Научная статья на тему 'Методология консолидированного учета в корпоративных структурах АПК'

Методология консолидированного учета в корпоративных структурах АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ УЧёТ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА / УЧёТНЫЙ ПРОЦЕСС / CORPORATIVE STRUCTURES / CONSOLIDATED ACCOUNTING / ATTRACTION OF CAPITAL / ACCOUNTING PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурлакова Ольга Владимировна

Развитие современных рыночных механизмов, рост числа корпоративных структур обозначили необходимость организации информационного обеспечения процесса управления деятельностью корпоративной структурой посредством рационального построения учётного процесса и разработки методологии консолидированного учёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Consolidated Accounting in the Corporative AIC Structures

It is reported that development of modern market mechanisms and the increased amount of corporative structures in the Agro-Industrial Complex necessitated the information provision organization in the process of corporative structure activities management. This is to be realized by means of rational organization of the accounting process and working out of the consolidated accounting methodology.

Текст научной работы на тему «Методология консолидированного учета в корпоративных структурах АПК»

Методология консолидированного учёта в корпоративных структурах АПК

О.В. Бурлакова, д.э.н, доцент, Оренбургский ГАУ

В условиях глобализации экономики для стабильного развития хозяйственной деятельности объединений и групп организаций со сложными финансово-экономическими и организационноуправленческими взаимосвязями (далее — корпоративных структур) необходимо дополнительное привлечение капитала. Консолидированная финансовая отчётность, подготовленная российскими агропромышленными корпоративными структурами в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчётности (далее — МСФО), служит условием выхода на международные рынки капитала и участия в них посредством прохождения листинга, допускающего ценные бумаги к котировкам на крупные фондовые биржи США и Европы. Выполнение требований МСФО обеспечивает качество, открытость и сопоставимость отчётной информации при широком спектре инвестиционных проектов, а также снижение рисков и стоимости привлекаемого капитала от отечественных и иностранных инвесторов.

Традиционная система отечественного бухгалтерского учёта не обеспечивает в полной мере надлежащего качества, надежности и прозрачности формируемой на его базе консолидированной финансовой отчётности, что существенно ограничивает возможности её полезного использования.

Действующий План счетов 2001 г. и Инструкция по его применению не позволяют получать информацию о продажах, поставках, расчётах между внутригрупповыми контрагентами в том объеме и виде, который необходим для качественного и оперативного проведения процедур консолидации финансовых показателей. Это в свою очередь ведёт к неполному исключению показателей, характеризующих внутригрупповые операции, и к искажению информации.

В связи с этим мы считаем, что необходимо реформировать традиционный бухгалтерский учёт путём выделения и признания в нём нового направления — консолидированного учёта, в котором у отечественных корпоративных групп наблюдается практическая востребованность. Разработка комплексной методологии консолидированного учёта позволит снивилировать различия между МСФО и российским законодательством, усовершенствовать систему действующего бухгалтерского учёта с использованием фундаментальной отечественной и международной теории, прогрессивных методов и учётной практики.

Прежде, чем перейти к краткому изложению основ методологии консолидированного учета в корпоративных структурах АПК, целесообразно уделить особое внимание понятиям «методология», «метод» и «методика». Так, мы разделяем определения этих понятий, данные профессором Р. А. Алборовым [1]: методология — это учение о методах познания и преобразования действительности; метод — это способ познания предмета, и он конкретизируется в методике; методика — это совокупность приёмов, правил и средств целесообразного проведения учётной работы. Методика производна от методологических принципов и основана на них. Схематическое развитие метода и методики бухгалтерского учета, основой которых является методология, построенная на принципах организации теоретической и практической деятельности, представлена на рисунке 1.

Рис. 1 - Соотношение базовых понятий в бухгалтерском учете: методологии, метода и методики

Развитие научного метода бухгалтерского учёта в современных условиях происходит в неразрывной связи с методикой практического веде-

ния учёта и решения учётных задач. Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в бухгалтерском учёте: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. Поэтому при развитии научных способов, методических приёмов и средств бухгалтерского учёта необходимо учитывать бухгалтерскую подготовку кадров, техническую грамотность и оснащённость, квалификацию и опыт, инициативность. Это особенно важно при внедрении новшеств, содержащихся в МСФО.

В процессе развития системы бухгалтерского учёта научные знания — методология, метод и методика — играют роль инструментария в конструировании нового направления консолидированного учёта.

В нашем представлении современная система консолидированного учёта является внутренним «произведением» корпоративной группы и сочетает в себе «множители» бухгалтерского (финансового и управленческого) и налогового учётов, причём система финансового учета строится путём сближения правил между российскими и международными стандартами. Внедрение системы консолидированного учета в группе организаций направлено на формирование единого пространства данных для планирования деятельности, анализа полученных результатов и принятия соответствующих решений при управлении постоянно возрастающими информационными потоками между консолидирующей материн-

ской организацией, дочерними (внучатыми), ассоциированными и совместно контролируемыми организациями в соответствии с отраслевой спецификой бизнеса.

На основании вышеизложенного считаем необходимым дать определение консолидированного учёта и конкретизировать его предмет, объекты и метод.

На наш взгляд, консолидированный учет представляет собой информационную систему учёта, оперирующую данными бухгалтерского (финансового и управленческого) и налогового учёта об активах, капитале, обязательствах и фактах хозяйственной деятельности группы юридических лиц, действующих как консолидирующая материнская, дочерние (внучатые), ассоциированные и совместно контролируемые организации (рис. 2).

Предметом консолидированного учёта является агрегированное отражение состояния и движения контролируемых активов, источников их образования и результатов хозяйственной деятельности группы юридических лиц, действующих как консолидирующая материнская, дочерние (внучатые), ассоциированные и совместно контролируемые организации. Наиболее ярко содержание предмета раскрывается через объекты консолидированного учёта: долгосрочные и краткосрочные (текущие) контролируемые активы, собственный и привлеченный капитал, операции с внешними и внутренними контрагентами, возникающие в процессе осуществления

:

:

ДО - дочерняя

,

ВО - внучатая

,

,

Рис. 2 - Предлагаемая схема организации системы консолидированного учёта в агропромышленной корпоративной группе (структуре)

хозяйственной деятельности корпоративной группы (структуры).

Метод консолидированного учёта — совокупность способов и приемов, с помощью которых познаётся предмет (объекты) консолидированного учёта. Он позволяет изучить явления корпоративной структуры в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. По нашему мнению, метод консолидированного учёта базируется в основном на элементах метода бухгалтерского учёта, а также включает в себя только ему присущий особый элемент — процесс консолидации. То есть составляющими метода консолидированного учёта являются: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, процесс консолидации, консолидированный баланс и консолидированная финансовая отчетность.

Экономическая группировка объектов консолидированного учёта и получение о них необходимой информации обеспечиваются системой счетов консолидированного учёта, в основе которой находятся счета бухгалтерского учёта. Использование счетов консолидированного учёта объясняется тем, что сведения, накапливаемые на синтетических счетах бухгалтерского учёта, дают только разрозненную характеристику объектов отдельных организаций корпоративной группы (структуры). Счета же консолидированного учёта позволяют дополнительно получать обобщённые характеристики операций внутригрупповой хозяйственной деятельности в целом корпоративной группы (структуры). Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.

В процессе консолидации устанавливаются утверждённые методы консолидации с учётом доли владения и статуса консолидируемой организации, раскрываются правила расчёта консо-лидационных корректировок с учётом сложных вариантов контроля и владения.

Контроль за всей совокупностью объектов консолидированного учёта производится путём сопоставления активов с источниками их образования в консолидированном балансе. Последний характеризуется равенством общей суммы видов средств корпоративной группы (структуры) и суммы источников их образования. Это равенство сохраняется постоянно. Результаты хозяйственной деятельности организаций корпоративной группы (структуры) содержатся в консолидированной финансовой отчётности.

Необходимость консолидации показателей отчётности определяется экономической целесообразностью. Современные агропромышленные корпоративные группы (структуры) пред-

ставляют собой несколько организаций, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных. Ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта.

Составление консолидированной финансовой отчётности позволяет получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности агропромышленной корпоративной группы (структуры) в целом. При этом каждая юридически самостоятельная организация, входящая в состав этой агропромышленной корпоративной группы (структуры), обязана вести консолидированный учёт так, чтобы отдельно можно было представить операции с внешними и внутренними контрагентами и финансовые результаты этих операций для составления консолидированной финансовой отчётности.

По нашему мнению, качество представления финансовой отчётности при организации консолидированного учёта на основе единой учётной политики для всех организаций агропромышленной корпоративной группы (структуры) улучшится и будет способствовать выполнению требований и российских, и международных стандартов, хотя в настоящее время многие отечественные организации не в полной мере следуют указаниям российских стандартов, ориентируя учётную систему исключительно на расчёт показателей для целей налогообложения.

Так, например, они отказываются от отражения учётных объектов, не оказывающих влияния на расчёт налоговых обязательств (создание резервов под обесценение, отражение событий после отчётной даты, признание начисленных расходов и др.). Система консолидированного учёта в организациях агропромышленной корпоративной структуры должна опираться на принцип полноты и позволить отразить в учёте последствия всех фактов хозяйственной деятельности, а не только тех из них, которые оказывают влияние на величину налоговых обязательств.

Во внедрении системы консолидированного учёта, на наш взгляд, должны быть заинтересованы в первую очередь собственники, так как данная система повышает качество учётной информации и надёжность консолидированной финансовой отчётности, обеспечивающей добросовестное представление финансового положения, результатов деятельности и изменений в финансовом положении всех организаций корпоративной группы (структуры).

Несмотря на то, что внедрение системы консолидированного учёта требует дополнительных затрат: разработки единой учётной политики и единого рабочего плана счетов с учётом отрасле-

вой специфики каждой организации, входящей в корпоративную группу (структуру), применения более современных информационных технологий, — всё это направлено на увеличение инвестиционной привлекательности и повышение конкурентоспособности.

Таким образом, предлагаемая методология консолидированного учёта является информационной базой для составления и представления консолидированной финансовой отчётности,

для оперативного, тактического и стратегического управления агропромышленной корпоративной группы (структуры), которая в процессе развития системы бухгалтерского учёта играет роль инструментария в конструировании молодого направления — консолидированного учёта.

Литература

1. Алборов, Р.А. Развитие учета и контроля в системе управления сельскохозяйственным производством: дис...д-ра экон. наук / Р.А. Алборов. Ижевск, 2004. 477 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.