УДК 316.77:001.8
DOI: 10.14529/ped210405
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В. Княжева
ЧОУ «Газпром школа Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург, Россия
Современные требования к будущим учителям детерминированы процессами информатизации и цифровизации образования на всех его уровнях, все более широким использованием в образовательном процессе средств современных медиа. Данные тенденции актуализируют подготовку будущих учителей к реализации эффективной медиаобразова-тельной деятельности. Данная деятельность может быть эффективна только при наличии у будущих учителей соответствующей прочно сформированной готовности. Целью статьи является определение сущности готовности студентов к медиаобразовательной деятельности, описание системы ее формирования у студентов, выявление перспективных с исследовательских позиций методологических подходов и принципов реализации данного процесса, а также разработка пошаговой технологии формирования готовности к медиа-образовательной деятельности у будущих учителей, что является теоретически и практически значимым. Новизна исследования заключается в том, что оно выполнено в русле идеи системного и поэтапного формирования исследуемой готовности с использованием инновационных форм, методов и средств обучения студентов. Результатом исследования являются разработанные блоки системы и технология формирования готовности к медиа-образовательной деятельности у студентов педагогического вуза; его результаты могут быть использованы в практике подготовки студентов-бакалавров.
Ключевые слова: медиаобразование, готовность, готовность к медиаобразователь-ной деятельности, формирование готовности к медиаобразовательной деятельности, технология формирования готовности к медиаобразовательной деятельности у будущих учителей.
Постановка задачи
Современные тенденции развития цифрового общества и цифровизации всех процессов оказывают значительное влияние и на систему высшего педагогического образования, которая функционирует с учетом специфики реализации образовательного процесса в традиционном оффлайн-формате и в онлайн-режиме с использованием информационно-коммуникационных и цифровых технологий, а также цифровых образовательных ресурсов [8, 9]. Особое место в слоте таких ресурсов и средств обучения занимают медиаресурсы и медиатехнологии. Они представляют собой единую систему, функционирующую в статусе компонента содержания обучения в педагогическом вузе и предполагают всестороннюю работу с медиа.
Подготовка студентов - будущих учителей - к проектированию и реализации медиа-образовательной деятельности предполагает формирование соответствующей готовности. Готовность к медиаобразовательной деятель-
ности рассматривается нами как вид профессиональной готовности, включающий несколько взаимосвязанных компонентов: когнитивный (знания студентов о современных медиа, особенностях создания медиатекстов и их влиянии на аудиторию; знания о медиатех-нологиях, которые применяются в образовательном процессе в школе; знания о современных цифровых и медиаресурсах); деятель-ностно-практический (умения и навыки, связанные с восприятием, анализом и интерпретацией медиатекстов, адаптацией их содержания для использования в образовательном процессе в школе, созданием собственных медиатекстов; умения всестороннего использования в образовательном процессе медиатехнологий и медиаресурсов); рефлексивно-оценочный (умения студентов оценить эффективность собственной медиаобразова-тельной деятельности, наметить перспективы развития готовности к медиаобразовательной деятельности, осуществить рефлексию своих обучающих и воспитательных воздействий
в процессе реализации медиаобразовательной деятельности).
Следует отметить, что готовность к медиаобразовательной деятельности не может быть сформирована стихийно, без системных воздействий, поэтому требуется разработка специальной системы, нацеленной на ее формирование. Решение данной научной задачи является целью нашего исследования.
Обзор научной литературы.
Методологические подходы
и методы исследования
Научный дискурс исследований, входящих в научные области «медиаобразование», «медиапедагогика», «формирование медиа-грамотности / медиакультуры / медиакомпе-тентности», центрируется на необходимости рассмотрения сущности медиа в аспекте общественных, исторических, культурных и образовательных процессов. Также в исследованиях данных направлений рассматриваются вопросы разработки специальных систем или моделей медиаобразования.
Так, в исследованиях основоположника отечественной теории медиаобразования А.В. Федорова [13] установлено, что медиа-образование должно рассматриваться как процесс образования и развития личности, который в методико-технологическом аспекте осуществляется на основе использования медиа (медиасредств, медиаресурсов, медиа-технологий).
А.В. Шариковым [15] обоснована необходимость теоретического изучения возможностей СМИ в образовании и практического использования материалов массмедиа.
Ю.Н. Усов [12] рассматривает потенциал медиаобразования в плоскости развития индивидуальности обучающихся за счет работы с медиаинформацией в формате художественно-творческой деятельности.
Зарубежные исследователи рассматривают медиаобразование в рамках разрабатываемых ими теорий. В частности, в рамках «ре-презентационной теории» (representational paradigm) Л. Мастерман [17] фиксирует основную цель медиаобразования - формирование у обучающихся понимания моделей представления реальности с помощью медиа и того, какие при этом используются технологии и стратегии.
В контексте теории социальной модернизации представлена концепция С. Фейлитзена [16], центральным звеном которой является
импликация медиаобразования и критического мышления, а также продуцирование обучающимися собственной медиапродукции.
В современных диссертационных исследованиях, посвященных проблемам медиаоб-разования и цифровизации образовательной деятельности, рассматриваются вопросы формирования медиаграмотности студентов и обучающихся (А.А. Журин [2], Н.А. Леготина [5] и др.), медиаобразование в сочетании с аудиовизуальным пространством (Н.П. Рыжих [10] и др.), интеграция педагогики и искусства в медиасреде (Г.П. Максимова [6] и др.).
Проведенный анализ исследований интересующего нас направления и представленный обзор научной литературы дают основание утверждать, что в настоящее время разработана прочная теоретическая база для реализации исследования, касающегося формирования готовности к медиаобразователь-ной деятельности у будущих учителей и разработки соответствующей системы.
Для разработки системы формирования готовности к медиаобразовательной деятельности необходимой является теоретико-методологическая платформа исследования -совокупность теоретико-методологических подходов, которые позволяют рассмотреть разные аспекты предмета исследования. Проанализировав имеющиеся исследования по интересующему нас направлению, а также учитывая специфику предмета нашего исследования - формирования готовности студентов к медиаобразовательной деятельности, мы пришли к выводу, что наиболее перспективными с исследовательских позиций являются системный и цифровой подходы, а также 8ша11-подход. Рассмотрим возможности каждого из них более подробно.
Системный подход (ИВ. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин [1, с. 39-42] и др.) представляет собой такую ориентацию исследования, при которой его объекты рассматриваются как системы с присущими им системными характеристиками - целостности, структурности, субстанциональности элементов, входящих в систему. Использование системного подхода при разработке системы формирования готовности к медиаобразова-тельной деятельности у будущих учителей делает возможным:
1) рассмотрение готовности к медиа-образовательной деятельности как системы, в состав которой входят соответствующие
компоненты (когнитивный, деятельностно-практический, рефлексивно-оценочный), взаимосвязанные между собой и образующие единство;
2) структурирование процесса формирования готовности к медиаобразовательной деятельности у будущих учителей как системы в виде этапов данного процесса (подготовительного, технологического, контрольного), которые реализуются в логической последовательности и взаимосвязанно;
3) создание целостной системы формирования готовности к медиаобразовательной деятельности, включающей соответствующие компоненты (целевой, содержательный, дея-тельностный, оценочный).
Системный подход, являясь методологией общенаучного уровня, позволяет исследовать лишь общие системные характеристики процесса формирования готовности к медиаобра-зовательной деятельности, поэтому он должен быть дополнен подходами конкретно-научного и технологического уровней. Такими подходами в нашем исследовании являются цифровой подход и smart-подход.
Цифровой подход (А.А. Калмыков [3, с. 29-32], Н.Л. Соколова [11, с. 6-10] и др.) предполагает рассмотрение информационных характеристик исследуемого процесса. Поскольку формирование готовности к ме-диаобразовательной деятельности означает разностороннюю работу студентов с источниками медиаинформации и медиаресурсами, цифровой подход представляется перспективной исследовательской ориентацией в силу следующих причин. Он позволяет рассмотреть:
1) формирование исследуемой готовности как процесс работы студентов с различными источниками медиаинформации в виде цифровых образовательных ресурсов (отечественных и зарубежных, представленных на разных иностранных языках);
2) специфику усвоения студентами знаний, составляющих когнитивный компонент готовности к медиаобразовательной деятельности (знания о стратегиях восприятия, интерпретации, создания медиатекста и адаптации его для обучающихся, которые интегрируются в настоящее время со знаниями цифровой обработки и презентации медиатекста);
3) готовность к медиаобразовательной деятельности в комплексе с ИКТ-компетент-ностью студентов.
Smart-подход (В.Г. Костина, А.В. Мо-лоткова [7, с. 107-109], Н.В. Чернышкова [14, с. 211-214] и др.) предполагает, что используемые преподавателем задания должны мотивировать студентов, быть интересными для них, учитывать индивидуальные особенности, но в то же время ориентировать их на преодоление посильных для каждого из них трудностей с тем учетом, что у студентов разные способности. То есть система заданий, используемых на медиазанятии, должна отвечать так называемому smart-принципу: она не может быть единой и неизменной для всех, должна быть гибкой, должна уметь подстраиваться под каждого студента, точно так же как smart-технологии подстраиваются под особенности своих пользователей.
Также в рамках smart-подхода предполагается внедрение разноуровневых кейсов заданий по работе с медиатекстами и медиа-ресурсами.
Наше исследование проводилось с помощью следующих методов, соотнесенных с научными задачами:
1) исследовательская задача: рассмотреть феномен готовности к медиаобразова-тельной деятельности у будущих учителей, под которой мы понимаем вид профессиональной готовности, включающий когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивно-оценочный компоненты (методы исследования: анализ отечественной и зарубежной научной и методической литературы; системный анализ и синтез; обобщение);
2) исследовательская задача: определить продуктивные теоретико-методологические подходы для разработки системы формирования готовности студентов к медиа-образовательной деятельности (системный анализ и синтез; моделирование);
3) исследовательская задача: описать технологию проектирования медиазанятия в педагогическом вузе (моделирование; метод экспертных оценок).
Ключевые идеи разработки системы формирования готовности студентов педагогического вуза к медиаобразовательной деятельности
Система формирования готовности к ме-диаобразовательной деятельности у будущих учителей, разрабатываемая на основе выбранных и описанных выше теоретико-методологических подходов, включает, по нашему мнению, три основных блока, выполняющих
каждый соответствующие функции. Кратко опишем содержательное наполнение каждого блока и назовем его функции.
Мотивационно-целевой блок, выполняющий мотивирующую и целеполагающую функции, предполагает создание преподавателем условий для широкой мотивации студентов к усвоению знаний о современных медиа, их возможностях, цифровых вариантах, использованию медиаресурсов и медиатекс-тов в различных сферах, в том числе в образовательном процессе школы. В рамках данного блока ставятся конечная, промежуточные и ближайшие цели формирования готовности к медиаобразовательной деятельности.
Содержательно-технологический блок, который выполняет организационную и обучающую функции, означает презентацию студентам содержания медиаобразовательной деятельности педагога в школе (знания о современных медиа, умение работать с медиа-текстами и медиаресурсами, анализировать, интерпретировать и создавать собственные медиатексты для школьников и др.) и организацию работы с конкретным медиаматериа-лом и медиаресурсами с использованием различных форм и приемов, в том числе инновационных.
Оценочно-диагностический блок, выполняющий оценочную и диагностическую функции, предполагает диагностирование и оценивание преподавателем успешности и эффективности формирования у студентов готовности к медиаобразовательной деятельности, которые осуществляются на основе специально разработанной критериально-уровневой школы.
Технология проектирования
медиазанятия
Методико-технологические аспекты исследуемого процесса включают технологию проектирования медиазанятия. Следует отметить, что занятие является комплексным феноменом, обладающим всеми свойствами целого, то есть всего учебного процесса; в нем реализуются все или большинство принципов обучения. Медиазанятие, как и традиционное оффлайн- или онлайн-занятие в вузе, должно отличаться разнообразием форм, приемов обучения, строиться с использованием основных и вспомогательных средств обучения. Костяк медиазанятия составляет определенным образом организованная система упражнений по работе с медиа, то есть в каждом занятии реализуются практически все элемен-
ты методической системы. Медиазанятие является одновременно и звеном в цепи занятий в рамках какой-то темы, и одновременно с этим относительно завершенным методическим элементом и комплексным блоком. Соответственно, оно должно иметь как внешнюю, так и внутреннюю логику.
Новые образовательные стандарты меняют не только терминологический аппарат образовательного процесса в вузе, но и вносят существенные изменения в содержание и структуру занятий. Занятие, в том числе ме-диазанятие, соответствующее требованиям ФГОС, представляет собой целостную структурно-содержательную систему, имеющую многокомпонентную структуру. В отличие от традиционного «линейного» занятия, цели занятия по ФГОС определяются по четко выделенным критериям (т. е. цели занятий диагностичны), основное содержание представляется как образовательная технология, имеющая мотивационную, дидактическую, организационную и другие составляющие. Планируемые результаты также диагностич-ны, а критериальная оценка (взаимооценка, самооценка) приходит на смену суммативной оценке (отметке) [4, с. 22-33].
Мы рассматриваем технологию проектирования медиазанятия на примере занятия по иностранному языку в вузе (профиль «Иностранный язык» и «Иностранный язык»). Важнейшей составляющей, на основе которой проектируется медиазанятие, являются принципы обучения, в частности следующие:
• практическая или речевая направленность занятия по иностранному языку (речевая активность студентов: приоритетным является не сообщение знаний, а практика общения на иностранном языке на основе информации, полученной из медиаисточников; на занятии должна создаваться обстановка сотрудничества, сотворчества, взаимодействия между преподавателем и студентами, студентов друг с другом; задача преподавателя при этом состоит в том, чтобы, управляя усвоением языкового и речевого материала, вывести студентов на владение стратегиями общения на изучаемом языке);
• комплексный характер занятия (интегрированный характер овладения языковыми средствами и речевой деятельностью на основе работы с медиа; взаимодействие в рамках занятия разных видов и форм работы с медиатекстами и медиаресурсами);
• речевая активность студентов (увеличение доли речевой активности студентов за счет взаимодействия разных видов речевой деятельности в рамках медиазанятия);
• индивидуализация (учет индивидуальных особенностей студентов группы; отбор наиболее актуальных проблем, освещаемых в современных СМИ, обеспечение возможности выразить свое мнение для каждого студента, использовать жизненный опыт студентов; использовать индивидуальные домашние задания, учитывать социальный статус разных студентов и реальный уровень обученности, выбирать дополнительные средства обучения и использовать разные режимы и формы работы);
• ситуативность (использование условных, проблемных ситуаций общения и избегание неситуативных заданий по содержанию прочитанного или прослушанного ме-диатекста);
• функциональность (задания по работе с медиатекстами и медиаресурсами должны быть направлены на реализацию функции общения, на коммуникативные задачи);
• новизна (наличие на занятии новых ситуаций, речевых задач, ролей, собеседников, форм общения).
Технология проектирования медиазанятия включает несколько взаимосвязанных шагов:
1-й шаг: четкое структурирование занятия (студенты должны без труда понимать логику занятия, а также что и как им следует делать на том или ином его этапе);
2-й шаг: создание мотивирующей учебную деятельность атмосферы занятия (студенты мотивированы активно работать на занятии, атмосфера дружелюбная) и образовательной среды, ориентированной на реальные «внешние» условия (моделирование проблемных ситуаций, подготавливающих студентов к реальной коммуникации и работе с медиа, использование вспомогательных средств, повышающих эффективность учебной деятельности);
3-й шаг: обеспечение высокой доли учебной работы (время занятия должно полностью использоваться для учебного процесса), содержательного общения (взаимодействие должно быть основано на учебных ситуациях проблемного характера, где студенты имеют возможность проявить в учебном общении свои знания и опыт, сообщить что-то важное и полезное для дальнейшей работы) и разнообразия приемов и методов работы (исполь-
зуемые преподавателем приемы и методы работы должны отличаться инновационностью и вариативностью);
4-й шаг: оценивание результатов (необходимы ясные требования к результатам и справедливое оценивание: студенты должны четко представлять, что именно от них ожидается и по каким критериям оценивается).
Заключение
Современные тенденции профессиональной подготовки в педагогическом вузе детерминированы требованиями информатизации и цифровизации образовательного процесса, что актуализировало проблему формирования у студентов - будущих учителей соответствующих компетенций и готовностей. Одной из приоритетных в настоящее время признается готовность к медиаобразовательной деятельности, предполагающая владение знаниями о современных медиа, умениями и навыками использования медиаинформации и медиаресурсов в профессионально-педагогической деятельности. Формирование такой готовности представляет собой целенаправленный специально организуемый процесс, который базируется на теоретико-методологических подходах и реализуется в соответствии с определенной технологией, которые были подробно описаны нами в данной статье.
Литература
1. Блауберг, И. В. Философский принцип системности и системный подход /И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Вопросы философии. - 1978. - № 8. - С. 39-53.
2. Журин, А.А. Интеграция медиаобразо-вания с курсом химии средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /А.А. Журин. - М., 2004. - 41 с.
3. Калмыков, А.А. E-learning как инструмент медиаобразования / А.А. Калмыков // Высшее образование в России. - 2009. - № 10. -С. 29-32.
4. Колесников, А.А. Современный урок иностранного языка: проблемы организации и возможные решения / А.А. Колесников // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 11. -С. 22-33.
5. Леготина, Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Леготина. - Курган, 2004. - 24 с.
6. Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /Г.П. Максимова. - Ростов н/Д., 2007. - 49 с.
7. Молоткова, А. В. БЫЛЯТ-образование -стратегия современности / А.В. Молоткова, В.Г. Костина // Электронное образование: перспективы использования БЫЛЯТ-техно-логий: материалы IIIМеждунар. науч.-практ. видеоконф. (г. Тюмень, 26 нояб. 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. - С. 107-109.
8. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». -http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 11.07.2021).
9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» / Сайт Правительства РФ. - http://static.government.ru/media/ files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7Ы0.pdf (дата обращения: 11.07.2021).
10. Рыжих, Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Рыжих. -Ростов н/Д., 2006. - 25 с.
11. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху / Н.Л. Соколова // Междунар. журнал исследований культуры. -2012. - № 3. - С. 6-10.
12. Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /Ю.Н. Усов. - М., 1989. -32 с.
13. Федоров, А.В. Медиаобразование: история и теория / А.В. Федоров. - М. : МОО «Информация для всех», 2015. - 450 с.
14. Чернышкова, Н.В. Smart-технологии в преподавании иностранного языка /Н.В. Чернышкова // Филол. науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2018. -№ 2 (80). - Ч. 1. - C. 211-214.
15. Шариков, А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт / А.В. Шариков. - М. : АПН СССР, 1990. - 66 с.
16. Feilitzen, S. von, Carlsson, U. Children and Media. Image. Education. Participation. Ge-teborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen. -Goteborg: Nordicom, 1999. - 483 p.
17. Masterman, L. Media Education in 1990' Europe / L. Masterman, F. Mariet. -Strasburg: Council of Europe, 1994. - 180 p.
Княжева Анна Валерьевна, учитель английского языка, ЧОУ «Газпром школа Санкт-Петербург», г. Санкт Петербург, amur20@mail.ru.
Поступила в редакцию 29 августа 2021 г.
DOI: 10.14529/ped210405
METHODOLOGY OF SYSTEM DEVELOPMENT TO FORM READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR MEDIA EDUCATIONAL ACTIVITIES AND TECHNOLOGY OF ITS IMPLEMENTATION
A.V. Knyazheva, amur20@mail.ru
Gazprom School Saint Petersburg, Saint Petersburg, Russian Federation
Modern requirements for future teachers are determined by the processes of informatization and digitalization of education and by the increasing use of modern media in the educational process. These trends actualize the preparation of future teachers for the implementation of effective media educational activities. This kind of activity can be effective only if future teachers have a corresponding readiness. The purpose of the article is to determine the essence of students' readiness for media educational activities, to describe the system of its formation, to identify
relevant methodological approaches and principles for implementing this, and to develop a step-by-step technology to form the readiness for media educational activities in future teachers. The novelty of the research lies in the fact that it is conducted in line with the idea of a systemic and stage-by-stage formation of the studied readiness using innovative forms and methods of teaching students. The results of the research are the developed blocks of the system and technology of formation of readiness for media educational activity among students of a pedagogical university. The results can be used in training bachelor students.
Keywords: media education, readiness, readiness for media educational activity, formation of readiness for media educational activity, technology of readiness formation for media educational activity among future teachers.
References
1. Blauberg I.V. [Philosophical Principle of Consistency and Systematic Approach]. Philosophy Questions, 1978, no. 8, pp. 39-53. (in Russ.)
2. Zhurin A.A. Integratsiya mediaobrazovaniya s kursom khimii sredney obshcheobrazovatel'noy shkoly. Avtoref. dokt. diss. [Integration of Media Education with the Chemistry Course of a Secondary School. Abstract of doct. diss.]. Moscow, 2004. 41 p.
3. Kalmykov A.A. [E-learning as a Media Education Tool]. Higher Education in Russia, 2009, no. 10, pp. 29-32. (in Russ.)
4. Kolesnikov A.A. [A modern foreign language lesson: organizational problems and possible solutions]. Inostrannyeyazyki v shkole, 2017, no. 11, pp. 22-33. (in Russ.)
5. Legotina N.A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki studentov universiteta k realizatsii mediaobrazovaniya v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Avtoref. kand. diss. [Pedagogical conditions for preparing university students for the implementation of media education in educational institutions. Abstract of kand. diss.]. Kurgan, 2004. 24 p.
6. Maksimova G.P. Modernizatsiya vospitaniya v vysshey shkole na osnove integratsiipedagogiki i iskusstva v mediasrede. Avtoref. dokt. diss. [Modernization of education in higher education based on the integration of pedagogy and art in the media environment. Abstract of doct. diss.]. Rostov-on-Don, 2007. 49 p.
7. Molotkova A.V., Kostina V.G. [SMART education - modern strategy]. Elektronnoe obrazovanie: perspektivy ispol'zovaniya SMART-tekhnologiy: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy videokonferentsii [Electronic Education: Prospects of using SMART-Technologies]. Tyumen, 2016, pp. 107-109. (in Russ.)
8. Prioritetnyy proekt v oblasti obrazovaniya "Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiyskoy Federatsii" [Priority project in the field of education "Modern digital educational environment in the Russian Federation"]. Available at: http://neorusedu.ru/about (accessed 11.07.2021).
9. Programma "Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii" [Program "Digital Economy of the Russian Federation"]. Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4Ps B79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (accessed 11.07.2021).
10. Ryzhih N.P. Mediaobrazovanie studentov pedagogicheskogo vuza na materiale angloyazych-nykh ekrannykh iskusstv. Avtoref. kand. diss. [Media education of students of a pedagogical university on the material of English-language screen arts. Abstract of kand. diss.]. Rostov-on-Don, 2006. 25 p.
11. Sokolova N.L. [Digital culture or culture in the digital age]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledo-vaniy kul'tury, 2012, no. 3, pp. 6-10. (in Russ.)
12. Usov Yu.N. Kinoobrazovanie kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya i hudozhestvennogo razvitiya shkol'nikov. Avtoref. dokt. diss. [Film education as a means of aesthetic education and artistic development of schoolchildren. Abstract of doct. diss.]. Moscow, 1989. 32 p.
13. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya. [Media Education: History and Theory]. Moscow, Informatsiya dlya vsekh Publ., 2015. 450 p.
14. Chernyshkova N.V. [Smart technologies in teaching a foreign language]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki, 2018, no. 2 (80), ch. 1, pp. 211-214. (in Russ.)
15. Sharikov A.V. Mediaobrazovanie: mirovoy i otechestvennyy opyt [Media Education: World and Domestic Experience]. Moscow, APN SSSRPubl., 1990. 66 p.
16. Feilitzen, S. von, Carlsson, U. Children and Media. Image. Education. Participation. Geteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, Goteborg, Nordi-com Publ., 1999. 483 p.
17. Masterman, L. Media Education in 1990' Europe / L. Masterman, F. Mariet. - Strasburg: Council of Europe Publ., 1994. - 180 p.
Received 29 August 2021
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Княжева, А.В. Методология разработки системы и технология формирования готовности студентов педагогического вуза к медиаобразовательной деятельности / А.В. Княжева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2021. - Т. 13, № 4. - С. 51-58. БО!: 10.14529/ре<1210405
FOR CITATION
Knyazheva A.V. Methodology of System Development to Form Readiness of Pedagogical University Students for Media Educational Activities and Technology of Its Implementation. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2021, vol. 13, no. 4, pp. 51-58. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped210405