Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционное воспитание / педагогика / методологический подход / личность / воспитательный процесс / corruption / anti-corruption education / pedagogy / methodological approach / personality / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

Представлен научный взгляд на сущность и содержание антикоррупционного воспитания курсантов вузов ФСИН России через призму ряда методологических подходов. Анализ диссертаций российских ученых позволяет автору сделать вывод о наиболее частом обращении исследователей к системному, личностно-ориентированному, аксиологическому и деятельностному подходам, ориентирующим на выстраивание воспитательного процесса сообразно запросам общества, а также личностным и возрастным потребностям обучающихся. Выделяя методологические подходы операционально-практического уровня, автор акцентирует внимание на актуальности предметного, интегративного и институционального подходов, каждый из которых имеет свои специфические основания для применения. Материал статьи может быть использован при конструировании и проведении антикоррупционного воспитания курсантов в ведомственных образовательных организациях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a scientific view on the essence and content of anti-corruption education of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia through the prism of a number of methodological approaches. The analysis of the dissertations of Russian scientists allows the author to conclude about the most frequent appeal of researchers to systemic, personality-oriented, axiological and activity-oriented approaches that focus on building the educational process in accordance with the needs of society, as well as the personal and age needs of students. Highlighting the methodological approaches of the operational-practical level, the author focuses on the relevance of the subject, integrative and institutional approaches, each of which has its own specific grounds for application. The material of the article can be used in the design and implementation of anticorruption education of cadets in departmental educational institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ»

Преподаватель иностранного языка должен уметь поддерживать интерес и мотивацию у студентов на протяжении всего курса обучения. Эту задачу позволяет эффективно решать тщательный подбор материала для занятий. Он должен быть профессионально значимым для будущих специалистов. Студенты старших курсов становятся более прагматичными. Они заинтересованы в укреплении своей мотивации, постоянном расширении профессионального кругозора и опыта.

Творческие задания и приемы вовлекают студенческую аудиторию в конструктивную, созидательную деятельность, развивают их коммуникативные и профессиональные умения.

Тексты для занятий по иностранному языку должны тщательно подбираться и выполнять коммуникативную функцию. Приведем примеры заданий творческого характера для работы с текстами: из слов составьте предложение; закончить высказывание по теме; замените выделенные слова синонимами; составьте устный рассказ на заданную тему; подготовьте доклад; напишите сочинение - рассуждение «Как сделать Татарстан жемчужиной водного туризма» [3, С. 67].

Прием «Why would you... Yes, but...» (Почему бы ... Да, но). Для организации это творческого приема в аудиторных условиях требуется «полет фантазии» у студентов и строгая грамматическая конструкция. Студенты предлагают свои идеи, выстраивая их в диалогической форме. Его можно проводить в виде парной работы.

Прием «635». Шесть студентов предлагают три идеи по определенной теме за пять минут.

Прием проектов. Данный прием ориентирован на создание образовательного продукта студентами. В процессе самостоятельной работы они решают профессиональную задачу, осуществляют сбор необходимой информации, систематизируют ее, анализируют полученные данные. Кроме того, студенты могут выполнять проекты в группах, работать над ними совместно, осуществляя коммуникативное взаимодействие. Тема проекта должна быть связана с будущей профессиональной деятельностью. Она может носить междисциплинарный характер. При выборе темы нужно ориентироваться на интересы и предпочтения студентов. Проекты могут выполняться в разных формах: презентация, статья, устное выступление, коллаж и др. Существуют различные формы презентации проектов: конференция, конкурс, спектакль. Алгоритм работы над проектом включает в себя следующие стадии:

1. Выбор темы проекта.

2. Формирование группы, работающей над проектом.

3. Разработка плана проекта и определение его временных рамок.

4. Распределение заданий среди студентов.

5. Реализация проекта.

6. Оформление итогов работы.

7. Оценивание проектной работы [3, С. 89].

Прием «Up and Down». Преподаватель отбирает ситуации, которые решаются стандартным путем. Задача студентов придумать как можно больше нестандартных путей их решения: «Пассажир пойман за безбилетный проезд - оплата штрафа».

Интерактивные приемы. Это проведение занятий-дискуссий, бесед за круглым столом, мозговой штурм, дебаты. Проблемный характер занятия способствует формированию творческих способностей студентов. Кроме того, преподавателем используются разные формы работы: в парах, в группе или самостоятельно. Студенты приучаются к коллективной мыслительной деятельности.

Выводы. Иностранный язык - это предмет изучения и средство обучения. Он тоже должен способствовать развитию hard skills и soft skills. Для любого туроператора и турагентства творческие способности специалистов, умение решать нестандартные профессиональные задачи становится необходимым условием их конкурентоспособности. Туристические предприятия и фирмы стремятся к расширению своих услуг и продуктов, инновационным решениям, креативным идеям.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого развития. Издание второе. Рекомендовано УМО РФ / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. -М.: Изд. Центр - Академия, 2012. -260 с.

3. Павицкая, З.И. Формы, методы и средства активизации учебной и познавательной деятельности студентов / З.И. Павицкая. - Казань: КВВКУ, 2015. - 127 с.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, доцент Панова Оксана Брониславовна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН

РОССИИ

Аннотация. Представлен научный взгляд на сущность и содержание антикоррупционного воспитания курсантов вузов ФСИН России через призму ряда методологических подходов. Анализ диссертаций российских ученых позволяет автору сделать вывод о наиболее частом обращении исследователей к системному, личностно-ориентированному, аксиологическому и деятельностному подходам, ориентирующим на выстраивание воспитательного процесса сообразно запросам общества, а также личностным и возрастным потребностям обучающихся. Выделяя методологические подходы операционально-практического уровня, автор акцентирует внимание на актуальности предметного, интегративного и институционального подходов, каждый из которых имеет свои специфические основания для применения. Материал статьи может быть использован при конструировании и проведении антикоррупционного воспитания курсантов в ведомственных образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное воспитание, педагогика, методологический подход, личность, воспитательный процесс.

Annotation. The article presents a scientific view on the essence and content of anti-corruption education of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia through the prism of a number of methodological approaches. The analysis of the dissertations of Russian scientists allows the author to conclude about the most frequent appeal of researchers to systemic, personality-oriented, axiological and activity-oriented approaches that focus on building the educational process in accordance with the needs of society, as well as the personal and age needs of students. Highlighting the methodological approaches of the operational-practical level, the author focuses on the relevance of the subject, integrative and institutional approaches, each of which

has its own spécifié grounds for application. The material of the article can be used in the design and implementation of anticorruption éducation of cadets in departmental educational institutions of higher éducation.

Key words: corruption, anti-corruption éducation, pedagogy, methodological approach, personality, educational process.

Введение. На современном этапе развития российского государства одной из важнейших проблем является коррупция, в той или иной мере охватившая многие сегменты государственной и социальной жизни. Природа современной коррупции заключается в стремлении ряда представителей чиновничьего аппарата к незаконному обогащению, которое становится возможным на фоне отхода общества от традиционных ценностей, пробелов в законодательстве, несовершенства правоприменительной практики, а также социальной неопределенности, порождающей у молодых людей неуверенность в стабильности бытия.

По данным официальной статистики в 2022 году (без учета декабря) в стране зафиксирован ущерб от злоупотреблений должностных лиц в размере 45,4 млрд. рублей. За указанный период к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности были привлечены около 1500 сотрудников правоохранительной системы [17]; самым распространенным «чиновничьим» преступлением при этом явилось «получение взятки». Средняя сумма взятки сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС) в последние годы составляет около полумиллиона рублей [17]; в отдельных случаях ее размер существенно выше: зафиксирована взятка руководящему сотруднику УИС в размере 711 млн руб. при строительстве следственного изолятора «Кресты-2» в Санкт-Петербурге [7].

Проблема преодоления коррупции в УИС по-прежнему является актуальной. Отчасти это объясняется тем, что в профессиональной деятельности сотрудников УИС существуют обстоятельства, создающие возможность для действий, позволяющих незаконно извлекать выгоду при реализации определенных должностных функций. В перечне коррупционных правонарушений сотрудников УИС превалирует взяточничество, сопряженное с определенными ситуациями: решением вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных, их переводом из одного пенитенциарного учреждения в другое; незаконным предоставлением осужденным льгот, послаблением режима отбывания наказания, доставкой запрещенных предметов, закупкой продукции у поставщика по завышенным ценам и др.

Традиционно проблема преодоления коррупции решается преимущественно через призму правовых механизмов с преобладающими карательными функциями. В последние годы наблюдается повышенное внимание к антикоррупционному воспитанию как специально организованному, целенаправленному воздействию на личность с целью формирования в обществе неприятия коррупции; специализированной учебно-воспитательной работе, направленной на организацию противодействия коррупции [12, С. 38]. Мы разделяем точку зрения ученых, утверждающих, что воспитание сотрудников УИС будет более успешным на этапе их обучения в вузе [11, С. 3]. Данное обстоятельство актуализирует изучение существующих в педагогической науке методологических подходов в антикоррупционном воспитании студенческой молодежи с целью их продвижения в качестве ориентиров при выстраивании структуры и определении содержания воспитательной работы с курсантами в образовательном процессе вузов ФСИН России.

Изложение основного материала статьи. В педагогике терминологический конструкт «методологический подход» применяется в нескольких значениях: для фиксирования определенной мировоззренческой позиции человека (И.В. Блауберг) [1, С. 6] и для обоснованного представления используемого набора действий, соответствующих форме и условиям реализации определенных принципов [13,С. 55]. Соединение этих двух значений дает возможность воспринимать методологический подход как ориентир, представляющий собой совокупность принципов, определяющих основные направления исследования. Анализ научных трудов, посвященных рассматриваемой проблеме, позволил выявить и описать методологические подходы, связанные с вопросами сущности и путей формирования качеств антикоррупционной личности у будущих сотрудников УИС.

Знакомство с научными трудами позволяет констатировать существование ряда методологических подходов, детерминирующих различные направления исследования проблемы антикоррупционного воспитания сотрудников УИС. При анализе содержания шестидесяти двух диссертаций по научным специальностям 5.8.1 (13.00.01) Общая педагогика, история педагогики и образования и 5.8.7 (13.00.08) Теория и методика профессионального образования нами было получено подтверждение того, что исследования, посвященные рассматриваемой проблеме, осуществляются с точки зрения и в границах определенных подходов; наиболее частыми зафиксированы обращения к системному, личностно-ориентированному, аксиологическому и деятельностному подходам.

Значимым представляется мнение И.В. Блауберга, в соответствии с которым системный подход отражает восприятие изучаемого объекта как системы, то есть, совокупности структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Интегрирование отдельных элементов в единой теоретической модели обеспечивается через представление путей и способов их взаимодействия, основанного на принципах целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды. Системный подход выдвигает задачу обозначения обоснованных принципов, методов и средств изучения объектов, олицетворяющих собой системы; дает возможность естественным образом соединить анализ и синтез; претендует на понимание педагогической действительности как суммы целостностей и комплексов [1, С. 61-64]. В русле такого понимания антикоррупционное воспитание сотрудников УИС представляет собой взаимодействие множества объектов.

Базирование на системном подходе позволило его сторонника представить внутреннюю структуру процесса антикоррупционного воспитания. В частности, М.Л. Мушарацкий связывает его с организацией и реализацией системы педагогической деятельности, направленной на создание оптимальных условий для формирования у сотрудников УИС качеств личности, призванных обеспечивать оптимальный уровень их самопонимания, самоутверждения, самоопределения, самореализации, саморазвития, самооценкии, саморегуляции [10, С. 51]. М.С. Николаев делает акцент на выявлении системы внутренних противоречий, которые свойственны процессу антикоррупционного воспитания, и которые определяют его развитие. К таким противоречиям он относит противоречия между необходимостью проектирования направлений воспитательного процесса и отсутствием изначальной соответствующей мотивации сотрудников УИС; высоким уровнем неприятия коррупции среди сотрудников УИС и отсутствием у них готовности занять жесткую личностную позицию с присущей ориентированностью действовать по удобным и отработанным схемам при решении каких-либо вопросов; необходимостью формирования антикоррупционных качеств и отсутствием системности знаний, позволяющих формировать и развивать навыки неприятия коррупции [11, С. 6]. Ю.А. Дудкин предложил интеграционное описание процесса антикоррупционного воспитания как единого системного объекта [6, С. 68-70], а М.А. Муртузалиева проанализировала внешние связи образовательного учреждения ФСИН России с окружающим его воспитательным пространством и с его компонентами [9, С. 83-86].

Обращение Е.А. Шараповой к системному подходу дало ей возможность исследовать специфику становления воспитательного процесса как системы антикоррупционного воспитания обучающихся через призму соотнесения его актуального состояния с путями дальнейшего развития. К основным характеристикам рассматриваемой системы она

отнесла стратегические задачи, отражающие выявление и интеграцию резервных возможностей воспитательного процесса по формированию антикоррупционных качеств личности обучающегося; тактические аспекты, обращенные на формирование активной и осознанной антикоррупционной позиции у обучающихся в воспитательном процессе; организационно-методическую работу по созданию условий для реализации поставленных задач в учебное и внеучебное время; организацию антикоррупционного воспитания в педагогически оправданных, традиционных для воспитательного процесса условиях, посредством участия обучающихся в вузовских, факультетских мероприятиях, общественной жизни в соответствии с планами воспитательной работы и выполнения общественных поручений [21, С. 92-93]. Резюмируя результаты исследований проблемы антикоррупционного воспитания в русле системного подхода, важно констатировать необходимость использования такой совокупности определенных взаимосвязанных принципов, форм и методов, которая позволяет смоделировать целевые, содержательные, методические и организационные основы, обеспечивающие результативность проводимой воспитательной работы.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом антикоррупционное воспитание молодых людей должно быть направлено, в первую очередь, на их становление как личностей, поскольку этот подход делает акцент на помощи в успешной социализации и адаптации молодежи, усвоении обучающимися базовых социальных норм, формировании позитивного правосознания, осуществлении психолого-педагогического сопровождения молодежи в плане развития способностей при решении разнообразных жизненных проблем [3, С. 19].

Личностно-ориентированный подход в антикоррупционном воспитании обучающихся в образовательных организациях высшего образования правоохранительных органов используется такими исследователями, как Э.С. Будагов, Ю.А. Дудкин, М.Л. Мушарацкий, С.М. Николаев, В. А. Печёнкин, Д.А. Рыбалкин, А.Г. Терещенко, А.Р. Хамдеев и др. Они связывают обращение к данному подходу с необходимостью обоснования личностной и социальной сущности профессиональной подготовки специалистов в ведомственном вузе как воспитательному процессу в особой культурно-образовательной среде, соединяющей в себе личностно значимые цели профессионального воспитания и социальные цели обучающихся. Раскрывая специфику взаимодействия личностно и социально ориентированного направлений в воспитательной системе вуза, ученые подчеркивают, что в современных условиях наблюдаются социокультурные трансформации образовательных организаций, охватывающие все сферы их функционирования, поскольку они детерминированы существенными изменениями в социально-экономической жизни общества. В духе этих преобразований вузы конструируют свою деятельность с учетом того, что содержание ведомственного воспитания направлено на подготовку обучающегося не только как сотрудника УИС, но и как культурного человека, личностные цели которого определяются на основе социальных задач и потребностей курсантов быть полезными обществу и государству [4; 6; 10; 14; 15; 18; 19].

Аксиологический подход утверждает такой характер взаимодействия воспитателя с воспитуемыми, в фокусе которого оказывается целый комплекс жизненно важных ценностей, происходит формирование потребности в их принятии, а также соизмерении с ними своей жизни. Образовательная организация высшего образования призвана вносить свой вклад в побуждение обучающихся к уверенному определению ценностного разнообразия окружающего мира и самоопределению в нем. Уровень сформированности у обучающегося соответствующих способностей выступает одним из ключевых показателей уровня его воспитанности [2, С. 68]. Обращаясь к исследовании рассматриваемой проблемы, большинство авторов применяли аксиологический подход в аспекте признания каждого участника образовательного процесса активным, ценностно мотивированным субъектом деятельности; выстраивания ценностных, осознанных отношений в системе «преподаватель - обучающийся»; создания психологического климата, благоприятствующего получению и закреплению необходимой информации [20, С. 56-57].

В качестве приоритетных ценностей, актуальных для антикоррупционного воспитания, ученые выделяют такие, которые определяют социокультурное значение коррупционно значимых явлений, встроенных в ценностные отношения, и формируются на основе различения человеком добра и зла, истины и лжи, гармонии и хаоса [18, 20]. Следует отметить, что разные авторы, подчеркивая важность ориентации на определенные ценности в ходе антикоррупционного воспитания, по-своему выделяют категории соответствующих ценностей. Можно констатировать наличие двух направлений в выделении видов таких ценностей. Первое направление отражает ценности антикоррупционного воспитания в аспекте его нацеленности на формирование определенных личностных качеств воспитуемых. Например, к числу ценностей антикоррупционного воспитания С.М. Николаев относит личностные качества - честность, осознанность поведения, независимость, ответственность, бескорыстность, рациональность и другие свойства, определяющие устойчивый отказ субъекта от вступления в коррупционные отношения и активное противодействие коррупции [11, С. 14]. В таком же русле выражает свою точку зрения H.A. Штукарев, утверждающий, что ценностный ряд антикоррупционного воспитания связан с формированием у обучающихся чувств, эмоций, взглядов, убеждений, мотивов, интересов и желаний, образующих антикоррупционную направленность личности [22, С. 9]. Другое направление сопряжено с выделением собственно антикоррупционных ценностей, которые рассматриваются как разновидности моральных ценностей права и позволяют осмыслить нравственно-правовую сущность стандартов служебного поведения. К числу таких ценностей отнесены, Легальность, Равенство, Достоинство [8, С. 6].

Ученые, исследующие специфику антикоррупционного воспитания через призму деятельностного подхода, ключевую задачу видят в побуждении обучающихся к активности в качестве участников воспитательного процесса, в ходе которого развивается их потребность в саморазвитии и самореализации. Так, Д.А. Рыбалкин, раскрывая содержание ведущей деятельности курсантов, относит к ней выработку навыков и привычек антикоррупционного поведения на основе организации личного опыта антикоррупционной деятельности, поскольку, это, по его мнению, позволит преодолеть «разрыв между сознанием и поведением личности» [15, С. 76].

Представляется, что наряду с подходами, составляющими гносеологический фундамент антикоррупционного воспитания, следует выделить подходы операционально-практического уровня, которые отражают формат данного вида педагогической деятельности. Анализ научных трудов позволяет констатировать существование следующих таких форматов - предметного, интегративного и институционального.

Сторонники предметного подхода полагают, что антикоррупционное воспитание происходит в ходе изучения специальных дисциплин с антикоррупционным контентом. В ряду таких учебных дисциплин представлен учебный курс «Антикоррупционное образование и воспитание» по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Целью курса является приобретение обучающимися необходимых знаний и навыков при анализе причин и условий, способствующих появлению и росту коррупции в современном государстве, формирование у различных категорий обучающихся антикоррупционного мышления и антикоррупционного поведения [19].

Обращаясь к сфере формирования антикоррупционной позиции, представители интегративного подхода исходят из того, что «все, что необходимо для формирования когнитивной составляющей морального сознания и ее антикоррупционной составляющей, доходчиво представлено в ряде учебных дисциплин, включающих в качестве отдельных разделов антикоррупционную тематику» [16, С. 122]. Интегративные дисциплины обладают достаточным воспитательным

потенциалом для полноценного антикоррупционного воспитания; задача преподавателя состоит в том, чтобы оптимально использовать его. В ряду перспективных средств воспитательного процесса исследователи называют тренинги, объединяющие цели формирования разнообразных положительных качеств человека, позитивное изменение которых призвано решать и задачи антикоррупционного воспитания [16, С. 121-124].

Институциональный подход предполагает, что для формирования качеств антикоррупционной личности необходимым фактором выступает организация жизнедеятельности обучающихся в условиях воспитательного пространства, где приоритетным направлением становится выстраивание справедливых отношений, не допускающих коррупционных проявлений по отношению к участникам сообщества. С.С. Гайдукова предлагает включить данный подход в общую структуру антикоррупционной политики государства, считая, что ему принадлежит особая миссия по воспитанию будущего страны. Институциональный подход, по ее мнению, реализуется через взаимодействие образовательных учреждений, молодежных клубов и общественных организаций, творческих союзов, союзов предпринимателей, органов юстиции и охраны правопорядка для решения задач антикоррупционного воспитания [5, С. 34-36].

Каждый из описанных форматов реализации антикоррупционного воспитания имеет определенные преимущества. По нашему мнению, наиболее действенным является институциональный подход, ориентированный, в первую очередь, на овладение молодыми людьми социально-правовым опытом. Освоение антикоррупционного пространства определенного институционального уровня создает предпосылки для антикоррупционного поведения в других сообществах, независимо от их институциональной принадлежности.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что в теории и практике антикоррупционного воспитания как особого направления воспитательной работы, используется ряд методологических подходов. Композиционное построение рассмотренных методологических подходов включает два уровня. Первый из них - концептуальный - предусматривает выделение базовых теоретических идей, которые составляют познавательно-оценочный фундамент исследовательской деятельности. Второй - операционально-практический - ориентирует на разработку и применение в ходе осуществления такой деятельности целесообразных, адекватных ее теоретическому контенту способов и форм реализации.

Исходя из анализа научной литературы к наиболее востребованным подходам мы относим: на концептуальном уровне

- системный, личностно-ориентированный, аксиологический и деятельностный подходы; на операционально-практическом

- предметный, интегративный и институциональный. Каждый из этих подходов имеет свои специфические основания для реализации. Базирование на определенных методологических подходах позволяет специалистам в области воспитания более успешно решать практические задачи, поскольку вооружают современных педагогов научно обоснованными средствами, обеспечивающими наиболее эффективное и быстрое достижение результативности антикоррупционного воспитания.

Литература:

1. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - Москва: Наука, 1973.-270 с.

2. Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики / М.В. Богуславский // Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 62-87

3. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -2001.-№1.-С. 17-24

4. Будагов, Э.С. Психолого-правовые механизмы формирования антикоррупционной компетентности сотрудников УВД: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.06 / Будагов Эдуард Суренович. - Москва, 2012. - 185 с.

5. Гайдукова, С.С. Антикоррупционное воспитание в системе педагогического вуза / С.С. Гайдукова // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект: материалы всероссийской научно-практической конференции / под общ. Ред. Т.С. Анисимовой. - Славянск-на-Кубани: Фил. Кубанского гос. ун-та в г. Славянск-на-Кубани, 2016. - С. 34-36

6. Дудкин, Ю.А. Формирование правового мировоззрения курсантов в образовательном процессе вузов МВД России: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дудкин Юрий Андреевич. - Воронеж, 2018. - 219 с.

7. Зарембо, И. Экс-замначальника УФСИН обвинили во взятках при строительстве «Крестов» / И. Зарембо // РИА НОВОСТИ, 2019. - 07 ноября). - URL:// https://ria.ru/20191107/1560676240.html (дата обращения: 11.11.2023)

8. Матвеев, П.Е. Моральные ценности права: автореферат дис. ... д-ра. филос. наук:: 09.00.05 / Матвеев Павел Евлампиевич. - Москва, 2007. - 43 с.

9. Муртузалиева, М.А. Педагогические условия формирования правовой культуры студента сельскохозяйственного вуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Муртузалиева Марьям Ахмедовна. - Махачкала, 2018. - 217 с.

10. Мушарацкий, М.Л. Формирование профессионально-нравственной позиции курсантов ведомственных вузов средствами практикоориентированных проектов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Мушарацкий Михаил Львович. -Казань,2020.- 190 с.

11. Николаев, С.М. Антикоррупционное образование сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореферат дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Николаев Сергей Михайлович. - Ярославль, 2023. - 39 с.

12. Панова, О.Б. Ситуации правового выбора в аспекте антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе: учебное пособие / О.Б. Панова; Федеральная служба исполнения наказаний, Вологодский институт права и экономики Вологда: ВИПЭ ФСИН России. - 2018. - 112 с.

13. Петров, А.Ю. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А.Ю. Петров // Aima mater. Вестник высшей школы. - 2005. - № 2. - С. 54-58

14. Печёнкин, В.А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.06 / Печёнкин Владимир Александрович. - Москва, 2012. - 212 с.

15. Рыбалкин, Д.А. Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Рыбалкин Дмитрий Александрович. - Казань, 2015.-195 с.

16. Савченков, В.И. Технологичность интегрированного антикоррупционного воспитания / В.И. Савченков // Вопросы педагогики. -2019. - № 10. - С. 121-124

17. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2022 года. Статистика по коррупции в России по данным МВД за 2022 год. - URL:// https://komiss-korrup.ru/cTaTHCTHKa-no-Koppyn4HH-B-2022-rofly/ (дата обращения: 11.11.2023)

18. Терещенко, А.Г. Методологические аспекты исследования военно - педагогического образования тенденции его современного развития: монография / А.Г. Терещенко; Военный учеб.-науч. центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная акад. им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». - Воронеж: ВВА, 2013. - 166 с.

19. Хамдеев, А.Р. Педагогическое обеспечение формирования антикоррупционной культуры студентов вуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Хамдеев Айдар Рузалинович. - Казань, 2015. - 200 с.

20. Черниговский, В.Н. Формирование профессионально-нравственной позиции курсанта в образовательном процессе вуза МВД России: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Черниговский Владимир Николаевич. - Воронеж, 2019. - 179 с.

21. Шарапова, Е.А, Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Шарапова Елена Алексеевна.-Краснодар, 2016. - 180 с.

22. Штукарев, H.A. Формирование антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции: автореферат дисс. ... канд. пед.наук: 5.8.7 / Штукарев Никита Андреевич.-Челябинск.-2022,-26 с.

Педагогика

УДК 378.016

кандидат физико-математических наук, доцент Панчищина Валентина Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат физико-математических наук Казакова Виктория Евгеньевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты актуальной проблемы разработки содержания оценочных средств для выявления уровней сформированности профессиональных компетенций у будущих учителей математики. Обоснована необходимость выделения фундаментального ядра при формировании оценочных средств, описаны результаты экспериментальной проверки уровня сложности и оптимальности выбора студентами способов решения рассматриваемых заданий.

Ключевые слова: фундаментализация образования, математическое образование, компетентностный подход, профессиональные компетенции, будущий учитель математики, оценочные средства.

Annotation. The article discusses the theoretical and practical aspects of the actual problem of developing the content of evaluation tools to identify the levels of formation of professional competencies of future teachers of mathematics. The necessity of allocating a fundamental core in the formation of evaluation tools is substantiated, the results of experimental verification of the level of complexity and optimality of the choice of methods for solving the tasks under consideration by students are described.

Key words: fundamentalization of education, mathematical education, competence approach, professional competencies, future mathematics teacher, evaluation tools.

Введение. Известно, что на разных этапах развития отечественного образования и педагогической науки именно университетскому образованию отводится особая роль в профессиональной подготовке педагога. Повышение качества подготовки современного педагога в последние годы связывается с необходимостью широких изменений в педагогическом образовании. На первом этапе внедрения в практику высшей школы образовательных стандартов третьего поколения в качестве важного компонента модернизации педагогического образования ученые выделяли перестройку его содержания, «ориентированную на широту образования педагогов, фундаментальность и практико-ориентированность университетского образования, баланс эрудиции и глубины освоения отдельных областей знания» [3, С. 13].

Сегодня при обсуждении проблем создания и внедрения ФГОС 3++ педагогического образования специалисты подчеркивают, что «...приоритетом в профподготовке остается формирование фундаментальных системных знаний и практико-ориентированных умений» [4,С. 47].

Анализируя проблемы становления новой дидактики высшего образования в XXI веке, И.Ю. Тарханова в качестве одного из новых регуляторов системы высшего образования выделяет описание его результатов в терминах компетенций. Действие такого регулятора в аспекте содержания компетенций и выявления уровней их сформированности определяет новые подходы к организации образовательного процесса в вузе. «В логике компетентностного подхода ... основу конструирования дидактических средств составляет понимание того, что компетенции формируются не в виде «преподавания на предметно-содержательном уровне, а за счет их систематического интегрирования в целостный образовательный процесс через содержание, технологии и средовые факторы», - пишет И.Ю. Тарханова [7, С. 47, 50].

Возникает вопрос о том, как сконструировать контрольные задания, результаты выполнения которых позволяли бы говорить об уровне профессиональной готовности будущего учителя математики. Целью настоящей статьи является представление одного из вариантов разработки содержания оценочных средств и обоснования необходимости выделения фундаментального ядра при исследовании уровней сформированности профессиональных компетенций у будущих учителей математики.

Изложение основного материала статьи. Выделяя роль математики во многих теоретических и прикладных сферах деятельности, ученые отмечают важное значение фундаментализации образования. «...Крайне важно обеспечить фундаментальный опережающий характер математического образования, в том числе и прежде всего в педагогических вузах. Их выпускники в дальнейшем должны будут не просто транслировать определенную предметную учебную информацию, а координировать образовательные траектории согласно максиме обучения в течение всей жизни...», - пишут Е.А. Перминов, Д.Д. Гаджиев, М.М. Абдуразаков [5, С. 86].

По мнению специалистов, «ключевым моментом при обучении студентов в педагогическом вузе является согласование или оптимизация взаимодействия фундаментальной и профессиональной составляющей в общей структуре педагогической подготовки». При этом улучшение подготовки учителя математики определяется необходимостью «структурирования содержания математической подготовки в направлении усиления его школьного и фундаментального компонентов» [6, С.11, 49].

В условиях компетентностного подхода остается актуальным поиск разных путей решения вопроса о роли фундаментальных знаний в общей структуре профессиональной компетентности будущих педагогов. Анализируя проблемы интеграции личностного и компетентностного подходов в образовании, ученые отмечают, что «фундаментальность образования должна быть сохранена посредством выделения системного инварианта каждой науки, её основных структурных блоков, которые должен усвоить каждый обучающийся независимо от профиля его обучения или профессиональной подготовки» [1, С. 55]. Для системы профессиональной подготовки будущих педагогов важное значение имеет разработка новых подходов к формированию образовательных результатов и к способам их оценки в условиях компетентностного подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.