УДК 159.922.8:316.6 ББК 88.374 М 15
Е.А. Макарова
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Таганрогского института управления и экономики; E-mail: [email protected]
E.JI. Макарова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и инновационных технологий Южного федерального университета; E-mail: helen_ [email protected]
Е.А. Махрина
Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ); E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕНЬГАМ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ
( Рецензирована )
Аннотация. В данной статье рассмотрены практические аспекты изучения ценностно-смыслового отношения к деньгам. Выявлены структурные компоненты (мотивационно-когнитивный компонент, эмоциональный компонент, конативный компонент) ценностно-смысловых отношений к деньгам. Проведен эмпирический анализ ценностно-смысловых отношений к деньгам юношей и девушек студентов.
Ключевые слова; психология денег, отношение к деньгам, ценностно-смысловое отношение, мотивационно-когнитивный компонент, эмоциональный компонент, конативный компонент.
Е.А. Makarova
Doctor of Psychology, Professor, Head of the Humanities Department, Taganrog Institute of Management and Economics; E-mail: [email protected]
E.L. Makarova
Candidate of Science in Education, Associate Professor of Management and Innovational Technologies Department, Southern Federal University; E-mail: [email protected]
E.A. Makhrina
Candidate of Psychology, Head of Psychology Department, A.P. Chekhov Taganrog Institute (Branch) RGEU (RINH); E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF VALUE-MEANING MONEY ATTITUDE FOR MALE AND FEMALE STUDENTS
Abstract. This paper examines practical aspects of research of the value -semantic attitude toward money. The structural components (motivational-cognitive component, emotional component and conative component) of value-semantic money attitude are revealed. An empirical analysis of value-semantic money attitude for male and female students is made.
Keywords: psychology of money, money attitude, value-meaning attitude, motivational-cognitive component, emotional component, conative (attitude) component.
В сегодняшнем материалистическом мире деньги играют непростую роль, это не только обычное средство обмена, они обеспечивают наше счастье и благосостояние, наш внутренний покой и равновесие. Они стали столь же необходимы для нашего выживания в этом мире, как и чистая питьевая вода. Деньги являются обобщенной формализованной стороной материального мира - в них отражается вложенный труд, субъективная полезность, духовность, символизм мира вещей. В проведенном исследовании [1] было показано, что при средственном отношении к профессиональному труду, для которого характерно доминирование мотивов материального обеспечения посредством труда, отмечается несовпадение целей деятельности и субъективных целей личности, восприятие своей деятельности как отчужденной, навязанной извне.
В любых культурах и странах, ориентированных на рыночные отношения, значение денег увеличивается день ото дня. Но необходимо признать, что в современном мире роль денег не только и не столько экономическая, сколько социальная, психологическая и эмоциональная. Многочисленные данные теоретических и эмпирических исследований показывают, что корни большинства трудностей, связанных с деньгами, лежат не в деньгах как таковых, а в отношении к ним человека, то есть лежат не в экономической, а в психологической области. Более того, основная часть проблем в отношении к деньгам связана не с богатством, а с бедностью. Деньги - проблема бедного человека, а не богатого. Хотя алчность, жадность и зависть к состоянию других зачастую связывают с богатством, на самом деле они являются отражением того, что человек не ощущает
себя богатым настолько, насколько это необходимо ему для душевного равновесия.
Могущество денег определяется их способностью мотивировать людей, у которых их нет. Они также могут провоцировать тревогу и недовольство у тех, кто испытывает нехватку денег [2]. Для тех, у кого денег в избытке, они служат средством произвести впечатление, создают возможность расширить влияние и власть, а также символизируют определенный статус в социуме. С давних времен деньги рассматривались как мощное орудие экономического роста и развития стран и народов [3], тем самым воздействуя в большой степени на культурное и социальное их развитие. Влияние денег на поведение людей, их социальную активность и политические взгляды, даже на их поведение на рабочем месте трудно переоценить [4]. Содержательно ценностно-смысловые отношения к деньгам выступают в форме вербально-оценочной репрезентации человеком конкретной ценности или конкретного смысла денег в соответствии с его потребностями и ценностями.
Роль денег в мире универсальна, но отношение людей к деньгам индивидуально и поэтому требует глубокого и внимательного изучения. Так как роль денег в мире продолжает возрастать, то и все явления, так или иначе с ними связанные, приобретают все большее значение. Отношение к деньгам определяет поведение потребителя, его образ мысли, стиль жизни, тем самым формируя потребительскую культуру в целом. Потребительская культура становится одной из могучих сил, формирующих целые общества и отдельных людей. Стремление стать частью данной культуры становится поистине
универсальным. Изменение отношения к деньгам является катализатором распространения потребительской культуры повсеместно. Особенно это заметно в студенческой среде, среди молодежи, если учесть, что современная молодежь выросла и воспитывалась в тот период времени, когда повсеместно возрастала роль кредитов и кредитных карт. Именно кредитная система заметно изменила ход развития потребительской культуры.
Отношение людей к деньгам было сформулировано в конструкт [3], удобный для изучения. С помощью данного конструкта легко изучать мотивацию для получения большого количества денег, в широком диапазоне от жажды статуса и могущества до повышения самооценки личности. Используя конструкт, возможно концептуализировать отношение к деньгам через восприятие денег, которое формируется у человека в течение жизни посредством практического опыта, через переживание различных ситуаций и обстоятельств, связанных с различными денежными факторами, такими как зависимость от денег, от доминирующей денежной системы поведения индивида, финансового статуса и т.д. Отношение к деньгам формируется с детства, начинается с наблюдения за родителями, старшими товарищами, далее продолжается наблюдение за политическим, социальным и экономическим окружением в целом.
Именно поэтому отношение к деньгам, факторы его определяющие, формирование потребительских привычек и поведения интересуют в первую очередь психологов, маркетологов, социологов и антропологов - всех тех, кто не просто изучает деньги, но пытается понять все аспекты отношения к деньгам, индивидуальные и универсальные.
Сам концепт «отношение к деньгам» является многомерным и многосторонним, поэтому и изучается он разными научными
дисциплинами, такими как социоэ-кономика, социальная культура и социальная психология, а также психология личности. Деньги и отношение к деньгам изучались с точки зрения демографического, тендерного и поведенческого аспектов отношения и поведения личности. В исследовании использовались такие переменные, как компуль-сивное поведение, эмоциональная стабильность, образование, социальный статус, возраст и тендер.
В настоящее время отмечаются основные тенденции изменения системы ценностей граждан нашей страны, связанные с социально-экономическими изменениями и нестабильностью, которые сопутствуют проводимым реформам:
- переоценка систем ценностей, их массовое снижение в духовном и социальном аспекте при одновременном возвышении материальных, индивидуальных ценностей;
- ориентация на деньги как на основное средство и критерий жиз-несуществования и развития;
- снижение нравственных норм в отношениях между людьми, формирование культа удовольствий, развлечений и форм поведения, требующих значительных денежных затрат;
- увеличение деструктивных форм активности, в том числе преступных, совершаемых зачастую в корыстных или близких к ним целях;
- возрастание значимости прагматических ценностей, в частности, эффективности в делах, которая получает свое выражение в денежном эквиваленте - устойчивые новые тенденции в современной России.
Отношения к деньгам выступают одним из важнейших компонентов экономического сознания личности. В качестве теоретической единицы анализа структуры экономического сознания выступают осознаваемые элементы психологического отношения личности к материальному миру и, в частности, к деньгам.
- мотивационно-когнитивный компонент - содержанием его выступает место мотива жизнедеятельности «деньги» и ценность денег (по вербальной репрезентации субъектом) в иерархии других мотивов и ценностей;
- эмоциональный компонент включает в себя переживания, оценки, чувства в связи с деньгами;
- конативный (поведенческий) компонент выражается в действиях и намерениях в адрес денег [5; 6].
Таким образом, мотивы овладения этим объектом и знание об объекте составляют содержание мотивационно-когнитивного компонента, который является ведущим в структуре отношений субъекта. При исследовании отношений субъектов к деньгам ведущим мотивом в структуре данного отношения может быть мотив
жизнедеятельности - «деньги», а ведущей когнитивной составляющей - представление субъектов о деньгах как о терминальных или инструментальных ценностях или как о средстве для удовлетворения своих потребностей. При проведении эмпирического исследования были выявлены следующие особенности ценностного отношения к деньгам юношей - студентов и девушек-студенток.
Мотивационно-когнитивный компонент (ац - абстрактные ценности; кц - конкретные ценности; антиц. - антиценности). Мотивационно-когнитивный компонент ценностного отношения к деньгам у юношей - студентов характеризуется высокой степенью конкретности. Деньги рассматриваются ими как конкретные терминальные ценности (таблица 1).
3 Значение Уровень в н Значение Уровень « * ! я
Группы в в р. и § И критерия Фридмана, X2 значимости, p< (для X2) О в в « И" Сумма рангов критерия Вилкок-сона, Т значимости р< (для Т) S ~ К * 2 5 и 2 ei со о
1 2 3 4 5 6 7 8 9
В 10,3 кц 17,5
В о в г 0,0058 ац 11 0 0,0431153 кц
тН cd В (N = 6, df = 2) антиц 7,5 0 0,0277086
В й-а в к В >> 9,828571 кц 29
U 0,00734 антиц 21 9,5 0,0665466 кц и
п 0) SC (N = 11, df = 2) ац 16 4,5 0,0190595 антиц.
В 5,642857 ац 23,5
В о в г 0,05952 кц 21,5 14 0,5754034 кц и
(N cd В (N = 10, df = 2) антиц 15 0 0,0431153 ац
в й-а в к В >> 4,666667 кц 40,5
Е-Ч 0,09697 ац 34,5 1 0,0464003 кц и
п 0) SC (N = 19, df = 2) антиц 33 4 0,0909699 ац
Таблица 1
Анализ мотивационно-когнитивного компонента ценностно-смысловых отношений к деньгам у юношей и девушек студентов
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9
S 3,5 ац 18,5 Нет разли-
го cd В В >> а У о № г S к 0,17378 кц 15,5 4 0,7150009
(N = 8, df -=-2)- О QJ.117fiP» антиц антиц 14 26 0 0,1088104 чий Нет
1-4 У В? п 0) SC (N = 12, df = 21 0,62464 ац кц 24 22 20 17,5 0,7670971 0,5536174 различий
Этот вид отношений у юношей-студентов отличается высокой степенью концентрированности: у них доминирует только одна жизненная сфера, в которых деньги могут быть реализованы для человека - «сам / сама». Это, скорее всего, объясняется тем, что юноши в этом возрасте еще не думают о создании собственной семьи и дома и их, прежде всего, волнуют проблемы самореализации.
Осознанность этого вида ценностно-смыслового отношения к деньгам студентов - юношей подтверждается наличием совпадений результатов положительной оценки отношения к деньгам в проективной методике ЦТО с местом (ведущий)
мотива жизнедеятельности «деньги» в сочетании с местом (ведущим) терминальных ценностей «высокое материальное положение» и «материально обеспеченная жизнь» в иерархии других мотивов жизнедеятельности и других терминальных ценностей.
Эмоциональный компонент (радость, интерес, вина, удивление) (таблица 2). Результаты анализа эмоционального компонента ценностного отношения к деньгам юношей - студентов свидетельствуют о том, что в целом в нем преобладают положительные эмоции в адрес денег. Доминирующей эмоцией является эмоция радости. Овладение, накопление и распоряжение
Таблица 2
Анализ эмоционального компонента ценностно-смысловых отношений к деньгам у юношей и девушек студентов
Группа Подгруппа Значение критерия Фридмана, X2 (при р<0.001) Эмоции* Сумма рангов Значение критерия Вилкок-сона,Т Уровень значимости р< (для критерия Т) Заключение о различиях
1 2 3 4 5 6 7 8
радость 59,5
S У о № 2 37,28423 интерес 53,5 0 0,04311527 радость
тН вина 39,5 0 0,02770856
cd В В й-а удивл 36,5 0 0,02770856
S радость 98 радость,
Е-ч к У 62,36477 интерес 94,5 15,5 0,11972343 интерес, вина, удивление
>> п 0) вина 84 11,5 0,05593056
1=С удивл 78 13 0,07536917
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5 6 7 8
радость 87
Юноши 59,37655 интерес 85,5 9 0,207579365 радость, интерес вина
(N удивл 78 8 0,046854131
cd В В >> а вина 67,5 9 0,059337013
S радость 185,5
Е-ч к В 119,7702 интерес 161 9 0,001396883 радость
>> п 0) SC удивл 138,5 7 0,000629282
вина 122 0 0,000131859
радость 76
S В о № 2 49,02689 интерес 71 2 0,07473643 радость и
СО вина 56,5 0 0,01171917 интерес
cd В удивл 53,5 3 0,03569268
В й-а S радость 111
Е-ч к В 72,25079 интерес 105,5 21 0,28600417 радость и
>> п 0) удивл 88,5 4 0,0060399 интерес
SC вина 82,5 3 0,00764615
деньгами сопровождаются положительными эмоциями.
Конативный компонент. В ко-нативном компоненте ценностного отношения к деньгам юноши- студенты демонстрируют высокую степень действенности. В их поведении представлены различные виды поведения по отношению к деньгам: готовность заработать, накопить и потратить деньги (таблица 3).
Ценностное отношение к деньгам у респондентов этой группы характеризуется умеренной когерентностью, то есть наличием взаимосвязи и соответствия показателей моти-вационно - когнитивного, эмоционального и конативного компонентов отношения к деньгам. Знания, эмоциональные оценки и поведение, связанные с отношением к деньгам, не противоречат друг другу, но недостаточно согласованны, что может снижать эффективность денежного поведения. Мотивационно-когнитивный компонент ценностного отношения к деньгам девушек-студенток характеризуется
как конкретностью, так и абстрактностью. Деньги рассматриваются ими как конкретные ценности, так и антиценности, причем среди конкретных в равной мере представлены как терминальные, так и инструментальные ценности. Определение девушками-студентками денег как антиценностей может быть объяснено тем, что они еще не до конца осознают ценность денег, так как не зарабатывают их сами.
Характеризуя эмоциональный компонент, студентки оказались единственной выборкой в группе с ценностным отношением к деньгам, где среди доминирующих эмоций оказалась отрицательная эмоция по отношению к деньгам (вина). Возможно, это связано с зависимой социальной ролью женщин, что более ярко проявляется в студенческий период, чем в дальнейшем, когда женщина начинает самостоятельно зарабатывать.
В конативном компоненте ценностного отношения к деньгам девушки-студентки демонстрируют
Таблица 3
Анализ конативного компонента ценностно-смысловых отношений к деньгам
у юношей и девушек студентов
Группа Подгруппа Значение критерия Фридмана, X2 УЗ, p< (для X2) Категории* Сумма рангов Значение критерия Вилкок-сона, Т** УЗ, р< (для Т) Заключение о различиях
1 2 3 4 5 6 7 8 9
S 2,470588 копить 14
Э о № 0,29075 зарабат. 12,5 7,5 1 Нет
тН cd В (N = 6, df = 2) тратить 9,5 3 0,2249 различии
в й-а S к а >> 9,941176 зарабат. 29,5
Е-ч 0,00694 копить 18,5 0 0,018 зарабат.
п 0) SC (N = 11, df = 2) тратить 18 0 0,0117
S 3,071429 зарабат. 23,5
Э о № 0,2153 копить 19,5 5 0,5002 зарабат. и
(N cd В (N = 10, df = 2) тратить 17 1 0,0464 копить
В й-а S к а >> 17,09804 зарабат. 45
Е-ч 0,00019 копить 43 13,5 0,2863 зарабат. и
п 0) sc (N = 19, df = 2) тратить 26 7 0,0026 копить
S 12,96296 тратить 23,5
а о № 0,00153 копить 13,5 0 0,018 тратить
СО cd В (N = 8, df = 2) зарабат. 11 0 0,0117
В й-а S к а >> 13,86667 тратить 32
Е-ч 0,00097 зарабат. 22 0 0,018 тратить
п 0) sc (N = 12, df = 2) копить 18 0 0,0077
высокую степень действенности. В описании конативного компонента представлены различные виды поведения по отношению к деньгам, но доминирует готовность заработать, что опять же может быть связано с их финансовой несамостоятельностью и желанием ее обрести.
Таким образом, при ценностном отношении к деньгам для юношей-студентов и девушек-студенток характерно следующее.
В мотивационно-когнитивном компоненте: у юношей-студентов
выражена конкретность, а у девушек-студенток как конкретность, так и абстрактность; у юношей-студентов - концентрированность, а у девушек-студенток - умеренная генерали-зованность; у юношей - студентов и девушек-студенток отношение к деньгам ценностно осознанное.
В эмоциональном компоненте: у юношей-студентов доминирующей эмоцией по отношению к деньгам является эмоция радости, а у девушек-студенток эмоции радости, интереса, вины и удивления.
В конативном компоненте: у юношей-студентов представлены различные виды денежного поведения: зарабатывание, накопление и трата денег, а у девушек-студенток доминирует такой вид денежного поведения, как зарабатывание денег; у юношей-студентов выявлена умеренная когерентность, а у девушек-студенток - высокая [1].
При ценностном отношении к деньгам для старших девушек-студенток, по сравнению с младшими, характерны действия, направленные на зарабатывание денег. Специфика характеристик ценностного отношения к деньгам у юношей-студентов и девушек-студентов обусловлена половой дифференциацией субъектов. Ценностное отношение к деньгам девушек-студенток характеризуется высокой когерентностью, т.е. наличием взаимосвязи и соответствия показателей мотивационно-когнитивного, эмоционального и ко-нативного компонентов отношения к деньгам. Знания, эмоциональные оценки и поведение, связанные с отношением к деньгам, не противоречат друг другу, что делает денежное
поведение субъектов осмысленным и эффективным. У девушек-студенток выявлена статистически значимая положительная корреляция между возрастом и направленностью действий на зарабатывание денег. Это говорит о том, что чем старше становятся девушки, тем больше у них проявляется желание и способность зарабатывать деньги.
В данном исследовании широкий спектр отношений к деньгам был рассмотрен для подтверждения выдвинутой гипотезы, а также для того, чтобы создать базу данных для дальнейшего изучения этой проблемы. Учитывая недостаток исследований по различным аспектам отношения к деньгам, а именно, по возрастному и тендерному признакам, приведенные в таблицах данные могут быть в дальнейшем использованы для определения и измерения отношения к деньгам у различных категорий индивидуумов в зависимости от их социального статуса, семейного положения, уровня образования, должности и выполняемых служебных обязанностей.
Примечания:
1. Махрина Е.А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий: дис. ... канд. псих, наук. Ростов н/Д, 2006. 229 с.
2. Furnham A. The big five versus the big four: the relationship between the Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) and NEO-PI five factor model of personality // Personality and Individual Differences. 1996. Vol. 21, Is. 2. P. 303-307.
3. Furnham A., Argyle M. The psychology of money. L.: Routledge, 1998.
4. Roberts J.A., Eli J. Money Attitudes, Credit Card Use, and Compulsive Buying among American College Students // Journal of Consumer Affairs. 2001. Vol. 35, Is. 2. P. 213-240.
5. Макарова Е.А ., Макарова E.JL, Махрина Е.А. Психологические аспекты структурных компонентов и характеристик ценностно-смысловых отношений к деньгам // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4.
6. Дёмкина Е.В. Психолого-педагогические условия гендерно-ролевой социализации личности студента вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 2(44). С. 79-84.
References:
1. Makhrina Е.А. Types and characteristics of value-meaning attitude to money of representatives of socionomic professions: Diss, for the Candidate of Psychology degree. Rostov-on-Don, 2006. 229 pp.
2. Furnham, А. (1996) The big five versus the big four: the relationship between the Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) and NEO-PI five factor model of personality. Personality and Individual Differences/ Volume 21, Issue 2, August 1996, P. 303-307.
3. Furnham, A. & Argyle, M. (1998) The psychology of money. London: Routledge.
4. Roberts J. A. and Eli J. Money Attitudes, Credit Card Use, and Compulsive Buying among American College Students. Journal of Consumer Affairs. Volume 35, Issue 2, P. 213-240, Winter 2001.
5. Makarova E.A., Makarova E.L., Makhrina E.A. Psychological aspects of structural components and characteristics of value-meaning attitude to money // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. Iss. 4. 2015.
6. Demkina E.V. Psychological and pedagogical conditions of gender-role socialization of the person of the higher school student / Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. № 2 (44). P. 79-84.