Научная статья на тему 'Методология разработки дидактического обеспечения учебной дисциплины «Экстремальная психология» для курсантов вузов МЧС России'

Методология разработки дидактического обеспечения учебной дисциплины «Экстремальная психология» для курсантов вузов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / EXTREME PSYCHOLOGY / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / DIDACTIC SUPPORT / СПЕЦИАЛИСТЫ МЧС РОССИИ / RUSSIAN EMERGENCIES MINISTRY SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Церфус Д. Н., Винокурова Н. Г., Лукьянова Е. Л., Иванова Т. В.

Рассмотрены основные дидактические подходы и принципы формирования системы обеспечения преподавания учебной дисциплины «Экстремальная психология», место и значение системообразующей целевой компоненты, а также содержательной и технологической компонент целереализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Церфус Д. Н., Винокурова Н. Г., Лукьянова Е. Л., Иванова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY DEVELOP DIDACTIC SUPPORT OF EDUCATIONAL DISCIPLINES «EXTREME PSYCHOLOGY» FOR UNIVERSITY STUDENTS RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

In the article the basic didactic approaches and principles of the system of teaching of the discipline «Extreme psychology», the place and importance of the target system-components as well as the content and process components tselerealizatsii.

Текст научной работы на тему «Методология разработки дидактического обеспечения учебной дисциплины «Экстремальная психология» для курсантов вузов МЧС России»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ДЛЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ

Д.Н. Церфус, кандидат медицинских наук, доцент; Н.Г. Винокурова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Е.Л. Лукьянова, кандидат психологических наук, доцент; Т.В. Иванова.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены основные дидактические подходы и принципы формирования системы обеспечения преподавания учебной дисциплины «Экстремальная психология», место и значение системообразующей целевой компоненты, а также содержательной и технологической компонент целереализации.

Ключевые слова: экстремальная психология, дидактическое обеспечение, специалисты МЧС России

METHODOLOGY DEVELOP DIDACTIC SUPPORT OF EDUCATIONAL DISCIPLINES «EXTREME PSYCHOLOGY» FOR UNIVERSITY STUDENTS RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

D.N. Tserfus; H.G. Vinokurova; E.L. Lukyanova; T.V. Ivanova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Rossia

In the article the basic didactic approaches and principles of the system of teaching of the discipline «Extreme psychology», the place and importance of the target system-components as well as the content and process components tselerealizatsii.

Keywords: extreme psychology, didactic support, Russian Emergencies Ministry specialists

При профессиональной подготовке специалистов МЧС России остро встает вопрос о повышении уровня психологических знаний. Проблема создания дидактического обеспечения учебной дисциплины «Экстремальной психологии» может быть отнесена к слабоструктурированным проблемам, так как нет четко детерминированных связей между дидактическими единицами дисциплины. Данные проблемы традиционно решаются на основе эвристических и интуитивных методов, без упорядоченности процедур, с использованием разнородных оценок.

При определении содержания дисциплины необходимо учитывать последовательность в преподнесении материала, повторяемость с целью более эффективного усвоения материала обучающимися, с целью подготовки будущих сотрудников МЧС России, обладающих не только техническими знаниями и умениями, но и психологически готовых применять их в экстремальных ситуациях.

Методологическим средством правильной постановки сложных слабоструктурированных проблем и их решения является системный анализ, поэтому создание дидактического обеспечения «Экстремальной психологии» должно базироваться на системном подходе, используя системный анализ в качестве основного методологического средства.

Рассмотрим дидактическое обеспечение учебной дисциплины «Экстремальная психология» с точки зрения теории систем. Её можно отнести к концептуальным системам, представляющим собой теоретический образ реальной системы, создаваемый с целью ее описания, изучения, классификации и идентификации.

Кроме того, дидактическое обеспечение учебной дисциплины «Экстремальная психология» может быть отнесено к целевым системам, так как предназначена для обеспечения готовности специалиста к конкретному виду деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

При рассмотрении целевой системы следует различать задачи, цели и идеал системы. Задачи - это предпочитаемый и достижимый в определенных условиях результат. Цель -предпочитаемый в определенных условиях перспективный результат, не достижимый в настоящее время, но достижимый в будущем. Идеал - цель, которой нельзя достичь ни за какое время, но к которой можно неограниченно стремиться.

Основная цель обучения в вузе - это подготовка специалиста соответствующего профиля, основная цель дисциплины «Экстремальная психология» - обеспечение психологической составляющей данной подготовки.

Дидактическое обеспечение учебной дисциплины «Экстремальная психология» относится к иерархическим системам, так как включает в себя дидактическое обеспечение учебных единиц более низкого иерархического уровня (отдельных тем и видов занятий), являясь сама подсистемой подготовки сотрудников МЧС России в вузе она опирается на такие дисциплины, как «Профессиональная этика», «Психология и педагогика», «Психология управления» и т.д.

Она, также как последняя, может быть отнесена к целевым системам, стремящимся к идеалу, то есть ставящим и реализующим пошагово такую последовательность задач и целей, которая приближает систему к идеалу - полному соответствию требованиям социального заказа, в данном случае соответствие подготовки специалистов требованиям МЧС России. Но это недостижимая цель, так как противоречие между требованиями общества к системе образования и ее состоянием в данный момент является диалектическим.

Учитывая то, что ни один известный метод не в состоянии одновременно обеспечить исследование всех характеристик системы, авторы пришли к необходимости комплексного исследования данной совокупности:

1. Расчленение системы на множество «элементарных» компонентов. Эти компоненты не обязаны быть системообразующими, поскольку критерий системообразования может быть установлен только после изучения взаимосвязей этих компонентов.

2. Изучение взаимосвязей этих компонентов как в пространстве, так и во времени, и на этой основе выделение системообразующих компонентов.

3. Изучение свойств системообразующих компонентов.

4. Изучение взаимосвязей системообразующих элементов и выявление системообразующих связей.

5. Выявление иерархии элементов и связей.

Поэтому, наряду с системным подходом при создании дидактического обеспечения «Экстремальной психологии» необходимо использовать диалектический подход, позволяющий рассматривать дидактическую систему в развитии и взаимосвязи всех ее сторон. Предлагается система не как догматическая конструкция, а как динамическая в развитии и связи всех ее сторон.

При этом будем руководствоваться общими методологическими принципами, главными из которых при решении задач данного типа можно считать принципы восхождения, всесторонности и единства теории и практики.

В соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному улучшение подготовки сотрудников для МЧС России в данной работе сводится к созданию качественного дидактического обеспечения «Экстремальной психологии» с последующей проверкой на конкретном объекте.

Обучающийся при этом выступает одновременно субъектом и объектом управления, это накладывает ограничения на частоту обратных связей. Как следует из общей теории управления, чем выше частота обратных связей, тем эффективнее управление. В отношении обучающегося как субъект-объекта управления, чрезмерное увеличение обратных связей приводит к обратному результату - ухудшению управления за счет снижения мотивации и активности обучающегося, снижению качества обучения в целом.

Это является следствием дуализма обучающегося как объект-субъекта управления. Это следует учитывать при разработке технологической компоненты дидактического обеспечения при выборе форм и методов обучения [1]. Этого требует и принцип всесторонности, обязывающий рассматривать подготовку специалистов по «Экстремальной психологии» в неразрывной связи со всей системой подготовки будущего сотрудника МЧС России. Кроме того, при создании дидактического обеспечения «Экстремальной психологии», наряду с вышеотмеченным системным подходом, должны использоваться деятельностный и личностный подходы.

Деятельностный подход требует рассматривать педагогический процесс в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности обучающего и обучающегося. Назначение деятельности обучающего - осуществление управления деятельностью обучающегося. Это требует рассмотрения процессов обучения с позиций теории управления. Однако управлять педагогическим процессом, опираясь лишь на теорию управления, нельзя, в силу специфики объекта управления, которым является человеческая личность. Занимая активную позицию в процессе обучения, обучающийся самоопределяется в системе профессиональных и жизненных ценностей, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности [2].

Через деятельность и в процессе деятельности человек становится не только самим собой, но и профессионалом, появляется возможность объединить теоретические и практические знания и навыки у будущего профессионала [3].

Деятельностный подход необходим для определения целей обучения и соответствующих им средств целереализации: содержания и технологии обучения, исходя из специфики будущей деятельности специалистов и требованиям к уровню развития его личности. Поэтому следующим важным подходом к созданию дидактического обеспечения «Экстремальной психологии» должен быть личностный подход.

Личностный подход учитывает, что внешние педагогические воздействия всегда действуют лишь опосредовано через внутренние условия личности, опираясь на ее собственную активность. При рассмотрении дидактического обеспечения с точки зрения теории систем выделяются основные компоненты и все существенные связи между ними. Личностный подход при определении связей взаимодействия учитывает социальную природу человека. Благодаря личностному подходу, наряду с приобретением необходимых знаний, навыков и умений обеспечивается личностной составляющей, соответствующей квалификационным требованиям [4].

Процесс обучения неразрывно связан с передачей информации, поэтому создание дидактического обеспечения учебной дисциплины «Экстремальная психология» должно базироваться и на основах теории информации.

Принцип единства теории и практики - один из важнейших методологических принципов, не позволяет ограничиться лишь разработкой дидактического обеспечения. Повышение готовности специалистов МЧС России к работе в экстремальных условиях -конечная цель работы.

Таким образом, базируясь на вышеизложенных подходах и принципах, было сформировано содержание обучения учебной дисциплины «Экстремальная психология», включающей в себя три основных раздела: «Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля», «Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях» и «Элементы психологии управления».

Первый раздел направлен на реализацию второй целевой задачи «Способствовать формированию и развитию ряда профессионально важных качеств» и четвертой задачи «Создать условия для включения курсантов в качестве субъектов в систему профилактики негативных последствий профессионального стресса».

Второй раздел реализует решение первой задачи «Сформировать и расширить целостную систему знаний, навыков и умений в области экстремальной психологии».

Третий раздел отвечает за разрешение третьей задачи «Сформировать мотивацию профессионального развития» и пятой задачи «Способствовать формированию у курсантов основ профессионального мышления и этики поведения в экстремальных ситуациях».

Содержательный компонент дидактического обеспечения «Экстремальной психологии» является средством целереализации наряду с технологическим компонентом, поэтому, являясь звеньями одного уровня иерархии, они могут оказывать влияние друг на друга. Основываясь на дуализме обучающегося как объект-субъекта управления, формируем технологический компонент дидактического обучения - осуществляем выбор форм, средств и методов обучения.

Опираясь на принципы личностного подхода, для усиления педагогических воздействий на формирование профессиональных компетенций основной выбор средств и методов обучения технологического компонента должен отводиться тем, которые направлены на мотивацию профессионального развития и профессионального мышления.

Принцип единства теории и практики при разработке «Экстремальной психологии» как учебной дисциплины реализуется через соотношение лекционных и практических занятий для закрепления материала и формирования профессиональных навыков.

Литература

1. Винокурова Н.Г., Церфус Д.Н. О применении энтропийных методов для исследования педагогических систем // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 2 (30). С. 128-133.

2. Картешкина О.Л., Лукьянова Е.Л. Специфика обучения китайских студентов в сельскохозяйственном вузе России // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Спец. вып. «Этнопсихология народов Дальнего Востока». 2009. № 2 (22). С. 44-49.

3. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учеб. пособие / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2014. 188 с.

4. Никифоров А.М., Рыбников В.Ю., Вавилов М.В. Теория и практика оперативного психологического контроля специалистов экстремального профиля: учеб.-метод. пособие. СПб.: ВЦЭРМ, 2002. 53 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.