12. Игнатьева, Е.Ю. Системообразующая роль менеджмента знаний в тенденциях развития высшего образования [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 122-130.
13. Валеев, А.С. Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства [Текст] / А.С. Валеев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 41 - 55.
14. Смышляева, Л.Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л.Г. Смышляева// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55 - 64.
УДК 378.147.514.18
Шангина Елена Игоревна
Кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой графики и рекламы Уральского государственного горного университета, [email protected], Екатеринбург
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Sh angina Elena Igorevna
Chairwoman of graphics, advertising, The Urals State Mining University, [email protected], Yekaterinburg
INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AS A MEANS OF FORMATION OF THE CONTENT OF THE GEOMETRICAL-GRAPHIC EDUCATION AT TECHNICAL UNIVERSITIES
Современные потребности устойчивого сбалансированного и социально-ориентированного развития российского высшего технического образования ставят перед педагогической наукой задачу определить источники этого развития, движущие силы и механизмы, способные эти источники привести в действие. Остроту названной потребности придают ускоренно развивающиеся процессы информатизации и интеграции различных сфер деятельности, обусловливая новые требования к профессиональной подготовке будущего инженера. Обществу необходимы высококвалифицированные, компетентные, творчески мыслящие инженеры, способные гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в соответствии с изменяющимися требованиями рынка. А формирование современной профессиональной компетентности становится одной из основных функций всего процесса подготовки будущих инженеров. Высшее техническое образование должно соответствовать уровню развития науки, техники, технологии, культуры тенденциям усиления взаимосвязи наук, их интеграции с производственными процессами, отвечать новым социальным требованиям, предъявляемым к подготовке специалиста высшего звена. Все это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества
образовательного процесса в высшей профессиональной школе. Поэтому особую актуальность приобретает модернизация системы высшего профессионального технического образования, которая требует поиска новых организационно-методологических средств и разработки новых подходов к организации учебно-познавательной деятельности студентов, способной создать условия для повышения качества обучения, развития профессиональных качеств личности, ее творческих способностей, самостоятельности и активности.
Одним из таких средств является междисциплинарный подход и соответствующий ему принцип междисциплинарной интеграции, обеспечивающий систематизацию, обобщение и уплотнение знаний на основе междисциплинарных связей, что способствует повышению научного уровня знаний будущего инженера, развитию у него теоретического мышления и умения использовать знания из различных научных областей при решении инженерных задач. Принцип междисциплинарной интеграции выступает в двух ипостасях: как цель обучения - создание у студентов целостного представления об окружающем мире; как средство обучения - нахождение общей платформы сближения дисциплинарных знаний.
Эти современные представления находятся в противоречии с существующей сегодня практикой обучения, в массе своей ориентированной на узкоспециализированную подготовку специалистов. Поэтому проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиальное значение, как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей; она связана с проблемой отбора и структурирования содержания образования, узловыми вопросами которой являются выделение структурных элементов содержания образования и определение системообразующих связей между ними, что подтверждается сквозным значением этих вопросов в истории развития педагогических теорий, в процессе становления высшей профессиональной школы, а также тенденциями научных исследований в педагогике на современном этапе, характеризующийся быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.
Актуальность поставленной проблемы формулируется на государственно-правовом уровне, где важность подготовки конкурентоспособного, профессионально мобильного, ориентированного в смежных областях специалиста отражена в Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации образования».
Более того, введение уровневого высшего профессионального образования является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. Принятие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3), реализующих компетентностную парадигму в образовании, позволит учесть возросшие требования к адапти-рованности и профессиональным компетентностям специалистов. От образования сегодня ожидают результатов, характеризующих качественное формирование компетентностей (ключевых, предметных, междисципли-
нарных) обучающихся. Это, с одной стороны, включает получение организованных и систематизированных знаний, умений и навыков (в соответствии с направлениями профессиональной подготовки), а с другой -развития у обучающихся особых интеллектуальных качеств - способностью широкого переноса знаний на новые дисциплины. В каждой образовательной программе (любой профессиональной направленности) устанавливаются различные виды связей: логические, функциональные, предметные, междисциплинарные и др. Готовность к применению знаний по конкретной учебной дисциплине (предмету) обеспечивают предметные компетентности обучающихся. Осознание же студентами наличия междисциплинарных связей, значимости изучаемых дисциплин в их взаимосвязи и взаимодействии, что необходимо для глубокого научного познания и теоретического осмысления различных явлений и процессов, определяется междисциплинарными компетентностями. Именно формирование междисциплинарных компетентностей - способности к синтезу знаний из различных предметных областей, рассмотрению всех объектов и явлений в их взаимодействии и развитии обеспечивает последующую эффективную профессиональную деятельность с учетом быстрого изменения содержания труда и обновления прикладных задач.
В Стратегии развития образования, науки и экономики инновационного типа на длительный период вплоть до 2015 года, разработанной Правительством РФ одной из основных целей образования выделяется «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности».
Серьезным, сдерживающим инновационное развитие фактором, является, на наш взгляд, человеческий фактор, слабое его вовлечение в инновационный процесс как активного участника, источника и проводника инновационных идей. Речь идет о национальной системе инновационного образования будущих специалистов с последующим включением их в инновационный процесс. Трактовка инновационного процесса как системы отношений между людьми по получению нового или усовершенствованного знания, производственное использование которого способно обеспечить обществу получение социально-экономического эффекта или иного преимущества и рассмотрение стадий инновационного процесса по следующей схеме: «идея—^научно-исследовательская работа (НИР) -—*■ научно-исследовательская и опытно-конструкторская разработка (НИОКР) —> маркетинговые исследования —* опытный образец—^серийное производство», требует обеспечения будущих специалистов междисциплинарными знаниями.
Это связано, во-первых, с включением в инновационный процесс всех его участников и на всех стадиях - от формирования научной идеи (нового и усовершенствованного знания) до ее воплощения в готовом продукте, т.е. интеграции знаний фундаментальных наук и профессиональных знаний, поскольку фундаментальное знание формирует первые «иннова-
ционные импульсы» для прикладной науки и производителей. Во-вторых, обобщенная трактовка инновационного процесса отражает интеграционную миссию науки — производство нового или усовершенствованного знания, способного изменить представление человечества о законах развития природы, общества и человека. Чисто производственный подход выводится за рамки производства товаров (услуг, работ) и охватывает воспроизводство окружающей среды, человека и общественной жизни. В-третьих, стадии инновационного процесса определяют универсальный базис интеграции фундаментальных и профессиональных знаний при проектировании инновационного продукта, воплощенного в его визуальной модели (геометро-графической - представление геометрической модели с помощью средств графики (в т.ч. средствами компьютерной графики).
В техническом университете основы визуальных или геометрографических моделей, их конструирование изучаются в цикле геометрографических дисциплин (к ним относятся начертательная геометрия как теоретическое ядро, инженерная и компьютерная графика). Кроме этого, геометро-графические дисциплины закладывают основы знаний и умений, необходимых для успешного освоения других специальных дисциплин технического вуза, поскольку производство любой конструкции, включающей технические изделия, строительные объекты и сооружения и т.п., невозможно без предварительной разработки и выполнения проектно-конструкторской и другой технической документации (эскизов, планов, чертежей и т.д.). Научить студентов выполнять такую документацию (т.е. использовать визуально-образный язык), вооружить их знаниями, приемами и методами моделирования, технического черчения и рисования, навыками использования полученных знаний и умений в конструкторской практике при выполнении различных изображений, где рассматривается комплекс задач с широким применением средств компьютерной графики, обеспечивая будущего специалиста геометрографической компетентностью, является одной из целей геометрографического образования будущих конкурентоспособных инженеров, а также необходимым условием для их дальнейшей успешной профессиональной деятельности и карьерного роста.
Однако традиционно сложившаяся система преподавания геометрографических дисциплин не учитывает современного развития общества, характеризующегося интенсивной разработкой новых направлений, подходов, идей во всех сферах человеческой деятельности. Кризис в области геометро-графических дисциплин в немалой степени обусловлен узко прагматическими установками, ориентацией на узко дисциплинарный подход, жестким разграничением дисциплин, изучаемых в техническом вузе. Сложность построения геометро-графической подготовки в техническом университете, основой которого служит начертательная геометрия, состоит в том, что начертательная геометрия (и в целом инженерная графика) занимает двойственное положение. С одной стороны, она выступает как особая общеобразовательная дисциплина, ибо знания, полу-
ченные по начертательной геометрии, являются фундаментом для изучения других общеобразовательных дисциплин, общеинженерных и специальных дисциплин. С другой стороны, для большинства специальностей технических вузов начертательная геометрия не является профилирующей дисциплиной, и студенты воспринимают ее лишь как некую второстепенную дисциплину.
Для изменения такого положения надо постоянно проводить связь геометро-графических дисциплин с решением профессиональных задач, выбранного студентами направления, поскольку студенты младших курсов еще не располагают в достаточном объеме знаниями специальных предметов и не могут оценить значение знания и применения геометрографических методов к решению профессиональных задач. Эта тенденция указывает на необходимость междисциплинарной взаимосвязи геометрографических дисциплин со специально-техническими, интеграции геометро-графических и профессиональных знаний.
Поэтому основное направление нашего исследования заключалось в представлении междисциплинарной интеграции как средства формирования содержания геометро-графического образования в техническом университете. К основным результатам относятся:
1. Создана междисциплинарная концепция геометро-графического образования в техническом вузе с систематизирующим ядром - теории геометрического моделирования, направленная на развитие визуальнообразного мышления, формирование междисциплинарных компетенций студентов. В качестве основного подхода построения геометрографического образования предложен междисциплинарный подход.
2. Междисциплинарный подход есть совокупность концептуальных положений, определяющих способность системы образования предоставлять обучаемым достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов геометро-графических образовательных траекторий, учитывающих специфику будущей специальности.
3. На основе комплексного исследования философских, теоретикомодельных, предметно-методических аспектов междисциплинарной методологии разработана концептуальная модель целостного научного знания (первый или высший уровень), целью которой является создание «единой» науки, объединяющей различные теории на основе «единого» языка. Показано, что на современном этапе эта модель может быть реализована в использовании одного из языков профессионального общения -языка геометро-графического моделирования (визуально-образного языка).
4. Установлено, что в основе процесса познания лежит процесс моделирования, а характерной чертой междисциплинарного мировоззрения с соответствующим ему принципом междисциплинарной интеграции различных областей знаний является построение модели целостной картины мира. На основе междисциплинарного подхода к геометрической теории
разработаны содержание, структура и методы обучения современной начертательной геометрии (теории геометрического моделирования).
Установлено, что разработанная концепция и ее применение позволяют организовать учебный процесс, способствующий:
• обеспечению информационной целостности и повышению мировоззренческой направленности обучения в техническом вузе;
• повышению методологического уровня преподавания, характеризующегося переходом от предметно содержательного стиля обучения к формированию способов визуально-образного мышления;
• повышению интегративности получаемых знаний и овладению обобщенными видами деятельности;
• повышению профессиональной мобильной направленности обучения, облегчающей задачу послевузовской адаптации специалиста.
В заключение отметим, что в современных условиях недооценка значения геометро-графических дисциплин как уникального средства коммуникации людей различных профессий и национальностей влечет к потере дополнительной компетенции в области получения и обработки информации. Синтез традиций и инноваций всегда присутствовал в геомет-ро-графическом образовании инженера и служил своеобразным толчком к формированию и развитию новой педагогической практики и нового инновационного опыта.
Библиографический список
1. Валеев, А.С. Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства [Текст] / А.С. Валеев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. — С. 41 - 55.
2. Смышляева, Л.Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогичееких программ [Текст] / Л.Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С.55 - 64.
3. Субетто, А.И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А.И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 1. - С. 75-87.
4. Ахметова, М.Н. Опыт организации сотворчества преподавателей и студентов в процессе подготовки к проектированию и реализации педагогических технологий [Текст] / М.Н. Ахметова// Сибирский педагогический журнал. -2009. -№1.-0. 18-59.
5. Тимербулатова, А.Р. О педагогической технологии XXI века [Текст] / А.Р. Ти-мербулатова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 1. - С. 77-88.
6. Твердынин, Н.М. Техника и личность: взаимодействие в социокультурном пространстве [Текст] / Н.М. Твердынин // Сибирский педагогический журнал. — 2008. -№ 1. - С. 150-157.
7. Апарина, Л.А. Оценка универсальных компетенций специалиста [Текст] /
A. Апарина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 35 - 42.
8. Лупанова, Н.А. Влияние социальной компетентности педагога на формирование готовности учащихся и студентов к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности [Текст] / Н.А. Лупанова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 49 - 59.
9. Власова, В.К. Построение объектно-ориентированных и логикоматематических моделей педагогических систем [Текст] / В.К. Власова, Г.И, Кирилова,
B.Ю. Михайлов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 66 - 74.
10. Шангина, Е.И. Концепция развития геометро-графического образования [Текст] / Е.И. Шангина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С.104-113.
11. Соловова, Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования [Текст] / Н.В. Соловова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3,- С. 122-131.
12. Исаев, И.Ф. Профессионально-творческое саморазвитие личности: восхождение к акме [Текст] / И.Ф. Исаев, И.А. Шаршов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№2.-С. 43 - 54.
13. Шантаренко, В.Г, Сопровождение студентов нематематических специальностей в процессе обучения математике средствами визуального информационного поля в курсе аналитической геометрии [Текст] / В.Г. Шантаренко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 76 - 85.
14. Ларионов, В.В. Проблемно-ориентированная система обучения физике в техническом университете: основные положения, современное состояние и перспективы [Текст] / В.В. Ларионов, Ю.И. Тюрин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№2. - С. 86 - 89.
15. Макарченко, М.Г. Основные положения методики контекстного изучения частно-методических линий курса «теории и методики обучения математике» (на примере изучения функциональной линии) [Текст] / М.Г. Макарченко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 90 - 100.
16. Шангина, Е.И. Актуальные проблемы геометро-графического образования [Текст] / Е. И. Шангина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 77-82.
17. Итин, Ю.К. Качество образовательного процесса высшей школе как объект управления [Текст] / Ю.К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -
С. 82-101.