Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЗАТРАТЫ / ДОХОД / ПРОЕКТ / СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / RURAL TOURISM / COST EFFICIENCY / DEVELOPMENT OF REGION / EXPENSES / INCOME / PROJECT / STRATEGY OF PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габидинова Г.С., Колесник Д.К.

В статье предложен ряд проектов, направленных на развитие сельского туризма в РТ. Рассмотрены основные этапы реализации проектов. Приведены расчеты затрат и доходов, планируемых к получению в ходе реализации проектов. Определена стратегия ценообразования на предлагаемый турпродукт. Проведена оценка экономической эффективности проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF ASSESSMENT OF PROJECTS COST EFFICIENCY OF RURAL TOURISM ON THE TATARSTAN EXAMPLE

In the article it is offered a number of projects that were aimed at a development of rural tourism in the Republic of Tatarstan. We considered main stages of projects implementation. There are given calculations of the expenses and incomes that are planned to receive during implementation. Also there was defined a strategy of pricing on an offered touristic product and was carried out the assessment of cost efficiency projects.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

УДК 332.1

Габидинова Г.С.,

доцент

кафедра экономики предприятий и организаций

Колесник Д.К. студент 3 курса факультет «Экономический» Набережночелнинский институт (филиал) Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Россия, г. Набережные Челны МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН

Аннотация: В статье предложен ряд проектов, направленных на развитие сельского туризма в РТ. Рассмотрены основные этапы реализации проектов. Приведены расчеты затрат и доходов, планируемых к получению в ходе реализации проектов. Определена стратегия ценообразования на предлагаемый турпродукт. Проведена оценка экономической эффективности проектов.

Ключевые слова: сельский туризм, экономическая эффективность, развитие региона, затраты, доход, проект, стратегия ценообразования.

Gabidinova G. - Ph.D.

Associate Professor at the Department of Economics and Enterprise

Management Naberezhnye Chelny Institute Kazan (Volga Region) Federal University Russia, Naberezhnye Chelny Kolesnik D.

3th year student, Economic faculty Naberezhnye Chelny Institute Kazan (Volga Region) Federal University Russia, Naberezhnye Chelny METHODOLOGY OF ASSESSMENT OF PROJECTS COST EFFICIENCY OF RURAL TOURISM ON THE TATARSTAN EXAMPLE

Annotation: In the article it is offered a number of projects that were aimed at a development of rural tourism in the Republic of Tatarstan. We considered main stages of projects implementation. There are given calculations of the expenses and incomes that are planned to receive during implementation. Also there was defined a strategy of pricing on an offered touristic product and was carried out the assessment of cost efficiency projects.

Key words: rural tourism, cost efficiency, development of region, expenses, income, project, a strategy of pricing.

В современное время туризм занимает в экономике муниципального образования особое место. Нередко трудная социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях может измениться благодаря созданию и развитию туристской индустрии. Особенно актуальна проблема развития туризма для сельских поселений с богатым культурно -историческим наследием, красивым ландшафтом, сетью водных объектов.

Федеральное агентство по туризму оценивает долю сельского туризма в общем объеме туристического рынка в 2%. И это далеко не потолок: опыт Европы показывает, что сельский туризм способен обеспечить от 15 до 30% всего дохода индустрии гостеприимства [5].

Республика Татарстан (РТ) обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется: богатыми природно-ресурсными возможностями; уникальным культурно-историческим наследием; разнообразным этнографическим составом; выгодным географическим положением и т.д. [1].

Приоритетным направлением в республике является развитие туризма на селе. Почти у каждого села есть свои легенды, интересные задумки. Но это лишь полдела, необходимо использование системного подхода и понимание необходимости развития туристской специализации и конкурентоспособных туристских брендов, использования современных туристских технологий.

В рамках развития этого направления предлагается несколько проектов, заключающихся в создании этнических деревень, знакомящих с культурой русских, татар, кряшен, марийцев (таблица 1).

Таблица 1

Содержание проектов, направленных на развитие сельского туризма в РТ_

Название проекта Краткое содержание проекта

1. «Сельская глубинка» Туристам предложат изучить русский уклад деревенской жизни, растопить печь, понаблюдать за содержанием домашней птицы, помыться в русской бане, попробовать разнообразные блюда национальной русской кухни, принять участие в народных играх, приобщиться к народной традиции танца.

2. «Хлебный двор» Туристам предложат посетить хлебный двор, посмотреть этапы обработки зерна, получения муки разных сортов и процесс выпекания хлеба, попробовать свежеиспеченный хлеб с парным молоком, сливками и сыром, собственного изготовления, насладиться выступлениями группы балалаечников, гармонистов и коллектива частушечников.

3. «Культура марийского народа» Туристам предложат остановиться в избе, отведать блюда марийской кухни, посетить мастер-классы от бабушек-искусниц по прядению из овечьей и козьей шерсти и от местных умельцев по плетению корзин из ивовых прутьев, научиться доить коз, прокатиться на лошамобилях, искупаться в бане по-черному, приобщиться к языческому миру марийских сказок, быличек, легенд и гаданий.

4. «Татарская подворье» Туристам предложат принять участие в ежедневных бытовых занятиях татар, ознакомиться с секретами национальной кухни, принять участие в празднике татарского народа - сабантуй, в соревнованиях с татарскими батырами, насладиться национальными танцами, песнями и играми, окунуться в атмосферу азарта на конных скачках, попробовать свои силы в вязании цветных

ковриков на старинном станке.

5. «Знакомство с кряшенами» Туристам предложат затопить печь, выйти на сенокос и утреннюю дойку скотины, отдохнуть, наслаждаясь народными песнями и танцами, принять участие в традиционных кряшенских обрядах «Проводы в армию» и «Свадьба кряшен».

Реализация каждого проекта будет предполагать прохождение следующих основных подготовительных этапов [3]:

1. Поиск заинтересованных жителей. Обучение. Консультирование.

2. Стратегическое планирование. Межсекторное взаимодействие. Совершенствование нормативно-правовой базы.

3. Финансовая поддержка проектов.

4. Формирование и продвижение турпродукта.

В таблице 2 представлен график календарного плана подготовки к реализации предложенных проектов.

Таблица 2

Календарный план подготовки к реализации проектов_

Этап реализации проектов Период

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.

Поиск заинтересованных жителей. Обучение. Консультирование

Стратегическое планирование. Межсекторное взаимодействие. Совершенствование нормативно-правовой базы

Финансовая поддержка проектов

Формирование и продвижение турпродукта

_| - период реализации этапа

Произведем расчеты планируемых расходов в ходе подготовки к реализации предложенных проектов. Общая сумма затрат будет складываться из следующих основных статей:

- расходы на поездки и организации встреч с заинтересованными в реализации проектов лицами;

- расходы на распространение информации с целью привлечения заинтересованных лиц;

- расходы на обучение и консультирование участников проектов;

- расходы на строительство конкретных объектов по каждому проекту;

- расходы на формирование и продвижение комплексного туристического продукта.

Суммы по статьям расходов представлены в виде таблицы (таблица 3).

Таблица 3

Расходы на подготовку к реализации проектов, направленных на

развитие туризма в сельских поселениях Республики Татарстан

№ п/п Наименование статьи расходов Сумма, тыс.руб.

1 Расходы на поездки и организации встреч с заинтересованными в реализации проектов лицами 100

2 Расходы на распространение информации с целью привлечения заинтересованных лиц 50

3 Расходы на обучение и консультирование участников проектов 500

4 Расходы на строительство конкретных объектов по каждому проекту 30 000

5 Расходы на формирование и продвижение комплексного туристического продукта 2 000

Итого 32 650

Как видим из таблицы, общая сумма первоначальных расходов планируется на уровне около 33 млн. руб.

Дополнительный чистый доход, планируемый к получению участниками проектов за период реализации проектов, рассчитаем как разницу между планируемой выручкой и текущих расходов на обслуживание туристов за этот период. Текущие расходы на обслуживание туристов по предложенным проектам включают в себя расходы на организацию соответствующих мероприятий, расходы на питание, расходы на коммунальные платежи, расходы на уборку помещений и территорий, прочие расходы. Планируемые текущие расходы за один год на обслуживание туристов по каждому проекту приведены в таблице 4.

Таблица 4

Текущие расходы на обслуживание туристов в ходе реализации

предложенных проектов за 1 год

№ п/п Наименование статьи расходов Сумма, тыс.руб.

1 Текущие расходы проекта «Сельская глубинка» 2 250

2 Текущие расходы проекта «Хлебный двор» 2 000

3 Текущие расходы проекта «Культура марийского народа» 2 550

4 Текущие расходы проекта «Татарское подворье» 2 400

5 Текущие расходы проекта «Знакомство с кряшенами» 2 200

Итого 11 400

Таким образом, итоговая сумма текущих расходов за один год в ходе реализации проектов составит более 11 млн. руб.

Далее произведем расчеты планируемой выручки от реализации предложенных проектов. Для этого, прежде всего, нужно определиться с ценовой стратегией, которой мы будем придерживаться.

В сфере туристических услуг выделяют четыре основные стратегии ценообразования: стратегию «снятия сливок», стратегию низких цен, стратегию проникновения на рынок, стратегию конкурентных цен [4].

В связи со сложившейся ситуацией на российском рынке туристических услуг нам следует придерживаться «стратегии

проникновения на рынок». Дело в том, что на сегодняшний день сельский туризм является сравнительно «молодым» направлением, не получившим пока еще должного внимания среди населения нашей страны. Поэтому на начальном этапе следует установить сравнительно низкие цены, что позволит привлечь внимание потенциальных потребителей данного турпродукта и создать определенный контингент постоянных клиентов. Далее по мере формирования высокого устойчивого спроса предполагается постепенное увеличение цены с одновременным повышением качества оказываемых услуг.

Среднюю цену турпродукта на одного туриста возьмем для всех проектов на уровне 1 500 руб. в день. Такая цена довольно низкая, так как включает в себя оплату не только стандартного набора услуг при отдыхе в сельской местности (проживание, питание и др.), но и оплату за участие в мастер-классах и других мероприятиях, проводимых в рамках каждого проекта.

В году 365 дней, следовательно, привлечение хотя бы одного туриста в день обеспечит годовой доход в размере 547,5 тыс. руб. По каждому проекту предусмотрено обслуживание хотя бы по 15 человек в день. Если даже выполняемость этого показатели составит 50%, мы получим доход от каждого проекта в среднем в размере 4 106 250 руб. В зависимости от специфики проекта планируемый доход каждого проекта будет варьироваться в небольших пределах (таблица 5).

Таблица 5

Планируемая выручка от реализации предложенных проектов за 1

год

№ п/п Наименование статьи расходов Сумма, тыс.руб.

1 Планируемая выручка от реализации проекта «Сельская глубинка» 4 350

2 Планируемая выручка от реализации проекта «Хлебный двор» 3 700

3 Планируемая выручка от реализации проекта «Культура марийского народа» 4 500

4 Планируемая выручка от реализации проекта «Татарское подворье» 4 100

5 Планируемая выручка от реализации проекта «Знакомство с кряшенами» 3 900

Итого 20 550

Таким образом, по самым пессимистическим оценкам планируемая выручка от реализации предложенных проектов составит около 21 млн. руб. в год.

Дополнительный чистый доход, планируемый к получению участниками проектов за один год примерно составит:

20 550 тыс. руб. - 11 400 тыс. руб. = 9 150 тыс. руб.

Подобные проекты рекомендуется планировать на период не более чем на 5 лет. Сведем все основные показатели по предложенным проектам в единую таблицу (таблица 6) и рассчитаем кумулятивный чистый доход за весь планируемый срок реализации проектов.

Таблица 6

Денежные потоки по предложенным проектам, тыс. руб._

Показатели 0-й год 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год

Инвестиции 32 650

Планируемая выручка 20 550 20 550 20 550 20 550 20 550

Текущие затраты 11 400 11 400 11 400 11 400 11 400

Чистый доход 9 150 9 150 9 150 9 150 9 150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кумулятивный чистый -32 650 -23 500 -14 350 -5 200 3 950 13 100

доход

На основе полученных данных можем рассчитать экономическую эффективность предложенных проектов:

45 750 / 32 650 = 1,4. Значение показателя эффективности больше 1, что подтверждает экономическую эффективность предложенных проектов. На один вложенный рубль мы планируем получить 1,4 рубля отдачи.

Экономический эффект в денежном выражении составит:

45 750 - 32 650 = 13 100 тыс. руб. Срок окупаемости проектов по приблизительным оценкам составит:

32 650 / 9 150 = 3,6 года. Таким образом, предложенные проекты являются экономически эффективными. По самым пессимистическим прогнозам за пять лет реализации проектов можно получить около 13 млн. руб. чистого дохода. Первоначальные затраты окупятся примерно в течение 3,5 лет.

Становление сельского туризма - процесс длительный и трудоемкий, но в будущем все затраты должны окупиться.

Согласно данным, представленным в Концепции развития сельского туризма в России [2], сельский туризм находится в стадии активного роста своего жизненного цикла. Что подтверждает высокую вероятность получения планируемых доходов при успешной реализации предложенных проектов.

Использованные источники:

1. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие / Ю.В. Безрутченко. - М.: Дашков и К, 2016. - 232 с.

2. Концепция развития сельского туризма в России [Электронный ресурс] / Сайт Международного независимого института аграрной политики. - Режим доступа: http: //мниап.рф/rural-tourism/.

3. Лебедева И.В., Копылова С.Л. Сельский туризм как средство развития сельских территорий / Лебедева И.В., Копылова С.Л. - М.: АНО «АРСИ», 2018. - 164 с.

4. Черевичко Т.В. Экономика туризма: Учебное пособие / Т.В. Черевичко. -М.: «Дашков и К», 2012. - 262 с.

5. Чуприна А. В деревню, в глушь! Кто и для кого продвигает экотуризм в Татарстане / Реальное время. - 19.01.2016. - Режим доступа: https: //realnoevremya.ru/articles/45826.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.