РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 371.7(077) DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.35.73
Н. В. Шишарина, Иркутский государственный университет
Т. А. Ромм,
Новосибирский государственный педагогический университет
О. Л. Подлиняев, Иркутский государственный университет
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Проблема. Поиск фундаментальных подходов к решению проблем сохранения здоровья человека - актуальная проблема современной науки, разработка которой требует применения современной методологии к оценке инновационных педагогических технологий в образовательных организациях с точки зрения их гигиенической безопасности.
Цель. Разработка методологических оснований исследования гигиенической оценки инновационных педагогических технологий будет научно полноценной на основе междисциплинарной интеграции, которая является основной особенностью междисциплинарного подхода как научного инструмента, применяемого в контексте проводимого исследования, разработка параметров, критериев и показателей оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях.
Методы и методология. Проблеме разработки методологических оснований гигиенической оценки процесса обучения с позиций дисциплинарного подхода посвящены исследования медицинского, физиологического характера (В. Р. Кучма, М. И. Степанова, Л. М. Текшева, Е. А. Ткачук, Н. В. Ефимова, H.-R. Lai, W.-L. Chou, G. Sundaravadhanan, H. G. Selvarajan). Результаты. Область применения методологии междисциплинарного подхода лежит в пространстве больших вызовов, возникающих с учётом взаимодействия человека и технологий на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных, социальных, естественных и других наук.
Выводы. Надёжность применения междисциплинарного подхода к решению проблемы исследования заключается в его научном ядре, которое направлено на расширенный поиск точек взаимосвязи отдельных социогуманитарных дисциплин, таких как гигиена, биология, экология, педагогика, психология, социальные и другие науки.
Ключевые слова: методология, междисциплинарный подход, инновационные педагогические технологии; гигиеническая оценка, образовательная организация.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00298 А. «Гигиеническая оценка инновационных педагогических технологий
в образовательных организациях»
Проблема и цель. Здоровье и благополучие современного человека всё больше зависит от его компетентности, которая становится необходимым фактором успешной социализации детей и подростков [12]. Модернизация системы образования [3; 4], связанная с внедрением инновационных педагогических технологий [8; 13; 15], реализацией системно-деятельностного, компетентностно-го подходов, влечёт за собой не только повышение качества образования, но также - возрастание учебной нагрузки и ухудшение состояния здоровья обучающихся. Монотонные нагрузки обучающихся, напряженность и условия их труда, выполнение большого объёма заданий не способствуют обеспечению и сохранению устойчивого уровня и благоприятной динамики функционального состояния организма (И. Э. Александрова, М. И. Степанова). Современными исследователями установлено, что высокий уровень интенсификации образования, связанный с технологией обучения, приводит к ухудшению образовательных результатов за счёт снижения уровня здоровья, нарушениям со стороны нервной системы, проявлениям девиантного поведения, психическим нарушениям, гиперактивности [5; 6]. В сочетании с повышением уровня информатизации, нацеленной на «конечный результат», девальвация фундаментальных дисциплин ведет к снижению уровня познавательной активности обучающегося. В исследованиях В. Р. Кучмы, М. И. Степановой зафиксировано, что в России лишь 10 % обучающихся могут считаться здоровыми, 50 % имеют отклонения, 40 % - хронические болезни [5; 7].
Поиск причин ухудшения состояния здоровья обучающихся в процессе воспитания и обучения становится первостепенной задачей стратегии развития современного образования [4 - 6], в поиске соответствия возрастных особенностей детей (физических, физиологических, духовно -нравственных, психических, социальных) и гигиеническим условиям организации образовател ь-ного процесса, центром которого сейчас является инновационная педагогическая технология как мощный фактор повышения качества образования. Именно гигиеническая, педагогическая и психологическая оценка инновационных педагогических технологий становится ключевым звеном в выборе образовательной организацией используемых педагогических технологий. В связи с этим актуальной становится проблема их оценки.
В гигиене детства на протяжении десятилетий шли исследования нормирования трудности учебных занятий, их утомительности, построения урока и учебного расписания, использования технических средств обучения (Ц. П. Усищева, 1977; С. М. Громбах, 1985; В. И. Агарков, 1987; Е. К. Глушкова, 1983; М. И. Степанова, 1984-2003; М. Б. Федорцева, 2007; Н. П. Гребняк, С. А. Щудро, 2010; М. А. Поленова, 2013; В. Р. Кучма, М. И. Степанова, Л. М. Текшева, 2013; Е. А. Ткачук, 2015; Н. В. Ефимова, 2016; Lai H.-R., Chou W.-L., 2015; Sundaravadhanan G., Selvarajan H. G., McPherson., 2017; и др.), в которых приводятся факты [14], подтверждающие зависимость нагрузки детей от организации образовательного процесса. При этом анализ показал, что зачастую проводимые исследования (см., напр.: О. Ю. Милушкина, Н. А. Скоблина, 2018; C. Meilstrup, L. Nielsen, 2013; М. Edraki, N. Parvizi, S. Montaseri, S. Pourahmad, 2017) носят узконаправленный, дисциплинарный характер и зачастую именно с позиций медицинской гигиены. Распространённые в педагогике методологические подходы (антропологический, системный, дисциплинарный) также оказываются недостаточными для обоснования комплексного характера оценки инновационных педагогических технологий, поскольку происходящие перемены в современном образовании - активная интеграция в образовательный процесс электронных средств обучения, изменения характера учебной деятельности и содержания школьных предметов, появление новых учебных дисциплин в сочетании с неблагоприятными показателями здоровья школьников - требуют осмысления проблемы гигиенической оптимизации обучения, затрагивающей ее различные аспекты. В связи с этим, актуальным становится поиск адекватных состоянию проблемы подходов к методологии её исследования, которая актуализируется как возможность эффективного ответа на большие вызовы с учётом взаимодействия человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных, социальных и других наук.
Цель статьи: теоретико-методологическое обоснование и аргументация базовой методологии исследования гигиенической оценки инновационных педагогических технологий с позиций
междисциплинарного подхода; разработка параметров, критериев и показателей оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях.
Методология. Проблема ограниченности предметной методологии, на которую обращают внимание философы, исследователи конца XIX - начала XX вв. (В. И. Вернадский, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский, А. А. Богданов, Б. Ф. Поршнев, Ю. В. Кнорозов, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Диль-тей и др.), вылилась в признание непродуктивности дисциплинарного разграничения в науке. Анализ существующих форм междисциплинарной кооперации позволил выявить потенциал и ограничения взаимодействия социогуманитарных и естественных наук. Речь идет о гуманизации естественнонаучного познания, а с другой стороны, проникновении естественных наук в социально-гуманитарное знание (М. М. Бахтин) [1]. Взаимодействие гуманитарных и естественных наук заметно в применении идей синергетики в социологическом, педагогическом, историческом исследованиях (И. Пригожин, Л. И. Новикова, Е. А. Долгова, Г. Г. Ершова и др.).
Методология исследования гигиенической оценки инновационных педагогических технологий строится на комплексе идей, связанных с процессами развития научной рациональности неклассической науки (В. С. Стёпин, К. Хукер, Д. Шейпир). Прежде всего, это научная концепция конвергенции наук (Р. Гир, Ф. Китчер, Н. Кэртрайт, Л. Лаудан, У. Ньютон-Смит), постулирующая интеграцию, дифференциацию, математизацию, индустриализацию, информатизацию исследовательских процессов [9]. Синергетический подход (И. Пригожин) ставит в качестве стратегической задачи познание общих принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и в социальных системах. Концепция герменевтики (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, П. Рикер, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер) оказывается полезной с точки зрения положений о диало-гичности и бинарности метода гуманитарных наук, феномене интерпретации в социально-гуманитарном знании, познании человека и общества с помощью языковых структур.
В контексте методологии исследования актуализируются идеи «мягкой» регуляции научной деятельности (Томас Кун), направленности научного познания (Карл Поппер), политеоретичности характера научной деятельности, (И. Лакатос), методологического плюрализма теоретического знания (Пол Фейерабенд) [9]. Методологическим импульсом в исследовании стал нормативно-интерпретативный подход к научному познанию (М. В. Ромм, Т. А. Ромм и др.), ведущий к отказу от универсалистских претензий навязать науке какие-либо стандарты и изучение текущих, конкретно-ситуационных параметров рациональности научной деятельности [10; 11].
Таким образом, обращение к данным методологическим основаниям позволило подойти к обоснованию подхода, учитывающего тенденции развития современного наукознания, выходящего за рамки традиционного дисциплинарного взгляда и концентрирующегося вокруг конкретных проблем и позволяющего объединить ресурсы различных дисциплин, сфокусировав их эвристический потенциал на совместном решении актуальных задач.
Результаты. Осознание многозначности и неисчерпаемости социальной реальности (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц и др.) с необходимостью допускает и предполагает существование не только бесконечного множества реальных социальных проблем, но и разнообразных методологических оснований их изучения, равно как и соответствующих им эвристических исследовательских подходов. Признание множественности версий мира в различных научных парадигмах и концептуальных системах приводит к выводу о невозможности существования какого-либо полного, единственно верного описания реальности, но правомерности сосуществования разных описаний последней -идеализаций, образов, концепций как социальных феноменов.
Несмотря на то, что с начала 1990-х годов в отечественной педагогике наблюдается тенденция обращения к неклассическим междисциплинарным и проблемно ориентированным исследовательским методам и подходам, что ведёт к интеграции и взаимопересечению естественных и гуманитарных наук. Как следствие, формируется представление о том, что переход от единой моноструктурной формации к полиструктурной системе в структуре научного знания сопровождается признанием неспособности ни одной из современных гуманитарных теоретизаций выявить и проанализировать всю совокупность сущностных свойств социальной (в том числе - образовательной) реальности. Их многочисленность характеризует многослойность, противоречивость существующей реальности и одновременно многогранность субъективных трактовок, свойственных науке постнеклассической рациональности [10].
Идея междисциплинарности связана с поиском взаимосвязи отдельных дисциплин, «диалога» между дисциплинами, в нашем случае такими, как гигиена, биология, физиология, педагогика,
психология, социальные и другие науки. Выявление специфики междисциплинарного подхода предполагает его соотнесение с системным и комплексными походами, которые в определенной степени также обращены к максимально целостному видению явления.
Так, системный подход рассматривает объект как систему, комплекс взаимосвязанных элементов: целостность, иерархичность строения, структуризация; множественность, системность. Комплексный подход (Б. Г. Ананьев) рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, ха-растеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, т. е. организацию междисциплинарного исследования.
Истоки междисципинарности берут свое начало в античной философии с её устремленностью к построению единой науки, универсальному знанию, синтезу и интеграции. Э. Джадж предложил выделять междисциплинарность как: а) формальную взаимосвязь отдельных дисциплин; б) тесную взаимосвязь дисциплин; в) единоцентризм; г) единую упорядоченную систему, гармонизированную среду [9]. В гуманитарных науках междисциплинарность становится плодотворным способом мышления и решения исследовательских многофакторных задач XXI века.
Идея междисциплинарности позволяет современной педагогической науке:
• признать сложность, многомерность, постоянную изменчивость образовательных процессов;
• воспринять способности обучающегося отражать являющуюся ему в теоретическом и практическом опыте сложность и многомерность мира;
• утверждать принципиальную дополнительность форм методологического познания, в силу чего возрастает необходимость не только объединения смыслов, лежащих вне педагогического знания, но и выхода за пределы междисциплинарных и сугубо научных форм познания;
• ориентировать на выявление и практическое решение наиболее сложных жизненных проблем, важных для детей, подростков и общества, которые по своей природе не могут быть осмыслены в рамках только педагогики;
• признать право широкого публичного обсуждения научной информации в области образования, стратегически важной для жизни общества, и сферы её применения;
• обеспечить устойчивость и сбалансированность развития педагогических систем в современном меняющемся образовательном пространстве.
Собственно, междисциплинарный подход рассматривает любой предмет вне рамок традиционных научных дисциплин, предполагает нарушение жесткости дисциплинарных делений научного знания, которые становятся «проходимыми», что способствует появлению разного рода систем «поверх» дисциплинарного деления, «меж»-системных образований, «экстра»-систем. Подход направлен на поиск взаимосвязи отдельных дисциплин, на «диалог» между дисциплинами. Это перенос знания из одной дисциплинарной области в другую при сохранении дисциплинарных делений. Иными словами, междисциплинарность методологически дополнительно обогащает то, что определено внутри дисциплинарных делений. Таким образом, «пространство» между дисциплинами прозрачно, оно не оказывает сопротивления и не влияет на качество междисциплинарного взаимодействия.
Представленная характеристика системного, комплексного и междисциплинарного подходов позволяет сделать вывод, что идеи системности, комплексности отличаются от идей междисципли-нарности тем, что междисциплинарность рассматривает:
• научную дисциплину как конвергентную (срощенную) в связи с другими науками;
• научное знание как сквозное, разноуровневое, многофакторное, интегративное;
• научный объект и предмет находятся вне рамок и пространства дисциплины.
Под междисциплинарным подходом, таким образом, понимаем подход, который реализуется при условии разноуровневого рассмотрения (напр.: на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально и т. п.), в интегративном сочетании нескольких научных дисциплин для решения многофакторных сложных исследовательских задач; при этом допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую.
В междисциплинарном подходе для определения его идентичности можно выделить три специфических компонента:
Явления, которые рассматриваются в междисциплинарном подходе: самоорганизующиеся процессы, обладающие высоким уровнем транссложности.
Методы междисциплинарного подхода есть синтез интегративные объединения, соединенные, прирощенные, присвоенные, обогащенные.
Результат применения междисциплинарного подхода - разработка моделей, в том числе и цифровых.
Под междисциплинарным подходом мы понимаем подход, который реализуется при условии разноуровневого рассмотрения (напр.: на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально), в интегративном сочетании нескольких научных дисциплин для решения многофакторных сложных исследовательских задач, при этом допускается прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую.
Таким образом, определение сущности междисциплинарного подхода, его специфики позволило выделить основные идеи и принципы исследования гигиенической оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях.
Первое. Воспитание и обучение в условиях цифрового образования сопровождается неоднозначным влиянием на здоровье обучающихся: с одной стороны, инновационные педагогические технологии повышают мотивацию к образованию в целом, с другой - интенсификация нагрузок обуславливает негативную динамику здоровья обучающихся.
Второе. Процесс воспитания и обучения в гигиенически нерациональных условиях реализации инновационных педагогических технологий в значительной степени определяется влиянием на них комплексом факторов: гигиенические, физиологические (В. Р. Кучма, Е. А. Ткачук).
Третье. Созданию безопасных для здоровья условий воспитания и обучения школьников при реализации инновационных педагогических технологий будет способствовать применение обоснованных междисциплинарных принципов организации процесса отбора данных технологий (М. И. Степанова).
Представленные идеи позволили сформулировать принципы исследования, выделить его параметры. Итак, в процессе исследования мы будем опираться на основополагающие идеи междисциплинарного подхода как продуктивной методологии, позволяющей реализовывать тесно взаимосвязанные с ним следующие принципы (правила):
- принцип социально-биологической сбалансированности, предполагающий максимальное использование положительного влияния инновационных педагогических технологий на функциональное состояние организма и мотивацию обучающихся при максимальном ограничении неблагоприятного влияния инновационных педагогических технологий;
- принцип комплексности, утверждающий учет влияния на организм обучающегося как инновационных педагогических технологий, так и условий организации образовательного процесса в целом; приоритет реализации одной инновационной технологии; учёт суммарного воздействия гигиенических, социальных, педагогических и психологических факторов на организм обучающегося; реализация эргономичных профилактических мероприятий для обучающихся;
- принцип мультидисциплинарности, который заключается в одностороннем дополнении одной научной дисциплины другой (биология/физиология; педагогика/психология), направлен на преодоление дисциплинарных ограничений и вовлечение различных дисциплин в процесс гигиенической оценки инновационных педагогических технологий; учёт возрастных, физиологических, биологических, функциональных возможностей обучающихся;
- принцип компетентности, реализация которого будет означать необходимость безопасности, доступности и взвешенности при реализации инновационных педагогических технологий в практику работы образовательной организации, что предполагает участие в данном процессе профессионалов, а также повышение компетенций всех участников образовательных отношений (педагоги, обучающиеся, родители) по вопросам безопасного использования инновационных педагогических технологий.
Соблюдение указанных принципов будет способствовать формированию профилактической экосоциальной среды в образовательной организации в условиях активного использования инновационных педагогических технологий. Выявление и обоснование данных принципов позволило выделить следующие параметры гигиенической оценки инновационных педагогических технологий:
• экобиологический (взаимодействие обучающихся со средой образовательной организации);
• социальный (отношения участников образовательных отношений);
• физиологический (функционирование, регуляция уровня организации в пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений обучающихся);
• педагогический (воспитание и обучение обучающихся в целостном педагогическом процессе);
• психологический (психическая активность обучающихся);
• образовательный (ценностные установки, цели, воспитание, обучение, опыт деятельности, компетенции, развивающие продуктивное взаимодействие участников образовательных отношений).
Данные параметры, разработка их критериев и показателей, позволят установить характер и степень влияния применяемых инновационных педагогических технологий в образовательных организациях на состояние организма обучающихся, которые могут быть оценены с учётом комплекса различных методов научного исследования. Например, при оценке физиологического параметра, при гигиенической оценке инновационных педагогических технологий будет использована методика оценки напряженности учебного труда школьников [3-5], которая фиксирует нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу ребенка. К пяти факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. Более детально методы исследования нами будут рассмотрены в следующей статье.
Согласованность, взаимосвязь и взаимообусловленность между идеями, принципами, параметрами и методами исследования оценки инновационных педагогических технологий представлены в виде таблицы.
Представленные в таблице сформулированные идеи, принципы, параметры и методы гигиенической оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях наглядно показывают нам взаимосвязь, взаимовлияние, взаимообусловленность, конвергенцию методологического аппарата нашего исследования как единой согласованной модели гигиенической оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях.
Выводы. В результате исследования методологии гигиенической оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях был выявлен и обоснован методологический подход к конструированию концепции модели гигиенической оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях; разработана модель гигиенической оценки инновационных педагогических технологий, которая включает в себя методологический подход, принципы, параметры, методы оценки.
Междисциплинарность рассматривается нами как форма организации научного познания, основанного на определенных связях между научными дисциплинами (гигиена, биология, физиология, педагогика, психология), методами и технологиями, которые обеспечивают решение комплексных научных проблем. В нашем контексте междисциплинарность характеризуется свойствами интегра-тивности дисциплин, их междисциплинарного синтеза, основанными на переносе методов исследований по одной дисциплине в другую (из гигиены в педагогику и психологию). Разработка данной идеи - одна из возможностей эффективного ответа на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных, социальных и других наук.
Таким образом, ориентация исследования на междисциплинарный подход позволяет определить гигиеническую оценку инновационных педагогических технологий в образовательных организациях как феномен, который может быть представлен через существование закономерностей между:
- уровнем здоровья обучающихся и реализацией в образовательных учреждениях инновационных педагогических технологий;
- взаимовлиянием и интеграцией гигиенических, биологических, физиологических, педагогических, психологических и социальных факторов при оценке инновационных педагогических технологий на здоровье обучающихся;
- уровнем развития гигиенических компетенций участников образовательных отношений (педагоги, обучающиеся, родители) и состоянием организма.
Модель согласованности между методологическим подходом, идеями, принципами, параметрами и методами исследования гигиенической оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ ПОДХОД
Идеи - —► Принципы -► Параметры - -► Методы исследования
Идея первая. Воспитание и обучение в условиях цифрового образования сопровождается неоднозначным влиянием на здоровье обучающихся: с одной стороны, инновационные педагогические технологии повышают мотивацию к образованию в целом, с другой стороны, интенсификация нагрузок обуславливает негативную динамику здоровья обучающихся Первый принцип. Социально-биологической сбалансированности: максимальное использование положительного влияния инновационных педагогических технологий на функциональное состояние организма и мотивацию обучающихся при максимальном ограничении неблагоприятного влияния инновационных педагогических технологий Эко- _| биологический Социальный 1 ^Метод мониторинга среды образовательной организации Метод диагностики смысложиз-ненных ориентаций обучающихся
Идея вторая. Процесс воспитания и обучения в гигиенически нерациональных условиях реализации инновационных педагогических технологий в значительной степени определяется влиянием на них комплексом факторов: гигиенические, физиологические Второй принцип. Комплексности: учёт влияния на организм обучающегося как инновационных педагогических технологий, так и условий организации образовательного процесса в целом; приоритет реализации одной инновационной технологии; учёт суммарного воздействия гигиенических, социальных, педагогических и психологических факторов на организм обучающегося; реализация эргономичных профилактических мероприятий для обучающихся Физиоло--1 гический ►Метод диагностики напряженности труда обучающегося
Идея третья. Созданию безопасных для здоровья условий воспитания и обучения школьников при реализации инновационных педагогических технологий будет способствовать применение обоснованных междисциплинарных принципов организации процесса отбора данных технологий Третий принцип. Мультидисциплинарности: который заключается в одностороннем дополнении одной научной дисциплины другой (педагогика/психология), направлен на преодоление дисциплинарных ограничений и вовлечение различных дисциплин в процесс гигиенической оценки инновационных педагогических технологий. Учёт возрастных, физиологических, биологических, функциональных возможностей обучающихся Педагоги-_ ческий Психоло-_, гический _^етод нейродидактической диагностики педагогических технологий Метод диагностики самоактуализации обучающихся
Четвёртый принцип. Компетентности: реализация данного принципа будет означать то, что внедрять в практику работы образовательной организации инновационные педагогические технологии необходимо безопасно, доступно и взвешенно. Осуществлять этот процесс должны подготовленные, профессиональные специалисты, педагоги. Формирование и повышение компетенций всех участников образовательных отношений (педагоги, обучающиеся, родители) по вопросам безопасного использования инновационных педагогических технологий Образова- , тельный Метод экспресс-диагностики социальных ценностей личности Метод диагностики мотивацион-ных ориентаций в межличностных коммуникациях Метод диагностики коммуникативной социальной компетентности Метод диагностики делового, творческого и нравственного климата в коллективе Метод экспресс-диагностики устойчивости к конфликтам
Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки программ развития образовательных организаций; для методолого-теоретического обоснования оптимальной системы профилактики здоровья обучающихся в образовательных организациях, применяющих инновационные педагогические технологии; в ходе изучение факторов и опасностей инновационных педагогических технологий в процессах воспитания, обучения, социализации и определения возможностей образовательной организации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на здоровье обучающихся; для разработки целей, содержания, форм, методов, средств и приёмов инновационных педагогических технологий по минимизации и нивелированию здоровьеразрушающих факторов; при разработке в образовательной организации системы эффективных ресурсов оптимизации применения инновационных педагогических технологий в образовательных организациях.
Библиографический список
1. Бахтин M. M. Эстетика словесного творчества. M.: Искусство, 1986. 445 с.
2. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение ; пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - M.: Канон, 1995. - 352 с.
3. Закон об образовании в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф
4. Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http ://минобрнауки.рф
5. Кучма В. Р., Степанова M. И., Александрова И. Э., Поленова M. А., Лашнева И. П., Березина H. О. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов // Гигиена и санитария. 2016. № 95(4). С. 387-391.
6. Кучма В. Р., Сухарев А. Г. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины // Гигиена и санитария. 2015. № 6. С. 66-70.
7. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Ефимова H. В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся : методические рекомендации. Иркутск: ИИПКРО, 2014. 24 с.
8. Подлиняев О. Л., Mорнов К. А. Актуальные проблемы нейропедагогики // Вестник Кемеровского государственного университета. Журнал теоретических и прикладных исследований. 2015. № 3 (63) Т. 1. С. 126-130.
9. Пястолов С. M. Генезис и перспективы трансдисциплинарности // TERRA ECONOMICUS. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). 2016. Т. 14. № 2 С. 139-158. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1594133 (дата обращения: 09.08.2016)
10. Ромм M. В. Hормативно-интерпретативный подход к изучению индетерминистских социальных феноменов // Философия образования. 2010. № 3 (32). С. 5-10.
11. Ромм Т. А. Теория воспитания в изменяющемся обществе // Вопросы воспитания. 2014. № 1. С. 57-65.
12. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _121895/
13. Шишарина H. В. Инновации в воспитании как фактор эффективного развития образовательной организации // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 20-22.
14. H.-R. Lai, W.-L. Chou, N-F. Miao, et al. A Comparison of Actual and Preferred Classroom Environments as Perceived dy Middle School Students. Journal of School Health. 2015. no. 85. pp. 388-397. DOI: 10.1111/josh.12263
15. Natalia Shisharina, Natalya Ivantsova, Irina Shilnikova, Oleg Podlinyaev. The International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Linguistics and Didactics: The SHS Web of Conferences. Vol. 50 (2018) nterdisciplinary Apprach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2018). Volgograd, Russia, April 23-28, 2018. S. Cindori, O. Larouk, E. Yu. Malushko, L. N. Rebrina and N. L. Shamne (Eds.).
N. V. Shisharina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of pedagogy,
Irkutsk State University, 1 Karl Marx st., 664003, Irkutsk, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2246-3407 e-mail: [email protected] T. A. Romm,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and psychology,
Novosibirsk State Pedagogical University, 28 Vilyuiskaya st., 630126, Novosibirsk, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5566-0418, SPIN-Kog: 5346-9431, Author ID: 219106 e-mail: [email protected] O. L. Podlinyaev,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy,
Irkutsk State University 1 Karl Marx st., 664003, Irkutsk, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6633-3997 e-mail: [email protected]
RESEARCH METHODOLOGY FOR HYGIENIC EVALUATION OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECNOLOGY IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Acknowledgments: The research is financially supported by the Russian Foundation for basic research project No. 19-013-00298 А
Introduction. The search of the fundamental approaches to the solution of problems of preservation of person's health is an acute problem of the modern science. The working out of this problem demands application of modern methodology for innovative pedagogical technologies estimation in educational establishments taking into consideration their hygienic security.
Materials and methods. Medical and physiological investigations are dedicated to this problem (V. R. Kuchma, M. I. Stepanova, L. M. Tecksheva, E. A. Tkachuk, N. V. Efimova, H.-R Lai, W.-L. Chou, G. Sundaravadhanan, H.G. Selvarajan).
Methodology of our research is based on the complex of ideas: scientific conception of convergence, drawing of sciences synergetic approach. In the context of methodology investigations the ideas of «soft» regulation of the research activities are actualize (Thomas Kun), the ideas of direction of the scie n-tific cognition, polytheotheoretical nature of the research activities, methodological pluralism of theoretical knowledge. Methodological impulse in research became normative-interpretative approach to the scientific knowledge.
Conclusions. The article describes the main ideas of research, the contents and their application. The reliability of the interdiscipline approach is based on the such disciplines as hygiene, biology, ecology, pedagogics, psychology, social and other sciences.
Keywords: methodology, interdiscipline approach, innovation pedagogical technologies, estimation of hygiene, educational establishments.
References
1. Bahtin M. M. Aesthetics of verbal creativity. Moscow: Art, 1986. pp. 445-458.
2. Durkheim E. Sociology. Its subject, method, purpose; compilation, epilogue and notes Hoffman A. B. Moscow: Canon, 1995. 352 p.
3. The Law on Education in the Russian Federation URL: http:// MHHo6pHayKH.p$
4. Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020. URL:
http://MHHo6pHayKH.p$
5. Kuchma V. R., Stepanova M. I., Alexandrova I. E., Polenova M. A., Lashneva I. P., Berezina N. O. Hygienic Assessment of Preschoolers Using Electronic Tablets. Hygiene and Sanitation. 2016, no. 95(4). pp. 387-391.
6. Kuchma V. R., Sukharev A. G. Hygiene of children and adolescents as a section of preventive medicine. Hygiene and Sanitation. 2015, no. 6. pp. 66-70.
7. Kuchma V. R., Tkachuk E. A., Efimova N. V. Hygienic assessment of the educational activity of students. Guidelines. Irkutsk: IIPCRO, 2014. 24 p.
8. Podlinyaev O. L., Mornov K. A. Actual problems of neuropedagogics. Bulletin of the Kemerovo State University. Journal of Theoretical and Applied Research. 2015, no. 3 (63) Т. 1, pp. 126-130.
9. Pyastolov S. M. Genesis and perspectives of transdisciplinarity. TERRA ECONOMICUS. - Southern Federal University, 2016. Т. 14. no. 2 pp. 139-158. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1594133
10. Romm M. V. Regulatory and interpretive approach to the study of indeterministic social phenomena. Philosophy of Education. 2010. no. 3 (32). pp. 5-10.
11. Romm M. V. Theory of education in a changing society // Questions of education. 2014. no. 1. pp. 57-65.
12. Federal Law «On the Principles of the Protection of Citizens' Health in the Russian Federation» of 11.21.2011, no. 323-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
13. Shisharina N. V. Innovations in education as a factor in the effective development of an educational organization. Siberian Pedagogical Journal. 2018. no. 3. pp. 20-22
14. H.-R. Lai, W.-L. Chou, N-F. Miao, et al. A Comparison of Actual and Preferred Classroom Environments as Perceived dy Middle School Students. Joumal of School Health. 2015. no. 85. pp. 388-397. DOI: 10.1111/josh.12263
15. Natalia Shisharina, Natalya Ivantsova, Irina Shilnikova, Oleg Podlinyaev. The International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Linguistics and Didactics: The SHS Web of Conferences. Volume 50 (2018) nterdisciplinary Apprach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2018). Volgograd, Russia, April 23-28, 2018. S. Cindori, O. Larouk, E.Yu. Malushko, L.N. Rebrina and N. L. Shamne (Eds.).
Поступила в редакцию 12.02.2019 © Н. В. Шишарина, Т. А. Ромм, О. Л. Подлиняев, 2019
Авторы статьи:
Наталья Викторовна Шишарина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Иркутский государственный университет, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, е-mail: [email protected] Татьяна Александровна Ромм, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, е-mail: [email protected]
Олег Леонидович Подлиняев, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Иркутский государственный университет, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, е-mail: [email protected]
Рецензенты:
Е. А. Александрова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Н. А. Переломова, доктор педагогических наук, профессор, зам. директора, Учебно-методический центр развития социального обслуживания, Иркутск.