Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНОГО УЧЕБНОГО КУРСА В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНОГО УЧЕБНОГО КУРСА В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / инженерное образование / дизайн подход в образовании / педагогический дизайн / проектирование учебного курса / проектирование учебного плана / универсальный педагогический дизайн.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Л. В., Логунова Н. Ю.

Усложнение научного знания в условиях цифровой трансформации определяет актуальность исследований новых подходов в проектировании образовательных программ и учебных курсов. На сегодняшний день распространение получает дизайн подход в образовании, представляющий собой систематизированный процесс создания образовательных решений, направленных на формирование условий для максимальной вовлеченности обучающихся в учебный процесс. В основе данной методологии лежат принципы, позволяющие создать адаптивную образовательную среду на основе гибкого планирования, с учетом индивидуальных особенностей, ресурсов и ограничений каждого обучающегося. Данная работа вносит свой вклад в понимание идеи педагогического дизайна и содержит общие рекомендации по применению этих принципов в проектировании гуманитарного учебного курса в рамках магистерских образовательных программ инженерных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНОГО УЧЕБНОГО КУРСА В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-212-215 NIION: 2018-0076-5/22-687 MOSURED: 77/27-023-2022-5-886

ФОКИНА Людмила Викторовна,

к.ф.н., доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Московского государственного университета пищевых производств, e-mail: fokinalv@mgupp.ru

ЛОГУНОВА Нина Юрьевна,

кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники пищевых производств Московского государственного университета

пищевых производств, e-mail: logunova@mgupp.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНОГО УЧЕБНОГО КУРСА В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Усложнение научного знания в условиях цифровой трансформации определяет актуальность исследований новых подходов в проектировании образовательных программ и учебных курсов. На сегодняшний день распространение получает дизайн подход в образовании, представляющий собой систематизированный процесс создания образовательных решений, направленных на формирование условий для максимальной вовлеченности обучающихся в учебный процесс. В основе данной методологии лежат принципы, позволяющие создать адаптивную образовательную среду на основе гибкого планирования, с учетом индивидуальных особенностей, ресурсов и ограничений каждого обучающегося.

Данная работа вносит свой вклад в понимание идеи педагогического дизайна и содержит общие рекомендации по применению этих принципов в проектировании гуманитарного учебного курса в рамках магистерских образовательных программ инженерных направлений.

Ключевые слова: высшее образование, инженерное образование, дизайн подход в образовании, педагогический дизайн, проектирование учебного курса, проектирование учебного плана, универсальный педагогический дизайн.

METHODOLOGICAL APPROACHES OF INSTRUCTIONAL DESIGN IN DESIGNING A HUMANITARIAN COURSE IN ENGINEERING EDUCATION

Annotation. The complication of scientific knowledge in the context of digital transformation determines the relevance of research on new approaches in the design of educational programs and training courses. Today, the design approach in education is spreading, which is a systematic process of creating educational solutions aimed at creating conditions for the maximum involvement of students in the educational process. This methodology is based on principles that allow creating an adaptive educational environment based on flexible planning, taking into account the individual characteristics, resources and limitations of each student.

This work contributes to the understanding of the idea of pedagogical design and contains

FOKINA Lyudmila Viktorovna,

PhD, Associate Professor, Moscow State University of Food Production

LOGUNOVA Nina Yuryevna,

PhD, Associate Professor, Moscow State University of Food Production

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

general recommendations on the application of these principles in the design of a liberal arts curriculum within the framework of master's degree programs in engineering.

The purpose of this article is to present the experience of applying the methodological approaches of pedagogical design in the design of a curriculum to understand the role and functions of humanitarian knowledge in engineering education.

Key words: higher education, engineering education, design approach in education, instructional design, curriculum design, universal design for learning.

Введение

Одной из первостепенных задач образования в цифровую эпоху является создание образовательных решений, направленных на всестороннее развитие человека с учетом его способностей, интересов и ограничений [1; 2].

В российских и зарубежных вузах получили развитие концептуальные подходы к формированию комфортной и безопасной образовательной среды, позволяющей каждому обучающемуся быть вовлеченным в учебный процесс. В этом контексте акцент в проектировании образовательных программ и учебных курсов смещается от стандартизированных требований на личность обучающегося и его потребности [3, с. 6 - 10].

Данный подход нашёл отражение в идеях педагогического дизайна (англ. InstructionaЮe-sign, Ю), который в практической плоскости рассматривается как систематический процесс проектирования эффективной образовательной среды (Stefaniak and Xu 2020)[7].

В фокусе такого понимания разрабатываются различные модели педагогического дизайна, представляющие собой инструменты концептуализации и управления обучением. Универсальность принципов Ю даёт возможность адаптировать их к требованиям федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования.

В этой связи, мы представляем свой опыт проектирования учебного курса «Философия науки и техники» на основе подходов педагогического дизайна. Данный курс входит в обязательную часть подготовки магистров по инженерным направлениям в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный университет пищевых производств» (ФГБОУ ВО «МГУПП») и выполняет важную функцию в структуре образовательных программ, поскольку обеспечивает развитие логического мышления, критической рефлексии, позволяет понять эвристическую роль гуманитарного знания.

Методология

Теоретическая основа. В основе построения образовательный среды мы рассматриваем один из наиболее широко применяемых подходов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

в педагогическом дизайне ADDIE (акроним по первым буквам английского алфавита слов: analysis (анализ), design (проектирование), development (разработка), implementation (внедрение), evaluation (оценка). Данный подход представляет собой циклический процесс, где основными его этапами являются: 1) анализ целевой аудитории; 2) проектирование учебных программ (в английском варианте чаще именуется «LearningDesign, LD» («дизайн обучения»); 3) разработка учебных материалов; 4) внедрение учебного курса в образовательный процесс; 5) оценка его эффективности (StefaniakandXu 2020)[7].

Инструментом анализа (этап 1) потребностей обучающихся явилась мотивационная модель ARCS-V(акроним по первым буквам английского алфавита слов «внимание», «уместность», «уверенность», «удовлетворение», «воля»), предложенная Дж. Келлером [4]. В основе этой модели лежат принципы анализа мотивации, на основе которых преподаватели внедряют педагогические решения, повышающие познавательный интерес и целеустремленность обучающихся.

При проектировании (этап 2) учебной программы и разработке (этап 3)учебных материалов мы ориентировались на комплексный подход в организации комфортной, адаптивной образовательной среды, предложенный Д. Роузом и Э. Мейер [6]. Данная модель, универсальный педагогический дизайн (англ. UniversalDesignforLearn-ing, UDL), используется при формировании гибких, адаптивных учебных программ на основе цифровых инструментов. На этапе внедрения (этап 4) обучающимся предоставляется возможность самостоятельно определиться в выборе средств и форм обучения, исходя из собственных интересов и возможностей. Помимо такой вариативности, данная идея позволяет интегрировать в преподавание различные педагогические решения, c учетом конкретных требований [5].

Оценка эффективности учебного курса проводилась на основе принятой в вузе балльно-рей-тинговой системе в рамках промежуточной аттестации, а также в процессе наблюдения и текущей оценки работы студентов на практических занятиях.

Участники. Курс «Философия науки и техники» преподается в ФГБОУ ВО «МГУПП» на пер-

вом курсе образовательных программ магистратуры инженерных направлений в объеме 2 з.е. Среди обучающихся выпускники российских вузов по программам бакалавриата различных профилей, в т.ч. и иностранные граждане. Обучение у преподавателей, применявших указанную методологию при проектировании курса, прошли 202 человека, в т.ч. 74 человека, обучающихся на очной форме.

Процедура. Цифровая образовательная среда организована на основе ресурсов LMSe-1еаттд МГУПП, где представлен цифровой контент учебного курса. Практические занятия проводились в учебных аудиториях вуза, лекции проходили в онлайн, с использованием видеокон-ференцсвязи в GoogleMeet. Постоянная обратная связь с обучающимися была организована на форуме в е-1еаттд, а также в чате общей группы в WhatsApp. Промежуточная аттестация проходила в очном формате.

Результаты

Этап 1. С целью выявления мотивационных проблем обучающихся был проведен опрос, организованный на основе рекомендаций ARCS-V [4].

Ответы магистрантов в рамках опроса, в основном, сводились к возможности использовать полученный на курсе опыт в написании научно-исследовательских работ (более 80% опрошенных), а также в возможности изучать материалы курса в асинхронном режиме. Помимо этого, обучающи-

Этап 3. Процесс разработки материалов курса можно представить следующим алгоритмом, ориентируясь на содержание блоков маршрутной карты.

А1. В первую очередь, важно определить условия, при которых будет обеспечен постоянный доступ обучающихся к материалам курса, в т.ч. к онлайн-занятиям, а также составить кален-дарно-тематический план.

еся предложили при рассмотрении отдельных тем ориентироваться на их профессиональный опыт.

Таким образом, мы сформулировали для себя задачи, которые были положены в основу мотивационных стратегий: использовать проблемный подход в обучении; включить в практические и самостоятельные работы кейсы современных исследований; в рамках самостоятельной работы ориентироваться на международные наукометрические базы данных Web of Science, Scopus.

Этап 2. Проектирование учебного плана курса мы осуществляли на основе рекомендаций Сеnter"forAppliedSpecialTechnology - CAST1 [5]. Нашей задачей стало формирование карты учебной дисциплины, которая наглядно представляет собой матрицу их девяти блоков (табл. 1).

В верхних ячейках, в горизонтали, указаны принципы построения универсальной образовательной среды на основе UDL:

1. Вовлечение (мотивация);

2. Представление информации;

3. Взаимодействие.

В вертикальных ячейках отмечены условия и формы учебной деятельности: А) обеспечение доступа; Б) обеспечение практической деятельности (на лекциях и практических занятиях); В) обеспечение самостоятельной работы.

На пересечении этих ячеек представлены обеспечивающие ресурсы и виды учебной работы, содержание которых может модифицироваться в процессе изучения курса.

Б1. Далее. Выделить проблемы, на которых следует сделать акцент при изучении курса (проблемный подход), привести примеры ассоциаций с профессиональной деятельностью, которые актуализируют результат изучения темы; объяснить методы наукометрии и возможности их использования в анализе научной информации.

В1. Сформулировать методические рекомендации по самостоятельной работе, где ука-

Таблица 1

Тема «...» 1. Вовлеченность, Мотивация 2. Представление информации 3. Взаимодействие

А) Обеспечение доступа А1 А2 A3

Б) Обеспечение практической деятельности Б1 Б2 Б3

В) Обеспечение самостоятельной работы (саморегулирование) В1 В2 В3

1 https://udlguidelines.cast.org/engagement/self-regulation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

заны контрольно-оценочные мероприятия и другие возможности поощрения обучающихся за качество учебной деятельности (предложить подготовить эссе в контексте ВКР бакалавра).

А2. Осуществить подбор и систематизацию ресурсов, необходимого контента для теоретической части.

Б2. Представить ресурсы и контент для практической части, в т.ч. электронные ресурсы тематических кейсов, варианты философских текстов или их фрагментов, объяснить возможности использования баз данных и баз знаний для изучения дисциплины.

В2. Обеспечить представление информации для самостоятельной работы в виде тестов для самопроверки, инструкций по созданию и работе документов в цифровой среде.

А3. Создание условий для взаимодействия и коммуникации на теоретических занятиях. Создание общих чатов в е-1еаттд, в WhatsApp, других мессенджерах и социальных сетях.

Б3. В рамках выполнения практической работы осуществление администрирования и поддержки общих чатов.

В3. В рамках самостоятельной деятельности определение форм и видов совместной работы и обеспечивающих ресурсов.

Этап 4. Проведение занятий, корректировка содержания тем, внедрение новых цифровых инструментов и ресурсов, исходя из учебного опыта обучающихся.

Этап 5. Оценка эффективности курса измерялась в ходе промежуточной аттестации. Более 50% магистрантов получили оценку 80 баллов и выше, что позволяет сделать вывод об успешности применения такого подхода. Часть работ отличается высокой оригинальностью и рекомендована к включению в план публикации кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин» ФГБОУ ВО «МГУПП».

Заключение

Подводя итог, можно отметить эффективность концептуальных подходов педагогического дизайна в повышении мотивации студентов к обучению. Применение модели ADDIE при проектировании учебного курса позволяет на каждом этапе применять инструменты создания адаптивной образовательной среды с учетом имеющихся ресурсов и ограничений. Сосредоточив фокус преподавания на деятельности обучающихся, возможно модифицировать учебную программу, с учетом вновь возникающих запросов. Наш курс был обогащен идеями магистрантов, плодотворность которых обеспечена расширением способов вовлеченности в учебный процесс, вариативностью представления информации и постоянным взаимодействием.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Список литературы:

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Официальный портал интернет-правовой информации // http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 18.03.2022).

[2] Официальный сайт ЮНЕСКО // http // https://en.unesco.org. (дата обращения: 18.03.2022).

[3] Другова Е.А. Передовые технологии, трансформирующие образование, аналитический обзор прошедшей конференции: сб. тезисов Меж-дунар. конф. по передовым технологиям обучения EdCrunch - Томск 2020. 2 - 4 декабря 2020 г. / отв. ред. Е.А. Другова. - С. 6-10.

[4] Keller, JohnM. 2016. "Motivation, Learning, and Technology: Applying the ARCS-V Motivation Model". Participatory Educational Research 3(2):1-15. DOI: 10.17275/per.16.06.3.2.

[5] Meyer, Anne, David H. Rose, and David Gordon. 2014. "CAST: Universal Design for Learning: Theory & Practice". CAST Professional Publishing.

[6] Rose, D.H., and A. Meyer. 2000. "Universal Design for Individual Differences". Educational Leadership 58(3).

[7] Stefaniak, Jill, and Meimei Xu. 2020. "An Examination of the Systemic Reach of Instructional Design Models: A Systematic Review". TechTrends 64(5):710-19. DOI: 10.1007/S11528-020-00539-8

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossi-jskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ. Oficial'nyj portal internet-pravovoj informacii // http://pravo.gov. ru/ (data obrashcheniya: 18.03.2022).

[2] Oficial'nyj sajt YUNESKO // http // https:// en.unesco.org. (data obrashcheniya: 18.03.2022).

[3] Drugova E.A. Peredovye tekhnologii, trans-formiruyushchie obrazovanie, analiticheskij obzor proshedshej konferencii: sb. tezisov Mezhdunar. konf. po peredovym tekhnologiyam obucheniya EdCrunch - Tomsk 2020. 2 - 4 dekabrya 2020 g. / otv. red. E.A. Drugova. - S. 6-10.

[4] Keller, John M. 2016. "Motivation, Learning, and Technology: Applying the ARCS-V Motivation Model". Participatory Educational Research 3(2):1-15. DOI: 10.17275/per.16.06.3.2.

[5] Meyer, Anne, David H. Rose, and David Gordon. 2014. "CAST: Universal Design for Learning: Theory & Practice". CAST Professional Publishing.

[6] Rose, D.H., and A. Meyer. 2000. "Universal Design for Individual Differences". Educational Leadership 58(3).

[7] Stefaniak, Jill, and Meimei Xu. 2020. "An Examination of the Systemic Reach of Instructional Design Models: A Systematic Review". TechTrends 64(5):710-19. DOI: 10.1007/S11528-020-00539-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.