Научная статья на тему 'Методологический подход к определению потенциала развития локальных социально-экономических систем'

Методологический подход к определению потенциала развития локальных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ / ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / ГРАДИЕНТ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ / INTEGRAL AND DIFFERENTIAL INTERPRETATION OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL / POTENTIAL OF THE SYSTEM / DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE AREA / THE GRADIENT OF THE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизиль Елена Витальевна

Рассматриваются теоретические аспекты формирования и регулирования потенциала развития локальной социально-экономической системы, синтезированные на базе ресурсного, воспроизводственного, пространственного, институционального подходов, физической теории поля, элементов векторного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO DETERMINATION OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE LOCAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Theoretical aspects of formation and regulation capacity development of the local socioeconomic system, synthesized on the basis of the resource, reproductive, spatial, institutional approaches, physical field theory, elements of vector analysis.

Текст научной работы на тему «Методологический подход к определению потенциала развития локальных социально-экономических систем»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Аннотация. Рассматриваются теоретические аспекты формирования и регулирования потенциала развития локальной социально-экономической системы, синтезированные на базе ресурсного, воспроизводственного, пространственного, институционального подходов, физической теории поля, элементов векторного анализа.

Ключевые слова. Интегральная и дифференциальная интерпретации потенциала развития, потенциал системы, потенциал развития территории, градиент потенциала развития.

Kizil' E.V.

METHODOLOGICAL APPROACH TO DETERMINATION OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE LOCAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Abstract. Theoretical aspects of formation and regulation capacity development of the local socioeconomic system, synthesized on the basis of the resource, reproductive, spatial, institutional approaches, physical field theory, elements of vector analysis.

Keywords. Integral and differential interpretation of the development potential, potential of the system, development potential of the area, the gradient of the potential.

Связь потенциала развития и экономической среды муниципального образования (МО) следует из традиционного понятия ресурсов как некоей совокупности возможностей той или иной территории, тогда территория является не только местом, где размещаются ресурсы, но и проявлением присущего только ей ресурсного потенциала [15]. В нашем представлении экономическая среда МО является совокупностью участков сосредоточения различного рода ресурсов, как центров концентрации возможностей локальной системы, в которых накапливается «энергия» развития (изменения) экономической среды МО. К такому выводу позволяет прийти определение потенциала, данное не в общесмысловом его значении, как совокупности способностей и возможностей системы, а как физического явления, характеризующего величину потенциальной энергии в определенной точке пространства [11].

Данное утверждение укладывается в русло экономико-математической теории потенциала, согласно которой для социально-экономических систем (СЭС) характерна своя интерпретация категорий «поле» и «сила» [2, 4]. Поскольку потенциал является интегральной характеристикой любого векторного поля, потенциал СЭС характеризует ее «силу», которая проявляется в результате реализации властных отношений, присущих хозяйственной деятельности в обществе. Подкрепляет сказанное формализация базовых понятий теории поля в физике. Так, интегральной мерой силы является потенциальная энергия, а сила может быть представлена градиентом потенциальной энергии [4].

Воспользуемся приведенными рассуждениями о потенциале в контексте экономико-математического направления физической теории потенциала для установления связи между элементами эко-

ГРНТИ 06.52.35 © Е.В. Кизиль, 2016

Елена Витальевна Кизиль - кандидат экономических наук, доцент, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.

Контактные данные для связи с автором: 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина, 27 (Russia, Komsomolsk-na-Amure, Lenin str., 27). Е-mail: [email protected].

номической среды МО. В нашем исследовании потенциал является интегральной характеристикой финансово-экономических ресурсов территории. В электростатике функцию координат ф = ф (Х,2,У) называют потенциальной функцией или потенциалом поля, разность потенциалов в двух любых точках которого равна его количественной оценке и может быть выражена через интегральную функцию [6].

Аналогом потенциала поля в социально-экономической системе будем считать емкость потенциала развития, определяемую как разность между начальным потенциалом фА, эквивалентным заданным или начальным условиям развития, и измененным потенциалом фв (целевое или конечное значение параметров развития):

в_

Фа ~Фв = |Ш ,

А

где Ё - вектор, характеризующий финансово-экономические ресурсы, которые необходимы для изменения потенциала, определяющий «силу» экономической среды МО (количество и качество ресурсов, способность органов власти концентрировать и распределять ресурсы); 1 - «путь», который характеризует пространственно-временное распределение ресурсов.

При этом в точке А(фА) имеем один уровень отдачи (благо) от использования задействованных ресурсов, в точке В - другой (фВ). Отдача (благо) от использования изменяющегося потенциала как совокупности финансово-экономических ресурсов развития при эффективном их использовании должна возрастать. Поскольку экономическая среда МО представляется нам совокупностью центров концентрации возможностей локальной системы, а каждый участок интерпретируется «точкой», в которой сосредоточен потенциал развития, его значение в следующий точке среды определится как интеграл вдоль траектории изменения потенциала.

«Путь» интегрирования соединяет «точки» территории (например, муниципальные образования), имеющие разную концентрацию ресурсов, условия их преобразования и использования, характеризующиеся разным уровнем организаторских и управленческих возможностей органов власти. Если проводить аналогию с электростатическим полем, «напряженность» поля применительно к социально-экономической системе характеризует силу, которая пропорциональна вектору Ё и способствует достижению определенного уровня отдачи от использованных ресурсов, соответствующего точке В, благодаря усилиям власти, наделенной полномочиями, правами распоряжения муниципальным имуществом и основополагающей ролью в воспроизводственном процессе территории.

Успешную реализацию потенциала развития с физической точки зрения, таким образом, можно рассмотреть как переход потенциальной энергии системы в кинетическую, позволяющую подняться на более высокий энергетический (социально-экономический) уровень. Если известна потенциальная функция поля, то взяв частную производную по некоторому направлению, получим составляющую вектора Ё в этом направлении (со знаком минус) [6]. Знак «минус» в данном контексте означает уменьшение запаса финансово-экономических ресурсов территории в результате их использования, соответствующее воспроизводству и приросту нового общественного блага, в свою очередь способствующего переходу на более высокий ресурсный уровень системы.

Основываясь на определении экономического потенциала представителями советской экономической школы как способности СЭС удовлетворять общественные потребности, используя народное богатство [3], перейдем к описанию смысловых подходов к исследованию общественной сущности потенциала развития с данного ракурса. Институциональная структура местного сообщества в виде формально существующих институтов (нормы, законы, «правила игры» и т.д.), определяет условия производства общественных благ на муниципальном уровне [1, 5]. В локальном аспекте институциа-лизация экономики подразумевает существование общности экономических интересов в ведении определенного вида деятельности и получении результатов и информации об особенностях поведения других участников рынка [8, 10].

Существующая институциональная структура общества посредством усиления выгодных обществу с точки зрения производства общественных благ форм взаимодействия способствует развитию потенциала местной экономики, в противном случае требуется ее замена [14]. Потребность общества в производстве общественных благ реализуется через процесс использования ресурсов общества (эко-

номического потенциала) в системе «вход-выход» [15]. Основой подхода к проблеме ресурсного обеспечения процесса производства общественных благ является достаточность ресурсов для формирования потенциала территории, с помощью которого удовлетворяются общественные интересы. Ресурсный подход заключается, таким образом, в подробном рассмотрении имущественных, бюджетных, предпринимательских, инвестиционных и институциональных ресурсов муниципального образования как элементов институциализации местного сообщества. Воспроизводственный подход связан с проблемой не просто восстановления вышеобозначенных ресурсов, но и повышения их качественного состояния и количественного умножения. Причем процесс воспроизводства всей экономики «осуществляется только через воспроизводство в каждом отдельном регионе» [12, с. 11].

Очевидно, что процессы удовлетворения общественных потребностей на более локальных территориях являются составляющими региональных воспроизводственных процессов. Пространственная идентификация территории в контексте ее развития предполагает локально-компактную концентрацию ресурсов, хозяйственной деятельности и общественной жизни местного сообщества. Пространственная теория в контексте развития местных сообществ учитывает такие важные характеристики окружающей среды как местоположение ресурсов, размещение производства, расположение рынков, транспортную систему [9]. Представление потенциала в декартовой системе координат через призму ресурсного, воспроизводственного, пространственного и институционального подходов с выделением имущественно-бюджетной (Е1) и инвестиционно-предпринимательской (Е2) компонент, раскладывающихся на институциональную, инновационную и текущую составляющие развития в соответствующей сфере деятельности показано на рисунке 1.

Рис. 1. Представление потенциала развития в декартовой системе координат.

Развитый институциональный потенциал территории способствует снижению издержек взаимодействия между организациями путем установления коллективных правил игры, помогая решению всякого рода проблем субъектов хозяйствования. Сформированный на соответствующей территории и рассматриваемый нами как некое общественное благо (региональные органы власти и местного самоуправления) институт оказывает влияние на взаимодействия инвесторов, предприятий, финансовых посредников, населения непосредственно через систему норм, правил, механизмов, причем влияние это обоюдное, так как условия наибольшего удовлетворения общественных потребностей требуют изменений нормативной базы и неформальных правил поведения. Взаимосвязь комплексного потенциала развития системы с инновационным потенциалом является очевидной. Он рассматривается как часть общего потенциала развития системы.

Туккель И.Л. с соавт. представляют инновационный потенциал совокупностью «кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых определенной инфраструктурой» и способствующих реализации нововведений» [16, с. 28]. Рядом авторов инновационный потенциал «воспринимается как динамическая характеристика, отражающая движение ... системы ... по траектории развития и ориентируется на оценку ее места в окружающей среде относи-

тельно той или иной базы сравнения» [7, с. 76]. Таким образом, способствуют развитию системы как нововведения, которые являются результатом реализации инновационного потенциала, так и наиболее полное вовлечение в хозяйственный оборот ресурсных возможностей системы. Текущая составляющая потенциала развития основывается на использовании преимуществ пространственно-географического положения, концентрации и воспроизводственной сущности ресурсного обеспечения локальной территории. Аспект привязки потенциала к конкретной территории (регион, муниципальное образование, внутримуниципальные зоны) рассматривается как результат и условие обеспечения населения общественными благами.

Представление структуры потенциала развития в виде совокупности институциональной, инновационной и текущей составляющих развития рассмотрим на примере государственных (региональных) целевых программ Хабаровского края, за счет которых формируются инвестиционно-предпринимательский и бюджетно-имущественный потенциалы локальной территории (табл. 1).

Таблица 1

Программная обусловленность потенциалов развития территории

Инвестиционно-предпринимательский потенциал Имущественно-бюджетный потенциал

«Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края», «Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012-2015 годов», «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», «Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае» «Управление государственным имуществом Хабаровского края», «Управление государственными финансами Хабаровского края»

Составлено автором на основе анализа Постановлений Правительства Хабаровского края: от 19.12.2014 г. № 495-пр; от 3.10.2013 г. № 312-пр; от 17.04.2012 г. №124-пр; от 2.05.2012 г. № 137-пр; от 27.04.2012 г. № 134-пр; от 14.05.2012 г. № 151-пр.

Цель и задачи каждой из программ можно рассмотреть в контексте ее влияния на наполнение определенной структурной компоненты потенциала развития территории: 1. Имущественно-бюджетный потенциал развития:

1.1. Институциональная составляющая:

• создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости, в том числе работы по описанию местоположения границ муниципальных образований и населенных пунктов («Управление государственным имуществом Хабаровского края»);

• поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов («Управление государственными финансами Хабаровского края»);

• обеспечение своевременных расчетов по обслуживанию долговых обязательств края («Управление государственными финансами Хабаровского края»).

1.2. Инновационная составляющая:

• обеспечение распоряжения и управления краевым земельным фондом, отнесение земель в собственность края, предоставление земельных участков в целях реализации краевых инвестиционных проектов и земельных участков, формируемых в целях перспективного развития бизнеса, муниципальных инвестиционных проектов на условиях софинансирования с администрациями поселений («Управление государственным имуществом Хабаровского края»);

• поддержка реализации муниципальных программ повышения эффективности управления муниципальными финансами («Управление государственными финансами Хабаровского края»);

• управление Резервным фондом края («Управление государственными финансами Хабаровского края»).

1.3. Текущая составляющая:

• обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам края («Управление государственными финансами Хабаровского края»);

• выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края («Управление государственными финансами Хабаровского края»);

• преобразование краевых государственных унитарных предприятий («Управление государственным имуществом Хабаровского края»);

• оформление возникновения, изменения и прекращения прав на объекты недвижимого имущества, находящихся в краевой государственной собственности («Управление государственным имуществом Хабаровского края»);

• вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и используемых не в полном объеме краевых земельных участков («Управление государственным имуществом Хабаровского края»);

• обеспечение предоставления земельных участков для целей строительства на территории г. Хабаровска («Управление государственным имуществом Хабаровского края»).

2. Инвестиционно-предпринимательский потенциал развития:

2.1. Институциональная составляющая:

• формирование благоприятных условий ведения бизнеса («Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края»);

• формирование инфраструктуры поддержки и развития несырьевого экспорта («Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края»);

• оказание информационно-консультативной и организационной помощи субъектам и участникам внешнеэкономической деятельности («Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края»);

• продвижение торгово-экономического инвестиционного потенциала («Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края»);

• содействие расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) к финансовым ресурсам («Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»);

• содействие созданию и развитию инфраструктуры поддержки СМСП («Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»);

• содействие развитию молодежного предпринимательства («Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»);

• содействие внедрению субконтрактации и кооперации субъектов предпринимательства края («Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»);

• содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях («Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»);

• рейтингование края, формирование геоинформационной карты края; проведение аудита административных процедур и функций органов исполнительной власти; создание автономной некоммерческой организации «Агентство по привлечению инвестиций и работе с инвесторами»; разработка, реализация проектов, планов мероприятий, мультимедийных презентаций, информационно-справочных материалов об инвестиционном потенциале края; проведение организационных мероприятий по продвижению инвестиционного потенциала каря, присвоение краю кредитного рейтинга и т.д. («Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012-2015 годов»).

2.2. Инновационная составляющая:

• реализация комплекса мер по развитию государственно-частного партнерства («Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края»);

• совершенствование информационного, образовательного и аналитического обеспечения СМСП («Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»);

• разработка технико-экономического обоснования межрегиональных, межмуниципальных инвестиционных проектов, реализуемых на условиях ГЧП, привлечение технических, юридических и финансовых консультантов к реализации ГЧП («Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012-2015 годов»).

2.3. Текущая составляющая:

• реализация инвестиционных проектов на территории края («Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края»);

• создание условия для начала предпринимательской деятельности («Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»);

• содействие повышению престижа предпринимательской деятельности и развитию делового сотрудничества бизнеса и власти («Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»);

• разработка стратегий, направлений, программ социально-экономического развития края для определения приоритетов развития, «точек экономического роста», «социальных ориентиров, механизмов привлечения инвестиций, формирования благоприятной деловой и инвестиционной среды»;

• разработка концепций, технико-экономических обоснований территорий развития (кластеров, технопарков и т.д.) («Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012-2015 годов»).

В таблице 2 выведены численные значения составляющих инвестиционно-предпринимательской и имущественно-бюджетной компонент потенциала развития, рассчитанные на основе программ (см. табл. 1). Согласно представлению потенциала в декартовой системе координат на рисунке 2 показаны проекции вектора, отображающие институциональную, инновационную и текущую составляющие потенциала развития на соответствующие оси координат.

Таблица 2

Численные значения структурных составляющих потенциала развития

' -------- Структурные составляющие Компоненты потенциала __________ Институциональная составляющая Инновационная составляющая Текущая составляющая

Инвестиционно-предпринимательская, млн руб. (Е1) 682 11,2 5041

Имущественно-бюджетная, млн руб. (Е2) 4110 292,4 24884

Рис. 2. Графическая интерпретация составляющих потенциала развития локальной СЭС (млн руб.).

При этом Ё1 характеризует вектор, проекция которого на любую из осей координат показывает наибольшую степень и направление убывания соответствующего потенциала («минус» градиент инвестиционно-предпринимательского потенциала развития (ф1)), вектор Ё2 - «минус» градиент имущественно-бюджетного потенциала развития (ф2):

Е =-игааФ1 = -П0 * = -п0 *( + ЕУ1 + Ей); Е2 = -дли1ф2 = -П°*^ ^ *( + Еу2 + Е2);

где Ех1, Ех2 - проекции текущей составляющей инвестиционно-предпринимательской и имущественно-бюджетной компонент потенциала; Еу1, Еу2 - проекции инновационной составляющей инвестиционно-предпринимательской и имущественно-бюджетной компонент потенциала; ЕгЬ Ег2 - проекции институциональной составляющей инвестиционно-предпринимательской и имущественно-бюджетной компонент потенциала; и0 - единичный вектор нормали к поверхности равного потенциала.

На основании данных таблицы 3 можно сказать, что значение инвестиционно-предпринимательской компоненты потенциала составляет 5086,9 млн руб., имущественно-бюджетной - 25222,8 млн руб. Величина потенциала определилась графической суммой проекций векторов, соответствующих определенному виду ресурса на оси декартовой системы координат.

Таким образом, нами разработаны методологические основы формирования потенциала развития локальной системы на основе интегральной дифференциации финансово-экономических ресурсов территории. С использованием программно-целевого метода, теории физического поля и элементов векторного анализа получены величины векторов, характеризующих направление и степень наибольшего изменения соответствующих им потенциалов развития СЭС. Процесс регулирования развития потенциала в нужном направлении определится поддержанием определенного соотношения между его составляющими (проекциями на оси координат).

ЛИТЕРАТУРА

1. Белокрылова О.С, Дубская О. С. Муниципальная собственность и ее роль в производстве коллективных благ. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-ХХ1 век», 2012. 192 с.

2. Беломестнов В.Г. Проблемы управления экономическим потенциалом социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. 2005. № 1/2 (13/14).

3. БелоусовР.А. Рост экономического потенциала. М.: Экономика, 1971. 151 с.

4. Вереникин А.О. Теория экономического потенциала и ее аналог в математической физике. В кн.: Экономические проблемы инновационного развития / Экон. ф-т МГУ; под ред. К. А. Хубиева. М.: ТЕИС, 2009.

5. Грабова О.Н. Экономические отношения в производстве общественных благ: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Кострома, 2003. 23 с.

6. Даревский А.И., КухаркинЕ.С. Теоретические основы электротехники. Ч. 2. М.: Высшая школа, 1965. 283 с.

7. Жиц Г.И. Способности по реализации возможностей: продолжение рассуждений о методологии оценки инновационного потенциала социально-экономических систем различного уровня сложности // Инновации. 2008. № 8 (118). С. 75-78.

8. Клейнер Г.Б. Экономика России и кризис взаимных ожиданий // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 5-19.

9. Лаврова Т.Г. Теории месторасположения в контексте развития местного сообщества // Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 1. С. 87-92.

10. Основы теории воспроизводства / Отв. ред. П.В. Шеметов. Новосибирск, 1998. 191 с.

11. Толковый словарь русского языка: около 30 000 слов / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: АСТ, 2008. 1054 с.

12. Федоляк В.С. Региональное развитие в контексте воспроизводственного подхода // Изв. Сар. ун-та. Сер. Экономика. Управление. Право. 2012. Т. 12. Вып. 2. С. 7-12.

13. ФилипповЮ.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело, 2000. 276 с.

14. Экономический потенциал развития социализма / Под ред. Б.М. Молчанова. М.: Экономика, 1982. 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Эрдыниева Н.И. Проблемы современной экономики // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. 2011. № 4 (40). С. 214-221.

16. Туккель И.Л., Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Макаров С.А. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. СПб.: БХВ-Петербург, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.