на поземельные довольствия города и на пользование вообще гражданскими правами и преимуществами, казачьему сословию Войска Донского принадлежащими» (4). Несмотря на то, что в среде казачества выделялись старшина, причисленная со временем к российскому дворянству, ремесленники, торговцы и т. д., в масштабе государства войсковое сословие считалось однородным и единым.
Названные обстоятельства изначально определили особый характер административного устройства и организации муниципальной власти: в войсковых городах сложился военно-полицейс-кий тип ее организации. Парадоксально, но никакой общероссийской законодательной нормы, определявшей порядок администрирования и систему управления, не существовало. Со временем, в условиях унификации управления и порядка землепользования в казачьих войсках, все население городов было организовано в станицы.
Сословная и культурная «монолитность» и единый образ жизни обусловили здесь культурно-бытовую и хозяйственную общность войсковых городов с другими казачьими поселениями (в пределах конкретного войска): традиции, нравы и обычаи, занятия и характер ведения домашнего
хозяйства у казаков-горожан были такими же, как и у других казаков.
Вышеизложенные соображения являются результатом первого подхода к теме и носят характер предварительных выводов. Детальное же исследование феномена войсковых городов должно сочетать в себе функциональную, культурно-хо-зяйственную, пространственную и политико-ад-министративную типологию с комплексным (ло-кально-историческим) подходом к реконструкции биографий конкретных поселений.
Разумеется, историческая ретроспектива городов, имевших статус войсковых, должна рассматриваться на фоне общероссийских процессов конца XVIII - первой половины XIX столетия.
Литература
1. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 22. СПб., 1829. Ст. 16188.
2. Статистические сведения о Кавказской области и Земле Войска Черноморского // Журнал Министерства внутренних дел. Ч. 2. Кн. 3. СПб., 1830 С. 197, 203.
3. Городские поселения в Российской империи. Т. 3. СПб., 1863. С. 503, 514.
4. Там же. Т. 2. СПб., 1861. С. 125.
V. V. BONDAR. PHENOMENON OF MILITARY TOWNS.
The author investigates a special type of urban settlements which was formed in Russian empire in the late XVIIIth - early XIXth century, - military towns, which had a specific class structure of population and systems of self-government and municipal economy which were based under this circumstance.
Key words: town, self-government, municipal economy, Cossack army towns.
В. Н. ТРУНОВ
К ВОПРОСУ О СУБЭТНИЧЕСКИХ ГРУППАХ (ПЛЕМЕНАХ) АДЫГСКИХ НАРОДОВ В XVIII-XIX ВЕКАХ
Для историко-этнографического исследования адыгских народов, включавших в себя непосредственных предков нынешних адыгейцев, кабардинцев и черкесов, необходимо определить территориальные границы и численность отдельных этнических групп, а также их взаимоотношения.
Ключевые слова: Северный Кавказ, адыгские народы, князь, этнос, племя.
Термин «черкес» обозначал не только собственно адыгов, а вообще всех горцев Северного Кавказа. Л. Я. Люлье писал: «Не знаю почему, но мы привыкли все племена, населяющие северную покатость Кавказских гор, называть черкесами, между тем как они называют себя адиге» (1). «Адыги - народ древний и как этнос сложились в бронзовый период, который по времени совпадает с началом возникновения эпохи Майкопской археологической культуры, распространившейся на запад до Таманского полуострова, а на восток - до современной Чечни и Ингушетии» (2).
В древности адыги называли себя меотами. В этот этнос также входило несколько племен: син-ды, дандарии (дандары), тореаты (тореты), ар-
рехи (археи), керкеты, зиххи, обидиакены, сита-кены, касоги (кашаки). «В этнографических памятниках того периода, кроме них, упоминаются также псессы (псессии), фатеи, темеофы, тирам-бы, аспургиане, агры и цинги» (3). В I тысячелетии до н. э. исторические судьбы меотов тесно переплетались с историей Боспорского царства. Меоты имели экономические и культурные связи с киммерийцами и жили в древнегреческих городах (колониях-полисах): Фанагории, Гермонассе (Тамань), Синдской Гавани (Горгиппия, Анапа), Кепе. «В VI веке до н. э. адыгами было создано Синдское рабовладельческое государство» (4).
Во второй половине I тысячелетия н. э. завершилось объединение адыгских племен - об-
"Культурная жизнь Юга России "
56 —
№ 4 (29), 2008
разовалась конфедерация зиххов со столицей Никопсис («государство князя Инала»), распавшаяся к середине IX века. «Впервые адыги упоминаются под именем касогов при описании событий 965 года» (5).
Новое объединение адыгских племен произошло после разгрома Хазарского каганата русскими войсками. В Х-Х1 веках оно присоединило к себе Тмутараканское княжество, вошедшее в XII веке в состав Византийской империи. Затем адыгские племена начали разъединяться (6).
По А. X. Шеуджену, с 30-х годов XIII века в русских летописях появляется заимствованное, по-видимому, от грузин через татар название адыгов «черкасы», позже принявшее форму «черкесы». Адыги в прошлом - самоназвание многочисленных родственных племен (абадзехи, беслане-евцы, бжедуги, жанеевцы, кабардинцы, мамхеги, махоши, натухайцы, темиргоевцы, убыхи, хатука-евцы, шапсуги и др.) Северного Кавказа. В середине века адыги вошли в историческую литературу под названием «черкесы».
В первой половине XIX века на территории Западной Черкесии сформировались две субэтнические группы - «аристократическая» и «демократическая». К первой относились адеми-евцы, бжедуги, егерухаевцы, жанеевцы, кабардинцы, махошевцы, темиргоевцы и хатукаевцы, сохранившие княжеское управление, ко второй -абадзехи, шапсуги и натухайцы, у которых управлением занималось народное собрание. «Если и этносы, а тем более их усложненные конструкции - суперэтносы - живут в своих экологических нишах (вмещающих ландшафтах), кривая этногенеза отражает их развитие достаточно полно. Но если происходят крупные миграции, сопряженные с социальными, экономическими, политическими и идеологическими феноменами, да еще при различном пассионарном напряжении этносов, участвующих в событиях, возникает особая проблема - обрыв и смешение прямых (ортоген-ных) направлений этногенезов, что всегда чревато неожиданностями, как правило, неприятными, а иногда и трагичными» (7).
В первой половине XIX века «черкесами» называли не только абазинов или убыхов, но и жителей Дагестана, Чечено-Ингушетии, Осетии, Балкарии и Карачая, этнически близких адыгам, хотя и отличных от них по языку. В это время адыги были самой значительной этнической группой на Северном Кавказе, оказывавшей всестороннее влияние на соседние народы. По мнению М. В. Покровского, «численность адыгского населения Западного Кавказа к середине XIX века составляла 700-750 тысяч человек» (8).
По данным Всероссийской переписи населения, в 2002 году в Российской Федерации зарегистрировано 750 тысяч адыгов (адыгейцев, кабардинцев и черкесов), они также проживают во всех странах СНГ и в 40 других государствах. Адыгская (черкесская) диаспора в Турции, Сирии, Иордании составляет сегодня, по некоторым источникам, около 5 миллионов человек (9). По вероисповеданию они мусульмане-сунниты
за исключением моздокских кабардинцев (большинство из них православные христиане).
Для ряда адыгских племен было характерно «демократическое» управление, в том числе для абадзехов («абдзахов»). Этот народ, численность которого к 1830 году составляла 240 тысяч человек, занимал территорию от бассейна р. Афипс до р. Лабы. На севере их владения первоначально не доходили до Кубани, а на западе до Афипса, но к концу XVIII века абадзехи вытеснили бжедугов к верховьям Афипса и заняли их земли. С этого времени их владения простирались вдоль Псекупса по направлению к р. Белой. Далее граница шла вверх по ней до современного Майкопа, потом снова по Белой вела к верхней части бассейнов рек Фарс и Псефир и, наконец, отсюда поворачивала на юг к Главному Кавказскому хребту.
На западе абадзехи граничили с шапсугами, на севере - с бжедугами, хатукайцами, адамиевцами и егерухаевцами, на востоке - с мамхеговцами, на юго-западе - с убыхами.
В русских источниках абадзехи делились на нагорных, или дальних, и на равнинных, или ближних. У них не было князей, но управлением занималась патриархально-родовая знать (дворя-не-орки), говорившая на особом диалекте, похожем на темиргоевское наречие.
Натухайцы («натхъуадж») - одно из самых многочисленных адыгских племен - проживали на территории от нижнего течения Кубани на севере до р. Джубги на юге. У них отсутствовали князья, однако были знатные роды. Управление осуществлял «Хасэ», состоявший в основном из крестьян. По окончании Кавказской войны большинство натухайцев, как и другие адыгские племена, переселились в Турцию. По вероисповеданию они также мусульмане-сунниты.
Хегаки (шегаки) занимали в начале XVIII века большую часть территории Причерноморья и Приазовья. Эпидемия чумы, нападения соседей и миграция большинства из них на восток к те-миргоевцам сильно сократили численность этого племени. В дальнейшем они постепенно слились с натухайцами и шапсугами. Малоизвестные племена чебсин («цопсын») к концу XVIII века также смешались с натухайцами.
Убыхи («пех») занимали юго-восточную покатость хребта Кавказских гор между реками Саше и Шахе, а также часть Черноморского побережья между Хостой и Шахе. На востоке они граничили с абхазскими племенами, на западе - с шапсугами. Убыхи подразделялись на несколько племен. Вопрос об их этнокультурных связях с абхазами и сегодня вызывает многочисленные споры. Считается, что они - предки адыгов, а убыхский язык принадлежит к западной группе кавказских языков и близок к абхазскому. Численность убыхов составляла от 9 до 12 тысяч человек. В 1864 году, по окончании Кавказской войны, все они переселились в Турцию.
Шапсуги («шапсыгъ») - этническая группа в составе адыгейцев. По историческим сведениям, в VIII веке они с кабардинцами и натухайцами обитали в Крыму, т. е. на берегу р. Кабарта, а позже
переселились и заняли северную часть Кавказских гор. В XIII веке шапсуги жили по соседству с абад-зехскими и темиргоевскими племенами.
В XVIII веке шапсугские, абадзехские и на-тухайские крестьяне вели ожесточенную борьбу против князей и феодалов за свою независимость. В 1776 году в местечке Бзейко произошло главное сражение крестьян с войском адыгских князей и помещиков, которое завершилось их полным разгромом. К XIX веку Шапсугия разделилась на две части - Большую и Малую. К тому времени их численность составляла шестую часть всех адыгских племен вместе взятых - 300 тысяч человек. В 1827 году западные черкесы (шапсуги, абадзехи, натухайцы) попытались добровольно остановить войну и присоединиться к России. Однако для царской России было неприемлемо присоединение независимых адыгов. По указанию императора Александра II шапсуги должны были поселиться на болотистых местах побережья Кубани, но большинство из них предпочло переехать в Турцию. В 1864 году из 300 тысяч шапсугов на исторической родине осталось около 2 тысяч человек.
Другие адыгские племена имели аристократическое правление, адеми, бесленеевцы, бже-духи, жанэ и др.
Адеми (адами, ад амии, адале, адали) первоначально жили на побережье Таманского полуострова между Темрюком и Таманью. В 1711 году их насчитывалось более 2 тысяч человек, но в конце XVIII века большая часть племени ушла на восток и поселилась среди темиргоевцев, как и хе-гаки, за счет которых численность темиргоевцев значительно возросла.
Бесленеевцы (бесланеевцы, «бэслъний») - самое восточное из западно-адыгских племен. В первой половине XVIII века они занимали территорию между левобережьем Лабы и истоками Псефири - ее левого притока. По характеру культуры и происхождению бесленеевцы были особенно близки к кабардинцам. Это подтверждается и тем фактом, что их наречие является в настоящее время одним из трех диалектов кабардинского языка. Предположительно термин «бес-ланей» произошел от имени князя Беслана - внука родоначальника кабардинских князей Инала. Их верховным правителем был князь Каноко, потомки которого в дальнейшем разделились на два старинных рода - Шалоховых и Бекмурзиных. Бесленеевцы граничили на северо-западе с ма-хошевцами, на западе с мамхеговцами, на юге и юго-востоке с абазинами - ближайшими соседями адыгских племен. Они также были мусульманами-суннитами. Численность их составляла около 10 тысяч человек.
Принято считать, что бжедуги («бжьэдыгъу») сначала жили в районе р. Шахе, между нынешними городами Туапсе и Сочи. Впоследствии это племя разделилось на две территориальные эт-ногруппы - хамышеецев и черченеевцев. По свидетельству турецкого путешественника Эвлия Челеби, заставшего бжедугов в 1641 году еще на Черноморском побережье, они могли пересе-
литься на равнину, лежащую у северных подножий Кавказских гор, не ранее XVII века. К началу XVIII столетия бжедугам принадлежала обширная территория между реками Афипс и Пшиш. Они, так же как и бесленеевцы, исповедовали суннизм.
В XVII веке турецкий путешественник Э. Челеби писал в своей книге, что жанэ (жанеев-цы) жили выше последних абхазских племен кота-сы на берегу Черного моря между реками Пшада и Цемез, на равнинной части по правому берегу нижнего течения Кубани, возле рукава Кара-Кубань, за Таманью и Атчу. К югу их владения простирались до Кавказских гор. В исторических документах их называли кяхами (керкеты, черкесы). Они были суннитами. Продвижение царских войск на Северный Кавказ, строительство русских военных укреплений на берегу Черного моря, заселение его побережья казаками вынудили жанеевцев переместиться на левый берег Кубани. Они вели длительные войны с крымскими татарами. Нескончаемая междоусобная война адыгских князей, Кавказская война и массовый уход в Турцию привели к тому, что значительно сократились численность этого народа и занимаемая им территория. К концу XVIII века оставалось только шесть небольших жанеевских селений на левом берегу Кубани, а в настоящее время существует лишь одно село Черченей на берегу Пшиша.
Между реками Белой и Лабой жили егеруха-евцы («еджеркъуай»), которые граничили на се-веро-западе с темиргоевцами, на юго-востоке - с махошевцами и на юге - с абадзехами.
В XII-XIV веках на Северном Кавказе появилось новое объединение адыгских племен, которое в XV веке стало называться «къэбэрдей» («кабарда»), а люди, проживавшие в ней, - «кабардинцами». В 1557 году Россия и Кабарда заключили военно-политический союз. В дальнейшем русско-кабардинские отношения упрочились в связи с тем, что князья Черкасские стали служить государю российскому. Во второй половине XVIII века Большая Кабарда занимала земли по рекам Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Черек, Куркужин, Шалушке, Гунделен и частично по Тереку. Малая Кабарда располагалась по обоим берегам Терека в районе Татартупа до места впадения Малки, а также по протокам Терека: Курпу, Пседаху, Ассокаю, Яманкулу и др. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, в Кабардино-Балкарии проживало 490 тысяч человек, более 30 тысяч - в республиках Северного Кавказа и в других субъектах России. Кабардинцы также являются мусульманами-суннитами .
Самой малочисленной этнической группой в составе адыгейцев являются махоши («мэхъош»). По народным преданиям, это родственники бжедугов. Махоши жили у подножья Кавказских гор. Территория, которую они занимали, простиралась на запад до земли абадзехов по течению Фарса, по направлению к среднему течению Лабы; на востоке граница шла по ее левому бе-
"Культурная жизнь Юга России "
58 —
№ 4 (29), 2008
регу. Махошевцы граничили на западе с егеруха-евцами, на юге - с мамхеговцами, на востоке - с бесленеевцами, на севере - с ногайцами. Махоши происходили из одного рода - Багорсоковых. Они - мусульмане-сунниты.
Темиргоевцы (темиргой, кемгой, чемгуй, «к1эмгуй») - одно из самых многочисленных и могущественных племен. В начале XVIII века они населяли горные районы по р. Белой. В течение всего столетия происходило расширение их территории, и в конце века селения темиргоевцев располагались между нижними течениями Белой и Лабы. На севере их земли шли по Кубани, на юге - приблизительно по течению Белой. На западе темиргоевцы граничили с хатукайцами, на юге - с адамиевцами, на востоке - с егерухаев-цами.
Одним из подразделений темиргоевцев считались хатукаевцы («хьатикъуай»). Они жили между реками Пшиш и Белой и на территории от Кубани до владений абадзехов, на западе граничили с бжедугами, на востоке - с темиргоевцами, на юге - с абадзехами. В XVIII веке местом их проживания были земли к западу от Кара-Кубани, на реках Убин, Су, Афипс до кубанских плавней, ограниченные с юга рекой Ямансу, между владениями черноморских казаков и шапсугов. В 1802 году они переселились к темиргоевцам. Ответвлением хатукаевцев, по мнению некоторых историков, являлось племя хатко («хетук»), известное у татар под именем «адали» или «адеми». В первой половине XIX века численность хатукаевцев достигала 160 тысяч человек.
По верховьям рек Аше, Псезуапсе и Шахе, впадающих в Черное море между современными городами Туапсе и Сочи, жили хакучи («хьак1уцу»). Они граничили с убыхами и Малой Шапсугией. Некоторые авторы пришли к заключению, что хакучи сформировались из абреков соседних племен: абадзехов, шапсугов, убыхов.
В заключение отметим, что развитие общественно-политического строя адыгов Северо-Западного и Центрального Кавказа в XVIII-XIX веках служит важнейшим источником по истории социальных отношений этих народов. Принятие адыгскими племенами ислама и отдельными субэтническими группами - христианства способствовало распространению новой морали -как исламской, так и христианской. Издание ада-тов кавказских горцев (Ф. И. Леонтович, 1882 г.) позволило адыгским народам сохранить исторический опыт.
Литература
1. Люлъе Л. Я. Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемые черкесами (адыге), абхазцами (азега), и другими, смежными с ними // Записки Кавказского отдела Русского географического общества (ЗКОРГО). Тифлис, 1857. Кн. 4. С. 173.
2. Шеуджен А. X., Галкин Г. А., Тхакушинов А. X., Алешин Н. Е., Кушу А. А., Шеуджен Б. Е. Земля адыгов (Адыгэмэ яч1ыгу) / под ред. А. X. Шеуд-жена. Майкоп, 2004. С. 21.
3. Там же. С. 26.
4.ДумановХ. М. Правовые нормы адыгов и бал-каро-карачаевцев в ХУ-Х1Х вв. Майкоп, 1997. С. 3.
5. Косвен М. О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа // Кавказский этнографический сборник. М., 1995. Т. 1. С. 272.
6. ДумановХ. М. Краткий словарь этнографических терминов кабардино-черкесского языка. Нальчик, 2006. С. 13-14.
7. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и великая степь. М., 2006. С. 19.
8. Покровский М. В. Из истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в. Краснодар, 1989. С. 16.
9. ДумановХ. М. Краткий словарь этнографических терминов... С. 14.
V. N.TRUNOV. TO THE QUESTION OFSUBETHNIC GRUPS (TRIBES) OF THE ADYGH PEOPLES IN XVIII-XIX CENTURIES
For historical and ethnographical research of the Adygh peoples, comprising the ancestors of the present - day Adygh people, Kabardins and Circassians, it is important to determine territorial borders and number of separate ethnic groups as well as their interrelations.
Key words: Northern Caucasus, the Adygh peoples, prince, ethnos, tribe.