УДК 343.98
Л. А. Яковлева
ТРАСОЛОГИЯ КАК БАЗОВАЯ НАУКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ УЧЕНИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные положения теории трасологии с точки зрения интеграции и дифференциации научных знаний. Рассмотрен ретроспективный анализ методологических функций трасологии. Изложены основные положения трасологической механоскопии как частной теории трасологии.
Ключевые слова: трасология, система трасологии, механоскопия, интеграция знаний, дифференциация знаний, виды экспертиз.
L. A. Yakovleva
TRASOLOGY AS THE BASIC SCIENCE OF THE FORMATION OF INDEPENDENT EXERCISES
Abstract. The article deals with the conceptual provisions of the theory of trasology in terms of integration and differentiation of scientific knowledge. A retrospective analysis of the methodological functions of trasology is analyzed. The author details core trasology examination as the special theory of trasology.
Keywords: trasology, system trace analysis, trasology examination, integration of knowledge, differentiation of knowledge, types of examinations.
На современном этапе развития трасология является базовой отраслью криминалистической техники, которая достигла высокого уровня развития. Свидетельством тому может стать методологическая роль трасологии, которую она выполняет по отношению ко многим областям научных знаний, поскольку теоретические положения и методы судебной трасологии давно вышли за рамки этой отрасли криминалистического знания [1, c. 59].
На сегодняшний день теория судебной трасологии выполняет методологические функции не только по отношению к иным отраслям криминалистических знаний, но и ряду других знаний, изучающих следы, в которых отображаются процессы материального взаимодействия. Методологические функции выполняют такие концептуальные положения трасологии, как: 1) учение о следовом контакте; 2) учение о механизмах следообразования (понятие следообразования, степень отображения в зависимости от структуры следообразующего и следовоспринимающего объектов и т. п.); 3) классификация признаков, отображающихся в следах [2, с. 96].
Методологическая роль трасологии определяется как своеобразная сердцевина научной деятельности, представляющая собой сложную, дина-
73
мичную и модифицируемую в зависимости от обстоятельств и условий систему методов, приёмов, а также эвристических возможностей, предназначенных для решения задач и проблем науки, разрабатываемой научной тематики. Она является своеобразным компасом и основой научного творчества по многим направлениям.
Внедрение трасологии в различные области знаний не является случайным и объясняется практическими потребностями в получении новой объективной информации о предмете изучения. Этому процессу способствует использование разработанных теоретических подходов и методов трасологии, что приводит к интеграции и дифференциации научных знаний, находящихся на стыке двух и более наук. Процесс дифференциации относительно трасологии можно наблюдать как на межотраслевом, так и на внутриотраслевом уровнях.
Процесс дифференциации на межотраслевом уровне заключается в использовании таких данных трасологии, как трасологическое учение о следах и следообразовании, а также в широком внедрении методов трасологии в различные технические науки.
Так, например, современная геология — обширная область знаний о Земле, её строении и развитии, формировании и размещении полезных ископаемых. Использование основных положений трасологии даёт возможность правильно представить время и особенности формирования нашей планеты, её место в космическом пространстве, позволяет проследить, как эволюционируют недра и земная поверхность вместе с атмосферой, гидросферой, биосферой.
В минералогии с помощью трасологических методов и приёмов, а также отпечатков (реплик) возможно изучение поверхностных характеристик минералов. Исследуя особенности морфологии, становится возможным определение условий осадконакопления, образования песка и пр.
В рамках искусствоведческой трасологии может осуществляться установление целого по частям при реставрационных работах, восстановлении картин, памятников и документов.
Нельзя не упомянуть и археологическую трасологию, где в процессе исследования материальных следов — отображений деятельности людей возможно изучение истории всего человечества и общества в целом. «Вся археология — это трасология», — сказал некогда В. Е. Щелинский [3, с. 251]. И, несмотря на некоторую образность этого выражения, оно является вполне справедливым, поскольку всё, что ищут и исследуют археологи — это материальные «следы прошлого».
Учёные, работающие в вышеперечисленных отраслях знаний, используют общие положения трасологии, методы судебно-трасологических исследований, а также криминалистическую терминологию.
Взаимопроникновение научных знаний в ряде случаев способствует возникновению самостоятельных теорий, на основе которых происходит об-
74
разование самостоятельных научных разделов. Иллюстрацией этому может послужить судебно-медицинская трасология, основными задачами которой являются разработка и практическое применение приёмов и средств, с помощью которых выявляются и фиксируются следы-наложения и следы-повреждения. С этой целью используются методы определения условий и механизма следообразования, идентификации различных объектов по следам-наложениям и следам-повреждениям на одежде и теле человека.
Транспортная трасология подразумевает производство экспертиз и исследований следов транспортных средств; исследования отделившихся деталей и частей транспортных средств; экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств.
Материаловедческую трасологию представляют трасолого-материало-ведческие экспертизы совокупного объекта в случаях механического или термического повреждения. Имеется возможность установления принадлежности частей единому целому. В рамках материаловедческой трасологии проводятся исследования изделий массового производства. Здесь можно назвать также трасолого-волокноведческую экспертизу, с помощью которой возможно решить вопросы наличия контактного взаимодействия предметов одежды и орудия; установления однородного целого.
Известно, что 60—80 гг. ХХ в. знаменуются формированием самостоятельного направления в системе трасологии — микротрасологии. В этом разделе даётся описание новых возможностей экспертных исследований, что в свою очередь, оказывает помощь правоохранительным органам в установлении истины по делу [4, с. 23]. Основной задачей микротрасологии является изучение закономерностей возникновения вещественных доказательств особого рода — микроскопических объектов: микроследов и микрочастиц [5, с. 98].
Особенно эффективными являются микроисследования, проводимые при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Информативными являются исследования обнаруженных микроволокон одежды потерпевшего на транспортном средстве при наезде, стекла автомобиля и частиц лакокрасочного покрытия на потерпевшем или иной преграде, биологических, горюче-смазочных и других образований [6, с. 57].
Помимо этого, многие приёмы и методы микротрасологии нашли своё применение и в более узких областях знаний. Примером тому могут служить политологические исследования, направленные на изучение морфологии пыльцы зерна; литологические исследования, направленные на выявление останков организмов в образцах кернов скважин, различных горных пород и т. д. [7, с. 272].
На базе трасологиии выделилось и такое направление, как трасология в акваториях, представляющая собой науку о следах на воде. Это сравнительно молодая наука, находящаяся в стадии становления и развития, основателем которой является И. Ф. Шишкин. Согласно его теории, научным базисом
75
трасологии в акваториях выступает многообразие взаимодействий следообра-зующих объектов с водной средой, к которым относятся турбулизация поверхностных слоёв водоёмов в жидком агрегатном состоянии, возбуждение в воде волновых процессов, изменение физико-химических свойств воды.
С помощью трасологических методов решаются основные задачи судовой навигации и радиолокации: обнаружение судов, определение их координат и топографического положения, контроль расхождения судов и т. д. Большое значение приобретает возможность решения обозначенных задач в условиях полной маскировки морских объектов в зоне отражений от морского волнения, представляющей опасность в навигационном отношении [8, с. 43].
Представляет собой интерес и такая дифференцированная наука, как спутниковая трасология, идеологами которой являются В. В. Мелентьев, В. И. Черноок, А. А. Старцев и др. [9, с. 142]. Спутниковая трасология представляет собой самостоятельное научное направление, в котором разрабатываются как собственно технические измерительные средства, так и совершенствуются методы тематического дешифрирования информации дистанционных датчиков состояния природных и техногенных сред и объектов. Полученная по результатам исследований информация может быть использована в ходе расследования экологических преступлений [10, с. 68].
На внутриотраслевом уровне процесс дифференциации применительно к трасологии подразумевает внедрение её методов в различные роды (виды) как криминалистических, так и иных судебных экспертиз. Например, в технико-криминалистическую экспертизу документов, в судебно-баллисти-ческую, взрывотехническую, геммологическую, пожарно-техническую и ряд других.
Так, в технико-криминалистической экспертизе документов приемы и методы трасологии могут быть использованы при изучении следов отображения технических средств, при помощи которых были изготовлены документы: оттиски удостоверительных печатных форм, штрихи пишущих приборов, установлении конкретного экземпляра репрографического устройства. Приёмы и методы трасологиии также используются в ходе исследования отображений воздействия различного рода на документ (химического и механического); исследования реквизитов документов; в ходе установления целого по частям; в ходе изучения и идентификации отображений резательных и других средств, а также при исследовании механизма следообразования нанесения штрихов и др. [11, с. 53].
Во взрывотехнической экспертизе трасологические методы используются, как правило, при решении диагностических задач. Например, установление условий при которых произошло событие; установление характеристик объекта или его фактического состояния до взрыва. Помимо этого подобные исследования позволяют установить механизм совершения взрыва; давность образования следов и повреждений, то есть определение последовательности
76
образования следов, возможность их формирования. Перечисленные задачи в таких экспертизах возможно решить методами трасологии в рамках моделирования, реконструкции и ситуационного анализа.
При производстве судебно-баллистических экспертиз используют основные принципы и подходы, принятые в трасологии, терминологию, классификацию следов, технологии непосредственного идентификационного сравнения следов, их описания и иллюстративности. Кроме того, при баллистических экспертных исследованиях используются теоретические основы микротрасологии, включающие изучение механизма следообразования как на уровне макро-, так и микроследов.
Наряду с идентификационными задачами, заключающимися в установлении тождества огнестрельного оружия по пулям и гильзам, решаются и диагностические задачи, среди которых выявление следов частей оружия на стреляных гильзах, установка механизма следообразования в целом, дифференциация первичных следов от рёбер холостых и боевых граней; дифференциация вторичных следов полей нарезов и следов ненарезного самодельного оружия.
При производстве почерковедческих экспертиз также использует общие приёмы и технические средства, в том числе измерительные приборы, принятые в трасологии. Почерковедческая экспертиза не просто исследует след-отображение, а изучает опосредованное отображение функционально — динамического комплекса [12, с. 199]. Здесь ведущее место занимает изучение механизма выполнения (нанесения) буквенных и цифровых изображений, т. е. изучение закономерностей функционально-динамического комплекса, которые отображаются в следе.
Применение методов и приёмов трасологии наблюдается и в специальных родах (видах) экспертиз. К таким относятся экспертиза материалов, веществ и изделий из них (КЭВМИ), почвоведческая, биологическая, видеофонографическая. Так, в КЭВМИ наслоения веществ, могут быть описаны и изъяты с помощью трасологических методов. Произвести оценку имеющихся связей между следами-наслоениями, их диагностической и идентификационной значимости возможно при помощи ситуационного анализа, т. е. различных методов и подходов, используемых в трасологии.
Нельзя не отметить, что процесс выделения самостоятельных отраслей от трасологии имеет для их развития положительное значение. Известно, что ранее объединение в пределах трасологии сведений о многих объектах оправдывалось скудостью информации о каждом из них, поскольку это было единственно возможной формой их сравнительного и совокупного изучения. На сегодняшний день эта система в отношении хорошо изученных объектов оказывает лишь отрицательное влияние и тормозит дальнейшие усовершенствования методик и техник их исследования. Выявляя какие-либо новые свойства исследуемых объектов, расширяя круг решаемых задач, трасология набирает и обобщает экспертную практику, таким образом, накапливая эмпи-
77
рический материал для своего последующего развития, в том числе и для формирования новых частных теорий.
Так, на сегодняшний день в системе самой трасологии научно обеспечено и обосновано выделение самостоятельного научно-практического учения — трасологической механоскопии, включающего в себя свой предмет, объект и методы, позволяющие успешно решать широкий круг специфических задач.
Трасологическая механоскопия в своей методологии основывается на более широкой трактовке понятия «след», подразумевающей любое материальное отображение свойств, вещей и явлений, которое позволяет судить об этих свойствах [13].
Объектами механоскопии выступают сложные механические и электромеханические устройства, используемые при криминальном вскрытии и взломе замков или сигнальных (пломбировочных) устройств, а также для преодоления каких-либо преград. При этом нужно отметить, что просматривается вполне закономерная тенденция — чем сложнее объект экспертного исследования, тем больше существует возможностей для отображения и восприятия информации. Иначе говоря, такой объект (система) способен к восприятию информации извне путём изменения интегративных свойств объекта, благодаря чему возможности фиксации информации о свойствах объекта, образующих след, и механизме следообразования намного выше по сравнению с монолитным предметом.
Особенности восприятия информации сложными объектами (системами) можно пронаблюдать на примере сигнальных (пломбировочных) устройств. После процесса по изготовлению и сборке сигнальные (пломбировочные) устройства представляют собой сложную систему, состоящую из определённого количества сопряжённых, взаимодействующих друг с другом деталей, работа которой в целом не зависит от действий человека. Поэтому нештатные воздействия на них, которые могут привести к изменениям в морфологии как внешних, так и внутренних поверхностей (следы-отображения орудий и инструментов, деформация элементов механизма запирания), нарушению режимов функционирования подвижных деталей (изменений амплитуды движения, очерёдности перемещения), изменению субстанциональных свойств (введение химических веществ, слепочных масс или дополнительной смазки), представляется необходимым считать отображением признаков сле-дообразующего объекта.
На наш взгляд, подход к определению свойств как интегративных свойств объектов исследования, представляет собой отправную точку создания методологии трасологической механоскопии.
С учётом вышеизложенного механоскопия может дефинироваться как самостоятельный раздел трасологии, в котором разрабатываются средства и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов, образуемых, а также воспринимаемых сложными техническими устройствами, функ-
78
ционирование которых преимущественно не определяется действиями человека.
Предмет трасологической механоскопии представляет собой объективные закономерности возникновения и отображения в следах криминалистически значимой информации о взаимосвязанных интегративных свойствах технически сложных следовоспринимающих и следообразующих объектов, а также разработку экспертных методик, направленных на получение достоверных выводных знаний в процессе производства механоскопических экспертиз и исследований, имеющих доказательственное значение для расследования и раскрытия преступлений.
Приведённые выше определения подчёркивают, что механоскопия в качестве самостоятельного научного направления занимает подчинённое положение по отношению к трасологии в целом. Это объясняется тем, что источником информации выступают свойства объектов традиционных трасоло-гических экспертиз. И в то же время объекты механоскопических экспертиз выделяются из множества трасологических благодаря образованию системы теоретических идей, представляющих собой методологию трасологической механоскопии.
Подводя итог изложенному, необходимо ещё раз отметить, что трасология на современном этапе своего развития является научным и методологическим базисом ряда экспертиз как на межотраслевом, так и внутриотраслевом уровнях. Кроме того, сама трасология как наука продолжает непрерывно развиваться, внося существенный вклад и в процесс раскрытия и расследования преступлений.
Список использованных литературы и источников
1. Катонин В. А. Трасологические экспертизы // Экспертная техника. — 2016. — № 1. — С. 58—62.
2. Тхакохов А. А. Система трасологии // Актуальные проблемы современного права: материалы первой региональн. науч.-практ. конф. — Грозный: ФГБОУ ВО «Чечен. гос. унт», 2017. — С. 95—98.
3. Гиря Е. Ю. Следы как вид археологического источника (конспект неопубликованных лекций) / Следы в истории. К 75-летию Вячеслава Евгеньевича Щелинского / Под ред. О. В. Лозовской, В. М. Лозовского, Е. Ю. Гири. — СПб.: ИИМК РАН, 2015. — 272 с. — С. 232—268.
4. Белкин Р. С. Природа экспертизы микрообъектов // Экспертная практика и новые методы исследования. — М., 1983. — Вып. 20. — С. 20—25.
5. Трасологические методы исследования микроследов и микрочастиц: метод. по-соб. для экспертов / под ред. Г. Л. Грановского. — М.: ВНИИСЭ, 1987. — 121 с.
6. Майлис Н. П. Микротрасология: проблемы развития и совершенствования как научного направления // Вестн. ун-та им. О. Е. Кутафина. — 2014. — № 3. — С. 56—60.
7. Балашов Д. Н. Криминалистика: учеб. / Д. Н. Балашов, Н. М. Балашов, С. В. Маликов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — С 503.
8. Шишкин И. Ф., Сергушев А. Г. Трасология — научное направление о следах на воде // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. — 2011. — № 4. — С. 41—43.
9. Спутниковая трасология: опыт использования в интересах маммологии (териологии) для обеспечения безопасности лёдно-ассоциированных морских млекопитающих /
B. В. Мелентьев [и др.] // Изв. ТИНРО. — 2014. — Т. 179. — С. 138—157.
10. Спутниковая трасология: опыт всепогодного РСА обнаружения морских судов и их следов как индикаторов соблюдения норм международного морского и экологического права / В. В. Мелентьев [и др.] // Региональная экология. — 2013. — № 1—2 (34). —
C. 62—69.
11. Справочник криминалиста-документоведа (полиграфия, репрография). — Волгоград: Волгоградская академия МВД России. — 2005. — 112 с.
12. Алексеева Т. А., Ахмедшин Р. Л., Юань В. Л. Полноструктурная модель механизма отражения личности в следах преступления. // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2015. — № 39. — С. 197—203.
13. Яковлева Л. А. Отдельные аспекты трасологической механоскопии // Российский следователь. — 2017. — М.: Юрист, 2017. — № 21. — С. 18—20.