© Н.П. Майлис, 2018 УДК 343 ББК 67.52
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
Надежда Павловна Майлис,
профессор кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научая специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены наиболее актуальные вопросы методического обеспечения трасологической диагностики. Определен основной круг исследуемых объектов и дана их классификация. Раскрыто понятие технической диагностики и обозначены, входящие в ее структуру, ключевые термины при исследовании объектов механоскопической группы и объектов транспортной трасологии.
Ключевые слова: трасологическая диагностика, трасологическая идентификация, судебно-трасологическая экспертиза, техническая диагностика.
Для цитирования: Майлис Н.П. Методологические основы диагностики при производстве судебно-трасологических экспертиз. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):88-90.
METHODOLOGICAL BASES OF DIAGNOSTICS AT THE PRODUCTION OF FORENSIC TRASOLOGICAL EXPERTISE
Nadezhda P. Maylis,
Professor of the Department of Arms and Traceology of the Educational and Scientific Complex of Forensic Expertise
Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot
Abstract. The most topical issues of methodological provision of tracological diagnostics are considered. The main circle of investigated objects is determined and their classification is given. The concept of technical diagnostics is revealed and the key terms entering into its structure are identified in the study of objects of the mechanoscopic group and objects of transport trasology.
Keywords: trasological diagnostics, traso-logical identification, forensic-trasological examination, technical diagnostics.
Трасологическая диагностика является частной теорией криминалистики, изучающей диагностические свойства исследуемых объектов, особенности отображения свойств в следах, структуру диагностических задач, способы их решения, в том числе автоматизированных.
При формировании теории трасологической диагностики учитывались понятия теории идентификации, ряд которых были трансформированы и приспособлены к потребностям диагностики. К ним относятся такие как, диагностируемый и диагностирующий объекты, искомый и проверяемый и другие.
Как известно, система трасологии представляет собой достаточно широкий круг исследуемых объектов: следы человека, следы орудий и механизмов, следы (предметы) транспортных средств, следы животных и микрообъекты.
Идентификационные исследования следов различных объектов изучены достаточно полно, что же касается диагностических, то они требуют постоянного совершенствования и разработки новых методических подходов. Это вызвано рядом обстоятельств, среди которых, следует выделить такие как, появление новых объектов в группе механо-скопических исследований, новых способов при-
менения несанкционированных проникновений в жилища и другие охранные объекты, инсценировки и т.п.
Рассматривая диагностические исследования при изучении следов человека устанавливаются многие свойства и признаки, оставивших их частей тела. В трасологии к таким объектам относятся руки, босые ступни ног, зубы, губы, кожный покров головы, не имеющий папиллярных узоров, и многие другие. Трасологическая диагностика при исследовании таких объектов тесно связана с медицинской диагностикой. При изучении и исследовании объектов данной группы должны учитываться анатомические и функциональные особенности строения тела человека и процессы его жизнедеятельности. При описании многих объектов из этой группы используются медицинские термины, что обусловлено не только правильным их обозначением, но и важно знание их при проведении комплексных медико-криминалистических (в т.ч. трасологических), и при производстве повторных экспертиз.
При исследовании объектов механоскопической группы и объектов транспортной трасологии, используются термины технической диагностики.
Это направление недостаточно изучено в трасологии и требует специального рассмотрения. В технической диагностике описывается комплекс закономерностей, характеристик и причинных связей между элементами, образующих систему диагностирования, процесс распознавания и определения состояния диагностируемого объекта.
В трасологии, также, как и в технической диагностике, объекты обозначенной группы описываются и рассматриваются в соответствующих понятиях ГОСТа. Соблюдение единообразного понятийного аппарата позволит всем участникам процесса правильно воспринимать экспертное исследование и оценить выводы.
Многие термины, используемые в технической диагностике, могут быть в трансформированном виде приспособлены для нужд трасологии при исследовании объектов механоскопической группы и транспортной трасологии. Так, например, в технической диагностике используется «диагностический тест», под которым понимается совокупность проверок для определения состояния системы. В
трасологической экспертизе, можно разработать соответствующий экспертный диагностической тест для таких объектов как замки, механизмы и т.п. При этом можно создать систему диагностических свойств, на их основании выделить структуру признаков, характеризующих эти свойства.
В процессе диагностического трасологическо-го исследования можно использовать и ряд других терминов, используемых в технической диагностике. Так, например, при исследовании замков применяется такой термин, как «дефект». При решении вопроса о неисправности замка, устанавливается в чем она состоит, был ли допущен брак при изготовлении деталей замка, либо в процессе эксплуатации замка произошли изменения, приведшие к его неисправности (например, стертость головки ригеля в результате длительной эксплуатации т.п.). В соответствии с ГОСТом дефекты классифицируются на несколько видов:
• критический дефект, когда использование (в нашем примере) замка по его назначению невозможно;
• значительный дефект, когда замок может использоваться, но сам дефект не является критическим, т.е. запирание или отпирание замка осуществляется с применением некоторых усилий;
• малозначительный дефект, когда замок может использоваться по своему назначению, и износ отдельной детали (например, небольшая стертость головки ригеля) в целом не влияет на исправность его в целом.
При изготовлении изделий массового производства, например, пластмассовых пуговиц, на них могут образоваться различного рода дефекты. При этом некоторые дефекты допускаются ГОСТом, например, инородные включения в виде точек или волосяные царапины не более двух; «апельсиновая корка» (образование, как правило, на боковой поверхности в виде шероховатости материала); волнистость («морщинность») — тонкие линии, напоминающие папиллярный узор (технологический температурный признак).
Но на изделиях могут быть и такие дефекты как вздутия и коробления, которые ГОСТом не допускаются. При наличии их, о них указывается в заключении эксперта.
№ 1 / 2018
Вестник экономической безопасности
89
Таким образом, дефект — это то или иное несоответствие объекта установленным требованиям. Если есть дефект, значит, хотя бы один из показателей качества или параметров объекта вышел за предельное значение или не выполняется одно из требований нормативной документации. Термин «дефект» в основном применяется при контроле качества продукции (объекта) на стадии изготовления, а также при ремонте, например при дефек-тации объекта, при составлении ведомостей дефектов и контроле качества отремонтированного объекта.
В технической диагностике выделяют два вида дефектов: конструктивный, когда изделие изготавливается не в соответствии с требованиями технического задания или правилам разработки объекта и производственным (при несоответствии требованиями нормативной документации на изготовление и поставку объекта). Примерами дефектов могут служить выход размера детали за пределы допуска, неправильная сборка или регу-
лировка прибора, царапина на защитном покрытии и др.
Неисправность ШИРЕ понятия Деф. означает нахождение объекта (изделия) в неисправном состоянии. Этот термин применяется при использовании, хранении и транспортировании объектов (изделий). Находясь в неисправном состоянии, объект может иметь один или несколько дефектов. В отличие от термина «дефект» термин «неисправность» применяется не ко всем объектам. Так, не называют неисправностями недопустимые отклонения параметров материалов, топлива, химических продуктов.
Различие между исправностью и работоспособностью заключается в том, что работоспособность определяется выполнением основных требований, а исправность — выполнением как основных, так и второстепенных. Поэтому понятие «исправность» шире, чем понятие «работоспособность». Действительно, если прибор исправен, то он обязательно и работоспособен.
Институт экономики, управления и права РГГУ
Юридическая ответственность в публично-правовых отношениях: сб. науч. публикаций / под ред. В.О. Бежанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 199 с.
Юридическая ответственность в публично-правовых отношениях
Сборник научных публикаций Юридического факультета
Вниманию читателей предлагается сборник научных работ профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов по материалам круглого стола кафедры публичного права юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.
Основное внимание уделено проблемам: правового статуса ликвидированной партии; сравнительной характеристики понятий «конституционная ответственность», «публично-правовая ответственность», «политическая ответственность»; коллективной ответственности в избирательном праве, ответственности наблюдателей на выборах, в том числе международных; ответственности государственных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) за вред, причиненный субъектам предпринимательской деятельности; защиты работников аппаратов политических партий.
Для студентов, преподавателей магистрантов, аспирантов, преподавателей образовательных учреждений, интересующихся вопросами юридической ответственности в публично-правовых отношениях.