УДК 159.99
DOI: 10.18384/2310-7235-2020-4-9-20
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ
Забродин Ю. М\ Пахальян В. Э.2
1 Московский государственный психолого-педагогический университет 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, Российская Федерация
2 Московская служба психологической помощи населению 107078, г. Москва, Докучаев пер., д. 12, Российская Федерация
Аннотация.
Цель. Провести анализ вопросов методологических оснований практической психологии и проблем качества работы психолога образования на современном этапе. Обращается внимание на то, что решение задач качества работы педагога-психолога невозможно без решения фундаментальных проблем самой практической психологии: определения специфики содержания её предмета, методов, критериев оценки эффективности процесса и результата.
Процедуры и методы. Проведён сравнительный и теоретический анализ определений практической психологии, её целей, задач Службы практической психологии в системе образования РФ. Выделяются возможные последствия и риски сложившегося положения и ресурс, который может помочь преодолеть возникшие трудности. Подчёркивается неразрывная взаимосвязь вопросов методологии предметной области, подготовки специалиста и его последующей аттестации.
Результаты. На основании проведённого сравнительного анализа сделан вывод, что решение выделенных вопросов диктуется фактом вступления в силу стандартов профессиональной деятельности и возможного усугубления выделенных проблем в связи с необходимостью экспертной деятельности при решении кадровых вопросов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Высказываются предложения о необходимости выделения экспертной деятельности как вида работы практического психолога, проведения обязательной независимой общественно-профессиональной экспертизы нормативных оснований работы практического психолога, создания сертифицированного «Банка методических средств подготовки и профессиональной деятельности практического психолога», что будет востребовано в деятельности психологов образовательных организаций.
Ключевые слова: практическая психология, методология профессиональной деятельности практического психолога, качество подготовки практических психологов, экспертиза, экспертная деятельность
© CC BY Забродин Ю. М., Пахальян В. Э., 2020.
=XD
METHODOLOGICAL PROBLEMS OF PRACTICAL PSYCHOLOGY AND THE ISSUES OF ENSURING THE QUALITY OF WORK OF AN EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST
Yu. Zabrodin1, V. Pakhalyan2
1 Moscow State Psychological and Pedagogical University, 29 Sretenka ul., Moscow, 127051, Russian Federation
2 Moscow Service for Psychological Assistance to the Population, 12 Dokuchaev ul., Moscow, 107078, Russian Federation
Abstract.
Aim. To analyze the issues of the methodological foundations of practical psychology and the problems of the quality of the educational psychologist's work is given. Attention is drawn to the fact that it is impossible to solve the problems of the quality of work of a psychologist without solving the fundamental problems of practical psychology itself: determining the specifics of its subject, methods, and criteria for evaluating the effectiveness of the process and the result.
Methodology. A comparative analysis of the practical psychology definitions and goals is done, as well as of the Practical Psychology Service tasks in the educational system of the Russian Federation. Possible consequences and risks of the present state of affairs are analyzed. The resource that can help overcome the difficulties is also highlighted. The inextricable interconnection of the issues of the methodology of the subject area, the training of a specialist and his subsequent certification is emphasized.
Results. It is concluded that the solution to the issues highlighted is dictated by the fact that the standards of professional activity come into force and the possible problems are exacerbated due to the need for expert activity in resolving personnel issues.
Research implications. Suggestions are made about the need to highlight expert activity as a type of work of a practical psychologist, conduct an obligatory independent social and professional examination of the normative foundations of the work of a practical psychologist, and create a certified "Bank of methodological training and professional activities of a practical psychologist" which is going to be highly important for the psychologists of the educational organizations.
Key words: practical psychology, methodology of professional activity of a practical psychologist, quality of training of practical psychologists, examination, expert activity
Прошло более 20 лет с момента появления в отечественном образовании профессии педагога-психолога. Сегодняшнее образование значительно отличается от того, что было в момент создания отечественной психологической службы образования, появления должности школьного психолога (педагога-психолога), начала подготовки специалистов. Однако быстро текущее время не снимает вопросов, которые были поставлены ещё в конце ХХ в.: о методологических основаниях практической психологии и качестве
работы педагога-психолога. Понятно, что источник этих проблем в ещё существующем «методологическом хаосе» современной отечественной психологии. Следствием этого является недостаточно качественная система подготовки психологов для учреждений образования. Увы, то, что констатировалось ещё в конце 90-х гг. прошлого века, продолжается и сегодня. Достаточно внимательно проанализировать методологические аспекты и Концепции, и ФГОС, и стандартов профессиональной деятельности, чтобы
убедиться в этом. Мало что изменилось с тех пор, когда было написано:
- «...преобладают пока мутноватые воды самоуверенного дилетантизма ... разрыв между психологической практикой и наукой стал увеличиваться и достиг угрожающих размеров. Самое тревожное, что это расщепление, проходящее по телу психологии, никого особенно не волнует - ни практиков, ни исследователей» [2, с. 26];
- что явно занижаются практические возможности психологической науки, заключённые даже не в так называемой практической психологии, а, во-первых, в том знании, которым обладает исследовательская психология, но не может его применять в силу различных социальных ограничений, и, во-вторых, в том психологическом знании, которым обладает почти каждый [16].
Для нас очевидно, что именно общая методология - тот фундамент, то необходимое условие не столько эффективной организации работы всей системы, сколько качества содержания непосредственной работы специалиста. Её наличие, определённость содержания и профессиональный уровень позволяют разрабатывать требования и к продуктам деятельности специалиста, и к оформлению документации, обеспечивать высокий профессионализм и качество содержательных аспектов процесса аттестации сотрудников, экспертизе их материалов и т. п. [6].
Решение задач качества работы педагога-психолога в образовании невозможно без решения фундаментальных проблем самой практической психологии: определения специфики содержания её предмета, методов, критериев оценки эффективности процесса и результата и т. п. Этот вопрос обсуждается не первый десяток лет. В частности, ещё в конце прошлого века обращалось внимание на отличие практической психологии от научной, исследовательской работы. Делался вывод, что для оценки практической психологии некорректно применять критерии, соз-
данные для характеристики психологии как науки [4; 8; 11 и др.].
В начале нынешнего века также отмечалось следующее: что существует разобщённость всех имеющихся подходов, отсутствие единой научной основы; отсутствие целостности в подходе к ребёнку, к месту и роли деятельности педагога-психолога [15].
Об этом же пишут и сегодня: «Практической же психологией в нашей стране называют профессиональную деятельность, направленную на изменение личности, группы, организации, то есть предполагающую не столько изучение, сколько воздействие.» [7, с. 3]. Неужели ещё кто-то не согласен с тем, что практическая психология направлена не на «добывание знания», а на его применение [3; 4]?
К сегодняшнему дню накоплен достаточно обширный материал, предоставляющий возможность сравнения и обобщения. Для примера возьмём несколько авторских текстов (см. табл. 1).
В условиях отсутствия ясности в понимании сути практической психологии, специфики её предмета, целей, задач и методов мы сталкиваемся с тем, что при разработке нормативных оснований подготовки специалистов и оценке их труда используются те теоретические и эмпирические основания, которых придерживаются «назначенные разработчики». Результат отсутствия единой позиции в определении предметного поля практической психологии приводит к необоснованным, неподкреплённым никакими научными данными или анализом опыта практической деятельности изменениям в содержании нормативных документов. В частности, особенно ярко это проявляется при сравнении целей и задач Службы практической психологии в системе образования РФ (см. табл. 2).
Если оставить всё как есть, можно легко представить определённую последовательность следующих весьма нежелательных событий:
Таблица 1 / Table 1
Определения практической психологии / Definitions of Practical Psychology
Авторы, определения Предмет Цель
Карицкий И. Н. Понятие психологической практики является центральной категорией практической психологии. Психологическая практика - это деятельность по преобразованию психической реальности психологическими средствами [10]. В соответствии с тем, что сущность той или иной социальной деятельности определяется её целями, под психологической практикой мы понимаем вид социальной практической деятельности, которая имеет психопрактическую цель. Под психопрактической целью мы понимаем цель трансформации психики или, в другой системе координат, - личности [9, с. 134].
Лидерс А. Г. Практическая психология восстанавливает непосредственные отношения с человеком - носителем психики. Но теперь это отношения оказания психологической помощи, а человек здесь уже не испытуемый, а клиент. Понятие «клиент» конституирует позицию практического психолога. Клиент и практический психолог - это две стороны одной медали [12, с. 6-29]. Оказание психологической помощи добровольно обратившемуся к нему клиенту [12, с. 6-29].
Василюк Ф. Е. Практическая психология - это приложение и развитие психологических знаний в какой-либо сфере общественной практики - педагогике, медицине, обороне и т. д. [1].
Мазилов В. А. «Итак, что такое практическая психология сегодня? Во-первых, это дисциплина, которая определяется не через предмет, а через объект ... Объект принципиально целостен. В качестве объекта практической психологии выступает личность» [13, с. 137]. «. конечной целью практической психологии является выход на психотехники и психотехнологии, так как практическая психология изучает собственный объект для того, чтобы в том или ином отношении его изменить (в скобках заметим, что цель академической психологии - обнаружить общие законы и "вписать" предмет изучения в общую картину мира) ... эффективное взаимодействие между практической и научной психологией станет возможным благодаря методологии, причём методологии коммуникативной. Для этого необходима теоретическая разработка проблемы предмета психологии. На наш взгляд, необходимо создание теоретической модели предмета психологии» [13, с. 137].
Источник: таблица составлена авторами по указанным в тексте источникам.
Таблица 2 / Table 2
Цели и задачи Службы практической психологии в системе образования РФ / Goals and objectives of the Practical Psychology Service in the educational system of the Russian Federation
1999 г. - Положение о Службе МО РФ Служба практической психологии образования (далее Служба) является структурным подразделением системы образования России, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактики возможных отклонений. Задачами службы практической психологии образования являются: - содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию; - обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе психолого-педагогического изучения детей; - профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребёнка.
2003 г. Положение о Службе ДО г. Москва Служба практической психологии в системе Департамента образования города Москвы призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодёжи в процессе их воспитания, образования и социализации. Цель Службы - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей (от 0 до 18 лет), молодёжи в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Основные задачи психологической службы образования: - неотложная психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям; - консультативно-диагностическая, коррек-ционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения; - социально-психологическая помощь, содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи; - социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних; - консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей и молодёжи; - составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию, профессиональному образованию социально-бытовому и трудовому устройству детей и молодёжи; - психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях; - иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности несовершеннолетних.
2017-2025 г. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года «.целью деятельности Службы должно стать профессиональное (психологическое, психолого-педагогическое, социальное) обеспечение решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации...» - содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях; - реализация программ преодоления трудностей в обучении; участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды; - проведение психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
Окончание табл. 2
Авторы, определения
Предмет
Цель
способностям, интересам и потребностям обучающихся;
- участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения;
- диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
- сотрудничество специалистов Службы с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
- содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
- содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;
- содействие в позитивной социализации;
- организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей, молодёжи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- профилактика социального сиротства;
- содействие реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберега-ющих технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам;
- психологическое сопровождение одарённых детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одарённых детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
- психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
Авторы, определения Предмет Цель
- профессиональная помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств; - профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников; психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития
Источник: таблица составлена авторами по указанным в тексте источникам.
- разработчики ФГОС и стандартов профессиональной деятельности, нормативных документов, регулирующих практику применения психологического образования, используют разные (иногда противоречащие друг другу) основания для наполнения содержания текстов (сравните то, что уже выпущено и утверждено, и увидите это сразу на уровне ключевых понятий);
- в такой ситуации в каждом вузе программы разрабатываются на тех методологических основаниях, которыми владеют их авторы;
- существующая неопределённость отражается в содержании и уровне подготовки специалиста, так как формальное соблюдение требований ФГОС не гарантирует того, что подготовка специалистов в разных концах России, в разных вузах примерно равна. Скорее всего, всё сильнее будет продолжаться увеличение дистанции между выпускниками разных регионов, возрастать разница предметного содержания их профессионализма.
В то же время нельзя не отметить, что сегодня уже есть достаточно продуктивные попытки построения методологии практической психологии образования в ряде регионов. Например, ориентиром в решении такого вопроса может служить опыт Самарской и Новосибирской областей, где организационно-методические и содержательные вопросы проработаны достаточно тщательно и каждый специалист имеет возможность ориентироваться на внятно сформулированные требования к собственной деятельности,
к рабочим программам, к методической документации и т. п. Однако не следует забывать, что это только региональный опыт, который необходимо учитывать как факт и изучать с целью выделения в нём того, что сможет стать системообразующими элементами построения общей методологии работы практического психолога, фундаментальными основаниями построения конкретной работы. Вряд ли кто поспорит с тем, что качество каждого конкретного продукта профессиональной деятельности практического психолога задаётся именно такой составляющей его работы, как «методологическая грамотность». Этот аспект достаточно ярко отражается в обоснованиях выбора направленности создаваемого инструмента работы, его содержания, логике построения содержания программы, выбора и обоснования применяемых методических средств, критериев определения эффективности и т. п.
Нет сомнений в том, что выделение специфики содержания предмета практической психологии, методов, критериев её эффективности позволит определиться и в вопросах методологии подготовки специалиста-практика. Возвращаясь к уже выделенному аспекту ещё раз, отметим, что качество результата профессиональной деятельности - следствие качественного профессионального обучения. Ясность и точность понимания предмета порождает лёгкость освоения его практической составляющей, даёт возможность оперативно определиться с выбором стратегии, тактики работы, обеспечивает
точность и адекватность решаемой задаче выбора инструментария, скорость решения задачи и высокую результативность процесса. В целом даёт гарантии безопасности этой сложной работы как для специалиста, так и для клиента.
Наш опыт исследования проблемы определения сущности и специфики практической психологии позволяет сформулировать следующее её понимание:
Практическая психология - одно из прикладных направлений деятельности психолога, предполагающее оказание непосредственной профессиональной помощи тем, кто испытывает определённые затруднения в той или иной жизненной ситуации, при решении такого типа задач, в которых психологическая составляющая является одним из условий достижения искомого конструктивного результата.
Предметом работы практического психолога являются психологические ресурсы личности, возникающие, развивающиеся и проявляющиеся в конкретных условиях сообразно их специфике. Имплицитно они представлены в запросе, сформулированном заказчиком психологических услуг.
Специфическим для данного направления деятельности является то, что специалист этого профиля реализует свой профессиональный потенциал не в решении задач психологии (как области знания), а в решении конкретной практической задачи, сформулированной человеком / группой (заказчиком его услуг), нуждающимся/-ейся в помощи практического психолога. В отличие от других направлений психологии, здесь активность специалиста сфокусирована не на открытии / создании нового знания, новой технологии, а на работе с психологическим содержанием запроса обратившегося за помощью человека, на эффективности действий, осуществляемых по отношению к выделенному с клиентом предмету. Качество профессиональной подготовки специалиста, актуализированное в об-
ращении к тем или иным внутренним ресурсам человека / группы, отражается в характере взаимодействия с нуждающимся в помощи. Эффективность такой работы определяется степенью соответствия достигнутого результата содержанию запроса, цели и выделенным задачам, сформулированным вместе с клиентом.
Ещё одна особенность такой профессиональной деятельности заключается в том, что специалист реализует свою профессиональную компетентность в условиях тех ограничений, которые заданы спецификой сферы, в которой он её осуществляет. Он не может игнорировать её требований, установленных там «границ», реальные условия для проявления тех или иных возможностей самореализации человека и т. п. Результат работы практического психолога представляется в достижении поставленной обеими сторонами цели, в качестве решения задач, сформулированных в запросе клиента, в характере изменений психологических ресурсов обратившегося за помощью, в оперативности реализации поставленной клиентом задачи, в оценке эффективности его действий в процессе работы с клиентом и т. п.
Методологические проблемы понимания сути практической психологии тем или иным образом отражаются в содержании профессиональной подготовки будущих специалистов данного направления. В этом плане общее понимание специфики предметной области практической психологии даёт возможность исключить методологические несостыковки при разработке разными командами специалистов содержания текстов ФГОС и стандартов профессиональной деятельности, обеспечить реализацию принципа приемлемости.
Другой аспект обсуждаемой проблемы - неразрывная взаимосвязь вопросов подготовки специалиста и его последующей аттестации. Он уже обсуждался не раз в контексте проблем «зазора» между результатами образования и требовани-
VJV
ями профессиональной деятельности, недостаточной содержательно-методологической связи между научными основаниями разработки ФГОС высшего образования и стандартов профессиональной деятельности и т. п. Это же касается и вопроса о методологических основаниях процедур аттестации специалиста, экспертизы результатов его деятельности и дальнейшей его сертификации [5; 14].
В частности, было отмечено, что отсутствует согласованность в научной трактовке базовых понятий, критериев отбора и подбора кадров, что отражается в уровне релевантности их использования на практике. Косвенным доказательством этого является тот факт, что понятие «экспертиза» не входит в список основных понятий, используемых в Федеральном законе об образовании, но встречается в тексте достаточно часто (см. ст.ст. 12, 18, 71, 87; особенно близко к нашему контексту содержание ст. 95). Хотя в современных публикациях достаточно разнообразных попыток определить его1.
В основу разработки процедуры экспертизы в области практической психологии может быть положен документ, в котором представлена методология доказательности социальных практик в сфере детства - Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства, - который задаёт структуру сбора доказательств и обоснований,структурирует требования к данным, необходимым для оценки доказанности результатов, определяет формат описания доказательной базы практики с учётом ключевых направлений разработанной методологии. В этом контексте с сожалением можно
1 См., напр.: Братченко С. Л. Мир экспертизы и его возможные координаты // Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2007. С. 23-45; Мкртычян Г. А. Психолого-педагогическая экспертиза в образовании: теория и
практика: автореф. дис____докт. психол. наук. Н. Но-
вогород, 2002. 33 с.; Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под ред. Г. В. Иванченко, Д. А. Леонтьева. М., 2006. 454 с. и др.
констатировать, что менее всего фундаментальные вопросы экспертизы проработаны в подготовке специалистов «помогающих профессий», и прежде всего практических психологов. Это прямо отражается в реальной практике: до сегодняшнего дня экспертов отбирают почти «на глаз», в отборе преобладают формальные основания, формальный статус (наличие диплома, занимаемая должность и т. п.). Но в любом словаре, энциклопедии мы видим, что главным в понимании сущности термина «эксперт» является наличие специальной подготовки (подготовки для экспертизы) и опыта проведения экспертизы. Именно поэтому такой человек может быть допущен к оценке деятельности «специалиста», так как он обладает не только знаниями в данной области, но и специальной практической подготовкой, опытом выполнения такого рода работы. Окончательное вступление в действие профессиональных стандартов требует срочного решения проблемы методологических оснований экспертной деятельности в практической психологии, наличия и такого «института», и системы подготовки специалистов этого узкого профиля из числа уже действующих профессионалов. Достижение этой цели позволит снять множество вопросов, возникающих при знакомстве с текстами разных нормативных и профессиональных, рабочих документов, при определении качества продуктов профессиональной деятельности педагога-психолога.
Подводя итог нашему обсуждению, обобщим все те выводы, которые вытекают из основного текста.
1. В настоящее время существуют все необходимые условия для преодоления противоречий в определении методологических оснований практической психологии.
2. При разработке нормативных оснований подготовки практических психологов, определении основного содержания и критериев оценки их профессиональной деятельности должны использовать-
ся непротиворечащие друг другу, согласованные теоретические и эмпирические основания.
3. Любые разработки, направленные на определение нормативных оснований работы практического психолога, должны получать независимую общественно-профессиональную экспертную оценку (РПО, ФПО, ассоциаций, гильдий и т. п.). Результаты такой оценки с указанием конкретных разработчиков должны быть доступны каждому конкретному практику. Так же как и все замечания, предложения участников публичного профессионального обсуждения. Окончательный текст проекта нормативного документа должен быть предварительно опубликован в открытой профессиональной печати (как и при защите диссертаций).
4. Всем заинтересованным в повышении статуса практической психологии организациям, специалистам необходимо инициировать и поддержать с помощью системы грантов серьёзное и глубокое изучение и обобщение накопленного опыта
практической психологии, выделив при этом опыт специализированных региональных Центров, работники которых не раз доказывали свою профессиональную компетентность и эффективность (изучить их разработки, дать экспертную оценку опыта и т. п.).
5. Необходимо найти возможности для создания сертифицированного «Банка методических средств подготовки и профессиональной деятельности практического психолога». Определить организации, учреждения, которые смогли бы как разработать методологию его создания, критерии отбора и т. п., так и обеспечить процесс отбора материалов, оценку качества профессиональных методических изданий, необходимых для данного вида профессиональной деятельности. В том числе и оценку качества учебников, учебных пособий, которые могут быть рекомендованы для подготовки практических психологов как «базовые».
Статья поступила в редакцию 02.09.2020
ЛИТЕРАТУРА
1. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003. 216 с.
2. Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-26.
3. Иванов М. А., Штроо В. А. Академическая и практическая психология // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 4. С. 137-155.
4. Забродин Ю. М. Основные проблемы становления практической психологии в СССР // Психологические условия профессионального становления личности. М., 1990. С. 37-45.
5. Забродин Ю. М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 5-8.
6. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 21-42 ао1: 10.17759/р8уеаи.2018100203 (дата обращения: 15.07.2020).
7. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Профессиональные стандарты и подготовка практических психологов // Вестник практической психологии образования. 2013. № 3 (36). С. 3-8.
8. Иванников В. А. Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 48-52.
9. Карицкий И. Н. Психологические практики в социальном пространстве // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2 (39). С. 134-139.
10. Карицкий И. Н. Современные социально-психологические практики: теоретико-методологическое исследование: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль 2002. 20 с.
11. Климов Е. А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1992. № 3. С. 3-12.
12. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. 256 с.
Vjsy
13. Мазилов В. А. Психология академическая и психология практическая, их соотношение: прошлое, настоящее, будущее // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М., 2015. С. 91-145.
14. Пахальян В. Э. Проблемы подготовки практических психологов в системе дополнительного высшего профессионального образования // Профессиональное становление личности в современных условиях. Красноярск, 2013. С. 7-13.
15. Психологическая служба образования глазами мэтров: 15 лет спустя // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 8-15.
16. Юревич А. В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 5.
1. Vasilyuk F. E. Metodologicheskii analiz vpsikhologii [Methodological analysis in psychology]. Moscow, 2003. 216 p.
2. Vasilyuk F. E. [Methodological meaning of psychological schism]. In: Voprosypsikhologii [Questions of psychology], 1996, no. 6, pp. 25-26.
3. Ivanov M. A., Shtroo V. A. [Academic and practical psychology]. In: Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational psychology], 2018, vol. 8, no. 4, pp. 137-155.
4. Zabrodin Yu. M. [The main problems of the formation of practical psychology in the USSR]. In: Psikhologicheskie usloviya professional'nogo stanovleniya lichnosti [Psychological conditions for the professional development of personality]. Moscow, 1990, pp. 37-45.
5. Zabrodin Yu. M. [The problem of developing practical psychology]. In: Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 1980, vol. 1, no. 2, pp. 5-8.
6. Zabrodin Yu. M., Pakhal'yan V. E. [Problems of assessing the compliance of the professional activities of practical psychologists with the requirements of the standards being implemented (once again about experts and expertise in practical psychology)]. In: Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya: elektronnyi zhurnal [Psychological and pedagogical research: Electronic journal], 2018, vol. 10, no. 2. (accessed: 15.07.2020). DOI: 10.17759/psyedu.2018100203 ISSN: 2587-6139
7. Zabrodin Yu. M., Pakhal'yan V. E. [Professional standards and training for practical psychologists]. In: Vestnikprakticheskoipsikhologii obrazovaniya [Bulletin of practical educational psychology], 2013, no. 3 (36), pp. 3-8.
8. Ivannikov V. A. [Problems of training psychologists]. In: Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2006, no. 1, pp. 48-52.
9. Karitsky I. N. [Psychological practices in social space]. In: Privolzhskii nauchnyi vestnik [Privolzhsky scientific bulletin], 2014, no. 11-2 (39), pp. 134-139.
10. Karitsky I. N. Sovremennye sotsial'no-psikhologicheskie praktiki: teoretiko-metodologicheskoe issledo-vanie: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Modern social and psychological practices: theoretical and methodological research. abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Yaroslavl, 2002. 20 p.
11. Klimov E. A. [The "panicle" hypothesis and the development of the psychologist]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Moscow University Bulletin. Series 14: Psychology], 1992, no. 3, pp. 3-12.
12. Liders A. G. Psikhologicheskii treningspodrostkami [Psychological training with adolescents]. Moscow, 2001. 256 p.
13. Mazilov V. A. [Academic psychology and practical psychology, their relationship: past, present, future]. In: Zhuravlev A. L., Yurevich A. V., eds. Vzaimootnosheniya issledovatel'skoi i prakticheskoi psikhologii [The relationship between research and practical psychology]. Moscow, 2015, pp. 91-145.
14. Pakhal'yan V. E. [Problems of training practical psychologists in the system of additional higher professional education]. In: Professional'noestanovlenie lichnosti vsovremennykh usloviyakh [Professional development of personality in modern conditions]. Krasnoyarsk, 2013, pp. 7-13.
15. [Psychological service of education through the eyes of masters: 15 years later]. In: Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya [Bulletin of practical educational psychology], 2004, no. 1, pp. 8-15.
16. Yurevich A. V. [Methodological liberalism in psychology]. In: Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2001, no. 5, pp. 3-18.
С. 3-18.
REFERENCES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Забродин Юрий Михайлович - доктор психологических наук, профессор, консультант администрации Московского государственного психолого-педагогического университета; e-mail: [email protected]
Пахальян Виктор Эдуардович - кандидат психологических наук, профессор, ведущий специалист Московской службы психологической помощи населению; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Yuri M. Zabrodin - Dr. Sci. (Psychology), Prof., Advisor to the Administration of the Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow State Pedagogical University); e-mail: [email protected]
VictorE. Pakhalyan - Cand. Sci. (Psychology), Prof., Leading Psychologist of the Moscow Service for Psychological Assistance to the Population; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Методологические проблемы практической психологии и вопросы обеспечения качества работы психолога образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 4. С. 9-20. ЭО1: 10.18384/2310-7235-2020-4-9-20
FOR CITATION
Zabrodin Yu. M., Pakhalyan V. E. Methodological problems of practical psychology and the issues of ensuring the quality of work of an educational psychologist. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2020, no. 4, pp. 9-20. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-4-9-20