Научная статья на тему 'Методологические подходы к созданию и развитию конкурентной среды в промышленности России'

Методологические подходы к созданию и развитию конкурентной среды в промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / СОЗДАНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ / МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ / МЕТОДЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ / COMPETITIVENESS / COMPETITION ENVIRONMENT / THE METHODS OF ENGINEERING AND ADMINISTRATION OF COMPETITION ENVIRONMENT / FORMATION OF COMPETITION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Надежда Александровна

Статья посвящена поиску путей развития конкуренции в промышленности посредством создания и администрирования конкурентной среды. Рассматриваются структура и особенности конкурентной среды промышленных предприятий; принципы формирования конкурентной среды, обеспечивающие результативность и эффективность протекающих в ней конкурентных процессов; методы создания и администрирования конкурентной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчаренко Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological approaches to development and management of competition environment in Russian industry

The article is devoted to problems of organization and management of competition process by the use of engineering and administration of competition environment. The author consider questions of structure and features of competition environment in industry; principles of formation of competition environment; the methods of engineering and administration of competition environment.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к созданию и развитию конкурентной среды в промышленности России»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

НА. ОВЧАРЕНКО

Надежда Александровна ОВЧАРЕНКО — кандидат экономических наук, доцент, докторант СПбГУЭФ.

В 1998 г. окончила Кубанский государственный университет. Автор 46 публикаций.

Сфера научных интересов — экономика, организация и управление

промышленными предприятиями, отраслями и комплексами. ^ ^ ^

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Российская промышленность сегодня остро нуждается в коренной модернизации существующих методов, инструментов и механизмов управления на основе внедрения базовых принципов рыночного хозяйствования с использованием современной методологии, обеспечивающей результативность и экономическую эффективность их применения в деятельности российских промышленных предприятий, отраслей, комплексов [3]. Один из таких принципов — конкуренция, обеспечивающая непрерывное поступательное развитие рыночных экономических систем, а также реальный селективный эффект, выраженный в элиминации недобросовестных и неэффективных участников рынка.

В российской промышленности, архитектура которой создавалась для деятельности в совершенно другой экономической среде, конкуренция и конкурентные процессы до сих пор остаются плохо управляемым феноменом. Управление ими строится по инерционному принципу на основе, с одной стороны, излишней централизации управленческих функций в лице Федеральной антимонопольной службы, а с другой — дробления и даже противопоставления управленческих полномочий между отраслевыми министерствами и ведомствами. Исходным пунктом активизации конкурентных процессов в промышленности страны должно стать создание, а впоследствии непрерывная модернизация конкурентной среды, что обеспечит результативное и эффективное использование инструментов и методов конкуренции в деятельности промышленных предприятий.

Конкурентная среда в современных условиях становится объектом стратегического управления, обеспечивающим результативность и эффективность управляемых конкурентных процессов [4]. Использование конкуренции в качестве базового элемента организации хозяйственной деятельности в промышленности страны должно иметь количественные цели, выраженные в приросте результативности и эффективности народнохозяйственной системы, что возможно на основе создания и постоянной модернизации конкурентной среды как носителя конкретных отношений. Проблемой является создание такой конкурентной среды, которая обеспечивала бы для ее участников реальные стимулы: к повышению эффективности использования ресурсов, обеспечивающему устойчиво растущий уровень благосостояния нации; росту объемов производства важнейших видов промышленной продукции; обеспечению экономической эффективности и конкурентоспособности участников конкурентной среды; к внедрению инноваций и совершенствованию бизнес-моделей промышленных предприятий.

ГРНТИ 06.52.17 © Н.А. Овчаренко, 2011

складывающейся конкурентной среде

Рис. 2. Структура конкурентной среды промышленных предприятий на макроуровне

Процесс конкуренции промышленных предприятий в управляемой и стихийно складывающейся конкурентной среде представлен на рис. 1. В случае концентрации административных функций в единой структуре государственного управления промышленностью страны создание и регулирование конкурентной среды — ее важнейшие функции. При отсутствии устойчивого тренда роста конкурентоспособности в промышленном секторе становится однозначной оценка государственного управления конкуренцией. И наоборот, устойчивый рост результативности и эффективности промышленных предприятий, рост их корпоративной и отраслевой конкурентоспособности на внутреннем рынке, увеличение объемов экспорта важнейших видов промышленной продукции являются индикаторами качества стратегического управления конкурентными процессами посредством изменения параметров конкурентной среды промышленных предприятий. Структура конкурентной среды промышленных предприятий на макроуровне охарактеризована на рис. 2, на микроуровне — на рис. 3.

Из рис. 2 видно, что, несмотря на декларирование принципа конкуренции в организации хозяйственных связей в рыночной модели хозяйствования, не все транзакции, осуществляемые на рынке между промышленными предприятиями и их потребителями, носят конкурентный характер. Это может быть связано как с особенностями конкурентной среды, например с вертикальной интеграцией в рамках промышленного комплекса, так и с целенаправленной деятельностью промышленных предприятий по обеспечению лояльности своих покупателей на основе рыночных и уникальных конкурентных преимуществ. Исследователи проблем конкуренции делают значимую методологическую ошибку, рассматривая в качестве объема рынка важнейшего вида промышленной продукции все транзакции, имеющие место на рынке, в то время как необходимо четко дифференцировать конкурентный и неконкурентный секторы рынка, оценивая их размеры и особенности функционирования. В этом случае повышается объективность управленческой оценки благоприятности конкурентной среды, емкости и основных особенностей рынков сбыта, повышается качество прогнозирования результативности и эффективности конкурентных стратегий промышленных предприятий.

Контактные аудитории непосредственного администрирования конкуренции

Рис. 3. Конкурентная микросреда промышленных предприятий

Существование неконкурентного сектора в работе промышленных предприятий может стать следствием роста их конкурентоспособности. Покупатели становятся лояльными под воздействием таких управленческих воздействий, как программы лояльности, личные знакомства топ-менеджеров, опыт сотрудничества и других, абсолютно нерыночных факторов. При этом неконкурентный сектор, обеспечивающий безубыточность предприятия, может считаться для предприятия благом, поскольку позволяет организовать поисковую и инновационно-конкурентную деятельность даже при наличии вероятности полной потери вложенных в них ресурсов. В неуправляемой конкурентной среде даже самое добросовестное и конкурентоспособное предприятие может быть вытеснено с рынка и ликвидировано вследствие, например, циклических колебаний экономики или антиконкурентных действий контактных аудиторий. Задачей же стратегического управления конкурентными процессами в промышленности страны являются создание и администрирование такой конкурентной среды, которая, с одной стороны, обеспечивала бы естественный селективный отбор вследствие постоянной конкурентной активности промышленных предприятий, а с другой — поддерживала предпринимательскую инициативу, позволяла предприятиям устойчиво развиваться, принося тем самым экономический эффект народнохозяйственной системе страны.

Нами предлагаются следующие принципы формирования конкурентной среды, обеспечивающие результативность и эффективность протекающих в ней конкурентных процессов.

1. Обеспечение высокого уровня удовлетворения конкурентного потребительского спроса (по критерию максимума цены/качества) за счет российских производителей важнейших видов промышленной продукции, импортозамещения.

2. Обеспечение минимума непроизводительных (не относящихся к конкурентной деятельности) затрат ресурсов в деятельности промышленных предприятий.

3. Обеспечение минимума уровней управления конкурирующими промышленными предприятиями и минимизация управленческих расходов.

4. Обеспечение полного охвата экономически эффективных сегментов конкурентного платежеспособного спроса.

5. Обеспечение максимума поисковой и инновационной конкурентной активности, угнетение и дисквалификация конкурентно пассивных предприятий.

6. Стимулирование конкурентного поведения покупателей.

7. Предотвращение антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов и контактных аудиторий, последовательная и результативная борьба с его проявлениями, адвокатирование этой деятельности.

8. Предотвращение недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов и контактных аудиторий, последовательная и результативная борьба с его проявлениями, адвокатирование этой деятельности.

9. Обеспечение непрерывного воспроизводства и развития конкурентных процессов в промышленности страны.

Система методов создания и администрирования конкурентной среды промышленных предприятий охарактеризована в табл. 1.

Таблица 1

Система методов создания и администрирования конкурентной среды промышленных предприятий

Группа методов Вид методов

Методы создания конкурентной среды промышленных предприятий Прямые: прямое участие государства в уставном капитале и управлении стратегическими промышленными предприятиями; управление отраслевой и корпоративной производственной мощностью промышленных предприятий

Косвенные: порядок доступа иностранных промышленных предприятий на внутренний рынок; сборочные предприятия; локализация производства комплектующих; создание промышленных кластеров; отраслевой информационный ресурс; отраслевой коммуникационный ресурс; федеральные целевые комплексные программы в части развития поисковой и инновационно-конкурентной деятельности

Методы стимулирования конкурентного поведения потребителей Методы стимулирования конкурентного поведения на потребительском рынке (В2С): отраслевой информационный ресурс; адвокатирование конкуренции

Методы стимулирования конкурентного поведения на корпоративном рынке (В2В): отраслевой информационный ресурс; адвокатирование конкуренции; управленческие исследования эффективности аутсорсинга; рейтинг деловой репутации поставщиков

Методы стимулирования конкурентного поведения на рынке государственных закупок (В20): централизация государственных закупок на федеральных торговых площадках и обеспечение анонимности покупателей и поставщиков; эксперименты по проверке добросовестности государственных закупок; адвокатирование конкуренции

Методы администрирования конкурентной среды промышленных предприятий Запретительные: запрет продаж; дисквалификация топ-менеджеров и собственников предприятий; 81»р-листы предприятий — недобросовестных конкурентов; финансовые санкции, административная и уголовная ответственность за антиконкурентные действия и недобросовестную конкуренцию

Ограничивающие: квоты производства и торговли; экспортные и импортные пошлины, возмещение НДС; архив конкурентных ситуаций; представители государственной структуры управления промышленностью в управлении стратегическими предприятиями; контроль слияний и поглощений, принудительная реструктуризация

Стимулирующие: кредитование экспорта важнейших видов промышленной продукции; федеральная и региональные программы развития конкуренции в промышленности; государственные интервенции

Методы создания конкурентной среды предлагается дифференцировать на прямые (прямое участие государства в уставном капитале и управлении стратегическими промышленными предприятиями; управление отраслевой и корпоративной производственной мощностью промышленных предприятий) и косвенные (порядок доступа иностранных промышленных предприятий на внутренний рынок через создание совместных предприятий; сборочные предприятия; локализация производства комплектующих; создание промышленных кластеров; отраслевой информационный ресурс; отраслевой коммуникационный ресурс; федеральные целевые комплексные

программы в части развития поисковой и инновационно-конкурентной деятельности промышленных предприятий). Стимулирование конкурентного поведения потребителей на рынках важнейших видов промышленной продукции призвано создать у различных категорий потребителей устойчивый стереотип конкурентного поведения, направленный на анализ предложения конкурентного рынка, рациональный выбор и анализ конкурентных альтернатив, применение количественных методов оценки конкурентоспособности конкретных видов промышленной продукции. Мы предлагаем дифференцировать методы стимулирования конкурентного поведения по целевым группам потребителей, выделив потребительский рынок (В2С), корпоративный рынок (В2В), рынок государственных закупок (В2G).

На потребительском рынке основой стимулирования конкурентного поведения потребителей должна стать деятельность государственных и частных рейтинговых и сертификационных агентств, направленная на объективное сравнение потребительских свойств важнейших видов промышленных товаров и адвокатирование конкурентного поведения посредством освещения результатов своей деятельности в традиционных и электронных СМИ.

На корпоративном рынке стимулирование конкурентного поведения покупателей возможно на основе деятельности отраслевого коммуникационного ресурса (например, в виде интернет-портала с сопутствующими сервисами), обеспечивающего освещение специализированных отраслевых исследований эффективности аутсорсинга, рейтинга поставщиков и партнеров по уровню их деловой репутации.

Наиболее сложная область методологии стимулирования конкурентного поведения потребителей — деятельность на рынке государственных закупок. Действенными методами в этой области могут быть и сегодня практически реализуются торговые площадки на уровне федеральных округов, обеспечивающие в своей деятельности анонимность заказчиков и поставщиков в ходе проведения тендеров на государственные закупки, что снижает уровень коррупционности подобных сделок. Кроме того, необходимо постоянное проведение экспериментов по проверке добросовестности государственных закупок путем размещения соответствующих заказов на торговых площадках и оценки уровня отклика конкурентного предложения на них.

Методы администрирования конкурентной среды должны предусматривать результативное сочетание запретительных, ограничивающих и стимулирующих методов. При этом должны быть определены количественные индикаторы оценки эффективности администрирования конкурентной среды, достижение которых однозначно укажет на необходимый уровень конкурентного администрирования и обеспечит устойчивый рост результативности и эффективности конкурентных процессов в управляемой конкурентной среде в промышленности страны.

На основании проведенного анализа была разработана авторская методика оценки качества конкурентной среды в промышленности страны (см. табл. 2)

Предлагаемый методологический подход был апробирован нами на примере отрасли грузового автомобилестроения России. Производство грузовых автомобилей в российском машиностроении, будучи одним из ключевых секторов машиностроительного производства, обладает сложившимся потенциалом импортозамещения, который может быть реализован за счет комплексных усилий по созданию и администрированию конкурентной среды в отрасли, программы роста конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем рынке, усиления экспортной активности российских производителей.

Российская автомобильная промышленность в период мирового экономического кризиса оказалась одной из наиболее «пострадавших» отраслей экономики. Производство грузовых автомобилей в 2009 г. составило 91,4 тыс. шт. (35,7 % объема 2008 г.). Грузовых автомобилей иностранных моделей в 2009 г. изготовлено 7,4 тыс. шт. (40,6 % объема 2008 г.). Общий объем отгруженной в 2009 г. продукции грузового автомобилестроения составил 79,6 млрд руб. (49,8 % объема 2008 г.) [8], а общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) — 489,5 млрд руб. (56 % объема 2008 г.), в том числе предприятиями, находящимися исключительно в российской собственности, — 226,5 млрд руб., или 46 % общего объема отгруженной в 2009 г. продукции. В 2009 г. резко сократился сегмент импорта новых грузовиков — на 92 %, или более чем в 10 раз в натуральном измерении. При этом сохранил свое значение сегмент импорта подержанных грузовиков, составивший по итогам 2009 г. 17,4 % внутреннего рынка, или 19 648 ед. техники, что в натуральном измерении равно примерно всему годовому объему выпуска ОАО «КамАЗ», а в денежном измерении с учетом цен внешней торговли превысил его почти вдвое (в 2008 г. средняя экспортная цена российского грузового автомобиля составляла 18 207 долл. США/ед., в то время как средняя импортная цена иностранного грузового автомобиля достигала 32 988 долл. США/ед.) [6, с. 725-727]. Импортные грузовики оставались конкурентоспособными на российском рынке, прежде всего, за счет более высоких функциональных характеристик, а также эргономики и ремонтопригодности. Производство грузовых автомобилей в январе-августе 2010 г. составило 85,8 тыс. шт. (154,4 %). Увеличили выпуск ОАО «КамАЗ», ОАО «УАЗ», ООО «АЗ "ГАЗ"», ОАО «АЗ "Урал"», ООО «Ивеко-АМТ». Снизили объемы производства АМО «ЗИЛ» [2], ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Грузовых автомобилей иностранных брендов выпущено 7,4 тыс. шт. [5; 7].

Таблица 2

Аналитическое показатели, характеризующие качество конкурентной среды промышленных предприятий

Блок оценки Аналитические показатели

Оценка емкости рынка, доля конкурентного рынка, характеристика конкурентного рынка Количественные показатели: емкость рынка, распределение рынка между крупнейшими игроками, конкурентный рынок — емкость и распределение, количество и структура игроков рынка. Показатели состояния конкуренции: коэффициент концентрации, индекс Герфиндаля-Гиршмана (рассчитанные по всему рынку и по конкурентному рынку). Динамика цен. Качественные показатели: особенности рынка, тенденции рынка, конкурентная конъюнктура

Конкурентный профиль участников рынка Количественные показатели: производственная мощность, уровень использования производственной мощности, минимальный экономически эффективный объем производства, финансовое положение, финансовые результаты и финансовая устойчивость. Удельная себестоимость (в том числе материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость). Уровень управленческих затрат. Качественные показатели: конкурентные преимущества рыночного и нерыночного типа, портфель сбыта (конкурентный/неконкурентный сектор)

Оценка конкурентного поведения покупателей Характеристики модели конкурентного поведения: информационная эффективность, склонность к конкурентному поведению, формы конкурентного поведения

Характеристика поисково-конкурентной деятельности участников рынка Количественные показатели: уровень и динамика затрат на поисково-конкурентную деятельность. Эффективность затрат на поисково-конкурентную деятельность. Качественные показатели: корпоративные стандарты поисково-конкурентной деятельности

Характеристика инновационно-конкурентной деятельности участников рынка Количественные показатели: уровень и динамика затрат на инновационно-конкурентную деятельность. Эффективность затрат на инновационно-конкурентную деятельность. Качественные показатели: корпоративные стандарты инновационно-конкурентной деятельности

Характеристика процессов недобросовестной конкуренции субъектов рынка Количественные показатели: масштабы и динамика выявленных нарушений, время реакции на нарушения, количественные показатели мер по пресечению и преодолению последствий. Качественные показатели: типовые ситуации, рейтинг предприятий-участников, качественные показатели мер по пресечению и преодолению последствий

Характеристика антиконкурентных действий субъектов рынка Количественные показатели: масштабы и динамика выявленных нарушений, время реакции на нарушения, количественные показатели мер по пресечению и преодолению последствий (штрафы). Качественные показатели: типовые ситуации, рейтинг субъектов-участников, качественные показатели мер по пресечению и преодолению последствий (дисквалификация субъектов)

Оценка результативности и эффективности конкурентных процессов Производство, экспорт, импорт важнейших видов промышленной продукции, запасы в торговле, конкурентоспособность продукции отечественных производителей и импорта на внутреннем рынке, сальдированный финансовый результат по видам экономической деятельности, конкурентоспособность субъектов рынка (институциональный, территориальный, отраслевой срезы), число новых участников рынка, число выбывших участников рынка

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

— динамика продаж на внутреннем рынке в 2004-2010 гг. показала отсутствие устойчивых тенденций и характеризовалась значительной волатильностью, что отрицательно сказывалось на конечных результатах работы отечественных производителей грузовых автомобилей;

— отечественные предприятия грузового сегмента автомобильной промышленности России проектировались и вводились в эксплуатацию 40-60 лет назад, чем объясняются нынешний низкий технический уровень выпускаемой продукции и наличие значительных продаж иностранных образцов техники на внутреннем рынке;

— на рынке фактически присутствуют два крупных отечественных игрока ОАО «КамАЗ» и Группа «ГАЗ» (включающая ОАО «АЗ "Урал"»), остальные игроки не оказывали существенного влияния на объемы продаж;

— целые сегменты рынка грузовых автомобилей остаются неохваченными российскими производителями, ориентированными скорее на результативность, чем на эффективность и конкурентоспособность хозяйственной деятельности, а в случае возникновения убытков хозяйственной деятельности активно компенсируют их за счет государственной помощи;

— уровень спроса на грузовые автомобили во многом определяется недостаточной платежеспособностью покупателей в основных отраслях-потребителях (сельское хозяйство, строительство, торговля); значительное давление на рынок оказывает парк морально устаревшей техники, сроки эксплуатации которой многократно превышены.

Проведенный анализ показал, что в целом архитектура российского грузового автомобилестроения за последние 20 лет существенно не изменилась, однако почти четверть рынка в 2009 г. принадлежала прямым импортерам иностранных новых и подержанных грузовых автомобилей. Это отрицательно сказывалось на объемах продаж отечественных производителей и их финансовых результатах. В отрасли сохранен советский подход к организации промышленного производства, согласно которому каждый автомобильный завод работал в своем сегменте отрасли, избегая конкуренции с аналогичными предприятиями. Фактически каждому предприятию отрасли предоставлялась «тихая гавань», а финансовый результат гарантировался государственным заказом, который до сих пор служит значимым инструментом конкурентного администрирования в отрасли. Результатом подобного подхода является фактическое отсутствие конкуренции в отрасли.

Одним из практических направлений активизации потенциала конкуренции является, на наш взгляд, создание специализированных автомобильных кластеров, по сути, представляющих собой конкурентную среду развития и позволяющих нивелировать сложившиеся барьеры для входа в отрасль, обеспечить ускорение основных отраслевых и корпоративных бизнес-процессов, в ускоренном режиме преодолеть имеющее место масштабное техническое и технологическое отставание, интегрировать национальный автомобильный комплекс в глобальное конкурентное пространство [1].

Учитывая сложившееся положение и результаты анализа конкурентной среды в российском грузовом автомобилестроении, предлагаются следующие пути внедрения кластерных технологий в деятельность отрасли. Целевыми индикаторами развития конкуренции в отрасли на основе реализации кластерной технологии создания и развития конкурентной среды должны стать: увеличение числа участников отрасли до 8-10 при обеспечении выполнения требований по составу кластерной единицы; привлечение в отрасль ведущих мировых производителей автокомпонентов и обеспечение их локализации в России, предприятий родственных и поддерживающих отраслей; активизация конкурентного поведения потребителей, увеличение доли конкурентных продаж в общем объеме рынка до уровня 90-95 %; рост экономической эффективности предприятий отрасли и обеспечение рентабельности продаж не менее 25 %, в том числе по инновационным образцам — не менее 50 %.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боярова А.В. Проблемы внедрения и сертификации системы менеджмента качества для российских предприятий — поставщиков автомобильной промышленности // Известия СПбУЭФ. 2010. № 5.

2. Годовой отчет АМО «ЗИЛ» за 2009 г. URL: http://www.amo-zil.ru/ company/emit_zil/godovoi_otchet.htm

3. Демченко А.О. Роль технологических инноваций в стратегии развития предприятия // Известия СПбУЭФ. 2010. № 2.

4. Евсеев С.Ю. Уточнение понятия «конкурентоспособность» по отношению к разноуровневым экономическим объектам // Там же. № 6.

5. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-августе 2010 года. URL: http://www.minprom.gov.ru/activity/avia/stat/31/1

6. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. М.: Росстат, 2009.

7. Сайт Минпромторга РФ. URL: http://www.minprom.gov.ru/lenta/kamaz/26

8. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.minprom.gov.ru/ministry/programm

А.В. БАБКИН, Т.Ю. КУДРЯВЦЕВА, А.В. БАХМУТСКАЯ

Александр Васильевич БАБКИН — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента в машиностроении Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, директор научного комплекса Университета.

Автор 126 публикаций.

Сфера научных интересов — промышленность, экономика промышленных предприятий, инновационный потенциал промышленных кластеров, программное планирование.

Татьяна Юрьевна КУДРЯВЦЕВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и денежного обращения Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

В 2000 г. окончила Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

Автор 27 публикаций.

Сфера научных интересов — промышленная политика, государственные финансы, государственные закупки, эффективность государственного управления.

Александра Викторовна БАХМУТСКАЯ — кандидат экономических наук, главный специалист сектора по работе с подведомственными учреждениями отдела планирования и исполнения бюджета Управления бюджетного планирования и контроля Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга.

В 2001 г. окончила Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

Автор 12 публикаций.

Сфера научных интересов — промышленная политика, кластеры предприятий, планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона, оценка эффективности государственного регулирования экономики.

^ ^ ^

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Сегодня роль промышленности как ведущей отрасли экономики Санкт-Петербурга, оказывающей определяющее влияние на социально-экономическое развитие города, ставится под сомнение, что обусловлено усиле-

ГРНТИ 06.71.03

© А.В. Бабкин, Т.Ю. Кудрявцева, А.В. Бахмутская, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.