Научная статья на тему 'Управленческий конвейер и Вопросы определения содержания профессиональной деятельности специалиста'

Управленческий конвейер и Вопросы определения содержания профессиональной деятельности специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / СЛУЖБА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / МЕСТО И РОЛЬ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / NORMATIVE DOCUMENTS / MANAGEMENT OF EDUCATION / SERVICE OF PRACTICAL PSYCHOLOGY / PLACE AND ROLE OF THE SERVICE OF PRACTICAL PSYCHOLOGY IN THE EDUCATION SYSTEM / CONTENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пахальян Виктор Эдуардович

В статье рассматривается проблема подготовки и принятия нормативных и «профессионально-идеологических» документов, определяющих развитие практики в образовании. Автор на основе анализа «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года», проекта «Положения о Психологической Службе в системе образования РФ» и проекта Приказа Министра просвещения «О главных внештатных педагогах-психологах в системе образования Российской Федерации» показал, как может изменяться содержание профессиональной деятельности специалиста в сторону «размывания» специфического для данной практики содержания И поСтавил вопрос о необходимости создания условий, обеспечивающих адекватность разработки и принятия важнейших документов, определяющих судьбу практической психологии в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пахальян Виктор Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management Conveyor And Issues Of Determining The Content Of Professional Activity Of A Specialist

In the article the problem of preparation and adoption of normative and «professional-ideological» documents determining the development of practices in education. The results of the analysis of the «concept of development of psychological service in the education system in the russian federation for the period till 2025», the project «provision of psychological services in the educational system of the russian federation» and the draft order of the minister of education on «the freelance teachers-psychologists in the educational system of the russian federation» has shown, how it can change the content of professional activity of specialist in the direction of «erosion» specific to the practice content. The question about necessity of creation of conditions ensuring the adequacy of the development and adoption of major documents that determine the fate of applied psychology in the education system.

Текст научной работы на тему «Управленческий конвейер и Вопросы определения содержания профессиональной деятельности специалиста»

,„, .^оимттж и ттшш потеши тшюжшм \

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНВЕЙЕР И ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Пахальян Виктор Эдуардович,

кандидат психологических наук, профессор

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНЫХ И «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ» ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ. АВТОР НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА», ПРОЕКТА «ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ» И ПРОЕКТА ПРИКАЗА МИНИСТРА ПРОСВЕЩЕНИЯ «О ГЛАВНЫХ ВНЕШТАТНЫХ ПЕДАГОГАХ-ПСИХОЛОГАХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПОКАЗАЛ, КАК МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СТОРОНУ «РАЗМЫВАНИЯ» СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДЛЯ ДАННОЙ ПРАКТИКИ СОДЕРЖАНИЯ И ПОСТАВИЛ ВОПРОС О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ АДЕКВАТНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ВАЖНЕЙШИХ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СУДЬБУ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

• нормативные документы • управление образованием • Служба практической психологии

• место и роль Службы практической психологии в системе образования РФ • содержание профессиональной деятельности специалиста

Современность динамична, и это её свойство иногда приводит к серьёзным противоречиям между требованиями к качеству создаваемого (внедряемого) продукта и срочной необходимостью внедрения «инноваций». Сегодня это хорошо видно по ситуации, сложившейся в том сегменте образования, который сфокусирован на работе по психологическому обеспечению процессов, происходящих в учреждениях этой системы. В качестве конкретного примера возьмём события, связанные с необходимостью реформы Службы практической психологии образования.

Речь идёт не о радикальных изменениях в содержании такой специфической работы (предмет здесь относительно стабилен — внутренний мир ребёнка, особенности его развития в условиях образования), а об изменении текстов основных документов, регламентирующих деятельность Службы, т.к. с момента их последнего принятия изменилась нормативная база образования в целом. И вот тут возникает очень важная управленческая и профессиональная задача: привести в соответствие с новыми реалиями нормативную документацию так, чтобы

не исказить (размыть, расширить и т.п.) специфику предметного поля этой области.

Начиная с 2012 года, когда был изменён Закон об образовании, появился Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», возникла необходимость приведения в соответствие с ними и документов, регламентирующих деятельность Службы практической психологии в системе образования РФ. Как-то так получилось (причины мне не известны), что этот процесс затянулся и только в конце 2017 года (14 декабря) министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева подписывает текст «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года». Сразу видно, что подписывает не глядя, т.к. в нём есть даже ошибки в нумерации разделов. А уж про содержание говорить сейчас не будем. Назовём его «очень странным». Но документ — это тот ориентир, который обязывает исполнителей строго ему следовать. Ровно через год появляется проект «Положения о Психологической службе в системе образования РФ»

1 Вот ка! мо, меди ются, над<

2 Слава только у

вал логи текста, т сап бы с вательны

(31.11. 2018) и проект приказа министра просвещения «О главных внештатных педагогах-психологах в системе образования Российской Федерации». Понятно, созданные, по всей видимости, в такой же спешке (сроки исполнения Указа вышли).

Теперь посмотрим, каковы могут быть последствия такой управленческой деятельности?

Первое, что бросается в глаза, когда читаешь все тексты, — несоответствие профессионального содержания в ряде разделов тому, что уже прописано во ФГОС, профессиональных стандартах и даже Законе об образовании в РФ. В преамбуле этих документов констатируется наличие содержательных проблем, а далее предлагаются своеобразные пути и способы их преодоления. Например, в проекте Положения — существенные изменения в организационной структуре: в несколько раз расширяется штат «начальников» педагога-психолога. Проблемы содержательные, проблемы качества работы, а способы — количественные. Как известно из опыта, такой способ в нашем отечестве приводит только к удлинению пути принятия любых решений, т.к. появляется множество промежуточных звеньев, без которых невозможно оперативно решать любые дела (Координационный совет Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральный ресурсный центр Психологической службы в системе образования, главный внештатный психолог Министерства просвещения Российской Федерации, главные внештатные психологи в федеральных округах Российской Федерации, главные внештатные психологи в системе образования субъектов Российской Федерации — Раздел 1. п. 2.).

Такие изменения в управлении, несомненно, приведут к «избыточному контролю» и «размыванию ответственности». Разработчики упомянутых документов, назвав их «внештатными», видимо,

- хотели избежать

расшириш — здоровья!!! Види- финансовых затрат

на их содержание. Анализ опыта отечественной бюрократии показывает, что как только будет утверждено Положение, то ни один

ки и физкультурники не справля-,о подключать психологов.

богу, что в проекте Положения обучающихся. Если бы я следо-ке авторов-составителей такого о не стал бы мелочиться: напи-разу — «всех субъектов образо-|х отношений».

документ, ни одно официальное предложение не сможет пройти выше, если не будет согласовано со всеми внештатными «главными психологами». Да и сам, добровольно согласившийся стать главным психологом специалист, получает «бесплатно» в нагрузку множество дополнительных обязанностей. В том числе, и чисто бюрократических, реализуя которые, он обязательно «загрузит» соучастием всех нижестоящих, использует всех специалистов на местах, добавляя им объём работы.

Второе — существенные изменения в содержании предметной области работы специалиста (достаточно сравнить тексты и Концепции, и проекта Положения с описанием целей, задач, специфики работы и т.п. с содержанием ныне действующих ФГОС; профессионального стандарта педагога-психолога, текстами всех учебных пособий, по которым готовят педагогов-психологов). Метафорически моё впечатление после прочтения этих разделов в текстах Концепции и проекта Положения можно выразить известной цитатой: «Поэт в России больше, чем поэт». Как только это всё приобретёт юридический статус, то Служба и её специалисты будут ответственны практически за всё: от «...решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленного на сохранение и укрепление здоровья1; ... профилактике социального сиротства.» до «.обеспечения доступной профессиональной помощи в преодолении фобических, аффективных и личностных расстройств у обучающихся»2.

Если в контексте упомянутых документов оценивать то, что происходит в этой сфере, то можно констатировать попытку «размывания содержания предметной области» специалиста и содержания работы Службы. Даже приблизительное сопоставление этих текстов с тем, что написано во ФГОС, в профессиональных стандартах и учебниках, по которым готовят практических психологов образования, удручает: столько обнаруживается «нестыковок», противоречий, взаимоисключающих утверждений и т.п.

Важно обратить внимание на следующее: в 80-е и 90-е годы прошлого века (обруганные современными «эффективными менеджерами» и «самыми демократичными демократами») такие вопросы очень тща-

СОЦМУЛЬТУРМ У ПШГОГМИЕ ШМСУУ ТШОЛОМУУ

тельно и ответственно обсуждались не только на специальных заседаниях лабораторий, кафедр научных учреждений, но и на совместных совещаниях управленцев, учёных и практиков, Коллегиях Министерства образования, тематических конференциях. Не говоря уже о публикациях на страницах ведущих психологических журналов3. Казалось бы, тогда и специальных журналов было «всего-ничего», практиков — «кот наплакал», а как серьёзно, широко, активно и ответственно всё готовилось!

Сегодня главное не это. Как видно из обсуждаемых событий, главное — успеть сделать в срок то, что поручили. А там уже по ходу будем «подправлять», «замазывать», «подклеивать» и т.п. Возникшая гонка не позволяет заниматься этой работой глубоко и серьёзно. Всё происходит «келейно», без широкого публичного обсуждения. Тексты проекта не были размещены для ознакомления специалистов в пространстве Интернета (нет их ни на сайте РАО, ни на сайте Минпро-са, на сайтах разных профессиональных сообществ — РПО, ФПОР) и даже на страницах профессиональной периодики.

Мало того, если в прошлом веке все профессионалы, занимающиеся этой темой, знали, кто создаёт такие документы, то авторы документов «отвечающих вызовам современности» — анонимы. И это наводит на мысль о том, что, может, те, кто их готовил, «не в теме», не обладают опытом и компетенциями, нужными для создания содержания документов такого уровня? Простое, почти механическое сравнение двух текстов: Концепции и Положения (с учётом того, что Концепция утверждена, а Положение — нет), позволяет увидеть нам такие принципиально важные «несостыковки», как:

• в Концепции написано, что её цель — «... определение стратегии развития Психологической службы в системе образования. для обеспечения снижения рисков дезадаптации и десоциализации обучающихся». Либо риски достигли критической точки, либо назначен «главный ответственный» по проблемам «дезадаптации идесоциализации».

В Положении уже появляется новый термин — «негативная социализация». Во-первых, непонятно не только содержание этого термина в контексте системы образования,

но и основание для его введения. Может, в образовательной среде созданы условия для интенсивного развития «негативной социализации» и Служба призвана направить свои усилия на это? (тут важно понимать, что Служба — часть системы образования, работает над задачами, возникающими в образовательной среде, а не вообще в жизни);

• в Концепции в организационную структуру включены «.психологи, педагоги-психологи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС — центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в интересах Службы, образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для Службы».

В Положении — «.организационная структура, в состав которой входит Координационный совет Министерства просвещения Российской Федерации по развитию Психологической службы в системе образования (далее—Координационный совет), Федеральный ресурсный центр Психологической службы в системе образования (далее — Федеральный ресурсный центр) на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения «Российская академия образования», главный внештатный психолог Министерства просвещения Российской Федерации, главные внештатные психологи в федеральных округах Российской Федерации, главные внештатные психологи в образовательной системе субъектов Российской Федерации, педагоги-психологи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии. К работе Службы могут привлекаться научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в интересах Службы, образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров _

ДЛя Службы» и ещё 3 См., например: Научно-практ много такого же. проблемы школьной психоло службы. — М.: 1987.ч. 1, 2; О сос Обсуждаемые текс- перспективах развития службы пр ты удивляют не толь- кой психологии образования в Ро ко сугубо професси- Федерации. Решение Ко^ш ональной некомпетентностью составителей, но и СТкШ^ Вопросы психологии. — 1979 — № 2, 3;

«странным» (с точки

зования РФ от 29.03.1995 № 7/1 /, образования. — 1995. — № 7; Пс ческая служба в школе (круглый Вопросы психологии. — 1979

1982 — № 3, 4 и т.п.

ические ической тоянии и актичес-сийской Минобра-Вестник ихологи-стол) //

4 См., на ская безо| Союз, 20 тионова ность бие / под форм, 2С

зрения норм русского языка) изложением отдельных положений. Например, если посмотреть на текст упомянутых документов глазами читателя, считавшего до настоящего времени, что он правильно понимает смысл слов в русском языке, то можно многому удивиться. В частности, здесь написано следующее:

• «организация и участие в мероприятиях по.». Сразу два вопроса: 1) организация чего? 2) зачем писать в документах очевидное: любой специалист в рамках своих должностных функций обязан участвовать во всех мероприятиях, где есть то, что относится к предмету его профессиональной деятельности?

• «5. Целями Службы являются:

а) содействие.

б) содействие.

в) содействие.»

Как целью практики может быть содействие? Я, человек с армянской фамилией, ещё в детстве был уверен, что в русском языке «цель» — то, к чему стремятся; воображаемый результат деятельности, а содействие — совместное действие; соучастие. Содействие — способ, с помощью которого достигается цель. Получается, что целью является способ? Или я чего-то не заметил, и в русском языке произошли существенные изменения?

То же самое можно сказать и про раздел 6., где описываются задачи Службы. Может ли быть «участие» профессиональной задачей? До сегодняшнего дня я был уверен, что это либо «по умолчанию» обязанность всех субьектов образования (быть участником того, что происходит), либо форма выполнения обязанности, но отнюдь не «промежуточная цель». А «психологическое сопровождение» — задача или способ? И т.д. и т.п.

Недоумение вызывает и конкретизации такого типа: среди задач выделено следующее: «. проведение психологической экспертизы программ обучения в части определения их соответс-

- твия возрастным

пример: Баева И.А. Психологиче- особенностям и пот-пасность в образовании. — СПб.:

обр

02; Баева И.А., Волкова Е.Н., Лак-Е.Б. Психологическая безопас-азовательной среды: учеб. посо-ред. И.А.Баевой. — М.: Экон-Ин-09.

ребностям обучающихся». Почему Служба должна оценивать только программы обучения,

а не заниматься вопросами экспертизы образовательной среды в целом на предмет её соответствия не только возрастным, но и индивидуальным особенностям учащихся, и в первую очередь — критериям её психологической безопасности (за последние годы опубликовано множество работ на эту тему, защищены диссертации и т.п.4).

Сама постановка вопроса об экспертизе носит малообоснованный характер. До сегодняшнего дня экспертиза нигде не обозначена (не закреплена юридически) как вид работы педагога-психолога или вид деятельности Службы практической психологии (нет ни одного документа, где раскрывается не только содержание этой деятельности в работе педагога-психолога, но и тех, кого мы называем «экспертом»). До сегодняшнего дня «экспертом» назначают любого профессионала, опираясь только на наличие у него формальных статусных признаков (образование, место работы, должность, научная квалификация, учёное звание и т.п.). Анализ этой проблемы в смежных областях деятельности показывает, что основными характеристиками эксперта являются:

• наличие специальной подготовки для

организации и проведения экспертизы;

• наличие собственного опыта практической работы в сфере, которая будет подвергнута экспертизе.

Анализ накопленного за последние 30 лет опыта создания и работы Службы показывает, что нынешнему руководству образованием необходимо срочно пересмотреть не только то, как происходит процесс принятия судьбоносных для Службы решений, но и использовать в разработке содержания не тех, кто формально имеет отношение к данной области, а прежде всего тех, кто к сегодняшнему дню имеет существенный опыт непосредственной ПРАКТИЧЕСКОЙ работы в данной сфере. Хочется верить, что профессиональное сообщество сможет не вслепую дискутировать с авторами проектов, а активно (интерактивно, дистанционно, удалённо и т.п.) соучаствовать в обязательном публичном обсуждении таких важных документов.

Начинать надо с изучения и обобщения опыта специализированных центров в регионах — Новосибирск, Москва, Ростов-на-Дону, Самара, Ярославль и т.п. (внимательно изучить их разработки, предложения, заодно

СОЦМУЛЬТУРМ У ПШГОГМИЕ ШМСУУ ТШОЛОМУУ Ч

и прочитать комментарии практиков к текс- 4. там, в которых выражено общее отношение к возникшей проблеме.

Стремясь «реформировать», не забывал бы о том, что некоторые «велосипеды давно изобретены» (см. источники, которые я ука- 5. зал в списке литературы).

Надеюсь, что ещё не поздно сделать всё, чтобы судьба развития Службы не зависела от стремления некоторых «далёких от реальной жизни» чиновников «вовремя отреагировать на постановления Правительства», 6 а определялась бы в первую очередь профессионалами-практиками, имеющими большой и результативный опыт деятельности на местах. Согласно законам и нормативным актам,управленцы — это те, кто создаёт условия, обеспечивающие эффектив- 7. ность оказания психологической помощи (ст. 42 Закона об образовании).

Предлагаю всем заинтересованным сторонам объединиться для конструктивного диалога и обеспечить научно-обоснованное и построенное на позитивном отечественном опыте практики развитие Службы. Это касается не только документов, но и разработки 8. отдельных технических вопросов, без которых движение дальше будет существенно 9 затруднено (например, определение требова- 9. ний к экспертизе,процессу и т.п.). Принятие профессиональных стандартов остро ставит 10 вопрос о том, кто и как будет определять соответствие претендента на должность сформулированным там требованиям, степень обоснованности практических действий пе- 11. дагога-психолога задачам, возникающим в реальной практике образования, и т.п. □

Литература

1. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. 13. Монография. — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.

2. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования. // Вестник практи- 14 ческой психологии образования. — 2011.

— № 3(28).

3. Ермолова Т.В. Школьная психология в США: изменение статуса профессии и круга ре- 15 шаемых ею задач за последние 30 лет. // Современная зарубежная психология. Т. 3,

№ 4 — 2014. — С. 98-111

Забродин Ю.М. Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование. psyedu.ru». — 2016. — № 3. — С. 1-15. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Подготовка и переподготовка практических психологов в контексте проблем отечественного высшего профессионального образования. // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. — М., 2008.

Клюева Т.Н. Перспективы развития службы психологического обеспечения в системе российского образования (Опыт Самарской области) // Вестник практической психологии образования. — 2010. — № 1. — С. 63-69.

Клюева Т.Н., Илюхина Н.В. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования» (опыт Самарской области) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. — 2017. Том 9. № 3. — С. 61-70.

Материалы I съезда практических психологов образования Российской Федерации. — М.,1994.

Материалы II съезда практических психологов образования Российской Федерации. — Пермь,1995.

Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации. Приказ от 22.10.99 № 636. Пахальян В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. — 2002. — № 6.

Пахальян В.Э. Практическая психология образования в России: без парадоксов. // Вопросы психологии. — 2005. — № 5. Пахальян В.Э. Служба практической психологии образования в России 2015: «Куда идём мы с.?» // Вестник практической психологии образования 2015. — № 2. — С. 37-42.

Психологическая служба образования глазами мэтров: 15 лет спустя // Вестник практической психологии образования 2004, №1

Психология и современное Российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. — М., 2008.

16. Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции — М., 2014.

17. Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 2. — С. 69-82.

18. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетент-ностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда // Вестник практической психологии образования. 2012. — № 3. — С. 3-13.

19. Тезисы участников Всероссийского съезда практических психологов образования. Практическая психология в условиях модернизации образования. Материалы. В 2 т. — М., 2003.

References

1. Dubrovina I.V. Prakticheskaya psikhologiya v labirintakh sovremennogo obrazovaniya. Mo-nografiya. — M.: NOU VPO «MPSU», 2014.

2. Dubrovina I.V. Psikhologicheskaya sluzhba na sovremennom etape razvitiya obshchego srednego obrazovaniya. // Vestnik praktiche-skoy psikhologii obrazovaniya. — 2011. — № 3(28).

3. Yermolova T.V. Shkol'naya psikhologiya v SSHA: izmeneniye statusa professii i kruga re-shayemykh yeyu zadach za posledniye 30 let. // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. T. 3, № 4 — 2014. — S. 98-111

4. Zabrodin Yu.M. Metel'kova Ye.I., Rubtsov V.V. Kontseptsiya i organizatsionno-strukturnyye modeli psikhologicheskoy sluzhby obrazovaniya // Elektronnyy zhurnal «Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. psyedu.ru». — 2016. — № 3. — S. 1-15.

5. Zabrodin Yu.M., Pakhal'yan V.E. Podgotovka i perepodgotovka prakticheskikh psikhologov v kontekste problem otechestvennogo vysshego professional'nogo obrazovaniya. // Psikhologiya i sovremennoye rossiyskoye obrazovaniye. Materialy IV Vserossiyskogo s"yezda psikholo-gov obrazovaniya Rossii. — M., 2008.

6. Klyuyeva T.N. Perspektivy razvitiya sluzhby psikhologicheskogo obespecheniya v sisteme rossiyskogo obrazovaniya (Opyt Samarskoy oblasti) // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. — 2010. — № 1. — S. 63-69.

10.

11

12.

13.

14.

15.

16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.

18.

19.

Klyuyeva T.N., Ilyukhina N.V. Razrabotka i reali-zatsiya programm dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v sootvetstvii s trebovani-yami professiona I' nogo standarta «Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya» (opyt Samarskoy oblasti) [Elektronnyy resurs] // Psi-khol ogo-pedagogicheskiye issledovaniya. — 2017. Tom 9. № 3. — S. 61-70. Materialy I s"yezda prakticheskikh psikhologov obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. — M.,1994.

Materialy II s"yezda prakticheskikh psikhologov obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. — Perm',1995.

Ob utverzhdenii polozheniya o sluzhbe prakticheskoy psikhologii v sisteme ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. Prikaz ot 22.10.99 № 636.

Pakhal'yan V.E. Kakim dolzhen ili kakim mozhet byt' psikholog, rabotayushchiy v sisteme obrazovaniya? // Voprosy psikhologii. — 2002. — № 6.

Pakhal'yan V.E. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya v Rossii: bez paradoksov. // Vo-prosy psikhologii. — 2005. — № 5. Pakhal'yan V.E. Sluzhba prakticheskoy psikhologii obrazovaniya v Rossii 2015: «Kuda idom my s...?» // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya 2015. — № 2. — S. 37-42.

Psikhologicheskaya sluzhba obrazovaniya gla-zami metrov: 15 let spustya // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya 2004, №1 Psikhologiya i sovremennoye Rossiyskoye obrazovaniye: Materialy IV Vserossiyskogo s"yezda psikhologov obrazovaniya Rossii. — M., 2008.

Psikhologiya obrazovaniya: Modernizatsiya si-stemy obrazovaniya v usloviyakh vvedeniya v deystviye novykh professional'nykh standar-tov. Materialy KH Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii — M., 2014. Rubtsov V.V., Dubrovina I.V, Zabrodin YU.M., Metel'kova Ye.I., Romanova Ye.S, Semikin V.V. Kontseptsya razvitiya sistemy psikhologichesko-go obespecheniya (psikhologicheskoy sluzhby) obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2010 goda // Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. — 2007. — № 2. — S. 69-82. Rubtsov V.V., Zabrodin Yu.M. Kompetentnost-nyy podkhod kak kontseptual'naya osnova sv-yazi professional'nogo obrazovaniya i professio-nal'nogo truda // Vestnik prakticheskoy psikho-logii obrazovaniya. 2012. — № 3. — S. 3-13. Tezisy uchastnikov Vserossiyskogo s"yezda prakticheskikh psikhologov obrazovaniya. Prakticheskaya psikhologiya v usloviyakh mo-dernizatsii obrazovaniya. Materialy. V 2 t. — M., 2003.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.