ятельность всего преподавательского состава, факультетов, кафедр вуза и коорди-
Примечания
нированное управление всем ходом учебно-творческого процесса.
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения. Общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М., 1977. - 256 с.
2. Гегель Г.-Ф. Эстетика [Текст] : в 4 т. / Г.-Ф. Гегель. - М., 1971.
3. Гомелева, О. В. Межпредметные связи в формировании коммуникативных умений [Текст] / О.В. Гомелева // Иностранные языки в школе. - 1987. - №6. - С. 71-73.
4. Моисеев, И. Танец - душа народа [Текст] / И. Моисеев // Лит. газета. - 1977. - 18 мая.
5. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1982.
6. Скаткин, М. Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы [Текст] / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
Т.Г. Пронюшкина
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Проблема формирования графической культуры студентов характеризуется мно-гоаспектностью и интердисциплинарным характером, а также недостаточностью системных исследовательских подходов, что, в том числе, обусловливает причины неадекватности подготовки инженеров многократно возросшей потребности общества в профессионально компетентной и конкурентоспособной личности.
Формирование графической культуры сегодня возможно, если следовать по пути освоения личностно ориентированных, проблемно-деятельностных технологий обучения, которые предполагают слияние образовательных потоков естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин в достижении единого результата. Модели такого перехода еще только начинают разрабатываться отечественной педагогикой, в том числе в приложении к сфере инженерного образования.
Разработанная нами модель формирования графической культуры состоит в совершенствовании процесса обучения геометро-графическим дисциплинам во втузе как целостного многоуровневого поэтапного процесса, обеспечивающего эффективное и рациональное профессиональное становление будущего инженера, системообразующим фактором которого выступает цель формирования графической культуры у выпускников в условиях методологической, мировоззренческой и профессиональной направленности и акцентирования развития пространственного мышления.
Формирование графической культуры опирается на идеи:
1) смещения акцента графического образования на формирование высших культурных образцов пространственного мышления и креативной графической деятельности в условиях информационного общества;
2) приоритетности и преемственности геометро-графического знания как фундаментального в развитии общетехнического и специального компонентов подготовки инженера;
3) спиральности построения графической подготовки, позволяющей системно развивать фундаментальные знания и профессионально значимые графические умения по мере расширения познавательных возможностей и роста профессиональной культуры обучаемых;
4) вариативности и непрерывности, позволяющих реализовывать индивидуальный путь овладения графической культурой на основе уровневой дифференциации программ, комплексов средств обучения;
5) гармоничной интеграции, взаимодополнительности, освоения фундаментального базиса геометро-графического знания, прикладной надстройки как профессионально обусловленного норматива и обогащения и преобразования личностного опыта обучаемого как источника собственного развития;
6) расширения возможностей совместной учебной деятельности и развивающегося взаимодействия обучающего и
обучающегося, обобщения инновационного потенциала субъектов деятельности, формирования способности к целенаправленной регуляции с целью создания условий для развития субъектной графической культуры.
Ведущие методологические и общепедагогические принципы, обоснованные педагогикой высшей профессиональной школы, положены в основу реализации предложенной модели. Применительно к особенностям формирования графической культуры специалиста в условиях технического вуза нами введен праксиологический принцип.
Праксиологический принцип в применении к профессиональной подготовке специалистов определяется как взаимосвязь общего и специального образования, представляющая собой органическое единство общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, осуществляемая посредством реализации совокупности определенных педагогических принципов и методических приемов, создающих базу для всестороннего развития обучаемых и на этой основе достижения ими практических целей обучения. Нами принцип расширен и наполнен новыми качественными характеристиками и рассматривается как методологический принцип, который ориентирует на выявление и использование возможностей, обеспечивающих наибольшую эффективность формирования графической культуры инженера. В таком понимании принцип включает в себя ряд требований.
Реализация требований происходит путем организации дидактической системы непрерывной геометро-графической подготовки студентов в условиях втуза и разработанной в рамках этой системы поэтапной стратегии формирования графической культуры, которая на теоретическом уровне систематизации рассматривается нами как теоретическое представление модели педагогического процесса; как разработка, обоснование и упорядочение содержания компонентов образовательной подсистемы формирования графической культуры: целей, содержания обучения в виде учебных планов и программ; как средство оптимизации, способ преобразования и внесения новых элементов в имеющиеся образовательные системы. Второй аспект является технологическим осуществлением модели педагогического процесса в реальных условиях.
Предлагаемая модель системы форми-
рования графической культуры основана на ведущем принципе целевой доминантности, направленном на выявление доминирующей цели процесса формирования графической культуры и подчинение ей всех структурных компонентов этого процесса.
Продуктом функционирования системы являются новообразования личности: сформировавшееся мировоззрение, геометро-графические профессионально ориентированные знания, владение способами графической и проектной деятельности и сформированные на этой основе профессиональные умения и навыки, ценностные ориентации субъектов системы обучения -компоненты-кирпичики графической культуры. Цель как системообразующий фактор предстает в форме продвижения к ценностям, реализующимся в педагогическом процессе графической подготовки, который обеспечивает саморазвитие личности, ее ценностную ориентацию на достижение уровня графической культуры.
Целью формирования графической культуры является подготовка к конкретным актуальным и перспективным видам деятельности по специальности, востребованным в обществе, т.е. обеспечение конкурентоспособности выпускника, поэтому импульс подсистеме задает параметр внешней среды - компонент, содержащий социальный заказ, выражающийся тенденциями социального развития и потребностями рынка труда. Качество подготовки специалиста должно удовлетворять требованиям ГОС. Характер предлагаемой обучаемому цели должен совпадать с состоянием его мотивационной сферы. Поэтому другим системообразующим фактором является необходимость обеспечения многокомпонентного поэтапного процесса передачи и усвоения конкретной профессионально ориентированной информации в соответствии с деятельностным подходом к обучению и его профессиональной направленностью, которая может иметь конкретные количественные характеристики.
Фундаментом модели служит целостная система непрерывной геометро-графической подготовки, включающая стадии и уровни, нацеленная на использование потенциала других учебных дисциплин и практик, на формирование графической культуры будущего специалиста, цели которой конкретизируются на политеоретической основе.
Теоретической основой предлагаемого
нами метода формирования графических знаний, умений и навыков является теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД); теоретические положения развивающего обучения положены в основу технологии развития мышления обучаемых в процессе формирования графической культуры.
При построении содержания курсов графических дисциплин должны быть учтены требования и запросы общепрофессиональных и специальных дисциплин, обеспечивающих качество подготовки в русле единой методологии современной инженерии -системных методов исследования.
Основной целью графической подготовки в условиях технического вуза является формирование графической культуры выпускника, включающее:
- формирование желания и готовности обучаемого осуществлять инженерную деятельность, реализуя в ней приобретенный геометро-графический потенциал; формирование мотивационно-ценностного отношения к необходимости развития профессиональ-но-личностныхкачествиспособностей средствами геометро-графических дисциплин;
- целенаправленное формирование теоретического типа мышления, предполагающего в основе своей хорошо развитое пространственное мышление, предопределяющее творческий потенциал инженера;
- обеспечение необходимого профессионалу объема графических знаний, отражающих методологию, содержание и технологии современной инженерии с учетом возрастающей степени информатизации производства;
- обеспечение высокой степени сфор-мированности профессиональной деятельности на основе системной совокупности приобретенных графических навыков.
На основе общих требований и особенностей профессиональной деятельности конкретизированы цели и задачи обучения с учетом специфики вуза. При этом значимым различием является ориентация на обучение инженеров-машиностроителей теоретическим основам геометрического моделирования и представления геометрических моделей, а радиотехников - графическому способу восприятия и передачи информации в соответствии с требованиями и возможностями традиционных и новых информационных технологий.
Определившиеся методологические позиции явились основанием для отбора со-
держания обучения графическим дисциплинам. Рассмотрены функции учебных предметов и установлены междисциплинарные связи, являющиеся важнейшим источником предметного содержания и выполняющие роль системообразующих связей между изучаемыми дисциплинами. В качестве стержневых выделены: мировоззренческая, способствующая формированию системы взглядов на основные позиции, принципы познания и деятельности, ценностные научно-технические ориентации, методологическая, ориентирующая в профессиональной культуре, информативная, практическая, коммуникативная, развивающая, интегрирующая. Обоснован и произведен отбор предметного содержания графических дисциплин в отличие от традиционного с использованием теоретической основы - теории параметризации, позволяющей систематизировать геометро-графическое знание в приложении к современным потребностям систем автоматизированного проектирования. Предложена и реализована следующая последовательность введения содержания в учебный процесс, основанная на системном типе ориентировки обучаемого в выделенном предмете изучения науки проекционных моделей пространства и методике его представления в учебной дисциплине: структурные элементы графической модели пространства => их свойства => системообразующие отношения => конкретные варианты проявления.
При изучении прикладных аспектов науки, дающих представление о будущей деятельности, введение содержания подчинено последовательности (основным этапам) профессиональной деятельности. На основе выделенного содержания созданы авторские программы по дисциплинам геометро-графического цикла для радиотехнического и машиностроительного вуза.
Рассмотрены особенности отобранных учебных элементов геометро-графического цикла и последовательность введения их в учебный процесс.
При создании ориентировочной основы действий обеспечивается отражение системы понятий в виде иерархической структуры модулей, где каждый уровень соответствует определенному внутри дисциплинарному уровню абстракции, а также учитывает межуровневые логические взаимосвязи. Начальным этапом освоения новых знаний является изучение действия на ма-
териализованном уровне - пространственном объекте-модели, что способствует правильному формированию пространственных представлений при решении графических задач, составлению логически обоснованного алгоритма графических действий. ТПФУД дополнена элементами развивающего обучения с целью развития творческого мышления обучаемых. Нами разработана система педагогических средств, используемых на всех этапах обучения и ориентированных на раннее вхождение обучаемых в их будущую профессию, актуализацию личностных функций в сфере накопления профессионального личного опыта: опережающее включение понятий, терминов; обращение к внутренним связям содержания дисциплин как фундаменту осмысления методологических ориентиров самостоятельного теоретического поиска содержания; «сжатие», генерализация информации на основе технологий инженерии знаний, проблемно-модульное обучение; активное обучение, специфические условия, обеспечивающие поэтапное овладение опытом через специальные задания для формирования научного мышления, развития пространственного мышления. Реализовано индивидуальное и дифференцированное обучение, приоритетами которого выступили стимулирование ответственности, активности студентов, направленности на самообразование, сотрудничество со студентами и преподавателями, индивидуальность программ через внедрение уровневых и дополнительных творческих заданий на всех видах занятий; участие обучаемых в научно-исследовательской и рационализаторской деятельности, «мастер-классах».
Апробация модели проходила на примере профессиональной подготовки студентов по машиностроительному и радиотехническому направлениям в Муромском институте (филиал) ВлГУ, ОрелГТУ, МГУС. Всего экспериментальной работой было охвачено более 1800 студентов.
В результате обработки экспериментальных данных на протяжении всего процесса внедрения модели были получены количественные и качественные показатели сформированности учебно-познавательной деятельности, позволяющие оценить результаты эксперимента.
Этапность формирования графической культуры в процессе графической подготовки позволяет использовать принцип исчерпывающего контроля - полный перебор
всех тестовых заданий, вопросов, понятий предметной области, что характерно для итоговых измерений уровня обученности. Промежуточный контроль осуществляется для отдельных модулей.
На этапе обучения геометро-графическому циклу («Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Компьютерная графика», элективы, элементы САПР) при анализе степени развития когнитивно-операционального компонента уделялось внимание в первую очередь анализу продуктов деятельности обучаемого, включая следующие критерии: доступность содержания, полнота усвоения знаний, уровень усвоения знаний, уровень сформированнос-ти умений. Кроме того, учитывалась скорость овладения геометро-графическими знаниями и умениями, характер геометро-графической деятельности.
Доступность содержания обучения проверялась посредством метода тестового контроля результатов усвоения графических знаний и развития умений в сочетании с методом экспертных оценок. В оценке составленных планов-конспектов принимала участие экспертная группа, состоящая из преподавателей-экспериментаторов, председателей предметно-методических комиссий общепрофессиональных дисциплин вузов, членов Научно-методической комиссии по общепрофессиональным дисциплинам.
Полнота усвоения знаний каждым отдельно взятым обучаемым оценивалась, исходя из выражения:
п ,=Р /Ч
где:
Р. - число усвоенных понятий в течение одного занятия;
N. - общее число введенных понятий в течение одного занятия.
Уровень усвоения знаний определялся результатами выполнения тестовых заданий, контрольно-графических работ, контрольных работ, дифференцированных по сложности зачетных заданий, содержание которых было направлено на осуществление взаимосвязи графических дисциплин с последующими общепрофессиональными и специальными.
Весь опросный материал тестовых заданий подразделялся на три категории в соответствии с тремя уровнями усвоения.
Единицей, по которой можно судить о качестве выполненной учащимися деятельности, является существенная опера-
ция тестового задания. Под существенной операцией понимается только такая операция, которая отражает цель проверочной процедуры.
К первой категории (репродуктивный уровень) относятся вопросы, которые требуют для ответа усвоения, позволяющего выполнить действия распознавания, различения, идентификации или классификации объектов. К этой категории можно отнести вопросы, проверяющие знание конкретных понятий, положений теории, терминов, правил, ГОСТов. Например, вопрос: «Как называется разрез, выполненный на чертеже?»
Ко второй категории (продуктивный уровень) вопросов относятся те, которые требуют для ответа действия с возможностью анализа смысла и свойств информации об изученном объекте, преобразования и соотнесения при рассмотрении отдельных сторон и свойств объекта. Например: «Где изображен фронтальный разрез детали А?», «Выполните фронтальный разрез детали А по наглядному изображению (плоскому чертежу)».
К третьей категории (творческий уровень) относятся вопросы, требующие усвоения на уровне, который обеспечивает продуктивную деятельность, связанную с использованием усвоенной информации для решения конкретных задач по преобразованию объектов с целью получения новых результатов. Например, умение решать графические задачи, требующие составления ориентировочной основы действия третьего типа.
Использование в тестовых заданиях вопросов различной категории сложности дало возможность проверить наличие знаний, умений, соответствующих различным уровням усвоения.
Коэффициент усвоения знаний учащимися рассчитывался по формуле:
ПГ Р, / N.
где:
, =1, 2, 3 - уровни усвоения знаний; - коэффициент уровня усвоения знаний;
Р, - число правильных ответов по данному уровню сложности;
№; - число вопросов по данному уровню.
В основу оценки уровня сформирован-ности графических умений были положены следующие признаки: признак правильности, признак переноса, признак рациональности. В соответствии с этими признаками были определены следующие показатели сформированности умений:
1. Коэффициент усвоения на уровне репродуктивного воспроизведения (умения применяются, но в ситуации, ранее известной обучаемому).
2. Коэффициент усвоения на уровне продуктивного воспроизведения (умения применяются правильно в новой для студента ситуации, ноони еще недостаточнорациональны).
3. Коэффициент усвоения на уровне продуктивного эвристического действия (умения применяются правильно, рационально в новой для студента ситуации в системе с другими приемами).
Каждый из указанных показателей количественно рассчитывался по формулам. В качестве критерия сформированности графических умений выступало среднее значение указанных показателей (Юср), которое характеризует полноту усвоения способов деятельности.
Все тестовые задания характеризуются достаточной объективностью, валиднос-тью, надежностью.
Объективность оценивалась экспертной группой в составе преподавателей-экспериментаторов, председателей предметно-методических комиссий общепрофессиональных дисциплин вузов, в которых проводились экспериментальные исследования.