ffiB» natalkireeval'flyandex.ru Наталья Аркадьевна Киреева,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658(470.44) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ, УГРОЗЫ, ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются актуальные вопросы инновационного развития промышленных предприятий Саратовской области. Цель работы - охарактеризовать потенциал перехода промышленных предприятий региона на инновационную модель развития, выявить основные факторы, его сдерживающие. Дана оценка роли институтов развития в модернизации промышленного комплекса Саратовской области, осуществляющих софинансирование различных проектов в регионе. Для повышения эффективности институтов развития должны быть закреплены их функции в региональном законодательстве, более четко определены структуры, отвечающие за их функционирование, обеспечена увязка региональных стратегий с проектами и программами развития, а также с бюджетной политикой.
Ключевые слова: модернизация, промышленность, инновации, региональная политика, институты развития.
N.A. Kireyeva
MODERNIZATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISE IN THE SARATOV REGION: OPPORTUNITIES, THREATS, DEVELOPMENT INSTITUTIONS
The paper discusses the challenges of innovative development of the industrial enterprises in the Saratov region. The paper aims to reveal the potential of industrial enterprises in the region and their transition to the innovative development model, and to identify the main factors that hinder innovative development. The author examines the role of various institutions created for assisting the development and modernization of the industrial complex of the Saratov region and offering co-financing of inovative projects in the region. To improve the efficiency of development institutions it is necessary to define their functions in regional legislation, clearly identify their operationalpractices, and coordinate regional strategies with development projects and programs as well as fiscal policy .
Keywords: modernization, industry, innovation, regional policy, development institutions.
В последнее время модернизация стала лейтмотивом многих научных публикаций и программных документов. Особенно это касается промышленности как несущего каркаса всей экономической системы. Каким же инновационным потенциалом для структурной перестройки обладают промышленные предприятия Саратовской области, каковы их возможности для создания новой технологической базы, какие и в какой степени задействованы институты развития, обеспечивающие модернизацию и переход к качественно новому типу экономического роста? Ответы на эти вопросы помогут, на наш взгляд, более обоснованно подойти к формированию региональной промышленной политики и лучше понять общие процессы, происходящие в российской промышленности в целом.
В Саратовской области накоплен достаточно мощный промышленный потенциал, здесь сложились базовые отраслевые комплексы: топливно-энергетический, химический и нефтехимический, машиностроительный. За годы реформ промышленность региона претерпела изменения по всем основным параметрам: объемы
производства, отраслевая структура, темпы развития. Трансформация начала 1990-х гг. носила структурный характер, во многом обусловленный конверсией военно-промышленного комплекса, удельный вес которого составлял более 20% всего промышленного производства, а также потерей рынков сбыта промышленными предприятиями ряда отраслей обрабатывающего сектора.
Начиная с 1999 г. промышленность демонстрировала достаточно высокие темпы роста, что позволило уже через 5 лет восстановить докризисные объемы производства. К 2012 г. объем промышленного производства в регионе увеличился по сравнению с 1999 г. в 2,7 раза, а темпы роста превысили среднероссийские и ПФО в целом (рис. 1). Однако следует отметить, что восстановительная динамика во многом была связана с добывающим сектором, темпы роста которого имели более высокую скорость. В обрабатывающем секторе также наблюдались положительные темпы роста, однако они не позволили по многим видам деятельности достичь дореформенного уровня.
- -♦- - Российская Федерация —■—Саратовская область —А—ПФО
Рис. 1. Динамика промышленного производства, % к 1999 г. [4]
6%
П добыча полезных ископаемых □ обратывающие производства
^ производство и распределение электроэнергии, газа и выводы
Рис. 2. Структура объема отгруженных товаров собственного производства
выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в Саратовской области в 2012 г. [4]
1000,0 900,0 800,0 700,0 600,0 500,0 400,0 300,0 200,0 100,0 0,0
Рис. 3. Производительность труда в обрабатывающей промышленности по регионам ПФО, тыс. руб. [4]
За последние 20 лет процесс «утяжеления» структуры промышленного производства в регионе, как и в РФ в целом, шел весьма интенсивно. Однако в последние годы увеличилась доля обрабатывающей промышленности в структуре промышленного производства Саратовской области -более 70% в 2012 г. (рис. 2).
На промышленных предприятиях региона резервы роста, связанные с интенсивными факторами, практически исчерпаны, и необходимо кардинальное обновление технологической базы. На многих предприятиях оборудование морально и физически устарело, что обусловливает недоиспользование имеющихся производственных мощностей.
По производительности труда регион отстает от общероссийских показателей на 35 - 40%, а от регионов - лидеров ПФО -почти в 2 раза (рис. 3).
Валовая добавленная стоимость, созданная в обрабатывающей промышленности региона, на одного занятого в ней составляет 43% от уровня Республики Башкортостан, 59% - от уровня Республики Татарстан, 57% - от уровня Нижегородской области, 64% - от уровня Самарской области.
В сложившихся условиях модернизация регионального промышленного комплекса невозможна без интенсификации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, производительности труда и конкурентоспособности выпускаемой продукции. В последние годы можно отметить положительную тенденцию активизации инновационного процесса на промышленных предприятиях региона. В 2012 г. инновационную деятельность осуществляли 57 крупных и средних организаций области. В общем объеме отгруженной продукции доля инновационной деятельности составила 3,4% против 2,7% в 2011 году. В 2012 г. объем отгруженных инновационных товаров организациями Саратовской области по сравнению с 2000 г. увеличился в 2,8 раза (рис. 4).
В регионе уже сложился определенный инновационный потенциал. Во многом он определяется уровнем применяемых в производстве технологий, темпом их обновления. По числу созданных передовых производственных технологий Саратовская область в 2012 г. занимала 5-е место в ПФО. В составе инновационной продукции существенное место занимает продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям. Ее доля в течение последних трех лет составила более 90%.
18000
16000
14000-
12000-
10000
8000-
6000-
4000
2000-
2000 г.
2005г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
□ затраты на технологические инновации □ объем инновационных товаров
Рис. 4. Объем инновационной продукции и затраты на технологические инновации промышленных предприятий в Саратовской области, млн руб. [5]
Рис. 5. Инновационная активность организаций по регионам ПФО в 2012 г., % [4]
Однако в настоящее время уровень инновационной активности все еще крайне низок. Саратовская область по данному показателю занимает 12-е место среди регионов ПФО (рис. 5).
Спрос на технологические инновации со стороны промышленных предприятий по-прежнему остается низким, хотя доля инновационных организаций увеличилась. Несмотря на то что объем отгруженной инновационной продукции вырос, Саратовская область по этому показателю занимает 11-е место в ПФО.
Инновационный прорыв в промышленности возможен лишь в том случае, если инновационная продукция конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. В 2007 - 2011 гг. за пределы Российской Федерации было поставлено около 30% общего объема отгруженной инновационной продукции, а в 2012 г. - 27,6%. Однако по сравнению с общим объемом промышленного производства это составляет незначительную долю и не может кардинальным образом из-
менить конкурентные позиции регионального промышленного комплекса на внешнем рынке, особенно его обрабатывающих видов деятельности. При этом регион импортирует машины и оборудование, так как у собственных машиностроительных предприятий не хватает мощностей и специализации для обеспечения региона собственной продукцией. В 2012 г. в структуре импорта доля машин и оборудования составляла 49,7%. В качестве основных факторов, препятствующих развитию промышленного экспорта в Саратовском регионе, можно назвать следующие: низкая конкурентоспособность производимой продукции, в первую очередь ма-шинотехнической; несоответствие производимой продукции международным стандартам менеджмента качества; высокая степень износа и низкий коэффициент обновления производственных фондов предприятий; низкий уровень прямых иностранных инвестиций в производственную сферу; слабая финансовая поддержка государством перспективных предприятий-экспортеров и недифференцированное распределение финансовых ресурсов на развитие экспорта между центром и периферией; неразвитая инфраструктура, обеспечивающая областной экспорт и др. [3, с. 69].
С точки зрения возможностей инновационного развития интерес представляют источники финансирования затрат на технологические инновации. Как показал анализ, практически все затраты на технологические инновации финансировались за счет собственных средств предприятий. В 2011 г. их доля составляла по организациям всех видов экономической деятельности более 80%.
Для количественной оценки интенсивности инновационной деятельности проанализируем соотношение затрат на осуществляемые технологические инновации и объема валового регионального продукта. Как видно из табл. 1, в Саратовской области данный показатель имеет тенденцию к снижению и его значение ниже, чем в ряде соседних регионов.
Следует отметить, что запланированные Программой социально-экономического развития Саратовской области на 2011 - 2014 гг. затраты на технологические инновации в 2011 г. также не превышают 1% от ВРП.
Развитие инновационной деятельности в регионе сопряжено с многочленными барьерами экономического, административного, институционального характера. Проведенное исследование структуры и масштаба ин-
0
Т а б л и ц а 1
Соотношение затрат на технологические инновации и валового регионального продукта по регионам Приволжского федерального округа, %*
Регион 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Республика Башкортостан 0,42 0,55 1,16 1,00 1,10 1,80 0,92 1,45
Республика Марий Эл 1,17 0,60 0,13 0,15 0,20 0,73 0,27 0,57
Республика Мордовия 1,13 2,12 5,77 3,51 3,03 0,66 0,94 1,27
Республика Татарстан 1,78 2,05 2,90 2,49 2,56 0,93 1,43 3,46
Удмуртская Республика 0,61 1,25 0,81 1,35 2,06 1,80 1,07 1,24
Чувашская Республика 0,85 1,79 1,38 2,04 2,10 2,29 1,16 1,16
Пермский край 3,38 1,43 2,10 2,01 2,08 1,81 1,53 2,12
Кировская область 0,92 0,60 0,79 0,77 2,06 0,78 0,51 0,98
Нижегородская область 2,41 1,54 1,56 1,77 1,66 4,35 2,87 3,94
Оренбургская область 0,18 0,76 0,24 0,67 1,55 1,00 1,44 1,09
Пензенская область 0,82 0,80 1,64 0,77 1,02 0,47 1,30 2,19
Самарская область 1,26 1,91 3,54 2,01 1,49 1,36 1,36 2,08
Саратовская область 0,86 1,86 0,85 1,29 0,53 1,05 0,88 1,32
Ульяновская область 0,66 1,12 0,69 0,73 0,73 1,29 0,69 0,67
*Сост. по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013.
новационной деятельности промышленной сферы региона свидетельствует, что в обследуемых предприятиях проблемы в инновационной деятельности связаны в первую очередь с экономическими факторами. К их числу относится высокая стоимость нововведений (почти 30% предприятий отметили данный фактор). Значимыми факторами также являются недостаток финансовой поддержки со стороны государства (23,9%) и низкий спрос на новые товары, работы, услуги (15,0%) (рис. 6).
В числе факторов производственного характера, затрудняющих инновационную деятельность, следует отметить недостаток квалифицированного персонала (16,0% обследованных предприятий), собственный низкий инновационный потенциал (15,5%), недостаток информации (13,6%) и недостаток информации о рынках сбыта (10,7%).
К другим факторам, сдерживающим внедрение инноваций, предприятия отнесли недостаток законодатель-
Неопредленность экономической выгоды Неразвитость инновационной инфраструктуры Недостаточность законодат. и нормативно-прав. док.
Неразвитость кооперац. связей Недостаток информации о рынках сбыта Недостаток информации о новых технологиях Недостаток квалифицированного персонала Низкий инновационный потенциал организации Высокий экономический риск Высокая стоимость нововведений Низкий спрос на новые товары Недостаток финансовой поддержки со стороны государства Недостаток собственных денежных средств
50
100
150
□
200
250
0
Рис. 6. Основные факторы, препятствующие инновациям в Саратовской области в 2011 г.
ных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, - 11,7%, неразвитость инновационной инфраструктуры - 11,7%, неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности - 13,3%.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на некоторую активизацию инновационной деятельности, удельный вес инновационно активных предприятий Саратовской области все же слишком мал и отстает от других субъектов РФ. И хотя за анализируемый период (2005 - 2012 гг.) наблюдается рост объема отгруженных инновационных товаров, выполненных работ и услуг инновационно активными организациями области, в целом динамика данного показателя неустойчива, как и затраты на осуществление технологических инноваций.
В настоящее время переход промышленности Саратовской области к инновационной модели развития за счет внедрения наукоемких технологий и разработок сдерживается рядом факторов:
- во-первых, высокая степень физического и морального износа основных фондов, что требует быстрейшего технического переоснащения промышленных предприятий;
- во-вторых, значительные издержки, обусловленные ростом цен на энергию, топливо, сырье, комплектующие;
- в-третьих, низкий уровень производства продукции с высокой долей добавленной стоимости;
- в-четвертых, дефицит собственных оборотных средств предприятий, недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень развития менеджмента, характерный для многих предприятий региона;
- в-пятых, существенный разрыв в инновационном цикле между научными исследованиями и разработками и их коммерциализацией.
В связи с этим приоритетной задачей становится создание эффективной региональной инновационной системы, предполагающей создание условий для развития стратегического партнерства между государственными, научно-исследовательскими организациями и бизнесом, привлечение частных инвестиций в сферу инновационного развития, создание инновационных кластеров и других сетевых структур, стимулирование спроса на инновации со стороны бизнеса для построения полных инновационных цепочек - от разработки до трансфера.
Следует отметить, что в регионе уже сформирована нормативно-правовая база по стимулированию инноваций. Так, региональное инвестиционное законодательство предусматривает льготы по налогам на прибыль, имущество организаций, транспортному налогу. В качестве положительного момента следует отметить, что улучшение региональной инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности предусмотрено в областной инновационной научно-технической программе «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010 - 2014 годы»: запланировано создание региональных инновационных кластеров, специального Регионального института управления научно-техническими и инновационными программами.
Постепенно формируются и начинают функционировать институты развития - комплекс финансово-эконо-
мических инструментов, фондируемых государством организаций, осуществляющих софинасирование различных проектов, которые имеют высокую общественную значимость. Сейчас в Саратовской области действую такие институты развития, как Венчурный и Гарантийный фонды, Фонд микрокредитования, работают бизнес-инкубаторы. С точки зрения региональной политики институты развития должны стимулировать и выравнивать развитие территорий. Их особенность состоит в предоставлении длинных и относительно недорогих денег, которые не могут предоставить обычные финансовые институты. Важность их формирования подтверждается многочисленными исследованиями взаимозависимости между разработкой и внедрением новейших технологий, а также инновационным развитием, с одной стороны, и уровнем развития финансовых рынков - с другой [2, с. 35].
Деятельность институтов развития в региональной инновационной системе должна быть направлена на устранение провалов рынка в сфере инноваций, которые сдерживают социально-экономическое развитие региона. Проанализируем эффективность данных институтов в Саратовской области (табл. 2).
Оценить роль институтов развития в модернизации промышленного комплекса Саратовской области достаточно сложно, так как, во-первых, многие из них были созданы в 2008 - 2009 гг., а начали реальное функционирование только в 2010 г.; во-вторых, более или менее масштабные проекты находятся только на начальной стадии реализации; в-третьих, отсутствует мониторинг программ и проектов, финансируемых из различных источников федерального и регионального уровней. Тем не менее можно сделать определенные выводы. Функционирование институтов развития свидетельствует, что многие из них созданы лишь формально и не оказывают реальной помощи в активизации инновационной деятельности предприятий.
Негативными факторами являются сложность и непрозрачность процедуры принятия решений по выбору объектов поддержки, избирательность в принятии решений по финансированию, небольшие масштабы поддержки. Отсутствует системный подход к формированию и реализации программ и проектов, как государственных, так и частно-государственных, финансируемых из различных источников, а также должная увязка со стратегическими направлениями развития региональной экономики в целом и промышленности в частности. Отмеченная структурная деградация промышленного комплекса региона затрудняет массовый выпуск научных разработок. Низкая эффективность институтов развития тормозит переход промышленности к инновационной модели развития, а разрыв цепочки «науки - производство» негативно отражается на деятельности институтов развития. Данные организации федерального и регионального уровней до сих пор не стали катализатором частных инвестиций в региональную промышленность, что важно в условиях скудного государственного финансирования инноваций.
Сомнения относительно осуществимости программных целей модернизации промышленных предприятий региона вызваны не только запланированными объемами финансирования и временными параметрами. Про-
Т а б л и ц а 2
Роль институтов развития в модернизации промышленности Саратовской области
Институты развития Финансируемые проекты (объем, участники) Эффективность
Внешэкономбанк Предприятие по производству изделий из ячеистого бетона автоклавного твердения (2010 г.). Участники проекта: ООО «ДСК "ГРАС-Саратов"» и Внеэкономбанк (1,4 млрд руб). Общая стоимость проекта - 2,2 млрд руб. 150 рабочих мест, поступления в бюджеты всех уровней за 2010 - 2020 гг. в размере 2,5 млрд руб. Недостаточно активное присутствие на инновационном рынке
Российский банк развития По программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства отобрано 13 региональных банков партнеров и установлен региональный лимит (предельный объем рефинансирования РосБР банков-партнеров) в размере 1148 млн руб. Нет данных о конкретных инновационных проектах
Роснано Организация промышленного производства композитных материалов на основе наномодифицированных углеродных и минеральных волокон. Участники проекта: ЗАО «Унихим-тек-Композит»; ЗАО «ХК "Композит"»; ГК «Роснанотех». Бюджет проекта - 3 460 млн руб. Прогнозируемая выручка компании в 2015 г. - 21 692 млн руб. Недостаточно активное присутствие на инновационном рынке
Российская венчурная корпорация Фонд посевных инвестиций ООО «Управляющая компания "Навигатор" проводит конкурс совместно с региональным министерством промышленности Нет информации о проектах
Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий Нет информации Нет информации о проектах
Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере Гранты для малых и средних предприятий, программы «Умник» и «Старт». (30 - 35 предприятий). Финансирование -200 тыс. руб. в год на одну заявку Небольшое количество привлеченных предприятий, недостаточный объем поддержки
Инвестиционный фонд РФ Нет информации По состоянию на 01.10.2010 г. нет проектов по Саратовской области
Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере в размере 280 млн руб. 80 поданных заявок. Всего с 2007 г. было профинансировано два проекта на общую сумму 95 млн руб.: один - в сфере нефтепереработки, другой - в сфере сельского хозяйства Недостаточно активное участие в финансировании рисковых инновационных проектов и привлечении частных инвестиций
Четыре технопарка, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы Нет информации В существующем виде формально выполняют свое предназначение
блема заключается в возможности самого перехода к инновационной модели развития в сложившейся институциональной среде, при существующем уровне развития конкуренции. Создание формальных инновационных структур само по себе не гарантирует успеха нововведений. Отсутствие выверенной концепции региональной инновационной системы и четко сформулированной инновационной политики приводит к спонтанному формированию разрозненных инновационных структур, отдельных элементов инновационной системы, которые часто только формально отвечают своему предназначению.
Для повышения действенности институтов развития, в первую очередь регионального эшелона, их функции должны быть четко закреплены региональным законодательством, а также определены структуры, отвечающие за их функционирование. Необходимо обеспечить увязку региональных стратегий с проектами и программами развития и с бюджетной политикой. При этом следует иметь в виду, что реализация эффективной промышленной политики в регионе требует согласования действий региональной власти и бизнеса вследствие несовпадения их экономических интересов, связанных с использованием региональных ресурсов. Возникающие в результате реализации промышленной политики противоречия вызывают замедление экономического
роста и общей эффективности производства субъектов. При этом власти требуют повышать инвестиционную и инновационную активность предприятий промышленности [1, с. 58].
Модернизация, как реальная модель развития промышленных предприятий региона, требует, чтобы предпринимаемые меры по стимулированию инноваций на таких стадиях, как стартапы и венчурный бизнес, дополнялись соответствующими действиями по поддержке поисковых исследований и, что особенно важно, поздних стадий - рост и тиражирование нового бизнеса.
1. Долгий В.И. Региональные экономические интересы промышленных организаций: проблемы и противоречия // Вестник СГСЭУ. 2013. № 5 (49). С. 58 - 62.
2. Каткова М.А. Эффективность институциональной модернизации: критерии оценки // Вестник СГСЭУ. 2013. № 5 (49). С. 32 - 36.
3. Порошин Ю.Б., Круглов В.С., Зацаринин С.А. Развитие промышленного экспорта предприятий Саратовского региона в условиях действия норм и правил Всемирной торговой организации // Вестник СГСЭУ. 2013. № 2 (46). С. 67 - 70.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013.
5. Статистический ежегодник Саратовской области. 2012 год: стат. сб.: в 2 т. Саратов, 2013. Т. 2.