Научная статья на тему 'Методология реализации кластерного подхода при формировании инновационной экономики России'

Методология реализации кластерного подхода при формировании инновационной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология реализации кластерного подхода при формировании инновационной экономики России»

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

Методология реализации кластерного подхода при формировании инновационной экономики России

М. Б. Алексеева,

д. э. н., профессор

В. Ф. Богачев,

д. э. н., профессор

Балтийский инновационный фонд

И. В. Бойко,

к. э. н., доцент

В последнее время в научной литературе возросло внимание к проблеме формирования кластерных систем в российской экономике. К сожалению, данное направление научных исследований при отсутствии концептуально завершенных подходов к пониманию многих базовых понятий инновационной экономики, может завести в очередной гносеологический тупик и направить процесс инновационного развития по пути бесконечных научных дискуссий.

Кластерный подход является относительно новым для России методологическим инструментом при формировании национальной и региональной промышленной политики в рыночных условиях и интегрированной макроэкономической среде. Основой такой политики становится стратегия территориального развития, существенной ориентацией на качество локальных конкурентных преимуществ и вниманием к региональным производственным системам. С точки зрения системного подхода приобрести новые качества национальная экономическая система может только при качественном изменении региональных экономических систем.

Кластеризация — это рыночный механизм качественного преобразования региональных экономических систем, т. е. мезоэкономического уровня. Теория кластеров базируется на том факте, что определенные виды экономической деятельности имеют свойство концентрироваться в определенных территориальных границах, где для данного вида бизнеса существуют наиболее благоприятные условия.

Существенным отличием реализации кластерного подхода в России является то, что должна трансформироваться вся система государственного управления промышленным сектором экономики, основой которой становится способность государства управлять частными промышленными компаниями в стратегически важных направлениях. Анализируя опыт стран с переходной экономикой, следует отметить,

что эффективность реализации кластерного подхода возможна лишь как инициатива «снизу», без административного вмешательства «сверху». В современной экономической теории кластеры рассматриваются в качестве объекта инновационной промышленной политики, именуемого «кластерной политикой», главной целью которой является повышение конкурентоспособности регионов и страны в целом. В основе этого нового типа экономической политики лежит признание того, что стабильные правовые, политические, социальные институты и устойчивая макроэкономическая политика являются важными предпосылками увеличения регионального, а, следовательно, и национального благосостояния. Экономическая мощь страны создается в процессе взаимодействия инновационных агентов на всех уровнях принятия решений, и определяется способностью фирм создавать товары и услуги, пользующиеся устойчивым спросом, используя эффективные способы производства, распределения и потребления. Таким образом, эффективность предпринимательского сектора неразрывно связана с качеством региональной бизнес среды.

Несмотря на растущее количество научных публикаций по проблемам формирования кластеров в региональной экономике, суть самого понятия «кластер» до сих пор понимается неоднозначно. На наш взгляд, чаще всего применяется расширенная трактовка этого понятия, куда включаются любые связи, складывающиеся между рыночными агентами по поводу различных направлений общественной (хозяйственной, научной, культурной и пр.) деятельности. В рамках такого подхода многие авторы выделяют не только транспортные, информационные, банковские кластеры, но и, к примеру, туристические кластеры, кластеры в здравоохранении и т. д.

Для понимания сути построения инновационной экономики в России, на наш взгляд, приемлемой является более узкая трактовка понятия «кластер»,

т. е. сеть производственных предприятий, инфраструктурных компаний, научно-исследовательских учреждений, формирующих новые технологии и ноу-хау, рыночные институты и потребители, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Такая сеть, скорее всего, формирует промышленный кластер. В случае, когда речь идет о локализации промышленного процесса, можно говорить о региональном промышленном кластере. Иными словами, региональный кластер имеет тесную связь с региональной промышленностью. Такой подход к кластерной проблематике отражен, к примеру, в Послании Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева Государственному Совету на 2006 г., в котором отмечается, что в республике уже сформировались ярко выраженные ключевые предприятия — лидеры, способные стать ядром соответствующих кластеров.

Например, в нефтегазохимической отрасли (реформирование нефтегазохимического комплекса республики изначально проходило по кластерному принципу — все его отрасли рассматриваются как единый, целостный и взаимосвязанный комплекс); в электроэнергетической отрасли (ОАО «Татэнерго» является ядром электроэнергетического кластера и устойчиво функционирующей энергетической основой расположенных на территории Республики Татарстан крупных объектов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, резинотехнической промышленности); авиастроительный кластер (сюда входят предприятия-лидеры ОАО «Казанский вертолетный завод», сохранивший позиции на внешнем рынке, ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение», КАПО им. С. П. Горбунова, ОКБ «Сокол», которые остаются на сегодня предприятиями, способными выпускать современную авиатехнику); в автомобилестроении (лидер кластера — группа предприятий ОАО «КамАЗ»); в агропромышленном комплексе (ядро кластера составляют ОАО «Татарстан сэтэ» (350 тыс. га), которое ориентировано на развитие молочного животноводства; ОАО «ПК “Красный Восток”» (162 тыс. га) развивает животноводство на основе новейших технологий и высокопродуктивного скота и др.) [1].

Отраслевой подход к формированию кластерных систем достаточно распространен и по сути является «клоном» территориально-производственного подхода к размещению производительных сил в регионе. Однако, в условиях инновационной экономики кластеры создаются не столько по отраслевому, сколько по межотраслевому принципу и направлены не столько на усиление сложившейся структуры регионального производства, сколько на появление принципиально новых отраслей, формирование новых «конкурентных преимуществ» региона, создание новой отраслевой конфигурации в регионе. Как справедливо отмечает один из руководителей Правительства Вологодской области Л. Г. Иогман: «...идти «отраслевой логикой» — значит рано или поздно столкнуться с поставленными вопросами. К тому же отраслью надо управлять. Чиновников у нас, конечно, хватит. Вот только с точки зрения рыночной экономики управлять отраслями частной промышленности не-

возможно. Поэтому отраслевой подход — это тупик, утопия. Кластерный подход в основе содержит партнёрство заинтересованных друг в друге субъектов. И субъекты эти необязательно производят один и тот же продукт. Единственное, что их объединяет — географическая локализация, привязка к одной территории. Кто эти субъекты? Производство и агент предоставления финансовых услуг, региональная администрация и союзы промышленников, территориальные федеральные органы управления и энергетика...» [2].

Таким образом, функционирование кластеров направлено не столько на усиление позиций отдельных отраслей в регионе, сколько на формирование нового профиля самой региональной экономической системы. В такой системе отраслевая структура является лишь механизмом реализации стратегических целей развития региона, повышения качества использования региональных ресурсов и не только людских, финансовых, материальных, но и, прежде всего, интеллектуальных.

Региональные кластеры действительно должны иметь тесную связь с промышленностью региона, но заблуждением было бы связывать их развитие со сложившейся структурой промышленного производства. Крайне нецелесообразно пытаться «вдохнуть жизнь» в старые производственные корпуса, созданные в регионе в прежние времена в условиях преобладающего в нашей стране типа межотраслевого разделения труда.

Кластерные системы, как уже отмечалось выше, в рыночной, инновационной экономике имеют тесную «родовую связь» с региональной промышленной политикой, т. е. с политикой, направленной на промышленную реструктуризацию региональной экономики. В рамках реструктуризации следует расформировывать «тяжеловесов» — старые отрасли, не способные по различным причинам стать «оплотом конкурентоспособности» и способствовать появлению новых отраслей, новых межотраслевых комбинаций, которые в Японии называют «восходящими» (sunrise industries).

После своей недавней поездки на Дальний Восток, Министр регионального развития РФ Д. Н. Козак посетовал на то, что деньги, выделяемые на ФЦП, не дают ожидаемого результата и «размазываются» по различным направлениям. Причиной такой системной проблемы является как раз отсутствие промышленной политики с четким определением не только промышленных приоритетов, но и формированием списка отраслей, которые должны быть либо реструктуризированы, либо полностью ликвидированы. Как показывает практика, финансовая поддержка оказывается уже существующим, хотя и проблемным, региональным «отраслям-тяжеловесам». При таком подходе очень сложно «вырастить» принципиально новую производственно-технологическую структуру как на региональном, так и на национальном уровнях.

Иными словами, когда определены цели и задачи промышленной политики, а для конкретного региона выбраны отрасли — локомотивы («восходящие» отрасли), то их размещение на территории кон-

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

кретного региона должно сопровождаться разработкой четкой территориально-пространственной схемы их размещения, с учетом различных факторов: наличия транспортных и подъездных путей (в отдельных случаях с учетом возможности их строительства), наличия населенных пунктов и необходимых коммуникаций (или возможности строительства населенных пунктов нового образца по типу приусадебной урбанизации), наличия природно-сырьевой базы и пр. Поскольку промышленная политика направлена на усложнение технологического уровня производимой в регионе продукции, то в состав кластеров должны быть включены также и такие «развивающие» регион структуры, как университеты, научные лаборатории, экспертно-консультационные фирмы, информационно-аналитические и маркетинговые центры и пр. По сути, промышленная политика является стратегическим ориентиром для улучшения конкурентных преимуществ региона, а кластеры представляют собой реальный механизм ее достижения на определенном региональном ландшафте.

Рождение и развитие именно новых отраслей, их экспансия на конкурентные рынки (в том числе и на возможное замещение импорта на внутреннем российском рынке), создание мирового брэнда и постоянное улучшение конкурентных характеристик новых продуктов и местных инновационных компаний является основой реализации кластерного подхода в регионе. Это не значит, что должно произойти полное сворачивание традиционных видов производств в том или ином регионе. Если, к примеру, в регионе имеются значительные запасы качественного угля (например, Сахалинская область) то его добыча, скорее всего, не прекратится даже в условиях инновационной экономики. Здесь речь должна идти, скорее всего, о пропорциях, о доле доминирующего продукта в валовом региональном продукте (ВРП). Если угледобыча занимает, например, 30% ВРП (а вместе с нефтедобычей и лесодобывающей до 70%) — это один тип экономического развития. Если добыча угля занимает всего 2%, а 35% — тонкая углехимия, расщепление угля до нейтринов и «сборка» принципиально новых продуктов — это совершенно иной тип регионального пути экономического развития. Только во втором случае будет востребован научно-образовательный потенциал региона, начнется «охота» за молодыми профессионалами со стороны компаний, станут все более четко проявляться контуры новой федеральной политики в отношении региона.

Следовательно, региональная промышленная политика должна быть направлена на «выращивание» региональных «конкурентных преимуществ». В то же время кластерная политика представляет собой конкретный механизм реализации этой стратегической цели, своего рода генеральный план инновационного развития региона, в котором должна быть отражена не только первоначальная отраслевая конфигурация, формируемая вокруг новых ключевых региональных технологий, но и конкретная проекция перспективных производственно-технологических схем на конкретный «региональных ландшафт», с учетом существующих ресурсных, инфраструктурных, ры-

ночных и прочих условий. Кластер как механизм выращивания «конкурентных преимуществ» региона является очень динамичной системой. Способствуя формированию первоначально упрощенной цепочки связей в регионе по производству продукции с некоторой степенью технологической интенсивности, кластерная политика должна определять характер технологического продвижения на следующем этапе, усложнение используемых в регионе технологий, создавать условия для развития научно-исследовательской, лабораторной базы в регионе и наращивать образовательный потенциал, ориентируясь на самые передовые международные стандарты. В то же время, значительные усилия должны быть направлены на «выращивание» инновационного бизнеса, способного не только использовать новые технологии, но и «прорываться» с ними на самые сложные мировые рынки, постоянно повышая свои конкурентные качества. Именно в таком случае, как справедливо отмечает М. Портер: «...одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге формируется сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности» [3]. Когда кластерная система начинает организовываться, ее последующее развитие происходит через цикл саморазвития на основе реализации синергетического эффекта.

Успех растущего кластера привлекает внимание предпринимателей, людей, желающих работать в том или ином кластере. Растет качество трудовых ресурсов в кластере как за счет миграции, так и через переподготовку кадров. Получают развитие исследования и инфраструктурное обеспечение, повышается конкурентоспособность кластера. Постепенно конкурентоспособность распространяется и вверх по технологической цепочке. Предприятия, объединенные в кластер, заставляют поднять качество поставляемых им полуфабрикатов и, тем самым, вынуждают своих поставщиков также повышать качество своей продукции и делать ее более конкурентоспособной. Следовательно, кластерную систему можно рассматривать в качестве бифуркационной модели производства продукта, в которой прогнозируются варианты изменения поведения ее элементов (бизнес-агентов) в зависимости от сочетания внешних факторов.

Мы согласны с мнением Г. В. Марченко [4] в том, что кластерный подход — это способ реализации территориального принципа управления развитием региональной экономики. Это методологическое средство структурирования экономики, новый способ понимания конкуренции и источников достижения конкурентных преимуществ, основа выявления точек роста и оптимальное сочетание интересов территории и отдельных предприятий.

Исходя из определения кластера (cluster — гроздь, сгусток), данного М. Портером, (это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний

(поставщики, производители) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга) [5], считаем необходимым добавить то, что кластеры — это сеть локальных компаний, связанных между собой по технологическому принципу в направлении производства конечной конкурентоспособной продукции и для достижения данной цели, осуществляющих регулярное повышение технологического уровня производимой в регионе продукции в результате постоянного взаимодействия с научными лабораториями и университетами.

С позиций системного анализа, под «кластером» следует понимать локализованную (пространственно-территориальную) систему хозяйствующих субъектов, рыночных экономических отношения и динамичные взаимосвязи между бизнес-агентами, обусловленную технологическим жизненным циклом производства конкурентоспособного продукта.

Следует отметить, что наряду с нерешенностью многих фундаментальных методологических вопросов относительно сущности инновационного развития, промышленной и технологической политики, отсутствуют даже какие-либо значимые научно-практические разработки в отношении формирования и реализации региональной экономической политики, концептуальные подходы к новой типологии регионов и к их дифференциации по признаку качества экономического роста, что является следствием отсутствие четкого критерия отнесения регионов к категории доноров или реципиентов (дотационные регионы).

Некоторые авторы [6] считают, что к факторам, препятствующим развитию кластеров в России, следует отнести: низкое качество поставщиков и низкую эффективность поставок; неадекватность образовательных и научно-исследовательских программ потребностям промышленности; слабые связи между высшими и средними профессиональными учреждениями, НИИ и промышленностью; низкое качество бизнес-климата для возникновения и развития малого и среднего бизнеса (административные барьеры, финансовые ресурсы и пр.), низкую эффективность отраслевых и профессиональных ассоциаций, низкую конкурентную искушенность большей части российских предприятий и короткий временной горизонт стратегия бизнеса. На взгляд авторов, это действительно серьезные факторы, которые сдерживают процесс формирования региональных инновационных кластеров в нашей стране. Но эти проблемы представляются нам производными от более значимой — отсутствия мотивации к осуществлению инновационной деятельности, к созданию инновационных альянсов и партнерств, к осуществлению взаимодействия «лицом к лицу» практически у всех субъектов инновационной деятельности в российских регионах. Главная причина в том, что местные, локальные сообщества не мотивированы к глубоким структурным преобразованиям в своих экономических системах,

не стимулируются федеральным центром к использованию своих внутренних технологических ресурсов для ухода от сырьевой специализации к производству продукции с высокой долей добавленной стоимости, к преодолению дотационности отдельных регионов не на путях все большего проникновения в недра земли, а на путях структурных изменений в региональной промышленности. Это можно объяснить лишь инерцией и «иждивенческим» настроениям руководителей регионов.

Например, в Казахстане, как отмечают А. Абдулаев и Б. Алдашов, такое рыночное побуждение возникает в связи с несоответствием выпускаемой промышленной продукции международным стандартам. Именно поэтому, «стратегической целью региональной инновационной политики является создание благоприятной инновационной среды, обеспечивающей превращение научных идей и разработок в рыночные продукты и внедрение их в важнейшие отрасли экономики и социальную сферу. Необходим серьезный маркетинговый анализ инновационного спроса: какие потребности рынка способен удовлетворить регион, по-новому применив знания и производственные мощности же повысить конкурентоспособность. Главная же идея индустриально-инновационной программы для будущего кластера состоит в том, чтобы эти предприятия соответствовали требованиям, необходимым для выполнения заказов инофирм, потребляющих их продукцию. Не секрет, что для этого потребуются и новое оборудование, и новые технологии» [7].

Таким образом, рыночный мотив, рыночное побуждение для активного продвижения кластерного строительства в регионах является предпосылкой для решения всех остальных, в том числе институциональных проблем. И именно этот недостаток должен быть устранен в ходе формирования новой концепции стратегии социально-экономического развития российских регионов, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для регионального кластерного строительства в нашей стране.

Литература

1. Б. П. Павлов. Кластерное развитие//Тезисы выступления на «круглом» столе в рамках съезда предпринимателей РТ. Казань, 2006.

2. Л. П. Иогман. Точки роста определяются наличием элит. http://www.soob.rU/n/2005/2/3/3

3. М. Портер. Конкуренция/Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

4. Г. В. Марченко. Кластерный подход к экономическому развитию регионов//Первый ульяновский экономический форум «Современные тенденции развития регионов», 11 мая 2006 г. http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/strateg_materials-Martchenko.htm

5. М. Портер. Международная конкуренция/Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.

6. А. Н. Праздничных. Кластеры и конкурентоспособность: роль бизнеса и властей//Тезисы доклада на межрегиональную конференцию, 2002. http://www.cps-rt.ru/www/material_konfer/ predprin_v_promish/predprom/prazdn.htm

7. А. Абдуллаев, Б. Алдашов. По принципу кластера//«Казахстан-ская правда», 23.04.2005.

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.