Научная статья на тему 'Факторы распространения исламского экстремизма в России (на примере г. Красноярска)'

Факторы распространения исламского экстремизма в России (на примере г. Красноярска) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
599
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ЭКСТРЕМИЗМ / "НУРДЖУЛАР" / КРАСНОЯРСК / РУССКИЕ МУСУЛЬМАНЕ / МЕДРЕСЕ / "NURJULAR" / ISLAM / EXTREMISM / KRASNOYARSK / RUSSIAN MOSLEMS MADRASAH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Излученко Т.В.

Автором статьи определены факторы, влияющие на распространение экстремистских идей в России и, в частности, в Красноярске. Рассмотрена деятельность незарегистрированных исламских учебных заведений и увеличение неэтнических мусульман из числа русских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS OF THE ISLAMIC EXTREMISM SPREADING IN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK CITY)

The factors influencing on the extremist idea spreading in Russia and particularly in the Krasnoyarsk are determined by the author of the article. The activity of the unregistered Islamic schools and the increase of non-ethnic Muslims from the Russian people are considered.

Текст научной работы на тему «Факторы распространения исламского экстремизма в России (на примере г. Красноярска)»

УДК 297.1 Т.В. Излученко

ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ г. КРАСНОЯРСКА)

Автором статьи определены факторы, влияющие на распространение экстремистских идей в России и, в частности, в Красноярске. Рассмотрена деятельность незарегистрированных исламских учебных заведений и увеличение неэтнических мусульман из числа русских.

Ключевые слова: ислам, экстремизм, «Нурджулар», Красноярск, русские мусульмане, медресе.

T.V. Izluchenko

THE FACTORS OF THE ISLAMIC EXTREMISM SPREADING IN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK CITY)

The factors influencing on the extremist ideaspreadingin Russia and particularly in the Krasnoyarsk are determined by the author of the article. The activity of the unregistered Islamic schools and the increase of non-ethnic Muslims from the Russian people are considered.

Key words: Islam, extremism, «Nurjular», Krasnoyarsk, Russian Moslems madrasah.

В настоящее время ислам является наиболее интенсивно распространяющейся мировой религией и представляет собой динамичную идеологическую систему, влияющую на внутреннюю и внешнюю политику государств. Увеличение численности мусульман приводит к возникновению различного рода социально-политических проблем во многих странах, в том числе и в России. Одной из актуальных проблем российской реальности является возникновение и распространение экстремистских идей и, как следствие, создание различного рода экстремистских организаций. Экстремисты, используя религию как основу своей деятельности, стремятся к достижению политических целей, установлению иной формы правления, созданию иного государства, в частности исламского (халифата), тем самым представляя угрозу национальной безопасности.

Для противодействия исламским экстремистским организациям на территории России необходимо определить факторы, влияющие на распространение идей религиозного экстремизма внутри исламского сообщества (уммы). Целью исследований является характеристика исламского экстремизма как одного из направлений фундаментализма и некоторых наиболее распространенных экстремистских организаций (на примере г. Красноярска). На наш взгляд, важным представляется определение основ исламского экстремизма на региональном уровне, что может оказаться полезным для разработки мер противодействия в стране.

Изучение исламского экстремизма в России получило развитие в рамках комплексных исследований экстремизма Н.П. Николаенко [1], И.П. Добаева [2], а также во взаимообусловленности с террористической деятельностью Д.В. Ольшанского [3], С.И. Чудинова [4]. Кроме этого, существует ряд работ Ю.А. Дорохова [5] и З.М. Абдулагатова [6], посвященных характеристике исламского экстремизма на территории Северного Кавказа. При большом количестве существующих работ наблюдается нехватка анализа и систематизации причин возникновения экстремизма в российском обществе на конкретных примерах.

Исламский экстремизм представляет собой философское направление фундаментализма в исламе и направлен на изменение существующего социально-политического устройства. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» предлагает расшифровку данного понятия [7]. На анализе материалов многочисленных религиоведческих исследований нами выделены следующие наиболее характерные моменты исламских экстремистских идей:

1. Стремление, апеллирующее к исламскому праву (шариату), к оказанию влияния на процесс государственного и общественного развития [8] с целью изменения существующего государственного строя и установление иной, исламистской, формы правления. Под словом «исламистский» понимается политический ислам, преследующий политические цели объединения государственной власти и религиозной [9, с. 130].

2. Нагнетание межрелигиозной розни [10], направленное на усиление дифференциации общества на верующих мусульман и неверующих «кафиров». Особое внимание уделяется критике атеистических убеждений, которые зачастую приравниваются к коммунистической идеологии. Кроме этого, исламские экстреми-

сты дестабилизируют внутреннюю обстановку в умме, выделяя «правоверных» и мусульман, отошедших от истин. При этом к «правоверным» причисляют сторонников только своего учения.

Действия на религиозной почве, направленные на дестабилизацию общества путем дискриминации его руководства и существующего строя, увеличение межрелигиозной розни в обществе и предполагающие веру в постановления лидеров движений, апеллирующих к священным источникам, носят экстремистский характер. Существующая позиция вызывает ряд внутренних конфликтов на религиозной, национальной и политической основах в исламском сообществе. Экстремизм имеет формы религиозно-политических организаций и заключает в себе негативные оценки или действия, направленные на разжигание межрелигиозной розни, проповедь религиозного превосходства на территории отдельного государства.

В России исламскими экстремистскими организациями признаны «Ат-Такфир Валь-Хиджра», «Табли-ги Джамаат» и «Нурджулар» [11]. В г. Красноярске выявляется наибольшее распространение последней и в меньшей степени «Таблиги Джамаат», что во многом связано с внутренними религиозно-политическими положениями. Так, «Таблиги Джамаат» стремится к распространению исламистских идей среди этнических мусульман (татары, таджики, узбеки), представленных в данном регионе небольшим количеством в отличие от русского населения (88 %) [12], на которое направлена религиозная пропаганда «Нурджулар». В связи с этим мы дадим характеристику учению, лежащему в основе «Нурджулар», по выделенным ранее ключевым моментам экстремистских идей.

«Нурджулар» является религиозно-политической организацией во главе с Ф. Гюленом, основанной на учении турецкого богослова С. Нурси и его собрании сочинений («Рисале-и Нур», или «Трактаты Света»). Данные произведения являются смысловым толкованием Корана (тафсиром), которые состоят из посланий в виде писем, поучительных рассказов и бесед, комментариев к ним, а также примечаний учеников. Несмотря на свою приверженность исламу, последователи С. Нурси в философско-богословском толковании отошли от традиционного понимания многих важных аспектов религии. Сохранив исполнение основ и столпов ислама, они без сомнения являются мусульманами, но, привнеся иное толкование этих основ, уверовав в другое откровение - «Рисале-и Нур, поставили себя в сторону от остального мусульманского сообщества. Внешне сторонники учения С. Нурси мало чем отличаются от других мусульман, но при сопоставлении представленных норм с ценностными основами ислама выявляются противоречия.

Рассмотрим положения учения С. Нурси, представляющие наибольший интерес в связи с идеями исламского экстремизма. Во-первых, это трактовка государства и отношения к государственным структурам. Государство в учении С. Нурси понимается как устаревший механизм, непригодный для современных условий («Путеводитель для молодежи»). Кроме этого, верующие должны стремиться к общему объединению в рамках истинного государства («Сияния»). В данных утверждениях прослеживаются идеи панисламизма, которые создают угрозу конституционному устройству, провозглашая создание общемусульманского государства (халифата) [13, с. 467].

Во-вторых, это отношение к представителям иной религии, на котором основываются обвинения этого учения в возбуждении ненависти либо вражды по религиозному признаку (ст. 282.2 УК РФ). В сочинениях С. Нурси встречаются высказывания о сторонниках иных религиозных убеждений («Слова», «Письма») как о людях заблудших, как о ведомых злыми духами, которые не способны к познанию истинного учения. Основная критика направлена на атеистические позиции, которые приравниваются к коммунистической идеологии государства («Эмирдагское приложение»). Люди, разделяющие атеистические убеждения, считаются носителями опасных социальных заболеваний и признаются вредными для общества членами («Слова», «Посох Мусы»).

На наш взгляд, корректировка вероучения происходила относительно поставленных политических целей и задач той или иной религиозно-политической организации. Так, «Нурджулар», положив в основу своей идеологии данное учение, внесла и развила панисламистские и пантюркистские взгляды на мировое политическое устройство. Для распространения своего учения организация создает разветвленную систему образования, включающую медресе не только на территории Турции, но и России [14]. Созданная на основе религиозного учения политическая организация существующей структурой и идеологией является привлекательной для неэтнических мусульман. Она позволяет им обрести ощущение избранности и исключительности, предлагая новые «истинные» ценности и устанавливая правила и нормы жизни. На наш взгляд, необходимо, обозначить факторы распространения исламского экстремизма.

Во-первых, отсутствие необходимого уровня исламского образования (обучение последователей) и знаний населения об исламе. В современном российском исламе наравне с возможностью обучения в ли-

цензированных учебных заведениях - институтах и медресе1, функционирующих на базе мечетей, так называемых воскресных школ, можно получить соответствующие знания в «частных медресе», располагающихся в домах организаторов и учеников. Так, на территории Красноярска функционирует одна воскресная школа при Соборной мечети «Фатх», при этом количество частных школ даже не фиксируется.

Наличие разветвленной системы незарегистрированных учебных заведений стимулирует развитие идей, не свойственных традиционным представлениям. Частные школы создают конкуренцию официальным заведениям, предлагая углубленное изучение исламского вероучения, организуя жизнедеятельность учеников (обеспечение жильем и пропитанием). При этом официальные заведения, предоставляя основы знаний, становятся посредниками между верующими и частными медресе. Нередки случаи закрытия частных медресе правоохранительными органами в России по подозрению в распространении экстремистских идей и связях с террористическими организациями (Набережные Челны, 2008 г., Красноярск, 2013 г., Ставрополь, 2013 г.). Функционирование различного рода частных заведений может привести к появлению и развитию идей, противоречащих традиционным представлениям ислама, в том числе и экстремистских (медресе г. Нурлат, г. Набережные Челны).

В связи с недостатком знаний вероучения и богословия многие мусульмане оказываются неспособными объективно оценить то или иное учение, в том числе и экстремистское, дать соответствующую характеристику деятельности экстремистских организаций. Для большинства последователей данных учений разделяемые ими идеи относятся к «истинному исламу», свободному от нововведений (бида) и сохранившему («ат-Такфир валь-Хиджра»), или же открывшему подлинное («Нурджулар») понимание и толкование основ ислама. Сложность получения иной позиции, точки зрения, в том числе и характерной для традиционного ислама, ограничивает выбор такого верующего в пользу идей экстремизма, а положение «избранного» укрепляет решение.

Во-вторых, увеличение количества неэтнических мусульман, в частности, русских, которые ищут высокие духовные ценности, смысл жизни в религии и возможности изменения мира посредством религиозных установок [15, с. 279]. Вовлеченность российской молодежи в экстремистские организации можно объяснить неустойчивостью их социального положения в современном обществе. Молодое поколение выступает за улучшение условий «здесь и сейчас». Они стремятся изменить общественные правила под себя, демонстрируя своим внешним видом и поступками протест. Например, ношение хиджаба и чтение молитвы (намаза) в общественных местах, в светских учебных заведениях.

Справедливости ради стоит отметить, что количество русских мусульман относительно общего количества приверженцев ислама невелико, но на протяжении последних лет наблюдается стабильная положительная тенденция роста. Переход в исламскую веру русских - нередкое явление для российской истории. Зачастую смена религии обуславливалась межэтническими браками, вооруженными конфликтами (Афганистан) и реже - мировоззренческими поисками. Людей, принявших ислам в сознательном возрасте по собственному желанию и живущих по законам шариата, на территории г. Красноярска на 2013 г. насчитывается порядка 100 чел., хотя лет десять назад их было трое. Эти данные, полученные нами в ходе религиоведческого исследования, позволяют предположить о дальнейшем увеличении количества русских мусульман и возрастания роли самого явления русского ислама. В основном русские мусульмане - это люди не старше 40 лет, принявшие суннитский ислам шафиитского и ханифитского мазхабов. Редко встречаются русские шииты (0,3 %). Все они являются интеллектуальной частью молодого поколения и стремятся к духовному развитию, обладают высшим образованием (80 %), участвуют в спортивно-массовых мероприятиях и осуществляют деятельность как предприниматели.

Процент русских мусульман относительно невелик и не может влиять на общественную позицию. Однако русские мусульмане склонны к принятию форм нетрадиционного ислама, увлечению экстремистскими идеями, что приводит к возникновению запрещенных религиозных организаций, росту преступности и может негативно сказаться на развитии региона и государства [16]. Показательным является уголовное преследование сторонников учения турецкого богослова С. Нурси в г. Красноярске (2010-2013 гг.). Принимая ислам по личному убеждению, русские идут сознательно на смену окружения, что приводит к смене профессиональной деятельности, разрыву ранее сформированных социальных отношений (семья). Это во многом стимулирует адепта на радикализацию своего поведения, жесткое регулирование своего образа жизни и мысли. Они реализуют свой потенциал в рамках экстремистских организаций, где существуют возможности для ак-

1 От араб. ¡»4^3, букв. «место, где изучают» - средняя конфессиональная мусульманская школа, предоставляющая право выпускникам поступать в высшие учебные заведения.

тивного действия (распространение идей, расширение сторонников) в одной из самых криминогенных этно-конфессиональных групп в стране [17, с. 353]. В рамках традиционного сообщества русские ощущают ограниченность возможностей своих проявлений. Кроме этого, в экстремистских организациях нередко руководящие и организаторские должности занимают женщины, что практически исключено в традиционном исламе [18].

Подводя итог, стоит отметить, что международные процессы развития идей фундаментализма в исламе, экономическая ситуация в регионах России, недостаток профилактических мер могут выступать факторами распространения исламского экстремизма. Наиболее важными представляются отсутствие развитой системы исламского образования и увеличение численности неэтнических мусульман. Обозначенные факторы распространения идей исламского экстремизма на территории Красноярского края и России в целом во многом связаны между собой. Наличие большого количества частных религиозных школ способствует распространению идей экстремизма и подготовки сторонников зачастую нетрадиционных исламистских учений. Недостаточное просвещение населения относительно ислама не позволяет сформировать представления о традиционных ценностях и идеях, не имеющих отношения к исламу. Особенно нехватка соответствующих знаний влияет на распространение экстремистских идей среди русского населения и их участие в деятельности запрещенных организаций, в рамках которых они реализуют свои радикальные взгляды на соблюдение религиозных требований.

На наш взгляд, для снижения активности запрещенных экстремистских организаций и степени распространения соответствующих идей важным является проведение широкомасштабных мер профилактики против религиозного экстремизма среди российской молодежи. Особое внимание следует обратить на образование в области религии с обязательным правовым уклоном учебных программ с привлечением религиозных и светских специалистов. Необходимо формирование в ходе обучения представления об исламе не как о противоборствующей силе, а как о гармоничном дополнении в российской культуре, её неразрывной части.

Литература

1. Николаенко Н.П. Законодательное определение экстремизма и отдельных форм экстремистской деятельности // Закон и право. - 2009. - № 2. - С. 53-55.

2. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика / отв. ред. Ю.Г. Волков. -Ростов-н/Д.: СКНЦВШ, 2003. - 345 с.

3. Ольшанский Д.В. Психология террора. - М.; Екатеринбург, 2002. - 319 с.

4. Чудинов С.И. Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама). - М., 2010. - 312 с.

5. Дорохов Ю.А. Проблема информационной пропаганды на фоне радикализации современного дагестанского общества и возможные пути решения // Грамота. - 2011. - № 10. - С. 17-20.

6. Абдулагатов З.М. Проблемы определения экстремизма в деятельности массовых исламских движений (на примере Республики Дагестан) // Исламоведение. - 2013. - № 3. - С. 28-36.

7. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» URL: http://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 10.01.2014).

8. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. - Махачкала: Кавказ, 1999.

9. Заброда Т.Н. Некоторые проблемы и особенности генезиса современного «исламского экстремизма» // Философия права. - 2007. - № 3.- С. 129-134.

10. Севостьянов И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм - это совсем не одно и то же // Международная жизнь. - 1996. - № 5. - С. 31-34.

11. Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства юстиции. URL: http://minjust.ru/nko/perechen_zapret (дата обращения: 30.12.2013).

12. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru /free_doc/new_site /perepis2010 /croc/results2.html (дата обращения: 30.12.2013).

13. Сикоев Р.Р. От панисламизма к радикальному исламу // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. -2011. - № 6. - С. 466-474.

14. Якупов В. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты. - Казань: Иман, 2003. -32 с.

15. Излученко Т.В. Русский ислам: Современное положение и тенденции развития // Вестн. КГПУ. - 2013. - № 1. - С. 278-282.

16. Сулейманов Р. Самарский «халифат»: исламский экстремизм в регионе - миф или реальность?» [Электронный ресурс] // Российский институт стратегический исследований. URL: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/14/344/ (дата обращения: 07.01.2014).

17. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с.

18. В Красноярске пресечена деятельность экстремистской организации «Нурджулар» [Электронный ресурс] // Сибирское агентство новостей. URL: http://krsk.sibnovosti.ru/incidents/249961-v-krasnoyarske-presechena-deyatelnost-ekstremistskoy-organizatsii-nurdzhular (дата обращения: 10.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.