Научная статья на тему 'Методологические подходы в диагностике при производстве судебно-трасологических экспертиз'

Методологические подходы в диагностике при производстве судебно-трасологических экспертиз Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1062
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ / МЕХАНОСКОПИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ТРАСОЛОГИЯ / DIAGNOSTICS / TECHNICAL TERMS / MEHANOSHINA / CARGO FIRE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Майлис Надежда Павловна

Кратко рассматриваются вопросы диагностики применительно к судебнотрасологической экспертизе, определена актуальность проблем использования при механоскопических и транспортно-трасологических исследованиях терминов технической диагностики, что будет способствовать правильному восприятию и оценке заключения эксперта процессуальными субъектами и исключит возможность экспертных ошибок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES IN DIAGNOSTICS IN FORENSIC TRACEOLOGICAL EXPERTISE

The article briefly discusses the issues of diagnosis in relation to the forensic traceological expertise, identified the relevance of the issues use in mekhanokhimicheskii and transport-traceological studies terms technical diagnostics, which will contribute to the correct perception and assessment of expert opinion legal entities and will eliminate the possibility of expert error

Текст научной работы на тему «Методологические подходы в диагностике при производстве судебно-трасологических экспертиз»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

Н.П. Майлис

Кратко рассматриваются вопросы диагностики применительно к судебно-трасологической экспертизе, определена актуальность проблем использования при механоскопических и транспортно-трасологических исследованиях терминов технической диагностики, что будет способствовать правильному восприятию и оценке заключения эксперта процессуальными субъектами и исключит возможность экспертных ошибок.

Ключевые слова: диагностика, технические термины (дефект, неисправность и др.), механоскопия, транспортная трасология.

Криминалистическая диагностика представляет собой учение о закономерностях процесса распознавания объектов по их признакам, является частной теорией криминалистики, изучающей диагностические свойства исследуемых объектов, особенности отображения свойств в следах, структуру диагностических задач, способы их решения, в том числе автоматизированных.

При формировании теории трасологической диагностики учитывались общие положения криминалистической диагностики, а также понятия теории идентификации, ряд которых были трансформированы и приспособлены к потребностям диагностики. К ним относятся такие, как диагностируемый и диагностирующий объекты, искомый и проверяемый и другие.

При решении диагностических задач устанавливаются свойства и состояние объекта, возможность образования следов в конкретных условиях; механизм взаимодействия объектов, приведших к определенным последствиям и т.п. Следует отметить, что любое идентификационное исследование сопровождается решением диагностических подзадач. Однако цели таких подзадач и способы их решения зависят от того, на какой из трех условно обозначенных стадий они рассматриваются [1]. На первой стадии, предшествующей идентификационному исследованию, выясняются причины возникновения, образования, возможности взаимодействия, вызвавшего отображение идентификационных свойств в конкретных условиях. Установление этих обстоятельств является важным для последующего установления тождества. Например, невозможность образования следов в конкретной ситуации (следообразующий объект намного мягче, чем следовоспринимающая поверхность) исключает проведение идентификации.

На второй стадии, сопутствующей идентификационному исследованию, т.е. в процессе идентификации, решаются диагностические подзадачи, способствующие уяснению качественных и количественных показателей отобразившихся свойств: закономерности их принадлежности данному объекту, закономерности отображения, механизма следообразования. Без учета этих данных, а также условий хранения, эксплуатации и других факторов, отображающих состояние объекта на момент исследования, не может быть дана объективная оценка выявленных идентификационных признаков.

На третьей стадии, завершающей идентификационное исследование, решаются диагностические подзадачи, связанные с объяснением и оценкой свойств, их совпадений и различий, с определением (установлением) причин их возникновения при определенных обстоятельствах (например, механизма следообразования в конкретных условиях). Большое значение на этой стадии имеет экспертный эксперимент. Результаты его убеждают эксперта в правильности выдвинутых гипотез, объясняют механизм образования признаков, их характер (постоянство, устойчивость, закономерность или случайность происхождения и т. п.). Так, например, в рамках трасологической диагностики в последние годы за счет разработанных новых технических средств и методов исследования появились возможности решения таких задач, как ситуалогические и интеграционные, решаемые при проведении комплексных экспертиз.

Как известно, система трасологии представляет собой достаточно широкий круг исследуемых объектов: следы человека, следы орудий и механизмов, следы (предметы) транспортных средств, следы животных и микрообъекты.

В каждой группе исследуемых объектов решается множество диагностических задач. В то же время следует отметить, если идентификационные исследования следов различных объектов изучены достаточно полно, то диагностические требуют постоянного совершенствования и разработки новых методических подходов. Это вызвано рядом обстоятельств, среди которых следует выделить такие, как: появление новых объектов в группе механоскопических исследований, новых способов применения несанкционированных проникновений в жилища и другие охранные объекты, инсценировки и т.п. Именно этим определяется актуальность рассмотрения решения диагностических задач в контексте избранной темы.

Рассматривая диагностические исследования при изучении следов человека, устанавливаются многие свойства и признаки оставивших их частей тела. В трасологии к таким объектам относятся руки, босые ступни ног, зубы, губы, кожный покров головы, не имеющий папиллярных узоров, и многие другие. Трасологическая диагностика при исследовании таких объектов тесно связана с медицинской диагностикой. При изучении и исследовании объектов данной группы должны учитываться анатомические и функциональные особенности строения тела человека и процессы его жизнедеятельности. При описании многих объектов из этой группы используются медицинские термины, что обусловлено не только правильным их обозначением, но и важно знание их при проведении комплексных медико-криминалистических (в т.ч. трасологических), и при производстве повторных экспертиз.

При исследовании объектов механоскопической группы и объектов транспортной трасологии, используются термины технической диагностики.

Это направление недостаточно изучено в трасологии и требует специального рассмотрения. В технической диагностике описывается комплекс

закономерностей, характеристик и причинных связей между элементами, образующих систему диагностирования, процесс распознавания и определения состояния диагностируемого объекта.

В трасологии, также как и в технической диагностике, объекты обозначенной группы описываются и рассматриваются в соответствующих понятиях ГОСТа. Соблюдение единообразного понятийного аппарата позволит всем участникам процесса правильно воспринимать экспертное исследование и оценить выводы.

Многие термины, используемые в технической диагностике, могут быть в трансформированном виде приспособлены для нужд трасологии при исследовании объектов механоскопической группы и транспортной трасологии. Так, например, в технической диагностике используется «диагностический тест», под которым понимается совокупность проверок для определения состояния системы. В трасологической экспертизе можно разработать соответствующий экспертный диагностической тест для таких объектов, как замки, механизмы и т.п. При этом можно создать систему диагностических свойств, на их основании выделить структуру признаков, характеризующих эти свойства.

В процессе диагностического трасологического исследования можно использовать и ряд других терминов, используемых в технической диагностике. Так, например, при исследовании замков применяется такой термин, как «дефект». При решении вопроса о неисправности замка устанавливается, в чем она состоит, был ли допущен брак при изготовлении деталей замка, либо в процессе эксплуатации замка произошли изменения, приведшие к его неисправности (например, стертость головки ригеля в результате длительной эксплуатации и т.п.). В соответствии с ГОСТом дефекты классифицируются на несколько видов:

- критический дефект, когда использование (в нашем примере) замка по его назначению невозможно;

- значительный дефект, когда замок может использоваться, но сам дефект не является критическим, т.е. запирание или отпирание замка осуществляется с применением некоторых усилий;

- малозначительный дефект, когда замок может использоваться по своему назначению, и износ отдельной детали (например, небольшая стертость головки ригеля) не влияет на исправность его в целом.

В технической диагностике выделяют и такие виды дефектов, как конструктивный, когда изделие изготавливается не в соответствии с требованиями технического задания или правилами разработки объекта, и производственный, когда имеет место несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление и поставку объекта. Примерами дефектов могут служить выход размера детали за пределы допуска, неправильная сборка или регулировка прибора, царапина на защитном покрытии и др. Понятие дефекта связано с понятием неисправность. Этот термин применяется при использовании, хранении и транспортировании

объектов (изделий). Находясь в неисправном состоянии, объект может иметь один или несколько дефектов. Например, неисправность замка может зависеть от многих дефектов, как производственного, так и эксплуатационного характера. В то же время не всякий дефект может привести к неисправности замка. Причины неисправности могут быть самые разнообразные и зависят от вида замка и его конструктивных особенностей.

Следует различать и такие понятия, как исправность и работоспособность. Различие между ними заключается в том, что работоспособность определяется выполнением основных требований, а исправность - выполнением как основных, так и второстепенных. Поэтому понятие «исправность» шире, чем понятие «работоспособность». В нашем примере при исследовании замков та или иная неисправность не всегда влияет на работоспособность механизма замка.

При изготовлении изделий массового производства, например, пластмассовых пуговиц, на них могут образоваться различного рода дефекты. При этом некоторые дефекты допускаются ГОСТом, например, инородные включения в виде точек или волосяные царапины не более двух; «апельсиновая корка» - образование, как правило, на боковой поверхности в виде шероховатости материала; волнистость («морщинность») - тонкие линии, напоминающие папиллярный узор (технологический температурный признак).

Но на изделиях могут быть и такие дефекты, как вздутия и коробления, которые ГОСТом не допускаются. При наличии их об этом указывается в заключении эксперта.

Таким образом, дефект - это то или иное несоответствие объекта установленным требованиям. Выявление их и правильная экспертная оценка, несомненно, будут способствовать качественному экспертному исследованию и достоверности выводов.

В экспертной практике при исследовании объектов механоскопической группы следует придерживаться использования терминов технической диагностики, что исключит возможность экспертных ошибок и позволит процессуальным субъектам правильно оценивать заключение эксперта. Изложенное подтверждает актуальность и важность поднятых проблем, реализация которых на практике с учетом полученных фактических данных при производстве экспертиз будет способствовать раскрытию и расследованию преступлений, а также правильному разрешению дела.

Список литературы

1. Майлис Н.П. Теория и практика судебной экспертизы в доказывании: спецкурс. М., 2015.

Майлис Надежда Павловна, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, д-р юрид. наук, проф., проф. кафедры оружиеведения и трасологии, ]1шау11$(@уапйех.ги, Россия, Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

METHODOLOGICAL APPROACHES IN DIAGNOSTICS IN FORENSIC TRACEOLOGICAL

EXPERTISE N.P. Maylis

The article briefly discusses the issues of diagnosis in relation to the forensic traceological expertise, identified the relevance of the issues use in mekhanokhimicheskii and transport-traceological studies terms technical diagnostics, which will contribute to the correct perception and assessment of expert opinion legal entities and will eliminate the possibility of expert error.

Key words: diagnostics, technical terms (defect, malfunction, etc.), mehanoshina, cargo fire.

Mailis Nadezhda Pavlovna, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Law. Sciences, prof., Prof. Department of Arms and Traceology, jlmaylis@yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Y. Kikot

УДК 343.98

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОЙ СТРОИТЕЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Т.В. Толстухина

Освещены проблемы становления судебной строительно-технической экспертизы как рода судебных экспертиз. Выявлены и обозначены проблемы методологического и процессуального характера.

Ключевые слова: судебная строительно-техническая экспертиза, специальные знания, эксперт, специалист, заключение эксперта.

Постоянное возрастание масштабов и, в особенности, темпов строительства за последние 20 лет, к сожалению, приводит и к серьезным негативным проблемам, связанным с увеличением случаев травматизма и гибели рабочих на стройках, обрушением строящихся и сданных в эксплуатацию зданий и сооружений. Подобные случаи влекут многочисленные жертвы, а также причинение значительного материального ущерба.

Как свидетельствует судебно-следственная практика, причиной такой неблагополучной ситуации являются преступная халатность, нарушение правил ведения строительных работ, злоупотребления должностными полномочиями и т.п. Таким образом, обеспечение безопасности и качественного проведения строительных и ремонтных работ при строительстве и эксплуатации промышленных и гражданских объектов перестало быть отраслевой проблемой, а вышло на общегосударственный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.