Научная статья на тему 'Методология информационно-когнитивного подхода к управлению развитием высшего образования'

Методология информационно-когнитивного подхода к управлению развитием высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / MANAGING DEVELOPMENT / METHODOLOGY / INFORMATION-COGNITIVE APPROACH / REGULARITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Елена Юрьевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска инновационных механизмов управления развитием системы высшего образования в условиях внешних и внутренних социокультурных трансформаций. Цель статьи выявление потенциала информационно-когнитивного подхода как методологической возможности снижения энтропии системы высшего образования в целях управления ее развитием. Автором обоснован информационно-когнитивный подход, снижающий риск принятия неправильных управленческих решений и определены его закономерности, способствующие получению достоверных знаний о состоянии системы высшего образования. Выведенные автором принципы (системности, антропоцентризма, хронотопа, процессности и итерационности) обусловливают возможность реализации информационно-когнитивного подхода в практике управления развитием системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

МЕTHODOLOGY OF INFORMATION-COGNITIVE APPROACH TO THE MANAGING DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The actuality of research is determined by the need of search of those innovative mechanisms of managing development of system of higher education in the conditions of outer and inner socio cultural transformations. The goal of the article is to find out the potential of information cognitive approach as a methodological possibility of lowering the degree of entropy in the system of higher education to the purpose of managing its development. The author proves information-cognitive approach, which lowers the risk of choosing wrong managerial decisions and defines its regularities, which stimulate getting trustworthy knowledge about the condition of system of higher education. Revealed principles of managing the development of system of higher education (systematic character, anthropocentrism, chronotope, process character and iterative character) determine the possibility of realization of information-cognitive approach in the managerial practice.

Текст научной работы на тему «Методология информационно-когнитивного подхода к управлению развитием высшего образования»

УДК 378

МЕТОДОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Е.Ю. Левина

'Статья подготовлена в рамках проекта 27.7428.2017/8.9 «Исследование и анализ современных методологических, психолого-педагогических, научно-методических и социологических исследований в сфере профессионального образования»

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска инновационных механизмов управления развитием системы высшего образования в условиях внешних и внутренних социокультурных трансформаций. Цель статьи - выявление потенциала информационно-когнитивного подхода как методологической возможности снижения энтропии системы высшего образования в целях управления ее развитием. Автором обоснован информационно-когнитивный подход, снижающий риск принятия неправильных управленческих решений и определены его закономерности, способствующие получению достоверных знаний о состоянии системы высшего образования. Выведенные автором принципы (системности, антропоцентризма, хронотопа, процессности и итерационности) обусловливают возможность реализации информационно-когнитивного подхода в практике управления развитием системы высшего образования.

Ключевые слова: система высшего образования, управление развитием, методология, информационно -когнитивный подход, закономерности.

МЕTHODOLOGY OF INFORMATION-COGNITIVE APPROACH TO THE MANAGING DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

E. Levina

Abstract: The actuality of research is determined by the need of search of those innovative mechanisms of managing development of system of higher education in the conditions of outer and inner socio - cultural transformations. The goal of the article is to find out the potential of information - cognitive approach as a methodological possibility of lowering the degree of entropy in the system of higher education to the purpose of managing its development. The author proves information-cognitive approach, which lowers the risk of choosing wrong managerial decisions and defines its regularities, which stimulate getting trustworthy knowledge about the condition of system of higher education. Revealed principles of managing the development of system of higher education (systematic character, anthropocentrism, chronotope, process character and iterative character) determine the possibility of realization of information-cognitive approach in the managerial practice.

Keywords: system of higher education, managing development, methodology, information-cognitive approach, regularities.

В современных условиях существенно меняется характер управления системой высшего образования, приобретая статус непрерывного управления развитием, требуя гибкости, адаптивности, ситуативности, динамичной корректировки целей, задач и концепций управления. Важно отметить цикличность образования, его ориентацию на будущее общества, отсроченность

образовательного результата на значительный временной период (не менее 15 лет), тем самым определяя возникновение временного лага в оценке реформирования образовательных систем.

Недостаточность системных механизмов управления, информационной открытости,

обеспечивающей понимание состояния системы высшего образования; необходимость реального участия в управлении образованием всех агентов образования (лиц, заинтересованных в результативности системы); недооценка особенностей каждого человека, являющегося основным субъектом развития, обостряют проблемы высшего образования как системы, обеспечивающей одновременно целостность, воспроизводство и развитие общества.

Понимая управление развитием системы высшего образования как управление образовательной деятельностью в условиях методологических, организационных,

содержательных и технологических

трансформаций, мы определяем следующие ограничения:

- потенциал системы высшего образования в существенной степени зависит от типа организации взаимодействия ее элементов и их качественных характеристик;

- для системы высшего образования характерна высокая степень неустойчивости: «причина» и «следствие» могут меняться местами;

- система высшего образования может сохранить устойчивость функционирования и развития за счет положительного противодействия негативным внешним и внутренним условиям;

- структурная устойчивость системы высшего образования определяется устойчивостью своей наиболее слабой подсистемы, вносящей вклад в результативность;

- длительность циклов развития системы, подсистем и входящих в них элементов, имеет разные периоды, при этом эти циклы сложным образом синхронизированы между собой;

- проявление нестабильности или кризисов системы высшего образования наблюдается во внешней среде и во внутренней среде, при этом кризис вызывает необходимость системных изменений и функций управления развитием при сохранении результативности;

- коэффициент полезного действия образовательной системы существенно ниже 100%.

Рассматривая систему высшего образования с позиций теории систем, мы констатируем, что данная система в полной мере может быть отнесена к классу динамических (то есть изменяемых во времени) и активных систем, когда управляемые элементы системы (агенты образования, заинтересованные в

результативности системы: обучающиеся, сотрудники образовательных организаций, работодатели, общество и государство в целом) могут изменять свое состояние самостоятельно на основе собственного уровня предпочтений, ценностей и мотивов. Управление развитием образования, как и любым другим объектом, направлено на изменение ее текущего состояния и траектории развития для реализации поставленных целей. Выделенные нами ограничения и особенности управления развитием системы высшего образования требуют разработки инновационных, высоко динамичных адаптивных механизмов и моделей, не позволяя в полной мере транслировать методы управления технических и социально-экономических систем.

Одним из наиболее перспективных направлений современной управленческой мысли является ориентация на решение возникающих проблем на основе знаний. Исследователи сложных

слабоструктурированных систем (Р. Аксельрод, И.В. Прангишвили и др.) считают, что использование когнитивного подхода и когнитивного моделирования способно повысить эффективность управления, поскольку, знания -это, прежде всего, информация, позволяющая решать проблемы [1, 2].

Авторский коллектив Института проблем управления РАН отмечает, что «когнитивный подход к исследованию слабоструктурированных ситуаций,... необходим из-за ограниченности применения точных моделей,... подготовки и принятия управленческих решений по разрешению слабоструктурированных проблем и ситуаций, возникающих при

функционировании и развитии таких систем», и выделяет два основных класса задач в рамках развития когнитивного подхода в управлении: 1) «разработка теоретических основ, методов и технологий построения моделей на базе когнитивного подхода»; 2) «развитие инструментальных средств поддержки интеллектуальной деятельности человека при управлении развитием слабоструктурированных систем и ситуаций» [3].

Явно прослеживающаяся связь между двумя категориями управления - «информацией» и «когнитивностью» (образом, знаниями) требует раскрытия, поскольку, использует еще и «неявное знание в виде человеческого опыта» [4], присущее управлению социальными системами. Рассматривая ранее систему высшего образования с позиций информационного подхода [5], мы опирались на идею о том, что внешняя и внутренняя среда системы, в силу возможности ее создания и функционирования, имеет всю информацию для ее развития, а восприятие этой информации пользователем (исследователем, управляющим) может быть расширено от простой визуализации до анализа, если с помощью дополнительных действий извлечь из нее характеристики, отражающие ее качественные свойства [6, 7].

Мы имеем знания о способах и закономерностях функционирования самой системы, ее элементов (образовательных организаций) - нарративы; «знания» самой образовательной организации, определяемые ее традициями, местом и ролью в системе образования страны, региона, города; «знания»

как образовательный ресурс организации, включающие в себя предметные, социальные, педагогические направления и др. Нарративы, значимые для управления образовательной системой, несут в себе основные законы ее функционирования и требования к результативности, способствуя формированию системы управления в каждой образовательной организации. Информационная атомарность системы высшего образования образуется из пересечения информационного потенциала системы (общего потока информации) и информации, воспринятой пользователем в текущий момент; именно это пересечение образует в итоге организационные знания, способствующие эффективности управления.

В этом контексте, нам представляется необходимость интеграции информационного и когнитивного подхода, с целью разработки инновационных моделей и механизмов управления развитием высшего образования, основанных на знаниях о функционировании системы и их новом воспроизводстве [8]. Истоки информационно-когнитивного подхода обнаруживаются в психологии (Р.Л. Солсо [9], Б.М. Величковский [10] и др.), как развитие теории восприятия, когда «действуя» через стимул сенсорной памяти и «описание процесса восприятия в терминах приема, хранения и переработки информации, принимается решение об ответной реакции» [11]. Данный подход не получил широкого распространения в связи с невозможностью сконструировать сознательный избирательный чувственный образ в ходе акта последовательной обработки стимульной информации, имеющего четко определенное начало (предъявление стимула) и конец (реакция). И проблема этого очевидна -субъективность стимула, а следовательно, и субъективный образ представления какого-либо объекта, процесса или явления.

С позиций управления развитием высшего образования субъективность восприятия информации о закономерностях

функционирования образовательной системы или процессов мы предполагаем снизить посредством:

- привлечения к управлению (а значит, и к ответственности за результат) всех агентов высшего образования путем согласования их интересов в сфере достижения качества образования [12, 13];

- использовании в процессе принятия управленческих решений явных педагогических закономерностей и связей (относительно обучающихся и педагогов, их взаимодействия

как единичных агентов - представителей сообщества, способных отразить

индивидуальные особенности агента) [14];

- формализации характеристик образовательной деятельности и ее экспертного оценивания [15];

- использования инструментария искусственного интеллекта и технологий компьютерного моделирования в оценке состояния системы высшего образования.

Преодоление субъектности позволяет учесть сложность структуры системы высшего образования и поведение ее агентов и применить информационно-когнитивный

подход к управлению ее развитием с целью обеспечения непрерывной цикличности превращения информации о состоянии системы в знания для управления ею, с помощью которых можно «добыть» новую информацию, провести когнитивный анализ, обеспечивая возможность динамического отклика на действия системы, ее интернальные и экстернальные возмущения. Организационные знания, определяемые внутри системы в каждый конкретный момент времени, подвергаются изменениям при вариабельности

образовательных процессов (внешней или внутренней), формируя новые способы решения задач управления в целях снижения энтропии системы и повышения ее продуктивности для всех агентов образования.

При обосновании принципов управления развитием высшего образования на основе информационно-когнитивного подхода нами были установлены следующие закономерности:

- управление развитием высшего образования обеспечивает целенаправленную организацию взаимодействия агентов системы в контексте достижения результативности системы. Принцип системности, вытекающий из данной закономерности, обусловливает достижение поставленной перед системой цели через установление иерархии целей элементов системы высшего образования; обеспечение оптимальных путей решения оперативных и стратегических задач через организационные, педагогические, психологические и социальные знания системы высшего образования; контроль, оценку, анализ результатов деятельности системы высшего образования;

- агенты высшего образования осуществляют собственное воздействие на результативность образовательной системы. Эта закономерность обусловливает принцип антропоцентризма, определяя необходимость представления человека (личности) как

системообразующего элемента в рамках функционирования системы высшего образования и акцентуализацию на деятельность всех агентов системы высшего образования по достижению поставленных образовательных целей, поскольку именно через нее осуществляется функционирование образовательной системы;

- система высшего образования создает обособленную систему координат, в рамках которой действуют определенные циклы профессионального и личностного развития обучающегося. Данная закономерность определяет содержание принципа хронотопа в управлении развитием образования, предполагающего необходимость различения внутреннего пространства и времени системы высшего образования, определяемые ее функционалом, относительно внешних координат времени и пространства. Важно отметить, что пространством здесь выступает образовательная среда, а временем - срок обучения каждого студента;

- управление развитием системы образования (и ее элементов) должно обеспечить комплексность и устойчивость функционирования, высокое качество результатов. Из данной закономерности логично вытекает принцип процессности, определяя формирование отлаженных процедур образовательной деятельности с позиций качественных характеристик всех ее процессов и направленности на совершенствование их качества путем внедрения стандартов качества в технологии управления развитием системы высшего образования;

- адаптивность системы высшего образования тем действеннее, чем раньше выявлены и оценены тенденции изменения системы и ее внутренние возможности, проанализированы возможные реакции системы и риски сценариев развития. Реализация принципа итерационности может рассматриваться в качестве перспективного управленческого механизма адаптации в случае значимых изменений внешних и/ или внутренних условий существования системы, обеспечивая поддержку ее баланса при достижении планируемых целей, соответствие стандартам обучения и требованиям агентов образования;

- анализ состояния системы высшего образования определяется на основе формализации информационных описаний

процесса (качественно-количественных

показателей). Эта закономерность раскрывается в принципе педагогической диагностичности, согласно которому необходима не только четкая постановка педагогических целей и измерение уровня ее достижения, но и оценка разрешающей способности и точности измерений, выступающих основой постановки педагогического диагноза и дальнейшей педагогической деятельности на его основе -коррекции или развития. Результатами педагогической диагностики являются выявленное состояние процесса и его тенденции, исходные для принятия управленческих решений.

Итак, ядро информационно-когнитивного подхода - получение, структуризация и когнитивный анализ информации о состоянии объектов системы высшего образования (ее структур и процессов), их взаимосвязей, отношений в формализованном представлении («добыча» знаний). На основании полученных сведений формируются направленные информационные потоки образовательной системы между ее субъектами с целью изменения их состояния (управление), мониторинг управления (на основе обратных информационных потоков), возможная корректировка (с помощью новых информационных потоков). Настоящее исследование ориентировано на развитие управленческой инфраструктуры системы высшего образования с позиций снижения ее неопределенности, выявления вероятностных закономерностей и повышения управляемости.

Использование информационно-

когнитивного подхода к управлению развитием высшего образования позволит не только структурировать потоки педагогической информации, обеспечив все необходимые свойства информации, но и осуществить их интерпретацию, получив новые знания для управления образовательной системой и снизив ее неопределённость. Мониторинг

информационных потоков на основе когнитивных методов ее обработки (встроенных в автоматизированную систему управления) обеспечивает поиск отклонений в развитии системы высшего образования, информацию для принятия управленческих решений, возможности прогнозов и построения сценариев развития, повышение управляемости системы высшего образования и в конечном итоге -повышение его качества.

Литература:

1. Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites.Princeton. University Press, 1976.

2. Прангишвили И.В. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами / И.В. Прангишвили // Общество и экономика. - 2005. - №.9. - С. 125-134.

3. Авдеева З.К. Когнитивный подход в управлении / З.К. Авдеева, С.В. Коврига, Д.И. Макаренко, В.И. Максимов // Проблемы управления. - 2008. - № 3. - С. 2-8.

4. Сигов А.С., Цветков В.Я. Неявное знание: оппозиционный логический анализ и типологизация / А.С. Сигов, В.Я. Цветков // Вестник Российской Академии Наук. - 2015. - Т. 85. - № 9. - С.800-804.

5. Левина Е.Ю. Концепты информационного подхода к управлению развитием образования. / Е.Ю. Левина // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 12. - С.9-13.

6. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. М.: Радио и связь, 1987. - 400 с.

7. Денисов А.А. Информационное поле. СПб.: Омега, 1998. - 64 с.

8. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов // Сайт Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: 2003 - 2004.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. socio. msu.ru

9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. - Москва: Тривола, 1996. - 600 с.

10. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. - М.: МГУ, 1982. - 336 с.

11. Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер - М.: Книга по Требованию, 2013. - 232 с.

12. Левина Е.Ю. Качество как детерминанта социальной ответственности образования / Е.Ю. Левина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017 - № 2 (26). - С.42-47.

13. Левина Е.Ю. К проблеме управления развитием образования: стейкхолдерский подход / Левина Е.Ю. // Казанский педагогический журнал.

- 2015. - № 6-1 (113). - С. 11-15.

14. Клебанов Б.И., Бегунов Н.А., Москалев И.М. и др. Технологии Data Mining при разработке мультиагентных имитационных моделей / Б.И. Клебанов, Н.А. Бегунов, И.М. Москалев и др. // Вестник компьютерных и информационных технологий. - 2010. - № 2. - С.42-48.

15. Левина Е.Ю. Формализация социально-педагогических процессов / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №1.

- С.134-140.

Сведения об авторе:

Левина Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: kpj07@mail.ru

Data about the author:

E. Levina (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior research associate of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: kpj07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.