Научная статья на тему 'Модель формирования графической культуры как системообразующей составляющей конкурентоспособности будущего инженера'

Модель формирования графической культуры как системообразующей составляющей конкурентоспособности будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования графической культуры как системообразующей составляющей конкурентоспособности будущего инженера»

7. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.

8. Гуров, В. Н. Социальная работа школы с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2003.

9. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2000.

10. Афанасьева, Т. М. Семья сегодня. М.: Знание, 1977,

11. Дармодехин, С. В. Государственная семейная политика в России история и современность. Всероссийский центр уровня жизни. Мониторинг социально -экономического потенциала семей. //Семья и государство М., 2001.

12. Антонов, А. И. Семейная политика как объект исследования // Вестник РАН, 1992,-№3.

13. Государственная система социальной помощи семье и детям; Официальные документы и материалы. - М., 1991.

14. Нечаева, А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) - М.: Институт государства и права РАН, 1998.

15. Коробейников, А. А, Человеческий ресурс России. Проблемы развития // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации.: Аналитический вестник Информационно-аналитического управления Аппарат Совета Федерации Федерального собрания РФ. - М., 2000 - № 9 (40).

УДК 378

Т, Г. Протошкина

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Проблема профессионального становления кокуреитоспособной личности будущего инженера в процессе геометро-графической подготовки в педагогике практически не разрабатывалась. Проблема формирования графической культу ры студентов характеризуется многоаспектностью и интердисциплинарным характером и недостаточностью системных исследовательских подходов, что в том числе обуславливает причины неадекватности подготовки инженеров многократно возросшей потребности общества в профессионально компетентной и конкурентоспособной личности.

Формирование графической культуры сегодня возможно на пути освоения личностно-ориентированных, проблемно-деятельностных технологий обучения, которые предполагают слияние образовательных потоков естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин в достижении единого результата. Модели такого перехода еще только начинают раз-

рабатываться отечественной педагогикой, в том числе в приложении к сфере инженерного образования.

Проблема формирования графической культуры находится на пересечении исследовательских полей педагогики, психологии, философии и др. Определяющее значение имеют педагогические исследования по проблемам профессиональной подготовки (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, Л. П. Крившенко, Н. В. Кузьмина, В. С. Леднев, Э. Д. Новожилов, П. И. Пидкасистый и др.), психологические исследования (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.), философские (Э. В. Ильенков, В. С. Библер, Н. Г. Багдасарян, Б. С. Гершунский, П. С. Гуревич и др.). Это оставляет актуальным поиски научного обоснования, интегративного проектирования и дополнения геометро-графического компонента в становлении профессиональной культуры специалиста, пути решения которых следует искать в контексте неразрешенных противоречий, характеризующих современное состояние проблемы, а именно:

- между реальной низкой результативностью довузовской подготовки, традиционно сложившейся моделью геометро-графической подготовки и утвердившимся новым типом профессиональной деятельности инженера с преобладающей ориентацией на развитие профессиональной компетентности, предполагающей формирование дивергентного мышления, способностей к поиску нестандартных решений, профессиональной мобильности и пр.;

- между прогрессивными тенденциями гуманизации инженерного образования, обуславливающих необходимость формирования инженерной культуры как интегративного профессионального качества специалиста, и отсутствием специального научного обоснования такого инвариантного компонента, как графическая культура;

- между реальным состоянием теории интегративно-целостного непрерывного геометро-графического инженерного образования, находящегося в стадии переосмысления, и общим концептуальным уровнем современной педагогической науки с ярко выраженными тенденциями к междисциплинарному синтезу, интеграции научного знания, использованию достижений системного, личностного, деятельностного подходов, возможностей новых информационных технологий;

- между традиционной сложностью усвоения теоретических основ гео-мстро-графического знания, обладающего высоким уровнем абстракции, сложными иерархическими внутридисциплинарными связями, усложнением содержания образования, возрастающим объемом необходимой информации и уменьшением времени, отводимой на ее усвоение;

- между стремлением к организации учебного процесса, востребующего личностные функции обучающихся, и традиционно—знаниевым его построением, ориентированным на репродуктивно-алгоритмические методы;

ф между отдельными методическими подходами и рекомендациями по совершенствованию организации учебной деятельности студентов в процессе графической подготовки и объективной необходимостью научно-обоснованной технологии учебно-познавательной деятельности студентов в процессе геометро-графической подготовки как целостной дидактической системы формирования графической культуры в вузах технического профиля,

По вышеуказанным причинам назрела необходимость подвергнуть детальному исследованию процесс формирования графической культуры студентов втузов. Незавершенность теории геометро-графической подготовки студентов, многочисленные потребности современной вузовской практики и общества в целом, необходимость обобщения передового опыта, систематизации и конкретизации компонентно-факторного массива графической культуры инженера вскрыли наличие нерешенной проблемы и тем самым обусловили ее актуальность .

Таким образом, противоречие между социальным запросом современного общества к выпускнику инженерных вузов, которые должны обладать конкурентоспособностью, где одной из составляющих является графическая культура, и недостаточно разработанной теоретико-методической базой и практикой ее формирования во втузах России порождает проблему исследования.

Проблемы, стоящие перед исследователями при формировании графической кулыуры, позволяют говорить о необходимости рассмотрения модели не только как теоретического представления, но и как средства реализации профессиональнонаправлениой графической подготовки, как механизма функционирования, как системы действий по созданию условий формирования графической культуры. На основании этого в общей типологии систем, модель может быть отнесена к типу динамических ценностно-ориентированных самоорганизующихся, для которых характерны слабо детерминированные связи, ориентация на меняющуюся систему ценностей, множественность источников входной информации. Позволяя описать функции, содержание, средства, условия, различные связи и взаимовлияния структурных компонентов, модель даст возможность снять противоречия между необходимостью изменения процесса формирования графической культуры и недостаточной разработанностью проблемы в современных условиях.

В процессе моделирования проектирование ведется на концептуальном уровне, определяются отношения, определяющие специфику системы.

На основе анализа и систематизации предшествующего опыта графической подготовки инженеров, современных требований к его личности, теоретико-методологических подходов, новых концептуальных ориентиров и принципов общей теории систем нами предложена модель формирования профессионально-ориентированной графической подготовки в условиях технического вуза.

Составляющими процесса создания модели явились:

- структурный анализ - выбор системообразующего фактора, назначения и места модели, определения состава элементов и характера связей между ними, выделение подсистем, установление связей между ними;

- функциональный анализ - определение входных и выходных параметров, направления и условия развития системы, динамика изменений составляющих ее элементов;

- анализ результатов функционирования и развития системы.

На выбор системообразующего фактора и установление на его основании связей и зависимостей компонентов системы повлияли основные противоречия процесса графической подготовки студентов в условиях инженерного вуза, выявленные нами в процессе констатирующего эксперимента.

Предлагаемая модель основана на ведущем принципе целевой доминантности, направленном на выявление доминирующей цели процесса формирования графической культуры и подчинению ей всех структурных компонентов этого процесса.

При личностно-ориентированном подходе к образовательному процессу личность обучаемого — субъекта дидактической системы представляется целью и результатом, абсолютной ценностью. Таким образом, систематизирующим фактором следует считать цели развития личности, конкретизированные и представленные в виде иерархической структуры целей, согласованных с потребностями государства и общества.

В предлагаемой модели продуктом функционирования системы являются новообразования личности: сформировавшееся мировоззрение, геомет-ро-графические профессионально-ориентированные знания, владения способами графической и проектной деятельности и сформированные на этой основе профессиональные умения и навыки, ценностные ориентации субъектов системы обучения: компоненты-кирпичики графической культуры, являющейся системозамыкающим и открытым эволюционирующим ярусом всей дидактической системы.

Таким образом, цель - системообразующий фактор - предстает в форме продвижения к ценностям, реализующимся в педагогическом процессе графической подготовки, обеспечивающем саморазвитие личности, ее ценностную ориентацию на достижение уровня графической культуры.

Формирование графической культуры в процессе профессиональной подготовки, ориентированное на развитие конкурентоспособной личности специалиста, задает целевой вектор на создание ситуации востребованности личности и сил ее саморазвития в педагогическом процессе. Целью формирования графической культуры является подготовка к конкретным актуальным и перспективным видам деятельности по специальности, востребованной в обществе, обеспечение конкурентоспособности выпускника. Импульс подсистеме задает параметр внешней среды - компонент, содержащий со-

циальный заказ, выражающийся требованиями Государственного стандарта. требованиями нормативного управления педагогической системой, тенденциями социального развития, включающего развитие науки и технического прогресса, и потребностями рынка труда. Исходя из этого, другим системообразующим фактором в модели является необходимость обеспечения многокомпонентного поэтапного процесса передачи и усвоения конкретной профессионально-ориентированной информации в соответствии с деятельностным подходом к обучению и его профессиональной направленностью, который может иметь конкретные количественные характеристики.

Фундаментом модели служит целостная система непрерывной геометро—графической подготовки, включающая стадии и уровни, цели которой конкретизируются на политеоретической основе.

Политеория представляет собой интегративное образование, методологической основой которого служит системное и интегративное видение объекта изучения. Она представляет собой междисциплинарную, межпрофессиональную категорию. Фундаментом, базисом ее структуры является единство социальной, культурологической и педагогической слагаемых, характеризующих современную социокультурную и образовательные ситуации. Политеория отражает сложную природу профессионального образования, соединяющего в себе социальноэкономические, психолого-педагогические, культурологические, научнотехнические, производственные законы, закономерности, принципы и требования, рассматриваемые в разных науках. Фундаментальные и практические задачи образования решаются в рамках изложенных выше теоретических подходов.

Система непрерывной геометро-графичеекой подготовки, нацеленная на использование потенциала других учебных дисциплин и практик на формирование графической культуры будущего специалиста, имеет ведущие объекты, определяющие структуру дидактической системы.

Динамический характер предлагаемой модели выражается в ее функционировании и предполагает культурологический, организационный, психолого-педагогический, научно-технический, дидактический аспекты, направленные на интеграцию всех процессов подготовки компетентного специалиста, представленных в табл. 1.

Эффективность формирования графической культуры обеспечивается совокупностью дидактических условий.

1. Целевой компонент предполагает разработки иерархии учебно-позна-вателъных целей формирования графической культуры, аккумуляции объективных и субъективных целей обучения;

2. Содержательный компонент выражается в систематизации знаний, умений и навыков, ориентированных на структурирование- их по уровням доступности и уровням развития ориентировочной основы решения задач

Таблица 1

Аспекты функционирования модели

Аспекты Функции Виды деятельности

Аксиологический ценностно- ориентировочная; мировоззренческая; профессиональная познание ценностей профессиональной области; развитие профессиональной культуры

Организационный генетическая гносеологическая методологическая; исследовательская; аналитическая; стратегическая; оценочно- результативная выявление внутренних механизмов становления и развития моделируемой системы; отбор методов и средств исследования модели; стратегическое проектирование; моделирование; организация; контроль; анализ

Психолого- педагогический прогностическая; образовательная; воспитательная; развивающая; и сследовательская изучение личности в деятельности; исследования состояния учебного процесса; формирование профессиональных знаний, умений и навыков; развитие профессиональноважных качеств личности

Научно-технический м етодологи ческ ая: мировоззренческая; техническая; технологическая изучение достижений науки и техники;освоение и внедрение новых информационных технологий

Дидактический гностическая; проектировочная; технологическая; научно-методическая анализ педагогического процесса; проектирование целевого, содержательного и процессуального компонентов; внедрение педагогических технологий

различных уровней; в процедурах переноса освоенных структурированных знаний, умений и навыков в профессионально-ориентированную деятельность; в интеграции профессиональной деятельности; согласовании интегрированного содержания с процессом его реализации;

3. Процессуально-управленческий компонент требует внедрения интенсивных методов и средств обучения и управления процессом, ориентированных на дидактическую логику формирования графической культуры на основе актуализации достижений в области педагогической психологии и теории управления.

4. Систематизирующим фактором модели формирования графической культуры выступает оценочно-результативный компонент, который мы осмысливаем как:

- меру отражения целостности модели, обеспечивающую ее существование;

- методологический инструментарий управления качеством процесса формирования графической культуры;

- средство, с помощью которого осуществляется выбор стратегии развития геометро-графической подготовки;

- основание для оценки реального уровня образовательных достижений.

В предлагаемой нами модели оценочно-результативный компонент имеет двух критериальный характер в соответствии с новыми целевыми ориентирами:

1. когнитивно-операциональный критерий основанный на нормативном диагностическом эталоне, характеризующий геометро-графическую обученность: наличие геометро-графических знаний, уровень доступных задач; системы практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, включающих уровень развития ориентировочной основы решения задач различного уровня, в частности, способность творческого исполнения совершаемых действий, трансформация своего и чужого опыта, оригинальность решения профессиональных задач; развитость пространственного мышления.

2. мотивационно-ценностный критерий, предполагающий синтетический метод оценки - уровень зрелости самоопределения, включающий потребности, мотивы и ценностные ориентации в вопросах овладения графической культурой как компонента инженерной культуры; направленность личности на овладение ценностями непрерывного образования, потребность к саморазвитию, целереализация.

Системный подход к характеристике рассматриваемого компонента предполагает оценку не столько через выявление локального уровня сформированное™ его составляющих, сколько базироваться на их взаимодействии. В табл. 2 представлена характеристика выбранных критериев.

Мы подчеркиваем, что предполагаемый результат - новообразования лич-

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЙ...

Таблица 2

Критерии оценки результативности геометро-графической подготовки

Уровни геометрографической подготовки Мотивационно-ценностный компонент Когнитивно- операциональный компонент

Элементарная графическая грамотность целеустремленность к профессиональной подготовке и готовность к изучению геометро- графических дисциплин; мотивы овладения графической грамотностью общеучебные знания, умения, навыки; базовые геометрографические знания и умения в объеме среднего образования, общепрофессиональные качества личности (трудолюбие, ответственность и др достаточный уровень развития пространственных представлений (преимущественно статический компонент).

Функциональная графическая грамотность мотивы овладения графической образованность за счет наличия графической составляющей; интерес к процессу и результату обучения геометрографическим дисциплинам; убежденность в действенности усвоенных фафических знаний, навыков в освоении научного потенциала общепрофессиональных и специальных дисциплин развитые общеучебные знания, умения, навыки; усвоенные геометрографические знания, владение геометрографической терминологией; умение составлять ориентировочную основу решения типовых графических задач различного уровня сложности; устойчиворазвитый уровень"ручного" графического мастерства; овладение методами и средствами компьютерной графики; достаточный уровень развития пространственных представлений и пространственного воображения (статический и динамический компонент)

Продолжение таблица

I 2 3

Г рафическая образованность открытость к дальнейшему овладению геометрографическими знаниями и умениями; мотивы овладения профессиональной компетентностью средствами графической деятельности; мотивы самореализации в процессе графической деятельности значительный объем, широта и глубина внутри дисциплинарных графических знаний, умений и навыков, способов деятельности, поведенческих характеристик в процессе графической деятельности, интегрированные с общепрофессиональными междисциплинарными знаниями и внепредмет-ными знаниями; развитый политехнический кругозор; умение составлять ориентировочную основу профессиональноориентированных графических задач; повышение продуктивности графической деятельности за счет совершенствования обще учебных умений и развитых графических навыков, использования компьютерных графических технологий; достаточный уровень рыв ития пространстве иных представлений и пространственного воображения (статический и преимущественно динамический компонент)

Окончание таблица

1 2 3

Графическая компетентность мотивы высоких достижений в овладении графической профес-сиональной компетентности; мотивы творческой самореализации и саморазвития в применении имеющейся графической базы к решению профессиональнозначимых задач, стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию осознанные, прочные, системные геометрографические знания, вступившие в неразрывную связь с общепрофессиональными и специальными; умение составлять ориентировочную основу решения профессиональноориентированных задач с использованием геометрографического инструментария; свободная ориентация в среде графических информационн ых технологий; развитое пространственное мышление

Г рафическая культура глубокий личностный смысл непрерывной графической подготовки,степенью интереса к графической проблематике, нацеленность на осмысление графи- ческой информации,стремление к реальному включению в механизм научного и технического творчества графического знания, ориентация на непрерывное самосовершенствование в среде графических информационных технологий, предопределяющих перестройку профессиональной деятельности на основе исследовательского, творческого подхода; обращенность к профессиональному будущему устойчивое сочетание знаний, используемых приемов и способов графической деятельности, создающее основу для индивидуального стиля профессиональной деятельности; оперативное пространственное мышление; развитое профессиональное мышление, профессиональные способности профессиональная компетентн ость

ности - должны быть динамичными, ориентированными не на цели, а на систему ценностей. Они должны постоянно уточняться и корректироваться.

Подводя итог, отметим, что разработанная модель представляет собой схематизированный образ в нескольких категориальных планах: социальный и научный базис, трансформирующий в единое целое социальный заказ и индивидуальные потребности личности обучающегося и цели профессиональной подготовки; структурное построение компонентов, установление их качественных особенностей, функций и взаимосвязи между ними. Построение модели подтверждает необходимость применения политеоретичес-кого подхода к формированию графической культуры в условиях технического вуза, поскольку интегрирует теории из разных областей научного знания.

Процесс проектирования модели является ориентиром для уточнения содержания, разработки и практического воплощения концепции формирования графической подготовки в условиях технического вуза, что позволит на стадии практического воплощения повысить качество подготовки специалистов.

Библиографический список

1. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М., 1980. - 256 с.

2. Байдеыко, В. И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. - М., 1998.-318 с.

3. Беляева, А. П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика. — 2003. - № 6. - с. 21-27.

4. Викулина, М. А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. — Н.Новгород, 2000. — 375 с.

5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. - 150с.

6. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М., 1991.- 178 с.

7. Лернер, П.С. Инженер третьего тысячелетия: Учебное пособие. - М., 2005. -456 с.

8. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М., 1998., т. 1. - 297 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.