УДК 658.7
А.ю. Курова МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
Аннотация. В статье описана методология анализа и проектирования логистического центра, предложена типовая схема традиционной модели проектирования и схема планирования логистического центра с применением механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Описаны участники проекта ГЧП и их функции, а также предложен алгоритм управления проектом ГЧП при проектировании логистического центра. Ключевые слова: ГЧП, инвестиционный проект, логистический центр, планирование, управление проектом.
Aieksandra Kurova METHODOLOGY FOR THE ANALYSIS AND DESIGN
OF LOGISTICS CENTRES
Annotation. The article describes a methodology for the analysis and design of logistics center, offers a typical diagram of a conventional design model and framework for planning logistics center using prívate public partnership (PPP). It is described participants of the PPP project and their functions and an algorithm for management of PPP project of logistics center. Keywords: PPP, investmentproject, logistics center, planning, project management.
Создание логистического центра (ЛЦ) требует наличия больших земельных ресурсов и инвестиционных вложений. Несмотря на то, что в настоящее время существует ряд успешных примеров создания крупных инфраструктурных комплексов, пока еще нет единой устоявшейся методологии проектирования ЛЦ. Проект логистического центра относится к инвестиционным проектам, может быть реализован на базе существующих складских мощностей или на свободной земле, привлекательной для строительства и развития. На наш взгляд, повысить привлекательность логистического центра для арендаторов, увеличить доход от оказания услуг центра, сократить сроки выполнения работ и обеспечить совпадение результатов проекта бизнес-плану позволяет управление проектом с помощью аутсорсинга.
Анализ опыта планирования существующих логистических центров в Балтийском регионе позволяет нам выделить концептуальную основу проектирования ЛЦ:
1) процедуры планирования - это систематическая последовательность действий, используемых на различных этапах проектирования, которые приводят к окончательному созданию логистического центра;
2) методы планирования - совокупность инструментов поддержки принятия решений по проекту логистического центра;
3) критерии оценки - система оценки, анализа и сравнений, включающая в себя количественные и качественные показатели, которые позволяют принять правильное решение или отказаться от неправильных [3, с. 14].
Проект логистического центра, как и любой инвестиционный проект, охватывает три фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную. На первой стадии закладывается жизнеспособность проекта, конечной ее целью является принятие решения о реализации и выбор схемы проекта. На данном этапе разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) и бизнес-план. На второй фазе (инвестиционной) начинают предприниматься конкретные действия, требующие гораздо больших затрат и носящие необратимый характер. Конечной ее целью является реализация проекта и подготовка к эксплуатации. Также на этом этапе владельцы, как правило, привлекают внешние источники финансирования (кредиты, выпуск дополнительных акций или ценных бумаг, лизинг, привлечение инвестиционных средств, привлечение средств из других источников). Последняя фаза характеризуется началом оказания услуг и возвратом внешних займов. Включает в себя также мониторинг деятельности логистического центра и поиск путей для развития. По нашему представлению, общая схема проектирования логистических центров выглядит так, как представлено на рис. 1.
© Курова А.Ю., 2014
Управление проектом
I. Прединвестиционная фаза
1. Анализ инвестиционных возможностей реализации проекта
1.1. Транспортно-логистический анализ
1.2. Маркетинговое исследование возможностей
1.3. Анализ места размещения и параметров
1.4. Анализ лучших практик и примеров
2. Анализ альтернативных вариантов проекта и составление внутреннего бизнес-плана
3. Подготовка предварительного ТЭО
II. Инвестиционная фаза
1. Переговоры и заключение контрактов
2. Инженерно-техническое проектирование
3. Строительство комплексов зданий и сооружений, установка оборудования
4. Маркетинг и рекламные мероприятия
5. Привлечение в проект финансового и стратегического партнера
6. Пуско-наладочные работы и сдача проекта
III. Эксплуатационная фаза
1. Приемка и запуск
2. Начало оказания услуг
3. Мониторинг экономических показателей
4. Расширение, инновация
4. Разработка развернутого
бизнес-плана с учетом предложений инвесторов
5. Заключение по проекту о принятии решения об инвестировании
Рис. 1. Типовая схема традиционной модели проектирования логистического центра
Наиболее успешными проектами ЛЦ являются проекты, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), которое позволяет снизить риски и затраты проекта и повышает эффективность осуществления проекта [4].
Участниками ГЧП при проектировании логистического центра могут выступать:
- правительство (министерства и государственные органы), которое осуществляет лицензирование, предоставляет гарантии, распоряжается земельной собственностью и предлагает направления развития;
- компании по развитию (финансовые институты, девелоперы, руководители предприятий, строительные компании) - развитие недвижимости, финансирование и маркетинг;
— транспортная супраструктура (портовые компании, контейнерные терминалы, телематическая платформа, сервисные компании, таможня) - открытый доступ к транспортной и сервисной инфраструктуре;
- арендаторы (экспедиторы, транспортные компании, складские операторы, отделы логистики производственных компаний, логистические провайдеры) - аренда, транспорт, складирование и грузообработка, услуги 3РЬ уровня.
Реализация данной модели становится наиболее актуальной, поскольку рынок логистических услуг имеет тенденцию к расширению, с чем вызвана острая потребность в увеличении услуг с добавленной стоимостью.
Структура законодательства Российской Федерации в рамках ГЧП при проектировании ЛЦ выглядит следующим образом.
1. Законы муниципальных образований (установление гарантий и бюджетное финансирование).
2. Законы субъектов РФ (установление гарантий и бюджетное финансирование).
3. Законы федерального уровня (Конституция РФ, Гражданский Кодекс, ФЗ № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в РФ», и ФЗ № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях», проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» и др.).
Реализация инвестиционного проекта с использованием механизма ГЧП отличается сложностью и подходом к проектированию, поэтому традиционную модель можно скорректировать с учетом особенностей проектирования ЛЦ в условиях ГЧП (см. рис. 2).
Типовая схема проектирования ЛЦ
Прединвестиционная фаза
Инвестиционная фаза
Эксплуатационная фаза
Схема проектирования ЛЦ в рамках ГЧП
Разработка концепции проекта
ТЭО и дизайн инфраструктурного объекта
Я Я Переговоры и
Б Б заключение
Q Р контрактов
Проектирование
Строительство зданий
Техническое обслуживание
Рис. 2. Сопоставление схемы проектирования ЛЦ в рамках ГЧП и типовой схемы традиционной модели
После определения предварительной концепции проекта и расчета технико-экономических показателей заказчиком организуется конкурс (выпускается запрос квалификации (RFQ) и/или запрос предложения (ЯГТ)). В результате чего выбираются участники проекта и определяются ответственные за проведение процедур по проектированию ЛЦ [1, с. 9].
Выбор той или иной формы или модели ГЧП зависит от сферы, в которой проект реализуется, и от его специфики. На практике ни одна модель не используется в чистом виде, а применяются смешанные модели. Поскольку проект крупного логистического центра имеет длительный срок реализации и ограничения на передачу прав собственности государства на некоторые объекты, а также высо-
кие риски, то наиболее приемлемой формой ГЧП для такого проекта является комиссионное соглашение. Однако для отдельных инфраструктурных элементов ЛЦ возможно применение и иных моделей [2, с. 4].
На рисунке 3 нами предложен алгоритм управления проектом ГЧП при проектировании ЛЦ.
Рис. 3. Алгоритм управления проектом ЛЦ в рамках ГЧП
Инициатором проекта может быть орган государственного или муниципального управления или, реже, частный сектор, выдвинувший инициативное предложение. Планирование проекта осуществляет специализированная команда проекта (SPV), которая проводит первоначальную анализ и оценку лучших методов проектирования, обеспечивает необходимые предварительные согласования и осуществляет оценку эффективности реализуемого проекта.
Предложенный нами алгоритм может корректироваться под нужды заказчика и использоваться для проектирования ЛЦ любого вида.
Библиографический список
1. Б ДО «Реализация региональных инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/Analitika/ BDO_UNIKON_PPP.pdf (дата обращения: 05.06.2014).
2. Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Государственно-частное партнерство как механизм реализации инвестиционных проектов создания транспортно-логистических центров // Бюллетень транспортной информации. - 2010. - № 9(183). - С. 13-18.
3. Kondratowicz L. Planning of Logistics centres // NeLoC. Gdansk. 2003. - pp. 13-25.
4. Johannsen H.H. W. Analysis of institutional and organizational solutions in the development of transport and logistics centres. // Johannsen H.H. W., Kristiansen J. Denmark. Aalborg University. 2007. - pp. 53-57.