Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ПОЛИЦЕЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ В РОССИИ И ПОЛИЦЕЙСКОЙ ЭТИКЕ В ЕВРОПЕ'

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ПОЛИЦЕЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ В РОССИИ И ПОЛИЦЕЙСКОЙ ЭТИКЕ В ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / МОРАЛЬ / ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПОЛИЦИЯ / ДЕОНТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко С.В.

В статье осмысляется влияние методологии компетентностей в профессиональном образовании на методы обучения на примере дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» в профессиональных образовательных организациях полиции. Методология подготовки профессиональных полицейских кадров проявилась в отношении обучения профессиональной этике полицейских. По-разному сложился набор методов обучения профессиональной (полицейской) этике сотрудников органов внутренних дел сложился в России и ряде европейских стран. Внимание к нравственной культуре сотрудника полиции, традиционно значимое в российских образовательных организациях, есть суть новой методологии. Методически верно сразу объединять получение знаний со вторым этапом формирования нравственного сознания личности - превращение этических знаний слушателей в собственные нормы и убеждения. Отобранное этическое содержание предоставляется на самых первых занятиях, чем формирует моральное сознание сотрудника полиции, связанное с профессиональной деятельностью полиции. Методики компетентностного обучения в обучении полицейской этике подчеркивают ее прикладной характер. Значительно большее количество практических занятий позволяет применять активные методы: моделирование профессиональных ситуаций в аудитории, написание эссэ на заданную тему. Актуален деонтологический метод, являющийся системой работы с текстами, фиксирующими нравственный долг полиции. Новый российский кодекс этики и служебного поведения влияет на полицейских через закрепление норм поведения на службе и за ее пределами, доведение требований до личного состава, осознание их значимости каждым сотрудником. Изменение методологии профессионального образования перестраивает не только методики организации учебного процесса, но и выбор учебных дисциплин, что обязательно отразится на уровне профессиональной морали в российской полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисенко С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND METHODOLOGY FOR TRAINING POLICE OFFICERS IN PROFESSIONAL ETHICS IN RUSSIA AND POLICE ETHICS IN EUROPE

The article makes sense of the influence of the methodology of competencies in vocational education on the methods of training on the example of the discipline "Professional ethics and service etiquette" in professional educational organizations of the police. The methodology for training professional police personnel has manifested itself with regard to training in police ethics. In different ways, a set of methods for teaching professional (police) ethics to employees of internal affairs bodies has developed in Russia and a number of European countries. Attention to the moral culture of a police officer, traditionally significant in Russian educational organizations, is the essence of the new methodology. It is methodically correct to immediately combine the acquisition of knowledge with the second stage of the formation of the moral consciousness of the person - the transformation of the ethical knowledge of listeners into their own norms and beliefs. The selected ethical content is provided in the very first classes, which forms the moral consciousness of the police officer related to the professional activities of the police. The methods of competent training in police ethics training emphasize its applied nature. A significant increase in the number of practical classes allows you to apply active methods: modeling professional situations in the audience, writing essays on a given topic. The deontological method, which is a system of working with texts that record the moral duty of the police, is relevant. The new Russian Code of Ethics and Official Conduct affects police officers through the consolidation of standards of conduct in the service and abroad, bringing requirements to the personnel, awareness of their importance by each employee. The change in the methodology of professional education rearranges not only the methods of organizing the educational process, but also the choice of educational disciplines, which will certainly affect the level of professional morality in the Russian police.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ПОЛИЦЕЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ В РОССИИ И ПОЛИЦЕЙСКОЙ ЭТИКЕ В ЕВРОПЕ»

УДК 376.1 ББК 74.484.7 Д 33 © С. В. Денисенко Б01: 10.24412/2225-8264-2021-1-11-15

С. В. Денисенко

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ПОЛИЦЕЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ В

РОССИИ И ПОЛИЦЕЙСКОЙ ЭТИКЕ В ЕВРОПЕ

В статье осмысляется влияние методологии компетентностей в профессиональном образовании на методы обучения на примере дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» в профессиональных образовательных организациях полиции. Методология подготовки профессиональных полицейских кадров проявилась в отношении обучения профессиональной этике полицейских. По-разному сложился набор методов обучения профессиональной (полицейской) этике сотрудников органов внутренних дел сложился в России и ряде европейских стран. Внимание к нравственной культуре сотрудника полиции, традиционно значимое в российских образовательных организациях, есть суть новой методологии. Методически верно сразу объединять получение знаний со вторым этапом формирования нравственного сознания личности - превращение этических знаний слушателей в собственные нормы и убеждения. Отобранное этическое содержание предоставляется на самых первых занятиях, чем формирует моральное сознание сотрудника полиции, связанное с профессиональной деятельностью полиции. Методики компетентностного обучения в обучении полицейской этике подчеркивают ее прикладной характер. Значительно большее количество практических занятий позволяет применять активные методы: моделирование профессиональных ситуаций в аудитории, написание эссэ на заданную тему. Актуален деонтологический метод, являющийся системой работы с текстами, фиксирующими нравственный долг полиции. Новый российский кодекс этики и служебного поведения влияет на полицейских через закрепление норм поведения на службе и за ее пределами, доведение требований до личного состава, осознание их значимости каждым сотрудником. Изменение методологии профессионального образования перестраивает не только методики организации учебного процесса, но и выбор учебных дисциплин, что обязательно отразится на уровне профессиональной морали в российской полиции.

Ключевые слова: Методология, метод, компетенция, обучение, мораль, знания, профессиональная этика, полиция, деонтология.

ереход от знаниево-просветительской

П методологии «человека знающего», господствовавшей в образовании на протяжении нескольких веков, к методологии компетентностей,

«человека, подготовленного к жизнедеятельности» стал ведущей идеей образования современного. Активная интеграция России в мировые образовательные процессы активизировала поиск новых эффективных методических решений на всех ступенях образования. Приоритет

компетентностностной методологии сегодня не вызывает сомнения, но требует осмысления уже произошедших и идущих перемен.

На поверхности лежит результат в виде более концентрированного содержания обучения, четкой организации занятия, разработанных фондов оценочных средств. Проделана большая работа, потребовавшая методических усилий от педагогов, она дала более практикоориентированное образование с помощью цифрового контента. Каждое предметное знание соотнесено с профессиональной компетентностью, а совокупность (матрица) компетенций зафиксировала прогностическую модель профессионала, активной успешной личности.

Позитивные перемены не вызывают сомнений в правильности пути. Но требуют осмысления некоторые результаты, проявившиеся, например, в профессиональной подготовке кадров полиции. Компетентностная методология проявилась в отношении учебной дисциплины

«Профессиональная этика и служебный этикет» в

формулировке двух компетенции: ОК-4 «Способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета» и ОК-5 «Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности». Далее каждая компетенция соотнесена с планируемыми результатами обучения, видами занятий, конкретными темами и формами контроля, и оценкой компетенций. Преподавание учебной дисциплины продолжает существовать в обновленном виде. А что же возможно произойдет дальше?

Сравнительно-педагогическое исследование систем обучения профессиональной полицейской этике в процессе профессиональной подготовки полицейских в европейских странах было проведено впервые в работе Г. К. Нурлыбаевой [5, с. 88]. Сравнительный анализ методологии подготовки профессиональных полицейских кадров проведен автором в отношении воспитания нравственной культуры полицейских в полицейских образовательных учебных заведениях разных стран. Автором изучен характер обучения профессиональной (полицейской) этике сотрудников органов внутренних дел в России и ряде европейских стран. Рассмотренный опыт европейских полицейских вузов и колледжей указывает на значительные различия в методах обучения учебной дисциплине в первую очередь, в силу различных

национальных традиций, что не всегда корректно сравнивать. Вместе с тем, общие профессиональные задачи полицейской службы представлены в компетентностной методологии, которая давно присутвует в этих странах, и позволяет сравнивать образовательные организации Европы с учебными заведениями министерства внутренних дел России. Это сравнение актуально на нескольких уровнях: методологии (родового уровня) и методического, методов, средств и оценки эффективности данного опыта (видового уровня).

Нравственное воспитание, этическая подготовка, обучение профессиональной,

полицейской этике всегда вызывали дискуссии в профессиональной среде как неоднозначные (философская, педагогическая, психологическая) проблемы обучения взрослых людей. Обучение и воспитание, являясь связанными процессами, в отношении обучении нравственности является еще более сложным психолого-педагогическим процессом и результатом, исследованным многими педагогами и психологами. Исследователи единодушно признают моральную деятельность, поступок и совокупность поступков, характеризующих личность важнейшим критерием подлинной моральности и нравственной культуры личности. Серьезно и глубоко проникнуть в суть нравственной деятельности как феномена образования и самоорганизации личности удалось отечественному педагогу М. Н. Аплетаеву. Он считает, что обучить этике - тождественно обучить правильному поступку [1, с.31-33]. В отношении взрослых людей, поступивших на государственную службу, эти процессы связаны с коррекцией уже имеющегося к моменту профессионального самоопределения уровня нравственности. И в отношении нравственного совершенствования взрослого человека результат целенаправленных усилий нацелен, прежде всего, на изменение себя, что обязательно должно быть учтено при организации обучения профессиональной этике в полицейской среде.

Во время профессионального обучения в профессиональном учебном заведении нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел становится делом государственной важности и требует специальных усилий от всех участников: государства в виде фиксации этого в специальных образовательных программах, педагогов, владеющих методиками воспитания нравственности и самих сотрудников полиции, осознающих важность нравственного самовоспитания. Одним из

важнейших факторов нравственного развития служат условия воспитания и образования; следовательно, содействие развитию образовательных учреждений, государство обращается к нравственному воспитанию народа. Так нравственное воспитание в отношении полицейских государственных служащих является сферой интересов не только профессионального сообщества, но и государства [2, с. 34-37]. За последнее десятилетие в государственных образовательных организациях МВД России внимание к моральной составляющей возросло, что

отражено в самых различных учебных дисциплинах, наряду с профессиональной этикой. В-основном это государственно-патриотическое воспитание

курсантов и слушателей.

Акценты в практике преподавания полицейской этики расставляются в полицейских учебных заведениях Евросоюза в зависимости от традиций общения полиции и населения, сложившихся в конкретной стране. Так, в Австрии -на широком использовании материалов конвенции о правах человека и поведении полицейских, ориентированном именно на соблюдении прав человека. Ожидаемая компетентность старших офицеров полиции во Франции в области профессиональной этики включает навыки применения знаний в анализе практических ситуаций, размышлений над реальной ситуацией, обобщения, моделирование ситуаций принятия решений, выработки рекомендаций, написании отчетов, дипломных работ [5, с.88].

Преподавание учебной дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» в Российских образовательных организациях министерства внутренних дел Российской Федерации реализуется на данный момент во всех специальностях и формах обучения преимущественно в аудиторной контактной и самостоятельной работе. В российском менталитете есть четкое понимание того, что межличностный контакт имеет самое большое значение в межличностном общении преподавателя и курсанта (слушателя). Внимание к нравственной культуре молодого сотрудника полиции, которое традиционно сильно в российских образовательных организациях, опирается на следующие педагогические основы, которые работают на укрепление компетентностной методологии.

Усвоение обязательных этических знаний, нравственных основ службы, своеобразный системный готовый педагогический продукт -обязательный начальный этап в формировании профессионального нравственного сознания полицейских в России. С этих вопросов начинаются первые занятия первоначальной профессиональной подготовки. Изучаются вопросы, содержащие готовое для применения знание о моральных ценностях службы и принципах поведения, нормах служебных и внеслужебных межличностных отношений полицейских. Внесение в сознание теоретических профессионально значимых норм и ценностей происходит не только в ходе лекционных, семинарских, практических, т.е. аудиторных занятий. Оторванное от практической деятельности, обучающее педагогическое воздействие не создает необходимую систему моральных установок личности. Озвученное на теоретических занятиях, лекциях и обсуждаемое на практических занятиях содержание является необходимым, но недостаточным условием для глубокого изменения в-целом сформированного к восемнадцати годам морального сознания личности. Это именно обучение

нормам профессиональной этики, а не воспитание нравственных качеств личности.

Методически верно сразу объединять получение знаний со вторым этапом формировании нравственного сознания личности - интериоризацией знаний - превращение этических знаний слушателей в собственные нормы и убеждения, воплощающиеся в компетенциях «умение» и «владение» - способности действовать, достигшей самостоятельности. Интериоризация происходит в деятельности, через жизненный опыт учебных, служебных, жизненных ситуаций, через официальное и неформальное общение с коллегами, руководителями. На данном этапе, по жизни более длительном, чем предусмотрено это учебным планом на курс профессиональной этики, превращение знаний в нормы и убеждения невозможно без анализа личного примера, который подают и способны подать старшие по званию и опыту коллеги. Эта связь нравственного воспитания с осознанным и бессознательным анализом нравственного поведения личностно значимых «других» вносит множественные дискуссии и критическую оценку действий значимых профессиональных примеров полицейской службы. Большое значение имеют примеры из личной жизни и материалы средств массовой информации, социальных сетей и Интернет-ресурсов.

Следовательно, эффективное обучение профессиональной этике должно носить преимущественно практический характер, при этом внимание профессиональной молодежи следует направлять на решение этических дилемм, нравственных конфликтов, с которыми постоянно сталкивается полиция в-целом и каждый полицейский в индивидуальном карьерном движении. Методики компетентностного обучения в обучении полицейской этики подчеркивают ее прикладной характер. Возросло до 25% от общего числа аудиторных занятий количество практических занятий, что повлекло моделирование профессиональных ситуаций в учебном процессе. Данный метод на первоначальном этапе его применения вызывал затруднения, требовал комментариев педагога, примеров, но постепенно стал наиболее востребованным на практических занятиях, организуемых в учебных аудиториях.

Еще один метод компетеностной парадигмы -подготовка эссе. Свободная форма, с указанной темой и не ограниченная давлением внешних факторов, казалась, обреченной на педагогический успех. Однако, оказалось, что творческий, т.е. нестандартный характер носит не более 30% представленных эссе. Большинство работ оформляются с использованием текста учебника. Этот результат говорит об отсутствии размышления при тестовом контроле в период общего полного образования. Следует констатировать, что размышление в собственном тексте применяются в нескольких важных темах, изучаемых в курсе профессиональной этики: «Мораль в жизни общества», «Моральный выбор в деятельности

полицейского», «культурно-историческое значение этикета».

Обучающее значение в полицейской службе всего мира придается профессиональным деонтологическими установкам Деонтология -учение о долге должностных лиц, занятых поддержанием правопорядка [4]. Деонтологический метод являет собой систему работы с текстами, фиксирующими нравственный долг государственных служащих (полиции). Потенциал деонтологического метода раскрывается именно в компетентностной методологии. Одного исторического или сравнительного обзора кодексов международной, национальной (французской, английской,

американской) и российской полицейской деонтологии в компетентностной методологии обучения профессиональной этике недостаточно. Новой ступенью в компетентности российских полицейских стало приобретение навыка размышления над своими действиями в соотнесении с этическим эталоном - Кодексом этики и служебного поведения сотрудников органов Российской Федерации Оценкой своих действий с точки зрения этических стандартов офицерам полиции должны владеть все сотрудники полиции.

Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации вступил в силу в июне 2020 года [3]. Для современного этапа в развития полицейской деонтологии в России важно, что этические требования нового Кодекса основываются на принятых в российском обществе нравственных принципах и ценностях, лучших профессиональных традициях органов внутренних дел. Служебные требования и нормы поведения во внеслужебное время объединены в единый комплекс требований. Все зафиксированные в тексте Кодекса требования к поведению полицейских уже закреплены в законах, уже применяются, не обновляя понятных ограничений и требований, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации.

Роль Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел современной российской полиции состоит в том, чтобы показать динамичность комплекса норм поведения в профессиональной среде меняется, вместе с обществом приходят новые смыслы и ценности службы. Кодекс способен быть посредником между полицией и обществом на основе многих факторов: национальных особенностей, исторических особенностей формирования полиции, специфики традиций, обычаев населения и полиции. Об этом и говорится в преамбуле приказа: «В целях установления единых этических норм, правил и требований к служебному поведению сотрудников, укреплению авторитета органов внутренних дел в обществе и доверия к ним граждан». Требования основываются на принятых в российском обществе нравственных принципах и ценностях, лучших профессиональных традициях службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Он

подлежит изучению теми гражданами, которые собираются поступить на службу в органы внутренних дел. Таково важное методическое значение Кодекса этики для профессионального обучения на всех этапах службы, уже за рамками образовательных организаций.

Прямое влияние Кодекса этики и служебного поведения на современных полицейских выглядит как уточнение и закрепление норм этики и служебного поведения на службе и за ее пределами «поддержании на должном уровне служебной дисциплины и законности среди личного состава». Доведение требований до личного состава, осознание их значимости каждым сотрудником - методы воспитательного характера как для руководящего состава всех уровней, так и для самовоспитания сотрудника.

Сформулирована в новом Кодексе и система моральных запретов: предвзятости, жестокого, унижающего человеческое достоинство отношения к людям, провоцирования к невыполнению закона, использования должностного положения в личных целях, стремления к получению вознаграждения в любой форме, и даже утрате контроля за своим эмоциональным состоянием. В формулировках текста кодекса повторены требования текста Присяги сотрудника органов внутренних дел и Дисциплинарного Устава органов внутренних дел и стандарта антикоррупционного поведения сотрудника. В тексте Кодекса объединяются нравственные требования законодательства и моральная сила закона.

Компетентностная методология в

профессиональном образовании уже дает результат: сокращается время на аудиторное обучение, принимаются сокращенные программы обучения,

появляются программы подготовки, в которых нет дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет». Это поднимает проблему тщательного отбора самых эффективных методов в период первоначальной профессиональной подготовки в образовательных организациях России. Для образовательных организаций МВД России, где традиционно на изучение профессиональной этики отводилось от 60 до 180 часов, применение компетентностного подхода может привести к полному сокращению часов на изучение, и в дальнейшем, привести к отказу от данной учебной дисциплины. Для российских полицейских такая перспектива не желательна, в то время как большинство полицейских европейских учебных заведений уже сейчас не отводят отдельного времени на изучение полицейской этики, в их программе отсутствует предмет этического содержания (Бельгия, Австрия, Италия, Эстония, Великобритания). В образовательных учреждениях, этих стран этическая составляющая включена в обучение другим дисциплинам профессиональной подготовки. Полицейские вузы этих стран отличает преподавание этических принципов только через компоненты профессиональной подготовки [5, с.53].

Таким образом, произошедшая смена методологии профессионального образования, заставила изменить методики организации учебного процесса и пересмотреть время, отводимое на изучение учебных дисциплин. Она приблизила российское профессиональное образование к мировым стандартам. Эти перемены отразились учебных дисциплинах базовой части учебного плана, среди которых - «Профессиональная этика и служебный этикет».

Библиографический список

1. Аплетаев, М. Н. Смыслообразующий феномен воспитания нравственности. Т.1. — Омск, 2005. — 380 с. — Текст : непосредственный.

2. Бучакова, М. А. Духовное и нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел. / М. А. Бучакова, О. А. Дизер. — Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2018. — № 3(74). С. 34-37.

3. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Приказ МВД от 26.06.2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» — Доступ из СПС Гарант (дата обращения 20.01.2021). — Текст : электронный.

4. Кукушин, В. М. Полицейская деонтология (социологический анализ зарубежных концепций) — Москва., 2003. —139 с. — Текст : непосредственный.

5. Нурлыбаева, Г. К. Обучение профессиональной этике в полицейских вузах Европы. -Москва, 2011. — 195 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Apletaev M. N. Smy'sloobruzuyuschhij fenomen vospitania nruvstvennosti. P.1. — Omsk, 2005. — 380 p. — Text : unmediated.

2. Buchakova M. A., Dizer O. A. Duhovnoe i nravstvennoe vospitanie sotrudnikov organov vnutrenniх del. — Text : unmediated. // Psyxopedagogika v pravoohranitel'ny'х о^тх — 2018. № 3(74). P. 34-37.

3.Kodeks e'tiki i sluzebnogo povedenya sotrudnikov organov vnutrenniх del Rossijskoj Federacii Order of the Ministry of Internal Affairs of 26.06.2020 year No. 460 "On Approval of the Code of Ethics and Official Conduct of

Employees of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation" Access from the RLS Guarant (date of application 20.01.2021). — Text : elecnronic.

4. Kukushin V. M. Policejskaya deontologiya (sociologicheskij analiz zarubezhny'x koncepcij) — Moscow, 2003. — 139 p. — Text : unmediated.

5. Nurlybaeva G. K. Obuchenieprofessional'noj e 'tike vpoliczjski x vuza x Evropy. — Moscow, 2011. — 195 p. — Text : unmediated.

METHODOLOGY AND METHODOLOGY FOR TRAINING POLICE OFFICERS IN PROFESSIONAL ETHICS IN RUSSIA AND POLICE ETHICS IN EUROPE

Snezhana V. Denisenko

Ph.D., Associate Professor, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Abstract. The article makes sense of the influence of the methodology of competencies in vocational education on the methods of training on the example of the discipline "Professional ethics and service etiquette" in professional educational organizations of the police. The methodology for training professional police personnel has manifested itself with regard to training in police ethics. In different ways, a set of methods for teaching professional (police) ethics to employees of internal affairs bodies has developed in Russia and a number of European countries. Attention to the moral culture of a police officer, traditionally significant in Russian educational organizations, is the essence of the new methodology. It is methodically correct to immediately combine the acquisition of knowledge with the second stage of the formation of the moral consciousness of the person - the transformation of the ethical knowledge of listeners into their own norms and beliefs. The selected ethical content is provided in the very first classes, which forms the moral consciousness of the police officer related to the professional activities of the police. The methods of competent training in police ethics training emphasize its applied nature. A significant increase in the number of practical classes allows you to apply active methods: modeling professional situations in the audience, writing essays on a given topic. The deontological method, which is a system of working with texts that record the moral duty of the police, is relevant. The new Russian Code of Ethics and Official Conduct affects police officers through the consolidation of standards of conduct in the service and abroad, bringing requirements to the personnel, awareness of their importance by each employee. The change in the methodology of professional education rearranges not only the methods of organizing the educational process, but also the choice of educational disciplines, which will certainly affect the level of professional morality in the Russian police.

Keywords: Methodology, method, competence, training, morality, knowledge, professional ethics, police, deontology.

Сведения об авторе:

Денисенко Снежана Валентиновна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ФГКОУ ВО «Омская академия Министерства Внутренних дел Российской Федерации» (644092 Российская Федерация, г. Омск, ул. Комарова д.7, e-mail: denisenko_s_v@mail.ru).

Статья поступила в редакцию 23.01.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.