Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: АБАЗИНО-АБХАЗСКИЕ НАРОДЫ'

К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: АБАЗИНО-АБХАЗСКИЕ НАРОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ФАМИЛИЯ / СЕМЬЯ / FAMILY / АБХАЗЫ / ABKHAZIANS / АБАЗИНЫ / ABAZINS / АДЫГИ / ИСТОРИЯ / HISTORY / ЭТНОС / ETHNOS / FAMILY NAME / ADYGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусукаев А.И.

В статье рассматриваются миграционные процессы у народов Северного Кавказа в период конца XIX - начала ХХ веков, в частности абазино-абхазское влияние на формирование современного адыгского мира. Особое внимание уделяется образованию новых адыгских фамилий, имеющих абазинские или абхазские корни. В статье исследуются причины миграции, основные периоды, а также её результаты.The article deals with the migration processes among the peoples of the North Caucasus during the late XIX - early XX centuries, in particular, the Abazino-Abkhazian influence on the formation of the modern Adyghe world. Special attention is paid to the formation of new Adyghe families with Abazin or Abkhazian roots. The article explores the causes of migration, the main periods, as well as its results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: АБАЗИНО-АБХАЗСКИЕ НАРОДЫ»

07.00.00. Исторические науки

А.И. Мусукаев Д.и.н., профессор,

Кабардино-Балкарский государственный университет

A.I.Musukaev D.Sc., Professor, Kabardino-Ba\karian State University

К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: АБАЗИНО-АБХАЗСКИЕ

НАРОДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются миграционные процессы у народов Северного Кавказа в период конца XIX - начала ХХ веков, в частности абазино-абхазское влияние на формирование современного адыгского мира. Особое внимание уделяется образованию новых адыгских фамилий, имеющих абазинские или абхазские корни. В статье исследуются причины миграции, основные периоды, а также её результаты.

Annotation. The article deals with the migration processes among the peoples of the North Caucasus during the late XIX - early XX centuries, in particular, the Abazino-Abkhazian influence on the formation of the modern Ady-ghe world. Special attention is paid to the formation of new Adyghe families with Abazin or Abkhazian roots. The article explores the causes of migration, the main periods, as well as its results.

Ключевые слова: миграция, фамилия, семья, абхазы, абазины, адыги, история, этнос.

Key words: migration,family name, family, Abkhazians, Abazins, Adygs, history, ethnos.

Отдельные специалисты, зная о теории неравномерного развития и неизученных проблемах миграции этносов этого региона, порой игнорируют роль абазино-абхазского народа в истории Центрального и Западного Кавказа, а также роль северокавказской цивилизации в истории отдельных горских народов.

В данной статье мы впервые делаем попытку осветить проблему влияния абазино-абхазских народов на миграционные процессы у народов Северного Кавказа, а также более подробно коснуться отдельных вопросов их истории и этнографии. Как известно, Северный Кавказ представлял собой единую общность, тем не менее он включал в свой состав различные социально-экономические и политические этносы, что в полной мере могло отражать проблемы мировой цивилизации.

Термин «migratio» лат., как известно, обозначает «перемещение населения» [7, с.310]. Важнейший социальный и общественный процесс касается любой из сторон жизни этноса, в особенности, социально-экономической. История человечества не может обойтись без миграции этносов или отдельных его компонентов. Именно через них происходит засе-

ление основного этноса, развитие языков, даётся основание для изучения истории, жизни и быта людей. Для изучения истории кабардинского и черкесского народов анализ проблем миграции абазино-абхазов имеет большое прикладное значение. Миграция - это не только переселение целых народов или отдельных частей того или иного народа, порой это одна - две семьи, поселяющиеся на постоянное место жительства в землях соседнего этноса. Впоследствии, определенная группа семей, куда входили кабардинцы, черкесы, абазины и абхазы, представляли один этнос.

Причин переселения было несколько: во-первых, они связаны с выгодным местом поселения кабардинцев и черкесов; во-вторых, это конфликты с местными феодалами; в-третьих, политическая причины: выселение местных народов с их земель и др.

Абазино-абхазские народы в древности были более значительными в количественном отношении. Их всегда привлекали не только черкесские земли, но и сами черкесы, характеризовавшиеся как образец честности, толерантности, порядочности. Из племен, живших по соседству с абазино-абхазами, именно черкесы вносили незаменимый вклад в сокровищницу национальной культуры народов Кавказа. Все абазины и многие абхазы знали язык адыгов, их ежедневный быт и порядки «адыгэ-хабзэ» напоминали знакомую им традиционную культуру своего народа.

Подразделение народов Северного Кавказа по культурному, психологическому и внешнему облику было условным. По внешним признакам -одежде, повадкам, обычаям - в целом по образу жизни, они все были похожи друг на друга. Этим объясняется активная миграция абазин и абхазов в знакомую веками среду кабардинцев и черкесов [1, с.339]. Значительная часть адыгов и абхазы представляют собой горные и предгорные народы Северного Кавказа: «кабардино-черкесскую со стоящей рядом абазинской и абхазской группой» [2, с.35].

Как известно, адыгская (черкесская) группа включает в себя кабардинцев, черкесов и адыгейцев с самоназванием «адыге» [6, с.210]. В кабардинцах, абхазах и абазинах сохранялся исчезающий культурный облик многочисленного этноса прошлых эпох. Абхазы жили на южном склоне Главного Кавказского хребта и входили в Грузию, отличаясь от адыгской группы племен. Со II века нашей эры они больше были связаны с Закавказьем и грузинской культурой [4, с.204]. Именно на этой территории жили потомки керкетов, синдов, меотов, зихов, во многих отношениях представлявшие древних адыгов.

Известия обо всех адыго-абхазских племенах идет «сплошной строкой» из далекого от нас времени. Абазинской язык близок абхазскому, но он содержит и слова, непонятные абхазу.

Русский академик Г.Ю. Клапрот, оказавшись на земле абадзехов и услышав легенду о черкесской красавице, отмечал: «Абадзехи - значительный по количеству народ черкесского происхождения, который также говорит на испорченном наречии черкесского языка. Они жили прежде на самых высоких снеговых горах Западного Кавказа... Имя «абадзех» получили они от одной черкесской красавицы, которая некогда жила среди них, так как по-кабардински «абазе-дахи» значит «красивая женщина» [5, с.239]. Здесь мы должны отметить некоторые неточности: во-первых, по поводу

«испорченного наречия черкесского языка» - это неточное обозначение абазинского языка; во-вторых, неверность перевода - «абазэ-дахэ» - это не в общем «красивая женщина», а конкретно «красивая абазинка». Но, видимо, красивая легенда о женщине-черкешенке привлекла внимание ученого, и она была изложена в такой интерпретации.

Как указывают историки тапанского периода, численность народов, живших в горных, труднодоступных районах, с годами уменьшилась. Та-панцы именовались по фамилиям своих князей: Лоовы, Бибиртовы, Дуда-руковы, Клычевы и т.д. Их аулы были расположены по рекам Кума, Малка, Кубань, Большому Зеленчуку: Абуково, Лоово, Лафишево, Дударуково, Кармоково и др.

Большинство племен абазинов смешалось с населением соседних народов, в частности, с кабардинцами. Известно, что в конце Кавказской войны Мысылбаевы, Томовы, Кизилбековы и другие расселились в Турции. Баракоевы, управляемые фамилией Лаговых, растворились в адыгских селах. «За ними находится округ называемый Бесскесек - Абаза», - писал К. Главани в труде «Описание Черкессии, составленное Ксаверло Главани... 20 января 1724 года» [3, с.160].

Абазовы (абхазы и абазины) живут на территории Большой Кабарды с XVIII века. Они рассеялись по несколько семей в каждой сельской общине Кабарды. Так, предки данной фамилии поселились в селении Кызбу-рун III (Дугулугбей). Родоначальника этой фамилии звали Тщэгъуэтыж. Впоследствии они переселились из Большой Кабарды в Хапцей и остались там навсегда.

Абхазы по географическому принципу разделены «на три группы: бзыбскую, кодорскую и самурзаканскую» [8, с.258]. Последние испытали влияние Мингрелии. В Самурзакании правили князья Шервашидзе. По фамильному преданию Мурзакановы - выходцы из Абхазии, южной области Самурзакании, представлялвшей собой узкую полосу от горной цепи Кавказа до морского побережья и располагавшейся между реками Гамугой на северо-западе и Енгуром на юго-востоке.

Что явилось причиной миграции народов, в состав которых входили Мирзакановы? Первое упоминание относится к 30-м годам XIX века. Основателем фамилии был Ибрагим Мирзаканов (Мирзаханов). Далее Мирзакановы встречаются в селениях Кармоково, Абуково. По словам одного из информаторов, его фамилия по-кабардински звучит «сэ сы Мурзакъанщ» -«Я - Мурзакан». После смерти Самурзакана его наследником стал Хутуния. Позже борьбу за власть возглавил дядя Хутунии и двое его сыновей: Борис и Исмел. Сыновья Хутунии впоследствии уходят в Кабарду. Линию Мирза-кановых в дальнейшем возглавил Исмел, затем - Мухамед, Мусса и Хажи-мусса. Таким образом Мурзахановы пустили кабардинские корни в Сарма-ково и Кармово и стали Мирзакановыми.

Большую часть территории кабардинцев и черкесов представляют равнины и предгорья, абадзехи предпочитали расселяться в горной местности [8:368]. Широко распространившейся, превратившейся в группу значительного круга родственников и однофамильцев стала фамилия Кештовых. Родоначальником этой фамилии был Темрука. Фамилия Кештовых входила в группу горных абазин под названием «мудавеевцы» и проживала по реке

Псоу. Сам Темрука жил шесть поколений назад, его род продолжили двое сыновей: Хажмурат и Хажумар, а также внуки: Толэ, Аслангери, Мащэ, Лолэ, Али, Махмуд, Ханука.

Хажумар Кештов состоял в Пятой сотне Владикавказского казачьего полка и служил переводчиком при станице Александровской. В настоящее время Кештовы проживают в селении Карагач, также в Кызбуруне, Ша-лушке и Кенже.

Фамилия Паштовых абхазского происхождения, своё место жительства они относят к станице Бабуковской. В более ранних этапах своих миграций они не совсем точны. В более поздние периоды они называют Кубу и Верхний Куркужин. В настоящее время они живут в Нижнем Куркужине, Баксане, Залукокоаже и др. Генеалогическая ветвь представлена так: Жуга

- основатель, его сыновья - Мухамед, Хацу, Желяби, Урусби.

У кабардинцев, черкесов, абазинцев существенную роль в хозяйстве играло однотипное ведение всех работ в хозяйстве. Черкесская усадьба представляла собой совокупность двора, обнесенного изгородью, жилого дома и нескольких хозяйственных построек. Черкесское жилище было построено из прутьев - «турлучным» способом. Важной особенностью черкесского жилища был очаг и хозяйственные сооружения. Тип поселения у

и • • и и и с»

абхазов напоминает черкесский плетёный и обмазанный глиной дом, хозяйственные помещения, пристройки и кунацкая. Одежда черкеса, абхазца, кабардинца - это принятая в быту черкеска, представляющая собой удобный, соответствующий времени года вид мужской одежды. Сословные группы, как правило, определялись следующим образом: старший князь - вали, пши, уорки, уздени. Дворяне владели земельными наделами в своих же сельских общинах с одноименным названием. Земля сельской общины фактически была собственностью феодала, хотя формально принадлежала сельскообщинному сходу. Крестьянское население представляло собой крепостных крестьян, зависимую группу - «унаутов». Сословная династия особенно была развита в Большой и Малой Кабарде.

Крестьянство, как отмечают исследователи, не теряло личного достоинства в общении с землевладельцами, поскольку феодальный строй отличался своей демократичностью [2, с.279]. Сословия князей у западных адыгов было выражено слабее, чем у восточных. Поэтому западные адыги считались более демократичными в сравнении с восточными. Об этом свидетельствует и Бзиюкская битва 1736 года, когда крестьяне выступили против своих феодалов. У западных адыгов сохранились такие патриархально-родовые обычаи как аталычество, абречество, куначество и другие. Как известно, господствующей социальной единицей оставались сельская община

- «къуажэ». Она была настолько самодостаточной, что западные адыги были самостоятельной федерацией независимых общин. Но демократическое устройство было в то же время слабым звеном в объединении членов общины. Свод законов обычного права представляло «адыгэ-хабзэ» - законы народного права адыгов.

Процесс миграции, столь сложный и столь необходимый для народов Кавказа, в конкретном случае с абазино-абхазскими фамилиями стал принципом духовного обогащения других народов, вливания в их ряды новых имен и фамилий.

Фамилии Абазовых, Дзасежевых, Кештовых, Маремкуловых, Мирза-кановых, Тлапшоковых, Шхалоховых и многих других давно уже значительно обогатили кабардинскую среду, дав имена ученых, врачей, судей, педагогов, деятелей культуры. Но главное, тот мир, и то благополучие, которые царят между представителями разных народов с давних времен по сегодняшний день. Источники:

1. Де Бесс Ж.-Ш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1823 и 1830 г.г. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в Известиях европейских авторов ХШ-Х1Х в.в. - Нальчик, 1974.

2. Гарданов В.К., Аристов Т.Д., Дебец Г.Ф. Народы Кавказа. Абазины. // Очерки общей этнографии. Азиатская часть СССР. - М., 1960.

3. Главани К. Описание Черкессии, составленное Ксаверио Главани, французским консулом в Крыму. (20 января 1724).

4. Гюльденштедт И.А. Географическое и статическое описание Грузии и Кавказа. // АБ-КИЕА - Нальчик, 1974.

5. Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 г.г. // АБКИЕА - Нальчик, 1974.

6. Рейнеггс Я. Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа. // АБКИЕА -Нальчик, 1974.

7. Словарь иностранных слов. - М., 1982.

8. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. -М., 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.