Научная статья на тему 'Методологические подходы к разработке современной модели региональной инвестиционной политики'

Методологические подходы к разработке современной модели региональной инвестиционной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕЛИ И ТИПЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ФОНД ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / REGIONAL INVESTMENT POLICY / MODELS AND TYPES OF INVESTMENT POLICY / FUND OF INVESTMENT PROJECTS / PRIORITY GUIDELINES OF INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин И. В.

Разнообразие подходов в разработке региональной инвестиционной политики, низкая результативность ее реализации вызывают необходимость формирования эффективной модели инвестиционной политики, отвечающей задачам социально-экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT OF MODERN MODEL OF REGIONAL INVESTMENT POLICY

A variety of approaches in development of regional investment policy and low productivity of their realization cause the necessity to form the effective model of the investment policy answering to the problems of social and economic development of the regions.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к разработке современной модели региональной инвестиционной политики»

УДК:330.322+332.1

Методологические подходы к разработке современной модели региональной инвестиционной политики

И.В. Костин

Разнообразие подходов в разработке региональной инвестиционной политики, низкая результативность ее реализации вызывают необходимость формирования эффективной модели инвестиционной политики, отвечающей задачам социально-экономического развития регионов.

Ключевые слова: региональная инвестиционная политика, модели и типы инвестиционной политики, фонд инвестиционных проектов, приоритетные направления инвестиционной политики.

В условиях усиливающейся мировой и региональной конкуренции, нестабильной экономической обстановки неоспоримым фактом для Российской Федерации, ее регионов выступает необходимость разработки эффективной модели государственной инвестиционной политики, как основного инструмента формирования высокотехнологической и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей рост качества жизни населения. В этой связи, обуславливается необходимость не столько усиления государственного вмешательства в процесс инвестирования, сколько поиск новых эффективных форм взаимодействия государства с другими участниками инвестиционной деятельности. Цель такой формы взаимодействия - выработка новой качественной модели сотрудничества, позволяющей повысить инвестиционный потенциал экономики региона и ее способность к качественному освоению капитала на уровне современных требований.

Рассматривая мировой опыт формирования модели инвестиционной политики отдельными исследователями выделяется три их модели, для которых характерен тот или иной аспект стимулирования инвестиций. [1]

В первой модели (США, Канада) акцент делается, главным образом, на налоговые стимулы для частных инвестиций, стабилизацию экономической ситуации. Банкам отводится подчиненная роль. Ключевым механизмом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресурсов выступает фондовая биржа. Государство способствует координации инвестиционной деятельности путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики. К недостаткам модели можно отнести отсутствие специальных стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления.

Во второй модели (Япония, Франция, Китай) превалирует в основном государственное финансирование инвестиционных проектов при активном партнерстве с инвесторами. Государство использует контроль над банковской системой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях компаниям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с конкретными нуждами фирм. Роль координатора на себя берут организуемые государством консультативные советы. Необходимым условием реализации данной модели является сильный частный сектор и сильный государственный аппарат управления. Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на реализацию значимых инвестиционных проектов. Недостатком является политизация процесса планирования инвестиций, коррупция чиновничьего аппарата.

В третьей модели (Южная Корея, Тайвань) главенствующим является преодоление недостатков координации и создание механизма для согласования решений частных инвесторов: государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал. Модель опирается на деятельность фирм с высоким экспортным потенциалом, вокруг которых, образуется сеть поставщиков, которые координируют свои планы с деятельностью «головной» компании. Здесь имеет место достижение инвестиционного мультипликационного эффекта. Задача государства - активно поддерживать эти группы и обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и созданию ими конкурентных высокоэффективных видов бизнеса. Но данная модель достаточно уязвима в свете новых правил ВТО.

Интересным представляется европейский опыт, где активно проводится политика не выравнивания бюджетной обеспеченности, а выравнивание экономического роста территорий.

Рассматривая возможность применения зарубежного опыта, следует иметь ввиду, что без адекватной институциональной инфраструктуры его применение не даст столь существенного эффекта. Необходима реализация комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, определению и реализации приоритетов инвестирования, позволяющих создать конкурентоспособную наукоемкую экономику.

Как отмечают авторы доклада Института региональной политики в рамках проекта "Инвестиционная политика России. Региональные аспекты"[2] до последнего времени инвестиционная привлекательность российских регионов определялась не только инвестиционной политикой местных органов власти, но и объективно существующими условиями экономического развития территорий. Авторы отмечают, что основой экономического роста регионов оставались естественные преимущества, к которым они в свою очередь относят "крупные агломерации - зоны добычи ресурсов - зоны транзита".

Наряду с этим, уместно отметить, что инвестиционная привлекательность регионов определяется не только наличием естественных преимуществ, но как показывает опыт Белгородской, Калужской и других областей не меньшее значение имеет качество и активность проведения инвестиционной политики. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что использование данного ресурса практически не имеет ограничений и возможности для совершенствования региональных инструментов инвестиционной политики еще достаточно велики. Применительно к Российским условиям, в этом плане обращает на себя внимание тот факт, что инвестиционная политика многих регионов недостаточно сориентирована на решение насущных проблем, с которыми приходится сталкиваться инвесторам. Нерешенность данных проблем существенно снижает инвестиционную привлекательность регионов. Убедительным является тот факт, что по условиям ведения бизнеса Россия в целом занимает 120 место из 183 стран [3]. Наиболее острыми для инвесторов проблемами являются: сложности в открытии и неблагоприятные условия ведения бизнеса; трудоемкая процедура и большие сроки получения разрешения на строительство; недоступность и сложная процедура получения кредита и др.

Наряду с этим, "инвестиционный голод", накопившийся за последние годы вынуждает региональные власти принимать практически любые большие инвестиционные проекты на своей территории. Такая позиция, оправданная в краткосрочной перспективе, может привести к дополнительным проблемам в более отдаленном будущем, когда может оказаться, что новые производства могут стать проблематичными с точки зрения стратегических перспектив региона и не конкурентоспособными на фоне конъюнктурных изменений на внутреннем и внешних рынках.

Проведенный анализ региональных особенностей формирования и реализации инвестиционной политики позволил нам выделить основные типы инвестиционной политики регионов (таблица 1.).

Приведенная в таблице классификация хотя и носит условный характер, но вместе с тем, выделенные типы инвестиционной политики, реализуемой регионами, на наш взгляд, позволяет определять целевые подходы разработчиков и оценивать эффективность достижения ими результатов в инвестиционной сфере и как следствие в социально-экономическом развитии региона.

Критически оценивая вышеизложенные типы инвестиционной политики регионов, считаем наиболее эффективным 4-й тип инвестиционной политики, поскольку он позволяет в большей мере задействовать инвестиционный потенциал региона и в максимальной степени достигать поставленных задач экономического роста.

Таблица 1

Основные типы инвестиционной политики регионов

Типы инвестиционной политики Основные особенности

1. Политика наращивания бюджетных доходов и инвестиций из бюджета в обмен на налоговые льготы крупным компаниям. Предоставление налоговых льгот крупным компаниям в обмен на резкое увеличение поступлений налогов в бюджет региона

2. Политика, отражающая приоритет бюджетных инвестиций Высокий удельный вес бюджетных инвестиций, обусловленный сверхдоходами бюджета (г. Москва)

3. Политика привлечения крупных частных инвесторов, способных создать условия для интеграции с местным бизнесом Активный поиск крупных инвесторов, предоставление льгот и сопровождение инвестиционных проектов региональными властями, позволяющая минимизировать собственные затраты региона и расширить рынок для местного бизнеса

4. Политика предоставления равных условий для инвесторов и общее улучшение инвестиционного климата Формирование благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего предоставление готовых агропромплощадок с современным инфраструктурным обустройством, формирование специализированных кластеров, сориентированных на создание высокотехнологичных производств и рост занятости населения.

Применению данного типа благоприятствует наметившийся в последние годы позитивный характер общего тренда инвестиционной политики регионов. Цели инвестиционной политики регионов приобретают более реалистический характер и с большей направленностью на экономический рост. На фоне роста объема общих инвестиций уменьшается доля бюджетных инвестиций, увеличивается доля частных инвестиций. Система региональных преференций инвесторам предоставляется в более четких законодательных рамках при значительном ограничении возможностей неоправданной раздачи регионами льгот.

Однако, пока на сегодня большинство регионов в проводимой ими инвестиционной политике ориентируются на привлечение крупных инвесторов, сохраняя к ним дифференцированный подход. С учетом такого подхода, нет пока очевидных сдвигов к общему улучшению инвестиционного климата для частного бизнеса любого размера, инфраструктурной подготовке территории для привлечения инвесторов, более качественной информационной, коммуникационной, имиджевой политике. В результате многократно подтвержденный в мировой практике вывод, что благоприятные "правила игры" для всех более эффективны для развития, чем частные преференции отдельным, даже крупным, инвесторам, пока не отражается в инвестиционной политике подавляющего большинства российских регионов.

В целях ограничения такой практики представляется целесообразным выстраивание научно обоснованной системы управления инвестиционной деятельностью в регионе, которая бы базировалась на разработанной и утвержденной стратегии экономического развития региона. Основу базовой стратегии развития экономики должны составить меры по повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона.

На основе стратегии экономического развития соподчинено должна разрабатываться концепция инвестиционной политики региона, в которой необходимо определить перечень приоритетов инвестиционного развития с учетом баланса интересов потенциальных инвесторов и региона. При этом, выбранные приоритетные направления инвестирования отраслей экономики региона должны обладать способностью:

> иметь высокую добавленную стоимость на одного работающего;

^ играть роль «связующего звена»;

^ обеспечивать потенциал роста в будущем;

> повысить вертикальную интеграцию предприятий региона.

Для реализации ключевых направлений, представляется целесообразным делать упор не на совокупном росте инвестиций, а на росте инвестиций по следующим стратегическим направлениям:

• в накопление и развитие человеческого капитала;

• в социальную сферу региона;

• в инновационный потенциал региона;

• в производственную и инвестиционную инфраструктуру региона.

Эффективным инструментом реализации приоритетов экономического развития региона может стать региональный фонд инвестиционных проектов, особенно целевых инвесторов-стратегов, на поддержке которых региону придется концентрировать усилия и ресурсы. Основной алгоритм такой работы схематично приведен на рис. 1.

Основная задача - выбрать целевых инвесторов - стратегов, на привлечение которых будут направлены основные усилия и ресурсы региона

Отрасль

Критерии определения

приоритетных отраслей, готовые к привлечению прямых инвестиций:

- размер и темпы роста рынка;

- прибыльность отрасли;

- острота конкуренции в отрасли;

- формирующиеся в отрасли угрозы и возможности;

- инвестиционный престиж отрасли;

- барьеры на пути входа в отрасль;

- потр ебность в капитале;

- степень регулирования отрасли и др.

Страна

Показатели определения целевых стран, на которых будут сконцентрированы усилия по поиску инвесторов:

- страны-лидеры в приоритетных отраслях, готовых к привлечению инвестиций;

- страны-лидеры в отраслях,

которые являются

обеспечивающими для

приоритетных отраслей развития региональной экономики.

Предприятие

определения

инвесторов-

Показатели целевых стратегов:

- компании - лидеры в целевых отраслях;

- компании, заинтересованные в ведении бизнеса в регионе.

В результате работы формируется «длинный

список» потенциальных целевых инвесторов-

стратегов и базу данных целевых инвесторов.

Рис. 1. Выбор стратегических инвесторов.

В результате работы должен быть сформирован «длинный список» потенциальных целевых инвесторов-стратегов. Затем из «длинного списка» инвесторов-стратегов необходимо сформировать «короткий список» инвесторов-стратегов и выработать комплекс адресных коммуникационных мер по обеспечению ими инвестирования соответствующих отраслей региональной экономики. Последовательность реализации основных этапов по формированию «короткого списка инвесторов» и побуждению их к реализации проектов в регионе отражена на рис. 2.

Изложенный подход по привлечению потенциальных инвесторов-стратегов позволит целенаправленно проводить работу по привлечению инвестиций, сэкономить время и ресурсы и в формировании инвестиционного климата исходить из конкретных запросов данных инвесторов.

Главные задачи:

сформировать из «длинного» «короткий» список инвесторов;

побуждение инвесторов из «короткого списка» к реализации проектов в регионе.

«короткий» список инвесторов

Анализируется «длинный список»

инвесторов.

Основ ные критерии:

• наличие стратегических планов развития в Российской Федерации/ Восточной Европе в ближайшие 2 года;

• наличие планов расширения сущес твующей деятельности в Российской Федерации/ Восточной Европе в ближайшие 2 года;

• наличие планов развития в приор итетных отраслях

На привлечении инвесторов из «короткого списка» концентрируются усилия

соответствующих структур региона.

Посто янный мониторинг и обновление «длинного списка» инвесторов с целью дополнения «короткого списка».

обеспечение решения об инвестировании

Набор адресных коммуникационных мер для инвесторов из «короткого списка».

Для каждой группы инвесторов или для каждого инвестора из «короткого списка» создается уникальное предложение, включающее:

- для инвесторов, выбирающих между Россией и другими странами - преимущества России (региона) по всем параметрам предполагаемой деятельности/проекта;

- для всех инвесторов - преимущества региона по сравнению с другими регионами России по всем параметрам предполагаемой деятельности/проекта. Усилия концентрируются на том, чтобы донести до инвестора это уникальное предложение и на активной личной работе с инвестором его заинтересовать.

Рис. 2. Выбор стратегических инвесторов.

Преимуществами привлечения стратегического инвестора могут стать:

• значительная премия при продаже крупного пакета акций;

• долгосрочное, в отличие от финансового инвестора, участие в капитале;

• расширение рынков сбыта, доступ к новым сегментам рынка;

• возможность использовать ноу-хау, технологии, бренды, каналы дистрибуции и другие активы стратегического инвестора;

• стратегический инвестор может инвестировать в «зрелый» бизнес с невысокой рентабельностью, выигрывая на эффектах масштаба, синергии, на росте капитализации объединенной компании и т.д.

Помимо этого, в рамках данного направления необходимо формировать программу постпроектного обслуживания существующих инвесторов. Такая работа позволяет лучше понимать направления инвестиционных потоков в регионе и с учетом этого прогнозировать новые инвестиции. Согласно статистике, источником 60% прямых инвестиций являются уже присутствующие на территории инвесторы.

В модели региональной инвестиционной политики целесообразно предусмотреть комплекс мер по обеспечению необходимого уровня «сервиса» для инвесторов в соответствии с международными стандартами ведения инвестиционной деятельности.

В связи с этим деятельность по привлечению и сопровождению инвесторов в регион должна осуществляться на профессиональной основе - региональной структурой отвечающая за привлечение инвестиций.

При разработке региональной инвестиционной политики необходимо исходить из того, что по сравнению государственной инвестиционной политикой Российской Федерации, она должна носит более конкретный характер, акцент должен делаться не на формировании общих условий, а на решении конкретных задач развития региональной экономики.

При разработке основных направлений по повышению инвестиционной привлекательности региональным органам власти особое внимание следует уделить формированию коммуникационной стратегии, предусматривающей организацию внешних коммуникаций, направленных на создание в целевых аудиториях имиджа региона, привлекательного для размещения инвестиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В регионе должна поддерживаться современная правовая база по формированию эффективного механизма привлечения и поддержки инвестиций. В этой связи, одними из направлений такой работы должны стать формализация процедур, обеспечивающая эффективную реализацию норм государственной поддержки инвесторов.

Не менее важной является разработка и принятие нормативных актов о государственночастном партнерстве, закрепляющее позицию государства о необходимости и приоритетности взаимовыгодных отношений между государством и частным сектором экономики.

Таким образом, реализация обозначенных подходов к формированию модели региональной инвестиционной политики, на наш взгляд, позволят органам власти регионов более эффективно управлять инвестиционной сферой и за счет этого успешнее решать задачи социальноэкономического развития территорий.

A variety of approaches in development of regional investment policy and low productivity of their realization cause the necessity to form the effective model of the investment policy answering to the problems of social and economic development of the regions.

The key words: regional investment policy, models and types of investment policy, fund of investment projects, priority guidelines of investment policy

Список литературы

1. Модели инвестиционной политики // Инвестирование. Март 30, 2009г. -

www.cognoscre.rulinvestirovanielmodeli-investicionnoj-politiki.html

2. Общий тренд инвестиционной политики российских регионов - позитивный // 27.09.2006 www.finam.ru/analysis/forecasts005D8/default.asp

3. Инвестиционный климат Российской Федерации // февраль 2010г. -

http://www.economy.gov.ru

Об авторе

Костин И. В. - доцент, к.э.н., заведующий кафедрой «Деньги. Кредит. Банки» Калужского филиала ФГОБУ ВПО «Государственный университет Минфина России»

Домашний адрес: 248007 г. Калуга, ул. Вишневского, дом 28, к.313. Эл. Почта: Гу [email protected] Моб. Телефон: 8-910-865-60-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.