УДК 303.4:323.285:28 Т.В. Излученко*
методология кристофа вульфа в исследовании исламского экстремизма в россии (на примере «ат-такфир валь хиджра»)
В статье рассмотрена актуальная для современной России тема оптимизации мер по противодействию экстремистской деятельности. Для выявления специфики идеологии исламского экстремизма на примере рассмотрения деятельности международного религиозного объединения «Ат-Такфир Валь-Хиджра» автор предлагает применить комплексный подход, разработанный на основе методологии изучения социальных ритуалов исторического антрополога К. Вульфа и дополненный общенаучными методами (распознавания и интерпретации, декомпозиции и моделизования). Объяснение Кристофом Вульфом ритуала как совокупности перфомативных действий (инсценировка) и мимезиса (вчувство-вание) используется для выявления структуры, внутренних и внешних изменений исламского экстремистского объединения. Охарактеризованы особенности деятельности «Ат-Такфир Валь-Хиджра» такие, как специфическая лексика, использование понятий в определенной трактовке и порядок проведения пятничной молитвы.
Ключевые слова: методология, Кристоф Вульф, исламский экстремизм, «Ат-Так-фир Валь-Хиджра», противодействие экстремизму
Methodology of Christoph Wulf in the study of Islamic extremism in Russia (on the example of «Takfir wal Hijra»). TATYANA V. IZLUCHENKO (Siberian Federal University)
The article considers the issue of optimization of measures to counteract extremism that is topical for modern Russia. To identify the specifics of the ideology of Islamic extremism, the author suggests to use the complex approach based on methodology developed by anthropologist Ch. Wulf for studying social rituals combined with general research methods (recognition and interpretation, decomposition and modeling). Christophe Wulf's explanation of the ritual as a combination of performative acts (staging) and mimesis (feeling) is used to reveal the structure, internal and external changes of "At-Takfir Val-Hijra" Islamic extremist organization.
Keywords: methodology, Christoph Wulf, Islamic extremism, «Takfir wal Hijra», counter-terrorism measures
Введение
В современном мире наблюдаются явления и процессы, которые, с одной стороны, интегрируют людей на основе единых политических, религиозных и иных мировоззренческих пози-
ций, создавая единое сообщество людей с учетом физических, психологических, расовых и национальных особенностей, а с другой стороны, разъединяют традиционные, исторически сложившиеся общества, противопоставляют лю-
* ИЗЛУЧЕНКО Татьяна Владимировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Сибирского федерального университета. E-mail: [email protected] © Излученко Т.В., 2017
дей по признаку отношения к нации, религии и политическим взглядам. Зачастую это является средством достижения политических целей, создания на региональном и международном уровнях конфликтов, ослабления позиций того или иного правительства и распространения необходимой религиозно-политической идеологии. Исламский экстремизм в России представляет собой пример процесса, направленного на дестабилизацию внутриполитического положения в государстве - отделение ряда территорий (республики Северного Кавказа, Поволжья) с последующим вхождением их в другое государство, создание экономической и политической базы посредством формирования негативного взгляда на существующее государственное устройство и обоснования положениями исламского вероучения.
Исламский экстремизм по причине взаимосвязи с социально-политическим и экономическим факторами становится актуальной проблемой для различных исследований. Так, в области религиоведения исламский экстремизм представляет интерес как разновидность ислама (К. Фальцо, В. Ротонди [15]), результат влияния политических идей на религию (И.П. Добаев [6]) и использования религии в качестве идеологии политического объединения (Л.Р. Сукияйнен [11], Ж.-Ф. Платтея [16]), в социальной философии - как процесс современной социальной действительности, обладающий несколькими стадиями развития (Э. Цельсо [13]), в психологии - как специфическое сознание и применение психологических методов с целью вовлечения в противоправную деятельность (О. Дирилен-Гумус [14], М. Арчаков [1]).
Исламский экстремизм представляет собой многогранное социальное явление, которое синтезирует религиозные положения ислама (джихад, хиджра, такфир, обязанность выполнения определенных действий) с социально-экономическими процессами (экономическая нестабильность, реализация личных и групповых взглядов) для разрешения политических задач. В результате чего, проявления исламского экстремизма присутствуют в социально-политической и духовной сферах общества, а также осуществляются изменения в психологических, религиозных и социально-политических аспектах деятельности людей. На наш взгляд, для продуктивного противодействия данному процессу и минимизации последствий его проявлений в российском обществе необходимо сформировать комплексное представление об исламском экстремизме при использовании методов, позволяющих получить наиболее объективные результаты. Актуализируется разработка комплекс-
ного методологического подхода в исследовании данного явления.
Наличие в исламских экстремистских объединениях специфических ритуалов, отражающих основы функционирования сообществ, их идеологическую основу, позволяет использовать в исследовании методологию К. Вульфа. Целью нашей работы является выявление специфики идеологии исламского экстремизма посредством комплексного подхода, в основе которого находится методология изучения социальных ритуалов исторического антрополога К. Вульфа, на примере деятельности международного религиозного объединения (далее по тексту - МРО) «Ат-Так-фир Валь-Хиджра». Для достижения данной цели необходимо определить специфику исламского экстремистского сознания, указать особенности методологии К. Вульфа и возможности ее применения для исследования исламского экстремизма, исследовать деятельность исламских экстремистов данными методами и охарактеризовать выявленные особенности на примере МРО «Ат-Такфир Валь-Хиджра». Методология К. Вульфа позволяет не только исследовать деятельность отдельных участников, но и определять организационную составляющую, выявлять особенности функционирования объединения.
Специфика исламского
экстремистского сознания
В основе религиозного сознания находится вероучение той или иной религии. Для религиозного сознания, в том числе и исламского, свойственны дихотомия Мы-Они, разделение людей по признаку отношения к религии, обоснованное вероучением. С.С. Оганесян и В.К. Михайлов отмечают, что «любая из ... религий проповедует свое абсолютное превосходство над всеми остальными и настойчиво доказывает свою исключительность .» [9, с. 30]. Деятельность религий направлена на выработку идентификационных маркеров у последователей, сопровождающихся указанием на наличие сторонников иных религиозных убеждений и своих особенностей. Исламский экстремизм, используя данную религиозную установку, мотивирует людей на совершение активных действий, направленных на сторонников иных религиозных убеждений, с целью разжигания межрелигиозной розни. Нередко действия сопровождаются насильственными мерами физического и психологического характера.
Основными для развития экстремистских идей в исламе можно обозначить следующие моменты. Первый - возможность трансформации ислама
как образа жизни, обоснованная теми или иными богословами, и, как следствие, наличие разнообразных трактовок одной проблемы. Участники экстремистских объединений могут принимать и использовать в качестве указаний к действиям ту или иную богословскую трактовку в зависимости от своих политических задач. Вследствие наличия соответствующих идей (такфир, джихад, исламское теократическое государство) и возможности использования их различных трактовок для обоснования социально-политических процессов становится возможной радикализация ислама. Второй - социально-политические и экономические факторы в обществе. Стремление к созданию единого исламского теократического государства, возможность изменить социальный статус посредством радикальных мер, интеграция с сообществом как совокупностью людей, объединенных единой «высшей» целью. Современные социально-политические и экономические условия способствуют возникновению экстремистских идей. Религия ислам содержит возможности для развития экстремистских идей по причине богословских особенностей, религиозных положений и норм, которые регулируют все сферы деятельности мусульманина. Например, необходимость совершения пятикратного намаза (молитвы) подразумевает нахождение мусульманина в состоянии ритуальной чистоты. Используя терминологию М. Элиаде [12], мусульманин постоянно находится в «священном».
Экстремистские идеи усиливают радикальные идеи, содержащиеся в исламском вероучении, которые характеризуются наличием крайних позиций (белое-черное, добро-зло), усиленных отсутствием альтернатив и поиска компромиссных решений. Э. Дирилен-Гумус отмечает обусловленность экстремистских идей происходящими социально-психологическими переменами в сознании человека, наличием предубеждений (предрассудков) и случаями дискриминации. Наличие порядка, стабильности, смысла и справедливости в экстремистских организациях делает привлекательными соответствующие религиозные убеждения [14, с. 2607]. Как отмечено К. Вульфом, в современном мире главными антропологическими проблемами являются «возвращение тела и исчезновение ощущений; погасшая душа; священное; видимость прекрасного; судьба любви; умирающее время; молчание» [3, с. 145]. Управление людьми в исламских экстремистских объединениях осуществляется посредством контроля над телом и организации формы труда. Используют основные духовные потребности современного че-
ловека для вовлечения в свою деятельность, предлагая людям ощущение значимости, выполнения «великой» роли и принадлежности к сообществу «особенных» людей. В результате, экстремизм приводит к концентрации богословско-философ-ской мысли на монологичной сущности религии ислам и укреплению позиции самодостаточности во всех сферах социальных отношений идеологии того или иного исламского экстремистского объединения.
В процессе становления специфики исламского экстремистского сознания ключевую роль играет взаимообусловленность религиозного и экстремистского факторов. Исламский экстремизм как политизированное явление социальной действительности использует вероучение ислама для обоснования деятельности, направленной на изменение существующего конституционного строя и установление шариатского правления на определенных территориях. Ж.-Ф. Платтея, анализируя взаимообусловленность политического и религиозного аспектов в исламских сообществах, отметил тенденции доминирования политики над религией по причинам отсутствия централизованной религиозной власти и изменчивости интерпретаций в исламском праве (фикх) [16, с. 243]. Э. Цельсо указал на иррациональную основу радикальности ислама, которая определяет цикл развития экстремистского объединения, - мобилизация участников, экстремизм, внутренние противоречия и спокойствие [13, с. 229].
Экстремистские идеи в религиозном сознании возникают и развиваются параллельно с радикализацией мировоззренческих взглядов мусульман. К. Фальцо, В. Ротонди выделили суть радикального ислама в совокупности политических идеологий, которые регулируют личную и общественную жизнь людей [15, с. 122-123]. Исламский экстремизм использует религиозные технологии прозелитизма (склонение и вовлечение), фокусируя религиозное сознание людей не на «традиционных» религиозных ценностях, а на идеологических положениях экстремистского объединения. Специфику экстремистского сознания характеризует религиозное обоснование идей и оправдание противоправных действий, наличие механизмов радикализации сознания, выражающихся недостаточности альтернативных вариантов, в деятельности экстремистского объединения и в разграничении социальных отношений на области Мы-Они, а также во включении экстремистских идей в мировоззрение.
При этом активно задействовано само религиозное сознание. Первое - это его интенциональ-
ность (направленность) на «священное». Она выражается в признании «священного», необходимости исполнения норм и обязанностей, установленных «священным», а также в создании соответствующих когнитивных образов, соединении объективного содержания с иллюзией и сильной эмоциональной насыщенности. Второе - это религиозная вера, которая является психологической характеристикой личности и определяет отношение человека к «священному» и к организациям, символизирующим его. Третье - это религиозный символизм как представление о совокупности образов, содержащихся в свернутом виде понимание той или иной религиозной нормы. Особенности религиозного сознания проявляются в специфической лексике и ритуальной деятельности.
Стоит отметить, что имеются участники экстремистских объединений, чьи радикальные взгляды сформировались задолго до вступления в объединение и выражались в специфической форме деятельности в сфере политики и экономики. По мнению М.К. Арчакова, основным моментом деятельности человека является стремление к совершенству. При возникающем внутриличнос-тном конфликте человек для достижения своих результатов через преодоление устоявшегося общественного порядка способен использовать агрессию как реакцию враждебности на фрустрацию, выражающуюся в насильственных методах борьбы [1].
Особенности исламского экстремистского сознания проявляются в социальной реальности, в поведении сторонников экстремистских идей. Они могут быть зафиксированы и, тем самым, становятся доступными для исследования. Нормы исламского экстремизма благодаря использованию механизмов религии для формирования образа жизни и мысли проявляются в поведении каждого участника и целого объединения. В результате чего, деятельность исламских экстремистов на межличностном уровне коммуникации, в том числе и внутри объединения, является ритуальной, регламентированной и отражающей идеологические положения, предоставляет исследовательский материал для специалистов.
ритуал как основа
методологии кристофа Вульфа
Исторический антрополог К. Вульф выделил ключевую роль ритуала в передаче знаний, в воспитании и интеграции сообщества. Ритуалы представляют собой социальные композиции, в которых утверждаются порядок и иерархия. Основные составляющие моменты культуры и социального
устройства проявляются посредством ритуального действия в символической форме и актах коммуникации. Ритуал выступает в качестве носителя и средства передачи социальной памяти конкретного сообщества [4].
Согласно мнению К. Вульфа, социальное формируется под действием ритуала, эмоций и воспоминаний. Ритуал, отражая суть культа и социальную динамику сообщества, является значимым для культурного символизма и социальной коммуникации. Основными когнитивными способностями, используемыми в ритуальных действиях, являются стремление к заботе и альтруизм, любовь и привязанность, доверчивость и эмпатия. В результате происходит создание общих воспоминаний, формирование и трансформацию которых можно проанализировать, миметическое обучение и развитие практических знаний, легализирующих структуру сообщества [17].
Ритуальные действия являются основным конструирующим фактором социальной реальности для определенного сообщества, используя следующие механизмы. Во-первых, перфома-тивность. В ритуале происходит инсценировка социально-политической, экономической и духовной сфер деятельности в наиболее обобщенной форме, которая представляет собой последовательность действий, воспроизводящих жизнь сообщества. Существует два аспекта: индивидуальный (участники) и организационный (объединение). Участники стремятся продемонстрировать наличие устойчивого сообщества, свою принадлежность к нему и преданность другим участникам. В результате совместных действий возникают общие чувства и переживания (эмоции), а также совместный опыт, направленный на преодоление различий в интерпретациях процессов социально-политической и экономической жизни. Ритуал формирует у всех участников единые представления, подкрепленные позитивными ощущениями, практической информацией и принадлежностью к сообществу, и демонстрирует легитимность власти и структурный порядок. Ритуалы систематически повторяются и посредством зафиксированных изменений можно выявить тенденции развития.
Во-вторых, мимезис. Повторение ритуальных действий при исполнении каждым участником своих функций приводит к передаче этических и аксиологических образцов, обучению особенностям идеологии. Мимезис создает практическое знание, которое передается между участниками и посредством которого осуществляется вовлечение иных людей в деятельность сообщества. Это спо-
собствует процесс запоминания основ и включения в деятельность.
Перфомативность и мимезис ритуала в исламском экстремистском объединении будут обладать религиозным аспектом и, как следствие, усиленным эффектом воздействия на участников посредством включения религиозных, социальных и психологических механизмов. Благодаря ритуалам со стороны участников становится возможным демонстрация преданности, оценка отношения других и коммуникация, а со стороны объединения - формирование представления о единстве, утверждение религиозно-политических положений и предоставление надежды, утешения и развлечения. Ритуальные действия (священное) и повседневная жизнь (мирское) участников исламских экстремистских объединений представляют собой две тождественные сферы, символические значения в которых выражаются своеобразным языком - жестами. Они служат способом регулирования социальных отношений как между участниками одного объединения, так и с представителями иных убеждений. Жесты могут помочь выявить и объяснить значение тех или иных символов, будучи истолкованы в качестве текста [2]. Как отметил В.Л. Круткин, жесты служат тому, чтобы создавать, выражать и сохранять культурные различия. Они «мигрируют, могут заимствоваться, создавать неожиданные комбинации. Идентификация человека с ближайшей группой (этнической, конфессиональной и др.) осуществляется на уровне жестов, а не просто представлений» [7, с. 52].
Посредством ритуала происходит ретрансляция экстремистской идеологии на вовлеченных людей, на второе и последующие поколения участников объединения. Благодаря ритуалу происходит структурирование частной и общественной жизни, включение отдельных представителей в социальную сферу объединения. В результате участники ритуальных действий принимают на себя исполнение заданных социальных ролей. Кроме того, у участников происходит формирование образов и преставлений, касающихся мировоззренческих убеждений, в соответствие с идеологией объединения. В том числе возникают и получают развитие экстремистские идеи на основе исламского вероучения. Для подготовки участников исламские экстремистские объединения, возникновения и развития зачастую реализуют разнообразные программы обучения в созданных местных, региональных и международных образовательно-просветительских центрах.
Также стоит отметить, что анализ материалов религиозной и социально-политической темати-
ки, относящиеся к деятельности исламского экстремистского объединения, позволяет установить признаки организационной деятельности посредством выявления ритуальных действий. Например, в рамках данной методологии посредством анализа материалов, относящихся к публичному выступлению какого-то либо мусульманина при проведении коллективной молитвы (джума) в мечети, можно установить наличие/отсутствие организационной деятельности. Во-первых, содержание выступления, наличие характерных высказываний, указывающих на коллективность -«мы говорим... мы делаем... наш долг...». Во-вторых, отношение к выступающему лицу присутствующих - нахождение рядом и подтверждение высказываний, вступительное слово перед самим выступающим и заключительные действия, высказывания «наш брат закончил. те, кто заботится, могут продолжить.». В-третьих, месторасположение - проведение выступлений перед главным входом, возле ворот или в специальном помещении, что может указывать на отношение к выступающему и его высказываниям со стороны руководства религиозной организации и других людей.
В связи с вышесказанным, основывая исследование исламского экстремистского объединения на положении о структурообразующем значении ритуала как действия, объединяющего всех участников, продуктивным для выявления особенностей деятельности и идеологии представляется использование методологии исследования ритуалов К. Вульфа. Выявление в социальной действительности проявлений ритуалов исламского экстремистского объединения, установление структуры и порядка проведения ритуала позволяют проанализировать социальную динамику в сообществе на основе ритуальных действий и определить психологическое, религиозное, социальное и политическое значение действий для участников ритуалов. Идеологическая основа деятельности проявляется в характерной лексике, в использовании специфических высказываний и выражений, совмещенных с общеупотребляемыми понятиями вероучения ислама.
применение методологии кристофа Вульфа
в исследовании исламского экстремизма
Исследование исламского экстремизма нацелено на выявление особенностей деятельности и идеологии объединения, определение взаимосвязей его структурных элементов, а также установление механизмов социальной динамики, влияющих на внутренние и внешние изменения. Проведение
данной работы сопряжено с рядом методологических трудностей, обусловленных проблемами получения необходимых материалов, позволяющих объективно формулировать представления о происходящих процессах внутри объединения, психологическом состоянии участников, интерпретации участниками себя как представителей тех или иных мировоззренческих убеждений, об отношении к представителям других религиозных убеждений, к конкретному государству и существующему государственному устройству. Объективное и полное определение этих моментов позволяет прогнозировать деятельность участников экстремистских объединений, выявлять социальные, религиозные и политические механизмы противодействия, что, как следствие, помогает оптимизировать меры противодействия экстремист-кой деятельности на территории России. При этом стоит отметить, что материалы должны содержать максимально объективное описание деятельности (аудио-видеофиксация), субъективную оценку самих участников или лиц, присутствующих на проводимых мероприятиях (личные опросы, протоколы опросов и допросов) и атрибутику деятельности (печатные издания, светокопии, предметы религиозного культа).
Комплексный подход к исследованию исламского экстремизма, основанный на методологии К. Вульфа, осуществляется поэтапно при использовании общенаучных методов. Приведем наиболее, по нашему мнению, востребованные методы применительно к предмету нашего исследования.
Во-первых, метод распознавания и идентификации, позволяющий выявить особенности:
- лексики участников, характерные высказывания и выражения, содержащие указания на идеологическую основу, отношение к официальной религиозной организации мусульман в регионе, к государству и конституционному строю России;
- атрибутику, используемую при проведении мероприятий, собраний. Важными являются авторы и содержание используемой литературы, наличие календарей, сборников молитв, брошюр, их производство и количество, происхождение культовой атрибутики, ковриков для молитвы, четок и т.д. Также интерес представляют материалы, содержащиеся на электронных носителях и размещенных на личных страницах участниками в социальных сетях посредством сети Интернет.
В результате распознавания идеологической составляющей можно идентифицировать действия участников как действия участников того или иного объединения, установить его наименование и обозначить основные моменты деятельно-
сти на основании официальных документов. Это могут быть решения Верховного Суда России (в случаях экстремистского объединения) или официальные сайты объединений, а также результаты авторитетных научных исследований, проведенных ранее. Однако стоит иметь в виду, что деятельность исследуемого объединения может быть экстремистской при отсутствии на момент исследования соответствующих нормативных документов. Также зафиксированная в предоставленных материалах деятельность лиц может указывать на отсутствие религиозного объединения.
Во-вторых, метод декомпозиции, позволяющий выявить и разграничить отдельные составляющие деятельности по признаку функциональности. В ходе анализа содержания аудио-видео материала могут быть установлены лица, обладающие определенными организаторскими функциями -административно-хозяйственными и руководящими. Например, на аудио-видеозаписях отмечено, что одни лица определяют порядок проведения мероприятия, собрания, устанавливают распределение обязанностей, другие занимаются содержанием и представлением материальной базы, а некоторые являются участниками, посещая проводимые мероприятия, выполняя возложенные на них обязательства. На подтверждение / опровержение полученных выводов указывает анализ опросов (анкетирование, протоколы опросов и допросов) участников проводимых мероприятий. Также необходим анализ содержания предметов атрибутики (религиозная составляющая, применение), наличие/отсутствие их у тех или иных лиц и мест хранения.
Кроме того, метод декомпозиции позволяет выявить и охарактеризовать особенности проведения ритуального действия, значение его для различных категорий участников. На основании аудио-видеозаписей, содержания атрибутики и представлений самих участников можно обозначить определенное ритуальное действие, его структуру и роль каждого участника. Например, проведение пятничной коллективной молитвы (джума-намаз). Время проведения молитвы, структура совершаемых действий определена вероучением ислама и изменения мусульманами не вносятся. Однако имеет интерес выявление отношения к совершаемым действиям самих участников и обоснование данных представлений со стороны руководства, содержащиеся в идеологической основе объединения. В связи с этим, коллективная молитва в пятницу может совершаться в мечети официального мусульманского управления среди других мусульман или обособлено, а также в отдельном
помещении (квартира, частный дом) под руководством одного из участника.
В-третьих, метод моделирования, позволяющий соединить все полученные результаты в комплексное представление о деятельности объединения или лиц, выполняющих совместные ритуальные действия. При исследовании исламского экстремизма, деятельности исламского экстремистского объединения исследователь составляет модель деятельности всех участников в социально-политическом и экономическом контексте, указывая:
- особенности идеологической основы объединения, при необходимости обозначая противоречие «традиционному» толкованию,
- специфические маркеры деятельности (цели и задачи, лексика, порядок проведения мероприятий, отношение к государству),
- структуру объединения при разграничении функциональных действий,
- порядок проведения ритуальных действий, последовательность событий, объяснение происходящего и соотношение с «традиционным» толкованием.
Стоит отметить, что метод моделирования осуществляется при использовании метода реконструкции, позволяющего рассматривать предмет исследования, в частности деятельность участников исламских экстремистских объединений, в контексте культурно-исторических событий и современных социально-политических процессов. При возникновении сложных выражений и понятий, относящихся к деятельности исламского экстремизма, использование метода дескрипций может способствовать объяснению посредством логических переформулировок предложений и замены на известные понятия.
Данные, полученные общенаучными методами в рамках методологического подхода, основанного на методологии К. Вульфа, могут быть дополнены следующими историческими методами:
- диахроническим методом, позволяющим осуществлять исследование периодов становления, развития и современного состояния исламского экстремизма. В определении характеристик деятельности, особенностей идеологии важным является выявление факторов, влияющих на их становление и приводящих к трансформации. Выявление данных факторов во всех сферах общественной жизни позволяет обозначить «ленту времени» и установить законы развития, которые могут привести к изменениям внутри объединения.
- синхроническим методом, позволяющим определить основополагающие моменты в деятельности исламского экстремизма и проводить
сравнение схожих процессов и явлений, наблюдаемых в различных сообществах, при выделении предпосылок и обозначении перспектив развития. При этом необходимо устанавливать параллельно возникающие процессы и определять степень взаимосвязи с помощью. Так исторический позитивный опыт противодействия экстремистским организациям на территории России и в мире может способствовать разработке методов противодействия современным организациям экстремистской направленности. Например, в 1990-х гг. после неудавшейся акции (Киев, 1993) и возврата руководителя (М. Цвигун) после заключения с новыми идеями в радикальном религиозном движении «Великое белое братство Юсмалос» произошли изменения в идеологии, что привело к прекращению радикальных проявлений. Данный опыт может быть применен и к экстремистским исламским организациям, чья основная деятельность сконцентрирована на территории России и идеологически основана на мнении современного богослова из числа непосредственных участников. Экстремистские организации, обладающие схожей структурой, осуществляют деятельность по «общим» схемам. Следовательно, результаты определения всех структурных составляющих и функциональных особенностей одной организации с определенными допущениями можно применить и на исследуемое объединение.
По нашему мнению, исследование деятельности и идеологии исламских экстремистских объединений методологией, основанной на выявлении и определении структуры и роли социальных ритуалов при включении общенаучных методов, является наиболее востребованным и способным достичь поставленных задач при условии наличия необходимых материалов. Ритуалы в деятельности исламских экстремистов имеют важное знание. Они являются отражением мировоззренческих представлений объединения и одновременно средствами для развития и укрепления экстремистских идей в сознании. Исследование деятельности МРО «Ат-Такфир Валь-Хиджра» предложенным комплексным подходом, основанным на методологии К. Вульфа, представляется в данной работе демонстрацией продуктивного результата.
особенности деятельности
Мро «Ат-такфир Валь-Хиджра»
Среди исламских экстремистских организаций, обосновывающих противоправную деятельность с позиции выполнения религиозного долга, имеются объединений, которые оправдывают применение насильственных мер для достижения
поставленных целей и построения идеального социально-политического и экономического состояния - исламское теократическое государство (халифат). Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», основанная Шукри Мустафой в 1970-х гг., является организацией, деятельность которой на территории России признана экстремистской и запрещена решением Верховного Суда 15 сентября 2010 г. [10]. Участники данной организации не признают гражданские институты, считают законы России нелегитимными [8, с. 48-50] и допускают возможность применения насилия в отношении лиц, не разделяющих их идеологических положений.
Наиболее ярко демонстрирующими особенности идеологии МРО «Ат-Такфир Валь-Хиджра» является ритуальные действия, связанные с еженедельным (пятница) выполнением обязанности мусульманина - посещение джума-намаз. Как правило, джума-намаз проводится в действующей на территории мечети под руководством представителя официального духовного управления и является обязанностью каждого мусульманина [5]. Участники МРО «Ат-Такфир Валь-Хид-жра» проводят джума-намаз самостоятельно на частных территориях (квартиры, частные дома) вдали от официальных мероприятий. Руководством по порядку проведения джума-намаз занимается наиболее авторитетный представитель по вопросам вероучения ислама. Порядок проведения по основным моментам соответствует установленному вероучением - определенное время, проповедь, затрагивающая актуальные проблемы общины (хутба) и молитва с обязательными и желательными элементами под руководством авторитетного лица.
В проповеди обособленность рассматривается с позиции идеологии. Отношение к мусульманам, не разделяющим позиции участников, выражается как отношение к многобожникам, обоснованное с позиции вероучения ислама, что многобожники понимают смысл свидетельства веры (шахады), но произносят ее неверно. Необходимость следование праведному пути понимается как распространение идеологии среди лиц различных религиозных и мировоззренческих убеждений. Каждый истинный мусульманин обязан призывать к исламу не только тех, которые не в исламе, но и «неверных». Порядок расположения участников во время проведения джума-намаз указывает на структурное деление и распределение административно-хозяйственных функций. Непосредственно за руководителем находятся главные административные должности и хозяин помеще-
ния, после которых располагаются рядовые участники по степени активности.
Обозначенная схема проведения джума-намаз преследует решение нескольких задач, связанных со структурированием объединения и обучением участников идеологическим основам. Используя комплексный подход, основанный на методологии исследования социальных ритуалов К. Вульфа, наличия перфомативности и мимезиса, обозначим основные аспекты деятельности:
- посредством осуществления совместных действий создается общий эмоциональный фон среди участников джума-намаз, который выражается в чувствах принадлежности к единому. В результате чего, у всех участников вне зависимости от занимаемого положения преодолеваются различия в интерпретациях идеологических моментов и формируются общие представления. Для участников МРО «Ат-Такфир Валь-Хиджра» важным становится наличие представления о единстве их сообщества не только в духовном плане, но и в социально-политической и экономической деятельности.
- благодаря действиям во время джума-намаз становится возможным демонстрация структуры объединения, указание занимаемых всеми участниками своих мест в структуре и выполняемых ими обязанностей, подтверждение легитимности руководителей и вовлечение в деятельность новых участников. В результате чего, еженедельно осуществляется подтверждение структурности объединения и корректировка интерпретаций идеологии.
- вследствие творческой имитации, повторения действий за руководством участники обучаются образцам поведения, воспринимают аксиологические и этические нормы, а также вносят в свою речь соответствующие языковые обороты. Человек ориентирован в своих действиях, выражающихся в ритуалах, языке и символах, на других людей, на представителей своего сообщества. В процессе проповеди используются элементы вовлечения и корректировки мнений слушателей посредством вопросов и коллективного обсуждения ответа с указанием при необходимости неверности понимания и одобрения в случае соответствия.
Благодаря перфомативности и мимезису ритуала джума-намаз как основополагающего ритуального действия, включающего и объединяющего максимальное количество участников, позволяет осуществлять передачу знаний и идеологических установок. Создавая своеобразную свойственную только для участников МРО «Ат-Такфир
Валь-Хиджра» социальную действительность, ритуал способствует преодолению внутренних противоречий, снижению межличностных конфликтов, что ведет к интеграции всех участников в единое сообщество. Также у участников ритуалов происходит корректировка имеющихся представлений. Те, которые не соответствуют идеологии объединения, исключаются как «пережитки» прошлого, а развитие остальных представлений поощряется в контексте экстремистских воззрений. Происходит усиление дихотомии Мы-Они, религиозное обоснование применения насилия в отношении идеологических противников и формирование идей создания отличного от существующего государственного устройства.
Используемые при совершении ритуала символические системы жестов, последовательности действий и языка (высказывания) участниками МРО «Ат-Такфир Валь-Хиджра» позволяют выявить положения идеологии.
Во-первых, в устной и письменной речи участников МРО «Ат-Такфир Валь-Хиджра» проявляется отношение к сторонникам иных убеждений и официальному религиозному руководству:
- использование понятия «кафир» в отношении лиц, не разделяющих их религиозных и социально-политических убеждений. Следует отметить, что в арабском языке слова «кафир» имеет более 14 определений. Используется «кафир» участниками МРО «Ат-Такфир Валь-Хиджра» в контексте именования «неверных» и в отношении как не мусульман, так и мусульман, не разделяющих убеждения участников. Учитывая при анализе обозначенные моменты, определяется отношение идеологии объединения и мировоззренческих убеждений участников к иным лицам вне зависимости от религиозной принадлежности как к «неверным». Использование понятия «кафир» в отношении мусульман иных религиозных убеждений лицами, позиционирующими себя мусульманами, является обвинением в неверии (такфир) и свидетельствует о признании своей мировоззренческой позиции истинной, а себя - «истинными» мусульманами. Примерами могут быть выражения по типу «Я не говорю, что он кафир, но и что он мусульманин, я тоже не скажу никогда по причине его поведения и разговоров», «Они - не мусульмане, поклоняются каким-то божкам, а думают, что Аллаху».
- использование понятия «хиджра» в контексте отделения от официального мусульманского сообщества в определенном регионе, в том числе отказ от участия в деятельности мусульманских духовных управлений, и создания собственной общи-
ны. В ходе проводимого анализа могут быть выделены высказывания «они не единая умма, нам необходимо с ними не общаться, уйти от них», «не нужно посещать их мечеть» с указанием на нелегитимность духовного управления «там молитву читает несведующий» и недозволенность в его деятельности «мечеть их построена на нехорошие деньги».
Во-вторых, в характере проводимых ритуальных действий проявляется особенность понимания «хиджры». По причинам позиционирования себя «истинными» мусульманами, отказа от совместной деятельности с другими мусульманами, необходимости достижения поставленных задач и признания МРО «Ат-Такфир Валь-Хид-жра» экстремистским участники осуществляют свою деятельность как самостоятельная община (умма), обладающая структурой - авторитетными богословами, социально-политическими и экономическими деятелями и участниками, и едиными разделяемыми всеми людьми аксиологической и этической системами.
Стоит отметить взаимообусловленность ритуалов и экстремистских идей. С одной стороны - ритуальные действия МРО «Ат-Такфир Валь-Хиджра» отражают особенности идеологии объединения, основанной на синтезе положений религии ислам и способами решения политических задач. В ритуалах, сопровождаемых специфической лексикой и действиями, проявляются представления о дихотомии общества - разделение на «Мы» и «Они» и о необходимости осуществления самостоятельной политической и религиозной деятельности. В категорию «Они» входят не только представители иных религий, но и мусульмане, не разделяющие данных убеждений. С другой стороны - ритуалы усиливают восприятие участниками положений идеологии, способствуя развитию экстремистских идей в индивидуальных сознаниях. Благодаря участию в ритуальных действиях МРО «Ат-Такфир Валь-Хиджра» у людей формируются и развиваются идеи исключительности своего положения, неполноценности других и применения насилия в отношении лиц из категории «Они», а также смены существующего конституционного строя, в частности в России.
Заключение
Исламский религиозный экстремизм представляет угрозу национальной безопасности современной России по причине его связи с террористической деятельностью. Разработка продуктивной методологии исследования данного явления социальной действительности, позволяющей наиболее
объективно и полно сформировать представление об организованной деятельности исламских экстремистов, становится приоритетной задачей религиоведческих исследований. Методологию исследования социальных групп посредством выявления и системного анализа ритуалов, предложенную историческим антропологом К. Вульфом, в сочетании с методами распознавания и идентификации, декомпозии и моделирования, а также диахроническим и синхроническим подходами можно использовать в качестве комплексного методологического подхода. Данный подход способствует выявлению и определению структуры объединения и особенностей его функционирования. Анализ трансформации ритуалов, которые осуществляются в деятельности экстремистского объединения, позволяет установить динамику социально-политических, духовных и экономических изменения. Развитие исследований по разработке и применению методологии исторической антропологии и использование их результатов в сфере противодействия экстремизму может способствовать оптимизации мер по выявлению, предупреждению и пресечению деятельности исламских экстремистов в России.
список литературы
1. Арчаков М.К. Психологические проблемы экстремистской деятельности // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. № 52. С. 50-54.
2. Ваньке А.В. Как можно было бы помыслить тело? К опыту исследований телесности в немецком языковом пространстве: чувство, тело, движение. М.: «КАНОН+» РООИ «РЕАБИЛИТАЦИЯ», 2011.
3. Вульф К. Антропология в глобализированном мире: на пути к новой антропологии. М.: Идея-Пресс, 2015.
4. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перфомативность, ритуал. М.: Интерсоцис, 2009.
5. Гаджиев А. Пятница - день мусульман // Исламская цивилизация [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://islamcivil.ru/pyatnica-den-тши1тап/
6. Добаев И.П., Анисимова Н.А. Причины и основные направления политизации и радикализации ислама в Российской Федерации // Гуманитарий Юга России. 2013. №3. С. 52-64.
7. Круткин В.Л. Движение человека в опыте осмысления мира // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 2. С. 45-54.
8. Меркурьев В.В. Деятельность международных террористических и экстремистских органи-
заций как источник угрозы национальной безопасности России // Вестник академии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. 2011. №4. С.48-55.
9. Оганесян, С.С., Михайлов, В.К. Проблемы правового содержания права на свободу совести и вероисповедания, а также определение религиозного экстремизма // Право и современные государства. 2015. № 3. С. 27-36.
10. Решение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. № ГКПИ10-848 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/1697193/
11. Сукияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма // Стратегии противодействия вызовам преступности в России на современном этапе: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Краснодар: Краснодарский государственный университет МВД России, 2016. С. 17-47
12. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.
13. Celso, А., 2014. Cycles of jihadist movements and the role of irrationality. Orbis, Vol. 58, pp. 229247.
14. Dirilen-Gumus, O., 2011. Differences in system justification with respect to gender, political conservatism, socio-economic status and religious fundamentalism. Procedia: Social and Behavioral Sciences, Vol. 30, pp. 2607-2611.
15. Falco, C., Rotondi, V., 2016. The less extreme, the more you leave: radical Islam and willingness to migrate. World Development, Vol. 88, pp. 122-133.
16. Platteau, J.-P.,2011.Political instrumentalization of Islam and the risk of obscurantist deadlock. World Development, Vol. 39, pp. 243-260.
17. Prof. Dr. Christoph Wulf. Professor fur Anthropologie und Erziehung. URL: http://www. christophwulf.de/
REFERENCES
1. Archakov, M.K., 2011. Psikhologicheskie problemy ekstremistskoi deyatel'nosti [Psychological problems of extremist activity], Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki, no. 52, pp. 50-54. (in Russ.)
2. Van'ke, A.V., 2011. Kak mozhno bylo by pomyslit' telo? K opytu issledovanii telesnosti v nemetskom yazykovom prostranstve: chuvstvo, telo, dvizhenie [How could we contemplate the body? Towards the research experience of corporeality in the German language space: feeling, body, movement]. Moskva: «KANON+» ROOI «REABILITATSIYA». (in Russ.)
2017 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
107
3. Wulf, K., 2015. Antropologiya v globalizirovannom mire: na puti k novoi antropologii [Anthropology in a globalized world: towards a new anthropology]. Moskva: Ideya-Press. (in Russ.)
4. Wulf, K., 2009. K genezisu sotsial'nogo. Mimezis, perfomativnost', ritual [The genesis of the social. Mimesis, performativity, ritual]. Moskva: Intersotsis. (in Russ.)
5. Gadzhiev, A. Pyatnitsa - den' musul'man [Friday - the day Muslims]. Islamskaya tsivilizatsiya. URL: http://islamcivil.ru/pyatnica-den-musulman/ (in Russ.)
6. Dobaev, I.P., Anisimova, N.A., 2013. Prichiny i osnovnye napravleniya politizatsii i radikalizatsii islama v Rossiiskoi Federatsii [The reasons and main directions of politicization and radicalization of Islam in the Russian Federation], Gumanitarii Yuga Rossii, no. 3, pp. 52-64. (in Russ.)
7. Krutkin, V.L., 2012. Dvizhenie cheloveka v opyte osmysleniya mira [Human progress in the experience of understanding the world], Praksema. Problemy vizual'noi semiotiki, no. 2, pp. 45-54. (in Russ.)
8. Merkur'ev, V.V., 2011. Deyatel'nost' mezhdunarodnykh terroristicheskikh i ekstremistskikh organizatsii kak istochnik ugrozy natsional'noi bezopasnosti Rossii [Activity of international terrorist and extremist organizations as a threat to national security of Russia], Vestnik akademii General'noi Prokuratury Rossiiskoi Federatsii, no. 4, pp. 48-55. (in Russ.)
9. Oganesyan, S.S., Mikhailov, V.K., 2015. Problemy pravovogo soderzhaniya prava na svobodu sovesti i veroispovedaniya, a takzhe opredelenie religioznogo ekstremizma [Problems of legal content of the right to freedom of conscience and religion
and the definition of religious extremism], Pravo i sovremennye gosudarstva, no. 3, pp. 27-36. (in Russ.)
10. Reshenie Verkhovnogo Suda RF ot 15 sentyabrya 2010 g. № GKPI10-848 [The decision of the Supreme Court of the Russian Federation of 15 September 2010 №GKPI10-848]. In: SPS «Garant». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/1697193/ (in Russ.)
11. Sukiyainen, L.R., 2016. Islamskaya pravovaya mysl' protiv ekstremizma i terrorizma [Islamic legal thought against extremism and terrorism]. In: Strategii protivodeistviya vyzovam prestupnosti v Rossii na sovremennom etape: materialy XIX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Krasnodarskii gosudarstvennyi universitet MVD Rossii, pp. 17-47. (in Russ.)
12. Eliade, M., 1994. Svyashchennoe i mirskoe [The sacred and the secular]. Moskva: MGU. (in Russ.)
13. Celso, A., 2014. cycles of jihadist movements and the role of irrationality. Orbis, Vol. 58, pp. 229-247.
14. Dirilen-Gumus, O., 2011. Differences in system justification with respect to gender, political conservatism, socio-economic status and religious fundamentalism. Procedia: Social and Behavioral Sciences, Vol. 30, pp. 2607-2611.
15. Falco, C., Rotondi, V., 2016. The less extreme, the more you leave: radical Islam and willingness to migrate. World Development, Vol. 88, pp. 122-133.
16. Platteau, J.-P.,2011. Political instrumentalization of Islam and the risk of obscurantist deadlock. World Development, Vol. 39, pp. 243-260.
17. Prof. Dr. Christoph Wulf. Professor fur Anthropologie und Erziehung. URL: http://www. christophwulf.de/ (in German).