Научная статья на тему 'Методология осуществления изменений как средство повышения конкурентоспособности региональной экономики'

Методология осуществления изменений как средство повышения конкурентоспособности региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология осуществления изменений как средство повышения конкурентоспособности региональной экономики»

А.М. Яковенко

МЕТОДОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Исходной точкой разработки новой стратегии развития является обоснование научной концепции. Ведущие компании мира, как правило, имеют отличительный конкурентный признак - свою собственную научную школу, разрабатывающую особенную фирменную концепцию развития. Программы и проекты развития начинаются с анализа концептуальных положений и основных понятий, что обеспечивает концептуальное единство, высокую готовность и успех управления на всех его уровнях.

Концепция управления. В современном понимании это совокупность научных взглядов, включающая основополагающие идеи, общие положения, принципы, методологию и дающая целостное представление [3] об управлении организацией или социально-экономической системой предприятий, региональных и муниципальных образований.

Рассматривая концепцию развития организации как совокупность научных взглядов, можно выделить её несколько, на наш взгляд, важных основополагающих элементов (см. рис.), которые в определённой мере устанавливают последовательность анализа объекта исследования. Это инструменты концепции и методология.

Содержание научной концепции развития

Инструменты концепции применяются для диагностики проблем организации как источников инновационного развития путём упорядочения уже имеющегося субъективного опы-

та участников организации и разработки правил обоснования и осуществления изменений. Это структурные элементы, образующие базовые понятия: основная концептуальная идея, научная парадигма, законы построения организаций, принципы управления, научный подход, научная модель.

Основная концептуальная идея отражает замысел, идеальное видение будущего состояния и развития организации; характеризует целесообразную схему «цели - средства», необходимую для решения проблем социально-экономического развития. Она основывается на видении перспективного и настоящего состояния региональной социально-экономической системы.

В настоящее время основная концептуальная идея объективно определяется тенденциями развития мировой экономики, внешними и внутренними угрозами и потенциальными возможностями развития российской экономики в условиях международной конкуренции.

Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

В списке высокоразвитых стран мира на данный момент времени по общепринятым международным критериям России принадлежит одно из последних мест. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации идея адаптации российской экономики к международной конкуренции выходит на первый план.

Научная парадигма представляет собой совокупность основных и производных понятий, позволяющих объяснить суть концептуальной идеи.

В историческом процессе развития экономических учений и теории управления при смене концептуальной идеи понятия, как правило, изменяют свой исходный смысл. Чтобы получить эффект единого понимания всеми участниками управленческой команды существа проблем и способов их решения, обеспечив тем самым интеллектуальную основу для согласованных стратегически коллективных действий, необходимо приводить понятия в соответствие с основным замыслом программы развития или проекта.

В данный момент времени для условий инновационных изменений и развития можно определить следующие основные понятия, которые в своей сущности отражают основную кон -цептуальную идею и сформировать глоссарий настоящего исследования.

Конкуренция одно из самых главных условий существования мирового рыночного хозяйства. Конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Конкурентоспособность - экономическая категория, которая может рассматриваться в нескольких измерениях: конкурентоспособность товара, личности, предприятия, отрасли, муниципального образования, региона и, наконец, конкурентоспособность страны.

Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя зависимость и взаимозависимость.

Конкурентоспособность товаров - способность товаров (компании, города, региона, страны) более полно отвечать интересам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке.

Конкурентные преимущества - факторы, задающие превосходство над конкурентами и измеряемые состоянием качественных и количественных характеристик организации. Определяют признаки конкурентной способности товаров, производимых в данной организации.

Кризис (несоответствие) - период в жизненном цикле организации, в котором она не обладает достаточным состоянием признаков, образующих конкурентные преимущества, и не способна предлагать на рынок конкурентоспособный товар.

Организация. Это понятие непосредственно связано с потенциальными возможностями осуществления развития посредством изменений и отражает несколько явлений:

1) как наука - совокупность знаний о закономерностях формирования сознательной целесообразной человеческой деятельности и интеграции действий многих людей, соединения частей в целостное образование - систему;

2) объективное свойство социально-экономической среды предприятий, региональных и муниципальных производственных комплексов, характеризующееся сложившимся единством сложной совокупности экономических и социальных элементов, отличающееся строгим порядком, четким взаимодействием, дисциплинированностью и слаженностью;

3) социокультурное поле - ключевым понятием выступает «организационная культура» как личностный компонент членов организации, характеризующий уровень их личного развития, разделяемые ценности, идеи, правила, интересы и действия, характер взаимодействия людей, включенных в это организационное поле;

4) социально-экономическая система - идеальная целостная воображаемая модель объекта управления, в которой представлены во взаимосвязи критерии количественного и качественного развития, с помощью которой можно прогнозировать и осуществлять сравнительную оценку различных вариантов изменений и развития.

Регион [2, с. 12] - особый вид организации, который представляет собой территорию с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил: комплекс природных ресурсов в сочетании с материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.

Как территориальное образование регион включает в себя городские и сельские муниципальные образования [3], отличающиеся от региона размерами территории, но повторяюющие его основные признаки как внутренние составляющие.

Стратегические организационные единицы (региональные и муниципальные). Объективно складываются в результате территориального и общественного разделения труда и охватывают все стадии от НИОКР до производства изделия, от производства сырья до утилизации использованного товара, процессы вспомогательных, обслуживающих производств, инфраструктуры и социальной сферы. Продуктивные отношения между участниками стратегической организационной единицы строятся либо на условиях механизма рыночной конкуренции, либо путём создания единой корпоративной организации управления.

Развитие. Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города, компании и, наконец, развитие менеджмента. В каждом из этих случаев под развитием подразумевается определенное изменение, прежде всего социально-экономических характеристик организации. Это изменение может быть количественным, тогда говорят о социально-экономическом росте. Оно может быть качественным - и тогда говорят или о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении организацией как социально-экономической системой новых характеристик.

Изменения - приобретение отдельными внутренними структурными элементами и процессами социально-экономической системы свойств, обеспечивающих новые признаки конкурентной способности товаров.

Механизм управления инновационный. Совокупность целенаправленных воздействий новшеств и нововведений на изменение системы ценностей в социально-экономическом развитии общества. Объединяет деятельность субъектов инновационной деятельности от зарождения перспективной идеи до коммерциализации новых продуктов и услуг. Соединяет все этапы инновационного процесса в эффективно функционирующий механизм реализации новшеств и нововведений: науку, образование, технологию, экономику и её товарно-денежные отношения, предпринимательство и управление.

Экономическое инновационное поведение - поведение участников организации как совокупность поступков и действий, отражающих профессиональную готовность и внутреннее отношение людей к содержанию и результатам инновационной деятельности. Формируется в результате действия механизма инновационного управления.

Законы развития организаций. Используются для оценки рассогласования исследуемого процесса с требованиями социально-экономической системы более высокого уровня и постановки проблемы развития. Различают объективные и субъективные законы [3]. Объективные законы - существенные, необходимые и устойчивые, постоянно действующие в одних и тех же условиях взаимосвязи и взаимозависимости между параметрами, явлениями и характеристиками организации в определённых условиях её состояния и развития. Это всеобщие экономические законы, общие законы организации в статике и динамике, специфические законы организации [4, с. 92 - 172]. Новая концептуальная идея и парадигма управления создают определённые ограничивающие рамки условий, в которых проявляется особенное действие объективных законов.

Результатом изучения действия объективных законов является разработка субъективных законов - правовых норм, правил, обычаев делового оборота, устанавливаемых людьми (органами законодательной власти) в данном случае для осуществления инновационных процессов в целях повышения конкурентоспособности.

Всеобщие экономические законы (основные экономические законы функционирования рыночных отношений):

закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменных потребительских свойствах и качестве товара). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены, наоборот, снижается. С точки зрения повышения уровня жизни и удовлетворения потребностей населения региона, инновационное развитие важно как средство снижения цен и увеличения спроса;

закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения) описывает поведение продавцов (изготовителей) товара на рынке. При повышении цены предложение увеличивается. При понижении цены под действием рыночных механизмов многим продавцам невыгодно предлагать данный товар. Компании, работающие в инновационном режиме управления, имеют более низкие издержки, поэтому могут успешно функционировать и выдерживать конкуренцию в диапазоне более низких цен;

закон конкуренции - закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены в результате объективного «вымывания» с рынка некачественной, дорогой продукции и постоянного улучшения соотношения качество-цена, улучшения условий продаж в результате действия закона масштаба производства для наиболее конкурентоспособных организаций;

закон экономии времени в экономической теории рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости;

закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления. Любая организационная или техническая система проходит стадии своего жизненного цикла (закон онтогенеза). В сфере производства это стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, собственно производство, тактический маркетинг. В сфере потребления это подготовка изделия к функционированию, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт, утилизация после отработки ресурса. На каждой стадии жизненного цикла имеет место эффект десятикратного увеличения цены исправления ошибки, допущенной при разработке товара.

Общие законы организации в статике и динамике:

закон композиции отражает необходимость согласования целей организации. Все частные цели должны быть направлены на поддержание основной цели для исключения потерь от непродуктивных локальных вмешательств в организацию как целостный объект, который стремится к согласованному целесообразному экономическому поведению всех участников; согласование целей в организации является главным источником инноваций;

закон пропорциональности характеризует необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Ликвидация диспропорций относится к разряду конкурентных преимуществ и равнозначно повышению жизнеспособности системы и эффективности ее функционирования;

закон наименьших гласит, что суммарная структурная устойчивость комплекса целого (организации) определяется наименее устойчивым элементом, несоответствие которого создаёт для организации условия кризиса; данный элемент и является предметом будущих инноваций;

закон синергии проявляется в том, что сумма свойств организации не равна сумме свойств её компонентов. Под свойством компонента понимается его состав параметров, их взаимозависимость, изменение во времени. При высокой упорядоченности организации в результате установления взаимосвязей и организованности во всём (закон упорядоченности) имеет место явление синергического эффекта, когда сумма полезных свойств организации будет выше суммы свойств ее участников и наоборот. Упорядоченность организации и является предметом инноваций как важное конкурентное преимущество.

Специфические законы организации: [3]

закон соответствия основных и вспомогательных процессов и процессов по обслуживанию и управлению производством. В условиях большой неопределенности рыночной среды необходима система непрерывного согласования целей и оперативного регулирования протекания во времени и пространстве основных и вспомогательных процессов и процессов по обслуживанию и управлению производством для максимального раскрытия и выявления всех потенциальных возможностей эффективного использования ресурсов в стратегическом инновационном аспекте развития всей организации.

Принципы управления - основные, универсальные для организаций всех уровней, исходные положение теории, правила и нормы, которых придерживаются руководители, специалисты и другие категории персонала при разработке и осуществлении методов исследования и управленческих процедур проведения изменений в рамках принятой концепции и поставленной проблемы. В новых условиях эти принципы управления образуют систему обеспечения конкурентоспособности организации [4, с. 92 - 172].

Применительно к условиям конкурентной способности организации на международном рынке следует в комплексе пересмотреть содержание групп принципов управления: оценки конкурентоспособности, управления экономикой, управления организацией, организации управления, оптимизации управления, применения нововведений, рационализации структур, рационализации процессов, управления качеством, управления персоналом, ресурсосбережения, маркетинга, логистики, самоорганизации, самоуправления, работы руководителя.

Научный подход - исходная точка, выбор метода структуризации для выявления содержания управляемых элементов, отражающих возможную сферу изменений при осуществлении принципов развития организации.

Основным признаком продуктивности избираемого подхода являются его разрешающие способности, позволяющие распознавать управляемые параметры организации, определяющие конкурентные преимущества. Различают малопродуктивные подходы, исследующие конкурентные преимущества по «входу» и «выходу» системы или предусматривающие концептуально не связанные, тактические, локальные вмешательства в социально-экономическую среду вне долгосрочной стратегии. Наиболее продуктивными в режиме инновационного управления являются модели, системно отображающие структурные конкурентные преимущества стратегически ориентированной социально-экономической среды организации как системы.

Научная модель - отображение функционирования организации как объекта исследования, её управления в соответствии с принятым методом структуризации организации в виде схемы (аналоговой модели) и, далее, в виде экономико-математического выражения. Используется для количественной оценки и определения характера связи между управляемыми параметрами и критериями эффективности функционирования.

Методология является логическим продолжением применения инструментов концепции и представляет собой исследовательские (исследовательски-обучающие), а также прикладные методики, называемые методологическим инструментарием. Это совокупность методов и приёмов изучения поведения, проектирования и преобразования социально-экономической системы.

В зависимости от степени проработки инструментов концепции возможны варианты состояния методологии подготовки и осуществления инновационных изменений:

первый, малопродуктивный, наиболее распространённый в практике вариант - методики концептуально противоречивы и оказывают локальное инновационное воздействие, достаточно быстро отторгаемое организацией из-за сопротивления изменениям;

второй, продуктивный, вариант, характеризующий высокую степень готовности менеджмента всех уровней к осуществлению изменений и развития, - методология носит системный и комплексный характер, изменения устойчивы, последовательны и реальны.

Таким образом, последовательная проработка всех элементов научной концепции изменений и развития является основой успешного управления региональной социально-экономической системой.

Список использованной литературы

1. В. Андрианов. Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность // Меж-дунар. жизнь. 2000. № 8 - 9.

2. Гутман Г.В., Мироедов А. А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. М., 2001.

3. Управление организацией: Энцикл. слов. / Под ред. проф. А.Г. Поршнева, А.Я. Кибанова, В.Н. Гунина. М., 2001.

4. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2002.

5. Яковенко А.М. К обоснованию метода структуризации экономической системы при оценке инновационного потенциала предприятий и производственных комплексов // Вестн. Оренбург гос. ун-та. 2003. № 5.

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ГОРОДОМ

В.П. Виноградов

ГРАЖДАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (Ещё раз о гражданской миссии муниципалитета)

В г. Череповце городским сообществом основной концепции стратегического развития города на период до 2012 года. Последний факт сам по себе является поводом для продолжения сложнейшей проектно-аналитической работы и в профессиональном плане требует выявления и серьезного осмысления всего комплекса проблем, связанных со стратегическим управлением развития города, а также конкретно-прикладных аспектов этих проблем, специфичных для конкретного города и составляющих суть практической реализации процесса стра-тегирования.

* * *

В данной статье рассматривается один из важнейших аспектов этой конкретики - подходы к реализации гражданской миссии органов местного самоуправления - их «родового долга» и функциональной обязанности по становлению и развитию гражданской зрелости муниципальных сообществ (населения муниципальных образований).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.