УДК 94(471.6)
Сивер Александр Викторович
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск)
ЭТНОНИМЫ «АДЫГИ» И «АБАЗЫ» НА ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА ВО M-ХVШ ВВ.
Siver Alexander Viktorovich PhD in History,
Assistant Professor, History and Philosophy Department, Admiral Ushakov State Maritime University (Novorossiysk)
ETHNONYMS "ADYGHE" AND "ABAZA" AT THE NORTHWEST CAUCASUS SPACE IN II—XVIII CENTURIES
Аннотация:
В статье исследуется проблема этногеографи-ческого разделения пространства Северо-Западного Кавказа. Рассмотрены письменные и картографические материалы, в том числе выясняется история распространения термина «Абаза» («абхазы») на Черноморском побережье, а также причины возникновения «Малой Абазы». Указывается, что для разделения народов Северо-Западного Кавказа на «адыгов» («черкесов») и «абазов», помимо этнографических факторов, важнейшим было то, к какому народу принадлежит «государь», то есть феодальный правитель данной территории.
Ключевые слова:
адыги (черкесы), абазы (Абаза), Черноморское побережье, Черкесия.
Summary:
The article examines the problem of ethno-geograph-ical partition of the Northwest Caucasus space. The author reviews the written and cartographic materials, including the history of the spread of the term "Abaza" ("Abkhaz") at the Black Sea coast, as well as the causes of the emergence of the "Small Abaza". It is noted, that besides ethnographic factors, the major prerequisite for the separation of the peoples of the Northwest Caucasus into "Adyghe" ("Circassians") and "Abaza" was to which people a feudal sovereign of the territory belonged.
Keywords:
Adyghe (Circassians), Abaza, Black Sea coast, Circas-sia.
«Мы стоим перед странным явлением, - заметил в свое время Л.И. Лавров, - значительная часть черкесских племен (а именно: шапсуги, натухаджи, абадзехи, гуае, жаны, бжедуги и махоши) долгое время среди самих же черкесов не признавались черкесскими, а именовались абазинами. К абазинам же причисляли и народ убыхов, говоривший на особом языке» [1]. Здесь Л.И. Лавров принял слово «абаза» («абадзе») как обозначение абазин, между тем термин «абаза» многозначен. Как бы то ни было, «кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют Абадзехов, Шапсугов и Натухажцев общим именем Абадзе-чиль, что значит: Абазинские народы» [2]. Е.Н. Кушева, например, приходит к выводу, что «названия Абаза в русских источниках и Абазе у Эвлии [Челеби] могут обозначать не только абазин и абхазов, но и абадзехов» [3]. А также, не исключено, садзов, убыхов, шапсугов и натухайцев.
В статье предложен вариант объяснения попеременного отнесения черноморских племен к абазской и адыгской этническим общностям.
Впервые имя «абазги» появляется у Арриана во II в. рядом с уже столетие к тому времени известными в письменных источниках «апсилами» [4]. Многие историки и этнографы справедливо видят в этих терминах самоназвания соответственно современных абхазов (апсуа, то есть апсилы) и абазин (абаздзэ). Географическое расположение носителей этих этнонимов, а также их судьба в письменных источниках приводят к выводу о том, что эти общности полностью или частично участвовали в этногенезе абхазского народа. Политическая интеграция, кульминацией которой стало образование в Х в. Абхазского государства, сопровождалась взаимосвязанной с ней интеграцией этнической. Синхронно, в эту же эпоху, проходили аналогичные процессы к северу, среди зихов и касогов. Только в отличие от Абхазии они не имели такого безусловного завершения, если не считать возникновения устойчивых самоназваний и экзоэтнонимов.
В этом контексте обращает на себя внимание тот факт, что, приняв общим самоназванием имя апсилов (апсуа), новое этнополитическое объединение получило в качестве экзоэтнонима термин, восходящий к грузинскому варианту наименования абазгов (абхазети).
В позднейшее время этноним, производный от «абаз», в различных формах приобретает максимально широкое толкование. Есть известия, что еще в раннем Средневековье термин «абазги» обозначал в целом население Черноморского побережья до Кубанской дельты. Да и в новое время «турецкая историография XVII в. знает имя абаза лишь как собирательное» [5].
Получается, что естественным рубежом территории «абазов» и «черкесов» служила линия Главного Кавказского хребта. Центробежные процессы, которых наравне с адыгами не избежало и Абхазское государство, привели к тому, что часть его жителей, отделившись от общего массива, переселилась на северные склоны Главного Кавказского хребта. М.С. Тхайцуков полагает, что «...выделение абазинской народности из абхазской должно было произойти до рубежа XIII-XIV вв., то есть до массового переселения на северные склоны Кавказского хребта. Переселялись на Северный Кавказ абазины, уже будучи "абаза", а не "апсуа"» [6]. Л.И. Лавров определял хронологические рамки переселения будущих абазин «позднее XIV и не ранее XVI вв.» [7].
Новые для переселенцев земли (верхний бассейн р. Лаба) не пустовали. Они уже были населены людьми с периферии зихо-касожского союза. При контактах с ними, наверняка имевших характер взаимного влияния и ассимиляции, определить себя следовало именем, которое было для всех обозначением жителей Восточного Причерноморья - «абадзэ». Это слово и стало самоназванием. В результате помимо «Большой Абазы», то есть прибрежных народов абхазо-абазинского круга, возникла еще и «Малая Абаза», то есть «собственно» абазины. В источниках нового времени они чаще всего выступали под тюркоязычным именем «алты-кисек абаза», то есть «шестиродная (шестичастная) Абаза» - по числу родоплеменных подразделений абазин-тапанта.
Таким образом, этноним «абадзэ/абазги/абазы/обезы/абхазы» изначально был и локальным самоназванием собственно абазгов, а впоследствии - абазин, и собирательным для внешних наблюдателей, обозначая прежде всего народы и «общества» Черноморского побережья (условно - от Анапы до Сухума). В этом, кстати, его сходство с терминами «зихи» и «касоги». Нетрудно также заметить, что слово «абазы» вытеснило имя зихов в качестве объединяющего прибрежного этнонима, но сам по себе термин «зих» с побережья не исчез, превратившись в грузинское «джик- джикет» (экзоэтноним садзов, иногда - убыхов), а также в адыгское «азега» и абхазское «азахи» - взаимные экзоэтнонимы.
Итак, на исходе Средневековья устанавливается своеобразное двучленное деление территории Северо-Западного и части Центрального Кавказа на ту территорию, что обозначается как «Черкесия» («Черкесстан», «черкесские народы»), и тех, кого называют «Абазой» («абазы», «абазинцы», «абхазы»). Основанием для данного деления могут служить культурные элементы, язык, общественное устройство - но, как ни странно для нас, не это тогда было главное. Гораздо важнее для определения такой принадлежности было то, какому народу принадлежит «государь», то есть феодальный правитель данной территории.
Автор XV в. И. Барбаро одним из первых, не указывая общего этнонима, сообщает нам о «стране» явно одного из адыгских «племен»: «Отправившись от Таны на берегу Забакского моря, прибыл я после трехдневного пути в страну, называемую Кремух (Темиргой? - А.С.). Ею управляет государь по имени "Биберди", то есть "богом данный", сын Кертибея, то есть "истинного властителя"» [8]. Имя «государя», что любопытно, соответствует наименованию одного из подразделений «шестиродной Абазы» (Биберд).
Эмидио д'Асколи (XVII в.) сообщает, что «Чиркасия разделена между многими владельцами, ими называемыми - бей» [9]. И в середине XIX в. Дж. Лонгворт продолжал определять «племена» как «провинции» (провинция Abbassa, провинция Natu-Koitch, провинция Shapsook) [10].
Упомянутый топоним «Кремух» (Cremuch) мы видим на ранних печатных картах Кавказа. Так, на карте середины XVI в. [11] обозначены и Черкесия с Аланией в качестве как бы заголовка для всего Кавказа, и Кремух как точка на берегу среднего течения Кубани. Интерес представляет и другой топоним, уже на Черноморском побережье - Зихия (Zichia): к тому времени так ни адыгов, ни их соседей в европейских источниках уже практически никто не называет.
На карте той же эпохи, изданной чуть позже, Зихия вновь фигурирует как прибрежный топоним, в то время как к востоку от нее за горным массивом располагаются «черкесские народы» [12]. Вполне вероятно, что под «Зихией» в обоих случаях имеется в виду «Джикия», то есть черноморская «Большая Абаза» с точки зрения грузинских источников. «По карте Феррана Анконского, составленной в 1479 г., страна, лежащая к северу от Абхазии, вообще называется Зихией; Гелен-джикская бухта - Черной Зихией, а Сочинский район (историческая Убыхия - А.С.) - Белой Зихией» [13]. Также термин «Зихия» мог быть произвольно «реанимирован» по аналогии с античными известиями.
При этом термин «Абаза» ни в каком виде ни на этих, ни на позднейших картах, по крайней мере до XVII в. включительно, не встречается. Зато встречается в письменных источниках. Так, К. Главани приводит список округов Черкесии [14]. Откуда в списке черкесских «округов» появилась «Бессексек-абаза» (будущая «алты-кисеск абаза»), объяснимо в свете упомянутого «административного» принципа. К тому времени абазинские «владельцы» действительно находились в вассальной зависимости от кабардинских князей; К. Главани так и поясняет: «Жители его
(округа «Бессексек-абаза» - А.С.) переселились из Абазы и отдались под покровительство черкесов» [15]. «Из Абазы» здесь явно означает «с побережья». При наличии в его «Описании Чер-кесии» абазин, ни шапсугов, ни натухайцев в нем нет, поскольку «беям» они не подчинялись.
Подобный метод проявлялся и в другом. В качестве некого эталона, образца для подражания воспринималась наблюдателями Кабарда. Поэтому ничего удивительного нет в том, что на картах XVI-XVII вв., изображающих Московское царство и сопредельные земли, практически весь Кавказ определен «черкесским народом», среди которого иногда выделяется «пятигорский» (Petigorski), под которым, видимо, понимаются кабардинцы. Так, на карте 1550 г. собственно Кавказские горы со стороны Черного моря подписаны «Черкесские народы», а возле Эльбруса (помеченного крестом) располагаются «черкесы пятигорские» [16].
У Н. Витсена находим и другое географическое указание: «Земля черкесов лежит у самых гор; с правой стороны Черное море, где живет народ, называемый абаса, абхазы или абассы» [17]. «Анапа, - практически вторит ему турецкий современник Э. Челеби, - очень красивая крепость, стоящая на крутой скале на берегу моря, на самой границе земель абхазов (абазов - А.С.) и черкесов» [18]. Столетие спустя в русском документе 1740-х гг. сообщалось: «Есть де абазинцы или абазыкеи, турецко-подданные, которые живут за Кубаном...» [19]. А в 1818 г. армянский путешественник Минай Медичи, описывая насельников района Анапы, называл их «абазами» и указывал, что «главные их места обитания - окрестности реки Кубани», а «черкесы, - указывал он, - это жители Кавказских гор в районе Кабарды» [20].
Кроме «Большой Абазы» была еще и «Малая», то есть тот народ, для которого слово «абадзе» стало самоназванием. Чаще всего в поле зрения источников попадают тапанта - «Алты-кисек», видимо, из-за своих особых отношений с Черкесией. «Малая Абаза, называемая Алтыки-сек, из шести племен. происходит от северо-западной части Кавказа; прежде она была очень многочисленна и распространена очень далеко; но черкесы почти целиком вытеснили ее в горы, и благодаря постоянным войнам она сильно уменьшилась» [21]. «Малая Абаза», «подвластная» черкесским «беям», с «Большой Абазой» наблюдателями не сливается, хотя некоторые и признают их изначальное родство: «Народ сей есть отдельная часть жителей Большой Абазехии...» [22]. Что же касается «Большой Абазы», то до XVIII в. отдельные ее подразделения не выделяются.
«.Важнейшим рубежом в формировании абазинской феодальной народности явилась территория между двумя этносами: адыгами, с одной стороны, и абхазами - с другой, находящимися в межэтнических, социально-экономических и культурных связях» [23]. Это касается не только абазин, но всех народов «Большой Абазы», испытывавших двойное влияние - адыгских княжеств с севера и абхазского - с юга. Влияние, в частности, со стороны адыгов, прежде всего политическое (включение в сословно-административную систему Черкесии), языковое (приближение местных языков к адыгскому языковому анклаву) и культурное (главным образом обычно-правовое).
Разумеется, упомянутый административно-территориальный принцип выделения «племен» был необходимым, но недостаточным. К тому же социально-политический катаклизм конца XVIII в. придал шапсуго-натухайскому сектору этого пространства курс стремительного «дрейфа» в сторону Черкесии, факторами которого стали миграционные процессы между «Большой Аба-зой» и «аристократическими племенами» на фоне признаков языковой ассимиляции шапсугов и натухайцев адыгами (незавершенной, как и культурная).
В дальнейшем события XIX в. сделали интеграцию шапсугов в адыгскую общность окончательной и необратимой.
Ссылки:
1. Лавров Л.И. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевскцев, балкарцев. Нальчик, 2009. С. 36.
2. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1927. С. 10.
3. Кушева Е.Н. Из истории сношения западных адыге и северокавказских абазин с русским государством в XVI-XVII веках // КБНИИ. Труды. Вып. 4. Серия историческая. Ставрополь, 1963. С. 138-145.
4. Арриан. Перипл Понта Евксинского / пер. А. Фабр. Одесса, 1836. С. 16.
5. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XIX в. М., 1973. С. 53.
6. Тхайцуков М.С. Абазины на Северном Кавказе и в Турции (XVIII-XX вв.) : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2005. С. 78.
7. Лавров Л.И. Указ. соч. С. 40.
8. Барбаро И. Путешествие в Тану Иосафата Барбаро, венецианского дворянина // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. (Далее - АБКИЕА). С. 42.
9. Лонгворт Дж.А. Год среди черкесов // АБКИЕА. С. 582.
10. Главани К. Описание Черкесии, составленное Ксаверио Главани, французским консулом в Крыму и первым врачом хана // АБКИЕА. С. 156.
11. Материалы по истории русской картографии. Вып. I-II. Карты России и Западных ее областей до середины XVII века / собрал В. Кордт. Киев, 1899-1910 ; репр. изд. Нальчик, 2009. С. V.
12. Там же. С. XIII.
13. История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева. Нальчик, 2005. С. 393.
14. Главани К. Описание Черкесии, составленное Ксаверио Главани, французским консулом в Крыму и первым врачом хана //АБКИЕА. С. 158.
15. Там же. С. 160.
16. Материалы по истории... С. XV.
17. Витсен Н. Северная и Восточная Татария, или Сжатый очерк нескольких стран и народов... // АБКИЕА. С. 90.
18. Челеби Э. Книга путешествия Вып. 2. Земля Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. Москва, 1979. С. 25.
19. Цит. по: Анчабадзе Ю.Д. Абаза. (К этнокультурной истории народов Северного Кавказа) // Кавказский этнографический сборник. Т. VIII. М., 1984. С. 23.
20. Цит. по: Меликсет-Беков Л.М. Ропйса Transcaucasica Е^пюа. (По данным Миная Медичи от 1915-1919 гг.) // СЭ. 1950. № 2. С. 172, 173.
21. Паллас П.С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства // АБКИЕА. С. 215, 216.
22. Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа : в 2 т. Т. 2. / П.А. Зубов, П.П. Короленко, Д.Г. Анучин, Н.И. Воронов, А.И. Дроздовский. Нальчик, 2001. С. 47.
23. Тхайцуков М.С. Указ. соч.