Научная статья на тему 'Методология разработки профилактических программ в области здоровья (на примере программы профилактики ФАС)'

Методология разработки профилактических программ в области здоровья (на примере программы профилактики ФАС) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1312
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА ФАСН И ФАС / РАЗРАБОТКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ / METHODOLOGY OF RESEARCH IN APPLIED PSYCHOLOGY / RESEARCH DESIGN IN APPLIED PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL RESEARCHES IN PSYCHOLOGY OF HEALTH / FAS AND FASD PREVENTION / DESIGN OF PREVENTIVE PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Балашова Татьяна Николаевна, Исурина Галина Львовна, Цветкова Лариса Александровна, Волкова Елена Николаевна, Боннер Барбара Луис

Поведение, сохраняющее и поддерживающее здоровье, играет важную роль в развитии и профилактике заболеваний. Психологические (поведенческие) и социальные вмешательства нацелены на изменения «нездорового» поведения и улучшение здоровья. Основной проблемой в психологических (поведенческих) и социальных исследованиях является отсутствие моделей для разработки вмешательств, которые основывались бы на существующих исследованиях и удовлетворяли потребности различных групп населения. Данная статья посвящена методологии разработки программ профилактики, связанных с психологией здоровья. Совместное международное исследование, направленное на разработку программы профилактики фетального алкогольного спектра нарушений ( FASD ), представлено в качестве примера. Процесс и этапы, используемые в этой модели, иллюстрируют самое модель и указывают на важность психологии и поведенческих наук для разработки программ по улучшению здоровья населения. Модель включает в себя четыре основных этапа: 1) «формирующие» исследования для оценки существующей ситуации, распространенности данного явления, знаний об этой проблеме у населения и специалистов и их установок, а также возможных путей профилактики; 2) проектирование и ограниченное пилотное тестирование профилактических программ; 3) рандомизированные контрольные клинические испытания для оценки эффективности программ; 4) осуществление исследований с целью определения мер для успешного распространения и внедрения разработанных программ в области здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Балашова Татьяна Николаевна, Исурина Галина Львовна, Цветкова Лариса Александровна, Волкова Елена Николаевна, Боннер Барбара Луис

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of design of FASD preventive programme

Health behaviors play important role in disease development and their preventions. Psychological/ behavioral and social interventions aim at to change unhealthy behaviors and improve health. A major challenge in behavioral and social research is a lack of models to develop interventions that are based on current researches and meet the needs of our diverse populations. This paper is focused on methodology of developing prevention and treatment programs in behavioral health, with an example of an international collaborative study focused on developing prevention of Fetal alcohol spectrum disorders (FASD). Th e process and stages described under this model indicate the importance of behavioral sciences for developing programs to improve health of the population. The model includes four main steps: 1) formative studies to evaluate health problem and related behaviors and obtain information necessary for developing prevention, 2) designing and limited pilot testing of prevention programs, 3) randomized controlled clinical trials to evaluate efficacy of the programs, and 4) dissemination and implementation studies to identify measures necessary to successfully implement the developed programs in the health care.

Текст научной работы на тему «Методология разработки профилактических программ в области здоровья (на примере программы профилактики ФАС)»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Серия 16

Вып. 4

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9

Т. Н. Балашова, Г. Л. Исурина, Л. А. Цветкова, Е. Н. Волкова, Б. Л. Боннер

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ

(НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ФАС)

Одним из основных направлений прикладных исследований в психологии является разработка лечебных и профилактических программ в области здоровья. Медицинская наука достигла существенного прогресса в лечении и профилактике инфекционных заболеваний, и в настоящее время все большее внимание уделяется болезням, в развитии которых важную роль играют психологические, поведенческие факторы. Особое значение при разработке новых методов лечения и профилактики в этой области имеет учет специфики поведения, психологических установок и других особенностей групп населения, для которых предназначены такие программы. Признано, что при разработке новых программ лечения и профилактики в этой области необходима интеграция современных достижений науки (теорий, научно обоснованных эффективных программ и т. п.) с представлениями о специфическом проблемном поведении, знаниях, установках и других психологических особенностях группы населения, для которой программа предназначена. Методология исследований в этой области, в частности проблема интеграции существующих знаний и данных о специфической популяции, разработана в настоящее время недостаточно.

Настоящая статья посвящена описанию методологии исследований, направленных на подготовку профилактических или лечебных вмешательств, на примере разработки программы профилактики фетального алкогольного синдрома (ФАС), которая была реализована Исследовательской группой профилактики ФАС в рамках международного сотрудничества между факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Нижегородским государственным педагогическим университетом и Центром наук о здоровье Университета Оклахомы (США)1.

1 Материалы разработаны Исследовательской группой профилактики ФАС в рамках проектов, реализуемых факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Нижегородским государственным педагогическим университетом и Центром наук о здоровье Университета Оклахомы (США), при поддержке грантов Национального института по проблемам злоупотребления алкоголем и алкоголизма и Международного центра Фогарти Национальных институтов здоровья (гранты R21TW006745 и R01AA016234) и грантов Центров по контролю за заболеваниями и профилактике через Ассоциацию университетских центров по ограниченным возможностям (гранты RTOI 2005999-01 и 2007-999-02). Содержание данных материалов не обязательно отражает позицию и положения Национальных институтов здоровья или Центров по контролю за заболеваниями и профилактике.

© Т. Н. Балашова, Г. Л. Исурина, Л. А. Цветкова, Е. Н. Волкова, Б. Л. Боннер, 2012

61

В рассматриваемой модели можно выделить четыре основных этапа. На первом этапе разработки профилактической программы необходимо оценить ситуацию, в частности распространенность данного явления (например, заболевания, вредной привычки, поведения, представляющего угрозу для здоровья, и т. д.), осведомленность об этой проблеме населения и специалистов и их установки, а также возможные пути профилактики; предпочтения населения в отношении профилактики, получения информации, ее содержания и способов воздействия. На этом этапе проводится так называемое «формативное» исследование — «Formative research» [1]. Такие исследования получили в последнее время широкое распространение, особенно в социальном маркетинге. В этих исследованиях обычно сочетаются качественные и количественные методы, такие как проведение фокусных групп, интервью, опросы и т. п. Целью подобных исследований в социальных и психологических науках является сбор данных, необходимых для подготовки вмешательств и разработки новых программ, ориентированных на определенные задачи и целевую аудиторию. Эти исследования позволяют: а) определить проблему; б) собрать данные о проблемном поведении и характеристиках специфической группы, на которую вмешательство направлено (о знаниях, особенностях отношения к проблеме, установках в отношении проблемного поведения, предпочтениях в отношении характера вмешательства для изменения поведения и т. п.). Полученные данные используются для дизайна профилактических программ, которые в дальнейшем должны быть подвергнуты эмпирической проверке.

На втором этапе осуществляется дизайн вмешательства и пилотное тестирование. На основе интеграции теории, существующих программ, показавших свою эффективность при исследованиях в других условиях (например, в другой области или на другой популяции), а также данных, полученных в ходе «формативного» этапа, разрабатывается новая профилактическая программа. Эта программа может быть чем-то совершенно новым или являться адаптацией или модификацией уже существующих программ. Этот этап также включает пилотное тестирование для необходимой отработки и коррекции дизайна и материалов вмешательства.

Третьим этапом является эмпирическая проверка действенности данной программы. Это соответствует тому, что в медицине называется клиническими испытаниями. Представляется, что для клинико-психологических вмешательств использование термина «клинические испытания» также вполне уместно. Рандомизированные контролируемые клинические испытания в настоящее время являются золотым стандартом при оценке вмешательств в области здоровья, включая поведенческие (психологические и психотерапевтические), фармакологические и другие методы терапии и профилактики [2]. На этом этапе в результате клинического испытания определяется действенность предложенной программы.

Если программа подтверждает свою эффективность, то в дальнейшем для успешного внедрения ее в практику необходимо проведение исследований, которые позволят определить, насколько эффективно использование этого вмешательства и какие условия внедрения необходимо соблюсти для того, чтобы метод, разработанный в экспериментальных, лабораторных условиях, оказался действенным при применении в практике. Этому четвертому этапу — исследованию эффективности внедрения (dissemination and implementation research) — в последнее время уделяется пристальное внимание, поскольку сравнительно небольшой процент разработок, доказавших свою действенность в лабораторных условиях, успешно внедряется в практическое здравоохранение [3]. Несмотря

62

на то что значительные средства тратятся в мире на медицинские исследования, которые определяют новые эффективные методы вмешательств, внедрение этих достижений происходит медленно, многие практические работники здравоохранения зачастую не используют новые методы либо вносят изменения, которые могут снижать их эффективность. Требуются специальные исследования, анализирующие процесс внедрения новых технологий в практику и те факторы, которые способствуют широкому применению новых методов специалистами здравоохранения. Целью этих исследований по распространению (dissemination research) является определение оптимальных способов обучения врачей новым методам для того, чтобы они успешно применяли эти методы в своей практике. Необходимо также изучение процесса и факторов успешной интеграции, внедрения (implementation) действенных моделей в специфические условия, например в практику работы поликлиники или школы. Такие исследования оценивают, например, насколько надежно (по сравнению с лабораторным клиническим испытанием) внедряются определенные существенные компоненты вмешательства в условия конкретной практики.

Данная методология применялась Исследовательской группой профилактики ФАС для разработки программы профилактики нарушений фетального алкогольного спектра с 2003 г. Группа имеет междисциплинарный характер и включает психологов и врачей (гинекологов, педиатров, наркологов и врачей общественного здравоохранения). Все исследования, проводимые данной группой, были рассмотрены и одобрены этическими комитетами Санкт-Петербургского государственного университета и Медицинского центра Университета Оклахомы.

Усилия группы направлены на предупреждение воздействия алкоголя на плод во время беременности и его последствий для детей в России. В настоящее время уровень потребления алкоголя в России является одним из самых высоких в мире и составляет 15,8 литров чистого алкоголя на человека в год. Это существенно превышает уровень (8 литров чистого алкоголя в год), выше которого употребление алкоголя представляет серьезный риск для здоровья. Особые опасения вызывают женщины детородного возраста, так как употребление алкоголя в период беременности может являться причиной нарушения ее нормального течения (невынашивание беременности, преждевременные роды и т. д.), а также приводить к целому спектру врожденных нарушений у ребенка, которые относят к фетальному алкогольному спектру нарушений (ФАСН) [4-6]. Одним из наиболее серьезных последствий употребления алкоголя во время беременности является фетальный алкогольный синдром [7-10]. ФАС — это неизлечимое заболевание и основная предотвратимая причина умственной отсталости в мире.

Распространенность ФАС, по некоторым оценкам, составляет от 2 до 7 на 1000 рожденных детей, что превышает частоту таких врожденных нарушений, как синдром Дауна, аутизм и пр. [11]. По мнению специалистов, ФАСН встречается в 10 раз чаще, чем ФАС. Так, исследования показали, что от 2% до 5% детей в школах США и ряда стран Западной Европы имеют ФАСН [11]. Эпидемиологических данных о частоте ФАС и ФАСН в России нет. Однако в ряде исследований выявлено, что в специальных сиротских приютах Москвы дети с ФАС составляют 7,9% [12]; в домах ребенка Мурманска таких детей 13%, и еще у 45% детей отмечались нарушения фетального алкогольного спектра [13]. Исследование распространенности ФАС показало, что частота диагностирования ФАС на 1000 живорожденных в Санкт-Петербурге на протяжении последних 5 лет составляла в условиях обсервационного родильного дома от 1,17% до 3,62%, а в домах ребенка от 7% до 9,3% [8-9].

63

Пример ФАСН отчетливо демонстрирует значение профилактики и важнейшую роль психологических, поведенческих факторов и вмешательств для предотвращения даже неизлечимых нарушений здоровья и формирования здоровья и умственного потенциала нации: все нарушения фетального алкогольного спектра, включая умственную отсталость, могут быть полностью предотвращены, если мать не употребляет алкоголь во время беременности.

Первый этап разработки программы профилактики ФАС включал «формативные» исследования. Их целью был сбор данных, необходимых для разработки профилактической программы. Задачами этого этапа являлось: изучение установок в отношении употребления алкоголя во время беременности, уровня реального употребления алкоголя женщинами детородного возраста и беременными, осведомленности о негативном воздействии алкоголя на плод и будущего ребенка, наличия знаний о ФАС и ФАСН; изучение факторов, влияющих на сокращение или прекращение употребления алкоголя в период беременности и ее планирования. Дизайн исследования на этом этапе включал качественные и количественные методы. Вначале для сбора предварительной информации и подготовки опроса применялся метод фокусных групп. Были организованы фокусные группы беременных женщин, женщин детородного возраста, женщин с алкогольной зависимостью, являющихся целевыми группами для профилактики ФАСН, а также группа мужчин — мужей/партнеров беременных женщин и 3 группы врачей (педиатров, гинекологов и наркологов). Всего в работе фокусных групп принял участие 51 человек [14]. В результате работы фокусных групп была получена предварительная информация и уточнены специфические темы и вопросы для интервью. Выборка, участвующая в опросе, была стратифицирована для того, чтобы включить беременных и небеременных женщин, а также городское и сельское население. В опросе приняли участие 648 женщин детородного возраста (из них 301 беременная) и 203 врача (100 гинекологов и 103 педиатра); исследование женщин проводилось в двух регионах — Санкт-Петербурге и Нижегородской области. Набор участниц осуществлялся в женских консультациях, где всем женщинам, пришедшим на прием к гинекологу, последовательно предлагалось принять участие в исследовании. Выборка может считаться представительной, поскольку 96,4% женщин в России посещают женские консультации [15], а процент отказа от участия в исследовании составил 15%. Опрос врачей проводился на циклах повышения квалификации в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, где были представлены врачи из разных регионов России. Все участники исследования проходили структурированное интервью, которое занимало 45-50 минут и включало как вопросы, сформулированные на основании данных фокусных групп, так и широко используемые методы оценки употребления алкоголя (например, методику АУДИТ).

Результаты этого этапа исследования показали, что уровень потребления алкоголя женщинами детородного возраста является высоким. 89% небеременных женщин употребляют алкоголь и 65% сообщают о массивном употреблении (4 или более стандартных доз алкоголя) за последние три месяца [16]. Такой же характер потребления алкоголя был обнаружен у женщин, которые планировали беременность или у которых беременность могла наступить из-за несистематического использования контрацептивных средств. У 32% женщин в Санкт-Петербурге и у 54% в Нижнем Новгороде и области существовала высокая вероятность беременности с воздействием алкоголя на плод, по крайней мере в первый период беременности, когда женщина не знает, что беременна. Многие женщины продолжали употреблять алкоголь в первом триместре, не зная

64

о своей беременности, и 20% сообщали о периодическом употреблении алкоголя после того, как беременность была идентифицирована [16]. Хотя этот процент достаточно значителен, наибольшую озабоченность вызывает крайне высокий риск воздействия алкоголя в первый период беременности вследствие распространенности массивного употребления алкоголя женщинами, планирующими беременность или несистематически использующими контрацепцию.

Также было выявлено, что беременные женщины и женщины детородного возраста не обладают необходимой информацией о негативном влиянии алкоголя на плод, а также не имеют жестких (запрещающих) установок в отношении употребления алкоголя во время беременности. Многие женщины полагают, что употребление небольшого количества качественного алкоголя (в частности, сухого красного вина) при нормальном течении беременности после 12 недель «не нанесет вреда, а может быть даже и полезным». Так, 54% обследованных женщин слышали из различных источников, что «немного выпить беременной можно», а 32,5% женщин уверены в этом.

Изучение факторов, влияющих на сокращение или прекращение употребления алкоголя в период беременности и ее планирования, показало, что для женщин наиболее значимыми являются мнение врача-гинеколога и доступная научно обоснованная информация [16]. Однако посещение 20 женских консультаций в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде выявило практически полное отсутствие там целенаправленной информации о влиянии алкоголя на плод и возможных негативных последствиях для ребенка.

Результаты исследования также показали, что врачи акушеры-гинекологи не уделяют должного внимания проблеме употребления алкоголя женщинами детородного возраста и беременными женщинами и практически не затрагивают эту тему на приеме, ограничиваясь, как правило, лишь самым общим формальным вопросом о вредных привычках. В большинстве своем гинекологи, педиатры и врачи других специальностей, не связанные прямо с лечением алкоголизма, не имеют навыков корректного обсуждения с женщинами темы употребления алкоголя, не владеют методами скрининга для выявления групп риска, а также не имеют четких представлений о критериях выделения этих групп.

Из анализа учебных программ медицинских вузов стало ясно, что в них также отсутствуют разделы, тематически связанные с употреблением алкоголя женщинами детородного возраста, ФАС/ФАСН и формированием навыков вмешательства в связи с проблемой употребления алкоголя. Таким образом, полученные результаты определили задачи следующего этапа работы.

Целями второго этапа явились разработка и тестирование обучающих материалов по ФАС для врачей и информационных материалов по проблеме ФАС для женщин.

Вначале был осуществлен поиск информационных материалов по проблеме ФАСН для женщин и врачей. Поскольку подобные материалы на русском языке отсутствовали, группой экспертов были отобраны 13 комплектов зарубежных материалов, которые были переведены и предложены для обсуждения в фокусных группах женщин с целью выявления особенностей восприятия ими информации о последствиях употребления алкоголя во время беременности и предпочтений в области содержания, дизайна и визуального представления печатных материалов. Для участия в фокусных группах в женских консультациях Санкт-Петербурга и Нижегородской области было набрано 35 человек.

65

На основании данных, полученных в фокусных группах, были разработаны информационные брошюры для женщин с позитивными и негативными визуальными образами, которые прошли рандомизированное контролируемое испытание. В исследовании приняли участие 420 женщин детородного возраста (беременных и небеременных), набранных в женских консультациях Санкт-Петербурга и Нижегородской области. Участники исследования были случайным образом разбиты на 3 группы, каждая из которых получила определенный информационный материал: 1-я экспериментальная группа получила брошюры с положительными визуальными образами, 2-я экспериментальная группа — с отрицательными, а контрольная группа — материал о здоровье женщины и беременности, который включал только краткое упоминание о влиянии алкоголя и не содержал специфической информации. Все женщины прошли базовое интервью до получения информационных материалов, краткий опрос после ознакомления с материалами и последующее интервью через месяц.

Изучение влияния информационных материалов на степень информированности женщин о ФАСН и вреде алкоголя во время беременности показало их эффективность. Существенно увеличилось число женщин, имеющих адекватные представления о влиянии алкоголя на плод, ФАС и ФАСН, а также число женщин, считающих недопустимым употребление алкоголя во время беременности ни при каких обстоятельствах.

В рамках разработки обучающих материалов по ФАС для врачей, в связи с отсутствием отечественных материалов, были адаптированы зарубежные учебные программы и на их основе созданы учебные модули для гинекологов и педиатров, включающие лекционный материал и практические занятия. Практические занятия для педиатров направлены на выработку навыков диагностики ФАС/ФАСН, для гинекологов — навыков краткосрочного вмешательства.

В тестировании разработанных учебных модулей приняли участие 127 врачей (66 педиатров и 61 гинеколог), проходивших повышение квалификации. Группы врачей были случайным образом разбиты на контрольные (проходившие повышение квалификации по стандартной программе) и экспериментальные (с включением 3-часового обучающего модуля по ФАСН). Все врачи прошли базовое интервью и интервью по окончании обучения на цикле для оценки знаний о ФАСН, установок в отношении употребления алкоголя во время беременности и готовности обсуждать эти проблемы с женщинами, навыков диагностики у педиатров и краткосрочного вмешательства у гинекологов. При оценке навыков врачей-гинекологов использовались видеозаписи ролевого проигрывания до и после обучения.

Исследование показало, что использование 3-часового учебного модуля по ФАСН приводит к значительному росту знаний, достоверному изменению установок и формированию навыков диагностики (у педиатров) и профилактики (у гинекологов).

На основании результатов этого этапа был разработан сайт www.fasnet.net, включающий два раздела — для женщин и для специалистов. Раздел для женщин содержит информацию о влиянии алкоголя на плод и будущего ребенка, информацию о ФАС/ ФАСН, брошюры и материалы, которые женщина может распечатать. Кроме того, женщины могут задать вопросы, на которые ответят специалисты. Раздел для врачей содержит обучающие материалы по ФАС, предназначенные для гинекологов и педиатров. Врачи могут пройти обучение на сайте и получить соответствующий сертификат.

Данный этап предоставил важные результаты с точки зрения «формативного» исследования для разработки профилактической программы. В частности, были

66

подготовлены информационные материалы для женщин и обучающие материалы для врачей, без которых профилактические мероприятия были бы невозможны. Также было подтверждено, что врачи-гинекологи могут успешно освоить навыки краткосрочного вмешательства для профилактики ФАСН.

Следующим этапом разработки профилактической программы стало рандомизированное контролируемое клиническое испытание, направленное на оценку действенности предложенного краткосрочного вмешательства. Двадцать женских консультаций в Санкт-Петербурге и Нижегородской области были случайным образом разделены на экспериментальные (с краткосрочным вмешательством) и контрольные (стандартное медицинское обслуживание). Всем женщинам, приходящим в консультацию, предлагалось принять участие в исследовании. Выборку составили 764 небеременные женщины детородного возраста, из них 374 — в экспериментальных консультациях. Критериями участия в исследовании являлись: 1) детородный возраст (18-44 г.); 2) отсутствие беременности на момент базового опроса; 3) фертильность; 4) высокий риск беременности под воздействием алкоголя. Соответствие последнему критерию определялось тем, что женщина ведет сексуальную жизнь и либо планирует беременность, либо несистематически использует контрацепцию, а также употребляет алкоголь на уровне риска (употреблением алкоголя на уровне риска для женщины является употребление более 7 стандартных доз алкоголя за неделю или 4 и более доз за один раз). Женщинам, приходящим в консультацию, предлагалось принять участие в исследовании и пройти скрининг. Женщины, подходившие по скринингу, были включены в исследование.

В экспериментальных женских консультациях было проведено обучение врачей-гинекологов, которое включало как теоретическую часть, так и обучение практическим навыкам проведения краткосрочного вмешательства, направленного на предотвращение воздействия алкоголя на плод для профилактики ФАС/ФАСН. Протокол вмешательства был подготовлен на основе модификации двух программ профилактики ФАСН, ранее показавших свою эффективность и включавших элементы мотивационного интервьюирования — эффективного метода изменения проблемного поведения, такого как употребление алкоголя, курение и др. [17]. Двухфокусное мотивационное вмешательство (выбор контрацепции или уменьшение употребления алкоголя), которое в оригинальном варианте проводилось психотерапевтом и включало четыре 2-часовые встречи [18], было модифицировано и адаптировано к условиям работы врача-гинеколога в женской консультации в соответствии с принципами краткосрочного вмешательства врача и протоколом, использовавшимися ранее для уменьшения употребления алкоголя женщинами [19]. Краткосрочное вмешательство, используемое в настоящем исследовании, включало две 5-10-минутные встречи и было частью обычного посещения врача-гинеколога, которое могло также включать осмотр, назначение препаратов и пр.

Основной целью разработанного краткосрочного вмешательства является предотвращение воздействия алкоголя на плод для профилактики ФАС/ФАСН. Вмешательство фокусируется на двух направлениях: употребление алкоголя и планирование семьи. Конкретная цель зависит от планов и ситуации женщины и определяется в процессе беседы. Если женщина беременна или планирует беременность, то целью вмешательства является полный отказ от употребления алкоголя, так как любое количество алкоголя несет риск, связанный с ФАС/ФАСН. Если женщина нерегулярно использует контрацепцию и может забеременеть, то целью вмешательства является выбор, который должна совершить женщина: правильное применение контрацепции или снижение/

67

отказ от употребления алкоголя. Процесс краткосрочного вмешательства включает оценку ситуации и планов женщины в отношении беременности, скрининг на употребление алкоголя, предоставление информации о влиянии алкоголя на плод и будущего ребенка, обеспечение обратной связи в отношении риска воздействия алкоголя во время беременности, оценку готовности изменить поведение, связанное с употреблением алкоголя, помощь в определении цели, обсуждение способов ее достижения и возможных препятствий, поддержку и отслеживание изменений поведения, связанного с употреблением алкоголя. Женщина также получала рабочую тетрадь, которая содержала информационные материалы о ФАСН и ФАС, влиянии алкоголя, способах и путях, позволяющих сократить его употребление, современных методах контрацепции, а также задания, стимулирующие женщину к принятию осознанного решения о снижении риска воздействия алкоголя на плод и будущего ребенка.

В исследованиях эффективности вмешательств очень важно соблюдение точности протокола, что обеспечивает надежность полученных данных. В связи с этим в исследовании был реализован следующий план надежности: 1) все врачи проходили тренинг и оценку своих навыков до критерия выполнения всех компонентов вмешательства;

2) осуществлялся систематический мониторинг выполнения вмешательства, для этого применялся Лист оценки выполнения компонентов вмешательства, который заполнялся врачом и женщиной после каждого вмешательства; также в части случаев использовались аудиозаписи вмешательства врача с последующей оценкой супервизорами;

3) обязательным считалось выполнение 80% всех компонентов вмешательства по крайней мере у 95% женщин, если это условие не выполнялось, то врач проходил дополнительный тренинг, повторную оценку навыков и мог быть исключен из исследования, если не справлялся с выполнением этих требований; 4) супервизорами исследования являлись психологи, врач-гинеколог и врач-нарколог, которые в случае необходимости могли оценить вмешательство, предоставить обратную связь и помочь в отработке навыков; мониторинг проводился путем просмотра всех Листов оценки выполнения компонентов вмешательства и прослушивания аудиозаписей двумя супервизорами.

Все женщины, участвующие в исследовании, проходили базовое интервью, в рамках которого оценивались их знания и установки в отношении употребления алкоголя в период беременности, основное же внимание уделялось характеру употребления алкоголя и практике контрацепции или планированию беременности. В экспериментальных женских консультациях после базового интервью врач-гинеколог проводил краткосрочное вмешательство. В контрольных женских консультациях проводился только опрос, и женщины получали стандартное обслуживание. Через 3, 6 и 12 месяцев с женщинами проводились последующие телефонные интервью.

Данный этап исследования в настоящее время находится в фазе завершения. В случае, если разработанная программа профилактики окажется действенной, т. е. приведет к достоверному снижению риска воздействия алкоголя во время беременности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, эта программа будет рекомендована для практического внедрения.

Как показывают исследования [3], для успешного внедрения в практику новых методов лечения или профилактики необходимы специальные меры, в том числе проведение дополнительного исследования — рандомизированного контролируемого клинического испытания, при котором врачи-практики обучаются новому методу, но работают самостоятельно (без супервизии); через определенное время оценивается эффективность

68

внедрения данного метода в практику. Критерии эффективности при этом определяются направленностью метода. В данном случае критериями эффективности могут быть: использование краткосрочного вмешательства врачами в их практической деятельности, уменьшение риска беременности, подверженной влиянию алкоголя, снижение уровня потребления алкоголя беременными женщинами, а также улучшение определенных показателей здоровья у новорожденных, а также показателей развития у детей.

Подводя итог и анализируя процесс разработки профилактической программы, можно выделить следующие компоненты предлагаемой модели:

• оценка существующих потребностей и ресурсов;

• поиск и идентификация существующих знаний и научно обоснованных вмешательств, доступных в данной области;

• проведение качественного исследования для определения возможных перспективных путей вмешательства;

• определение приоритетов и задач исследования;

• модификация и культурная адаптация существующих методов к местным условиям;

• пилотное тестирование;

• проведение рандомизированного контролируемого клинического испытания;

• исследование внедрения для повышения эффективности использования в практике.

Можно также отметить некоторые элементы этого проекта, которые обеспечивали его успешность: международное сотрудничество, междисциплинарная исследовательская группа, специальные усилия, направленные на обучение членов исследовательской группы, аспирантов и студентов, которые участвовали в исследовании в качестве сборщиков данных, привлечение консультантов — экспертов в своей области из разных стран, получение грантов на проведение исследований, использование формативного подхода как основы для модификации и культурной адаптации современных мировых достижений.

Литература

1. Higgins D. L., O'Reilly K., Tashima N., Crain C., Beeker C., Goldbaum G., Elifson C. S., Galavotti C., Guenther-Grey C. Using formative research to lay the foundation for community level HIV prevention efforts: an example from the AIDS Community Demonstration Projects // Public Health Rep. 1996. Vol. 111 (Suppl 1). P. 28-35.

2. Schulz K. F, Altman D. G, Moher D, The CONSORT Group. CONSORT 2010 Statement: Updated guidelines for reporting parallel group randomised trials // Trials. 2010. Vol. 11. Art. 32. URL: http:// www.trialsjournal.com/content/11/1/32 (дата обращения: 31.06.2012).

3. Rabin B. A., Brownson R. C., Haire-Joshu D., Kreuter M. W., Weaver N. L. A Glossary for Dissemination and Implementation Research in Health // Journal of Public Health Management Practice. 2008. Vol. 14. P. 117-123.

4. Hoyme H. E., May P. A., Kalberg W. O., Kodituwakku P., Gossage J. P., Trujillo P. M., et al. A practical clinical approach to diagnosis of fetal alcohol spectrum disorders: Clarification of the 1996 Institute of Medicine criteria // Pediatrics. 2005. Vol. 115 (1). P. 39-47. URL: http://pediatrics.aappublications.org/ content/115/1/39.full.pdf+html (дата обращения: 31.06.2012).

5. Chudley A. E., Conry J., Cook J. L., Loock C., Rosales T., LeBlanc N. Fetal alcohol spectrum disorder: Canadian guidelines for diagnosis // Can. Med. Assoc. J. 2005. Vol. 172 (5 Suppl.). S1-S21. URL: http:// www.cmaj.ca/content/172/5_suppl/S1.full (дата обращения: 31.06.2012).

69

6. Балашова Т. Н., Волкова Е. Н., Исурина Г. Л., Пальчик А. Б., Цветкова Л. А., Шапкайц В. А. Фетальный алкогольный синдром. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 51 с.

7. Jones K., Smith D., Ulleland C., Streissguth A. Pattern of malformation in offspring of chronic alcoholic mothers // Lancet. 1973. Vol. 9 (1). P. 1267-1271.

8. Легонькова С., Пальчик А. Нейрофизиологические характеристики фетального алкогольного синдрома // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 2. С. 95-97.

9. Пальчик А. Б., Федорова Л. А., Легонькова С. В. Фетальный алкогольный синдром: методические рекомендации. СПб., 2006.

10. Фетальный алкогольный синдром: разбитые надежды, разрушенная жизнь // Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Вып. 89, № 6. С. 398-399. URL: http://www.who.int/bul-letin/volumes/89/6/11-020611/ru/index.html (дата обращения: 31.06.2012).

11. May P., Gossage P., Kalberg W., Robinson L., Buckley D., Manning M., Hoyme E. Prevalence and epidemiologic characteristics of FASD from various research methods with an emphasis on recent in-school studies // Developmental Disabilities Research Reviews. 2009. Vol. 15. P. 176-192.

12. Robinson L. K., Jones K. L., Marintcheva G., Matveeva A., Riley E. P. Physician screenings of FAS in Moscow, Russia. Paper presented at Research Society on Alcoholism. Montreal, 2001.

13. Miller L. C., Chan W., Litvinova A., Rubin A., Comfort K., Tirella L., Cermak S., Morse B., Kovalev I., Boston-Murmansk Orphanage Research Team. Fetal alcohol spectrum disorders in children residing in Russian orphanages: a phenotypic survey // Alcoholism: Clinical and Experimental Research. 2006. Vol. 30 (3). P. 531-538.

14. Balachova T. N., Bonner B. L., Isurina G. L., Tsvetkova L. A. Use of focus groups in developing FAS/FASD prevention in Russia // Substance Use and Misuse. 2007. Vol. 42 (5). P. 881-894.

15. Суханова Л. П. Статистика родовспоможения как фактор обеспечения качества акушерской и перинатальной помощи в России // Электронный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2007. № 4. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/47/30 (дата обращения: 31.06.2012).

16. Balachova T., Bonner B., Chaffin M., Bard D., Isurina G., Tsvetkova L., Volkova E. Women's alcohol consumption and risk for alcohol-exposed pregnancies in Russia // Addiction. 2012. Vol. 107 (1). P. 109-117.

17. Балашова Т., Собелл Л. Применение техник мотивационного интервью в работе с пациентами, имеющими алкогольные проблемы // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2007. № 1. С. 4-7.

18. Project CHOICES Research Group. Alcohol-exposed pregnancy: characteristics associated with risk // American Journal of Preventive Medicine. 2002. Vol. 23 (3). P. 166-173.

19. Fleming M. F., Lund M. R., Wilton G., Landry M., Scheets D. The Healthy Moms Study: The efficacy of brief alcohol intervention in postpartum women // Alcoholism: Clinical and Experimental Research. 2008. Vol. 32 (9). P. 1600-1606.

Статья поступила в редакцию 28 мая 2012

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.