Научная статья на тему 'Методология формирования системы оценки качества транспортного обслуживания для определения социально-экономического потенциала региона'

Методология формирования системы оценки качества транспортного обслуживания для определения социально-экономического потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / TRANSPORT SERVICE / AN ESTIMATION OF QUALITY / UNIVERSAL TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева О. И.

Рассмотрены проблемы развития транспортного регионального комплекса и его влияния на социально-экономическую устойчивость региона. Предложена универсальная методика оценки качества транспортного обслуживания, защищенная свидетельством о новизне и приоритетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF FORMATION OF SYSTEM OF AN ESTIMATION OF QUALITY OF TRANSPORT SERVICE FOR DEFINITION OF SOCIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF REGION

Problems of development of a transport regional complex and its influence on social and economic stability of region are considered. The universal technique of an estimation of quality of the transport service, protected by the certificate on novelty and first priority is offered.

Текст научной работы на тему «Методология формирования системы оценки качества транспортного обслуживания для определения социально-экономического потенциала региона»

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Соловьева О.И., к.т.н., профессор, член-корреспондент Академии проблем качества, заместитель заведующего кафедрой экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»

Рассмотрены проблемы развития транспортного регионального комплекса и его влияния на социально-экономическую устойчивость региона. Предложена универсальная методика оценки качества транспортного обслуживания, защищенная свидетельством о новизне и приоритетности.

Ключевые слова: транспортное обслуживание; оценка качества; универсальная методика

METHODOLOGY OF FORMATION OF SYSTEM OF AN ESTIMATION OF QUALITY OF TRANSPORT SERVICE FOR DEFINITION OF SOCIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF REGION

Solovyeva O., professor, vice-chief of economics chair, Omsk Institute of water transport

Problems of development of a transport regional complex and its influence on social and economic stability of region are considered. The universal technique of an estimation of quality of the transport service, protected by the certificate on novelty and first priority is offered.

Keywords: transport service; an estimation of quality; universal technique

Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Являясь частью процесса производства, он обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов. Как составной элемент инфраструктуры, транспорт требует дифференцированного подхода к оценке качества деятельности организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание [3].

Разнообразие видов транспорта предполагает использование в каждой экономической ситуации и географическом регионе использование оптимальных видов перевозки грузов и пассажиров. Доля транспорта в ВВП большинства стран колеблется в пределах 4-9%, а в занятости - 3-8%. Эти данные не включают индивидуальный и внутрифирменный транспорт, который увеличивает значение транспортных услуг в экономике. Как правило, его доля в ВВП понижается по мере увеличения национального дохода. При современных масштабах производства объем продукции в среднем на одного жителя в развитых странах достигает 20-25 т, а в целом по всему миру - около 10 т в год. В то же время каждая тонна общественной продукции суммарно в сфере производства (не считая технологических перевозок внутри предприятия) и в сфере обращения в среднем требует 860 т/км работы транспорта, включая международные морские перевозки, и более 550 т/км - без их учета [1]. В настоящее время транспорт оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. Транспортная составляющая в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства оценивается величиной порядка 15-20%. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

Меры поддержки транспортного комплекса:

1. увеличение размера софинансирования строительства объектов транспортной инфраструктуры из федерального бюджета с 80% до 95% от бюджетных ассигнований;

2. увеличение размера возмещения на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства до s подлежащих возмещению сумм;

3. компенсация ОАО РЖД недополученных доходов в связи со снижением темпов индексации тарифов на железнодорожные перевозки.

Благоприятные тенденции в развитии транспорта проявляются в снижении транспортоемкости, являющейся мерой «пространственной» эффективности его функционирования, и повышении подвижности населения [8].

При этом главные функции транспортной системы остаются неизменными: транспорт обеспечивает единство национальных товарных рынков, взаимосвязь регионов, подвижность граждан. Масштабы, направления и стратегия его развития должны быть подчинены сценариям социально-экономического развития страны в целом. Нельзя допустить, чтобы транспорт стал фактором, сдерживающим экономический рост.

Резко возрастает мобильность людей. В 1900 г. в США средний гражданин передвигался на 698 км в год в основном на работу. В 80е годы передвижение человека с учетом всех видов транспорта достигло 19,2 тыс. км в год, увеличившись с начала века почти в 27,5 раза. В Западной Европе данные показатели меньше в полтора-два раза. Все страны с высоким уровнем развития зависят от относительно большого числа поездок людей для обеспечения их экономической и социальной активности. В слаборазвитых странах перемещения людей не превышают 480—660 км в год — примерно 2 км в день, а в наиболее развитых странах мировой периферии — в 20 раз больше. Высокая мобильность людей начинается с достижения страной среднего уровня развития.

Практическая часть исследований выполнена в рамках работы над проектом «Защита прав потребителей» по гранту Фонда Джорджа Сороса (Институт «Открытое общество») и в рамках НИР «Качество товаров и услуг Омского Прииртышья» и «Оценка качества транспортного обслуживания для экономики и населения Западно-Сибирского региона», зарегистрированных во ВНТИЦ [5].

Город Омск - крупный транспортный узел. В транспорте Омской области заняты 42 тысячи человека. В межобластных связях главная

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности организаций транспорта Омской области (миллионов рублей)

Наименование показателя 2008 2009

Среднегодовая (среднесписочная) численность работников организаций, тыс. человек 42,2 40,1

Основные фонды (на конец года; по полной учетной стоимости) 44636,0 58075,6

Инвестиции в основной капитал организаций 8141,7 3446,5

Сальдированный финансовый результат организаций 3723,9 835,6

Объем платных услуг населению 7493,8 7617,1

роль принадлежит железнодорожному и внутреннему водному транспорту.

С 2008 года наблюдается сокращение грузоперевозок, хотя в январе-июне 2009 года отмечалось замедление процесса снижения объемов транспортной деятельности (с 22,4% до 13,4% по грузам, 19,6% по пассажирским перевозкам).

Основные экономические показатели деятельности транспортных организаций Омской области за последние 2 года представлены в таблице 1 [7].

Индекс физического объема платных услуг в сопоставимых ценах постоянно растет. В структуре платных услуг населению Омского региона транспорт занимает второе место после услуг ЖКХ и опережая более чем на 2 млн. руб. услуги образовательные.

Согласно статистическим данным, за последние 5 лет в омском регионе ежегодно перевозится в среднем 70 млн. т грузов, при этом 68% приходится на трубопроводный транспорт, 22% - на железнодорожный, 7% - автомобильный и 3% - на внутренний водный транспорт. Водный транспорт занимает особое положение, так как именно он обеспечивает перевозку негабаритных грузов при достаточной дешевизне, а в районах Крайнего Севера нередко является единственным средством сообщения.

В таблицах 2 и 3 приведены данные о перевозках грузов и пассажиров по внутренним водным путям Омской области за последние 3 года.

Таблица 2. Перевозка пассажиров водным транспортом Омской области

Основными видами груза являлись лес, металл, хлеб, строительные материалы, нефтеналивные грузы, уголь и химические удобре-

Наименование показателя 2007 2008 2009

Отправлено пассажиров - всего, тыс. чел. 407,3 380,4 295,1

в том числе по видам сообщения:

дальние (междугородние) 54,1 40,3 34,9

пригородные 168,5 168,8 130,5

внутригородские 184,7 171,3 129,7

ния.

Таблица 3. Перевозка грузов водным транспортом Омской области Для того чтобы речной транспорт функционировал достаточно эффективно, необходимо при планировании перевозок учитывать зат-

Наименование показателя В границах России

2007 2008 2009

Отправлено грузов - всего, тыс. тонн 2985,0 4361,6 1921,3

в том числе по видам сообщения:

наливные 507,3 530,8 483,5

сухогрузы 2477,7 3830,8 1437,8

раты, конкурентов и платежеспособный спрос. Для повышения качества перевозок можно снизить затраты (табл. 4), избежав порчи и нарушения сроков доставки грузов, сокращения сроков в пунктах обработки.

Таблица 4. Затраты по перевозочной и погрузо-разгрузочной деятельности на водном транспорте Омской области Вместе с тем, простое стремление к обеспечению безубыточности перевозок не сможет решить проблему речного транспорта. В

Наименование показателя 2007 2008 2009

Затраты по перевозкам грузов и пассажиров - всего 897578,0 1194230,1 632166,6

в том числе:

по перевозкам грузов 818989,0 1102112,3 555103,1

по перевозкам пассажиров 78589,0 92117,8 77063,5

Затраты по погрузо-разгрузочным работам 294935,5 196353,5 -

условиях конкуренции необходимо предоставить потребителю транспортные услуги, отличающиеся высокой конкурентоспособностью. В связи с этим возникает проблема в комплексной оценке качества транспортного обслуживания.

Всеобъемлющим атрибутом любого объекта является его качество. Наиболее общим количественным подходом оценки качества может выступать совокупная оценка по ряду оценочных критериев - обобщенный показатель качества, представляемый обобщенной функцией желательности Харрингтона Б:

Р =

т

ПР,

i=1

(1)

где Бі - желательность по і-му оценочному параметру, п - число оценочных параметров.

У каждого из параметров оценки учитываем его весомость в ряду всех параметров. Параметры могут включать друг друга. Так, например, рассматривая услугу водного транспорта как некий комплекс оценочных критериев, отдельно можно выделить комплексные характеристики судов и соотнести их с качественными показателями работы эксплуатационных служб водного транспорта (рис. 1) [2].

n

Рис. 1. Схема взаимосвязи комплексных характеристик судов и деятельности эксплуатационных служб водного транспорта Для того чтобы оценить эффективность применения методики оценки качества услуг речного транспорта, воспользуемся эмпирической формулой, основанной на оценке функции полезности двух взаимодополняемых благ [6]:

P = F С X, Y, Z) =

f С х, г) * f С У, г)

f С х, г) + f С у, г) f Сх, г) + f С у, г)

(2)

где А(х, z) - функциональная зависимость между наиболее значимым показателем подсистемы ± и показателем функционального взаимодействия подсистем ± и I качества услуг речного транспорта;

Ду, z) - функциональная зависимость между наиболее значимым показателем подсистемы I и показателем функционального взаимодействия подсистем ± и I качества услуг речного транспорта;

f (X, z)

f (X, z) + f (y, z)

- эффективность подсистемы ±;

f (y, Z)

f (X, z) + f (y, z)

- эффективность подсистемы I.

Данная методика позволяет определить наиболее оптимальные показатели для комплексной оценки качества услуг транспорта с помощью целевой функции:

Поиск решения можно осуществлять в среде Mathcad 2001i Professional, используя актуальные на данный момент показатели качества транспортных услуг.

Предложенная методика основана на принципах системного анализа и математического программирования, что позволяет с достаточной репрезентативностью и минимальными затратами осуществить комплексную оценку качества услуг водного транспорта.

Для расчетов использованы Парето-анализ, программный продукт «Шкала» и Пакет ILOG CPLEX Optimization Studio. Это полноценный инструментарий для разработки приложений, обеспечивающих поддержку принятия аналитических решений на основе принципов оптимизации.

Пакет ILOG CPLEX Optimization Studio ускоряет разработку и внедрение моделей оптимизации, сочетая в себе механизмы ведущих решающих программ с тесно интегрируемой средой разработки и языком моделирования. Он помогает ускорить процессы разработки и внедрения моделей оптимизации при помощи линейного, квадратичного, частично-целочисленного программирования, программирования в ограничениях и составления графиков с учетом ограничений. Пакет гарантирует надежную разработку и техническое обслуживание за счет моделирования [9].

По результатам исследования разработан методический аппарат многоуровневого анализа для оценки состояния процесса управления качеством объектов, зарегистрирован интеллектуальный продукт «Метод оценки качества услуг водного транспорта» (свидетельство о регистрации №16369). Разработанная методика прошла апробацию на Омском судоремонтно-судостроительном заводе, получена справка о внедрении.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. качество услуг транспорта необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с системой общественного производства;

2. в понятие качества следует, наряду с техническими параметрами, включать и экономические показатели;

3. качество услуги следует рассматривать как совокупность потребительских свойств, определяющую степень соответствия заданной конкретной потребности в фиксированных условиях потребления продукции.

Транспорт всегда был одной из опорных точек, по которым оценивалось общее состояние экономики. Приоритетность интенсивного метода экономического развития страны требует не простого увеличения объема перевозок, а выпуска продукции высокого качества -надежной, безопасной, экономичной в использовании. Транспорт, обеспечивая перевозки грузов и пассажиров, удовлетворяет платежеспособный спрос, но не обеспечивает в полной мере адекватных условий для эффективного социально-экономического развития страны в целом и региона, в частности [4]. Внедрение разработанной методики оценки качества транспортного обслуживания позволит адаптировать деятельность эксплуатационных, технических, финансовых служб к факторам окружающей среды и требованиям потребителей.

Литература:

1. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.

2. Определение комплексных критериев оценки служб эксплуатационной структуры водного транспорта / П. Бимбереков// Речной транспорт (XXI век). - 2007. - №6. - С. 56-59.

3. Оценка качества инфраструктурных услуг / А.В. Громов// Качество и полезность: пути повышения и роста: Материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. - С. 49-50.

4. Развитие транспортной инфраструктуры региона / Ю.В. Задворный// Транспортное дело России. - 2010. - №6. - С. 10-12.

5. Соловьева, О.И. Проблемы системного подхода к менеджменту качества продукции (услуг): Монография. - Омск: НОУ «ЕврИЭ-МИ», 2006. - 110 с.

6. Социально-экономические условия эффективного развития региона:оценка, интеграционный вектор / Смирнов В. // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №3. - С. 31-39.

7. Транспорт и связь Омской области: Статистический сборник / Омскстат. - Омск, 2010. - 80 с.

8. Транспортная стратегия Российской Федерации [сайт]. Режим доступа: http://www.mintrans.ru/pressa/

TransStrat_Gossovet_Rab_Groop_2.htm

9. 1ВМ [сайт]. Режим доступа: http://www.ibm.com/ru/ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.