Научная статья на тему 'Методология принятия решений в системе информационного общества'

Методология принятия решений в системе информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРООЩУЩЕНИЕ / МИРООТНОШЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATIONAL SOCIETY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОД / NATIONAL CODE / ОБЪЕКТЫ / OBJECTS / СОВРЕМЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / MODERN REALITY / WORLD SENSATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Айзятов Ф.А., Бакаева Ж.Ю.

В статье исследуется проблема принятия решений с учетом мотивационной, поведенческой сущности личности. Мировосприятие определяется мотивациями, мотивационным поведением и отношением к цели. Мироотношение характеризуется более практическим элементом мотивационного отношения, а именно актуализации таких отношений в конкретной сфере культуры (например, экономической). Мироощущение определяется выделением национального кода в структуре мотивационного отношения и поведения к объектам современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METODOLOGY OF DECISION-MAKING IN COMMUNICATORY SOCIETY SYSTEM

The article examines the decision-making problem, considering motivational, behavioural essence of life. World perception is defined by motivations, motivational behavior and attitude to an aim. World relation is characterized by a more practical element of motivational relation, viz actualization of these relations in a particular culture sphere (for example, economical). World sensation is defined by national code detachment in the structure of motivational relation and behavior towards modern reality objects.

Текст научной работы на тему «Методология принятия решений в системе информационного общества»

4. Радина Н.К. Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации// Психологическая наука и образование. - 2005. - №1. - С. 45-50.

5. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования// Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 5. - С. 32-49.

6. Purinton E. F. Compensatory Or Conspicuous Consumption? American Society of Business and Behavioral Sciences 16th Annual Conference, Las Vegas, 2009. - №1. - Р. 145-149.

7. Roedder D.J. Consumer socialization of children: A retrospective look at twenty-five years of research// Journal of Consumer Research. - 1999. - Vol. 26. - №3. - Р. 183-213.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Avroamova B. M., Loginov D. M. Social'no-jekonomicheskaja adaptacija: resursy i vozmozhnosti [Social-economic adaptation: resources and perspectives]// Obshhestvennye nauki i sovremennost' [Social science and modernity]. - 2002. -№ 5. - P. 24- 34. [in Russian]

2. Vasilenko I.V., Tkachenko O.V. Racional'nost' i riski potrebitel'skogo povedenija sovremennyh rossijan [Rationality and risk of modern consumer behavior in Russia] // Jekonomika, sociologija i pravo - sociologicheskij vzgljad [Economic, sociology and law]. - 2016. - №7. - P. 55-63. [in Russian]

3. Rebzuev B.G., Savel'eva A.A. Potrebitel'skaja socializacija podrostkov [Teen-agers consumer socialization] // Voprosy psihologii [Questions of psychology]. - 2006. - №1. - P. 45-50. [in Russian]

4. Radina N.K. Psihologicheskie aspekty socializacii lichnosti: k voprosu o modeljah klassifikacii vidov socializacii [Philosophy aspects of socialization: to question of socialization types]// Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. - 2005. - №1. - P. 45-50. [in Russian]

5. Hashhenko V.A. Jekonomicheskaja identichnost' lichnosti: psihologicheskie determinanty formirovanija [Economic identify of person: psychological determinations to form] // Psihologicheskij zhurnal [Psychological magazine]. - 2004. - T. 25. - № 5. - P. 32-49. [in Russian]

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / PHILOSOPHY

DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.188

Айзятов Ф.А.1, Бакаева Ж.Ю.2

1 Доктор философских наук, профессор кафедры социально-экономических дисциплин, Саранский кооперативноый институт,

2доктор философских наук, профессор факультета довузовской подготовки, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева МЕТОДОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье исследуется проблема принятия решений с учетом мотивационной, поведенческой сущности личности. Мировосприятие определяется мотивациями, мотивационным поведением и отношением к цели. Мироотношение характеризуется более практическим элементом мотивационного отношения, а именно актуализации таких отношений в конкретной сфере культуры (например, экономической). Мироощущение определяется выделением национального кода в структуре мотивационного отношения и поведения к объектам современной действительности.

Ключевые слова: мироощущение, мироотношение, информационное общество, личность, адаптация, мотивация, поведение, национальный код, объекты, современная действительность.

Bakaeva Zh.Yu.1, Ayzyatov F.A.2 :PhD in Philosophy, professor, Saransk Cooperative Institute 2PhD in Philosophy, professor, Department of Pre-University Training National Research, Mordovia State University named after N.P. Ogarev THE METODOLOGY OF DECISION-MAKING IN COMMUNICATORY SOCIETY SYSTEM

Abstract

The article examines the decision-making problem, considering motivational, behavioural essence of life. World perception is defined by motivations, motivational behavior and attitude to an aim. World relation is characterized by a more practical element of motivational relation, viz actualization of these relations in a particular culture sphere (for example, economical). World sensation is defined by national code detachment in the structure of motivational relation and behavior towards modern reality objects.

Keywords: world sensation, informational society, personality, adaptation, motivation, behavior, national code, objects, modern reality.

Исследуя проблему принятия решений в обществе с методологических позиций, как одну из основных влияющих на социум следует, по нашему мнению, в качестве объекта принять поведенческую сущность личности, то есть индивидуума в соответствии с изменяющимися условиями реальной действительности. С этих позиций важным представляется осмысление процессов происходящих в обществе на этапе реализации рыночной парадигмы начиная с 90-х годов двадцатого века в нашей стране. С началом этапа реформирования национальной экономики до настоящего времени в обществе наблюдаются процессы утери существовавших в дореформенный период морально-нравственных, социо-культурных, научно-просветительских и иных ценностей, принятых в

обществе и отличающих нацию и определяющих ее позиционирование в мире. С началом этапа реформирования национальной экономики доминантным стал феномен деформации личностных установок в системе «личность -индивидуальность» в связи с появлением и стимулированием иного мотивационного поведения членов общества. Появление соблазна улучшения материального положения за счет других членов общества предоставляемого и декларируемого рыночной парадигмой на фоне появления класса богатых привело к деформации личностных установок и норм морально-этического поведения у значительной части общества, что явилось основанием диверсификации поведения личности во всех сферах обществ: политике, экономике, науке, культуре, межличностном общении. Так, например: 1. Кино как важнейшее из искусств стало инструментом фиксации реальной действительности (что видно по абсолютному большинству художественных фильмов) без нравственной оценки процессов происходящих в обществе; 2. Телевидение через рекламу и прочие инструменты влияния позиционировало богатство как мерило счастливой жизни общества в целом и каждого его индивидуума. Несмотря на то, что материальное богатство не является гарантом счастья и удовлетворения жизнью потому, что личности для этого необходим достаточный уровень удовлетворения материальных, духовных, нравственных и других потребностей без абсолютизации материального богатства; 3. Морально-нравственные ценности принятые в обществе в дореформенный период кардинально поменялись, что явилось следствием катастрофических последствий в политике, экономике, культуре, науке и во всех других сферах. Так в политике нормой становится игнорирование интересов членов общества и демократических ценностей. Осуществление деятельности в рамках материальной, социальной и духовной культуры сопряжено с постановкой цели, определения методов по ее осуществлению и этапов реализации с возможностью прогнозирования результатов. Первый этап определенной деятельности предполагает определение цели, исходя из взаимодействия трех составляющих компонентов мировоззрения: мировосприятия, мироотношения и мироощущения. Целеполагание формируется под влиянием основных философских категорий как мироощущение, мировосприятии, мироотношение. Мировосприятие, мироотношение и мироощущение - это единство чувства, воли и разума.

Целеполагание в определенной мере определяется совокупностью восприятия действительности с целью определения акцента мотивационных отношений. Однако, мотивационное отношение, рассматриваемое с позиций его содержательно-специфической определенности, существует в форме социально-экономической материальности, не имеющей чувственной предметности. Проявляется же мотивационное отношение в форме предметных результатов процесса экономической деятельности. В процессе существования мотивационных отношений их взаимодействующими сторонами выступают субъекты материального производства. Для процесса же проявления исследуемого отношения характерным является то, что его взаимодействующие стороны представлены в форме опредмеченных результатов труда субъектов материального производства, вследствие чего само производственное отношение как бы скрывается (а значит, его сущность в определенной мере искажается) за другого рода экономическими отношениями.

Необходимо отметить, что именно в осуществляется скачок от осуществления любой деятельности к конкретному ее проявлению, например в экономической сфере это определено рамками мотивационных процессов и определяется экономическим тип индивидуальности по концепции Э. Шпрангера. В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность, т.е смысл его действий заключается в самой деятельности, и ее полезном эффекте. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время - только бы извлечь из этого максимальную пользу [3, с. 56-57].

Мироощущение рассматривается как информационный код дискурса национальной культуры, так как изучение культуры любого народа сопряжено с созданием определенного культурного каркаса мира , определяющего мировоззрение отдельного индивида. Разнообразие культур может придать новые краски самобытности народа, который делается богаче в этническом и интеллектуальном плане, впитывая ценности тех народов, с которыми непосредственно и постоянно связан. Экономическая сфера предполагает выделение в экономиках различных стран определенного национального кода. Т.е. определенной закономерности по которой будет развиваться экономика данной страны, а также выделение некоторых национальных особенностей.

Устойчивое развитие общества обеспечивается наличием творческого потенциала людей. Этот потенциал тем мощнее, чем у большего количества людей есть возможность развивать свои способности, самосовершенствоваться, самореализоваться. Значит, люди должны иметь равный доступ к благам и ресурсам, должен соблюдаться нравственный принцип справедливости, иначе правило честного соблюдения равенства возможностей.

Риски в построении оптимальных алгоритмов в решении вопросов управления играют определенную роль. Так как в раскручивании социально-экономических систем общества современного общества определяющим является цивилизационные риски и их диагностика («органом восприятия» - лишь наука в силах «увидеть» риски пестицидов, холестерина, сахара, нитратов и т. д.), а разработка новых, более совершенных средств защиты от них. В современной ситуации становится ясно, что прогресс не снижает, а увеличивает риск, связанный с практическим использованием управленческих решений. Чем более акцентируется практическая сторона построения алгоритма в достижение определенной управленческой цели, тем дальше ее экспертные возможности оказываются от решения конкретных практических ситуаций, требующих в оценке риска не упускать план целого. Причем снижение способности оценить риск сопровождается стремительно растущей его ценой.

Итак, на первом этапе выстраивания методологических основ реализации определенных программ действия необходимо выделить формирование целеполагание как результат взаимодействия мировосприятия, мироотношения, и мироощущения. Мировосприятие определяется мотивациями, мотивационным поведением и отношением к цели. Мироотношение характеризуется более практическим элементом мотивационного отношения, а именно актуализации таких отношений в конкретной сфере культуры (например, экономической). Мироощущение определяется выделением национального кода в структуре мотивационного отношения и поведения к объектам современной

действительности. Второй этап в построении алгоритма и подходу к решению и достижению поставленной цели характеризуется методологическими путями, методами. Основополагающими подходами являются системные, структурно-функциональный, энтропийный и информационный. Два первых подхода определяют характеристики систем и функции элементов взаимодействующих между собой. Третий подход способствует нахождению устойчивого положения в различных сферах современного общества. Информационный подход выделяет дисбаланс в нахождении устойчивости между смысловыми, семантическими и прагматическими помехами в пропускной способности информационных каналов. Третий этап в построении алгоритмов в решении вопросов управления по достижению определенной цели является влияние рискологических и случайных факторов, а также установление истинности информации в процессе ее получения, хранения и переработки субъектом. Прогресс не снижает, а увеличивает риск. Истинности информации представлена первопорядковостью языка, т.е. логические представления рассматриваются в большей степени первым уровнем познания.

Список литературы/ References

1. Борщев В. Б. Сборник «Научно-техническая информация» / В.Б. Борщев // Серия 2, 1999. - №8. - с. 37-41.

2. Нарский И. С. Современный позитивизм / И.С. Нарский. - М., 1961. - 240 с.

3. Шахназаров Г. Х. Цена свободы / Г.Х. Шахназаров. - М., 1993. - 300 с.

4. Gruhle H. W. Verstehende Psychology / H.W. Gruhle. - Stuttgart, 1948. - 136 p.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Borshchev, V.B. Sbornik «Nauchno-tekhnicheskaya informaciya» [The collection "Scientific and Technical Information"] / V.B. Borshchev // Series 2, 1999. - №8. - P. 37-41. [in Russian]

2. Narskij, I.S. Sovremennuy positivism [Modern positivism] / I.S. Narskij. - M., 1961. - 240 p. [in Russian]

3. Shahnazarov G. H. Cena svobody [The price of freedom] / G. H. Shahnazarov. - M., 1993. - 300 s.

4. Gruhle, H.W. Verstehende Psychology / H.W. Gruhle. - Stuttgart, 1948. - 136 p.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.137 Борисенко О.А.1, Малышев Е.А.2

1ORCID: 0000-0002-5281-444X, Кандидат философских наук,

Забайкальский государственный университет, 2ORCID: 0000-0002-7465-6681 , Доктор экономических наук, Забайкальский государственный университет ШОС КАК СИНТЕЗ ГЛОБАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУР

Аннотация

Анализируя Шанхайскую организацию сотрудничества в рамках синтеза глобальной и региональной культ, в научной работе отмечается, что ШОС является международным региональным образованием, что позволяет государствам-участникам устанавливать экономические, правовые, культурные связи, определять сферы общих интересов, сохранять культурную идентичность, формировать условия для безопасности, структурировать институциональную систему, транслировать опыт национальных культур на содружество стран и цивилизаций. Таким образом, сказанное позволяет заключить, что ШОС создает новую форму культуры - международная региональная культура.

Ключевые слова: ШОС, Китай, Россия, культура, диалог, политический диалог, глобализация, глобальность.

Borisenko О.А.1, Malyshev E.A.2

1ORCID: 0000-0002-5281-444X, PhD in philosophy, Transbaikal state university,

2ORCID 0000-0002-7465-6681, PhD in economy, Transbaikal state university SCO AS SYNTHESIS OF GLOBAL AND REGIONAL CULTURES

Abstract

Analyzing Shanghai Cooperation Organization in the framework of the synthesis of global and regional cult in scientific work indicates that the SCO is an international regional education that enables States Parties to establish economic, legal, cultural relations, identify areas of common interest, to preserve cultural identity, create conditions for security , to structure the institutional system to broadcast the experience of national cultures in the community of nations and civilizations. Thus, the above leads to the conclusion that the SCO is creating a new form of culture - international regional culture.

Keywords: SCO, China, Russia, Culture, dialogue, political dialogue, globalization, globality.

По мнению академика В.С. Степина, глобализация - это процесс, который завершил эпоху модернизации. Он отмечает, что в индустриальную и постиндустриальную эпоху западные культурные ценности, прежде всего технологии и связанные с ними знания, трансплантировались в традиционалистские общества и переворачивали, перепахивали их почву[1]. Это позволяет заключить, что данная позиция объясняет тот факт, что столкновение между культурами может привести к большим серьезным проблемам, не только на национальном, но и на международном уровне[2]. Но в рамках деятельности ШОС мы видим обратную картину, которая дает понять, что общества с различными национальными культурами, различные цивилизациями могут совместно выстраивать программу действий, задачами которой является не только безопасность азиатского и евроазиатского региона, но и его культурное развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.