УДК 373
МЕТОДОЛОГИЯ AGILE ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гатулин Р.Р., 2017
Университет ИТМО, магистрант первого курса обучения, Санкт-Петербург
Колупаева Д.А., 2017 Университет ИТМО, магистрант первого курса, Санкт-Петербург Аннотация: в данной статье рассматривается методология Agile применительно к современному школьному образованию. Выясняется, насколько правильным будет перенос принципов Agile-манифеста в систему школьного образования и какие изменения принесёт данная реформа. Определяются основные принципы, которыми может руководствоваться администрация школы при внедрении технологии эджайл в процесс школьного обучения. Выявляются основные проблемы и трудности, которые стоят на пути реформации школьной образовательной системы в реалиях сегодняшнего дня.
Ключевые слова: образование, обучение, agile, образовательные технологии, школьное обучение, образовательная реформа.
AGILE METHODOLOGY FOR MODERN SCHOOL EDUCATION
R.R. Gatulin, 2017 ITMO University, master student, St. Petersburg
D.A. Kolupaeva, 2017 ITMO University, master student, St. Petersburg Abstract: this article examines the Agile methodology for modern school education. It turns out how transfer the principles of the Agile manifesto to the school system in correct form and what changes this reform will bring. The main principles that the school administration can apply when implementing agile technology in the school education process are defined. The main problems and difficulties that stand in the way of the reform of the school educational system in the realities of today are revealed.
Key words: education, training, agile, educational technologies, school education, educational reform.
Герман Греф на одном из своих выступлений на Гайдаровском форуме призвал всех переходить на новые практики управления, построенные на принципах Agile. По его словам, те, кто не сможет освоить Agile-технологию сегодня - будут «лузерами» завтра. В связи с этим, управление, обучение и экономика должны перестроить свои процессы и создать такие изменения в своей внутренней культуре, которые позволят им быстро адаптироваться и реагировать на изменения внешней среды - в сегодняшних быстро развивающихся и растущих цифровых экономиках переход к неопределенности необходим для выживания. Но насколько правильным будет перенос принципов Agile-манифеста в систему школьного образования и какие изменения принесёт данная реформа? [1]
В 2001 году группа из 17 разработчиков программного обеспечения приехала на курорт Snowbird в США, чтобы обсудить альтернативные способы создания ПО и опубликовала Agile Manifesto - документ, в котором впервые был введён термин Agile, и были четко определены ключевые ценности:
- Люди и их коммуникация важнее процессов и инструментов.
- Работающий продукт важнее комплексной документации.
- Сотрудничество с клиентом важнее обсуждения условий контракта.
- Реагирование на изменения важнее максимально чёткого следования плану. [2]
В манифесте речь идёт о программном обеспечении, но его положения настолько общезначимы и актуальны, что могут быть применены в абсолютно разных сферах, в том числе и в сфере школьного образования.
Фундамент Agile составляют три объекта — процесс непрерывного обучения, замотивированные люди и качественные изменения. Именно эти вещи сейчас являются наиболее важными для системы образования.
Реальность такова, что наиболее качественно усваиваются те знания и навыки, которые интересны обучающемуся и, вероятно, будут использоваться им в реальной жизни. Поэтому важно
включать родителей ученика в создание образовательного процесса, ведь именно им в большей степени известны предпочтения и склонности ребёнка.
Также важно включить и самого ученика в постановку задач и оценку преподавания. Ученики, родители, учителя — вот та команда, которая, эффективно работая сообща, будет создавать образовательный процесс, учитывающий нужды всех его членов. Тем не менее, на сегодняшний день в педагогической практике отсутствуют инструменты, которые позволили бы организовать подобную командную работу.
В качестве этого инструмента можно использовать Agile, который может легко интегрироваться в работу конкретных школ и использоваться при проектировании учебной программы и в ежедневной работе.
Рассмотрим, какие проблемы и трудности стоят сегодня на пути реформации школьной образовательной системы, далёкой от
готовности к изменениям и быстрого реагирования на условия непредсказуемой среды и нуждающейся во внедрении эджайл.
Во-первых, многие школы ставят в приоритет процессы и инструменты, а не индивидуальные потребности ученика. Школа представляет собой учреждение с технократическим стилем управления, когда практически не уделяется внимание человеческому фактору, и школьная администрация действует в соответствии со строго определёнными правилами.
В этом случае методология Agile позволила бы достигать целей через человекоориентированный подход, повышая качество организационной дисциплины.
Во-вторых, большая часть людей, организующих образовательный процесс, акцентируют внимание на методиках обучения, учебных пособиях и итоговых результатах проверочных тестов и контрольных работ. В свою очередь, достижение подлинной цели преподавания и ценность обучения, которая была реально получена учениками, редко оцениваются и выносятся на обсуждение.
В-третьих, большая часть сотрудничества внутри института школы неэффективна из-за многочисленных компромиссов на разных уровнях, ведь зачастую избегание конфликта является ключевым фактором при принятии решения. Настоящей качественной коммуникации не происходит, и в результате внедряются те идеи, которые не принимаются наименьшим количеством людей.
В-четвёртых, школьная культура сама по себе предполагает повсеместное планирование и неготовность к переменам - отсутствие желания действовать препятствует изменениям. [3]
Выделим 12 принципов, которыми могут руководствоваться школы при внедрении эджайл в процесс обучения:
1. Наивысший приоритет - удовлетворение потребностей учащихся и их семей через непрерывное предоставление качественного обучения.
2. Изменения могут внедряться даже на поздних стадиях обучения и используются в интересах студентов и их семей.
3. Предпочтительны короткие интервалы обучения. Здесь речь идёт о том, чтобы, к примеру, изменить учебное время школьников с традиционных четвертей, которые длятся 2-3 месяца у 1-9 классов и с полугодий у 10-11 классов, на, так называемые, «короткие учебные дистанции», которые длятся 2-3 недели и за которые учащиеся стремятся достичь определённых результатов. Каждая «дистанция» заканчивается ретроспективой, где учащиеся размышляют о проделанной работе, выявляют извлеченные уроки и находят области для улучшения.
4. Члены школьной и семейной команды работают совместно каждый день, чтобы создать возможности для качественного обучения всех участников.
5. Проекты создаются замотивированными людьми, которым доверяют и оказывают всестороннюю поддержку.
6. Самый эффективный способ обмена информацией внутри команды - личное общение.
7. Основа прогресса - осознанный образовательный процесс.
8. Ритм обучения устойчив, и все его участники должны иметь возможность постоянно быть вовлеченными в процесс.
9. Постоянное совершенствование технического обеспечения и использование качественного дизайна повышает адаптивность к учебному процессу.
10. Важное значение имеет постоянное отслеживание работ, не приносящих ценности, и их искоренение.
11. Самые лучшие идеи и инициативы возникают из самоорганизующихся команд.
12. После каждого интервала обучения команда анализирует свои возможности для повышения эффективности. [4]
Таким образом, следование данным принципам позволяет, с одной стороны, учитывать интересы обучающихся, тем самым мотивируя их достигать выдающихся результатов и быть активными участниками образовательного процесса и, с другой стороны, превращают школу в саморазвивающийся организм, готовый к генерации и внедрению инноваций.
Список литературы
1. Греф: России требуется новая система управления [Электронный ресурс] // URL: http://www.bbc.com/russian/business/2016/05/160522_gref_skolkovo_lecture (дата обращения: 26.11.2017).
2. The Agile Classroom: Embracing an Agile Mindset In Education? [Электронный ресурс] // URL: https://medium.com/laboratoria/the-agile-classroom-embracing-an-agile-mindset-in-education-ae0f19e801f3 (дата обращения: 26.11.2017).
3. Agile Schools: How Technology Saves Education (Just Not the Way We Thought it Would) [Электронный ресурс] // URL: https://www.infoq.com/articles/agile-schools-education (дата обращения: 26.11.2017).
4. Agile Based Learning: What Is It and How Can It Change Education? [Электронный ресурс] // URL: https://www.opencolleges.edu.au/informed/features/agile-based-learning-what-is-it-and-how-can-it-change-education/ (дата обращения: 26.11.2017).
УДК 376
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПОДХОДОВ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ И ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Вернер Н.А., 2017
Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
Аннотация: учитывая особую значимость и необходимость основательного исследования интеграционных и инклюзивных процессов для обеспечения социальной работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образовательного пространства, в рамках данной статьи осуществлен анализ соответствующей понятийной базы, раскрыта сущность и особенности интеграции и инклюзии в образовании; рассмотрен зарубежный и отечественный опыт внедрения интегрированного и инклюзивного обучения в образовательных организациях.
Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, инклюзия, педагогика, обучение.
STUDY OF DOMESTIC AND FOREIGN APPROACHES TO INTEGRATED AND INCLUSIVE TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Verner N.A., 2017 Pacific State Medical University, Vladivostok
Abstract: taking into account the special importance and necessity of a thorough study of integration and inclusive processes to ensure social work with young people with special needs in the context of an inclusive educational space, this article analyzes the relevant conceptual framework, reveals the essence and features of integration and inclusion in education; foreign and domestic experience in the implementation of integrated and inclusive education in educational organizations was examined.
Key words: inclusive education, integration, inclusion, pedagogy, education.