Научная статья на тему 'Кластерный подход как инструмент инновационной политики в районах нового освоения'

Кластерный подход как инструмент инновационной политики в районах нового освоения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мукоед Л. М., Жданов Степан Александрович

Рассматривается использование научно-технологических кластеров для инновационного развития районов нового освоения. Приводится комплекс мер по разработке стратегии регионального развития, основанного на кластерном подходе. Анализируется потенциал Красноярского края при формировании на его территории научно-технологических кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cluster approach as the tool of innovative policy in areas of new development

The usage of scientifically-technological clusters for innovative development of areas of new development is considered. The package of measures on strategy development of the regional development, based on the cluster approach, is given. The potential of Krasnoyarsk region at the stage of scientifically-technological clusters formation is analyzed.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход как инструмент инновационной политики в районах нового освоения»

весторам и возможность получения гарантий. В 2004 г. при государственной поддержке привлечено предприятиями края инвестиционных кредитов по 15 проектам на общую сумму более 700 млн руб., общая сумма инвестиций в рамках указанных проектов составит 1 300 млн руб. В числе получателей средств государственной поддержки - предприятия лесной отрасли, пищевой промышленности и др. В результате реализации проектов в 2005 г. ожидается поступление в бюджет края дополнительных налогов на сумму более 60 млн руб. и создание более 200 рабочих мест.

Из вышеприведенного статистического материала, демонстрирующего складывающиеся тенденции, и анализа, сделанного на его основе, можно сделать вывод, что в промышленности сложилась крайне негативная тенденция состояния и использования основных фондов. Наиболее серьезными проблемами развития российской промышленности являются моральный и физический

износ основных фондов и низкие темпы их обновления. Как результат, промышленным предприятиям становится крайне трудно осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции на имеющихся производственных мощностях не только в виду изменения параметров потребительского спроса, но и по причине физической и моральной деградации основных фондов. Сложившаяся ситуация в дальнейшем может привести к полному износу основных производственных фондов, и как следствие этого, полному сокращению вооружений предприятий высокотехнологичным оборудованием.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России 2005 г. М., 2005. 660 с.

2. Экономика Красноярского края в 2004 году. Статистический ежегодник. Красноярск, 2005. (№ 1-12). 261 с.

M. A. Ragozina

THE EVALUATION OF THE MODERN STATE OF THE ESSENTIAL MEANS IN INDASTRY

It is given the evaluation of the essential means in industry; and the analysis of the statistical material in the work in Russia and Krasnoyarsk Region.

Принята к печати в декабре 2006 г.

УДК 332.1:001.76

Л. М. Мукоед, С. А. Жданов

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЙОНАХ НОВОГО ОСВОЕНИЯ

Рассматривается использование научно-технологических кластеров для инновационного развития районов нового освоения. Приводится комплекс мер по разработке стратегии регионального развития, основанного на кластерном подходе. Анализируется потенциал Красноярского края при формировании на его территории научно-технологических кластеров.

Приоритетной целью государственной политики является перевод России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить устойчивую динамику экономического роста в стране за счет расширения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой продукции, использование передовых технологий. Особенно это актуально для локомотивов экономического развития страны - районов нового освоения. Так как при развития районов нового освоения имеется возможность выстраивания производственных процессов на рельсах инновационного развития с нуля, не совершая при этом слом и перестройку морально, а зачастую и материально устаревших технологий.

Сегодня эти территории у всех на слуху, они называются каждый раз, когда речь идет о тех регионах, которые наиболее готовы к созданию особых экономических зон, организации ИТ-технопарков, к решению других задач по

концентрации научно-технического потенциала и его использованию в интересах развития потенциала экономики районов нового освоения.

Региональная политика отдельных субъектов Российской федерации должна согласовываться с концептуальной политикой, проводимой на федеральном уровне, и быть направлена на достижение долгосрочного экономического роста в регионах преимущественно за счет эффективного использования имеющихся у них ресурсов. Это требует выявления движущих сил в процессах, обусловливающих и определяющих экономический рост, прогнозирование поведения экономической системы при изменении количественных и качественных ее параметров. Выделение факторов экономического роста, характерных для каждого региона, позволяет при этом (с помощью теоретических и экономико-математических оценок) определить варианты стратегий долгосрочного экономического роста и их эффективность.

С данной точки зрения основным критерием при классификации регионов является инновационная их привлекательность, характеризующая и состояние, и динамику изменения инновационного потенциала. Среди показателей, характеризующих инновационный потенциал, особое значение имеют: размер неосвоенных свободных ресурсов на территории региона; степень использования достижений научно-технического прогресса на промышленных предприятиях; число реализованных крупных инновационных проектов и их доля в общем количестве проектов, реализованных в России; активность конкуренции на рынках готовой продукции в регионе; количество федеральных и региональных целевых программ, направленных на освоение новых технологий.

В соответствии с данными показателями к районам нового освоения можно отнести регионы со слаборазвитым инновационным потенциалом, в которых существует ресурсная база для новых технологий, но инвестиционно-инновационный климат не позволяет развивать экономику высокими темпами.

В настоящее время на территории Красноярского края реализуются крупные проекты по экономическому развитию районов нового освоения. Красноярский край представляет опыт уникальных по сложности и масштабам реализуемых экономических проектов. Наиболее перспективными являются проекты освоения Нижнего Приангарья и Ванкорского месторождения нефти и газа. Эти территории обладают рядом специфических характеристик:

- огромный потенциал применения новых инновационных технологий, развития инновационной деятельности на территории районов;

- огромный размер неосвоенных природных ресурсов, на фундаменте которых должны развиваться инновационные технологии;

- большой объем капитальных вложений, направленных на освоение этих природных ресурсов;

- низкая степень использования достижений научнотехнического прогресса при реализации проектов;

- практически отсутствующая инфраструктура (транспортная, инновационная и т. д.);

- тяжелые климатические и социально-бытовые условия работы и проживания производственного персонала;

- сложные логистические схемы доставки персонала и организации грузопотоков;

- территориальная удаленность от мест постоянного проживания людей, и как следствие этого, недостаток квалифицированных кадров.

Набор этих характеристик позволяет более четко определить регионы, для которых задача устойчивого развития уже сегодня является приоритетной.

Среди новых региональных научно-производственных систем, которые призваны занять особое положение в инновационной экономике, все больше внимания привлекают региональные научно-технологические кластеры.

Они могут служить инструментом промышленной политики государства и объединять в определенном регионе крупные отраслевые комплексы. В то же время в них подчас в числе главных задач рассматривается совместное решение группой предприятий функций в об-

ласти логистики, материально-технического снабжения, производственной кооперации. В них по-разному может быть представлена роль и место в составе кластера кадрового и научного сопровождения задач, а вузы и научно-исследовательские институты (НИИ) указываются в числе «возможных» участников. В этой связи научный потенциал Красноярского края выглядит достаточно серьезно - наличие на его территории множества учебных заведений высшего образования, научно-производственных объединений, отделения Российской академии наук.

Феномен кластера как объекта экономической агломерации взаимосвязанных предприятий на некоторой территории известен со времен ремесленного производства. Но только начиная с последней четверти XX в., промышленные кластеры начали проявлять себя как важный фактор экономического развития регионов. Среди экономистов во всем мире находит все большее признание точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития.

Региональные научно-технологические кластеры -организационная форма региональных научно-производственных систем, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства и совместного использования научного, образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциалов, привлечение административных ресурсов в целях освоения новых технологий и повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Для экономики Красноярского края кластеры играют роль точек роста. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического субъекта.

Кластер не является простой суммой своих отдельных частей, ему присущ синергетический эффект. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их столь же продуктивно.

Именно поэтому выявление в экономике края существующих и потенциально возможных кластеров, а также оказание государственной поддержки их развитию является необходимым условием дальнейшего развития экономики районов нового освоения.

В частности вопрос транспортной инфраструктуры при развитии районов нового освоения стоит очень остро. Ее неразвитость накладывает существенные ограничения на реализацию большого числа экономических проектов Красноярского края, уменьшению их инвестиционной привлекательности. Отсутствие железнодорожного, автомобильного сообщения во многих районах края является серьезным препятствием для крупномасштабной реализации проектов. В ряде районов края удаленное автомобильное сообщение может быть организовано только в зимний период по специальным зимним автодорогам - зимникам. Наряду с прочими решение данной проблемы видится в совершенствовании транспорт-

ного кластера Красноярского края, развитие которого будет играть ключевую роль в создании благоприятных условий для развития районов нового освоения.

Транспортный кластер Красноярского края представлен всеми видами транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного транспорта), каждый из которых играет определенную роль в транспортной системе России. Основные предприятия кластера -ОАО «Авиакомпания „Красноярские авиалинии“», Красноярская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Енисейское речное пароходство», КГУП «Красноярсавтотранс», КГУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», ОАО «Востсибпромтранс», ОАО «Автоколонна 1967», ГУП «Авиаремзавод № 67 ГА», ОАО «Сибавиатранс», ФГУП «Енисейский меридиан».

По указанным причинам значение транспортного кластера Красноярского края резко возрастет, а развитие его станет частью важнейшей задачей федерального уровня -создание межконтинентальных транспортных коридоров: Арктического морского, Северного и Центрального железнодорожных, широтных и кроссполярных воздушных.

Идея о том, что успехи национальной экономики зависят, в конечном счете, от локальной концентрации специализированных отраслей, прослеживалась уже более века назад в работах А. Маршалла (1890). Он впервые исследовал синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации предприятий. Свой вклад в формирование концепции кластеров внесли И. То-ленадо и Д. Солье, исследовавшие проблемы технологической связи между различными отраслями. Введенный ими термин «фильеры» предназначен для описания семейств технологически взаимосвязанных секторов в виде вертикальной цепочки явился важным предвестником понятия «кластер».

Основоположником теории кластерного развития является М. Портер, который изучил данную проблему посредством исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран. М. Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны. Это не случайно. Одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Высокая конкурентоспособность страны держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне них даже самая развитая экономика может давать посредственные результаты. Когда формируется кластер, все производства начинают в нем оказывать друг другу поддержку. Выгода распространяется по всем направлениям связей. Новые производители, приходящие из других отраслей

кластера, ускоряют развитие, стимулируя различные подходы к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий.

Принципиально схожий подход к определению кластеров был известен и в советской экономической науке (В. Кистанов, А. Манюшис, В. Новиков). В свое время в СССР существовали понятия «территориально-производственный комплекс» и «территориально-производственная кооперация». Между предприятиями, входящими в территориально-производственный комплекс, промышленный узел были созданы и функционировали физические взаимосвязи. Однако при строительстве объектов общекомплексной и общеузловой инфраструктуры (как производственной, так и социальной) существовали сложности в управлении финансированием объектов и их функционированием после ввода в эксплуатацию. Кроме того, плановая система и отраслевой принцип управления экономикой накладывали жесткие ограничения на их деятельность, предприятиям не хватало хозяйственной самостоятельности. В современных условиях ситуация изменилась. При своем функционировании кластер максимально учитывает рыночный механизм, он может быть эффективным только тогда, когда создается по инициативе снизу, когда сами предприятия для повышения своей конкурентоспособности приходят к необходимости объединения в кластер.

Основная фундаментальная характеристика - то, что кластеры географически близкие группы взаимосвязанных компаний. Совместное местоположение компаний способствует формированию и увеличению преимуществ, создающих стоимость, являющихся результатом сети взаимодействий между фирмами. Но в то же время кластеры не являются ограниченными в рамках районов нового освоения, территориально они могут выходить за их границы в зависимости от масштабов кластеров. Основным стержнем кластерной идеи является географическая концентрация. Даже несмотря на то, что некоторые подходы рассматривали несостоятельность важности физической агломерации, существуют одинаково важные «жесткие» и «мягкие» аспекты, объясняющие, почему географическая близость остается ядром кластерной концепции.

«Жесткие» аспекты ассоциируются с выгодами, извлекаемыми фирмами из совместного расположения в определенной местности:

- специфические природные ресурсы или другие уникальные местные активы становятся более доступными;

- географическая близость обеспечивает возможности для снижения трансакционных издержек, особенно в организации доступа к знанию и его передаче;

- экономики масштаба и границ (economies of scale and scope) в данной местности могут быть оптимизированы ограниченным количеством предприятий эффективного размера;

- специализация поставщиков по факторным рынкам относительно труда, капитала или технологическим ресурсам может быть облегчена внутри отдельной области;

- средства для организации доступа и совместного пользования информацией о рыночных или технологи-

ческих изменениях могут стать более эффективными в пределах данной области;

- взаимодействие с местными потребителями порождает процесс обучения и более искушенный спрос.

По этим причинам фирмы могут чувствовать свою принадлежность к ряду взаимосвязанных компаний, которые в данном регионе могут служить увеличению эффективности, поддерживать рост производительности и создавать инновации, особенно благодаря лучшему доступу к знанию, идеям и производственным навыкам.

В настоящее время образование, наука и производство развиваются по собственным траекториям, часто не связанным друг с другом. Встает необходимость наиболее тесным образом связать эти три системы в единое целое, что будет способствовать инновационному развитию, как отдельного региона, так и страны в целом. Данное направление характерно для развития инновационной экономики. В сложившихся условиях для развития инновационного потенциала необходимо определить организационно-экономический механизм управления инновационным развитием районов нового освоения. Для районов нового освоения Красноярского края при отсутствии необходимой инновационной инфраструктуры особенно привлекательно развитие кластера, что будет способствовать преодолению проблем территориального разобщения стадий инновационного цикла в рамках научно-технологического кластера.

Формирование кластерной структуры экономики и создание системы ее развития являются промежуточным шагом на пути становления современной инновационной экономики. В условиях все более усложняющейся конкурентной борьбы участники кластера объединяют свои ресурсы и ресурсы финансовых институтов для создания новой продукции, достижения большей экономической эффективности и получения доступа к новым технологиям и новым рынкам. Результатом деятельности кластера является диффузия инновационной активности от одного субъекта хозяйственных отношений к другому, поэтому кластеры, как инновационные точки роста, могут стать той основой, на которой может быть сформирована национальная инновационная система.

Но в тоже время помимо решения первоочередных задач привлечения новых технологий в базовые отрасли (нефтегазодобыча, энергетика, лесная промышленность и др.) и достижения большей экономической эффективности по средствам использования инноваций при развитии районов нового освоения, кластеризация экономики должна решать ряд вспомогательных задач, кроме производственных, притягивать использование сопутствующих инноваций. Эти инновации должны быть направлены на новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил:

- организационно-управленческие, которые связанны с процессами управления и оптимальной организацией производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные, которые решают задачи организации рациональных информационных потоков; оптималь-

ного управления этими потоками в различных отраслях научно-технической, производственной деятельности; повышения оперативности получения информации; обеспечения ее полной надежности и достоверности;

- социальные, которые направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, науки, культуры и других социальных проблем населения.

Однако при реализации политики кластеризации экономики необходимо учитывать российскую специфику. В ходе кластеризации необходимо придать новый импульс взаимодействию образования и промышленности, использовать положительный опыт малого бизнеса для коммерциализации незадействованной интеллектуальной собственности и повышения качества подготовки специалистов.

Формирование и развитие отраслевых кластеров неразрывно связано с созданием современной производственной и социальной инфраструктуры. В настоящее время наблюдается колоссальный разрыв в цепочке получения и промышленного освоения новых знаний. С одной стороны, малый бизнес сконцентрировал в себе наиболее перспективные инновации, но ограничен в производственных ресурсах для вывода их на рынок. С другой стороны, промышленный сектор обладает свободными производственными мощностями, но не рискует вложениями в те инновации, которые не подтвердили свою состоятельность на рынке, что ограничивает арсенал возможных продуктов для промышленного производства. Таким образом, в рамках отраслевых кластеров должна присутствовать опытно-экспериментальная инфраструктура, посредством которой инновации подготавливаются к внедрению в промышленное производство.

Опытно-экспериментальная инфраструктура служит фундаментом кооперации малого бизнеса и промышленности в кластере. Подобная кооперация решает проблему нехватки опробованных на рынке инноваций на крупных отраслевых предприятиях, существенно снижаются риски внедрения новой высокотехнологичной продукции в серийное производство. Собственные ресурсы промышленных предприятий сосредотачиваются на расширении производства, а ресурсы наукоемких компаний - на освоении новых видов инновационной продукции.

Опытно-экспериментальная инфраструктура кластера - это средство для выпуска мелких партий новой инновационной продукции, которая впоследствии апробируется на рынке и в случае успеха передается в крупносерийное производство. Кроме того, опытно-экспериментальная инфраструктура привлекает в кластер новых носителей инноваций, за которыми приходят новые инвесторы, стратегические партнеры, поставщики материалов и комплектующих, поставщики сопутствующих услуг. Таким образом, опытно-экспериментальная инфраструктура является основой установления системных связей в кластере, обеспечивает ускоренную передачу интеллектуального ресурса в реальный сектор экономики.

Однако каждый новый этап развития опытно-экспериментальной инфраструктуры кластера должен быть детально взвешен и экономически обоснован. С одной стороны, нехватка инфраструктурных ресурсов служит

препятствием для запуска новых инновационных проектов, с другой - возможная недозагрузка инфраструктуры - это неоправданные инвестиции и дополнительные издержки. Поэтому процесс создания кластерной инфраструктуры должен носить проектно-ориентированный характер. Другими словами, опытно-экспериментальная инфраструктура кластера преимущественно должна наращиваться в ходе реализации конкретных инновационных проектов и под конкретные разработки.

Инновационным компаниям отводится особая роль при построении отраслевых кластеров. Мобильность малых компаний, обусловливаемая их простой организационной структурой, отсутствием громоздких неликвидных основных фондов и оперативными возможностями управления, позволяет гибко и своевременно определять стратегию ведения бизнеса в соответствии со стремительно меняющейся рыночной конъюнктурой. Фактор конкуренции заставляет инновационные компании постоянно двигаться вперед. В результате они либо выходят на передний фронт самых последних отраслевых достижений, либо, как правило, их деятельность прекращается в довольно краткосрочном периоде. Высокая концентрация успешных инновационных компаний - это обязательное условие для становления эффективного кластера.

Малый бизнес направляет движение кластера в русло наиболее перспективной отраслевой тематики, и именно он способен актуализировать потенциал других, менее подвижных, но в тоже время неотъемлемых участников кластера - отраслевых исследовательских институтов и базовых университетов. Результативность функционирования НИИ и вузов в рамках кластера определяется качеством внутрикластерного управления. В кластере должны быть созданы изначальные предпосылки для установления системного мотивированного взаимодействия между субъектами малого бизнеса и отраслевыми научными и образовательными учреждениями. При этом на первое место выходит не только вопрос о том, как обеспечить сотрудничество в кластере, но и каким образом создать необходимую синергию качества внутрикластер-ного взаимодействия.

Основополагающей предпосылкой для налаживания системных связей в кластере выступает развитая отраслевая опытно-экспериментальная инфраструктура. НИИ и вузы наравне с малым бизнесом должны получить полноценный доступ к опытно-экспериментальной инфраструктуре кластера, что позволит, с одной стороны, обеспечить рыночную ориентацию фундаментальных и прикладных исследований, а с другой стороны, высокий уровень практической подготовки молодых специалистов и соответствие образовательной подготовки приоритетным отраслевым тенденциям.

Разработки региональной стратегии, основанной на кластерном подходе, предполагает три блока решений:

- составление бизнес-портфеля, определяющего ключевые группы предприятий и наиболее конкурентоспособные и лидирующие из них;

- обеспечение бизнес-климата с учетом состояния юридической, административной, транспортной, технологической, коммуникационной инфраструктуры;

- определение путей повышения эффективности деятельности администрации территориальных образований.

С поправкой на российскую специфику представляются актуальными следующие первоочередные меры государственной поддержки:

- долевое участие государства в реализации проектов по развитию отраслевой инновационной инфраструктуры кластеров, в том числе:

в проектах, направленных на повышение концентрации субъектов малого наукоемкого бизнеса в отраслевых кластерах, - проектах по созданию и развитию отраслевых инновационно-технологических центров, технопарков и инкубаторов высокотехнологичного бизнеса;

в проектах, направленных на развитие отраслевой опытно-экспериментальной инфраструктуры, - проектах по созданию и развитию отраслевых центров коллективного доступа к современным технологиям;

в других инфраструктурных проектах, направленных на создание условий для ускоренной передачи инноваций кластера в реальный сектор экономики, - проектах по созданию отраслевых центров трансфера и коммерциализации технологий и т. п.;

- принятие законодательной инициативы Минэкономразвития России об Особых экономических зонах (ОЭЗ), предусматривающей создание ОЭЗ двух типов: промышленно-производственных (на территории не более 10 кв. км) и технико-внедренческих (на территории не более 1 кв. км). Принятие закона будет способствовать активизации инновационной деятельности, увеличению негосударственных инвестиций в развитие кластеров;

- развитие инструментов венчурного финансирования и фондового рынка в сфере высоких технологий. Создание системы государственных гарантий для инвестиционных проектов, направленных на совершенствование инновационной инфраструктуры кластеров и освоение новой наукоемкой продукции в промышленном производстве;

- финансирование комплексных кластерных проектов, заканчивающихся фактической передачей инноваций в промышленное производство и обеспечивающих формирование новых рынков и брендов отечественной наукоемкой продукции, с не менее чем пятикратным увеличением объемов выпуска в отраслевом сегменте по отношению к запрашиваемым инвестициям. Подобные проекты преимущественно должны предусматривать совместное участие в них инновационных компаний, промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, что обеспечивает формирование новых сетей взаимодействия в кластере и способствует рыночно ориентированной интеграции науки, образования и производства;

- финансирование проектов, направленных на повышение информационной прозрачности кластеров, включая проекты, направленные на создание единых корпоративных информационных порталов, обеспечивающих простую систему информационного взаимодействия между субъектами кластеров и способствующих установлению новых кооперационных связей. Создание системы информационной поддержки участия малых инновационных компаний в реализации государственных за-

казов и заказов крупных промышленных объединений и предприятий в рамках кластеров.

В Красноярском крае природно-ресурсный потенциал создает предпосылки для формирования здесь крупной экономической базы. Задача региональной политики состоит в том, чтобы интенсивно включить этот потенциал в народнохозяйственный комплекс страны, создав в районах нового освоения высокоразвитую добывающую и перерабатывающую промышленность, и нормальные условия для жизнедеятельности населения. Это

требует обоснования перспективных направлений развития регионов и их отраслей.

Региональные преимущества, которые создает развитие кластеров, состоят не только в увеличении размеров налогооблагаемой базы, но и в появлении условий для диверсификации экономического развития региона, улучшения его кадрового потенциала, развития базы исследования и разработок, снижения издержек, более успешного выхода на межрегиональные и международные рынки, повышения инвестиционной привлекательности региона.

L. M. Mukoed, S. A. Zhdanov

THE CLUSTER APPROACH AS THE TOOL OF INNOVATIVE POLICY IN AREAS OF NEW DEVELOPMENT

The usage ofscientifically-technological clusters for innovative development ofareas ofnew development is considered. The package of measures on strategy development of the regional development, based on the cluster approach, is given. The potential of Krasnoyarsk region at the stage of scientifically-technological clusters formation is analyzed.

Принята к печати в декабре 2006 г.

УДК 65.011.8

Л. М. Мукоед, Р. В. Болтов

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Рассматривается необходимость технологического развития производственной системы как условие ее выживания и поддержания состояния ее технологического базиса. Раскрываются проблемы областей поиска новых технологий, распознавания новых технологий, прогнозирования их развития, а также управления технологическим развитием производственной системы.

Прогрессивные технологии создают новое качество экономики и задают темпы социально-экономического развития страны и конкретной организации. В этой связи практически во всех сферах деятельности возникает потребность в технологическом развитии. Вопросы организации и управления им, обеспечение его непрерывности и стратегической направленности становятся наиболее актуальными.

Ускорение научно-технического прогресса наряду со всевозрастающей потребностью в повышении эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции в значительной степени усилило влияние технологии на стратегию деятельности предприятий.

Особенно это влияние ощутимо в наукоемких, передовых отраслях, где именно технология выступает в качестве движущей силы, которая определяет стратегическое будущее предприятия. В худшем случае неумение вовремя осознать необходимость смены (модернизации) технологии может привести к крупным потерям или вынудить фирму прекратить свою деятельность в ранее прибыльной для нее сфере бизнеса. В то же время технология способна служить базовой составляющей развития предприятия, с помощью которой предприятие может завоевать и сохранить превосходство в конкурентной борьбе.

Вопросы технологического совершенствования и перевооружения постоянно становятся все более актуальными ввиду того, что, как отмечают исследователи, предел устойчивого роста доминирующего сегодня технологического уклада будет достигнут во втором десятилетии XXI в., сейчас происходит становление новейшего технологического уклада. История показывает, что каждый раз смена технологических укладов сопровождается обновлением состава наиболее преуспевающих производителей. Стоит отметить, что данный вопрос актуален не только для конкретных производственных систем и отраслей, но и для государства в целом, так как затрагивает конкурентоспособность и безопасность страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому технологическое совершенствование можно рассматривать на нескольких уровнях - например, на национальном, региональном и уровне организации. На национальном уровне решаются две основные задачи: формулируются и реализуются государственная стратегия и программы технологического развития; создается благоприятный климат для экономики в целом и реализации технологического развития в частности.

В настоящее время Правительством Российской Федерации делаются отдельные попытки решения этих задач на базе определения основных тенденций технологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.