Научная статья на тему 'Методологический подход к оценке потенциала развития машиностроительных предприятий'

Методологический подход к оценке потенциала развития машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛИЕНТЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Побережный Р.О.

В статье предложено определять структуру потенциала стратегического развития с учетом разделения ее на текущий потенциал и потенциал инновационного развития. Определена система показателей в соответствие с предложенной структурой потенциала развития промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологический подход к оценке потенциала развития машиностроительных предприятий»

Вследствие роста стоимости проведения современных НИОКР выделяют тенденцию увеличения потребности в проведении междисциплинарных исследований. Особое место занимают фармацевтическая, биотехнологическая отрасли, информационные технологии. Разработка инновационного продукта требует параллельного проведения исследований в нескольких областях науки, т.е. «мультидисциплинарного» подхода. Такие тенденции приводят к активизации создания новых организационных форм, а именно, международных инновационных сетей и стратегических технологических альянсов, особенно, на глокальном уровне. Библиографический список

1. Вопросы новой экономики 2007-2008 гг.; Новая экономика / под ред. Е.Ф. Авдо-кушина, В.С. Сизова. Магистр, 2009.

2. Авдокушин Е.Ф. Глокализация как характерная черта новой мировой экономики / Вопросы новой экономики. 2008. № 3-4.

3. Андрющенко В.И., Костикова Б.В. Книга акционера для чтения и принятия решений / ТНК "Гермес-Союз" АО "МТВ". М.: Финансы и статистика, 1994.

4. Богокин А.Л. Стратегическое управление и его роль в развитии корпорации (на примере США). Дисс. на соискание уч. ст. канд. эк. наук. 1991.

5. Голубева С. Актуальные аспекты теории транснациональной кооперации предприятий // Росс. эк. журн. М: 1996, №10.

6. Гуржий Д.В. Особенности внутрифирменного международного технологического обмена японских фирм // Бюлл. иностр. коммер. информ. М., 1990.-21 авг.-.№102.

УДК 658

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Побережный Р. О.,

аспирант кафедры ОП и УП НТУ «ХПИ»

В статье предложено определять структуру потенциала стратегического развития с учетом разделения ее на текущий потенциал и потенциал инновационного развития. Определена система показателей в соответствие с предложенной структурой потенциала развития промышленного предприятия.

The paper proposed to determine the structure of the potential strategic development with the division on its current capacity and potential innovation. Defined a system of indicators in line with the proposed structure of the development potential of the industrial enterprise.

Ключевые слова: стратегия, развитие, потенциал стратегического развития, сбалансированная система показателей, клиенты, бизнес-процессы, финансы

Актуальность темы. Становление и развитие современной экономики в Украине, непосредственно связанные с эффективностью развития промышленных предприятий, вызвало ряд проблем, которые, несмотря на полученные результаты, нельзя считать решенными. Одной из таких проблем является обеспечение эффективного развития промышленных предприя-

тий в стратегическом периоде и управление таким развитием, поскольку традиционные формы управления на сегодня требуют коренных изменений. Необходимость перехода к новой парадигме управления эффективным стратегическим развитием промышленного сектора обусловлена интенсивными изменениями, которые происходят как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Цель статьи состоит в освещении результатов исследования по формированию методического обеспечения по оценке потенциала развития промышленных предприятий с учетом базового (текущего) потенциала и способности предприятия к развитию (потенциала инновационного развития).

Проблематика. Актуальность исследования требует разработки ряда мероприятий по управлению эффективным стратегическим развитием промышленных предприятий, теоретического обоснования ряда методических предложений по формированию, управлению и оценке потенциала развития предприятия, определения их особенностей и закономерностей.

Обзор последних публикаций. Все больше внимания в теоретических исследованиях экономистов и практической деятельности менеджеров уделяется решению проблем управления развитием предприятия. Исследованию теории и практики управления развитием предприятия посвящены труды многих ученых-экономистов. Среди научных исследований, в которых рассматривается решение данной проблемы, особого внимания заслуживают работы: И Ансоффа [1], Хьюберта К. Рамперсада [2], Е.В. Арефьева [3], О.С. Виханского [4], А.Э. Воронковой [5], В.М. Гончарова [6], С.О. Ищук [7], А.А. Томпсона [8], А. Дж. Стрикленда [8] и многих других.

Основные результаты. Совершенствование деятельности любого предприятия, в том числе и промышленного, а также его способность к переменам зависят «... от анализа внешней и внутренней среды, описания бизнес-процессов, подготовки планов оценки деятельности, анализа результатов работы и изучения организационной культуры [2, с. 13]. Если предприятие успешно формулировали и реализовывали правильные цели и стратегии, основанные на перечисленных процедурах, тогда, кажется, что улучшения и перемены будут делом решенным. Однако действительность показывает, что такой подход не оправдывает себя. Благодаря развитию рынка и возникновению новых теорий управления в течение нескольких последних лет, процесс организационных перемен эволюционировал из системы повышения качества в систему управления совершенствованием и переменами. И сегодня, перед руководством предприятий стоит задача обеспечения не только эффективной производственной деятельности, но и задача дальнейшего развития предприятия в соответствие с выбранными целями и задачами, с использованием преимуществ существующих концепций управления (всеобщего менеджмента на основе качества - Total Qualiti Management, TQM, управления результативностью - Perfomance Management,

управления компенециями - Competence Management, уневерсальной системы показателей деятельности - Total Perfomance Scorecard, TPS).

В своем исследовании мы предлагаем для формирования наиболее эффективных стратегий развития промышленных предприятий использовать сбалансированную систему показателей (ССП) в центе своего стратегического управления. При этом, на наш взгляд, перед современным промышленным предприятием стоят две основные задачи: первая - создать систему показателей и вторая - использовать ее в качестве интегрированной системы стратегического управления своим развитием.

Рис

ВНЕШНЯЯ

СРЕДА

- Текущий (базовый) потенциал

- Потенциал инновационного развития

На рисунке 1, отражена подчинённость и взаимосвязь между составляющими ССП при формировании стратегии развития предприятия. Данное видение базируется на предложенной исследователем двойственной структуре потенциала стратегического развития промышленного предприятия (в том числе машиностроительного), которая объединяет в себе текущее сос-

тояние базового потенциала и способность предприятия к развитию - эффективность использования инновационного потенциала.

При этом, именно ССП, благодаря своей чувствительности и прозрачности, на наш взгляд, наиболее четко и верно отражает выбранную предприятием стратегию к своему дальнейшему развитию. Согласно Роберту С.Каплану и Девиду П. Нортну существуют три основных принципа, на которых строится ССП, неразрывно связанная с общей стратегией компании:

1. причинно-следственные связи;

2. факторы достижения результатов;

3. взаимосвязь с финансовыми результатами [9, с. 104-105].

Необходимо отметить также коммуникативную роль ССП. Прежде всего,

ССП делает корпоративное видение будущего достоянием всех сотрудников и способствует установлению полного взаимопонимания и общности целей предприятия и сотрудников; во-вторых ССП позволяет каждому сотруднику определить свой вклад в достижение успеха предприятием и третье - ССП позволяет сконцентрировать усилия: если цели и показатели выбраны правильно, успех обеспечен, если нет, то все инвестиции и инициативы напрасны [9, с. 104]. Также одним из ключевых преимуществ ССП является взимное дополнение финансовых показателей операционными, стратегическими и качественными показателями.

Одним из основных методов управления потенциалом развития промышленного предприятия является формирование оценочной системы и разработка методического обеспечения по проведению оценки потенциала развития и его прогнозирования для определения приоритетных направлений потенциала развития предприятия во внешней среде. В результате этого возникает необходимость в количественной и качественной оценке текущего (базового) потенциала и потенциала инновационного развития с целью управления процессом формирования конкурентных преимуществ предприятия и обеспечения оценки и формирования стратегических направлений развития машиностроительных предприятий.

Для решения стоящих перед предприятием задач по дальнейшему развитию, а также для формирования наиболее эффективной стратегии развития автором было сформировано и сведено в таблицы 1-2 перечень показателей, входящих в составляющие ССП, которые позволят оценить текущий потенциал (табл. 1) и потенциал инновационного развития (табл. 2). Применение предложенной автором системы показателей позволит, на наш взгляд, учесть их комплексное влияние на формирование конкурентных преимуществ машиностроительных предприятий.

Таблица 1. Показатели оценки текущего (базового) потенциала

машиностроительного предприятия

Наименование показателя Условное обозначение

1.1 Финансовая составляющая

1.1.1 Коэффициент общей (текущей) ликвидности Х1.1.1.

1.1.2 Рентабельность собственного капитала Х1.1.2.

1.1.3 Чистая рентабельность продаж Х1.1.3.

1.1.4 Удельный вес расходов на оплату труда в операцион- Х1.1.4.

ных расходах

1.1.5 Удельный вес отчислений на социальные нужды в опе- Х1.1.5.

рационных расходах

1.2 Кадры

1.2.1 Коэффициент использования рабочего времени Х1.2.1.

1.2.2 Удельный вес работников в возрасте до 55 лет Х1.2.2.

1.2.3 Удельный вес работников, окончивших вуз Х1.2.3.

1.2.4 Удельный вес дополнительной заработной платы в ООО Х1.2.4.

1.2.5 Удельный вес административных расходы в затратах на Х1.2.5.

реализованную продукцию

1.3 Клиентская составляющая

1.3.1 Чистая рентабельность продаж Х1.3.1.

1.3.2 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолжен- Х1.3.2.

ности

1.3.3 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задол- Х1.3.3.

женности

1.3.4 Удельный вес расходов на сбыт в затратах на реализо- Х1.3.4.

ванную продукцию

1.4 Бизнес процессы

1.4.1 Коэффициент автономии Х1.4.1.

1.4.2 Коэффициент финансовой устойчивости Х1.4.2.

1.4.3 Коэффициент годности основных фондов Х1.4.3.

1.4.4 Коэффициент обновления основных фондов Х1.4.4.

1.4.5 Удельный вес производственных затрат в затратах на Х1.4.5.

реализованную продукцию

1.4.6 Среднегодовая выработка на одного работающего, тыс. руб./чел. Х1.4.6.

1.4.7 Удельный вес инвестиций в основной капитал в собст- Х1.4.7.

венном капитале

224 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1, 2013 Таблица 2. Показатели оценки потенциала инновационного развития

машиностроительного предприятия

Наименование показателя Условное обозначение

2.1 Финансовая составляющая

2.1.1 Удельный вес инвестиций в нематериальные активы в общей стоимости активов Х2.1.1.

2.1.2 Удельный вес инвестиций на информатизацию в общем объеме инвестиций в нематериальные активы Х2.1.2.

2.1.3 Удельный вес инвестиций отечественных инвесторов в общем объеме затрат на инновации Х2.1.3.

2.1.4 Удельный вес инвестиций иностранных инвесторов в общем объеме затрат на инновации Х2.1.4.

2.2 Составляющая обучения и развития персонала

2.2.1 Удельный вес работников, обученных новым профессиям Х2.2.1.

2.2.2 Удельный вес работников, повысивших квалификацию в отчетном году Х2.2.2.

2.2.3 Удельный вес работников, которые являются изобретателями и рационализаторами Х2.2.3.

2.3 Клиентская составляющая

2.3.1 Имиджевый ресурс Х2.3.1

2.3.2 Удельный вес расходов на участие в выставках и других имиджевых мероприятиях в общих затратах на реализацию продукции Х2.3.2.

2.3.3 Удельный вес расходов на маркетинг и рекламу Х2.3.3.

2.3.4 Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме реализованной продукции Х2.3.4.

2.3.5 Удельный вес новой продукции, поставленной на экспорт, в общем объеме новой продукции Х2.3.5.

2.3.6 Удельный вес переданных новых технологий за рубеж в общем объеме переданных технологий Х2.3.6.

2.4 Бизнес процессы

2.4.1 Удельный вес инвестиций на инновации в общем капитале Х2.4.1.

2.4.2 Удельный вес инвестиций в инновации в собственном капитале Х2.4.2.

2.4.3 Удельный вес расходов на исследования и разработки (без амортизации) в общем объеме затрат на инновации Х2.4.3.

2.4.4 Удельный вес расходов на машины, оборудование и программное обеспечение, связанное с внедрением инноваций, в общем объеме затрат на инновации Х2.4.4.

2.4.5 Удельный вес собственных инвестиций на технологические инновации в общем объеме затрат на инновации Х2.4.5.

2.4.6 Удельный вес отгруженной продукции, которая подверглась существенным технологическим изменениям или заново введена в течение трех лет, в общем объеме отгруженной продукции Х2.4.6.

2.4.7 Удельный вес отгруженной продукции, для которой был усовершенствован технологический процесс изготовления, в общем объеме отгруженной продукции Х2.4.7.

2.4.8 Удельный вес переданных новых технологий в Украине в общем объеме переданных технологий Х2.4.8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень, направление и стратегия развития предприятия, а также уровень развития стратегического потенциала находится в непосредственной зависимости от состояния и эффективности использования текущего потенциала и потенциала инновационного развития предприятия. Для общей оценки потенциала стратегического развития машиностроительного предприятия в дальнейшем исследовании рекомендуется использовать методику интегральной оценки текущего потенциала и потенциала инновационного развития предприятия с учетом влияния всех составляющих сбалансированной системы показателей.

Выводы. Стратегический потенциал выступает самым важным фактором обеспечения экономической и стратегической безопасности машиностроительного предприятия и определяет базу создания долгосрочных конкурентных преимуществ. Это является необходимым условием для эффективного развития предприятия в условиях усиливающейся конкурентной борьбы. Результаты оценки потенциала развития машиностроительного предприятия играют важную роль в процессе принятия решений на всех уровнях управления предприятием (оперативном, тактическом и стратегическом), что в свою очередь позволит более эффективно использовать и формировать его конкурентные преимущества; повысить эффективность принятия стратегических решений и разработать эффективную стратегию его развития.

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: монография / И. Ансофф. - СПб.: Пите-рком, 1999. - 416 с.

2. Хьюберт К. Рамперсанд Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсанд; Пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс. - 2004. - 352 с.

3. Ареф'ева О. В. Управлшня потенщалом розвитку промислових пщприемств: моног-рафiя / О. В. Ареф'ева, О. В. Коренков. - К.: ГРОТ, 2004. - 200 с.

4. Виханский О. С. Стратегическое управление: монография / О. С. Виханский . - М. : Гардарики, 2003. - 296 с.

5. Воронкова А. Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация : (Монография). - Луганск: ВНУ, 2000. - 315 с.

6. Гончаров В. М. Формування стратеги управлшня розвитком промислового пщпри-емства на основi показниюв ефективносп: монографiя / В. М. Гончаров, Н. В. Макаренко. - Луганськ : Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2007. - 136 с.

7. 1щук С. О. Виробничий потенщал промислових пщприемств: проблеми формування i

розвитку: монографiя / С. О. 1щук. - Львiв : 1РД НАН Украши, 2006. - 278 с.

8. Томсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: монография / А. А. Томсон, А. Дж. Стрикленд; [пер. с англ. Л. Г. Зайцева]. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

9. Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон Сбалансированная система показателей [пер. с англ.] - М. : ЗАО «Олимп - бизнес», 2003. - 210 с.

УДК 331.108

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИЯТИИ Погорелова ТА., доцент НТУ «ХПИ», г. Харьков

В статье рассматриваются инновационные механизмы в системе управления персоналом, а также особенности, принципы и основные факторы, которые оказывают влияние на инновационные процессы в кадровой политике предприятия.

Ключевые слова: персонал, управление персоналом, кадровая инновация, инновационная деятельность, кадровая политика.

PERSONNEL MANAGEMENT FEATURES ON INNOVATION

ENTERPRISE

Pogorelova T.A., docent of NTU «KPI», Kharkov

The article briefly describes innovative mechanisms in HR management, as well as features, principles and factors that impact on innovative processes of enterprise's HR policy.

Keywords: personnel, personnel management, human resources innovation, innovation, human resources policies.

1. Постановка проблемы.

Инновации создают наиболее сильные конкурентные преимущества современных предприятий, а предпосылкой и условием инновационного процесса служит наличие на предприятии инновационного потенциала.

Инновационный потенциал предприятия включает ресурсы, которые можно использовать для достижения положительных инновационных результатов: материальные, финансовые, информационные, организационные. Важным инновационным ресурсом предприятия является персонал, инновационный потенциал которого основан на способности работников вырабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты.

Объектом исследования является изучение понятия «система управления персоналом»; рассмотрение элементов данного понятия; изучение методов построения системы управления персоналом и путей её совершенствования на основе инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.