Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуально-творческий потенциал / иноязычное образование / педагогические закономерности / принципы / подходы / intellectual and creative potential / foreign language education / pedagogical regularities / principles / approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волынкина Наталия Валериевна

В исследовании обоснована актуальность расширения понятийнотерминологического поля методологических основ развития интеллектуальнотворческого потенциала личности в современном иноязычном образовании. Интеллектуально-творческий потенциал рассматривается как интегративное свойство личности, раскрывающее взаимообусловленность и взаимозависимость мотивационного, содержательноорганизационного и рефлексивного компонентов, направленных на расширение глубинных возможностей интеллектуальной и творческой самореализации и самоактуализации человека. В статье выявлены и обоснованы инструментально-технологическая, социокультурная и рефлексивно-личностная закономерности и совокупность принципов проблемности, открытости, глобализации знаний, новизны, интегрированности, рефлексивности, проектирования личностноразвивающей стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волынкина Наталия Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECT OF PERSONALITY INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT IN CONTEMPORARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The study justifies the relevance of methodological basis conceptual terminology field extension concerning personality intellectual and creative potential development in contemporary foreign language education. Intellectual and creative potential is considered as an integrative feature of a person revealing the interdependence and interrelation of motivational, substantial and organizational, reflexive components aimed at expansion of deep capabilities of a person’s intellectual and creative self-realization and self-actualization. The article deals with identification and justification instrumentally-technological, sociocultural, reflexively-personal regularities and a set of principles of problem orientation, openness, knowledge globalization, novelty, integration, reflexivity, designing personal-evolving strategy.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ INNOVATIVE TEACHING PRACTICES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

УДК/UDC 37.032 EDN

Волынкина Наталия Валериевна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

Volynkina Natalia V.

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Foreign Languages Department, Military Educational and Scientific Center of the Air Force "N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin Air Force Academy", Voronezh

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

METHODOLOGICAL ASPECT OF PERSONALITY INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT IN CONTEMPORARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация. В исследовании обоснована актуальность расширения понятийно-терминологического поля методологических основ развития интеллектуально-творческого потенциала личности в современном иноязычном образовании. Интеллектуально-творческий потенциал рассматривается как инте-гративное свойство личности, раскрывающее взаимообусловленность и взаимозависимость мотива-ционного, содержательно-организационного и рефлексивного компонентов, направленных на расширение глубинных возможностей интеллектуаль-

ной и творческой самореализации и самоактуализации человека. В статье выявлены и обоснованы инструментально-технологическая, социокультурная и рефлексивно-личностная закономерности и совокупность принципов проблемности, открытости, глобализации знаний, новизны, интегрированности, рефлексивности, проектирования личностно-развивающей стратегии.

Ключевые слова: интеллектуально-творческий потенциал, иноязычное образование, педагогические закономерности, принципы,подходы.

Abstract. The study justifies the relevance of methodological basis conceptual terminology field extension concerning personality intellectual and creative potential development in contemporary foreign language education. Intellectual and creative potential is considered as an integrative feature of a person revealing the interdependence and interrelation of motivational, substantial and organizational, reflexive components aimed at expansion of deep capabilities of a person's intellectual and creative self-realization and self-actualization. The article deals with identification and justification instrumentally-technological, socio-cultural, reflexively-personal regularities and a set of principles of problem orientation, openness, knowledge globalization, novelty, integration, reflexivity, designing personal-evolving strategy.

Keywords: intellectual and creative potential, foreign language education, pedagogical regularities, principles, approaches.

Введение

В эпоху стремительного прогресса интеллектуальных технологий, информационной революции и непрерывного обновления знаний чрезвычайно актуальным становится развитие интеллектуально-творческого потенциала человека, способного изменять мир, себя, познавать новые грани мироздания. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия интеллекта и творчества учащейся молодежи является магистральным вектором, определяемым Национальной доктриной образования РФ в период до 2025 года и Законом об образовании № 273-Ф3.

Одна из важнейших и сложных проблем современного образования - разработка фундаментальных методологических основ, позволяющих в полной мере выявлять закономерности интеллектуально-творческой деятельности человека, вскрывать и анализировать педагогические подходы и принципы.

Данная проблема многоаспектно исследована в рамках различных теорий творчества и одаренности (В. М. Бехтерев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, О. С. Грузенберг, А. Н. Леонтьев, А. А. Потебня, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. К. Энгельмейер, J. P. Guillford, J. S. Renzulli, C. R. Rogers и др.). А. В. Бруш-линский [1], А. М. Матюшкин [2], В. А. Сластенин [3] и др. полагали, что «возбуждение» творческой работы мышления возможно через решение творческих задач. О глубинной взаимосвязи интеллектуальной деятельности и творческого потенциала писали В. И. Андреев [4], С. А. Хазова [5], В. Д. Шадриков [6], E. P. Torrance [7] и др. Некоторые технологические аспекты раскрыты в работах Г. С. Альтшуллера [8], М. М. Зиновкиной [9], Л. И. Шра-

гиной [10] и др. Проблемная организация речевого иноязычного материала, моделирующая эвристическую форму общения, успешно разработана Липецкой методической школой Е. И. Пассова.

Анализ научной литературы и современной образовательной практики в данном направлении позволил выявить противоречия на различных уровнях: на концептуальном - между востребованностью в современном обществе творчески мыслящих людей как представителей великой русской истории и культуры на мировой арене и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ формирования творческой личности в процессе иноязычного образования; на организационном - между возрастающей необходимостью развития нестандартного, творческого мышления у молодого поколения и слабой разработанностью технологического аспекта данного вопроса; на методическом - между возможностью технологического сопровождения развития интеллектуально-творческого потенциала учащейся молодежи и недостаточной готовностью преподавателей к его реализации в современном иноязычном образовании.

Научная задача исследования состоит в нахождении ответа на вопрос, какие методологические закономерности и принципы способствуют более эффективному методико-технологическому сопровождению развития интеллектуально-творческого потенциала личности в процессе иноязычного образования?

Цель исследования - уточнить и дополнить существующие в науке методологические аспекты развития интеллектуально-творческого потенциала личности в современном иноязычном образовании.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) уточнить понятие «интеллектуально-творческий потенциал личности» на основе теоретико-методологического анализа научных трудов по заявленной проблеме;

2) провести теоретический анализ работ И. Я. Лер-нера об объективно-субъективных характеристиках закономерностей в обучении;

3) выявить и обосновать закономерности и принципы развития интеллектуально-творческого потенциала личности в современном иноязычном образовании, раскрывающие триединство мотивационного, информационного и методического аспектов исследуемого процесса.

Научная новизна заключается в выявлении и обосновании педагогических закономерностей и принципов, охватывающих личностный, социокультурный и технологический аспект развития интеллекта и творчества

обучающихся в процессе овладения ими иноязычной культурой.

Практическая значимость исследования связана с определением векторов результативной педагогической деятельности при разработке учебных программ по иностранному языку в школе и вузе и открытием реальных перспектив для поиска новых практических механизмов интенсификации интеллектуально-творческого развития личности в процессе овладения системным мировоззрением на иноязычную и родную культуру.

Методология

Теоретико-методологический контент-анализ работ К. А. Абульхановой-Славской, Г. С. Альтшуллера, И. Я. Лернера, Е. И. Пассова, С. Л. Рубинштейна и др., синтез научно-методической информации по исследуемой проблеме, обобщение педагогической деятельности автора позволили уточнить понятие «интеллектуально-творческий потенциал личности». Мы рассматриваем данный феномен как интегративное свойство личности, раскрывающее взаимообусловленность и взаимозависимость мотивационного, содержательно-организационного и рефлексивного компонентов, направленных на расширение глубинных возможностей интеллектуальной и творческой самореализации и самоактуализации человека.

Исследование построено на системном подходе, позволяющем провести комплексный анализ проблемы и представить целостную систему закономерностей и принципов развития интеллектуально-творческого потенциала обучающегося; личностно-ориентированном подходе, акцентирующем духовно-нравственные качества в процессе саморазвития творческой личности; диалектическом подходе, раскрывающем диалектические принципы и алгоритмы решения противоречий в творческой задаче как основы развития интеллектуально-творческого потенциала; акмео-логическом подходе, способствующем ценностному осмыслению интеллектуально-творческой деятельности в процессе иноязычного образования.

Для раскрытия методологического аспекта развития интеллектуально-творческого потенциала личности в современном иноязычном образовании обратимся к понятию «закономерность». Закономерная логика педагогического процесса детерминирует его динамику и определяет конечные цели, обуславливая закономерность и предсказуемость изменений, прогнозирует их развитие и обеспечивает включенность обучающегося в образовательный процесс и развитие его субъектности.

Словарь С. И. Ожегова [11] определяет закономерность как устойчивую связь, «отвечающую законам, т.е. заданность, сложившуюся в рамках данного явления». Вскрытие закономерностей означает установление законов. Согласно философскому словарю, закономерность обладает объективно-субъективным характером: объективным, не зависящим от человеческой воли, и субъективным, когда закономерности не всегда реализуются. Закономерности служат основой для формирования принципов, т.е. утверждения закономерностей.

Образовательному процессу всегда присущи объективно-субъективные характеристики. В этой связи И. Я. Лернер [12] определяет следующие типы закономерностей обучения: закономерности, являющиеся сущностной характеристикой обучения и всегда реализующиеся в определенной форме; закономерности, которые проявляются в зависимости от вида взаимодействия обучающего и обучающихся, содержательного наполнения и применяемых методов. Последний вид закономерностей не всегда проявляется в обучении, характер проявления зависит от личности преподавателя, осознания им полноты целей обучения, а также соответствующих методов и средств.

Разделяя точку зрения И. Я. Лернера, мы полагаем, что первая группа отражает объективные закономерности и выражается в следующих положениях.

1. Социальные требования закономерно определяют характер обучения, а именно: цели, содержательный компонент, формы организации, методы и средства.

2. Наряду с воспитанием и развитием обучение закономерно является важной составляющей целостного педагогического процесса, неразрывно связано с образовательной и развивающей функцией, осуществляя всестороннее и гармоничное развитие личности.

3. Обучение закономерно связано с внутренними факторами - реальными учебными возможностями обучающегося, его интеллектуальным, волевым и эмоциональным развитием,сформированностью познавательных навыков, отношением к обучению, состоянием здоровья и т.д.

4. На качество обучения закономерно влияют внешние условия: учебные, материальные, психологические, внутрисемейные, социальные и др.

Второй вид закономерностей И. Я. Лернер наделяет субъективным характером, поскольку они закономерно зависят от степени реализации процессуальных компонентов обучения (содержания, методов, форм, средств):

1) наблюдается закономерная связь процессов преподавания и учения;

2) цели закономерно определяют содержание обучения и отражают социальный заказ общества, уровень научных достижений, реальный учебный потенциал и внешние условия;

3) цели и содержание обучения детерминируют методы и средства мотивации, организации и контрольного мониторинга учебной деятельности;

4) цели, содержание и методы обучения определяют вектор организации форм обучения;

5) при условии правильного выбора педагогом целей, содержания, методов мотивации, организации познавательной деятельности и контрольного мониторинга, учета имеющихся условий и принятия осознанных и действенных результатов образования, воспитания и развития обучающихся, взаимодействие всех составляющих элементов образовательного процесса при определенных условиях закономерно гарантирует результативность обучения.

Таким образом, с учетом вышеизложенных положений об объективно-субъективных характеристиках закономерностей в обучении, педагогического опыта, а также на основе ведущих идей системного, лично-стно-ориентированного, диалектического и акмео-логического подходов нами определены закономерности развития интеллектуально-творческого потенциала личности в процессе иноязычного образования.

Результаты

Основу современной педагогики составляет тезис о том, что обучающегося следует рассматривать, прежде всего, как активного субъекта образовательной деятельности, способного творчески овладевать знаниями, применять методы и способы творческой деятельности, в том числе в новых ситуациях при решении учебных проблем. Кроме того, овладение методами научно-прикладных исследований способствует формированию мотивации обучения, удовлетворению социально-нравственных и познавательных потребностей.

В своих исследованиях академик А. В. Погорелов не раз подчеркивал, что «...очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако вряд ли найдется хотя бы один, которому не придется рассуждать, анализировать, доказывать» [13, с. 234]. Иными словами, культура мышления - залог успешного овладения основами научного познания мира. Еще Т. А. Эдди-сон утверждал, что первостепенная задача цивилизации - развить у человека способность думать. Мы солидарны с ученым в том, что способность думать - это способность осуществлять поиск и создавать новое, т.е. «сотворять», раскрывая при этом свой интеллектуальный потенциал. Этой же мысли придерживается

С. Л. Рубинштейн [14], отводя важную роль мыслительной деятельности в развитии творческих способностей.

Отсюда следует, что содержательно-организационный компонент интеллектуально-творческого потенциала личности связан со способностью технологично, «инструментально» организовать интеллектуальную работу над творческой проблемой, что отражает практический аспект данного феномена в условиях проблемного освоения окружающего мира.

Анализ педагогического опыта показал, что чем технологичнее, «инструментальнее» обучающимися организована работа над творческой проблемой, тем выше уровень сформированности содержательно-организационного компонента интеллектуально-творческого потенциала.

«Технологичность» раскрывается в «многоэкранном видении» решения проблемы, способности сформулировать гипотезу, конкретную задачу, «обострить» сформулированное противоречие, найти оптимальный методический инструмент для его решения. Сюда же можно отнести навыки выстраивания идеальной абстрактной модели решения творческой задачи, способность выходить за пределы проблемного поля, при необходимости формулировать подзадачи в рамках решения основной.

В процессе погружения в социокультурное пространство обучающийся должен обладать навыками быстрой и качественной оптимизации иноязычной информации, умением вести дискурс на иностранном языке по заявленной проблеме. Не менее важным является способность оценивания уровня новизны и прогнозирования дальнейшего развития исследуемого процесса, что обеспечивает связь с рефлексивным и моти-вационным компонентом интеллектуально-творческого потенциала личности.

Педагогическая практика показала возможность эффективного преодоления психологической инертности посредством такой «инструментальности», развития чувствительности к противоречиям и их разрешению, формирования системно-прогностического мышления.

Таким образом, эффективность развития интеллектуально-творческого потенциала личности в процессе познания иноязычной и родной культуры обусловлена «инструментальностью» и технологичностью работы над проблемой как основой актуализации содержательно-организационного компонента интеллектуально-творческого потенциала. Инструментально-технологическая закономерность определяет принципы проблемности и открытости.

Принцип проблемности. Развитие интеллектуально-творческого потенциала в процессе иноязычного обра-

зования происходит наиболее эффективно, когда изучаемая тема содержит учебно-ситуационные проблемы, а задания построены таким образом, чтобы обучающиеся целенаправленно применяли определенные методы их решения. Под проблемой понимается ситуация, описывающая предъявление противоречащих требований к одному и тому же явлению. Проблема может быть как лингвистического плана, так и не связанная с изучением иностранного языка. В случае лингвистических проблем сам язык становится объектом исследования (лексические, грамматические, фонетические, стилистические затруднения). В случае нелингвистических проблем язык выступает средством, и иноязычные компетенции формируются в процессе исследования междисциплинарной проблемы. Интеллектуально-творческая деятельность в процессе иноязычной коммуникации на занятии строится на опыте, мировоззрении, учебных и внеучеб-ных интересах и склонностях обучающегося.

Реализация принципа проблемности глубинно связана с принципом открытости. В процессе развития мотивационного, содержательно-организационного и рефлексивного компонентов интеллектуально-творческого потенциала функция преподавателя заключается не только и не столько в передаче учебной информации и определении границ знаний, но и в создании условий, при которых обучаемый вынужден сталкиваться с проблемой, решение которой лежит за пределами изучения иностранного языка. Следовательно, ключевым механизмом является применение открытых задач на учебных занятиях по языку, способствующих преобразованию, расширению, дополнению, определению новых взаимосвязей в новых контекстах.

Реализация принципов инструментально-технологической закономерности развития интеллектуально-творческого потенциала личности в процессе изучения иноязычной и родной культуры должна базироваться на социокультурной составляющей. Без постоянного присутствия в глобальном «мыслительном» мире, владения важной, в том числе иноязычной, информацией весьма затруднительной представляется успешная интеллектуально-творческая деятельность современного человека.

Отводя важнейшую роль информационному социокультурному пространству в развитии интеллектуально-творческого потенциала личности, мы считаем ценным утверждение П. П. Блонского о том, что «пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать» [15, с. 195]. Другим словами, одним их необходимых условий развития интеллектуально-творческого потенциала личности является аккумуляция фонда знаний.

Педагогическая практика показывает, что чем доступнее ценная информация, в том числе иноязычная, необходимая для решения творческих задач в процессе изучения иностранного языка, как следствие широкого и разнообразного использования информационных ресурсов в социокультурном пространстве, тем результативнее протекает процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности.

Работая над творческой задачей и выстраивая взаимодействие с окружающей социальной средой, обучающийся присваивает и превращает в свой внутренний контекст значительные социокультурные пласты различных цивилизаций. В таких условиях человек формирует собственное социокультурное пространство, свою образовательную среду, которая способствует самоопределению и самореализации личности. Творческое самовыражение, непрерывное саморазвитие, коммуникация с представителем другого лингвосоциума позволяют обучающемуся воспринимать себя «Я - творческая личность». Использование ресурсов информационной социокультурной среды закономерно связано с совершенствованием межкультурной компетенции человека.

Развитие всех компонентов интеллектуально-творческого потенциала личности в процессе иноязычного образования связано с 1Т-грамотностью, способствующей усилению межличностного сотрудничества на иностранном языке, присутствию в глобальном «мыслительном» мире, активизации межпредметных связей, и как следствие, интегрированному обучению. В. Каган [16] считает, что интеграция способствует оптимизации процесса развития интеллектуально-творческого потенциала человека на основе глубокой перестройки содержания образования и изменений в методике подачи материала, а также созданию новых разновидностей творческой деятельности. Интегрированное обучение является действенной моделью активизации интеллектуально-творческой деятельности и активных приемов обучения.

Итак, на основе вышеизложенного можно сформулировать социокультурную закономерность развития интеллектуально-творческого потенциала личности в современном иноязычном образовании: существует объективная связь между расширением возможностей информационных ресурсов социокультурного пространства в приращении культурных ценностей иного лингвосоциума и оптимизацией процесса развития интеллектуально-творческого потенциала человека как языковой личности.

Социокультурная закономерность отражается в принципах глобализации знаний, новизны и интегрирован-ности.

Принцип глобализации знаний предполагает аккумулирование информационного фонда для работы над учебной проблемой с использованием инфоресурсов социокультурного пространства.

Принцип новизны. При общении в инфосреде социокультурного пространства в процессе решения творческих задач для обучающегося впервые происходит открытие новых культурных ценностей страны изучаемого языка. Овладение учебным материалом осуществляется модульно посредством представления факта культуры другой страны. Е. И. Пассов утверждал, что это «принципиально иная стратегия, позволяющая в полную силу «работать» одному из важнейших моти-вогенных принципов - принципу новизны» [17, с. 64]. Поэтому можно с уверенностью полагать, что мощным фактором появления и удержания личностных смыслов обучаемого, т. е мотивационного компонента интеллектуально-творческого потенциала, является новизна фактов культуры, способов их представления, соответствующий алгоритм технологии работы, «вычерпывающий» все составляющие интеллектуально-творческого потенциала человека.

Принцип интегрированности. Следует подчеркнуть, что при изучении иноязычной культуры лингвистическая направленность не всегда включена в творческие задания. Язык может выступать в таких случаях как средство выхода в другие области знаний, где во главу угла ставятся процессуальные умения, т.е. то, каким образом выполнять задания. Гипертрофированное внимание к лингвистическим факторам, по мнению О. В. Полякова [18], способствует упущению неязыковых параметров, например, мотивации, социокультурного опыта, эмоциональной сферы личности.

Анализируя содержательное наполнение принципов инструментально-технологической и социокультурной закономерностей, мы видим, что они позволяют в полной мере формировать особую жизненную позицию человека, его отношение к миру, к пониманию осуществляемой интеллектуально-творческой деятельности. Являясь фундаментальным по своему определению, проектирование собственной жизненной стратегии актуализирует все сущностные силы личности и связывает, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, воедино «различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость» [19, с. 34].

Мы полностью согласны с мыслью Г. С. Альтшул-лера о том, что главной целью жизненной траектории творческой личности является воспитание ряда творческих качеств. Изученные ученым историко-биогра-фические примеры убедительно доказали доступность

творческого образа жизни каждому человеку, не обладающему прирожденными способностями или сверхблагоприятными условиями. Ученый-изобретатель утверждает, что «в силах любого человека выбрать достойную цель и начать планомерную борьбу за ее достижение» [20, с. 186].

В свою очередь А. Р. Агабабян [21] особую роль отводит духовному богатству внутреннего мира человека, его постоянной направленности на интеллектуально-творческое взаимодействие с внешним миром, постоянному нахождению в состоянии рефлексии. Раскрывая свой интеллектуально-творческий потенциал человек способен самостоятельно диагностировать результативность каждого этапа, принимать решение о продолжении реализации своего стратегического плана творческого саморазвития, корректировать его или саму цель. Таким образом, рефлексия - это источник внутреннего опыта, способ самопознания и важный инструмент мышления.

Схожую точку зрения высказывает Е. Г. Алиева [22], которая отводит принципиальную роль рефлексии в личностной обусловленности интеллектуально-творческого процесса, выражающейся в обдумывании, рассуждении, критическом анализе, т.е. в тех качествах интеллектуальной рефлексии, которые связаны с личностной рефлексией - в самооценке, самоанализе, самоорганизации, саморегуляции. Именно эти качества способствуют личностному росту, интеллектуально-творческому развитию, самовоспитанию личности.

В. А. Якунин [23] обнаруживает в рефлексии важное условие для совместной интеллектуально-творческой деятельности обучающегося и обучаемого, анализа схемы ее организации и конструирования согласно целям и программам, осознания проблематики и т.д. Рефлексия выступает здесь в качестве эффективного средства самопознания и самовоспитания обучающегося.

По мнению В. А. Синицына [24], творческая деятельность всегда является результатом рефлексии, а не репродуктивным копированием заданного образца. С. А. Новоселов [25] настаивает на обучении рефлексированию интеллектуально-творческой деятельности, поскольку присвоение знаний, умений, формирование компетенций должно основываться на понимании обучающимися способов познания, воспитания, коммуникации.

В процессе иноязычного образования рефлексивные механизмы формирования творческого мышления личности обеспечивает иноязычная речевая деятельность, вербальное рассуждение в ходе решения творческой задачи. В данном случае рефлексия проявляется

в языковой форме не только как результат, но и как процесс. Вербальная форма способствует не только выражению интеллектуального и личностного содержания «я», но и переосмыслению, рефлексии как механизма самоорганизации и творческого саморазвития.

Педагогическая практика показывает, что те обучающиеся, у которых был хорошо развит рефлексивный компонент интеллектуально-творческого потенциала, владели более гибким интеллектом, психологической чувствительностью, аналитичностью, открытостью к решению творческой задачи.

Таким образом, на основании вышеизложенных доводов можно вывести рефлексивно-личностную закономерность: эффективность развития интеллектуально-творческого потенциала человека в процессе иноязычного образования обусловлена личностной рефлексией, проявляющейся в самооценке, самоанализе, самоорганизации и саморегуляции интеллектуально-творческой деятельности для формирования индивидуальной траектории развития творческой жизненной стратегии.

В контексте рефлексивно-личностной закономерности нами выявлены принцип рефлексивности и принцип проектирования личностно-развивающей стратегии.

Принцип рефлексивности реализуется в процессе осмысления личностью своего интеллектуально-творческого опыта в процессе изучения иноязычной и родной культуры, самопонимания и прогнозирования дальнейшего творческого саморазвития. Результаты самоанализа заносятся в специально созданный рефлексивный дневник каждого обучающегося.

Принцип проектирования личностно-развивающей стратегии. Формирование активной позитивно-созидательной позиции, основанной на рефлексии интеллектуально-творческой деятельности, осуществляется в контексте личностно-стратегического планирования, активного выстраивания образовательной траектории, интеллектуального, нравственного и физического самосовершенствования, гибкой адаптации к динамично изменяющимся условиям современного глобального информационного социокультурного пространства.

Таким образом, выявленные и обоснованные инструментально-технологическая, социокультурная и рефлексивно-личностная закономерности и совокупность принципов проблемности, открытости, глобализации знаний, новизны, интегрированности, рефлексивности, проектирования личностно-развивающей стратегии являются относительно автономными, но в то же время обнаруживают диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность, определяют принципиальный вектор развития интеллектуально-творческого потенциала личности в современном иноязычном образовании.

Заключение

Уточнение и дополнение методологической архитектоники развития интеллектуально-творческого потенциала личности в современном иноязычном образовании как педагогической проблемы, отражающей противоречия на концептуальном, организационном и методическом уровнях, способствует осмыслению и раскрытию новых граней творчества, интеллекта и межкультурной коммуникации в воспитании нового поколения молодых людей.

На основе диалектической взаимообусловленности мотивационного, содержательно-организационного и рефлексивного компонентов интеллектуально-творческого потенциала личности была выявлена и обоснована совокупность инструментально-технологической, социокультурной и рефлексивно-личностной закономерностей. Реализация принципов проблемности, открытости, глобализации знаний, новизны, интегрированности, рефлексивности, проектирования личностно-развивающей стратегии может быть осуществлена в образовательной практике как средних общеобразовательных школ, так и высших учебных заведений. Перспективы исследования просматриваются в дальнейшем поиске и научном обосновании новых закономерностей, подходов и принципов, а также механизмов повышения результативности развития интеллектуально-творческого потенциала человека в процессе овладения системным мировоззрением на иноязычную и родную культуру.

Литература

1. Брушлинский А. В. Субъект, мышление, учение, воображение. М., 1996. 586 с.

2. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М., 2004. 458 с.

3. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 465 с.

4. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань. 2000. 600 с.

5. Хазова С. А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 2004. 20 с.

6. Шадриков В. Д. Введение в психологию: интеллект и творчество. М., МОСУ 2004. 585 с.

7. Torrance E. P. The nature of creativity as main test in its testing // R. J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N.Y.: Cambridge University Press, 1988. P. 43-75.

8. Альтшуллер Г С. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев. 1989. 381 с.

9. Зиновкина М. М. К знаниям через творчество. М., 1999. 343 с.

10. Шрагина Л. И. Смена парадигмы методологии как способ разрешения противоречия в системе образования // Фiлософiя осв^и XXI стол^тя: проблеми i перспективи. КиГв. Товариство «Знання» УкраГни. 2000. С. 167-173.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 18-е, стереотип. М., 1987. 990 с.

12. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 348 с.

13. Борисенко А. А. Алексей Васильевич Погорелов - математик удивительной силы // Журнал математической физики, анализа, геометрии. Т. 2, № 3 (2006). С. 231-268.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследований. М., 1958. 665 с.

15. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. 516 с.

16. Каган М. С. Мир общения. М., 1988. 432 с.

17. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М., 1991. 122 с.

18. Поляков О. В. Цели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в вузе // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 25-29.

19. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 27-48.

20. Альтшуллер Г. С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск. 1994. 387 с.

21. Агабабян А. Р. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения, 2007: материалы научно-практической конференции. СПб. 2007. С. 598-599.

22. Алиева Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С. 7-17.

23. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994. 376 с.

24. Синицын В. А. Развитие творческих способностей школьников гуманитарных профильных классов в процессе дифференциации обучения: дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2003. 175 с.

25. Новоселов С. А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования: дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. 386 с.

References

1. Brushlinsky A. V. Sub'ekt, myshleniie, ucheniie, voobrazhenie [The subject, thinking, studying, imagination]. M., 1996. 586 p. [In Russian].

2. Matyushkin A. M. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo [Thinking, teaching, creativity]. M., 2004. 458 p. [In Russian].

3. Slastenin V. A. Pedagogika: innovatsionnaya deyatelnost [Pedagogics: innovative activity]. M., 1997. 465 p. [In Russian].

4. Andreev V. I. Pedagogika: uchebny kurs dlia tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogics: the studying course for creative self-development]. Kazan, 2000. 600 p. [In Russian].

5. Khazova S. A. Formirovanie opyta professionalno-tvorcheskogo myshleniya u buduschih specialistov po fisicheskoy culture i sportu [Formation of future physical and sport specialists' professional and creative thinking experience]: autoref. dis of Phd in Pedagogics. Maikop, 2004. 20 p. [In Russian].

6. Shadrikov V. D. Vvedeniye v psihologiyu: intellekt i tvorchestvo [Introduction to psychology: intellect and creativity]. M.: MOSU, 2004. 585 p. [In Russian].

7. Torrance E. P. The nature of creativity as main test in its testing // R. J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N.Y.: Cambridge University Press, 1988. P. 43-75.

8. Altshuller G. S. Poisk novyh idei: ot ozareniya k tehnologii (Teo-riya I practika isobretatelskih zadach) [The search for new ideas:

from insight to technology]. Kishinyov: Kartya Modovenyaska, 1989. 381 p. [In Russian].

9. Zinovkina M. M. K znaniyam cherez tvorchestvo. [To knowledge through the creativity]. M., 1999. 343 p. [In Russian].

10. Shragina L. I. Smena paradigm kak sposob razresheniya pro-tivorechiya v sisteme obrazovaniya [Methodology paradigm change as a way of contradiction solving in education system] // Filisofia osviti XXI stoletiya: problemy i perspektivy. Kiyev. Tovari-schestvo "Znania" Ukrainy. 2000. P. 167-173. [In Russian].

11. Oszhegov S. I. Slovar russkogo yazyka [The Russian dictionary]. The 18th issue. M., 1987. 990 p. [In Russian].

12. Lerner I. Ya. Didacticheskiye osnovy metodov obicheniya [The didactic basis of teaching methods]. M., 1981. 348 p. [In Russian].

13. Borisenko A. A. Alexey Vasilyevich Pogorelov - matematik udi-vitelnoy sily [A. V. Pogorelov is a mathematician of a surprising power]. The Journal of mathematic physics, analysis, geometry. Issue 2. No. 3 (2006). P. 231-268. [In Russian].

14. Rubinshtein S. L. O myshlenii I putyah yego issledovanii [About thinking and ways of its research]. M., 1958. 665 p. [In Russian].

15. Blonsky P. P. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya [The selected pedagogical works]. M., 1961. 516 p. [In Russian].

16. Kagan M. S. Mir obscheniya [The world of communication]. M., 1988. 432 p. [In Russian].

17. Passov Ye. I. Kommunikativny metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [The communicative method of foreign speaking teaching]. The 2nd issue. M., 1991, 122 p. [In Russian].

18. Polyakov O. V. Tseli professionalno-orientirovannogo obu-cheniya inostrannomy yazyku v vuze [The purposes of professionally oriented teaching a foreign language in a higher education] // Foreign languages at school. 2008. No. 1. P. 25-29. [In Russian].

19. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Tipologiya lichnosti I guman-isticheskii pohod [Typology of personality and humanitarian approach] // Humanitarian problems of psychological theory. M., 1995. P. 27-48. [In Russian].

20. Altshuller G. S. Kak stat geniem: schiznennaya strategiya tvorchescoq lichnosti [How to become a genius: a life strategy of a creative person]. Minsk,1994. 387 p. [In Russian].

21. Agababyan A. R. K voprosy vzaimosvyazi kreativnosty s lich-nostnymy haracteristicamy [The question about interconnection of creativity and personal characteristics] // Ananievskiye chteniya, 2007: Proceedings. St. Peterburg. 2007. P. 598-599. [In Russian].

22. Aliyeva Ye. G. Tvorcheskaya odarennost I uslovia yeye razvitya [The creative giftedness and conditions of its development] // Psychological analysis of studying activity. M., 1991. P. 7-17. [In Russian].

23. Yakunin V. A. Psihologiya uchebnoi deyatelnosty studentov [Psychology of students' studying activity]. M., 1994. 376 p. [In Russian].

24. Sinitsin V. A. Razvitiye tvorcheskih sposobnostey shkolnikov gumanitarnyh profilnyh klassov v protsesse differentsiatsii obucheniya [Creative capabilities development of humanitarian classes schoolchildren during the differentiation of studying]: diss ... of Ph.D in Pedagogics. M., 2003. 175 p. [In Russian].

25. Novosyolov S. A. Pedagogicheskaua sistema razvitiya techni-cheskogo tvorchestva v uchreschdenii professionalnogo obra-zovaniya [The pedagogical system of technical creativity development in a vocational education institute] diss. . of Ph.D in Pedagogics. Ekaterinburg, 1997. 386 p. [In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.