Научная статья на тему 'Кластерный подход как основа формирования производственных комплексов современной России'

Кластерный подход как основа формирования производственных комплексов современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЕ / КООПЕРАЦИЯ / INDUSTRIAL CLUSTER / TERRITORIAL AND PRODUCTION COMPLEX / ENTERPRISE / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аркин Павел Александрович, Соловейчик Кирилл Александрович

В современной экономике конкурируют производственные комплексы и системы, которые получили определение «промышленные кластеры». Промышленный кластер представляет собой форму производственного комплекса, состоящего из юридически независимых фирм и предприятий, расположенных, как правило, в границах одного региона и связанных между собой выпуском определенной продукции, при этом можно говорить о кластере как неформальной форме территориально-производственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster approach as a base of industrial complexes in modern Russia

In modern economy industrial complexes and systems which have received definition industrial clusteus compete. Industrial cluster represents the form of the industrial complex consisting of legally independent firms and the enterprises, located, as a rule, in borders of one region and connected among themselves release of certain production, thus it is possible to speak about кластере as to the informal form of a territorial and production complex.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход как основа формирования производственных комплексов современной России»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

П.А. АРКИН, К А. СОЛОВЕЙЧИК

Павел Александрович Аркин — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и логистики Санкт-Петербургского государственного технологического университета.

Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

Сфера научных интересов — экономика предприятия, организация логистической деятельности.

Кирилл Александрович Соловейчик — кандидат экономических наук, доцент, генеральный директор ОАО «Ленполиграфмаш», соискатель ученой степени доктора экономических наук по кафедре экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

Автор более 40 публикаций, в том числе 2 монографий.

Сфера научных интересов — экономика промышленности, инновационное развитие социально-экономических систем. ^ ^ ^

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В современной экономике конкурируют не отдельные предприятия и холдинги, а производственные комплексы и производственные системы, которые в экономической литературе получили определение «промышленных кластеров». Отдельное предприятие не в состоянии успешно бороться на открытых рынках. Это утверждение несколько утрированно, но весьма близко к истине. Основным механизмом развития любого кластера является сочетание конкуренции и кооперации, взаимодействие всех основных участников — малых и крупных предприятий, органов власти, вузов и др., — направленное на оптимизацию условий совместного развития, приводящее к синергетическому эффекту. Все источники указывают на особую важность географической концентрации участников кластера и наличия эффективных каналов обмена информацией и персоналом.

Теоретические аспекты кластерного подхода достаточно подробно разработаны М. Портером и его последователями. Согласно теории М. Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, ор-

ГРНТИ 06.81.19

© П.А. Аркин, К.А. Соловейчик, 2010

ганы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [5].

М. Портер первым указал на то, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров — объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:

— факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;

— условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса.

— смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий.

— стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Кроме того, существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране. Это случайные события (т. е. те, которые руководство фирм не может контролировать) и государственная политика. Пожалуй, главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.

В ходе исследований М. Портер проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяют свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании.

В итоге формируется «кластер» — сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом возрастает. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты. В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей [там же].

Новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя НИР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности. Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации.

В целом различаются 3 широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования [6]:

— регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т. д.);

— вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик — производитель — сбытовик — клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

— отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер»), или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).

Таким образом, промышленный кластер представляет собой форму производственного комплекса, состоящего из юридически независимых фирм и предприятий, расположенных, как правило, в границах одного региона и связанных между собой выпуском определенной продукции. Вследствие взаимодействия между этими предприятиями возникают технологические, финансовые, логистические и имущественные отношения.

Со временем эффективно действующие кластеры становятся причиной крупных капиталовложений и пристального внимания правительства, т. е. кластер становится чем-то большим, нежели простая сумма отдельных его частей. Центр кластера чаще всего составляют несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий. Кроме того, кластерная форма орга-

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

25

низации приводит к созданию особой формы инновации — «совокупного инновационного продукта». Объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера.

Таким образом, сотрудничество становится все более необходимым, но оно же несет с собой известную опасность — возможность утраты самостоятельности (способности к самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий и пр.).

В ряде стран в последние десятилетия приобрели значение эффективные «кластерные стратегии», строящиеся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей.

В настоящее время экспертами описаны 7 основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии [3]:

— географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);

— горизонтальная: несколько отраслей или секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);

— вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера;

— латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);

— технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);

— фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра — предприятия, НИИ или учебного заведения;

— качественная: существен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают. Сеть далеко не всегда автоматически стимулирует развитие инноваций. Бывает, что в сетях, напротив, подавляются инновационные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнеров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими.

Широкое распространение получили кластерные принципы организации производственного взаимодействия на региональном уровне. Этот подход предоставляет большие возможности как для повышения конкурентоспособности местного бизнеса, так и для повышения эффективности экономической политики региональной власти. В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, все более активно начинает входить в практику в России.

В качестве примеров потенциальных российских кластеров (т. е. производственных комплексов) можно привести авиакосмические кластеры в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационный кластер в Москве, пищевые кластеры в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области, судостроительный кластер в Санкт-Петербурге и т. п. [1].

В современной промышленной политике промышленный кластер — это группа географически соседствующих и интеграционно взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отраслевой или многоотраслевой сфере и взаимодополняющих друг друга.

Другими словами, кластер в общеэкономическом смысле представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских центров, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга в достижении конкретного хозяйственного эффекта и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом.

Таким образом, одним из отличительных признаков промышленного кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования, в том числе и производственного комплекса, является принцип территориальной локализации.

В отличие от обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса, кластерные системы характеризуются следующими особенностями:

— наличием крупного предприятия — лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;

— территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы;

— устойчивостью хозяйственных связей хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;

— долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, контроля качества и пр.

Важной отличительной чертой кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является фактор инновационной ориентированности.

В рамках политики кластерного развития основное внимание уделяется комплексу взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности. При использовании кластерных систем формируются в том числе и горизонтальные сети, в которых осуществляется сотрудничество крупных и малых фирм, действующих на рынке одного и того же продукта или принадлежащих к одной промышленной группе. Современные кластеры, как правило, являются сетями, охватывающими несколько отраслей и включающими разнообразные фирмы, специализирующиеся на конкретном звене в цепочке создания конкретного конечного продукта. Отсюда еще — один признак кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования — четко выраженный фактор лидирующего и интегрирующего продукта или услуги. Часто этот принцип практически интерпретируется как необходимая роль лидирующего инвестора, «выстраивающего» кластер на базе вновь создаваемых, действующих и реструктурируемых предприятий [4].

Современная политика стимулирования промышленно-инновационной деятельности использует различные подходы к идентификации промышленных кластеров. В большинстве случаев отрасли промышленности, входящие в кластеры, группируются, исходя из степени межотраслевой циркуляции продукции и знаний, и включают [2]:

а) потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями;

б) техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах;

в) мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления.

Во многих странах кластерный подход активно используется при формировании и осуществлении национальной промышленной политики, позволяя повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе, служа не только средством достижения целей промышленной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), но и инструментом стимулирования регионального развития.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что формирование производственных кластеров является в современных условиях формой образования территориально-производственного комплекса. Территориально-производственный комплекс создается только там и тогда, где и когда возникает необходимость и возможность «создания взаимосвязанных и взаимообусловленных производств, образующих основу ТПК, их специализацию». Составляющими этого комплекса при этом выступают самостоятельные хозяйственные субъекты рыночной экономики, такие как акционерные общества, холдинги и финансово-промышленные группы. При этом основным критерием должна становиться конкурентоспособность этих образований.

В то же время основными характеристиками производственного кластера являются параметры территориальной локализации, а также нацеленность на решение производственно-технологических задач, ориентированных на выпуск конечной продукции на уровне, обеспечивающем ее высокую конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, т. е. можно говорить о кластере как о неформальной форме территориально-производственного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко В. Малые предприятия в системе кластеров // Бизнес для всех. 2005. № 35 (507). URL: http://www.businesspress.ru (дата обращения: 04.10.2005).

2. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров. URL: http://www.politanaliz.ru/articles_695.html

3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров. URL: http://www.krsu.edu.kg/ vestnik/v3/a15.html

4. Петухов Р.А. Региональные инновационные системы: проблемы кластерного развития // Управление инновациями и проблемы инновационного развития России / под ред. Р. М. Нижегородцева. М.: Доброе слово, 2007.

5. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

6. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.