Научная статья на тему 'КАБАРДИНСКОЕ ПРЕДАНИЕ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КАБАРДЫ ТАМБИЕВ», КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ НАРОДА'

КАБАРДИНСКОЕ ПРЕДАНИЕ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КАБАРДЫ ТАМБИЕВ», КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ НАРОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
исторический источник / фольклор / народ / регион / предание / реконструкция. / historical source / folklore / people / region / legend / reconstruction.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мудрова Н.П.

Статья посвящена анализу одного из северокавказских преданий, опубликованных Л. Лопатинским в 1891 году в «Сборнике по описанию племен и местностей Кавказа». Фольклорный материал, является одним из значимых источников по ранней истории северокавказского региона для народов в прошлом не имевших письменности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KABARDIAN LEGEND “RESETTLEMENT OF THE KABARDA TAMBIES” AS A HISTORICAL SOURCE OF THE PEOPLE’S HISTORY

The paper is devoted to the analysis of one of the North-Caucasian legends published by L. Lopatinsky in 1891 in the “Collection on the description of the tribes and localities of the Caucasus.” The author studies folklore material as one of the most significant sources on the early history of the North Caucasus region for peoples who did not have a written language in the past.

Текст научной работы на тему «КАБАРДИНСКОЕ ПРЕДАНИЕ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КАБАРДЫ ТАМБИЕВ», КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ НАРОДА»

37

38

39

40

41

42

КАБАРДИНСКОЕ ПРЕДАНИЕ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КАБАРДЫ ТАМБИЕВ», КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ НАРОДА

Мудрова Н.П.

Адыгейский государственный университет, заместитель декана по учебной работе, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории, историографии, теории и методологии истории

. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 193, 563. 43. РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 11; Ф. 702. Оп. 1.

. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 667. Д. 509.

. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 302. 44. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 683.

. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 94, 158. 45. РГИА ДВ. Ф. 702, оп. 3. Д. 579; Ф. 1. Оп. 2.

. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 760. Д. 6.

. РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1, Д. 78. 46. РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1852, 2143.

KABARDIAN LEGEND "RESETTLEMENT OF THE KABARDA TAMBIES" AS A HISTORICAL

SOURCE OF THE PEOPLE'S HISTORY

Mudrova N.

Adyghe State University, Deputy Dean for Academic Affairs, Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer at the Russian History, Historiography, Theory and Methodology of History Department

Аннотация

Статья посвящена анализу одного из северокавказских преданий, опубликованных Л. Лопатинским в 1891 году в «Сборнике по описанию племен и местностей Кавказа». Фольклорный материал, является одним из значимых источников по ранней истории северокавказского региона для народов в прошлом не имевших письменности.

Abstract

The paper is devoted to the analysis of one of the North-Caucasian legends published by L. Lopatinsky in 1891 in the "Collection on the description of the tribes and localities of the Caucasus." The author studies folklore material as one of the most significant sources on the early history of the North Caucasus region for peoples who did not have a written language in the past.

Ключевые слова: исторический источник, фольклор, народ, регион, предание, реконструкция.

Keywords: historical source, folklore, people, region, legend, reconstruction.

Получить информацию о том, что происходило в разное время, можно только опираясь на исторические источники [1, с. 5]. В истории народов в прошлом не имевших письменности (балкарцы, карачаевцы, адыги и другие кавказские народы), фольклор выполнял исторические функции, фиксировал и сохранял не только этнографические детали, черты их быта, но так же отдельные политические события, имена людей сыгравших ту или иную роль в судьбе всего народа. Сохранившие дух времени и дошедшие до наших дней, непосредственно из глубины веков, источники, представляют «бесценную информацию для пред исторической эпохи народа, а названия мест, событий.. .свидетельствуют, что в старых сказаниях много истины» [2, с. 525].

В преданиях с поразительной точностью отражаются исторические события, личности, географические названия и местность. Одним из таких источников является «Предание о переселении Ка-барды Тамбиева», обнародованного Л.

Лопатинским в 1891 году в «Сборнике по описанию племен и местностей Кавказа» [3, с. 13-20].

Адыги были известны древним греческим и римским авторам (Страбону, Плинию и другим) под названием: синды, керкеты, дзикхи. Русским же летописям черкесы были известны как косоги (название это с течением времени было утрачено). Это наименование (косог), мы встречаем с первых строк нашего «Предания...» «кабардинцы населяли северо-западный Кавказ, занимая всю береговую полосу Черного моря, и назывались косогами» [4]. В XШ-XIV вв. часть адыгов в силу своего внутреннего развития с северо-западного Кавказа продвинулась на восток к Пятигорску и р. Малка и Терек. Об этом говорится и в «Предании.»: «Тамбиев направился вверх по реке Пшизе (Кубани) в места, занятые другими племенами.» [5]. Этими племенами в это время (ХШ-Х^ вв.), были татаро-монголы и подвластные им кыпчаки (в середине XI в. в Предкавказье хлынули новые волны тюркоязыч-

ных кочевников — кипчаков, которых русские летописи называют половцами, а западноевропейские авторы — команами или куманами) [6].

По народному «Преданию...» переселение в эти края началось под предводительством Кабарды Тамбиева. По своему происхождению был тлекот-леш, это нам говорит и сам рассказ, и исследователи, в частности Ш.Б. Ногмов «История Адыгейского народа» называл Тамбиевых, первыми среди пяти фамилий высокостепенных уздене [7]. Иоганн Бларамберг «Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», называет Тамбиевых как наиболее известных дворян Большой Кабарды [8]. Таким образом, нет сомнения в том, что Кабарда Тамбиев, личность знатного происхождения. А, в том, что человек этот существовал в реальности, нам говорит, свидетельство русского исследователя М. Н. Владыкина «Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу». Побывав в Кабарде в 1872 году, путешественник писал: «Переправившись через Баксан и проехав в аул Атажукина, мы стали взбираться на гору Махо-гапс», на вершине которой «увидели кучу камней, обнесенную полуразвалившимся плетнем, - могилу Кабарды Тамбиева, родоначальника кабардинцев. Перед нами, внизу, как на ладони, была вся прежняя Кабарда, из которой, как острова из моря, вырастали пятигорские горы: Бештау, Машук и др.; вправо было Чегемское ущелье, за которым тянулась бесконечная линия Черных лесных гор; впереди их необозримая равнина сливалась с горизонтом, по ней бежали кабардинские речки и Терек; влево, полное грозовой тучей, чернело Баксанское ущелье, а над ним возвышался Эльбрус, от которого тянулась бесконечная снеговая цепь, замыкавшая южную сторону панорамы», - сказано в труде путешественника [9, с.139-140]. Тамбий, получил «всю землю занимаемую ордой» калмыцкого хана и стал владеть «огромным пространством земли», после того как «согласился продать» свою жену. Выполнив условия хан забрал женщину и «перекочевал в степь, за море» (очевидно за Каспийское море - Н.М.) [10, с. 17].

Кабарда Тамбиев перенес свой аул за р. Баксан (Азау, река на Сев. Кавказе, в Кабардино-Балкарской АССР, правый приток Малки (бассейн Терека) [11, с. 103]. Все, что сказано о месте, где расположился аул (в предании) подтверждают и путешественники И. Бларамберг, упоминает эту реку в перечне «орошающих источников» Большой Ка-барды, эту же реку мы встречаем и у М.Н. Владыкина, само ее название дошло и до наших дней, поэтому не вызывает сомнения достоверность сведений сообщаемых в «Предании.». Огромный интерес вызвала история сообщаемая в этом же источнике о появлении Куденетова аула. Связанна она с выполнением просьбы мужа (Куде-нет) Зулихан (дочери Тамбия) о предоставлении молодой семьи земли столько «сколько можно захватить воловьей шкурой» [12, с. 19]. Эта история очень похожа на легенду о основании Карфагена (кон. IX века до н. э.) вдовой финикийского царя Сихея [13]. Возможно, эта легенда бытовала в то

время, сохранившись в памяти людей от предшественников, проживающих на территориях Кавказа. Таким способом Куденет завладел землями в состав которой вошла р. Чегема (довольно большая река Нальчикского округа Терской области, вытекает из вечных снегов и очень больших ледников Главного Кавказского хребта, течет в северо-восточном направлении и сливается с Баксаном, недалеко от впадения его в реку Малка) [14]. Название реки и аула реально и не вымышлено, Чегем входит в состав рек орошающих Большую Кабарду [15].

В завершении «Предания.», указывается территория Кабарды «С течением времени основалось на Малке, Баксану, Чегему и другим не большим речкам много косожских аулов, и весь край стал называться по имени основателя первого аула Ка-бардой, а жители - кабардинцами». Что так же не подвергается сомнению и в наше время на данных территориях проживает этот народ. Совсем недавно краеведы из Кабардино-Балкарии сделали заявление о том, что найдено захоронение основателя Кабарды [16].

Очевидным является то, что в «Предании.» отразились реальные события и конкретная историческая личность, черты и действия которого, были приукрашены людским воображением (свойственным для художественного творчества), впоследствии придали рассказу мифологический оттенок. Историческая значимость и роль устного народного творчества в процессе реконструкции исторического прошлого северокавказских народов, бережно хранивших память о давно минувшем в особой кодифицированной форме, позволила фольклору жить до того момента, пока он не подвергся фиксации и стал предметом специального изучения.

Список литературы

1. Медушевская О. М. Введение/ О. М. Меду-шевская// Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. Пособие. - М.: РГГУ, 1998. - С. 5.

2. Фольклор адыгов в записях и публикациях Х1Х-нач. XX века. - Нальчик. 1979. - С. 252.

3. Сборник по описанию племен и местностей Кавказа. Вып. 1 раз в год. - Тифлис. 1891 г. Вып. 12. - С. 13-20.

4. Там же. 1891 г. Вып. 12. - С. 13.

5. Там же.

6. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы, древний народ Кавказа. - Режим доступа: http://real-alania.narod.ru/

7. Ногмов Ш.Б. Приложение I. Постановление о сословиях в Кабарде // История Адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. -Нальчик. 1958. - С. 19.

8. Бларамберг И. Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. - Режим доступа: http://mountaindreams.ru/

9. Владыкин М.Н. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу. Ч.11. - М. 1885. - С. 139-140.

10. Сборник по описанию племен и местностей Кавказа. Вып. 1 раз в год. - Тифлис. 1891 г. Вып. 12. - С. 17.

11. Советская энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 1980. - С. 103.

12. Сборник по описанию племен и местностей Кавказа. Вып. 1 раз в год. - Тифлис. 1891 г. Вып. 12. - С. 19.

13. Согласно легенде, город основала вдова финикийского царя Сихея Эллиса (в римской традиции - Дидона), бежавшая вместе с рядом своих сторонников из Тира от преследования своего родного брата Пигмалиона, убившего её мужа прямо у алтаря сразу же после церемонии бракосочетания. Дидона попросила местного царя предоставить ей участок земли для создания небольшого поселения. Царь был категорически против - мало ли чего можно ожидать от этих пришельцев! Тогда Дидона стала умолять непреклонного хозяина земель выделить ей и её свите хотя бы столько земли, на сколько хватит шкуры одного быка. Подумав, царь согласился на необычную сделку: невелика потеря -клочок земли. А может быть, его просто одолело

любопытство - что же будет делать эта женщина и её люди с таким, на его взгляд, бесполезным приобретением? Но восточные женщины всегда отличались умом и некоторой степенью коварства: забив самого большого быка, которого только смогли найти её люди, Дидона разрезала его шкуру на очень узкие полоски и обнесла ими большую территорию. Царь был удивлён и покорён умом финикийки и отдал ей то, что она просила (нестандартное мышление всегда в цене!). Во владение к беженцам из западного средиземноморья перешел большой холм, на котором впоследствии возник город, вошедший в Историю под именем Карфаген. Легенда о Карфагнене. Легенда о Карфагене. - Режим доступа: http://www.asgteam.ru/

14. Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрон. - СПб. Брокгауз Ефрон. 1890-1907. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/

15. Бларамберг И. Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Режим доступа: http://mountaindreams.ru/

16. Новости культуры. - Режим доступа: http://news-r. ru/news/culture/

АГРОПАТРИОТИЗМ МОЛОДЕЖИ - ОСНОВА УСПЕШНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В

РОССИИ

Турк С.Н., Поздеев И.А., Платонов К.Е.

студенты 1 курса факультета агрохимии и защиты растений Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

г. Краснодар, Российская Федерация

AGROPATRIOTISM OF YOUTH - IS THE BASIS OF SUCCESSFUL AGRICULTURE IN RUSSIA

Turk S., Pozdeev I., Platonov K.

1st year students of the Faculty of Agrochemistry and Plant Protection Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina

Krasnodar, Russian Federation

Аннотация

Статья посвящена комплексному изучению вопросов патриотизма молодежи, как основы повышения эффективности сельского хозяйства. Тема статьи наиболее актуальна, так как сельское хозяйство в наше время не является престижной сферой деятельности для молодых специалистов. Эта проблема социально-психологическая (общественное мнение), имеющая историческую основу со времен социализма. Авторы статьи считают, что указанную проблему можно решить привлечением молодых специалистов на идеологической основе агропатриотизма. Любить Родину и выращивать хлеб - это престижно.

Abstract

The article is devoted to a comprehensive study of the issues of youth patriotism as the basis for increasing the efficiency of agriculture. The topic of the article is most relevant, since agriculture in our time is not a prestigious field of activity for young specialists. This problem is socio-psychological (public opinion), which has a historical basis since the time of socialism. The authors of the article believe that this problem can be solved by attracting young specialists on the ideological basis of agropatriotism. It is prestigious to love the Motherland and grow bread.

Ключевые слова: патриотизм, агропатриотизм, агроном, аграрный бизнес, сельскохозяйственный процесс, АПК.

Keywords: patriotism, agropatriotism, agronomist, agrarian business, agricultural process, agro-industrial complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.