Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / КОНКУРС / ОБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ДЕМОЭКЗАМЕН / КОНКУРС «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ» / ДВИЖЕНИЕ WORLD SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епифанцев К.В.

Развитие конкурсов профессионального мастерства коррелирует, прежде всего, с конкуренцией на современном рынке труда и одновременно с развитием современного оборудования и технологий. Часто данные конкурсы связывают с конкурсами по спортивному многоборью, однако многообразие современных видов спорта растет гораздо медленнее, чем появление новых профессий, по которым можно и нужно проводить соревнования для выявления лучших практик работы на том или ином оборудовании. Популяризации мастеров по отраслям профессий. Однако нужно сказать, что в истории развития конкурсов профессионального мастерства были очень разнообразные предпосылки, которым посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Епифанцев К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SKILL CONTESTS OF WORKING PROFESSIONS AS A VECTOR OF DEVELOPMENT OF MODERN TECHNOLOGIES

The development of professional skill competitions correlates, first of all, with competition in the modern labor market and simultaneously with the development of modern equipment and technologies. These competitions are often associated with competitions in all-around sports, but the diversity of modern sports is growing much slower than the emergence of new professions, in which it is possible and necessary to hold competitions to identify the best practices of working on a particular equipment. Popularization of masters by branches of professions. However, it must be said that in the history of the development of professional skill competitions there were very diverse prerequisites to which the article is devoted.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Методология развития конкурсов профессионального мастерства рабочих профессий как вектор развития современных технологий

сч сч о сч

fO

о ш Ш X

<

m о х

X

Епифанцев Кирилл Валерьевич

кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, epifancew@gmail.com

Развитие конкурсов профессионального мастерства коррелирует, прежде всего, с конкуренцией на современном рынке труда и одновременно с развитием современного оборудования и технологий. Часто данные конкурсы связывают с конкурсами по спортивному многоборью, однако многообразие современных видов спорта растет гораздо медленнее, чем появление новых профессий, по которым можно и нужно проводить соревнования для выявления лучших практик работы на том или ином оборудовании. Популяризации мастеров по отраслям профессий. Однако нужно сказать, что в истории развития конкурсов профессионального мастерства были очень разнообразные предпосылки, которым посвящена статья. Ключевые слова: профессиональное мастерство, конкурс, объективные критерии оценки, демоэкзамен, конкурс «Лучший по профессии», движение World Skills

С момента создания ремесел стали проводится конкурсы мастерства, выражающиеся в состязании между судоверфями, гончарными мастерскими, специалистами по прикладному искусству. Нужно понимать, что конкурсы мастерства имели разные направления, в зависимости от того, во что готовы были инвестировать государство, общество и знать. Так литературные и эпиграфические источники указывают на то, что подобные состязания проводились в Аркадии и в Элиде, на островах Лесбос и Тенедос. Они не имели самостоятельного значения и включались в программу состязаний полисных праздников. Соревнование между самыми красивыми мужчинами имело место и в Афинах. «Афиняне, восхищавшиеся мужской красотой, организовали состязание, получившее название - эвандрия».[1]

К конкурсам Профессионального мастерства безусловно относятся Олимпийские игры, где состязались в спортивных навыках. Навыки профессиональные также учитывают скорость, ловкость возможность физической устойчивости к нагрузкам, что несомненно является подтверждением того, что конкурсы профмастерства, безусловно, стали логическим продолжением или дополнением спортивных состязаний. Естественно, спортивные состязания отличались большей зрелищ-ностью, эпическими сценами, нежели состязания ремесленников и должно было пройти некоторое время, чтобы инвесторы в лице государства и промышленников осознали необходимость профессиональных конкурсов. А такие конкурсы стали устраиваться при приме на работу, например - нескольким кузнецам, претендующим на 1 вакансию, давали задание, победивший в нем принимался на работу.

Постепенно в 13 веке стали формироваться гильдии и профессиональные сообщества ремел-сенниов, которые, однако своей целью считали скрытие особенностей производства, умений пользоваться ограниченным видом инструментов, что, конечно, не позволяло раскрывать многие секреты и делало невозможным участие в конкурсах. Говоря современным языком - тулбокс участника был секретным и принять участие в конкурсе-зна-чило бы раскрыть свои секреты перед конкурентами.

Во времена Возрождения физический труд перестаёт быть рабским занятием и начинает восприниматься как главная основа жизни, как созидание и творчество. [2] У человека эпохи Возрождения появилось желание продемонстрировать свои таланты и способности, получить общественное признание. В 1401 г. Флорентийский цех торговцев тканями объявил конкурс на украшение рельефами двух бронзовых врат баптистерия (пристройки к церкви, предназначенной для проведения крещения). В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы и скульпторы своего времени. Председательствовало в конкурсе жюри из 34 судей. Каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака». Конкурс длился год, в финал вышли два молодых мастера, ровесники и земляки -Филлипо Брунеллески и Лоренцо Гиберти.[2] В итоге победил двадцатитрехлетний мастер Лоренцо Гиберти - по сравнению с другим финалистом его работа, на взгляд жюри, выигрывала художественно, к тому же была отлита из одного куска бронзы и была на 7 кг легче. Таким образом, на лицо все признаки современного судейства работы - субьективные и обьективные оценки, конкурсное задание и конкретные эталонные образцы. Далее, веком позже (Рисунок 1) единицей «профессионального соревнования» стали верфь, конезавод, корабль. Например, регулярные гонки чайных клиперов «Катти Сарк» и «Фермопилы» стали легендой в истории мореплавания.

Постепенно в сознании происходила трансформация и становилось понятно что конкурсы и состязания актуальны не только в спорте, спорт -зрелищен и полезен для здоровья, однако не способен дать государству экономического и технологического прироста.

В трудах профессора П.Г. Щедровицкого уделено много внимания вопросам становления инженерного мышления, начиная с глубокого анализа инженерного подхода XVII века, в частности, в источнике [3] отмечается:

«На основании технологий конструктивного мышления, театра машин и механизмов [1], использования системы координат, макетирования, измерения размеров вещей (продуктов) и их частей, а также размеров изображений продуктов, в Объединенных провинциях в период «Нулевой» промышленной революции в XVI-XVII вв. складывается такой тип мышления и деятельности как конструирование».

Уже спустя 100 лет, в 1724 году начинает работу Академический университет Петербургской академии наук в составе Петербургской Академии наук, в 1755 году открывается Московский университет (в будущем-МГУ), в 1773 году в Российской империи открывает свои «врата знаний» Горный университет - первое высшее техническое заве-

дение России, а ровно через 50 лет - Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В Российской империи и эти четыре прославленных высших учебных заведения, несомненно стали фундаментом для будущей обители инженерной науки, который несомненно становится отправной точкой развития инженерной мысли.

Конструирование и политехницизм - термины которые после становления советской власти были характерны многим университетам нового, советского формата. Политехницизм - основная задача, которая была четко ориентирована на возможность унификации специалистов и в одном университете подготовить специалистов по профилю - от конструктора танка до горного инженера [4,5]. Университеты создавались именно под отрасль, развитую в территориальном расположении университета. Зачастую это делалось непосредственно при заводах и для заводов. Примером такого сегмента являются создание практико-ориентированных университетов-Заводов-ВТУЗов. Становление и развитие ВУЗов в советский период детально описано в трудах М.Г. Мееровича

В своем исследовании П.Г. Щедровицкий подчеркивает, что на каждом шаге промышленной революции складывается новые позиции в «разделении труда». Пропорции разделения труда таким образом и формируют образ новых промышленных революций.

Это крайне интересное явление с меняющимися формами обучения в процессе образовательного процесса - от очной до вечерной и заочной, НО при этом срок практики на выходе достигал не менее 1,5 лет по профилю профессии. Интересно, что в Англии такая система существует до настоящего времени, и она называется Sand-vich. Преподаватель, который осуществлял подготовку, должен был иметь практический опыт за плечами, он не должен был быть «голым» теоретиком, подготовка осуществлялась по 5-летней программе в традиционных технических ВУЗах и 6 лет в заводах-ВТУЗах [6].

Исследователи конкурсов профессионального мастерства в источнике [7] раскрывают важные факты по становлению данных конкурсов в СССР. Педагогические конкурсы зародились в России в 20-х гг. XX в. Первые в истории отечественного образования конкурсы проводились средствами массовой информации совместно с органами народного образования. Например, в 1923 г. газета «Правда» совместно с Нарком-просом, Главполит-просветом, крупными издательствами, выделившими специальные премии победителям, организовала Всесоюзный конкурс на лучшего учителя. В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим нужно считать учителя, «если он сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, благоустроить её; если он научил детей любить школу». В 30-е гг. в стране развиваются новые

х

X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

формы педагогического соревнования (смотры методической работы, издание на конкурсной основе монографий об опыте работы лучших школ и учителей и т.д.). Цель этих акций - повышение качества работы с учителями и, как следствие, повышение их профессионального уровня.

Начало 20-30-х годов ХХ века безусловно имело много проблем с социально-бытовым устройством рабочих нового, молодого советского государства. Однако важным фактом, который дал старт развитию конкурсов профессионального мастерства является движение научной организации труда (НОТ) А.К. Гастева. Данное движение было направлено на оптимизацию физического труда, рационализацию процессов смены оснастки, эффективной организации технологических процессов. НОТ А.К.Гастева выявил пласт рационализаторов, специалистов из числа работников, которые хотели увеличить производительность или повысить безопасность труда, совершенствуя механизмы, станки, материалы. Это на данный момент было очень важным фактором развития промышленности, экономии ресуросв и ускоренных темпов роста. В научной организации труда в приоритет ставилось развитие свободы технического творчества на предприятии. Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений.

В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов [8].

Научная организация труда А.К.Гастева предоставляла возможность открыто заявлять о несоответствиях производственных характеристик машины или процесса, открыто обсуждать это, добиваясь тем самым возможности совершенствования действующего механизма или инструмента. Аналогичные процессы стали логично приводить к развитию движения конкурсных направлений и зарождения движения состязаний в рамках пятилеток. Началась эпоха соцсоревнований (Рисунок 1). 15 марта 1929 года эпоху соцсоревнований открыла газета «Правда», в ней была опубликована заметка под названием «Договор о социалистическом соревновании обрубщиков трубного цеха завода «Красный выборжец». [9] В данный период, до начала Великой отечественной войны можно выделить трансформацию образования , популяризацию профессиональных конкурсов среди рабочих, борьбу за традиционное перевыполнение плана, которое позволяло выделять не только отдельные категории профессий, но и выделять предприятия. Показателем высоких достигнутых результатов становится процедура вручения Ордена Ленина, Ордена Трудового Красного знамени, Ордена Октябрьской революции. Эти награды как знак высочайшего качества работы предприятий в СССР характеризовали лучшие предприятия, победившие в социалистическом соревновании.

Состязания спортивно-

ремесленные - метание молота для кузнеца или перекатывание бочек для бочкаря, Англия

Конкурсы архитекторов на лучший вариант строительства или скульптуры. Флоренция

Олимпийские игры. Древняя Грения

Рыцарские турниры, Европа

Состязания судоферфей - гонки чайных клиперов «Катти Сарк» и «Фермопилы», Англия -Китай

Веркбунд в Германии и Австрии

Всероссийский конкурс на лучшего учителя газеты Правда»

Социалистические соревнования в СССР

International Vocational Training Organization, Испания и Португалия

«Пиренейские соревнования»

Состязания в гонках на

World Skills

Рисунок 1 - Онтология системы развития конкурсов профмастерства

Национальные виды

борьбы

Паралмпппйскис игры, Берлин

Германская конфедерация

квалифицированы

ремесленников (¿епйаЬ'егЬагк!

des Deutschen Handwerks. ZDH)

Конкурсы «Лучший по профессии» в СССР

Научная организация труда А.К. Гастева

Бережливое производство Тойоды

Абилимпикс,Япония

Однако необходимо сказать, что World Skills на своих ранних этапах - 1953 году не называлось таким запоминающимся словосочетанием, а носил аббревиатуру International Vocational Training Organization (Рисунок 2), которая занималась пропагандой рабочих профессий, оттачиванием мастерства в области навыков работы основных ядерных направлений [10]:

• Строительство

• Творчество и дизайн

• Информационные и коммуникационные технологии

• Производственные и инженерные технологии

• Специалисты в сфере услуг

• Обслуживание гражданского транспорта

Впоследсвтии, на рисунке 3 уже можно уиви-

деть, как изменились стандарты и оборудование для проведения современных конкурсов профессионального мастерства.

Рисунок 2 - Первые конкурсы профмастерства по сварочным технологиям от International Vocational Training Organization

Рисунок 3 - Современные конкурсы профмастерства по компетенции «Цифровая метрология» по стандартам WorldSkills Russia

Нужно сказать, что International Vocational Training Organization была заинтересована в привлечении новых членов в свою большую команду, однако на тот момент железный занавес СССР во многом не способствовал сближению в подобных конкурсах. Тем более что работа мастеров из СССР на всеобщем обозрении была невозможным , т.к. многие специалисты были невыездными из-за работы секретными документами. Однако, важно сказать, что институт профессиональных навыков развивался параллельно в аналогичном направлении ив СССР

Конкурсы «Лучший по профессии» ежегодно проводились совместно с организацией профсоюзов России и Минтруда. Современные виды профессиональных навыков [11]. Многие из них проводятся и по сей день. Так в 2021 году состязания Конкурса проводились по пяти номинациям: «Лучший печник», «Лучший пожарный», «Лучший ветеринарный фельдшер», «Лучший лаборант химического анализа в электроэнергетике», «Лучший проходчик горных выработок». Именно эти номинации были предложены объединениями работодателей, профсоюзов и региональными органами власти. [12]

Однако наряду со скрытыми критериями оценки, не едиными правилами оценки и субьек-тивными мнениями жюри, имеют много критики, в частности в публикации [13] , были комментарии и пожелания по более структурированным критериям оценки по конкурсу «Лучший по профессии».

х

X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м м

Также в данном конкурсе отсутствует единая электронная база, все сертификаты и оценочные листы не прикреплены в электронные базы.

Важным аспектом исследования являются конкурсы профессионального мастерства среди специалистов с ограниченными возможностями. Международное некоммерческое движение «Абилим-пикс» зародилось в Японии в начале 70-х годов прошлого века вследствие проведения в стране политики инклюзивного роста, предусматривающей принцип развития экономики с учетом интересов всех слоев населения, включая наименее обеспеченные и защищенные. Важно сказать, что японский рационализм, развиваемые с момента становления завода «Тойота» и в данном случае рационально относился к использованию потенциала таких специалистов - как инвалиды

В 2015 году Россия вступила в Международную Федерацию Абилимпикс и с этого же года в России проходят чемпионаты профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как на региональном, так и на федеральном уровнях. [14] Абилимпикс является по сути повторением опыта параолимпийских игр, которые также задумывались, когда, в 1888 г.

в Берлине был сформирован первый спортивный клуб для глухих. В 1924 г. в Париже впервые были проведены "Олимпийские игры для глухих". Основателем параолимпийского движения является выдающийся нейрохирург Людвиг Гуттман (Ludwig Guttmann), родившийся в Германии и эмигрировавший в 1939 г. в Англию. [15].

На рисунке 4 представлено много линеек чем-пионатного движения, которое позволяет в настоящий момент вливаться в конкурсы профессионального мастерства не только учеников техникумов и училищ , как это по большей части было в советское время, а предоставляет возможность участие широкому диапазон возрастных категорий - от 6 и до 70 лет. Эта особенность позволяет не ассоциировать конкурсы профессионального мастерства только как прерогативу студентов средних специальных учебных заведений, а расширять применимость этих конкурсов, начиная с детского сада, что очень важно в освоении будущей профессии и развития профессиональных компетенций, а также знаний, на которых безусловно будет опираться обучения некоторым дисциплинам в школе и ВУЗе.

сч сч о сч

fO

World skills

Чемпионаты ..tin 1Ю].1;ш>ыг1 jc.ibijjjjx организаций начального, среднего

üiiCMCHHJihFtnm и нртфосенонилькош ооиаигшшин

World Skills Kids 5-7лет, S-lü лет, команда состоит из двух конкурсантов и

Family Skills 10-14 :kii; команда скиггонт ira одною ¡^ейеика 10-14 летг и liaci шпшка.В

команду также

ВХОДИТ ЧЛСН CCVfhH,

Küiophiic н должен ¡гралемаиифюрешшь ста же иную работу с ребенком

World Skills Juniors 1 i -16 лет

Оеншшмн линейка World Skills 16-22 года

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ка}]|юр|11Т1лные чемпионаты по конкретным ЕШПЫННЫИ

Cmcjj I i'.LJJ IЫ " KupLIÜ[.i;Ll шшые

чемпионаты для предприятий

и оСриишпеиьиыл

учреждений

FutureSkiUs ieaiii ■LhaJJcLi^c

WorldSkJb HiTedi

Distal Skills.

AgroSküb

r.npisrikSkilU

м}дрык- старше ■'

Рисунок 4- Виды чемпионатов WorldSkills

О ш m х

<

m о х

X

В 2012 году наше государство вступило в движение WorldSkills, которое ознаменовало совершенно новый, прозрачный подход к оценке результатов соревнований. Важным фактором является и тот факт, что возрастная категория практически не ограничена. Важно сказать, что действующее движение имеет большое количество чемпионатов для совершенно разных отраслей, учитывает особенности всех предыду-

щих конкурсов. В этом и заключается уникальность данного проекта. Также нужно сказать, что он стал логическим продолжением всего накопленного в предыдущие века опыта формирования конкурсов профмастерства. [16]. Продолжением инициативы развития конкурсов профессионального мастерства от АНО «Россия-страна возможностей» стало развитие профессий будущего (Future Skills) , которое ввело в ряде ВУЗов

в сетку расписания дисциплины (лекции и лабораторные работы) для подготовки студентов в рамках профессиональных компетенций с последующей сдачей демоэкзамена.

Литература

1. К истории конкурса мужской красоты в Древней Греции. Электронный ресурс URL https://zen.yan-dex.ru/media/hist/k-istorii-konkursa-mujskoi-krasoty-v-drevnei-grecii-5fb8fc93ccd7953aaaf1 e5bf. Дата обращения 24.02.2022г

2. Истоки конкурсов профессионального мастерства. Электронный ресурс.URL

https://unikma.ru/build-quality/blog/konkursy-professionalnogo-masterstva-istoki.php

Дата обращения 24.02.2022г

3. П.Г. Щедровицкий. Университеты и система обращения знаний. Курс лекций. 85 С., с.55-56

6. К.В. Епифанцев. Интеграция производства в образовательные программы ВУЗов горного профиля/Власов А.А., Жуков С.В., Власова Н.А., Епифанцев К.В. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал)

4. М.Г.Меерович. Бинарная логика и социалистический город//. Лидин К., Меерович М., Малько А.Проект Байкал. 2021. Т. 18. № 68. С. 46-49.

5. М.Г. Меерович. СССР как мегароект //Меерович М.Г.В сборнике: Советский проект. 1917-1930-е гг.: этапы и механизмы реализации. сборник научных трудов. Екатеринбург, 2018. С. 28-39.

7. Степанов О.В. Алмазова Т.В. Исследование конкурсов профессионального мастерства. Гуманитарий Юга России. С.145-151

8. Ставропольцева С. В. Лабораторно-бригад-ное обучение: традиции и инновации // Педагогика: традиции и инновации. Материалы VIII Международной научной конференции. — Казань: ООО «Бук», 2017. С. 14-19.

9. Возникновение социалистического соревнования - Школьная История. Электронный ресурс URL https://dmitrschool04.ru/temy/vozniknovenie-sotsialisticheskogo-sorevnovaniya.html

10. История движения WorldSkills в мире. Электронный ресурс. URL https://worldskills.mos-cow/wsr-v-moskve/istorija_wsr/istorija_dvizhen-ija_worldskills_v_mire/

11.Минтруд России. Конкурс «Лучший по профессии». Электронный ресурс URL https://mintrud.gov.ru/events/1321

12. Постановление Министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области от

5 марта 2019 года №16 об утверждении «Положения

06 организации и проведении регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии"»,15 с.

13. Изингер А.В. Правовая регламентация организации и проведения конкурсов профмастерства

на звание «Лучший по професии». Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 2 (17). С. 96-101.

14. Абилимпикс сегодня. Корпоративный журнал. Электронный ресурс. URL https://abilympics-russia.ru/uploads/jurnal/ablmp_1.pdf

15. История параолимпийского движения. Справка - РИА Новости, 25.11.2010 (ria.ru) Эл.ресурс. URL https://ria.ru/20101126/300849757.html

16. Московский детский чемпионат KidSkills (worldskills.moscow) Электронный ресурс. URL https://kidskills.worldskills.moscow/

Methodology of development of professional skill contests of working

professions as a vector of development of modern technologies Epifantsev K.V.

Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The development of professional skill competitions correlates, first of all, with competition in the modern labor market and simultaneously with the development of modern equipment and technologies. These competitions are often associated with competitions in all-around sports, but the diversity of modern sports is growing much slower than the emergence of new professions, in which it is possible and necessary to hold competitions to identify the best practices of working on a particular equipment. Popularization of masters by branches of professions. However, it must be said that in the history of the development of professional skill competitions there were very diverse prerequisites to which the article is devoted. Keywords: professional skills, competition, objective evaluation criteria, demo

exam, "Best in profession" competition, World Skills movement References

1. To the history of the male beauty contest in Ancient Greece. Electronic

resource URL https://zen.yandex.ru/media/hist/k-istorii-konkursa-mu-jskoi-krasoty-v-drevnei-grecii-5fb8fc93ccd7953aaaf1e5bf.

2. Origins of professional skills competitions. Electronic resource.URL https://unikma.ru/build-quality/blog/konkursy-professionalnogo-masterstva-

istoki.php Accessed 24.02.2022

3. P.G. Shchedrovitsky. Universities and the system of circulation of

knowledge. Lecture course. 85 S., p.55-56

6. K.V. Epifantsev. Integration of production into educational programs of mining

universities // Vlasov A.A., Zhukov S.V., Vlasova N.A., Epifantsev K.V. Mining information and analytical bulletin (scientific and technical journal)

4. M.G. Meerovich. Binary logic and socialist city//. Lidin K., Meerovich M.,

Malko A. Project Baikal. 2021. V. 18. No. 68. S. 46-49.

5. M.G. Meerovich. USSR as a megaproject // Meerovich M.G. In the collec-

tion: Soviet project. 1917-1930s: stages and mechanisms of implementation. collection of scientific papers. Yekaterinburg, 2018. S. 28-39.

7. Stepanov O.V. Almazova T.V. Study of competitions of professional skills.

Humanitarian of the South of Russia. pp.145-151

8. Stavropoltseva S. V. Laboratory team training: traditions and innovations //

Pedagogy: traditions and innovations. Proceedings of the VIII International Scientific Conference. - Kazan: Buk LLC, 2017. P. 14-19.

9. The emergence of socialist competition - School History. Electronic re-

source URL https://dmitrschool04.ru/temy/vozniknovenie-sotsialistich-eskogo-sorevnovaniya.html Retrieved 24.02.2022

10. History of the WorldSkills movement in the world. Electronic resource. URL https://worldskills.moscow/wsr-v-moskve/istorija_wsr/istorija_dvizhen-ija_worldskills_v_mire/

11.Ministry of Labor of Russia. Competition "Best in profession". Electronic resource URL https://mintrud.gov.ru/events/1321

12. Decree of the Ministry of Labor and Social Protection of the Population of the

Novgorod Region dated March 5, 2019 No. 16 on the approval of the "Regulations on the organization and holding of the regional stage of the All-Russian competition of professional skills "The Best in Profession"", 15 p.

13. Isinger A.V. Legal regulation of the organization and holding of competitions of professional skills for the title of "Best in Profession". Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Studies of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 2 (17). pp. 96-101.

14. Abilympics today. Corporate magazine. Electronic resource. URL https://abilympics-russia.ru/uploads/jurnal/ablmp_1 .pdf

15. History of the Paralympic movement. Reference - RIA Novosti, November 25,

2010 (ria.ru) Electronic resource. URL

https://ria.ru/20101126/300849757.html Retrieved February 25, 2022

16. KidSkills Moscow Children's Championship (worldskills.moscow) Electronic resource. URL https://kidskills.worldskills.moscow/

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.