Научная статья на тему 'Методология и организация внутреннего аудита'

Методология и организация внутреннего аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1049
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология и организация внутреннего аудита»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

В.В. БУРЦЕВ, доктор экономических наук, аудитор ЗАО «Ин-Аудит»

Сравнительно недавно достаточно популярной в практике работы российских компаний стала организация комитетов по внутреннему аудиту в составе советов директоров. В то же время это никак не отрегулировано нормативно. Федеральный закон от 13.06.1996 № 65-ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. Но закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров, а также содержит специальную статью, предусматривающую обязательное создание в акционерном обществе ревизионной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст. 85 указанного закона, ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом директоров или акционером (акционерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Вместе с тем ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности.

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ И РЕВИЗИЯ: ЧТО ВЫГОДНЕЕ?

Хотя члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления обществом, на них возложен ряд функций, сходных с теми, которые выполняют внутренние аудиторы, в том числе: - составление заключения, в котором должны содержаться подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных

финансовых документах общества, и информация о фактах нарушения законов и нормативных актов;

- осуществление контроля за выполнением требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность общества;

- установление полноты, своевременности и достоверности отражения хозяйственных и финансовых операций, контроль за оптимизацией и автоматизацией учетных работ;

- совершенствование бухгалтерского учета в рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, изучение существующего контроля за сохранностью собственности общества.

Вместе с тем основная цель и фактическое содержание деятельности ревизионной комиссии являются более узкими, чем функции и полномочия внутреннего аудита и заключаются лишь в осуществлении контроля за соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства.

Все эти обстоятельства делают актуальным вопрос о том, какая же из двух структур (отдел внутреннего аудита или ревизионная комиссия) в российских компаниях способна выполнять функции контроля за подготовкой объективной финансовой информации и оценки эффективности системы внутреннего контроля, выявления и управления рисками.

С нашей точки зрения, такой структурой и являются отделы внутреннего аудита, поскольку внутренние аудиторы способны выполнять значительный объем контрольных функций, возложенных на совет директоров. Кроме того, отделы внутреннего аудита используются в подавляющем большинстве стран и привычны для иностранных инвесторов.

Что же более выгодно предприятию — создавать отделы внутреннего аудита или ревизионные комиссии? И надо ли вообще создавать отделы внутреннего аудита, если в акционерном

обществе уже есть ревизионная комиссия? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать отличительные особенности внутреннего аудита и ревизионной комиссии. Рассмотрим это подробнее.

Цель создания контрольного органа. Цели создания внутреннего аудита определяются советом директоров либо исполнительным органом управления организации. В принципе, целью внутреннего аудита является обеспечение удовлетворения потребностей менеджеров в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение управленческих решений и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения. Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления, найти те принципы управления, которые были нарушены. Внутренние аудиторы обеспечивают управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов. При этом задачи внутреннего аудита определяются советом директоров либо исполнительным органом управления, исходя из потребностей в части контрольной информации (информации для принятия управленческих решений), а также самостоятельно внутренними аудиторами исходя из специфики их работ.

Цель создания же ревизии определяется законодательством либо исключительно по решению участников общества (в обществах, имеющих менее пятнадцати участников) с ограниченной или дополнительной ответственностью. Задачи ревизии также определяются законодательством, высшим органом управления (общим собранием участников хозяйственного общества или членов производственного кооператива), по решению совета директоров (наблюдательного совета), по решению не менее чем 10% участников общества (членов кооператива), а также самостоятельно ревизором или ревизионной комиссией (на заседаниях).

Субъекты и численность персонала контрольного органа. Внутренними аудиторами всегда являются работники, находящиеся в штате организации. Численность внутренних аудиторов определяется советом директоров либо исполнительным органом.

Ревизорами же могут быть лица, как состоящие, так и не состоящие в штате организации

(не связанные служебными отношениями с руководством). Но в производственных кооперативах при числе членов более двадцати в состав ревизионной комиссии могут быть включены только члены кооператива. Численность ревизоров определяется исключительно общим собранием акционеров.

Взаимоотношения контрольного органа с советом директоров и исполнительным органом и оплата труда. Внутренние аудиторы могут подчиняться либо исполнительному органу, либо аудиторскому комитету совета директоров. Начисление заработной платы аудиторам производится по штатному расписанию.

Орган же внутрихозяйственной ревизии (ревизионная комиссия или ревизор) не подчинен ни совету директоров, ни исполнительному органу. Размеры и порядок оплаты труда ревизорам определяются общим собранием собственников.

Компетенция и порядок деятельности контрольного органа. Компетенция и требования к квалификации внутренних аудиторов определяются советом директоров либо исполнительным органом управления, документально закрепляются в Уставе и детализируются в Положении об отделе (бюро, секторе и т.п.) внутреннего аудита, а также в Стандартах внутреннего аудита. Порядок деятельности внутреннего аудита определяется, документально закрепляется и утверждается советом директоров либо исполнительным органом.

Компетенция же ревизоров определяется законодательством, а также высшим органом управления (требования к квалификации персонала определяются исключительно общим собранием), закрепляется в Уставе и детализируется в Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). Порядок деятельности ревизоров определяется высшим органом управления, документально закрепляется и им же утверждается. Например, ревизионная комиссия (ревизор) имеет право требовать наложения взысканий на работников за выявленные нарушения.

Отчетность и срок полномочий контрольного органа. Внутренние аудиторы отчитываются только перед советом директоров либо перед исполнительным органом компании. Срок полномочий внутренних аудиторов определяется советом директоров либо исполнительным органом. Например, отдел внутреннего аудита может быть ликвидирован в любой момент по решению совета директоров либо исполнительного органа.

Ревизоры же отчитываются перед общим собранием участников акционерного общества либо общим собранием членов или наблюдатель-

ным советом производственного кооператива. Срок полномочий органа ревизии в его определенном составе (т.е. период до переизбрания его субъектов) определяется общим собранием участников общества или членов производственного кооператива (обычно от 1 года до 5 лет), закрепляется в Уставе и в Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). В любое время высший орган управления вправе изменить состав (кадровый, структурный, количественный) органа внутрихозяйственной ревизии, внеся соответствующие поправки в Устав.

Ответственность контрольного органа. Внутренние аудиторы несут ответственность только перед советом директоров либо исполнительным органом за качество и своевременность выполнения должностных обязанностей, а также за превышение полномочий.

Ревизоры же несут ответственность перед общим собранием участников акционерного общества (членов производственного кооператива) за качество и своевременность выполнения своих служебных функций и превышение полномочий.

Планирование и организация деятельности контрольного органа. Планы и порядок работ внутренних аудиторов определяются главным внутренним аудитором по согласованию с аудиторским комитетом совета директоров либо исполнительным органом (либо исключительно органами управления). Утверждает планы работ совет директоров либо исполнительный орган.

Планы и порядок работ ревизоров определяются на заседаниях ревизионной комиссии, утверждаются председателем ревизионной комиссии. Проверка по итогам финансово-хозяйственной деятельности за год обязательна.

Основные результаты деятельности контрольного органа. Результаты деятельности внутренних аудиторов отражаются в отчетах и заключениях по форме, утверждаемой советом директоров либо исполнительным органом. Содержание отчетов (заключений) отвечает целям и задачам проведенных проверок. Представляются рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию различных сторон управления организацией.

Результаты деятельности ревизоров определяются следующим образом. По итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности за год на основании акта ревизии составляется заключение, в котором должны содержаться: а) подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках; б) информация о нарушениях порядка ведения бухгалтерского учета и представления

финансовой отчетности, а также правовых актов. По итогам иных проверок составляются докладные записки, акты, ведомости нарушений. Кроме того, ревизорами представляются рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию управления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание комитета по внутреннему аудиту, принципиально отличного от ревизии, значительно усилит контрольную функцию в организации.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Основной целью внутреннего аудита является снижение финансовых потерь в компании, возникающих по различным причинам. Чем более эффективен внутренний аудит, тем выше результат его действия. В абсолютном выражении результат действия внутреннего аудита представляет собой сумму экономии потерь, возникшую в связи с его функционированием:

Е = L0 - Ьр (1)

где Е — результат функционирования внутреннего аудита;

L0 — потери (убытки) в условиях отсутствия внутреннего аудита;

L1— потери (убытки) при действующей внутреннего аудита;

Однако для создания внутреннего аудита требуются определенные затраты. Без учета инвестиций в создание внутреннего аудита экономия предприятия от его внедрения представляет собой разницу между результатом функционирования внутреннего аудита и стоимостью функционирования отдела внутреннего аудита:

Е = Е - С, (2)

где Е — экономия потерь (эффективность);

С — стоимость внутреннего аудита.

Очевидно, что внутренний аудит принесет выгоду только в случае, если результат функционирования отдела внутреннего аудита будет превышать его стоимость:

Е > 0, или Е > С.

С точки зрения влияния риска на финансовое положение предприятия действие внутреннего аудита проявляется в виде снижения суммы убытка от наступившего рискового события при условии срабатывания защиты. Если в отсутствие внутреннего аудита убыток, возникающий по причине т — элемента риска:

Lm = р I , (3)

* т• т' х /

где рт — вероятность т — элемента убытка;

I — величина т — элемента убытка;

т

то влияние внутреннего аудита отразится на величине этого убытка следующим образом:

LI = (р • П / г , (4)

т т т ' ш ' х '

где гт — действие внутреннего аудита на т — элемента убытка.

Действие внутреннего аудита зависит от вероятности обнаружения ошибок и степени защиты: г = /(р , Я), (5)

т ^ ^ sm 13 т 1 4 7

где рт — вероятность обнаружения ошибок;

gm — степень защиты.

Показатель степени защиты представляет собой долю снижения убытка, которая достигается в результате обнаружения ошибок в компании внутренними аудиторами. Действие же т — элемента кадровой структуры внутреннего аудита (т.е. группы контролеров) на т — элемента убытка описывается выражением:

Гт = 1 /[(1 - Рт) (1 - ЯЛ (6)

при этом р < 1 и Я < 1.

г- т с?т

При отсутствии внутреннего аудита потенциальный убыток предприятия от т — элемента риска с учетом влияния вероятности срабатывания и степени защиты т — элемента кадровой структуры внутреннего аудита приобретает вид:

L 1т Рт (1 Ртт} 1т (1 (7)

В целом по предприятию в условиях функционирования внутреннего аудита убыток составит:

Ь =Е (Р I )лг + X, (8)

т,п

В соответствии с формулой 1 результат функционирования внутреннего аудита представляет собой разницу между прогнозируемыми убытками компании:

В = L - LI, В = Ln - Lr,

т т т 0 17

где Вт — результат действия т — элемента кадровой структуры внутреннего аудита;

В — результат действия внутреннего аудита в целом.

В = р • L • (1 - 1/ г ),

т т т у ' т 7

В =Хр • L • (1 - 1/г)

т т т

(9)

где X — неконтролируемые факторы.

Определение результата действия внутреннего аудита дает возможность определить следующие условия его действенности внутреннего аудита:

- для т — элементов убытков, подверженных влиянию внутреннего аудита, существует т — элементов кадровой структуры внутреннего аудита;

- результат влияния внутреннего аудита на каждый т — элемент убытка максимален, т.е. для всех т: рт ^ 1 и я ^ 1.

Далее в таблицах представлен пример вычислений результата влияния внутреннего аудита для трех предприятий на их прогнозируемые убытки. В них наглядно показаны различные варианты действенности каждого элемента кадровой структуры внутреннего аудита (81, S2, S3, S4, S5, S6, S7 — условные

Таблица 1

Действие внутреннего аудита (ЗАО «Эдельвейс»)

№ стр. Показатели Значения элементов Итого

1 Элементы кадровой структуры внутреннего аудита 81 82 83 84 85 86 87 1138

2 Прогнозируемый убыток, млн руб. 75 200 81 152 128 170 182 150

3 Вероятность защиты, р^ 0,8 0,5 0,9 0,3 0,7 0,6 0,5 - *

4 Степень защиты, gm 0,5 0,8 0,6 0,7 0,5 0,9 0,6 — *

5 Действие внутреннего аудита, гт 2,5 10 2,8 11,1 2,9 16,7 5,0 — *

6 Прогнозируемый убыток с влиянием внутреннего аудита, млн руб. 30 20 29,16 13,68 44,8 10,2 36,4 150 334,24

7 Снижение прогнозируемого убытка, млн руб. 45 180 51,84 138,3 83,2 159,8 145,6 0 803,76

Таблица 2

Действие внутреннего аудита (фабрика «Заря»)

№ стр. Показатели Значения элементов Итого

1 Элементы кадровой структуры внутреннего аудита 81 82 83 84 85 86 87 2380

2 Прогнозируемый убыток, млн руб. 375 200 240 570 400 100 315 180

3 Вероятность защиты, р^ 0,8 0,5 0,9 0,3 0,7 0,6 0,5 — *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Степень защиты, gm 0,5 0,8 0,6 0,7 0,5 0,9 0,6 — *

5 Действие внутреннего аудита, гт 2,5 10 2,8 11,1 2,9 16,7 5,0 — *

6 Прогнозируемый убыток с влиянием внутреннего аудита, млн руб. 150 20 86,4 51,3 140 6 63 180 696,7

7 Снижение прогнозируемого убытка, млн руб. 225 180 153,6 518,7 260 94 252 0 1683,3

Таблица 3

Действие внутреннего аудита (ЗАО «Геоланк»)

№ стр. Показатели Значения элементов Итого

1 Элементы кадровой структуры внутреннего аудита S1 S2 S3 S4 S5 S6 S7 4730

2 Прогнозируемый убыток, млн руб. 1125 550 420 570 880 180 525 480

3 Вероятность защиты, р^ 0,8 0,5 0,9 0,3 0,7 0,6 0,5 — *

4 Степень защиты, gm 0,0 0,8 0,6 0,7 0,5 0,9 0,6 — *

5 Действие ВА, гт 2,5 10 2,8 11,1 2,9 16,7 5,0 — *

6 Прогнозируемый убыток с влиянием внутреннего аудита, млн руб. 450 55 151,2 51,3 308 10,8 105 480 1611,3

7 Снижение прогнозируемого убытка, млн руб. 675 495 268,8 518,7 572 169,2 420 0 3118,7

обозначения элементов его кадровой структуры внутреннего аудита — групп аудиторов, обслуживающих определенные бизнес-транзакции). При этом значения прогнозируемых убытков, степени защиты и вероятности срабатывания защиты определяются на основе экспертных оценок.

В таблицах приведены условные значения данных показателей, которые соответствуют определенным бизнес-транзакциям. Из таблиц видно, что вариация значений показателей подчинена логике действия эффективной системы внутреннего аудита — чем больший убыток (потери) прогнозируется и чем лучше организована система внутреннего аудита, тем большую сумму средств предохраняет внутренний аудит от неэффективного использования и необоснованных трат.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ЗАО «ГЕОЛАНК»

В качестве примера рассмотрим модель организации внутреннего аудита в ЗАО «Геоланк» (г. Смоленск) (далее — ЗАО), занимающемся оптовой торговлей на рынке цветных металлов.

Внутренними документами ЗАО предусмотрено, что внутренние аудиторы могут выполнять следующие действия:

- участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

- решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

- консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

- участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации;

- консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

- участвовать в постановке бухгалтерского учета.

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) — это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы решают в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству компании для принятия дальнейших решений.

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в ЗАО. В наиболее общем виде такие отчеты, кроме необходимых реквизитов, содержат следующие данные:

- перечень выявленных отклонений, превышающих допуск;

- перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

- оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

- — рекомендации по возможному устранению данных отклонений;

- оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

- конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе. В процессе работы внутренним аудиторам

приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в на- БУХГАЛТЕР И ЗАКОН

пряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних, поэтому функции внутренних аудиторов в ЗАО выполняют штатные специалисты, а не приглашенные со стороны независимые аудиторы. Они более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора как наиболее квалифицированного специалиста, обладающего разносторонними знаниями и навыками, способного дать высшему руководству компетентный совет в области экономики и налогов.

Главный аудитор в идеале должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские умения и навыки. Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей компании. Ему необходимы знания в области компьютерной техники и технологии.

Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы) В его функции также входят следующие:

- руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления);

- руководство разработкой бюджетов и смет внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

- консультирование руководства по наиболее важным вопросам;

- принятие заказов на проведение проверок каких-либо объектов;

- принятие участия в наиболее важных проверках;

- анализ и оценка заключений (аудиторских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение необходимых данных до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

- координация взаимодействия внутренних и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

- участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией). Многим компаниям целесообразно создать

подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов, т.е. отдел внутреннего аудита.

Например, создание такого отдела в ЗАО позволило:

- совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

- выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

- эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании — весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организационно-технических проблем. В общих чертах организация отдела внутреннего аудита в ЗАО проводилась по следующим основным этапам:

- выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой предприятия;

- определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей;

- объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирующихся на выполнении этих функций;

- разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

- соединение отдела внутреннего аудита, определение его организационного статуса, задач и функций, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

- интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

- разработка внутренних стандартов внутреннего аудита и внутреннего этического кодекса.

Очевидно, что при меняющемся отечественном законодательстве внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита ЗАО налажена система обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главный внутренний аудитор посещает семинары, организуемые государственными органами.

Кроме того, в ЗАО под руководством внутренних аудиторов периодически проводятся семинары для ознакомления ответственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах коллективно обсуждаются возникающие у многих однотипные вопросы, и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.

В заключение отметим, что место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и

информационное обеспечение, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, зависят от многих факторов. Это, прежде всего, цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний. Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (т. е., от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала. Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании*.

*

Подробнее об организации отделов внутреннего аудита см.: Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Издательство «Экзамен», 2000.

Не успели оформить

подписку на 2006 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, Http://www.financepress.ru

(495) 621 -91 -90 Е-таМ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.