Научная статья на тему 'Методология исследования права как регулятора креативности рекламы и рекламной деятельности в классической социологии'

Методология исследования права как регулятора креативности рекламы и рекламной деятельности в классической социологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / CLASSICAL SOCIOLOGY / ПРАВО / LAW / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SOCIAL INSTITUTION / РЕКЛАМА / ADVERTISING / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROMOTIONAL ACTIVITIES / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карягина Анжелика Владимировна

В рамках классической социологии методологические подходы к исследованию права как регулятора креативности рекламы и рекламной деятельности позволяют смоделировать такую правовую среду, которая обеспечивала бы повышение качества рекламной продукции при условии ее легитимности и достоверности. Не урегулированная правом креативная реклама несет риски социальной нестабильности и угрозы информационной безопасности, интересам личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of the study of law as a regulator of creativity, advertising and promotional activities in classical sociology

In the framework of classical sociology methodological approaches to the study of law as a regulator of creativity, advertising and promotional activities allow you to simulate a legal environment that would improve the quality of advertising products, subject to its legitimacy and credibility. Unsettled right creative advertising bears the risks of social instability and threats to information security, the interests of the individual, society and state.

Текст научной работы на тему «Методология исследования права как регулятора креативности рекламы и рекламной деятельности в классической социологии»

А.В. Карягина Старший преподаватель кафедры

уголовного права и процесса Таганрогского

*

института управления и экономики

Методология исследования права как регулятора креативности рекламы и рекламной деятельности в классической социологии

Предметом исследования классической социологии является изучение общества как объективно существующей реальности, включающей в себя систему социальных фактов, структур, институтов, действий в процессе их взаимодействия. Классическая социология, по мнению Г.Е. Зборовского1, включает такие направления социологической науки, как социологический позитивизм, марксизм, эволюционизм и веберианство, объектом их исследования стало общество как целостная система и как социальный организм, независимый от человека.

Социология к середине XIX в. оформилась в самостоятельную науку, основанную на эмпирическом и аналитическом анализе социальных фактов и явлений. В результате это позволило социологии стать наукой, использующей методы естественных наук и способной решать проблемы общественной жизни. В рамках социологического исследования права как регулятора креативности рекламы и рекламной деятельности актуальным становится анализ методов классической социологии, позволяющих использовать базовые социологические теории, в основе которых лежит противопоставление объекта научного анализа его субъекту.

Среди основателей правовой социологии М. Вебер стал одним из первых употреблять термин «социология права»2 и ввел право в свою социологическую доктрину, которая получила изложение в труде «Хозяйство и общество». Предметом его социологии права стало исследование социальных действий, обусловленных содержанием правовых норм. В этом заключалось отличие данной концепции от правоведения, изучающего объективный смысл права. В основу им был положен феномен легитимного порядка, порождающий единообразное социальное поведение людей.

В правовой социологии М. Вебера можно выделить различные стороны изучения права и правоотношений. Исследование права в концептуальных границах понимающей социологии позволило ему

* Карягина Анжелика Владимировна, е-таП: afcrime2008@rambler.ru

1 Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии // Социологические исследования. 2008. № 4. ^ 8.

2 Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 596.

показать важность эмпирического порядка как одной из сторон объектно-предметной области социологии права. Описывая легитимный порядок, он отмечал, что содержание социальных отношений тогда приобретает характер такого порядка, когда поведение индивидов совпадает с их представлениями о наличии в нем правовых максим. В отношении к легитимному порядку право понимается М. Вебером как одно из условий, гарантирующих его в обществе посредством принуждения к соблюдению требований-максим, если они были нарушены. В этом случае наличие специальной группы принуждения становится внешним гарантом легитимного порядка.

Формально-рациональное право, по мнению М. Вебера, позволяет рационализировать человеческую деятельность юридическим способом посредством предсказания возможностей достижения целей участниками социальных отношений. Среди социальных последствий формального права он выделяет возможность субъектов прогнозировать и учитывать свои действия и результаты.

Следует согласиться с концепцией М. Вебера, что в идеально-типическом виде право характеризуется формальной рациональностью и предстает как система логически взаимосвязанных абстрактных норм. На их основе факты конкретной проблемы могут быть соотнесены с нормами законодательства, и ей будет дано соответствующее формально-правовое решение. Такой подход, находя отражение в современном праве, позволяет выявить общие требования к рекламе и рекламной деятельности, предполагающие:

- запрет пропаганды и агитации вражды и ненависти на основе национальных, этноконфессиональных, политических и других мотивов;

- недопущение экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка;

- защиту экономических, социальных и политических интересов личности, общества и государства.

Таким образом, право как социальный регулятор ограничивает свободу рекламы и не позволяет использовать ее в целях информационного экстремизма и терроризма, которые несут угрозы национальным интересам и безопасности государства. При этом конкретная задача правового регулирования рекламы и рекламной деятельности находит формально-правовое отражение в отраслевом законодательстве. Можно вспомнить слова американского просветителя Т. Джефферсона, который считал, что «...законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла».

Веберовский подход к праву в социальной системе определяет его как структурный элемент социальных отношений. В концепции западного города он анализирует функционирование права в процессе взаимодействия различных компонентов социальной структуры

западного города, что позволило выяснить его творческую природу в процессе социальных трансформаций.

Анализ права в границах понимающей социологии стал главным достижением классической социологии права. Такое значение имела социолого-правовая концепция Т. Парсонса в неоклассической метапарадигме, где право являлось инструментом социального контроля, обеспечивая создание порядка из беспорядка. Социологический подход к изучению права был связан у М. Вебера с познанием социальной реальности, что позволило считать право развитым социальным регулятором и в современной социологии.

В классической социологии Г. Спенсер первым вводит в научный

о

оборот понятие социального института3 как органа общественного суперорганизма, делающего возможным совместную деятельность людей. Каждый из этих институтов выполняет специфические функции, зависящие от характера общественных отношений. Автор выделяет такие институты, как семейные, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные, которые предназначены обеспечивать превращение асоциального по природе человека в социальное существо, не рассматривая право как особый социальный институт.

Социальные институты создаются в целях удовлетворения общей потребности в определенном материальном, эмоциональном или интеллектуальном продуктах, они регулируются с помощью правовых норм и требований общества, способствуя установлению взаимоотношений между производителями и потребителями ценностей. В этом смысле право как социальный институт обеспечивает четкость, регулярность, предсказуемость и надежность функционирования социальных связей, благодаря чему механизмы регулирования приобретают упорядоченный и обязывающий характер, связанный с социальным контролем и санкциями, формирующими должное поведение.

Как регулятор поведения, право является сложным и вместе с тем одним из наиболее важных социальных институтов, оно устанавливает правила должного поведения человека. Посредством права, которое представляет собой сложную систему социальных норм и правоотношений, осуществляется регулирование динамики общественных процессов. Отличие его от других социальных институтов заключается в общеобязательности исполнения норм и правил, которые в принудительном порядке обеспечиваются силой государственной власти.

Как социальный институт, реклама представляет собой многофункциональное явление, предназначенное для выполнения ряда

3

См.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции / сост. Е.М. Михайлова. Чебоксары, 2010. С. 30.

универсальных функций, направленных на формирование общественного мнения, политических предпочтений, социального поведения, развитие рынка, товарооборота, повышение спроса на товары и услуги и т. д. Она регулируется системой нормативно закрепленных правил и особенностей, таких как:

- наличие социальных потребностей, реализуемых через ее функции;

- предоставление информации с целью адаптации и социализации потребителей в экономическую и культурную сферы;

- способность к интеграции и дифференциации общества;

- типизация потребительского поведения с целью обеспечения стабильности системы общественных отношений;

- отражение происходящих в социуме изменений и оказание на них влияния.

Следовательно, с одной стороны, реклама оказывает интегративное воздействие на общество, а с другой - вносит в социальную систему креативность как процесс выявления человеческой индивидуальности, что проявляется в межличностном общении, имеющем прямой или опосредованный характер. Е.Л. Яковлева, исследуя креативность, определяет ее характеристики: «а) ... развертывается в процессе субъект-субъектного взаимодействия; б) ... всегда в той или иной форме адресована другому человеку»4. Как показывают исследования социологов, потребность в самовыражении является основной особенностью тех, кто выбрал своей профессией рекламную деятельность.

Э.Р. Григорьян определяет «...креативность как способность к выдвижению новых идей и принципов, имеющих прогрессивный социальный эффект»5. Креативность зависит не только от интеллекта, но и от многих других составляющих. Она базируется на наличии теоретического мышления, направленности на достижение успеха, умении планировать и прогнозировать деятельность, устанавливать контакты между людьми и т. д.

В социологическом смысле креативность в рекламе и рекламной деятельности можно рассматривать как способность к построению идеальных моделей организации жизнедеятельности людей, отдельных ее сфер вместе с прогнозируемыми последствиями. С этой точки зрения «креативность предполагает конструирование и преобразование социальной реальности для достижения соответствия идеальной модели реальной структуре потребностей»6. Вторым существенным свойством креативности является способность диалектического

4 Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 30-31.

5 Григорьян Э.Р. Социальная креативность и ее общественные предпосылки // Креативность и социальные науки : сб. ст. М., 2011. С. 9.

Там же.

отражения социума, который представляется как система онтологически взаимообусловленных факторов. Креативность проявляется в умении совмещать несовместимое, интегрировать взаимоисключающие условия, предъявляемые реальной деятельностью, тем самым создавая качественно новый продукт или осуществляя поиск красивого решения задачи.

Рассматривая право как социальный институт, регулирующий рекламу и рекламную деятельность, можно сделать вывод, что оно помогает разрешению возникающих проблем как в организационном, так и в содержательном плане. Реклама, обладая креативной функцией, представляет собой не просто голую информацию, а является синтезом информации и искусства. Это приводит к появлению ее нового содержания и форм, которые не всегда носят позитивный характер, что требует правового регулирования рекламы как социально значимого института.

Идея социальных институтов как структурных элементов социума была известна до Спенсера, но его заслуга в том, что он превратил эту идею в научную концепцию, которая оказала влияние на развитие подходов и методов социологии. Он определил, что главной задачей социологии должно быть изучение синхронного взаимодействия социальных институтов как органов самоорганизации и управления. Согласно Спенсеру, социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. В этом смысле право можно рассматривать как регулятор креативности рекламы и рекламной деятельности при условии, что оно должно быть определено в действующем законодательстве. В современном праве это запреты на использование креативных технологий в процессе рекламирования запрещенных товаров и услуг.

Позитивная социологическая теория Э. Дюркгейма определила право как социальный феномен, обусловленный действием социальных факторов. Его теоретическое наследие включает ряд работ, посвященных праву: «Заметки о юридических системах», «Уроки социологии, физики нравов и права» и др., в которых автор пишет о процессе возникновения и изменения различных видов правовых норм. В его концепции правовые нормы связаны с представлением о коллективном сознании, под которым понимается «совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образующая определенную систему, имеющую свою собственную жизнь»7. Следовательно, интенсивность коллективных чувств может оказывать влияние на исполнение правовых норм.

Основная задача исследования права заключается в поиске причинно-следственных связей между ним и социальными фактами, с тем, чтобы сформулировать закономерности его развития и

7 Цит. по: Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2006. С. 201

функционирования. При этом детерминирующее воздействие на правовую сферу, внутри которой взаимодействуют индивиды, социальные группы и институты, оказывает общественная система. Регулятором социального поведения Э. Дюркгейм считает группу правовых норм, принудительно организующих поведение граждан. В этом процессе возникают социальные взаимосвязи на уровне государственно-правового регулирования отдельных социальных институтов в их статике и динамике.

Исследуя черты классического этапа формирования социологии права в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Е. Эрлиха, М. Вебера, можно сделать вывод, что ее особенностями являются:

- преемственность в анализе права как социального регулятора с предыдущими этапами формирования правопонимания в социологии;

- понимание социологии права как части социологической теории;

- выделение общего и особенного в различных подходах к изучению права;

- определение права в терминах внутреннего порядка человеческих ассоциаций и т. д.

С точки зрения классической социологии право является совокупностью общеобязательных для исполнения норм, регулирующих социальные отношения и сферы деятельности. Право меняется в зависимости от изменения общественных отношений, поскольку является их отражением. Следовательно, в рамках классической социологии методологические подходы к исследованию права как регулятора креативности рекламы и рекламной деятельности позволяют смоделировать такую правовую среду, которая обеспечивала бы повышение качества рекламной продукции при условии ее легитимности и достоверности. Не урегулированная правом креативная реклама несет риски социальной нестабильности и угрозы информационной безопасности, интересам личности, общества и государства.

Карягина А.В. Методология исследования права как регулятора креативности рекламы и рекламной деятельности в классической социологии.

В рамках классической социологии методологические подходы к исследованию права как регулятора креативности рекламы и рекламной деятельности позволяют смоделировать такую правовую среду, которая обеспечивала бы повышение качества рекламной продукции при условии ее легитимности и достоверности. Не урегулированная правом креативная реклама несет риски социальной нестабильности и угрозы информационной безопасности, интересам личности, общества и государства.

Ключевые слова: классическая социология, право, социальный институт, реклама, рекламная деятельность, креативность.

Karyagina A.V. Methodology of the study of law as a regulator of creativity, advertising and promotional activities in classical sociology. In the framework of

classical sociology methodological approaches to the study of law as a regulator of creativity, advertising and promotional activities allow you to simulate a legal environment that would improve the quality of advertising products, subject to its legitimacy and credibility. Unsettled right creative advertising bears the risks of social instability and threats to information security, the interests of the individual, society and state.

Key words: classical sociology, law, social institution, advertising, promotional activities, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.