

и

Совершенствование государственно! о управления

Меры увеличения спроса на инновации у

У

Главная проблема - российский

бизнес не является движущей силой инновационного развития экономики!

Государству необходимо реализовать три постулата:

- первый - необходимо методами экономического понуждения создать спрос у российского бизнеса на инновации;

второй - организовать финансирование инноваций

исключительно через реальный сектор экономики;

- третий - каждый выделенный бизнесу государством рубль должен быть «привязан» к инновациям.

Исходя из этих постулатов, необходимо:

сформировать постоянно обновляемый список инновационных технологий и патентов на технологии, которые будут поддерживаться государством;

разработать механизмы предоставления компаниям

государственных гарантий, налоговых послаблений, инвестиций в любой форме (кредитной или лизинговой) для финансирования проектов только из утвержденного списка технологи: или патентов.

Рисунок 3. Перечень системных проблем коммерческого оборота инноваций и меры по созданию условий для их коммерческого оборота

Частно -государственное партнерство при реализации

Совместное планирование производственных инновационных

циал субъектов естественных монополий и предприятий с высокой долей государственной собственности [4]. В том же направлении на первом этапе должны быть задействованы меры государственного управления. Меры государственного управления включают:

• разработку в соответствии с практикой, применяемой в министерствах других стран, пятилетних планов инновационного развития отраслей;

• создание при Правительстве РФ или Президенте РФ специального органа, в функциях которого в том числе была бы ответственность за инновационное развитие страны и разработка комплексной программы инновационного развития экономики, с учетом программ инновационного развития отраслей;

• формирование методологии разработки программы инновационного развития, предусматривающей обязательное участие в ней министерств и Роспатента, в том числе осуществляющих анализ патентов и заявок на патенты зарегистрированных в России и трех мировых патентных офисах по направлениям отраслевого развития экономики;

• разработку и утверждение классификатора инновационных технологий и инновационных продуктов;

• разработку и утверждение годового и пятилетнего реестра инновационных технологий, поддерживаемых государством;

• содействие в создании инфраструктуры рынка инноваций, в том числе в формировании единой электронной информационной системы, в которую может обратиться разработчик для реализации своего предложения (от стадии идеи до конкретной технологии) бизнесу; в качестве такой системы может быть использована действующая в энергетике торгово-закупочная система «В2В Энерго» с порталом «В2В-Интехно», позволяющая в режиме сделок по продукции предлагать покупателю ее инновационный аналог, находящийся на конкретной стадии разработки.

В этот же период должны быть задействованы меры взаимной ответственности бизнеса и государства.В реализации этого направления многие страны переходят на принципы отраслевых контрактов, заключаемых государством с крупными представителями бизнеса. Дело в том, что у крупных компаний, занимающих высокую долю в экономике страны, должен быть совершенно иной, чем у мелких компаний, характер взаимодействия с государством, включая их значительную социально-экономическую ответственность перед обществом.

Невыполненные в контракте обязательства сторон должны подвергаться взаимными претензиями с целью повышения ответственности сторон за ранее принятые на себя обязательства. Существенная роль в этой конструкции должна принадлежать РК-компаниям. Общественность должна знать, по какой причине произошло невыполнение

индикативного плана, в том числе в инновационной части. Это очень важно с точки зрения общественной оценки работы компаний ТЭК и Минэнерго России.В соответствии с вышеприведенными положениями, меры взаимной ответственности бизнеса и государства включают нижес-ледующее.Методы совместного планирования государства и бизнеса, в том числе включающие:

• разработку отраслевого контракта бизнеса, в совокупности занимающего более 70% на рынке, с государством (в лице профильного министерства), который помимо пятилетних производственных планов должен включать индикативный пятилетний план инновационной деятельности, поддерживаемый государством;

• обязательное утверждение государством пятилетнего инновационного плана субъектов естественных монополий;

• создание при министерствах координационных советов по отраслям из представителей бизнеса и государства, в рамках которых должны действовать научно-технические советы, формирующие списки инновационных технологий, поддерживаемых государством.

Методы государственно-частногопартнерства, в том числе включающие:

• совместное финансирование перспективных инновационных проектов;

• снижение инвестиционных рисков бизнеса путем предоставления ему государственных гарантий и т.д.

На втором этапе должны быть задействованы все рыночные механизмы интенсификации коммерческого оборота инноваций, включая:

• экономические методы;

• методы повышения спроса на инновации у бизнеса и населения.

Экономические методы могут включать нижеследующие:

а) Налоговые меры, среди которых можно выделить:

• налоговые кредиты по затратам на НИОКР (например, в США -25% от инвестиций), при ниже следующем апробированном механизме: если в течении 3-х лет затраты на НИОКР у корпорации растут темпами 5% в год, то из ее годовой прибыли исключается 3-х летний объем этих затрат;

• уменьшение на 50% налога на высокотехнологичное имущество;

• увеличение нормы амортизации более чем в 2 раза на высокотехнологичное имущество;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышение до 30% доли списания на себестоимость основных средств (высокотехнологичное имущество) при их постановке на учет.

б) Бюджетные меры, среди которых можно выделить:

• предоставление бизнесу бюджетных средств по любой схеме: кредитной, лизинговой и др. для финансирования инновационных проектов только из списка технологий, поддерживаемых государством;

98 ТКАШРОКТ БШШБ88 Ш КШ81А | №5 2015 |

Рисунок 4. Систематизация экономических методов государственного регулирования инновационной деятельностью

• создание лизинговой компании ТЭК, использующей механизм частичного погашения государством кредитных ставок (по кредитам, взятым компаниями в российских банках) и размещение заказов на оборудование на отечественных и зарубежных машиностроительных заводах при условии концентрации лицензий на патенты у лизинговой компании.Важной составной частью второго этапа является реализация мер по увеличению спроса на инновации у населения.Эти меры должны предусматривать:

• повышение заработной платы у населения;

• реализацию бонусной системы приобретения инновационного товара;

• поощрение государством создания «рабочих касс взаимного кредитования», обеспечивающих беспроцентное кредитование работников предприятия для покупки товаров;

• создание условий для реализации механизма учета в цене инновационного товара, стоимости возвращаемого населениям его устаревшего аналога;

• установление квот на приобретение инновационных товаров и услуг при закупках, осуществляемых социальными органами для нужд населения.

Использование вышеприведенного комплекса мер может позволить интенсифицировать процессы коммерческого оборота инноваций в России. Расширенный арсенал экономических методов регулирования инновационной деятельности представлен на рисунке4.В качестве бизнес-структурв рамках инновационной деятельности в ТЭК рассматриваются [5]:

а) Центры коммерциализации (инновационные компании).Ор-ганизация процесса коммерциализации результатов инновационной деятельности для получения дополнительных доходов начинается с анализа имеющихся РИД, маркетинговых исследований для определения потенциального спроса на них, проведение «предпродажной подготовки»,выведения РИД на рынок, определение условий и оформление договорных отношений на использование РИД сторонними организациями.

б) Отраслевой технопарк.В первую очередь позволяет организовывать инновационную деятельность на «прорывных направлениях», создать опытную базу для реализации таких проектов, обеспечить кооперацию с аналогичными центрами в РФ и за рубежом. Кроме того, позволит обеспечить участников инновационной деятельности необходимой информацией и консалтинговыми услугами по организационно-методическим и нормативно-правовым аспектам этой сферы, вопросам маркетинга, ускорить процесс вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности (РНТД).

в) Энергосервисные компании и предоставляемые ими услуги могут

стать основой для реализации механизма инновационно-инвестиционной деятельности в энергетике в условиях финансово-экономического кризиса и в посткризисный период.В общем случае понятие «сервис» подразумевает широкий профиль работ и услуг, в том числе:

• мониторинг текущего состояния энергооборудования;

• капитальный и послеаварийный ремонт энергооборудования;

• энергетические обследования как основа выбора и реализации энергосервисов;

• сопровождение инновационных технологий в области сервиса энергокомпаний;

• консалтинг и сопровождение инновационно-инвестиционных проектов технического перевооружения и модернизации энергетических объектов;

• консалтинг в области эффективного участия в конкурсах, в том числе на электронных площадках В2В-епещо, В2В-интехно по защите оборудования, технологий и услуг;

• юридическое сопровождение, защита интеллектуальной собственности, оформление инновационных технологий сервисов как товарной продукции, формирование лицензионных соглашений и др.

Таким образом, на основе анализа энергетической отрасли выявлено, что компании доминируют на рынках отдельных регионов, при этом явный лидер в инновационном развитии отсутствует. Показано, что, в большей степени,это связано с наличием картельного сговора между основными участниками, который определяет низкую инновационную активность предприятий. Обосновано, что по мере развития возобновляемых источников энергии и малой распределенной генерации как в отечественной экономике, так и в зарубежных странах произойдет усиление конкуренции и формирование конкурентной среды, что будет усиливать необходимость развития инновационной деятельности компаний электроэнергетической отрасли.

Литература:

1. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите конкуренции».

3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. №Пр-576).

4. Глазьев С. Сесть на гребень новой волны роста. // журнал «Однако» №32(96) от 24 сентября 2011 г.

5. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 84 с.

ТКЛШРОКТ ВШШБББ Ш КШБТЛ | №5 2015 | 99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.