Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПОЛИЦЕЙСКИХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПОЛИЦЕЙСКИХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / РЕФОРМА / ПОЛИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каспаров Аскер Робертович, Акчурин Ильдар Сабирович

В статье отмечается, что в условиях глубоких социальных трансформаций российского общества происходит активное реформирование полиции. В этой ситуации на передний план выходит профессиональная этика российских полицейских, которая позволяет преодолеть многие дезорганизационные аспекты в работе полиции, добиться добровольного, осознанного следования сотрудниками в своей деятельности не только требованиям норм права, но и морали. Социология стремится посредством, прежде всего эмпирических исследований, провести всесторонне описание профессиональной этики российских полицейских на современном этапе, определить основные тенденции ее динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ETHICS OF POLICE OFFICERS AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article notes that in the conditions of deep social transformations of the Russian society, the police are actively being reformed. In this situation, the professional ethics of Russian police officers comes to the fore, which makes it possible to overcome many disorganizing aspects in the work of the police, to achieve voluntary, conscious compliance by employees in their activities not only with the requirements of law, but also morality. Sociology seeks, first of all, through empirical research, to carry out a comprehensive description of the professional ethics of Russian police officers at the present stage, to determine the main trends in its dynamics.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПОЛИЦЕЙСКИХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

УДК 316

DOI 10.23672/e4246-5308-8169-z

Каспаров Аскер Робертович

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России mr.kasparov.01 @mail.ru

Акчурин Ильдар Сабирович

заместитель начальника ОМВД России по Красногвардейскому району, начальник Полиции МВД по Республике Адыгея, подполковник полиции mr.kasparov.01 @таИ.ги

Asker R. Kasparov

Candidate of Sociological Sciences, Senior Lecturer of the Department Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia mr.kasparov.01 @mail.ru

Ildar S. Akchurin

Deputy Head of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

in the Krasnogvardeisky district,

Chief of Police of the Ministry

of Internal Affairs in the Republic of Adygea,

Police Lieutenant Colonel

mr.kasparov.01 @mail.ru

Профессиональная этика

полицейских как объект социологического анализа

Professional ethics

of police officers as an object of sociological analysis

Аннотация. В статье отмечается, что в условиях глубоких социальных трансформаций российского общества происходит активное реформирование полиции. В этой ситуации на передний план выходит профессиональная этика российских полицейских, которая позволяет преодолеть многие дезорганиза-ционные аспекты в работе полиции, добиться добровольного, осознанного следования сотрудниками в своей деятельности не только требованиям норм права, но и морали. Социология стремится посредством, прежде всего эмпирических исследований, провести всесторонне описание профессиональной этики российских полицейских на современном этапе, определить основные тенденции ее динамики.

Ключевые слова: общество, социальный институт, реформа, полиция, профессиональная этика, морально-нравственные принципы, социологический анализ.

Annotation. ^e article notes that in the conditions of deep social transformations of the Russian society, the police are actively being reformed. In this situation, the professional ethics of Russian police officers comes to the fore, which makes it possible to overcome many disorganizing aspects in the work of the police, to achieve voluntary, conscious compliance by employees in their activities not only with the requirements of law, but also morality. Sociology seeks, first of all, through empirical research, to carry out a comprehensive description of the professional ethics of Russian police officers at the present stage, to determine the main trends in its dynamics.

Keywords: society, social institution, reform, police, professional ethics, moral principles, sociological analysis.

В условиях реформирования МВД России важное значение приобретают различные факторы, связанные с духовной жизнью общества. В частности, в последние годы все большее внимание уделяется профессионально-этическим аспектам деятельности сотрудников полиции. Научная и социально-управленческая мысль все больше солидаризируются в том, что в трансформирующемся российском обществе XXI в. устоявшиеся алгоритмы реагирования на различные реформируемые аспекты деятельности полиции, вряд ли, возможны. Соответственно, основной задачей социологической науки становится анализ характеристик происходящих процессов и выработка рекомендаций для государственного управления.

Следует обратить внимание на то, что морально-этические аспекты правоохранительной деятельности, важное место в которой принадлежит полиции, весьма сложно регулируются посредством нормативно-правовых установлений, потому что этика связана с духовной жизнью общества, а право, в большей мере - с социально-политической сферой - во всяком случае, с позитивным правом, устанавливаемым государством и поддерживающимся силой его принуждения. Именно поэтому усилий государства и его правовой системы для формирования морально-этического облика полицейских недостаточно. В данной ситуации должны быть задействованы и альтернативные механизмы, инструменты, способные формировать и поддерживать морально-этичес-

кие стандарты, эталоны в работе полицейских. Очевидно, что центральную роль здесь играет такой фактор макросреды, как духовная культура общества, формирующая, в свою очередь, духовный облик личности в процессе ее социализации, воспитания, инкультурации. В случае стабильно функционирующего института духовной культуры морально-этический облик сотрудников полиции, в целом, обеспечивается. Напротив, при возникающих дисфункциях института духовной культуры (в современном российском обществе, столкнувшемся с экспансией массовой культуры потребления Запада, сложилось именно такая ситуация) важное значение имеют и иные аспекты.

Рассуждая о профессиональной этике, следует отметить, что, в данном случае, речь идет о широком диапазоне воздействий на личность со стороны социокультурной системы, непосредственно связанных с особенностями духовной жизни того или иного общества на определенном историческом этапе его развития. Именно поэтому профессиональную этику, с объективной научной точки зрения, было бы некорректно рассматривать как обособленный, полностью самостоятельный элемент социокультурного бытия.

Немаловажное значение в современных условиях трансформирующегося общества имеет и тот широкий социальный контекст, в рамках которого существует профессиональная этика, развивается, совершенствуется, модернизируется. Социальная действительность дифференцируется на множество пластов, связанных, в том числе, и с социально-профессиональными слоями, группами. Этот аспект также важно учитывать при анализе особенностей профессиональной этики.

Рассмотрение профессиональной этики полицейских предполагает учет уникальных особенностей данного социально-профессионального и социокультурного образования. Очевидно, что показатели профессиональной этики по ряду критериев сходны во всех трудовых, производственных, служебных коллективах; в то же время, именно у сотрудников полиции, вследствие особых условий их службы, формируется уникальная профессиональная этика, что стало предметом исследования ученых - представителей различных общественных наук.

Важную роль в процессе формирования профессиональной этики, в том числе, и сотрудников полиции, играет институт образования. Л.В. Елагина отмечает: «В условиях кардинальных изменений, происходящих в социокультурных, социально-экономических отношениях мире и в нашей стране в условиях глобализации и информатизации общества, перед профессиональным образованием стоит задача повышения его качества, предполагающая, в результате, высокий уровень культуры профессиональной деятельности выпускников учебных заведений системы МВД, соответствие их профессионализма требованиям постиндустриального общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию» [3].

А.М. Николаевская обращает внимание на феномен профессиональной морали. Как полагает

исследователь: «Профессиональная мораль представляет собой вид духовно-практического освоения действительности, отграниченного рамками творческой профессиональной деятельности и, имеющего своим смыслом, регуляцию взаимоотношений участников трудового процесса с точки зрения утверждения гуманистического назначения профессиональной деятельности, общечеловеческих нравственных ценностей. Глубинный смысл профессиональной морали заключается в социально-чувствительном отношении личности к ожиданиям и запросам общества, предъявляемым к ней как к представителю определенной профессиональной общности» [6, с. 6].

Одной из важнейших проблем становления профессиональной этики, по мнению А.М. Николаевской, является поиск специфичных сочетаний профессиональных и этических элементов, которые бы максимально «сотрудничали» между собой. Наличествует некий набор (система) нравственных качеств, составляющих социальность индивида, идущих от общества в качестве своего рода социально-исторического заказа и образующих этику профессионала любой из «этичных» профессий. Но есть качества социально-нравственного свойства, которые «идут», в решающей мере, именно от профессии. Эти качества специфичны уже в том, что они в полной мере выражают уникальность, особенность данной профессиональной сферы и только для данной профессии имеют завершенный характер [6, с. 9].

Таким образом, этика, так или иначе, сопровождает множество профессий, «пронизывает» их. Взаимосвязь профессий с этическими принципами позволяет достичь определенного социокультурного фундамента в профессиональной деятельности, институционализировать ее. Не является здесь исключением и профессиональная этика полицейских.

Исследователи обращают внимание на ключевую роль профессиональной этики в создании образа полиции в общественном мнении россиян. Как отмечается, «современный российский полицейский должен быть профессионально компетентным, обладать знанием социальных проблем общества, быть приверженцем идеи демократических свобод, прав человека и гражданина, соблюдать нормы служебного поведения и профессиональной этики» [2].

По мнению Н.В. Ерошенкова и Е.И. Ерошенковой: «В правоохранительной деятельности имеют особо ценное, специальное значение нормы справедливости, беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу и борьбы с ним и др. Есть нормы и узкопрофессиональные, представленные:

а) нормами служебного этикета при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, при приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником, при телефонных переговорах и др.;

б) профессионально-деонтологическими нормами, регламентирующими действия и поступки

сотрудников ОВД. Перечисленные нормы отражены в служебных документах - уставах, положениях, наставлениях, директивах, инструкциях и т.п.» [4].

Для социологической науки, особенно её эмпирической составляющей, важное значение имеет разработка системы непротиворечивых индикаторов (признаков), позволяющих объективно оценить уровень профессиональной этики сотрудников полиции. Объясняется это тем, что нормативно-правовые (формализованные) индикаторы во многих случаях оказываются неприменимыми ввиду более тонкой, «чувствительной» системы оценок, а неформальные индикаторы далеко не всегда оказываются валидными проблемной ситуации.

Как полагает И.П. Исаевой: «Главными критериями оценивания этики полицейского является профессиональный долг и честь сотрудников ОВД, моральная ценность их профессиональной деятельности. Нравственный долг любого сотрудника всей системы правоохранительной деятельности - это уважение человеческого достоинства и справедливого отношения к человеку. Непременным условием законности его деятельности является четкое усвоение требований нравственности при решении вопроса о применении тех или иных действий» [5].

Социологический анализ профессиональной этики российских полицейских должен и учитывать и комплекс факторов, влияющих на формирование и последующее развитие профессионально-этических принципов. Следует отметить, что профессиональная этика сотрудников полиции формируется посредством воздействия широкого комплекса факторов. Здесь важную роль играют как факторы внешней, так и внутренней социальной среды. Кроме того, в различных странах, под влиянием разнообразных национальных культур, профессиональная этика сотрудников полиции может существенным образом меняться. Сказываются и социально-политические особенности общества, прежде всего, тот политический режим, который господствует и оказывает непосредственное влияние на морально-нравственный облик полицейских. Именно поэтому анализ профессиональной этики сотрудников полиции должен учитывать социально-исторический, социально-политический и социокультурный контекст, в котором эта этика существует.

В свою очередь, Е.А. Вызулин убежден в том, что профессионально-этическая культура сотрудников правоохранительных органов формируется под влиянием ряда факторов:

- внешних (государственной политики; степени усвоения ценностей; специфики социально-профессиональных отношений; отдельных аспектов социальной стратификации общества; идеологии; степени развития научного знания и его отражение в системе образования);

- внутренних (социального и культурного пространства профессии, что создает определенные ограничения или возможности; специфику

отношений со смежными узкими специальностями; отдельных аспектов информационно-коммуникативной деятельности профессионалов; индивидуального профессионального опыта);

- субъективных (общей культуры; мотивации личности к получению дополнительного профессионального образования; склонности к социальной практике по специальности);

- объективных (общих тенденций образования; состояние системы образования и качества образования; культуры образовательной организации; престижа профессии в обществе) [1].

Таким образом, профессиональная этика сотрудников российской полиции имеет глубокие социокультурные основы. Этика - элемент духовного бытия социума. В силу тесной взаимосвязи этики и духовной культуры, в том числе, и различных элементов этики, связанных с деятельностью людей, групп, классов, социальных и профессиональных организаций. Именно этика непосредственно связана с господствующей в социуме моралью. Именно поэтому профессиональная этика российских полицейских тесным образом взаимосвязана с:

1) общей этикой общества;

2) обусловлена конкретными социально-профессиональными особенностями (применительно к сотрудникам полиции: закрытость, экстремальный, стрессовый характер труда, жесткая формализация взаимоотношений, глубокое взаимопроникновение норм права и морали в процессе несения службы).

Профессионально-этические требования к российским полицейским, и в этом проявляется их несомненная уникальность, охватывают широкий временной промежуток, в который, помимо служебного (рабочего) времени, входит и неслужебное. Следовательно, сложность социального статуса полицейского проявляется в том, что, в отличие от представителей других профессий, полицейский обязан и в свободное от работы время соответствовать высоким морально-этическим нормам. Безусловно, не все сотрудники полиции морально и физически готовы к такой высокой ответственности, чем и объясняются, время от времени возникающие девиации в их поведении. Исследователи, зачастую, связывают проблемы девиаций в поведении полицейских с нарушениями при отборе кандидатов, в психологической работе с ними и т.п. Вместе с тем, сама специфика службы, ее условия также способствуют обострению данной проблемы.

В этой связи, очевидно, что социологический анализ профессиональной этики российских полицейских обладает несомненными сильными сторонами. Прежде всего, в отличие от психологии, именно социологическая наука способна осуществлять масштабные количественные проекты, охватывающие одновременно множество субъектов РФ, где несут службу полицейские, и предоставлять статистически значимую репрезентативную информацию о специфике профес-

сиональной этики - как, в общем контексте, так и в региональном аспекте. В то же время, именно социология обладает широкими возможностями анализа морально-этического облика полицейских посредством качественных методик и техник, что позволяет не только осуществлять всестороннее описание этих социокультурных элементов, но и получать верифицированную картину с применением количественных методов. И,

Литература:

1. Вызулин Е.А. Компоненты модели и факторы формирования профессионально-этической культуры сотрудников полиции в условиях дополнительного профессионального образования / Е.А. Вызулин // Прикладная юридическая педагогика: от теории к практике. Н. Новгород, 2017. С. 20-24.

2. Гордиенко В.В. Полицейская этика: научно-правовой и исторический аспект / В.В. Гордиенко, Л.М. Колодкин, Д.К. Нечевин // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 3. С. 3-12.

3. Елагина Л.В. Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода: методология, теория, практика : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2009.

4. Ерошенков Н.В. Сущность и специфика профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России / Н.В. Ерошенков, Е.И. Ерошенкова // Научные ведомости. Сер. Гуманит. науки. 2015. № 24. С. 134-140.

5. Исаева И.П. Полицейская этика и служебный этикет сотрудника полиции в XXI в. / И.П. Исаева // Наука и образование сегодня. 2019. № 6.

6. Николаевская А.М. Проблемы формирования профессиональной морали молодого специалиста: социологический анализ : дис. ... канд. со-циол. наук. Харьков, 1992.

наконец, именно в социологической науке всесторонне разработана соответствующая методология анализа - для этих целей служит отраслевые «социология культуры» и «социология духовной жизни». Именно поэтому актуальность и перспективность социологического изучения профессиональной этики российских полицейских как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, не вызывает сомнений.

Literature:

1. Vyzulin E.A. Components of the model and factors of formation of professional and ethical culture of police officers in the conditions of additional professional education / E.A. Vyzulin // Applied legal pedagogy: from theory to practice. N. Novgorod, 2017. P. 20-24.

2. Gordienko V.V. Police ethics: scientific, legal and historical aspect / V.V. Gordienko, L.M. Kolodkin, D.K. Nechevin // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 3. P. 3-12.

3. Elagina L.V. Formation of the culture of professional activity of the future specialist on the basis of the competence approach: methodology, theory, practice : dis. ... doctor of pedagogical sciences. Chelyabinsk, 2009.

4. Eroshenkov N.V. The essence and specificity of professional morality of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia / N.V. Eroshenkov, E.I. Eroshenkova // Humanities Series. 2015. № 24. P. 134-140.

5. Isaeva I.P. Police ethics and service etiquette of a police officer in the XXI century. 2019. № 6.

6. Nikolaevskaya A.M. Problems of formation of professional morals of a young specialist: sociological analysis : dis. ... cand. of social sciences. Kharkiv, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.