Научная статья на тему 'Методология использования технологии бенчмаркинга'

Методология использования технологии бенчмаркинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование / метод / бенчмаркинг / колесо бенчмаркинга / конкурентное преимущество / the research method / the benchmarking wheel the benchmarking / competitive advantage

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баурина С. Б.

В данной статье рассматривается методология использования технологии бенчмаркинга. Автор анализирует основные фазы проведения бенчмаркингового исследования. Определены преимущества бенчмаркинга перед другими инструментами управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баурина С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING METHODOLOGY FOR THE USE OF TECHNOLOGY

This article discusses the methodology of using the technology of benchmarking. The author analyzes the main phases of conducting benchmarking studies. Advantages of benchmarking over other management tools.

Текст научной работы на тему «Методология использования технологии бенчмаркинга»

БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com/

УДК 005.22

МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЕНЧМАРКИНГА BENCHMARKING METHODOLOGY FOR THE USE OF TECHNOLOGY

Баурина С.Б.

к.э.н., доцент кафедры экономики промышленности ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва e-mail: [email protected] Bourina S.B.

Ph. D., associate Professor in the Department of industrial Economics Federal STATE budgetary educational institution "the Russian economic University

them. G.V. Plekhanova", Moscow e-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматривается методология использования технологии бенчмаркинга. Автор анализирует основные фазы проведения бенчмаркингового исследования. Определены преимущества бенчмаркинга перед другими инструментами управления.

Abstract: This article discusses the methodology of using the technology of benchmarking. The author analyzes the main phases of conducting benchmarking studies. Advantages of benchmarking over other management tools.

Ключевые слова: исследование, метод, бенчмаркинг, колесо бенчмаркинга, конкурентное преимущество.

Keywords: the research method, the benchmarking wheel the benchmarking, competitive advantage.

Бенчмаркинг - это процесс, который должен вести к повышению производительности и качества труда. Он фокусируется на внутренних процессах. Только если имеется знание, как происходят процессы, можно понять и адаптировать лучший опыт или инновации других организаций. Это дает организации конкурентное преимущество [2, с. 18].

Исследование методом бенчмаркинга состоит из нескольких фаз. Совокупность фаз образует модель. Одна из таких моделей называется «колесо бенчмаркинга», представленная на рисунке.

Обычно исследование методом бенчмаркинга продолжается шесть - восемь месяцев в зависимости от масштаба процесса, который изучается. Однако внедрение улучшений (основная часть фазы адаптации) может продолжаться дольше. Для других фаз модели норма такова: примерно 50% времени - планирование, 20% - изучение процесса партнера, 30% - анализ собранных данных [1, с. 148].

Рассмотрим каждую из этих фаз рассматриваемой модели бенчмаркинга подробнее.

7

БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com/

Планирование - это первая фаза модели, она содержит четыре шага: выбор процесса предприятия для его последующего бенчмаркинга; формирование команды бенчмаркинга; понимание и документирование процесса, подлежащего бенчмаркингу; определение показателей процесса.

Рисунок - Процесс бенчмаркинга (модель «колеса бенчмаркинга»)

Бенчмаркинг - это один из инструментов, дающий самые радикальные изменения. Его использование требует наибольших затрат денег и времени. Поэтому бенчмаркинг не стоит использовать для совершенствования первого попавшегося бизнес-процесса. Его следует использовать для наиболее критичных, определяющих процессов. Отметим, что первый шаг фазы планирования имеет место только в тех редких случаях, когда бенчмаркинг используется изолированно, вне связи с другими инструментами. На втором шаге надо сформировать команду, которая примет на себя ответственность за выполнение соответствующих исследований. Численность такой команды меняется от трех до восьми человек в зависимости от объема исследований и имеющихся ресурсов. Сформированная команда бенчмаркинга выполняет третий шаг: проверяет избранный процесс, пытается его понять, документировать, если это не сделано раньше, до принятия решения о бенчмаркинге. Заключительный, четвертый шаг фазы планирования - определение показателей процесса. По этим показателям можно определить их текущий уровень, сравнить с показателями партнеров по бенчмаркингу, измерить их улучшения [1, с. 155].

Особенности бенчмаркинга рельефно проявляются в следующей фазе, - фазе поиска и выбора партнеров.

Поиск. Из рисунка следует, что различные повороты колеса бенчмаркинга нужно проходить последовательно. Однако это не совсем так. Суть в том, что фаза поиска партнеров требует гораздо большего времени, чем фаза планирования. Если сначала завершить фазу планирования, а потом

8

БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com/

начать фазу поиска, то темп работ будет утрачен. Рекомендация: нужно проводить поиск партнеров параллельно с процессом планирования. Можно начать поиск на ранней стадии фазы планирования.

Фаза поиска партнеров для бенчмаркинга состоит из следующих шагов: разработка перечня критериев, которым должен удовлетворять идеальный партнер по бенчмаркингу; поиск потенциальных партнеров для бенчмаркинга; сравнение кандидатов и выбор одного или более партнеров; установление контактов с выбранными партнерами, обеспечение их участия в исследовании.

Наблюдение. На этой фазе происходит документирование процесса у партнера, точно так же как это было сделано для собственного процесса в фазе планирования. Эта фаза включает в себя три шага: оценка потребностей в информации и ее источников; выбор методов и инструментов для сбора данных и информации; непосредственный сбор данных, их расшифровка [3, с. 55]. Информацию для бенчмаркинга получают на трех уровнях: показатели; практика; возможности.

Последний шаг наблюдений - их интерпретация (расшифровка). Интерпретация данных должна проводиться сразу после завершения их сбора. Она проводится командой.

Анализ проводится с целью выдвижения содержательных предложений по совершенствованию. Фаза анализа данных в общем виде состоит из пяти шагов: сортировка собранной информации и данных; контроль качества собранной информации и данных; нормализация собранных данных; идентификация зазоров в уровнях показателей; идентификация причин этих зазоров.

Адаптация. Фаза адаптации (внедрения) - это нечто, исключительно присущее бенчмаркингу. Фаза адаптации состоит из четырех шагов: описание идеального процесса и обобщение действий по улучшению, основанных на нем; задание целей для совершенствования; разработка плана внедрения, его реализация, мониторинг прогресса; написание итогового отчета о результатах бенчмаркинга.

После завершения бенчмаркинга пишется итоговый отчет. Он включает в себя описание исследования, содержит извлеченные при этом уроки и рекомендации для последующих исследований. Отчет - это документ, который представляет интерес для участников и всех заинтересованных сторон. Кроме того, в отчете стоит описать дальнейшие действия по совершенствованию, которых не удалось достичь в рамках проекта. Отчет обязательно направляется партнерам по бенчмаркингу в благодарность за их участие. В отчете следует отметить всех участников бенчмаркинга, а также возможных участников аналогичных исследований в будущем.

Основными преимуществами бенчмаркинга перед другими инструментами управления являются творческий характер, использование достижений как конкурентов, так и компаний из неконкурентной среды; основой для анализа при этом служат не только показатели, но и функции, процессы, стратегии [4, с. 140]. Теория и практика использования данного инструмента показывает высокую эффективность бенчмаркинга и возможность не только достичь результатов конкурентов, но и превзойти их.

Список литературы:

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен. М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. 432 с.

2. Баурина С.Б. Управление качеством в отраслях материального производства: монография / С. Б. Баурина. Саранск: ООО «13РУС-Принт», 2015. 176 с.

3. Баурина С.Б. Управление документацией в системе менеджмента качества предприятия // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2013. №2(3). С. 53-57.

4. Катайкина Н. Н. Необходимость планирования и прогнозирования социально-экономических

9

БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com/

процессов в регионе // Интеграция образования в условиях инновационной экономики: матер. Междунар. науч.- практ. конф. (Саранск, 8-9 апреля 2014 г.). - Саранск: ЮрЭксПрактик, 2014. - С. 139-141.

References:

1. Andersen B. Biznes-protsessy. Instrumenty sovershenstvovaniya / B. Andersen. M.: RIA «Standarty i kachestvo», 2008. 432 s.

2. Baurina S.B. Upravleniye kachestvom v otraslyakh material'nogo proizvodstva: monografiya / S.B. Baurina. Saransk: OOO «13RUS-Print», 2015. 176 s.

3. Baurina S.B. Upravleniye dokumentatsiyey v sisteme menedzhmenta kachestva predpriyatiya // Nauchnyye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy. 2013. №2(3). S. 53-57.

4. Kataykina N.N. Neobkhodimost' planirovaniya i prognozirovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov v regione // Integratsiya obrazovaniya v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Saransk, 8-9 aprelya 2014 g.). - Saransk: YurEksPraktik, 2014. - S. 139141.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.