Научная статья на тему 'Методологические проблемы при работе с устными (фольклорными) источниками народов Северного Кавказа'

Методологические проблемы при работе с устными (фольклорными) источниками народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
устные (фольклорные) источники / сборник / Северный Кавказ / народ / метод / память / фабула / классификация / типологизация / oral (folklore) sources / collection / North Caucasus / people / method / memory / plot / classification / typology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наталья Петровна Мудрова

Статья посвящена методологическим проблемам при работе с устными (фольклорными) источниками северокавказских народов вплоть до XIX начала XX века не имевших письменности, хранивших память о минувшем в особой кодифицированной форме, передававших ее от одного поколения другому изустно. В этой связи фольклор выполнял важную хотя и не безупречную функцию сохранения исторической памяти этносов о минувшем. Фольклорный материал особенно актуален в ходе проведения реконструкции начальной истории северокавказских народов. Специфика этого вида исторических источников требует особого подхода к его изучению, в этой связи целесообразно комплексно подходить к работе с фольклорными текстами, применяя общенаучный, специально исторический, междисциплинарный теоретико-методологический опыт. На его основе проводить источниковедческую работу с текстами, выявляя в них значимую для исследователя информацию, вырабатывая новые приемы изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological problems in work with oral (folklore) sources of the North Caucasian peoples

The article reveals methodological problems in work with oral (folklore) sources of the North Caucasian peoples until the 19th and early 20th centuries. They did not have writing and kept the memory of the past in a special codified form. They passed it on from one generation to another in oral form. In this regard, folklore performed an important, although not perfect, function of preserving the historical memory of ethnic groups about the past. Folklore material is especially relevant during the reconstruction of the initial history of the North Caucasian peoples. The peculiarity of this type of historical sources requires a special approach to its study. It would be rational to take a comprehensive approach in working with folklore texts. The author uses general scientific, specifically historical, interdisciplinary theoretical approaches as well as methodological experience. On its basis, carry out source study work with texts, identifying in them information that is significant for the researcher, developing new methods of study.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы при работе с устными (фольклорными) источниками народов Северного Кавказа»

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ/ RESEARCH METHODOLOGY

УДК 930

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-6-19-23

Дата поступления (Submitted) 16.05.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 02.06.2024

Методологические проблемы при работе с устными (фольклорными) источниками народов Северного Кавказа

НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА МУДРОВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории, историографии, теории и методологии истории ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» 385000, Республика Адыгея, город Майкоп, улица Первомайская 208

e-mail: _mudrowa-nataliya@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена методологическим проблемам при работе с устными (фольклорными) источниками северокавказских народов вплоть до XIX начала XX века не имевших письменности, хранивших память о минувшем в особой кодифицированной форме, передававших ее от одного поколения другому изустно. В этой связи фольклор выполнял важную хотя и не безупречную функцию сохранения исторической памяти этносов о минувшем. Фольклорный материал особенно актуален в ходе проведения реконструкции начальной истории северокавказских народов. Специфика этого вида исторических источников требует особого подхода к его изучению, в этой связи целесообразно комплексно подходить к работе с фольклорными текстами, применяя общенаучный, специально исторический, междисциплинарный теоретико-методологический опыт. На его основе проводить источниковедческую работу с текстами, выявляя в них значимую для исследователя информацию, вырабатывая новые приемы изучения.

Ключевые слова: устные (фольклорные) источники, сборник, Северный Кавказ, народ, метод, память, фабула, классификация, типологизация

Methodological problems in work with oral (folklore) sources of the

North Caucasian peoples

NATALIYA PETROVNA MUDROVA

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the National History, Historiography, Theory and Methodology of History Department

FSBEI HE "Adyghe State University" 385000, Republic of Adygea, Maykop, Pervomaiskaya Street, 208

e-mail:mudrowa-nataliya@mail.ru

Abstract. The article reveals methodological problems in work with oral (folklore) sources of the North Caucasian peoples until the 19th and early 20th centuries. They did not have writing and kept the memory of the past in a special codified form. They passed it on from one generation to another in oral form. In this regard, folklore performed an important, although not perfect, function of preserving the historical memory of ethnic groups about the past. Folklore material is especially relevant during the reconstruction of the initial history of the North Caucasian peoples. The peculiarity of this type of historical sources requires a special approach to its study. It would be rational to take a comprehensive approach in working with folklore texts. The author uses general scientific, specifically historical, interdisciplinary theoretical approaches as well as methodological experience. On its basis, carry out source study work with texts, identifying in them information that is significant for the researcher, developing new methods of study.

Keywords: oral (folklore) sources, collection, North Caucasus, people, method, memory, plot, classification, typology

Сегодня источниковедение становится ин- нитарных и социальных наук, способствуя пони-тегрирующим началом в гуманитаристике, манию человека другой культуры, обогащению выступая как объект исследования гума- мировосприятия. Трансформации, происходя-

щие в источниковедческом знании, неизбежно приводят к смене интеллектуальных ориента-ций, к новому пониманию предмета источниковедения при изучении различных социальных и культурных общностей, позволяя конституировать видовые системы исторических источников.

В этом плане роль и место устных (фольклорных) источников для изучения истории народов Северного Кавказа, до конца XIX - начала XX вв. не имевших письменности, является одним из наиболее значимых. В современной исторической науке утвердилось мнение, что фольклор многое объясняет в историческом прошлом, более того, настоящем народов, позволяя человеку познавать окружающий мир, «ориентироваться в незнании» [1, с. 12], сохраняя в особой кодифицированной форме накопленный опыт. Исследовательский интерес к данному виду источников обусловлен процессами, происходящими в современной исторической науке, изменениями концептуальной основы источниковедения, позволяющими более системно подойти к вопросу прочтения фольклорного материала, с привлечением современного методологического аппарата.

Устные (фольклорные) источники, как «маленькое чудо памяти» [2, с. 15], впитывая типические черты опыта общественного развития народов, накопленного на протяжении длительного исторического времени, создают прочную, хотя и небезупречную основу исторической памяти. В широком контексте аналогичного опыта других народов, связанного с механизмами становления, модификации, ретрансляции устной памяти у народов северокавказского региона, отчетливо вырисовываются как повсеместные черты, так и неповторимые, обусловленные уникальными особенностями Северного Кавказа.

С точки зрения научного интереса для региона XIX в. стал важным этапом. Для бесписьменных народов особую важность имело накопление и научная систематизация собранного материала. Принимались во внимание численность и разнообразие собранных сведений, а также осознавалась роль той информации, которая была собрана. Историческая наука относит к ней всякий памятник, свидетельствующий об историческом прошлом человеческого общества и попавших в сферу внимания исследователя [3, с. 134]. Устные (фольклорные) источники в течение многих веков служили древней формой передачи знаний, опыта, истории народов как «особого способа познания реального мира» [4, с. 23]. Художественные фабулы выполняли исторические и культурные функции.

Историческая наука обладает опытом систематизации исторических источников. Такие исследователи, как А. С. Лаппо-Данилевский, Л. Н. Пушкарев, А. П. Пронштейн, С. О. Шмидт, И. Д. Ковальченко ставили устные (фольклорные)

источники на одно из ведущих мест в предложенных классификациях. Типологизация источников является ключевым элементом научной классификации. Как правило, историк особое внимание уделяет не единичному, а целому «набору» критериев отличных друг от друга принципов.

Благодаря накопленному опыту, стало возможным применить его при классификации выявленных устных (фольклорных) источников. Разнообразие художественных материалов, многообразие сюжетных линий, специфических мотивов, образов играют важную роль в формировании моделей народного творчества, представляющих собой «самостоятельные области» [5, с. 87].

Системный подход в этом плане позволяет рассматривать устные (фольклорные) источники как целенаправленно созданные произведения, в которых запечатлена «реальная действительность» [6, с. 24]. Расчлененные в видовом отношении на части (героический эпос, сказки, предания, пословицы и поговорки - Н.М.) художественные фабулы представляют собой самостоятельные единицы, при этом функционируют путем взаимодействия, взаимопроникновения.

Совершенно автономные, ничем не связанные на первый взгляд произведения, опубликованные в тематических «Сборниках по описанию племен и местностей Кавказа» (далее - «Сборник ...») [7], собранные в разное время, не в одном округе, не у одного и того же сказителя, при их источниковедческом изучении на деле оказываются связанными между собой произведениями [7, с. 1-36; с. 65-69; с. 7-12; с. 113-118; с. 36-47; с. 1-18, 18-37; с. 117; с. 147; с. 126-141; с. 125-134; с. 120; с. 140; с. 144; с. 14-17; с. 258-268; с. 110-118; с. 23]. Для них характерно общее движение мыслей, структура текста, при этом они сохраняют уникальную ментальную самобытность. Кроме того, компоненты текстов, исторические факты, запечатленные в художественных фабулах, находят отражение в других источниках [5, с. 124]. Очевидным является «полисистемность» фольклорных источников в ходе их видовой классификации, во многом благодаря этому они становятся значимыми историческими источниками в процессе реконструкции прошлого народов региона.

Учитывая видовое разнообразие устных (фольклорных) источников, необходимо ставить задачу интегрированного применения общенаучных, специально-исторических, междисциплинарных методов, направленных на выявление исторической информации, подвергая ее критике.

Исходя из того, что общенаучные методы являются базой для получения научного знания и применяются в разных научно-исследовательских областях, они могут стать основой теоретико-методологического подхода анализа устных

(фольклорных) источников, собранных в тематических «Сборниках...».

Применение метода наблюдения позволило осмыслить объективные и субъективные причины, которые способствовали проведению работ по обнаружению и введению в научный оборот исторических источников данного вида, более того получить ответ на то, когда и кем они были укомплектованы. Интерес к историческому прошлому зачастую усиливается в переломные моменты человеческой истории. Для народов региона таким событием становится Кавказская война, вхождение Северного Кавказа в состав Российской империи. Усилив свое влияние на «южных границах», Россия наращивает контакты с местным населением, имеющим другие традиции и обычаи [8, с. 336]. В этой связи особую актуальность приобретает поиск и получение знаний о северокавказских народах, большинство которых не имели письменной традиции, хранили опыт в устных источниках, о чем упоминалось в большинстве работ путешественников, ученых-этнографов, приезжавших в разное время на Кавказ.

Метод наблюдения позволил им осветить довольно широкий круг проблем, нашедших отражение в устных (фольклорных) источниках. Однако внушительный объем записей носил случайный характер. Организованное в XIX в. научное изучение региона позволило системно подойти к сбору и обработке накопленного материала.

Применение приемов измерения позволяют выявить источники, учитывая их пространственно-временные критерии. В условиях отсутствия письменной традиции носителю общественно-значимых навыков требовалось особое «устройство» памяти, чтобы через имитацию и повторение сохранить и передать информацию о минувшем. Все это нашло отражение в устных (фольклорных) источниках народов Северного Кавказа, которые можно отнести к «предэпи-ческим» жанрам устной культуры [5, с. 112], являющимся базой, особым памятником духовной культуры, которой обладают далеко не все этносы.

Датировать время в устных источниках достаточно сложно, оно носит условный характер, преобладающим являлось время прошедшее, противопоставлявшееся времени рассказчика. Представления о пространстве закреплялось в представлениях о «своей» земле, «своем» племени, тогда как «враги», «чужие», как правило, были хтоничны, непосредственно связаны с болезнями и смертью. Устные (фольклорные) источники не сводились к фиксации дат, в них народ отражал наиболее яркие, поворотные этапы своей жизни, на их основе довольно сложно соблюдать привычные для нас последовательность в изложении исторического прошлого. Осуществить всестороннюю научную рекон-

струкцию истории народов Северного Кавказа вряд ли когда-нибудь удастся. Тем не менее, сквозь фантастическую оболочку «эпической модели истории» [5, с. 113] отчетливо видны следы реального исторического прошлого народов региона, именно благодаря сказаниям память о предках не остается «в забвении» [9, с. 19-20].

Существенное значение в ходе работы с устными (фольклорными) источниками имеет применение метода логического анализа. Его апробация позволила, учитывая художественность фольклора, в котором находит отражение «своя» историческая действительность, определить ту реальность, которая имела место в жизни этносов. Необходимо понимать, что устная традиция фиксировала реальность в той форме и в том виде, которые, по мнению носителя, представляют значимость для будущих поколений.

Подвергая анализу устные (фольклорные) источники, необходимо учитывать их видовую особенность. На сегодняшний день в фольклористике нет четких критериев видовой классификации, его условно можно систематизировать на эпические произведения, сказки, предания, пословицы и поговорки. Обозначенный алгоритм носит не случайный характер, так как каждый тип художественной фабулы обладает исторической подкладкой, что в особой форме отображается в фольклоре.

Эпос выступает одной из древних форм фиксации, кодирования значимых сведений, повествующих о прошлом, представляющем в гармоничном единстве некий эпический мир. Сказки возникли позже, их появление также не случайно, а связано с трансформацией мировоззренческих представлений человека, в них народная память «консервировала» не один временной период, социальную картину. В преданиях находят отражение чудесные явления, которые интерпретируются в народном творчестве. В малых формах фольклорного жанра, которыми выступали пословицы и поговорки, фиксировалась народная мудрость, «ибо явления давно исчезли, а изображение осталось» [10].

Учитывая видовую особенность фольклорного материала, опубликованного в тематических «Сборниках.», стало возможным определить ряд проблем, нашедших отражение в народном творчестве: пространство и время, места памяти, природно-географическая среда, «свой-чу-жой», духовный мир человека, коммуникативно-бытовые поведенческие нормы и ряд других проблем. Апробация общенаучных методов при работе с устными (фольклорными) источниками «Сборника.» позволила комплексно подвергнуть их изучению, учитывая характеристичные особенности исследуемых исторических источников, осуществить переход к специально-научным методам.

Значимым в изучении художественных текстов было привлечение историко-сравнитель-

ного метода, раскрывающего суть рассматриваемых феноменов. Вопреки имеющимся отличиям, произведения устного народного творчества представляют собой кросс-культурные произведения. Большинство явлений, которые запечатлены в устных (фольклорных) источниках несмотря на то, что могут отличаться своим содержанием, изначально выступать как самостоятельные произведения, различны пространственной и временной вариацией, сходны по своей сути.

Устные (фольклорные) источники народов региона на протяжении длительного времени запечатлевали память о событиях, имевших значимое для них место, важным стало применение проблемно-хронологического метода. В результате стало возможным разделить источниковедческий материал (в зависимости от содержащейся в них информации) следующим образом: вопросы осмысления освоенного пространства, проблемы времени, взаимоотношение человека и природы, особенного отношения к территории проживания, духовный мир. Для более тщательного его изучения важным было применение историко-типологического метода, сделавшего возможным осуществление классификации с учетом общих характеристик художественных фабул.

Таким образом, применение специально-научных методов обеспечивает осуществление исследовательской работы с точки зрения их источниковедческой и исторической значимости. Помимо этого, дает возможность выявить историческую информацию, зафиксированную в устных (фольклорных) источниках, позволяя восстанавливать начальный этап истории региона.

Учитывая специфику источниковедческого материала, возникла необходимость применения методов смежных наук, таких, как: фольклористика, лингвистика. Устное народное творчество отражало «свою» действительность в художественной форме, в этой связи важным стало применение художественного метода, посредством которого стало возможным проведение отбора фактов с точки зрения специфики оценки отраженных в них реалий и самобытного ее в народном творчестве.

Фантастические, сверхъестественные, мифологические, легендарные сюжеты при первом их рассмотрении носят невероятный характер, в результате тщательного изучения раскрываются совершенно иначе, прослеживается та реаль-

Литература и источники

ность, с которой сталкивался и в которой жил человек в прошлом. В ряде произведений помимо исторических событий находят место нормы поведения, обычаи аталычества, куначества, гостеприимства, уважения и почитания старших, представления о хорошем и плохом. При всем многообразии сюжетных линий имеет место как соблюдение, так и нарушение общепринятых в народе норм, а, следовательно, имеют место назидания и наказания. Художественный метод позволяет рассмотреть текст с учетом его изящной, неповторимой природы, учитывая непостоянство социальной организации региона и самобытность мировосприятия.

Применение структурно-семиотического метода в исследовании устных (фольклорных) источников является значимым инструментом, поскольку дает возможность рассматривать подвергнутый источниковедческому анализу материал «цельно», более того изучить механизмы импровизации как сказителя, так и автора произведения. Невзирая на «многослойность» художественных фабул, необходимо исследовать фольклорные произведения как законченные, исходя из того, что происходящее не ограничено одним лишь временем или пространством.

В свою очередь, привлечение междисциплинарного метода дискурс-анализа позволило рассмотреть данный тип исторического источника под историко-лингвистическим углом зрения, особое внимание в котором уделяется тому, насколько анализируемый текст адекватен прошлому [1, с. 12]. Помимо этого, позволяет понять, как работает наша речь, представляющая «сплав языковых форм» [11, с. 15] в тех или иных социальных условиях.

Художественные произведения, созданные народом региона, сохранили «словно в капсуле, предназначенной для потомков» [12, с. 129] значимые факты его исторического прошлого, справедливо являются значимым исследовательским материалом, входящим в корпус исторических источников. Необходимым остается дальнейшая взаимная работа между дисциплинами, что позволит открыть новые перспективы для наук, возможность совершенствовать методологические приемы работы с подобными источниками, что в значительной мере увеличит количество вводимых в научный оборот материалов, ранее находящихся в тени научно-исследовательского поля, познать глубинные пласты «мозаик знания» устного народного творчества.

1. Анкерсимт Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. - М.: Издательство «Европа», 2007. - 612 с.

2. Френсис Йетс. Искусство памяти. Фонд поддержки науки и образования «Универсальная книга». - СПб., 1997. - 479 с.

3. Берталанфи Л. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования. Ежегодник. - М.: Наука, 2011. - 203 с.

4. Медушевская О.М. Источниковедение. Теория. История. Метод. - М.: 1998. - 702 с.

5. Мудрова Н.П. Деятельность Кавказского отдела Русского географического общества по созданию корпуса устных источников (1851-1917 гг.) / Н.М. Мудрова. - Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2020. - 151 с.

6. ПушкаревЛ.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л.Н. Пушкарёв.

- М.: Наука, 1975. - 281 с.

7. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 1-46. Тифлис, 1881-1929.; Вып. 1. 1881. С. 1-36; Вып. 12. 1891. С. 65-69; Вып. 34. 1904. С. 7-12; Вып. 5. 1885. С. 113-118; Вып. 6. 1888. С. 36-47; Вып. 12. 1891. С. 1-18, 18-37; Вып. 2. 1882. С. 117; Вып. 3. 1883. С. 147; Вып. 6. 1888. С. 126-141; Вып. 14. 1892. С. 125-134; Вып. 2. 1882. С. 120; Вып. 3. 1883. С. 140; Вып. 5. 1886. С. 144; Вып. 7. 1888. С. 14-17; Вып. 21. 1896. С. 258-268; Вып.

7. 1889. С. 110-118; Вып. 19. 1894. С. 23;

8. РепнинаЛ.П. Историческая наука на рубеже XX - XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. -М.: «Кругъ», 2011. - 560 с.

9. ЛюльеЛ.Я. Историко-этнографические статьи. - Киев. 1991. - 56 с.

10. Ушаков А.А. Право-субьективный образ объективного мира. [Электронный ресурс] URL: https://law.edu.ru/ (дата обращения: 10.02.2023)

11. Алефиренко Н.Ф. Имплицитность художественного слова как когнитивно дискурсивная категория. Русская филология. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 12 (107). Выпуск 10. 6. [Электронный ресурс] URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/implitsitnost-hudozhestvennogo-slova-kak-kognitivno-diskursivnaya-kategoriya/viewer (дата обращения: 5.05.2023)

12. Хаттон Патрик. Х. История как искусство памяти. - СПб.: «Владимир Даль», 2004. 129 с. References

1. Ankersimt F. R. Vozvyshennyi istoricheskii opyt [Sublime historical experience]. Moscow, "Evropa" Publ., 2007. 612 p.

2. Frensis Iets. Iskusstvo pamyati. Fond podderzhki nauki i obrazovaniya «Universal'naya kniga» [The art of memory. Foundation for the Support of Science and Education "Universal Book"]. St. Petersburg, 1997. 479 p.

3. Bertalanfi L. Obshchaya teoriya sistem - obzor problem i rezul'tatov [General systems theory - overview of problems and results]. Sistemnye issledovaniya. Ezhegodnik [Systems research. Yearbook]. Moscow, Nauka Publ., 2011. 203 p.

4. Medushevskaya O.M. Istochnikovedenie. Teoriya. Istoriya. Metod [Source study. Theory. Story. Method]. Moscow, 1998. 702 p.

5. Mudrova N.P. Deyatel'nost' Kavkazskogo otdela Russkogo geograficheskogo obshchestva po sozdaniyu korpusa ustnykh istochnikov (1851-1917gg.) [Activities of the Caucasian Department of the Russian Geographical Society to create a corpus of oral sources (18511917)]. Maikop, " Magarin O.G." Publ., 2020. 151 p.

6. Pushkarev L.N. Klassifikatsiya russkikh pis'mennykh istochnikov po otechestvennoi istorii [Classification of Russian written sources on Russian history]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 281 p.

7. Sbornik materialov dlya opisaniya mestnostei i plemen Kavkaza [Collection of materials for describing the areas and tribes of the Caucasus]. Iss. 1-46. Tiflis, 1881-1929.; Iss. 1. 1881. p. 1-36; Iss. 12. 1891. p. 65-69; Iss. 34. 1904. p. 7-12; Iss. 5. 1885. p. 113-118; Iss. 6. 1888. p. 36-47; Iss. 12. 1891. p. 1-18, 18-37; Iss. 2. 1882. p. 117; Iss. 3. 1883. p. 147; Iss. 6. 1888. p. 126-141; Iss. 14. 1892. p. 125-134; Iss. 2. 1882. p. 120; Iss. 3. 1883. p. 140; Iss. 5. 1886. p. 144; Iss. 7. 1888. p. 14-17; Iss. 21. 1896. p. 258-268; Iss. 7. 1889. p. 110-118; Iss. 19. 1894. p. 23.

8. Repnina L.P. Istoricheskaya nauka na rubezhe XX - XXI vv.: sotsial'nye teorii i istoriograficheskaya praktika [Historical science at the turn of the 20th - 19th century: social theories and historiographic practice]. Moscow. "Krug" Publ., 2011. 560 p.

9. Lyul'e L.Ya. Istoriko-etnograficheskie stat'i [Historical and ethnographic articles]. Kiev. 1991. 56 p.

10. Ushakov A.A. Pravo-sub'ektivnyi obraz ob"ektivnogo mira [Legal-subjective image of the objective world]. Available at: https://law. edu.ru/ (accessed: 10.02.2023)

11. Alefirenko N.F. Implitsitnost' khudozhestvennogo slova kak kognitivno diskursivnaya kategoriya [The implicitness of a literary word as a cognitive discursive category]. Seriya Gumanitarnye nauki [Series Humanities]. Russian philology. 2011. No. 12 (107). Iss. 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/implitsitnost-hudozhestvennogo-slova-kak-kognitivno-diskursivnaya-kategoriya/viewer (accessed: 5.05.2023)

12. Khatton P. Kh. Istoriya kak iskusstvo pamyati [History as the art of memory]. St. Petersburg, "Vladimir Dal'" Publ., 2004. p. 129.

© «Клио», 2024 © Мудрова Н.П., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.