Научная статья на тему 'Методология регулирования потенциала развития локальных социально-экономических систем'

Методология регулирования потенциала развития локальных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТОВ РФ / ФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА / ECONOMIC ENVIRONMENT THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / STATE PROGRAMS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE PHYSICAL CONCEPT OF CAPACITY DEVELOPMENT / EXPERIMENT PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безденежных Татьяна Ивановна, Кизиль Елена Витальевна

Предметом и объектом исследования являются соответственно региональные (муниципальные) социально-экономические системы и социально-экономические отношения, возникающие в процессе регулирования развития местных сообществ. Методологическая база опирается на энергетическую концепцию экономических процессов; программно-целевой подход к оценке условий функционирования и развития локальных социально-экономических систем; метод планирования эксперимента, позволяющий оптимизировать область факторного пространства потенциала развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGULATION METHODOLOGY OF THE LOCAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS DEVELOPMENT POTENTIAL

The subject and object of research are respectively the regional (municipal) socio-economic system and socio-economic relations arising in the process of controlling the development of local communities. The methodological framework is based on the energy concept of economic processes; program-targeted approach to assessing conditions for the functioning and development of local socio-economic systems; the method of experiment planning, allowing to optimize the area factor of the space and development potential; computational methods using software products.

Текст научной работы на тему «Методология регулирования потенциала развития локальных социально-экономических систем»

Безденежных Т.И., Кизиль Е.В.

МЕТОДОЛОГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Аннотация. Предметом и объектом исследования являются соответственно региональные (муниципальные) социально-экономические системы и социально-экономические отношения, возникающие в процессе регулирования развития местных сообществ. Методологическая база опирается на энергетическую концепцию экономических процессов; программно-целевой подход к оценке условий функционирования и развития локальных социально-экономических систем; метод планирования эксперимента, позволяющий оптимизировать область факторного пространства потенциала развития.

Ключевые слова. Экономическая среда социально-экономической системы; государственные программы субъектов РФ; физическая концепция потенциала развития; планирование эксперимента.

Bezdenezhnyh T.I., Kizil' E.V.

THE REGULATION METHODOLOGY OF THE LOCAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS DEVELOPMENT POTENTIAL

Abstract. The subject and object of research are respectively the regional (municipal) socio-economic system and socio-economic relations arising in the process of controlling the development of local communities. The methodological framework is based on the energy concept of economic processes; program-targeted approach to assessing conditions for the functioning and development of local socio-economic systems; the method of experiment planning, allowing to optimize the area factor of the space and development potential; computational methods using software products.

Keywords. Economic environment the socio-economic system; state programs of the constituent entities of the Russian Federation; the physical concept of capacity development; experiment planning.

Проблематика регулирования развития локальных социально-экономических систем (СЭС) требует обратить внимание на ряд аспектов. Во-первых, необходимость совершенствования процессов инсти-туционализации на местах требует наполнения обновленным содержанием и дальнейшего развития программно-целевого подхода к проблеме регулирования локальных СЭС. Исследователи отмечают недостатки в современном положении дел с разработкой и реализацией программ развития, одним из которых является нехватка универсальных методик расчета экономической отдачи программы. Таким образом, отсутствие сведений об особенностях и методиках расчета целесообразности вливания средств с целью развития той или иной территории, рекомендаций по выбору оптимальных инвести-

ГРНТИ 06.52.35

© Безденежных Т.И., Кизиль Е.В., 2016

Татьяна Ивановна Безденежных - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Елена Витальевна Кизиль - кандидат экономических наук, доцент, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.

Контактные данные для связи с авторами (Кизиль Е.В.): 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина, 27 (Russia, Komsomolsk-upon-Amur, Lenina str., 27). Е-mail: kisil_ev@mail.ru.

ционных показателей, связи с потенциальными возможностями субъекта не позволяют в полной мере судить об эффективности государственных программ по развитию регионов. Между тем, данный вопрос приобретает наибольшую актуальность в связи с необходимостью форсирования социально-экономического развития периферийных территорий, ослабление которых все более очевидно в условиях кризиса, усугубляющегося отдаленностью от центральных регионов страны и хронической нехваткой ресурсов. В силу этого, необходим неординарный взгляд на конструкцию СЭС, учитывающий проблему экономии расходов на развитие, выделяемых в рамках государственных программ субъекта федерации (муниципальных), которая заключается в оптимизации отдачи (получаемого блага) от задействованных ресурсов [10].

Во-вторых, в настоящее время проблемам развития СЭС посредством изменения их потенциала уделяется много внимания. Тем не менее, потенциал по большей части рассматривается в контексте его функциональных составляющих (трудовой, природный, ресурсный, производственный и т.д.) без декомпозиции на базовые элементы, отражающие области деятельности органов регионального (местного) самоуправления в рыночно-хозяйственной и бюджетной сферах муниципального образования, которые отличаются разной степенью локализации соответствующих ресурсов [2, 3, 9, 16].

В-третьих, подавляющее число работ в области исследования потенциала развития территории посвящено изучению его общекультурного и общесмыслового значения. В последнее время получает развитие энергетическая теория экономических процессов (Т. Купманс, П. Самуэльсон, М. Брело, Ю.Ф. Максименко, Ю.М. Лотман, Р.А. Белоусов, В.Г. Беломестнов, А.О. Вереникин и др.) [2-5, 12-13, 20-23]. Однако целостной концепции развития социально-экономических систем с точки зрения их энергетической сущности не сложилось, что является полем для научных изысканий.

Разработкой теоретико-методологических концепций источников развития СЭС и управления ими занималась целая плеяда отечественных ученых (Б.М. Гринчель, Г.В. Двас, Б.С. Жихаревич, С.В. Кузнецов, П.А. Минакир, В.В. Окрепилов, А.Н. Пилясов, В.М. Разумовский, В.Е. Рохчин, В.М. Ходачек и др.) [6-8, 11, 14, 15, 17-19, 21]. Несмотря на довольно широкую и достаточно представительную исследовательскую аудиторию, глубину сформировавшихся научных теорий, объясняющих многие проблемы развития социально-экономической сферы, вопросы регулирования СЭС локального уровня требуют дальнейшего развития.

Методологическим посылом к определению системы показателей, способствующих институцио-нализации экономической основы функционирования локальной СЭС, является использование государственных программ развития субъектов РФ, цель и задачи каждой из которых можно рассмотреть в контексте их влияния на наполнение определенной компоненты потенциала развития территории. Структура потенциала развития представлена в виде совокупности институциональной, инновационной и текущей составляющих, выделяемых на основе программ формирования инвестиционно-предпринимательской и бюджетно-имущественной компонент потенциала развития территории. Связь потенциала развития и экономической среды локальной социально-экономической системы следует из традиционного понятия ресурсов как некоей совокупности возможностей той или иной территории и трактовки понятия потенциала как физического явления, характеризующего величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. Таким образом, концепция регулирования развития локальной СЭС базируется на следующих положениях:

1) системный подход к исследованию СЭС позволяет представить ее в виде трехконтурной системы регулирования, отражающей иерархическую соподчиненность нижестоящего уровня регулирования и вышестоящего, осуществляемую посредством внутренних системных задающих воздействий и обратных связей. Поведение каждой из СЭС формируется под воздействием внутренних системных и внешних несистемных (случайных) задающих воздействий. Внутреннее системное задающее воздействие поступает к соподчиненной системе в виде сигнала обратной связи. Внешние воздействия представляют собой произвольно меняющееся окружение СЭС. Таким образом, каждая из соподчиненных систем является генератором исходящего (задающего) сигнала для нижестоящей системы и сигнала обратной связи для вышестоящей системы; потенциал развития определен в контексте экономико-математического направления физической теории потенциала, согласно которой потенциал является интегральной характеристикой финансово-экономических ресурсов территории; алгоритм функционирования социально-экономической системы основывается на использовании зависимости между исходным (ИС), фактическим (ФС) состоянием системы и степенью достижения целевой функции

(необходимый уровень институциональной, инновационной и текущей составляющих потенциала, достигаемого в процессе его стратегирования); множественность целевых состояний определяется различными сценариями развития (рис. 1);

Вход

Задающее воздействие из СЭС более высокого иерархического уровня

Сигнал обратной связи из системы более низкого иерархического уровня

задания

(формирование государственной (муниципальной) программы; * требуемый уровень наполнения ► потенциала развития, ф3)

Задание на градиент вектор-характеристики ресурсов системы (направление раз вития)

Исходное состояние потенциала развития

Ресурсы (источники развития)

Преобразование потенциала в соответствии с входным воздействием на его развитие

Область изменения:

-институциональная среда;

- ресурсная база;

- пространственная локализация;

- воспроизводственная структура

Фз

Блок диагностики (анализ соответствия параметров потенциала сценарию развития)

1_

Прогноз социально-экономического развития локальной территории

1

Блок коррекции прогноза

Блок стратегирования потенциала развития (БСПР)

Изменение нормативных параметров развития

Фактическое состояние потенциала развития

Ресурсы (результаты развития)

Процесс изменения потенциала при перекоде из начального в текущее состояние

Критерии развития:

- состояние социально-экономической системы (бюджетная, экономическая система, финансовая, социальная сферы);

- прирост общественного блага

Целевые показатели развития:

институциона-лизация процедур формирования ПО' тенциала;

эффективность использования ресурсов;

пространственная концентрация центров экономической активности; укрепление воспроизводственной структуры

■ И

Фф

Блок мониторинга

текущего состояния потенциала развития (удовлетворение критериям развития по целям, задачам и показателям соответствующего этапа реализации стратегии)

Блок выходных параметров потенциала развития (фактический уровень наполнения потенциала, Фф

Выход

Исходящий сигнал в СЭС более низкого иерархического уровня

Сигнал обратной связи в СЭС более высокого иерархического уровня

Составлено авторами.

Рис. 1. Алгоритм функционирования локальной СЭС на основе оптимизации потенциала развития

2) формирование структурных составляющих потенциала на базе финансового обеспечения программ будем считать требуемым уровнем наполнения потенциала, который определяется вектором Ё (а) (вектор, характеризующий финансово-экономические ресурсы) в координатах XZY (рис. 2):

Е = ^гаёф = -п° * ^ = -п° * (Ех + Еу + Е7), ап у х у 4

где Ех, Еу, Е2 - проекции текущей, инновационной, институциональной составляющих потенциала развития; п0 - единичный вектор нормали.

3) определение уровня потенциала развития (объем средств, выделяемых государственными (муниципальными) органами на развитие территории) на основе ортогонального центрального композиционного плана (ОЦКП) второго порядка, позволяющего оптимизировать функцию отклика (объем финансирования программ) в зависимости от потенциальных возможностей и рисков территории (фактический уровень потенциал развития) с условием выполнения программ по заданным индикаторам; оптимизированные составляющие потенциала развития, рассматриваемые как проекции вектора

)

Ё на соответствующие оси координат, определят его скаляр, позволяющий найти соответствие между условными энергетическими единицами, в которых измеряется потенциал развития, и их денежным выражением, полученным в результате применения метода планирования эксперимента.

10,]0,к0 - проекции вектора-нормали на оси координат

Составлено авторами с использованием [24].

Рис. 2. Изображение структурных составляющих потенциала развития в декартовой системе координат

Использование теории планирования эксперимента [1, 22], которая еще не достаточно широко используется в исследовании социально-экономической сферы, хотя имеет к этому все предпосылки, позволяет установить зависимость объема средств, выделяемых государством на развитие, от потенциальных возможностей и рисков территории. Путем исследования факторного пространства потенциала развития можно определить точку на поверхности отклика (область целевой функции У, идентифицирующей объем программных финансовых ресурсов), соответствующую уровню потенциала и риска территории (рис. 3):

У =( XI, Х2), (1)

где Х1 и Х2 - входные факторы (количественные показатели потенциала (1п) и риска территории (1р) соответственно).

X,

XI

Составлено авторами с использованием [25, с. 10].

Рис. 3. Изображение поверхности отклика

Алгоритм формирования модели регулирования развития локальной СЭС изображен на рисунке 4

и состоит из следующих этапов [10]:

• подготовка факторов модели (1), включающая сбор массива статистических данных, характеризующих потенциал и риски территории, приведение показателей к индикативному виду;

• нормирование с целью приведения к сопоставимому виду элементов матрицы массива показателей, описывающих потенциал и риск территории; статистическая обработка элементов нормированной матрицы (на основании ранжирования и методов балльной оценки и весовых коэффициентов);

• подготовка экспериментальных данных для выходной функции Y (анализ государственных программ субъекта РФ (муниципального образования - МО), действующих на территории и способствующих наполнению инвестиционно-предпринимательской и бюджетно-имущественной компонент потенциала развития). Осуществление «эксперимента» - это проведение серии расчетов в соответствии с ОЦКП второго порядка. Изменение входных факторов рассматривается во временные периоды таким образом, что определенному году соответствует свой ранг потенциала и риска территории. Максимальное и минимальное нормированные значения потенциала и риска в рассматриваемые периоды устанавливаем в соответствии с принципами кодировки (+1 и -1 соответственно). Это точки на поверхности отклика, соответствующие значениям потенциала и риска в относительных и натуральных единицах измерения;

• обработка результатов эксперимента. В результате получаем математическую модель целевой функции в виде:

У = Ьо +Ь, * I +Ь2 * 1Р +Ь3 * I * 1р +Ь4 * I2 +Ь5 * £

где Ь0, Ъь Ь2 и т.д. - коэффициенты уравнения регрессии.

Формирование массива данных целевой функции (объем финансирования очередного этапа программы)

Формирование констатированного потенциала и риска локальной территории за определенный временной период

Сбор статистических данных, характеризующих потенциал и риски территории; нормирование значений матрицы;

статистическая обработка массива данных

Х!(1п),Х2(1р)

в БСПР _

Формирование и корректировка объемов финансирования программ (отдельных этапов)

Задание параметра потенциала с учетом предварительной компоновки по объектно-субъектному принципу (согласно перечню программ, действующих в определенной сфере функционирования органов исполнительной власти)

Установление ограничений на «эксперимент» в виде индикаторов программ; формирования дополнительного массива данных целевых функ ций

Комплекс моделей целевых функций, проверка их на адекватность

Й=1У(Хъ Х2) к - кол-во программных индикаторов

Й=1 ус (х1,х2)

d - кол-во программ (составляющих потенциал развития)

V

Анализ очередного этапа реализации программ; выявление предпочтений населения, бизнес-структур, органов власти в вопросах жизнеобеспечения, бизнес-интересов, выборе приоритетных задач социально-экономического развития территории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение приоритетов развития. Мониторинг:

- состояния субъектов малого и среднего предпринимательства;

- особенностей отраслевого развития региона (МО);

- проблем в имущественно-бюджетной сфере региона (МО);

- необходимости стимулирования инвестиционной активности

Составлено авторами.

Рис. 4. Алгоритм формирования факторной модели регулирования развития локальной СЭС

В качестве допустимых областей исследования принимаем ограничения на индикаторы целевых программ. Таким образом, математическая модель потенциала развития представляет собой его зависимость от двух факторов (потенциала и риска территории) при наложении ограничений на область исследования в виде аналогичных зависимостей для индикаторов целевых программ, и позволяет найти в факторном пространстве его минимальное значение (например, метод прямого перебора с использованием программы ТигЬоВа8ю).

4) поддержание определенного соотношения между составляющими потенциала (проекциями на оси координат вектора Ё), как основы процесса регулирования развития потенциала в нужном для нас направлении. При этом стратегирование потенциалов развития заключается в формировании комплекса стратегий («пула» стратегических инициатив (блок стратегирования потенциала развития)), под влиянием которых планируется придать потенциалу развития ту или иную траекторию движения.

В результате реализации описанного подхода возможно, с одной стороны, определение направления (градиента) и величины потенциала развития, с другой - его оптимизация (минимизация объемов финансирования программ) в соответствии с потенциальными возможностями локальной социально-экономической системы. Таким образом, для целей поступательного развития локальных территорий методологическим принципом является стратегирование потенциала развития путем его качественного и количественного изменения через ресурсное наполнение основных центров концентрации возможностей системы (составляющих потенциала развития) и разработки различных сценариев этого процесса. Критериями выбора того или иного сочетания составляющих развития являются приоритеты органов исполнительной власти в вопросах повышения уровня социально-экономического развития территории и эффективности деятельности органов исполнительной власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер Ю.П., Маркова Е.В., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976.

2. БеломестновВ.Г. Управление потенциалом социально-экономических систем. СПб.: РОСТ, 2005.

3. Белоусов Р.А. Рост экономического потенциала. М.: Экономика, 1971.

4. Брело М. Основы классической теории потенциала. М.: Мир, 1964.

5. Вереникин А.О. Теория экономического потенциала и ее аналог в математической физике // Экономические проблемы инновационного развития / Экон. ф-т МГУ; под ред. К. А. Хубиева. М.: ТЕИС, 2009.

6. Гринчель Б.М., Назарова Е.А. Методология построения типологии регионов России в контексте конкурентного потенциала // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 3 (48). С. 40-59.

7. Двас Г.В. Региональный научно-технологический комплекс как база инновационного развития региона (на примере исследования перспектив развития фундаментальной науки в Санкт-Петербурге) // Стратегическое планирование в регионах и городах России: пространство выбора и выбор пространства / Под ред. Б. С. Жихаревича. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2016.

8. Жихаревич Б.С., Прибышкин Т.К. Апробация подходов к изучению содержания муниципальных стратегий // Экономика и социология. 2014. № 2. С. 216-234.

9. Иванова, В.Н., Гузов Ю.Н., Безденежных Т.И. Технологии муниципального управления. М.: Финансы и статистика, 2003.

10. Кизиль Е.В. Институциональный подход к исследованию потенциала развития территорий // Современная экономика: проблемы и решения. 2016. № 3. С. 112-133.

11. Кузнецов С.В. Роль монопрофильных экономик в формировании геоэкономического пространства российской экономической зоны // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 3 (48). С. 30-39.

12. ЛотманЮ.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000.

13. Максименко Ю.Ф. Экономический путь России (немонетарный анализ). М.: Московский центр непрерывного образования взрослых, 1998.

14. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Очерки по пространственной экономике /отв. ред. В.М. Полтерович. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2014. 272 с.

15. Окрепилов В.В. Управление качеством в процессе пространственного инновационного развития // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 5. С. 13-22.

16. Осипов С.Л., Емельянов Л.П., Осипова Е.С. Управление инвестиционными процессами в муниципальном образовании северных территорий. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2007.

17. Пилясов А.Н. Круглый стол: «Стратегия планирования регионального социально-экономического развития России: новые подходы». Креативность наперекор старению: о докладах конгресса Европейской ассоциации региональной науки «Регионы в движении. Нарушая сложившиеся традиции» 21-25 августа 2012 года // Современные производственные силы. От догоняющего к опережающему развитию. 2012. № 1. С. 160-166.

18. Разумовский В.М., Целовальников А.Ю. Формирование интеграционного пространства в российско-китайском пограничье // Современные проблемы регионалистики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. С. 285-293.

19. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход. СПб.: ИРЭ РАН, «Скифия-принт», 2004. 276 с.

20. Самуэльсон П.А. Основания экономического анализа. СПб.: Экономическая школа, 2002.

21. Ходачек В.М. Стратегическое планирование и государственное регулирование экономики на региональном уровне. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000. 132 с.

22. Янченко А.В. Обработка данных и планирование эксперимента. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2005. 74 с.

23. Koopmans T.C. Three essays on the state of economic science. N.Y. [etc.]: McGraw-Hill, 1957.

24. Даревский А.И., Кухаркин Е.С. Теоретические основы электротехники. М., 1965.

25. Ивоботенко Б.А., Ильинский Н.Ф., Копылов И.П. Планирование эксперимента в электромеханике. М.: Энергия, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.