УДК: 33.04 (Т)
ББК: 65.012.2 (2Т)
Блиничкина Н.Ю.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Blinichkina N. U.
METHODOLOGICAL PROBLEMS OF DETERMINING OF INSTRUMENTS OF ECONOMIC SECURITY STRATEGY IMPLEMENTATION
Ключевые слова: экономическая политика, экономическая безопасность, стратегия экономической безопасности, инструменты экономической политики, классический подход, кейнсианский подход, монетаристский подход, бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, нормативно-правовая политика, внешнеторговая политика.
Keywords: economic policy, economic security, economic security strategy, economic policy instruments, classic approach, Keynesian approach, Monetarist approach, fiscal policy, monetary policy, regulatory policy, foreign trade policy.
Аннотация: инструментами обеспечения экономической безопасности могут служить инструменты государственной экономической политики, поскольку государство является основным, субъектом, обеспечивающим экономическую безопасность. При этом успешность и эффективность реализации стратегии экономической безопасности во многом зависит от выбора инструментов экономической политики, способствующих ее реализации. Выбор инструментов реализации стратегии экономической безопасности определяется рядом специфических особенностей самого процесса обеспечения экономической безопасности. Не все инструменты экономической политики могут служить инструментами экономической безопасности, поскольку последняя требует соблюдения равновесия между экономическим развитием, стабильностью, независим остью и эффективностью.
Abstract: the tools of state economic policy can serve as instruments of economic security since the state is the main entity providing economic security. At the same time the success and effectiveness of the implementation of economic security strategy largely depends on the choice of economic policy instruments that contribute to its implementation. Selecting instruments for implementing an economic security strategy determined by a number of specific features of the process of economic security ensuring. Not all economic policy instruments may serve as instruments of economic security, because the latter requires the observance of a balance between economic development, stability, independence and effectiveness.
Для создания полной методологической базы при формировании стратегии экономической безопасности помимо определения ее цели и критериев выявления угроз центральное значение имеет определение мер по борьбе с угрозами, а, следовательно, и по обеспечению непосредственно экономической безопасности государства.
В этом отношении в современной экономической науке складывается довольно любопытная картина, которая состоит в диаметрально противоположных рекомендациях, которые выдвигаются на базе концепций и разработок различных экономических школ.
Однако прежде, чем приступить к анализу этих рекомендаций с точки зрения их применимости в стратегии экономической безопасности государства, переживающего социально- экономическую трансформацию, необходимо отметить, что в любом случае силой и
полномочиями реализовать необходимые меры по обеспечению экономической безопасности обладает исключительно само государство. Это связано с тем, что государство, с одной стороны, располагает всеми необходимыми ресурсами и имеет возможность и полномочия определять способ и сферу применения этих ресурсов - с другой.
Исходя из этого, именно государство и его институты реализуют стратегию экономической безопасности. Данное положение важно для нас в том смысле, что позволяет определить, какую окончательную форму могут иметь способы и средства обеспечения экономической безопасности. Эти предпосылки позволили нам определить лишь одну форму для таких способов - форму государственной экономической политики.
Данное заключение существенно упрощает решение поставленной задачи по рассмотре-
нию сущности способов обеспечения экономической безопасности, поскольку позволяет рассмотреть предлагаемые современной экономической теорией меры государственной экономической политики с точки зрения их действенности и возможности применения в рамках стратегии экономической безопасности.
Однако прежде требуется определить, все ли меры государственной экономической политики направлены на обеспечение экономической безопасности и каким требованиям должны соответствовать меры экономической политики, чтобы их можно было считать направленными на обеспечение экономической безопасности и приемлемыми для использования в рамках формируемой стратегии.
Для ответа на первый вопрос необходимо соотнести меры государственной экономической политики с целью обеспечения экономической безопасности. На первый взгляд противоречий при таком соотнесении не выявляется. В целом все меры экономической политики современного государства направлены на восстановление макроэкономического равновесия, то есть на достижение такого состояния системы, когда она, сохраняя стабильность, наиболее эффективно использует имеющиеся ресурсы.
Вместе с тем, если провести оценку некоторых способов достижения такого равновесия с позиции экономической безопасности может быть выявлено следующее: некоторые меры государственной экономической политики, нацеленные на сохранение макроэкономического равновесия способны создать угрозу экономической безопасности. К примеру, дефицитный бюджет является рекомендуемым результатом применения стимулирующей фискальной политики. Большинство современных экономистов не считает дефицит бюджета чем -то существенно опасным для экономики при условии, что он финансируется за счет внутренних займов.
С точки зрения экономической безопасности, дефицит бюджета сигнализирует о наличии напряжения в экономике. Большинство исследователей в качестве одного из критериев экономической безопасности предлагают именно такой показатель как «дефицит бюджета». В потенциале бюджетный дефицит приводит к снижению потенциала государства по финансированию проектов направленных на развитие и сам при некоторых обстоятельствах может служить источником нестабильности.
Из сказанного следует, что не все меры современной экономической политики государства могут однозначно рассматриваться как меры по обеспечению экономической безопасно-
сти и выступать средством и способом реализации стратегии. Поэтому возникает необходимость определить те параметры, которые позволят считать определенные меры экономической политики способом обеспечения экономической безопасности.
Очевидно, что, во-первых, такие меры не должны противоречить цели стратегии экономической безопасности.
Во-вторых, они должны быть нацелены либо на нейтрализацию существующих угроз экономической безопасности, либо на предотвращение их возникновения. К примеру, и строительство новых заводов, и строительство новых спортивных комплексов соответствует сформулированной нами цели. Однако, если строительство новых заводов позволяет непосредственно решить ряд проблем в производственной и социальной сфере и нейтрализовать целый ряд угроз экономической безопасности, то строительство спортивных комплексов не нейтрализует какую-либо угрозу экономической безопасности современного Таджикистана.
В-третьих, предлагаемые меры в комплексе не должны нарушать равновесия между выделенными нами в ходе проводимых исследований основными составляющими экономической безопасности - развитием, стабильностью, эффективностью и независимостью экономики В частности, увеличение государственного внешнего долга с целью стабилизации экономики само по себе не соответствует мерам по обеспечению экономической безопасности, однако в совокупности с другими мерами государственной политики, предполагающими нейтрализацию эффекта понижения уровня экономической независимости, вполне может быть приемлемым в рамках стратегии экономической безопасности.
В-четвертых, поскольку мы рассматриваем экономику в условиях социально-экономической трансформации, предлагаемые меры должны учитывать общее кризисное состояние экономики, вызванное трансформацией всех основных механизмов. Следовательно, необходимо принимать во внимание, что по большей части нестабильность экономики может быть вызвана не столько угрозами экономической безопасности, сколько процессом трансформации. В этом случае меры в рамках стратегии экономической безопасности, с одной стороны, должны быть нацелены на скорейшее завершение трансформации. С другой стороны, при их реализации необходимо учитывать дополнительное сопротивление экономической системы при попытках ее стабилизации.
Здесь следует обратиться к истории экономической науки и рассмотреть, какие подходы к решению данного вопроса существовали до сих пор.
Прежде всего необходимо отметить, что классическая экономическая теория, опираясь на свойство экономической системы (рынка) автоматически возвращаться к равновесию в долгосрочном периоде и отрицая необходимость государственного вмешательства в этот процесс, по сути, также отрицала и теорию экономической безопасности. Неоклассическая экономическая школа в целом также не предлагает сколь-нибудь действенных мер по обеспечению экономической безопасности, поскольку также в своей основе содержит концепцию саморегулируемости экономики.
Поскольку теория экономической безопасности рассматривает экономику государства скорее в краткосрочном периоде, при исследовании способов ее обеспечения, на наш взгляд, следует исходить из того, что:
1) под воздействием различных внешних и внутренних факторов система регулярно отклоняется от точки равновесия;
2) система, достигая равновесия в долгосрочном периоде, стремится к нему в краткосрочном.
Следует отметить, что подходы эконом и-ческих школ к способам обеспечения экономической безопасности во многом зависит от того, что понимается под опасностью.
Так, камералистско-леворадикальная парадигма экономической безопасности, среди основоположников и приверженцев которой можно отметить Ф. Листа, Р. Пребиша, А. Эммануэля, в качестве основной угрозы рассматривает конкуренцию иностранных государств, а в качестве мер обеспечения экономической безопасности предлагает меры протекционистской торговой политики.1
Такой подход характерен для современных европейских государств и во многом определяет их внешнеторговую политику, в том числе и при допуске к членству во Всемирной торговой организации (ВТО) новых партнеров.
Определенный интерес, на наш взгляд, представляет подход, предложенный в рамках неоинституционализма Э. де Сото, суть которого сводится к определению в качестве основной
1 См.: Ким Н.В. Национальная экономическая безопасность: проблемы и оценка // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. -№ 32 (323). - С. 30-33.
опасности провалов государства.2 Данный подход предполагает возможность обеспечения экономической безопасности при относительной пассивности государства и сведении мер по обеспечению безопасности к борьбе с бюрократией и коррупцией.
Мы не можем согласиться с данным подходом, по крайней мере, потому, что, на наш взгляд, высокий уровень коррупции в рамках теории экономической безопасности должен рассматриваться не как причина возникновения угроз, а как их следствие. Коррупция возникает в тех условиях, когда: отсутствует система надлежащего контроля за деятельностью чинов ников; законные доходы чиновников не могут обеспечить их потребности; отсутствует гарантия сохранения стабильного заработка чиновников. Все эти признаки, на наш взгляд, свидетельствуют об общей кризисности экономики независимо от того, вызвана ли она деятельностью государства либо возникла в результате иных причин (например, как итог трансформации экономической системы, как это было в Таджикистане).
В целом данный вопрос достаточно спорен, но наша позиция позволяет сказать, что меры по обеспечению экономической безопасности, предлагаемые в рамках неоинституциональной экономической теории, нельзя считать действенными в рамках стратегии экономической безопасности, опирающейся на современное понимание отечественной экономической наукой состояния опасности для экономики страны.
Вместе с тем, нельзя также отрицать, что «провалы» государства характерны для современной экономики. Однако их следует рассмотреть не с точки зрения неоклассической экономической теории, а с точки зрения возможности противодействия им в рамках теории экономической безопасности. Это подразумевает, что следует отбросить постулат о саморегулируемости экономики как несостоятельный в рамках теории экономической безопасности.
Если рассмотреть «провалы» государства в подобном ракурсе, становится очевидным, что они являются результатами противоречий в процессе управления и имеют все характерные черты угроз экономической безопасности Следовательно, мы будем рассматривать их именно в таком качестве, но дополнительно отметим, что в отличие от рассмотренной неоинституциональной концепции не считаем данные угрозы основными, от которых зависит защищенность экономики в целом. Данные уг-
2 Там же.
розы, на наш взгляд, следует рассматривать, как одну из форм угроз, но они не исчерпывают их.
Подводя итог, следует рассмотреть подход кейнсианской экономической школы, чьи идеи и концепции были заложены в основу современной теории экономической безопасности.
Кейнсианская школа ориентирована на нейтрализацию провалов рынка и с этой позиции рекомендует меры по государственному регулированию производства, занятости и денежного обращения.1 В целом такой подход не противоречит выявленным параметрам для определения действенных мер в рамках стратегии экономической безопасности. Однако он довольно узок и не охватывает ряд направлений экономической деятельности, характерных для современных государств и требующих создания условий для защиты национальных интересов в рамках такой деятельности.
Поэтому не стоит ограничиваться этими мерами при определении инструментов и способов реализации формируемой стратегии экономической безопасности. Макроэкономика в лице последователей М. Фридмена позволяет нам расширить перечень применяемых инструментов за счет инструментов денежно-кредитной политики при условии, что они также не противоречат определенным выше параметрам.
Для создания полной картины и окончательного определения способов и мер по обеспечению экономической безопасности необходимо рассмотреть также разработки современных ученых-экономистов, специализирующихся на исследованиях именно в сфере эконом иче-ской безопасности.
Здесь прежде всего следует отметить, что, несмотря на то, что в научной литературе содержится множество рекомендаций по обеспечению экономической безопасности, в ней отсутствует четкое и единое определение того, что есть механизм экономической безопасности, из каких элементов он состоит, какие инструменты могут быть использованы в данном процессе.
В частности, российский экономист А.А. Мику на основе проделанного анализа ряда работ выделяет следующие мероприятия по обеспечению экономической безопасности:
- нормативно- правовое обеспечение эко-
1 См.: Ким Н.В. Национальная экономическая безопасность: проблемы и оценка // Вестник Челябинского государственного университет. - 2013. -№ 32 (323). - С. 30-33.
номической безопасности, создание надежного правового механизма регулирования различных социально-экономических, политических, финансовых и прочих сфер жизнедеятельности государства, исключающих возможность маневрирования несовершенством правовой базы;
- создание централизованного органа, осуществляющего сбор, обработку и анализ информации об уровне обеспеченности экономической безопасности по различным показателям функционирования экономики;
- разработка и нормативное закрепление системы показателей функционирования и развития экономики, а также их пороговых значений для своевременного выявления факторов, угрожающих экономической безопасности государства;
- создание системы своевременной адресной передачи полученной в ходе мониторинга информации различным органам, обеспечивающим нормальное функционирование отдельных областей (сфер) жизнедеятельности государства;
- изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности.2
Очевидным недостатком предлагаемых мер является то, что они направлены не столько на обеспечение экономической безопасности непосредственно, сколько на создание системы мониторинга экономики, позволяющей отслеживать проходящие процессы и выявлять угрозы экономической безопасности. Это подразумевает, что в рамках стратегии экономической безопасности они не будут столь эффективны.
С другой стороны, среди предлагаемых мер имеются также те, которые имеет смысл рассматривать при формировании стратегии, но которые не были выделены ранее при анализе мер государственной экономической политики - нормативно-правовое обеспечение стратегии.
Важность данной группы мер заключается в том, что они позволят сформировать «правила игры» в рамках стратегии экономической безопасности и четко определить следующие моменты:
- нормативное закрепление понятия «экономическая безопасность» и определение угро-
2 Мику А.А. Роль мониторинга в системе обес -печения экономической безопасности государства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 43-
1, том 17. - С. 215-219.
зы экономической безопасности;
- ответственность за сознательное создание опасности для экономики;
- полномочия тех или иных органов государственной власти при обеспечении экономической безопасности.
Каждый из приведенных вопросов сам по себе может оказаться предметом дискуссии, поэтому при формировании стратегии необходимо сформировать систему инструментов - «нормативно- правовое обеспечение» - позволяющих давать на них однозначный ответ.
Возвращаясь к анализу мер, предлагаемых современными теоретиками экономической безопасности, считаем необходимым отметить еще одну работу российского экономиста Т.Ю. Феофиловой, выделившей систему методов управления экономической безопасностью. В частности, она предлагает различать экономические, административные, институциональные методы и методы стратегического планирования. Среди экономических методов управления были выделены меры фискальной политики (налогообложение, государственные закупки, целевые программы и т.д.). К административным методам согласно Т.Ю. Феофило-вой следует относить меры нормативного регулирования в комплексе с некоторыми элементами фискальной политики (лицензирование, сертификация и т.д.).
Институциональные методы сводятся к нормативному определению параметров (границ) функционирования хозяйствующих субъектов (минимальный размер оплаты труда, регулирование цен, качества, регулирование использования государственной собственности и т.д.). последняя группа методов - методы стратегического планирования - предполагает комбинирование мер фискальной и бюджетной политики (инвестиционная политика, социальная политика и т.д.).1
Анализ данного подхода показывает, что в целом он вполне удобен и приемлем при формировании стратегии экономической безопасности. Но, поскольку он разрабатывался для обеспечения экономической безопасности региона страны, при его применении в масштабах государства выявляются некоторые упущения, в связи с чем он не может быть применен при формировании стратегии экономической безопасности страны без некоторых дополнений:
1. Рассматриваемые методы обеспечения
экономической безопасности не предполагают использования мер кредитно-денежной политики, хотя, на наш взгляд, такие меры могут служить хорошим инструментом, особенно в процессе защиты финансовой сферы, и должны широко использоваться в рамках стратегии экономической безопасности.
2. Предлагаемые меры направлены во внутрь экономической системы, однако угрозы ее безопасности зачастую формируются и во вне. Поэтому помимо предлагаемых мер следует включить в перечень инструментов и меры внешнеэкономической политики
В итоге, опираясь на проведенный анализ, а также сделанные выводы, в части способов и средств обеспечения экономической безопасности, можно отметить следующее:
1. Способом обеспечения экономической безопасности в рамках стратегии экономической безопасности является реализация адекватной (то есть не противоречащей сути процесса обеспечения экономической безопасности) государственной экономической политики, среди основных направлений которой следует выделить бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, внешнеторговую и нормативно-правовую политику.
2. Инструментами и мерами обеспечения экономической безопасности являются инструменты и меры государственной экономической политики при условии, что они нацелены на борьбу с угрозами экономической безопасности.
В заключение необходимо рассмотреть вопрос того, как определенные способы обеспечения экономической безопасности соотносятся с ее детерминантами, выделенными ранее.
Ответ на этот вопрос имеет значение в том смысле, что он позволяет определить, какая форма деятельности воздействует на те или иные составляющие экономической безопасности. В практическом плане это позволит избежать использования нерациональных способов регулирования экономики и защиты экономических интересов.
На наш взгляд, детерминанты экономической безопасности соотносятся со способами ее обеспечения в условиях социально-экономической трансформации следующим образом (таблица 1).
1 См.: Феофилова Т.Ю. Проблемы теории экономической безопасности // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 4. - С. 103-106.
Таблица 1 - Направления обеспечения экономической безопасности
Детерминанты экономической безопасности Направления экономической политики
Стабильность Все направления экономической политики
Развитие Бюджетная политика в сочетании с мерами кредитно-денежной и нормативно-правовой политики, внешнеторговая политика
Независимость Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика
Эффективность Нормативно- правовая политика
Как демонстрируют данные таблицы, наиболее комплексным является вопрос обеспечения экономической стабильности. Это связано с тем, что стабильность экономики может быть обеспечена только в том случае, когда во всех сферах экономической деятельности сохраняется равновесие. Из многообразия направлений воздействия следует необходимость применения многообразных форм воздействия. В рассматриваемом случае это значит необходимость использования всех доступных инструментов и средств.
В условиях социально-экономической трансформации основным фактором способствующим развитию является обеспечение условий для стабильного роста. С этой целью наиболее оптимальным представляется сочетание бюджетной и кредитно-денежной политики нацеленной на увеличение инвестиций и создание благоприятной базы для инвестирования в производственные, а не в потребительские товары. Этой же цели должна служить нормативно-правовая политика, сводящаяся в данном контексте к созданию такой нормативно-правовой среды, которая содействовала бы улучшению инвестиционного климата.
В этих условиях внешнеторговая политика должна обеспечить стимулирование экспорта и возможно создание протекционистских барьеров, поскольку внутренние рынки экономики, переживающей социально-экономическую трансформацию, могут быть легко захвачены иностранными производителями.
Экономическая независимость - наиболее сложно определяемая детерминанта экономической безопасности. Поэтому довольно сложно однозначно утверждать, что для ее обеспечения следует использовать те или иные меры экономической политики государства. Для упроще-
ния вопроса необходимо определить, каким способом государство может утратить независимость при принятии решений.
В условиях социально-экономической трансформации наиболее вероятными представляются ситуации, когда государство рискует утратить свою экономическую независимость, оказавшись под влиянием внешних кредиторов либо передав права распоряжения частью стратегических ресурсов иностранным партнерам. Не допустить подобное положение, на наш взгляд, можно, заранее определив соответствующие меры в рамках бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Применение нормативного регулирования в данных условиях не представляется эффективным, так как, скорее всего, оно примет форму запретительных мер, что может не соответствовать стратегической цели и общим требованиям по обеспечению экономической безопасности.
Эффективность экономики, на наш взгляд, напрямую зависит от эффективности управления и планирования, что может регулироваться исключительно в рамках определения норм и правил поведения хозяйствующих субъектов. Примером может служить нормативное регулирование вопросов экологии, которое приводит к потере выгоды при производстве, но позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы - окружающую среду.
Стратегия экономической безопасности окажется тем надежнее и эффективнее, чем четче была определена ее цель, чем полнее были выявлены угрозы безопасности экономики страны и чем согласованее окажутся меры государственной экономической политики по реализации самой стратегии и по обеспечению экономической безопасности государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ким, Н.В. Национальная экономическая безопасность: проблемы и оценка // Вестник Челябинского государственного университет. - 2013. - № 32 (323). - С. 30-33.
2. Мику, А.А. Роль мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности государства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2007. - № 43-1, том 17. - С. 215-219.
3. Перевалова, Ж.А. Стратегия обеспечения экономической безопасности государства (теоре-
тико-методологический аспект) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 32, том 11. - С. 169-174.
4. Рябов, В.Н. Экономическая безопасность и механизмы ее обеспечения // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39). - С. 287-288.
5. Феофилова, Т.Ю. Проблемы теории экономической безопасности // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 4. - С. 103-106.
6. Чекмарев, В.В. Аксиоматика принципов стратегии обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. - 2012. - № 4. - С. 206-207.
Штибекова, Э.И. Государственное регулирование и экономическая безопасность // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015. - № 4 (17). - С. 97-98.