Научная статья на тему 'Методология обеспечения информационной безопасности детей в современном обществе'

Методология обеспечения информационной безопасности детей в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1191
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Канавцев М. В., Попова А. Л.

М.В. Канавцев, А.Л. Попова Методология обеспечения информационной безопасности детей в современном обществе Cоциальные процессы, информация, информационная безопасность, общество, образование В современном обществе бурное развитие информационной сферы ведёт не только к появлению дополнительных ресурсов и возможностей социально-экономического роста, но и к возникновению новых видов угроз. В статье рассматривается общая методология обеспечения информационной безопасности детей в условиях информатизации общества.M.V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kanavtsev, A.L. Popova Methodology of ensuring information security of children in modern society Social processes, information, information security, society, education In modern society the rapid development of the information sector leads not only to additional resources and opportunities for socio economic growth, but also to the emergence of new types of threats. The article considers methodology of information security of children in the conditions of Informatization of society.

Текст научной работы на тему «Методология обеспечения информационной безопасности детей в современном обществе»

УДК 316.4.06

Канд. экон. наук М.В. КАНАВЦЕВ (СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук А.Л. ПОПОВА (СПбГАУ, [email protected])

МЕТОДОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИИФОРМДЦИОИИОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Социальные процессы, информация, информационная безопасность, общество, образование

Понятие «информационная безопасность» является достаточно новым как для науки, так и для отечественной системы государственного и муниципального управления. Бурное развитие информационных технологий, либерализация страны и её открытость мировому сообществу привели к незащищенности населения, в первую очередь детей, от противоправного контента информационной среды. Ситуация осложняется тем, что значительная часть противоправной информации поступает посредством сети Интернет с иностранных информационных ресурсов, которые не могут быть заблокированы российскими правоохранительными органами. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, в 2000-2010 г. ежегодно увеличивалось почти на треть, а количество самих интернет-материалов данной направленности - в 25 раз [1]. Значительное число сайтов, посвященных пропаганде наркопотребления, девиантного поведения, суицидам, доступно подросткам в любое время.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и её безопасности, настоятельно требовали от органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, представителей общественных организаций и руководителей предприятий разработки и принятия неотложных мер и решений, направленных на улучшение положения в области информационной безопасности детей и подростков, их защиты от вредоносной информации.

Информационная безопасность детей может быть определена как состояние, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию детей, и созданы условия для доступа детей к информации, способствующей их надлежащему развитию и воспитанию [1].

В качестве задач обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних должно быть предусмотрено следующее:

- беспрепятственный доступа несовершеннолетних и их законных представителей к информации, необходимой для нормального нравственного, духовного, психического и физического развития ребенка, в том числе информации о правах несовершеннолетних;

- доступность для детей и их родителей информации о факторах внешней среды, угрожающих жизни, здоровью и нормальному развитию несовершеннолетних: о чрезвычайных ситуациях; о криминальной ситуации; экологической, метеорологической, санитарно-эпидемиологической, экологической обстановке и пр.;

- защита детей от тех видов информации, которые представляют опасность для их жизни и здоровья либо могут причинить вред их нормальному нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию [2].

Основными методами обеспечения информационной безопасности традиционно являются организационные, технические, экономические, идеологические и правовые.

Базовыми считаются правовые меры. Первым значимым документом в рамках политики информационной безопасности детей стал Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей

на 2012-2017 годы»[3]. В рамках названной стратегии в главе 3 «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей» был проработан раздел №7 «Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства»[1].

В данном разделе были задекларированы необходимость создания и внедрения программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, разработки профилактических мероприятий против интернет-зависимости и предупреждения рисков вовлечения детей в противоправную деятельность. Так же впервые за много лет была озвучена необходимость создания общественных механизмов экспертной оценки и фильтрации интернет-контента с учётом возможности его потребления детьми. Эти идеи получили своё развитие в Концепции информационной безопасности детей (далее Концепции) от 2.12.2015 г. [2].

Правительство РФ рекомендовало основные положения данной концепции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ в сфере информационной безопасности детей.

При том, что Концепция представляет собой весьма объёмный документ и основная её задача - определить общую политику обеспечения информационной безопасности детей в РФ, в ней чётко прослеживается два основных направления социальной деятельности: ограничение доступа детей к нежелательной информации и обеспечение свободного доступа детей и их родителей к «полезной» информации. Основным аргументом при написании Концепции стало осознание того факта, что процесс социализации через традиционные институты (семья, школа) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы.

Доступ детей к информации, как правило, ограничен действием двух групп факторов: социально-экономических и информационных. Согласно данным Росстата, в 2010 г. доля малообеспеченных семей в которых воспитываются дети в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении в вопросе доступа к актуальной, качественной образовательной информации находятся дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей, используя в своём обиходе зачастую поверхностные суждения и обрывочные данные [4].

Затрудняет доступ к качественной информации огромные объёмы разнородной информации, сваливающиеся прессом на молодое, ещё не окрепшее сознание. Так, в России более 4,5 тыс. активных интернет-СМИ, за 2014 год их число выросло во всех регионах страны, кроме Крыма. Все вместе эти СМИ публикуют почти 100 тыс. новостных сообщений в день [5].

Для уменьшения влияния описанных выше факторов в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [1] предлагалось органам государственного управления и муниципального самоуправления поддерживать гражданские и местные инициативы по созданию порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших информационных ресурсах для детей и родителей.

Между тем опыт функционирования отечественных информационных ресурсов образовательной и воспитательной направленности позволяет сделать вывод, что интерес к ним у детей и подростков невелик, особенно в сравнении с интересом к ресурсам, содержащим вредоносную информации. Решению данной проблемы должно способствовать эффективное применение идеологических методов обеспечения информационной безопасности.

В идеологическом (воспитательном) аспекте безопасность и связанные с ней угрозы могут рассматриваться на трёх уровнях: отдельной личности, группы, общества. Соответственно, необходимо формирование в сознании каждого гражданина комплексной

модели информационной безопасности, применение которой действовало бы эффективно на всех этих уровнях. Кроме того, в современном высокотехнологичном обществе невозможно определять информационную безопасность как явление, предполагающее только пассивное выполнение определенных требований и бездумное подчинение каким-либо правилам. В связи с этим представляется необходимой разработка системно-динамической модели информационной безопасности детей и подростков, включающей разные уровни деятельности субъекта и надсубъектной активности. В качестве основных механизмов функционирования этой модели могут выступать: опосредование, интериоризация, сигнификация и сигнализация. Все перечисленные механизмы должны быть в одинаковой мере представлены на каждом уровне модели и постоянно взаимодействовать по принципу обратной связи [1]. Рассмотрим основные принципы формирования и развития названных механизмов.

Механизм опосредования. Социальная ситуация развития ребенка, её временной, культурный, исторический и другие аспекты выступает условием и источником формирования индивидуальных особенностей, способствующих либо формированию психически устойчивой и психологически защищенной от вредного воздействия информационной продукции личности, либо личности, легко поддающейся влиянию, уязвимой к негативному воздействию информационной продукции. Традиционные и новые средства массовой информации выступают в качестве активных «посредников», доводящих до личности, группы и общества воздействия явлений, несущих реальную и потенциальную угрозу безопасности детей и подростков. В зависимости от уровня подготовленности общества это негативное воздействие либо усиливается средствами массовой информации, либо способствует формированию у несовершеннолетних членов общества эффективных способов совладания с потоками вредоносной информации.

Механизм интериоризация. Интериоризация как процесс усвоения личностью норм и ценностей, господствующих в конкретной группе и обществе, выступает в качестве важнейшего принципа формирования основных социальных механизмов сознания ребенка, которые складываются в ходе диалога, общения и совместной деятельности с другими детьми и со взрослыми. Роль взрослого (родителей, педагогов) в формировании психически и физически здоровой личности ребенка в современном, насыщенном информационными технологиями мире, становится еще более важной, чем в прежние эпохи.

Новые средства коммуникации и информации, взаимодействие в интернет-сообществах выступают в качестве особой формы диалога, способной оказать влияние как на распространение в обществе идей вражды, ненависти и агрессии, и на их закрепление в групповом и индивидуальном сознании детей и подростков, так и на формирование самоуважения, взаимоуважения и культуры достоинства, а также выполнять чрезвычайно важную роль, как позитивную, так и негативную, в обеспечении информационной и психологической безопасности как отдельной личности, так и общества в целом.

Механизм сигпификации и сигнализации. Важнейшие действующие в обществе традиционные механизмы регуляции поведения и развития личности, такие как: использование знаков, стимулов-средств, символов, трансформируются под влиянием широкого распространения в современном обществе информационных технологий, базирующихся на виртуальной реальности, и электронных сетевых технологий (интернет-сообщества, блоги, форумы, обмен SMS и т.п.). Необходимо изучать возможности использования новых технологий в развитии знаковых систем, детерминирующих индивидуальное развитие ребенка, для разработки эффективных мер по противодействию распространения идей межличностной и межгрупповой вражды, экстремизма, насилия, агрессии, ксенофобии, а также в формировании гармоничной, широко образованной, культурно компетентной личности.

Последовательное развитие описанных выше механизмов на всех уровнях системы информационной безопасности (личность, группа, общество) - основная цель идеологических методов обеспечения информационной безопасности детей и подростков. При этом безопасность не должна формироваться в ущерб эмоциональному и духовному развитию ребенка, познанию нового. Она никогда не будет достигнута, если станет навязчивой идеей, предполагающей страх всего незнакомого, другого, выходящего за пределы собственной личности или группы. Такого рода «безопасность», культивирующая постоянные опасения, страхи, недоверие по отношению к окружающему миру и другим людям, препятствующая возможности познания всего выходящего за дозволенные рамки, в итоге не только не даст желанного спокойствия, но может привести к диаметрально противоположному результату, либо способствуя формированию запуганного, зависимого от мнения окружающих существа, либо прорываясь в нарушении наложенных запретов и в агрессивном антисоциальном протесте против всяческих ограничений. Конечно, нужно отдавать себе отчет, что информационная безопасность относительна, и сама жизнь устроена таким образом, что присутствие риска в ней неизбежно.

Реализуемость идеологических методов зависит от обоснованности и эффективности организационных мероприятий в сфере информационной безопасности. Согласно Доктрине информационной безопасности РФ [6], основными организационными методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

- создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

- усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;

- формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

В отношении детей и подростков также следует предусмотреть комплекс организационных мероприятий, направленных на развитие системы воспитания детей в условиях современных информационных технологий. В Доктрине информационной безопасности РФ «неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны» названа одной из наиболее опасных угроз информационной безопасности страны в сфере духовной жизни, устранить которую может, в том числе «выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу» [6]. Очевидно, что речь идёт о регулировании информационной среды и об общественном контроле этого регулирования.

В современном обществе регулирование информации может осуществляться государственными структурами, гражданским обществом, отдельными общественными организациями и отраслевыми структурами. Специалисты в компьютерных технологиях считают, что преобладать должен личный контроль (около 64%), то есть каждый может получать доступ к любой информации и сам выбирать, какая приносит ему вред, а какая нет. В свою очередь, примерно равное количество специалистов в компьютерных технологиях признает, что одним из главных должен быть либо отраслевой (27,56%), либо государственный (24,41%), либо общественный контроль (24,41%) [7]. Такая точка зрения связана с тем, что компьютерные специалисты фактически обладают квалификацией такого

уровня, что способны самостоятельно оградить себя от незаконной и вредной для них информации, а также воспрепятствовать совершению в отношении них правонарушений. В случае же детей и подростков, не обладающих необходимой квалификацией в сфере информационной безопасности, государственный и общественный контроль распространяемой и получаемой информации необходим.

Создание единой структуры, контролирующей деятельность и распространение информации, в настоящее время просто необходимо. Важно устранить такой криминогенный фактор, как распространение информации, способствующей и содействующей преступлениям, а также идеологически подготавливающей к совершению преступных акций террористической, экстремистской, наркотической, аморальной направленности.

Несмотря на то, что общество требует государственного контроля, необходимо учитывать, что возможности госрегулирования, по мнению специалистов, малоперспективны и весьма дорогостоящи, да к тому же сопряжены еще со значительным ограничением прав и свобод, зачастую неприемлемых для государства, провозглашающего демократические принципы. Поэтому в других государствах значительная часть ответственности за нарушение требований информационной безопасности возлагается на коммерческие организации. В Китае, например, за размещение противоправной информации несут ответственность, прежде всего, администраторы сайтов и провайдеры (компании, предоставляющие доступ в Интернет), что заставляет их самих следить за информацией, размещенной у них на сайтах [ 1 ].

Положения Концепции направлены на формирование разумного и эффективного сотрудничества общественных и государственных институтов с целью ориентировать информационные и коммуникационные технологии на развитие и сохранение культуры России, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.

При проработке Концепции были выделены принципы, на основании которых необходимо вести программы по обеспечению информационной безопасности детей, среди которых:

- обучение детей медиаграмотности;

- воспитание у детей навыков самостоятельного критического мышления, умения ориентироваться в современной информационной среде;

- создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;

- взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся обеспечения информационной безопасности детей;

- обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России через использование современных средств массовых коммуникаций;

- повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию и прочие.

Ключевым принципом, не свойственным либерально выстроенной социальной модели управления, является интеграция различных субъектов хозяйствования, ведомств и гражданского общества в борьбе против разрушения процесса образования и воспитания подрастающего поколения. При этом вмешательство в свободу слова становится обоснованным действием, пресекающим нежелательные волеизъявления, несущие вред государственной целостности.

При определении ключевых задач Концепции были учтены современные условия, в частности, в ней подчёркивается, что обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и

общественных усилий (НКО, СМИ, ГО) при определяющей роли семьи. Важнейшей задачей обозначается налаживание согласованного взаимодействия семьи, государства со всеми элементами современного медиарынка - производителями и распространителями контента, психолого-педагогическими экспертными сообществами и экспертными сообществами в области художественного образования. Так же выделяется ещё ряд задач, направленных на реализацию Концепции:

- формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции, повышение уровня медиаграмотности детей;

- ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;

- формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке;

- воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;

- удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности, развитие творческих способностей детей;

- формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве, и прочие.

Перечисленные задачи целесообразно решать в рамках целостной динамической системы информационной безопасности, объединяющей уровни отдельной личности, групп людей и общества.

Литература

1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. - Загл. с экрана.

2. Концепция информационной безопасности детей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 25.01.2016).

3. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс].- URL: http://www.consultant.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 25.01.2016).

4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 18.01.2016).

5. Развитие интернета в регионах России. URL: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015 (дата обращения 18.01.2016).

6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html. - Загл. с экрана (дата обращения 25.01.2016).

7. Кряжев A.A., Нуттунен П.А. Роль молодёжных аналитических групп в системе формирования ценностей //Ценности современного человека в свете реалистического мировоззрения: Коллективная монография. - СПб., 2011. - С. 220-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.