Научная статья на тему 'Технология бенчмаркинга в организации управления'

Технология бенчмаркинга в организации управления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
551
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / BENCHMARKING / TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT / MANAGEMENT MODEL / BUSINESS ADMINISTRATION IN HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Садовой Михаил Анатольевич, Бедорева Ирина Юрьевна, Ставский Александр Евгеньевич

Бенчмаркинг определяется как особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов. В статье рассматриваются различные модели процесса бенчмаркинга. Делается вывод о необходимости разработки стандартов внедрения технологии бенчмаркинга в медицинское учреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Садовой Михаил Анатольевич, Бедорева Ирина Юрьевна, Ставский Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING TECHNOLOGY IN THE BUSINESS ADMINISTRATION

Benchmarking is defined as special administrative procedure of introduction the technologies, standards and methods of work of the best analogical organizations to practice of work in the organization. Various models of benchmarking process are surveyed in the article. The necessity of standards development upon introduction of benchmarking technology in medical institution is concluded.

Текст научной работы на тему «Технология бенчмаркинга в организации управления»

№ 6 - 2013 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 614.2:338.24

ТЕХНОЛОГИЯ БЕНЧМАРКИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

М. А. Садовой, И. Ю. Бедорева, А. Е. Ставский

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

Бенчмаркинг определяется как особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов. В статье рассматриваются различные модели процесса бенчмаркинга. Делается вывод о необходимости разработки стандартов внедрения технологии бенчмаркинга в медицинское учреждение.

Ключевые слова: бенчмаркинг, технологии управления, модели управления, организация управления в здравоохранении.

Садовой Михаил Анатольевич — доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «НИИ травматологии и ортопедии», заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 224-54-74, е-таШ MSadovoy@niito.ru

Бедорева Ирина Юрьевна — доктор медицинских наук, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 363-12-38, е-таШ IBedoreva@niito.ru

Ставский Александр Евгеньевич — аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 201-13-01, е-таШ aestavsky@yandex.ru

Бенчмаркинг, или эталонное сопоставление, вошел в арсенал инструментов управления сравнительно недавно, поэтому в России не каждый экономический словарь содержит определение данного явления. Бенчмаркинг — это подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации [1-3].

Бенчмаркинг способствует открытости и повышению эффективности бизнеса: предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании;

выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире; ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске; сокращает затраты на процесс улучшения. Успешная предпринимательская деятельность, проявляющаяся для организации в получении прибыли, а для потребителей — в повышенном спросе на товар (услугу), предложенный организацией, зависит от эффективности сформированной и действующей системы обеспечения конкурентоспособности.

Повышение конкурентоспособности организации во многом зависит от возможности и качества управления конкурентными преимуществами [4-6]. Под конкурентным преимуществом принято понимать те характеристики, которые создают для производящей и реализующей данный продукт организации определенное превосходство над ее конкурентами [7-9]. Такое превосходство является относительным и определяется в сравнении с конкурентом.

Бенчмаркинг (от англ. benchmark — «начало отсчета», «зарубка») — это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других более успешных фирм. Термин «benchmark» был заимствован в строительстве и в горной промышленности, где им обозначается фиксированная точка, чье местоположение точно определено в трех измерениях. Эта точка принимается за начало отсчета при измерении расстояния, площади поверхности. Термин был позаимствован управленческой наукой как метафора того эталона, к которому надо стремиться, обычно определяемого в терминах эффективности [9, с. 28; 10].

Бенчмаркинг в отечественной экономике определяется как [11] метод контроля; особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов; непрерывный поиск новых идей и последующее использование на практике; непрерывный систематизированный процесс усовершенствования различных аспектов деятельности компании; механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других более успешных фирм.

Стандартный процесс бенчмаркинга можно представить с помощью моделей бенчмаркинга [12]. Одна из них называется «Колесо бенчмаркинга» и состоит из ряда этапов: планирование, исследование, наблюдение, анализ, адаптация.

Этап 1 — «Планирование». Для введения в деятельность предприятия проектов бенчмаркинга используется план, который содержит полную опись всех пунктов реализации. Для данного этапа необходимо выполнить следующий перечень работ: 1) определить объект бенчмаркинга; 2) разработать план сбора информации; 3) согласовать план с ведущими экспертами области; 4) обеспечить поддержку высшему руководству; 5) разработать план определения критериев; 6) охарактеризовать объект бенчмаркинга.

К самым известным бенчмаркинговым объектам относятся уровни запасов (пациенты), наличие незавершенного производства (диспансерные группы), количества отходов (сложные в лечении случаи) и уровня брака (жалобы, судебные тяжбы).

Этап 2 — «Исследование». Данный этап предполагает: 1) установление необходимых параметров для исследования; 2) выбор видов бенчмаркинга; 3) определение кандидатов на проведение бенчмаркинга; 4) сбор открытых данных.

До сбора данных об исследуемых компаниях нужно осуществить сбор базовой информации о внутриорганизационных процессах. На данном этапе нужно сделать выбор видов бенчмаркинга, которые соответствуют как целям, так и потенциалу организации.

Трехэтапный подбор партнера для бенчмаркинга называется процессом STC. Название его происходит из начальных букв трех английских слов — skim, trim, cream. Первый этап (S) — беглый обзор (от «to skim» — бегло прочитать, пробежать глазами), когда делают общий обзор имеющихся источников информации, а также собирают дополнительные доступные данные. Второй (T) — приведение в порядок (от «to trim» — отделывать, шлифовать, приводить в порядок), подробное описание имеющихся к этому моменту сведений. Третий этап © — выбор лучших (от «to cream» — «снимать сливки»), выбор подходящих партнеров.

Этап 3 — «Наблюдение». Данный этап характеризуется активным сбором информации. В основном информация собирается при прямом контактировании с выбранным объектом исследования. Важным моментом сбора информации являются беседы с сотрудниками потенциально выбранной компании и с экспертами. На этапе «наблюдение» осуществляется: 1) установление соглашение о проведении бенчмаркинга с потенциально выбранным партнером; 2) определение плана и метода сбора информации, обеспечивающих предоставление соответствующей информации; 3) проведение аудита своей компании; 4) подготовка к реализации принципа бенчмаркинга через сбор открыто предоставляемых данных. Самыми эффективными инструментами получения необходимой информации являются телефонные беседы, встречи визави, проведение опросов посредством электронной почты.

Этап 4 — «Анализ». Информация, которая была получена в результате бенчмаркинга, делится на две категории: 1) критерии деятельности организации — то, что уже было достигнуто организацией; 2) средства и методы, благодаря которым были достигнуты полученные показатели деятельности компании. Полученные результаты будут бесценны в случае, если информация, полученная об исследуемой организации, может быть полностью сопоставлена со схожей информацией (либо, если параметры исследуемой компании выше) по предприятию-партнеру.

Этап 5 — «Адаптация». Адаптация результатов бенчмаркинга обычно является труднейшим для организации периодом. Две одинаковых организации существовать не могут: параметры деятельности одной организации наверняка не подойдут для другой. Следствием этого является необходимость выбора стратегии, обеспечивающей обратную связь с потребителем для удостоверения эффективности рекомендованных мер. Основная стратегия внедрения — решение по полученной в результате бенчмаркинга информации, содержащей критерии для осуществления «Кайдзен», дополнительная — вовлечение в бенчмаркинг как специализированных групп, так и персонала организации. Еще одной стратегией является необходимость улучшения процессов бенчмаркинга — выявить «лучший опыт» в бенчмаркинге.

Разработанные научные подходы к организации работ в сфере технологии бенчмаркинга будут способствовать в системе здравоохранения:

• улучшению внутреннего взаимодействия отдельных субъектов при реализации инновационного цикла;

• повышению результативности оказания медицинской услуги;

• рациональному распределению ресурсов;

• снижению количества затратных неэффективных методов лечения, длительности цикла выполнения услуги и внутренних затрат учреждения;

• повышению мотивации персонала на достижение конечных результатов;

• созданию работающего механизма постоянного улучшения процессов организации оказания медицинской услуги.

Необходима разработка стандартов внедрения технологии бенчмаркинга в медицинское учреждение.

Список литературы

1. Tim Stapenhurst. The Benchmarking Book : A How-to-Guide to Best Practice for Managers and Practioners. — London : Elsevier Ltd, 2009. — 496 p.

2. Benchmarking for Nonprofits : How to Measure, Manage, and Improve Performance.

— http://www.fieldstonealliance.org/client/tools_you_can_use/04-26-05_Benchmarking.cfm

3. Explanation of benchmarking. — http://www.12manage.com/methods_benchmar-king.html

4. Латуха О. А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций : теоретические концепты / О. А. Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4. — C. 59-82.

5. Латуха О. А. Роль высших учебных заведений в создании инноваций / О. А. Латуха, Ю. В. Пушкарёв // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2013. — № 3. — С. 66-72.

6. Пушкарёв Ю. В. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью университета как инновационного вуза / Ю. В. Пушкарёв, О. А. Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 1 (5).

— C. 25-31.

7. Юдникова Е. С. Обеспечение направлений формирования инновационного потенциала торговой предпринимательской структуры : научное издание / Е. С. Юдникова, В. Н. Халезов. — СПб. : ТЭИ, 2010. — 104 с.

8. Латуха О. А. Оценка инновационной деятельности интегрированных структур: теоретико-методологические аспекты / О. А. Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2013. — № 4. — С. 58-67.

9. Латуха О. А. Математическая модель инновационной деятельности современного вуза / О. А. Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2011. — № 1. — C. 69-73.

10. Аренков И. А. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / И. А. Аренков, Г. Л. Багиев.

— СПб. : СПбУЭФ, 1997.

11. Латуха О. А. Возможности применения бенчмаркинга в здравоохранении / О. А. Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.

— 2013. — № 6. — С. 90-95.

12. Кузьмин А. М. Бенчмаркинг / А. М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. — 2007.

— № 2. — C. 71.

BENCHMARKING TECHNOLOGY IN THE BUSINESS ADMINISTRATION

М. А. Sadovoy, I. Y. Bedoreva, A. E. Stavsky

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health (Novosibirsk c.)

Benchmarking is defined as special administrative procedure of introduction the technologies, standards and methods of work of the best analogical organizations to practice of work in the organization. Various models of benchmarking process are surveyed in the article. The necessity of standards development upon introduction of benchmarking technology in medical institution is concluded.

Keywords: benchmarking, technologies of management, management model, business administration in health care.

About authors:

Sadovoy Mikhail Anatolyevich — doctor of medical sciences, professor, head of FSBE «Scientific research institute of traumatology and orthopedics», head of chair of health care organization and public health at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (383) 224-54-74, e-mail: MSadovoy@niito.ru

Bedoreva Irina Yurevna — doctor of medical sciences, professor of chair of health care organization and public health of FAT & PDD at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (383) 363-12-38, e-mail: IBedoreva@niito.ru

Stavsky Alexander Evgenievich — post-graduate student of chair of health care organization and public health of FAT & PDD at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (383) 201-13-01, e-mail: aestavsky@yandex.ru

List of the Literature:

1. Tim Stapenhurst. The Benchmarking Book : A How-to-Guide to Best Practice for Managers and Practioners. — London : Elsevier Ltd, 2009. — 496 p.

2. Benchmarking for Nonprofits : How to Measure, Manage, and Improve Performance.

— http://www.fieldstonealliance.org/client/tools_you_can_use/04-26-05_Benchmarking.cfm

3. Explanation of benchmarking. — http://www.12manage.com/methods_benchmar-king.html

4. Latukha O. A. Formation of the effective economic base of higher educational institution on the basis of development of innovations: theoretical concepts / O. A. Latukha // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2011. — № 4. — P. 59-82.

5. Latukha O. A. Role of higher educational institutions in creation of innovations / O. A. Latukha, Y. V. Pushkarev // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2013.

— № 3. — P. 66-72.

6. Pushkarev Y. V. Assessment of effective management in innovative activity of university as innovative higher education institution / Y. V. Pushkarev, O. A. Latukha // Bulletin

of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012. — № 1 (5). — P. 25-31.

7. Yudnikova E. S. Providing directions of formation of innovative capacity of trade enterprise structure: scientific edition / E. S. Yudnikova, V. N. Khalezov. — SPb.: TEI, 2010. — 104 P.

8. Latukha O. A. Assessment of innovative activity of integrated structures: theoretical — methodological aspects / O. A. Latukha // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2013. — № 4. — P. 58-67.

9. Latukha O. A. Mathematical model of innovative activity of the modern higher education institution / O. A. Latukha // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2011.

— № 1. — P. 69-73.

10. Arenkov I. A. Benchmarking and marketing decisions / I. A. Arenkov, G. L. Bagiev. — SPb.: SPbUEF, 1997.

11. Latukha O. A. Possibilities of benchmarking application in the health care / O. A. Latukha // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2013. — № 6. — P. 90-95.

12. Kuzmin A. M. Benchmarking / A. M. Kuzmin // Methods of quality management. — 2007.

— № 2. — P. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.